Блог им. Demetry: Как играть дальше?
Когда я пришел на ММОзговед, многие были поглощены миром EvE. Да многие и сейчас поглощены им. Я долгое время мечтал погрузиться в него… Первым отпугивающим фактором стало 40 минутное видео — обучение управлению кораблем! И водительское удостоверение категории G почему-то за это не дают. Все бы ничего, но затем появилась статья про профессии… и одна картинка.

Блог им. Demetry: Как играть дальше?
Сорок минут? Да ладно! Пора открывать отдельный институт! Обучение всего 25 000 фунтов стерлингов в год (да, за эту цену вы могли бы учиться в Оксфорде, но что он вам даст?!). Академия EvE-онлайн — наши выпускники попадают в ТОП гильдии! Наши выпускники пишут книги и снимают видео… Становятся героями конвентов и… да и хватит, вы всего-то 25 штук башляете, на что губу раскатали. (Подписка в цену не входит.)

Это все шутки, но для меня последнее время игры стали делиться на две категории:

  • Слишком сложно играть
  • Слишком просто играть

Слишком сложно играть:

Эти игры отличаются хорошо и интересно проработанный миром с историей, нюансами и интересным геймплеем. Они безумно красивы и каждый рассказ о них превращается в захватывающее приключение. Они притягательны, но есть одно «но»… Садясь за подобную игру, ты убиваешь час-два, чтобы разобраться, что-то понимаешь, что-то — нет, свободное время заканчивается и через пару дней приходится повторять процедуру заново, что уже после третьего-четвертого раза отбивает желание играть.

Слишком просто играть:

Лучшие из этих игр, как блондинки из анекдотов, очень красивые и очень тупые. Иногда они все же пытаются блеснуть чем-нибудь кроме графики. Например, сюжетом… И, кажется, им это начинает удаваться… но нет, только кажется. Как говорится, раз в году и палка стреляет, но никто не говорит, что метко.

В результате получается, что поиграть и не во что. Я не могу себе позволить играть в игры, где для включения в игру нужно изучать длинные мануалы, чтобы не оказаться хайлевельным мясом. Либо в такие, где нужно долго изучать нюансы, чтобы выступить наравне с ИИ. И в то же время однокнопочный геймплей с надписью «нажмите кнопку G» на системнике в 5-6 мощнее моего первого компьютера тоже не устраивает. А вот средних игр, не отнимающих кучу времени на изучение, но радующих приятными сюрпризами, сюжетом и геймплеем, почти нет.

Возможно, я бы и скинул это на старческое брюзжание, если бы не одно «но»… Хорошие игры все-таки выходят. Хотя и крайне редко. И это касается не только ММОРПГ, но и остального игростроя. Безусловно, тот же EvE когда-то был относительно простой игрой, но со временем в попытке поразить старых игроков новыми игровыми механиками она пришла к тому, что буквально через год-два мы услышим, все же услышим о наборе в Академию Космических сил EvE online. А я откажусь от попыток играть в новые игры и вернусь в Мир Меча и Магии 3,5.

P.S. прошу прощение за сумбурность, писал с планшета, а это оказывается довольно не просто.

34 комментария

avatar
Безусловно, тот же EvE когда-то был относительно простой игрой

Она была такой же сложной в момент релиза, не поверите. Все базовые механики на местах. Сейчас даже её чуть упростили, сделали обучение в разы лучше (да, представьте себе — сейчас целая ветка обучающих агентов по разным направлениям, раньше — 5 миссий и пинок по зад, в открытый космос).
  • +4
avatar
Я согласен с тем, что EVE Online раньше была не проще точно. Но в целом, мне кажется, тема сложности EVE слишком раздута. Ничего такого, с чем современный нормальный человек там не мог спокойно разобраться, я не вижу и не видел никогда. Тем более, что попытка овладеть всем сразу все равно утопична. В большом и свободном мире ты выбираешь одно направление. Ну, хотя бы копка астероидов. Ничего сложного вообще, да еще в фоне можно продолжать изучать игру. Торговля — тоже ведь ничего сложного, на самом деле. Нашел подешевле, продал подороже, пару раз обжегся на покупках в лоусеках, усвоил урок, или сразу понял все о том, что покупать в системах с безопасностью ниже 0.5 не нужно, а также стоит проверять возможность безопасного маршрута. Опять же — летишь спокойно, изучаешь игру. Куда спешить-то? :) Игра, познанная на 100% меньше чем за сорок минут превратится в пустую тарелку со звенящим дном.
  • +5
avatar
Ну конечно. Именно поэтому затянувший меня в Еву друг перво-наперво заставил (именно заставил, шантажом) меня смотреть сорокаминутный видеогайд по майнингу. Помню до сих пор =)
  • 0
avatar
У людей странное представление об обучении и привлечении других людей. :)
  • 0
avatar
Интересно, за сколько минут можно было бы прочитать такой гайд, если бы он был описан словами?
  • 0
avatar
Тема сложности, тем более ММО — это не только вопрос абсолютного значения, но ещё и относительно сообщества. И тут максимум сложности возникает, когда много лет уже прошло, но многие ветераны всё ещё в строю наравне со всеми и своих позиций уступать не намерены — в результате складывается мировоззрение, что новичок должен поскорее сравняться с ветеранами или грош ему цена.
На следующем этапе развития должны формироваться градация деятельности по уровню опыта/навыков и некая форма преемственности… но, как показывает практика, даже в реале уровень вхождения (а порой и ещё несколько переходных этапов развития) во многих областях деятельности то и дело переклинивает так, что заявленная схема развития не работает совсем (то есть всё делается по блату или иными окольными путями)
  • +1
avatar
Просто мы знаем не обо всех играх, что вышли в свет, например тот же Boundel ещё только в раннем доступе, но сомневаюсь что кто-то на ммозге уже успел эту игру «пощупать».
  • +1
avatar
На полноценную ММОРПГ все равно необходимо потратить не меньше нескольких сотен часов своего времени, иначе и смысла в нее играть нет.
Поэтому два- три часа на обучение игре — это вообще ничтожно мало.
Комментарий отредактирован 2016-05-14 14:09:52 пользователем Orgota
  • +3
avatar
На мой скромный взгляд, в силу унификации большинства ММО в части интерфейсов — те самые 2-3 часа подразумевают под собой уже некий накопленный опыт игры в другие ММО.

Приведу пример. Помимо EVE, мне конечно довелось поиграть в разные прочие ММО, и в большинстве своем, их интерфейс схож процентов на 70. Недавно из интереса поставил ASTA(какая-то китайская или корейская ММО) — и понял, что на освоение интерфейса у меня ушло минут сорок. Остальное — система классов, одежка, механика перков — уже чисто игровой опыт для конкретного проекта.

В то же время в EVE интерфейс абсолютно не коррелирует с другими проектами. От слова никак. Ну или же мне не попадалось проектов со схожим интерфейсом. Вот тут наш новичок теряется, пытается разобраться в нагромождении окошек, и всего прочего. С первого взгляда — да, сложно. После месяца игры — жонглируешь ими только так.
  • +6
avatar
А вот тут унифицированная игра переходит в разряд красиво, но скучно и глупо.И не беда когда она схожа на 70 %, беда когда на 90.
  • 0
avatar
попробуйте сделать шутеры так, чтобы интерфейс отличался хотя бы на 5% ( не считая цвета ).
  • 0
avatar
Смотря что с чем сравнивать.
Интерфейс можно вынести на совсем другие взаимодействия. «Звук перезарядки громче, когда патронов меньше» — например. Но ведь речь про весь UI.
А это и хаб/ангар (привет Аллоды3 и Quake'95), интерфейсы ввода данных… тысячи их. В той же «Master of Epic» (ММО) многие взаимодействия можно было спокойно производить через чат.

С другой стороны — а в чём проблема унификации UI? Да хоть одновременно 3 разных типовых — это не проблема даже при разработке (кроме как для дизайнера подумать не только о красоте, но и о функциональности для реального игрока), а для игрока — это лишняя возможность использовать наиболее удобный именно для него интерфейс. В общем — ИМХО, не это есть проблема.

Вспомним Wolfenstein3D, SystemShoсk (1 поколение), Doom, Heretic (2 поколение), DukeNukem3D, Blood и даже ShadowWarrior с RedneckRampage (3 поколение) — они все сделаны по факту на идеологически одном, хотя и стремительно эволюционирующем движке с практически идентичным UI.
  • +1
avatar
Потому что в игре не должны быть бегающие за игроками аниматоры, тем более — в песочнице.
  • +2
avatar
Ну в моем личном опыте ММО со схожими интерфейсами не было — Ева, Салем, Даокфол.

Я, кстати, считаю, что интерфейс игры по возможности должен быть как можно более простым и интуитивно понятным. Только если механика игры не позволяет обойтись простым интерфейсом, есть смысл усложнять и дополнять его.

То есть, сложная игра — хорошо. Сложный интерфейс — это или плохо или необходимое зло к сложной игре.
  • +5
avatar
А можно примеров сложных игр кроме евы?
  • 0
avatar
Шахматы. Мануалы надо читать лет пять, что бы играть на среднем уровне.
  • +3
avatar
Haven and Hearth, Life is Feudal :)
Комментарий отредактирован 2016-05-14 17:50:00 пользователем Atron
  • +2
avatar
Life is Feudal — не «сложная», она занудная. необходимость бороться со сном в процессе спиливания дерева — это тягомотина и занудство.
«быстро» и «Просто» отнюдь не синонимы.
Блиц-партия в шахматах не делает игру в шахматы легче.
  • +2
avatar
Я, разумеется, говорил именно о сложности, а не о протяженности действия. Взаимосвязей механик и деталей там довольно много. Но, опять же, здесь я пытаюсь угадать, так как и EVE не считаю прямо вот «сложной» игрой. :)
  • 0
avatar
Дварф Фортресс )
  • +5
avatar
Это уровень «найтмар»
  • +1
avatar
На самом деле, сложность Дварф Фортресс сильно преувеличена именно из-за непривычного интерфейса (что обсуждалось и выше). В EVE гораздо больше связей, тонкостей и порогов в освоении, на мой взгляд.
  • 0
avatar
del
Комментарий отредактирован 2016-05-16 09:42:02 пользователем aspecter
  • 0
avatar
А мне кажется, что игры с каждым годом все проще и проще, все проходится на «imposible» в режиме «терминатор» практически с 1 раза. Раньше это был нереальный уровень сложности, в котором можно было лишь стараться проиграть как можно позже. включая все свои познания и изучая каждую мелочь и деталь. Про «пройти игру» вопрос даже не ставился.А вот например последние XCOM 2 и Master of Orion даже не заставляют особо думать на максимальной сложности. И это топовые стратегии и тактики. Все это очень и очень грустно.
  • +1
avatar
Может, это вы стали гиперскиллованным? Когда я качалась пристом во времена ЛК (это была моя первая ММОРПГ и одна из первых РПГ), то постоянно собирала лишних мобов и помирала. Не хватало маны, постоянно садилась и пила водичку. А когда стала играть на небезызвестном Носте, то прошла пристом весь Западный край без единой смерти, хотя классик-прокачка был сложнее, чем ЛК, так как в ЛК её уже успели понерфить.

Мозг-то учится. Игра у вас новая, но мозг-то старый, учёный уже. У него определенные отделы уже науськаны на быструю реакцию, на распознавание образов и так далее.
  • +5
avatar
Покуда у меня не накрылась видеокарта потрогал ХиХ. И-таки что я думаю:
Обычно игра меряется сессиями. Иногда хочется зарубиться на всю ночь, иногда — просто посидеть минуть 20, скрафтить/поймать/найти что-то и сессию завершить.

И тут мне кажется, фундаментальная проблема (уже освещавшаяся), что современные игры тянут за собой шлейф устаревших приёмов, вроде квеста о спасении мира Избранным в почти любой ММО.
Стоит именно этот конфликт: у игрока есть сессия. Сессия — до 2 часов (т.е. 30-60-120 минут), и за это время игрок должен успеть попробовать весь геймплей, достаточный для получения удовольствия и обозримо достижимых целей (в той же Картошке — прокачка танка, новый танк, облизивание на трубу/сетку).

И в приложении к ХиХу как-то захотелось организовать город. Цель — ограничение сессии 15-20-ю минутами на игрока, перевесить часть проблем на социум, автоматизировать взаимодействия (непрямое управление как в Majesty). Словом — организовать условия, когда новичок сразу окунается в игру, ему не нужно страдать поиском ингридиентов для открытия рецепта и экзистенциальным вопросом «и что мне тут делать вообще?» — на этот вопрос отвечает «непрямое управление»: «за эдельвейс — 5 монеток, за плохой топор — плохая жареная рыбка».
А далее — целевые предложения по «гильдиям», обучение неигровым навыкам (курсы UI), прочая массовая активность как метод энтропии.
Кому не надо — уйдёт в закат. Кому понравится — будет занят и получит и социальную, и экономическую движуху.
Суммарно, до 52-108 игроков и до 8 «гильдий» населения штатно на клайме деревни распихать по углам можно. А с такой оравой можно и ополчение поднять, и набегов не бояться.
(Ну и создать в пустынном мире тесноту — да, тоже).
  • +1
avatar
Я сейчас залипла, наконец, на Ведьмаке 3. Поставила на «только сюжет» — и наслаждаюсь! То, что доктор прописал! :)
  • 0
avatar
Боевка не раскрывается на такой сложности :(
  • 0
avatar
Ну, это как раз для меня. :)
  • 0
avatar
Это все шутки, но для меня последнее время игры стали делиться на две категории:

• Слишком сложно играть
• Слишком просто играть
Если игра слишком простая, то похоже, человек этот уровень банально перерос. Что поделать — шкала развлечений постоянна, а каждый в отдельности обычно развивается.

Насчет слишком сложных игр удивила фраза про убитые час-два. В моем представлении, чтобы разобраться в ММО даже средней сложности, нужно потратить несколько десятков часов. Такие проекты подразумевают очень долгое участие, и ожидают от игроков пропорциональных затрат на изучение. Но эти часы, разумеется, не тратятся разом! Если игра зацепила, то начинаешь её понемногу изучать, интересоваться, пусть даже по паре часов в день… наверно, в предвкушении. Из моего опыта: когда заинтересовала классовая система Archeage, я копался в ней, точно не помню, месяца два еще до старта серверов.

Можно посмотреть и с другой стороны: почему эти два часа напрягают? Может быть, слишком крутая кривая обучения, когда ничего сделать не получается, и все занятия сводятся к изучению. В некоторой степени с этим можно бороться, снизив требования к себе и начав играть в своем темпе. Делаешь, что можешь, и радуешься за каждый успех. По этой причине, кстати, я не люблю игры с гонкой развития персонажа и добычи ценностей, которые шепчут: «Не успел стартовать первым — будешь вынужден потом наверстывать».

через пару дней приходится повторять процедуру заново, что уже после третьего-четвертого раза отбивает желание играть.
Эксель и Блокнот очень помогают не начинать заново. Еще помогает коллектив — в разговорах легче вспомнить, чем занимался.
  • +3
avatar
Летопись свершений… Так вот как появилась книга по EvE…
  • 0
avatar
Я играл в EVE несколько лет в несколько подходов. Занимался много чем с разным успехом. Но прелесть как раз в том, что всё еще есть длинный список занятий в игре, которые я не пробовал совсем. Вот та самая схема из заметки с диаграммой занятий, всегда меня приводила в восторг. И еще больше мне нравится то, что достижение серьезного успеха в любом деле в EVE требует много времени и много усилий. Затягивает на долго. Прекрасно же.
  • +1
avatar
Вышел новый DOOM.В видимо это то, что мне нужно
  • +1
avatar
Надо немного поDOOMать…
  • +1
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.