Блог им. Orgota: Black Desert: Игровой магазин
Я не являюсь категоричным противником РМТ. Но вот вам мое мнение — я делю РМТ на две разновидности. Правильное РМТ и РМТ жлобское.

В этом своем тексте хочу рассказать об РМТ, которое, к сожалению, в игровой индустрии сегодня процветает — именно РМТ жлобского типа. Его принцип заключается в том, что разработчики стремятся полностью монополизировать обмен игровой валюты и ценностей на валюту реальную. Причина появления такого типа РМТ, с одной стороны — неуемная алчность разработчиков игр, а также всяких присосавшихся к «проекту» бизнес-прилипал, типа инвесторов, девелоперов и прочих финансовых спекулянтов-проходимцев. С другой стороны — глупость рядовых игроков, которые еще хорошенько не уяснили, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке, а потому отлично ведутся на всякие фри ту плей проекты «с косметическим геймшопом».

Главный инструмент РМТ жлобского типа — геймшоп. Геймшоп это игровой, а точнее надигровой магазин, где донатер может за реальные деньги купить какую-либо вещь из виртуального мира, никак при этом с этим виртуальным миром не взаимодействуя. То есть, при РМТ жлобского типа, разработчики распродают свой виртуальный мир по частям. Шляпа волшебника стоит столько-то, колготки лучницы — столько, а меч можно приобрести за вот такую сумму.

Такая распродажа, разумеется, на пользу виртуальному миру не идет. Только представьте себе, что в нашем реальном мире образовалась подобная аномалия. Из ниоткуда, из какого-то надпространства начинают воплощаться гоночные автомобили, костюмы, дома с приусадебными участками или просто деньги. Причем, счастливым обладателям всех этих «даров» не нужно будет и пальцами щелкать, чтоб все это у них появилось. Пойдет ли все это на пользу нашему реальному миру? Нет, он просто лопнет, как шарик, проткнутый гвоздем, или в лучшем случае медленно и печально сдуется.

Первой не выдержит экономика. Производители гоночных автомобилей, костюмов и домов с приусадебными участками разорятся. Уцелеют только те сектора промышленности и торговли, в которых производятся и продаются не «падающие с неба» товары.

Вторым пунктом начнет на глазах трещать по швам — инициатива простых обывателей. Зачем, в самом деле, стараться, прилагать усилия, чтоб достичь определенной цели, получить какую-то ценность, когда у соседа Васи, как у Емели на печи, все это появляется по-щучему велению, мгновенно и без каких-либо видимых усилий?

У Васи, соответственно, инициативе тоже неоткуда будет взяться. Зачем Васе чего-то добиваться и к чему-то стремиться, когда достаточно произнести волшебное «по-щучьему велению» (с помощью банковской карты из надпространства, разумеется) и все у тебя будет? В этом же мире Васе ничего больше не останется, что маяться ленью, дурить от безделья и развлекаться, хорошо еще если не за ваш счет.

Третьим пунктом пострадает социализация. Дело в том, что любое общение основано в конце-концов на совместной деятельности, на каком-то общем интересе или опыте. В виртуальных мирах, как и в реальном мире, люди тоже объединяются для достижения общих целей. Или люди приходят в игру уже заранее сплоченным коллективом ради какой-либо совместной деятельности. Но в мирах, разорванных на части геймшопом, может и не возникнуть эта совместная цель и почва для коллективной деятельности, поскольку слишком многое в них получается из надпространства, без какого-либо контакта с самой игрой, задаром.

Словом, вся эта «метафизика» о необходимой целостности виртуального мира, выливается в конце-концов в реальные проблемы игроков, если принципы эти не соблюдены.

В геймшопных играх существуют всего две категории игроков: донатеры и страдальцы. И если донатеры могут получить все или очень многое вообще без какого-либо труда, то страдальцы чаще всего вынуждены «играть» в не слишком дружелюбных условиях. Причем дело тут даже не в самих препятствиях на игровом пути «бесплатных» игроков, а в невозможности эти препятствия превозмочь, преодолеть любыми, даже нечеловеческими усилиями.

В испорченной геймшопом игре очень часто страдает атмосфера виртуального мира. Поскольку «товары не влияющие на геймплей» как правило очень даже влияют на стилистику виртуального мира, позволяя легкомысленным любителям вырядиться напяливать на себя самый низкопробный и дисгармонирующий с окружающим миром китч.

Как правило, разработчики виртуальных миров «на распродажу» прибегают к детским уловкам в попытке оправдать свое жлобство. А страдающие стокгольмским синдромом игроки еще и с удовольствием верят всем этим глупым басням от разработчиков. Например мантра — «Товары из нашего геймшопа изначально были предназначены только для геймшопа, игровым путем их получать никто и никогда не предлагал, а поэтому эти товары как бы никогда и не выводились из мира игры». Извините, дорогие разработчики, а шляпу волшебника, которая лежит у вас на полке геймшопа — разве не будет носить волшебник в вашей же игре? Разве она не появится в мире игры, когда ее приобретет донатер? Так значит она — его, этого мира неотъемлемая часть! Предмет из этого виртуального мира! А положили вы эту шляпу на полку геймшопа заранее, еще до выхода игры, или она появилась там чуть позже релиза — не имеет ровно никакого значения.

Или совсем уже простое заклинание -«Товары нашего магазина не влияют на геймплей». Как они могут не влиять на геймплей, когда они, по крайней мере, ущемляют своим существованием внутриигровую экономику? Уже не говоря про все остальное, что я перечислил тут чуть выше? Как можно вначале изъять какой-либо предмет из виртуального мира, а потом невинным тоном объявлять, что на виртуальный мир это изъятие никак не повлияет?

Миры с геймшопом предназначены для игроков, любящих простой, незамысловатый геймплей, типа пройтись по квестам, выполнить задания НПЦ и у них же получить свою награду. Для игроков же достигателей, любящих челендж, социализацию они просто напросто бессмысленны. В геймшопных мирах нет и не может быть места для проявления какой-либо инициативы, причем у любых групп игроков. И создатели таких миров предпринимают (осознанно или нет, не знаю) все усилия, чтоб убить на корню любую инициативу игроков. Из онлайн Мира делается примитивная, как я ее называю, «прыгалка». Торговать нельзя, воевать незачем, социализироваться — смысла нет, самого единого и логически цельного мира тоже нет, остается лишь прыгать по бесконечным и однообразным цепочкам квестов, по отдельным никак не связанным между собой «локациям».

121 комментарий

avatar
первое что приходит в голову «что, чёрт возьми, такое РМТ?» вот я не знаю. и яндекс не особо… yandex.ru/search/?lr=2&text=pmt
Комментарий отредактирован 2015-09-30 02:16:55 пользователем Sadboy
  • +3
avatar
RMT или «Real Money Trading»
Торговля внутриигровыми ценностями за реальные деньги.
  • +2
avatar
Все яндекс прекрасно знает. Просто им, как и любым поисковиком, надо уметь пользоваться) Логика подсказывает, что аббревиатуры надо искать в контексте, так что вот: yandex.ru/search/?lr=213&oprnd=5287344221&text=ММО%20РМТ (тут кстати ммозг 7-й по счету =)))
Комментарий отредактирован 2015-09-30 07:42:44 пользователем Kaizer
  • 0
avatar
Или аббревиатуру в тексте нужно указывать правильно… :-) RMT по третьей.
  • 0
avatar
Прекрасно ищется и по РМТ (ссылка выше как бы). Поисковики поддерживают транслитерацию.
  • 0
avatar
Но вообще, конечно, автор должен был расшифровать по-хорошему, тут не поспоришь
  • 0
avatar
РМТ — это не донат/геймшоп. РМТ — это торговля между игроками за реальные деньги.
  • +9
avatar
Согласна, термин тут использован неправильно. Реальные деньги при РМТ получают игроки, а не издатель/разработчик.
  • 0
avatar
Несмотря на то, что текст выше — это очень странное блуждание не только в терминах, но и в логике, хочу спросить: почему RMT — это торговля только между игроками? Например, Entropia Universe — это игра, предполагающая RMT на уровне механики, или нет?
Комментарий отредактирован 2015-09-30 10:38:40 пользователем Atron
  • 0
avatar
Браузерная игра, но все же, MyLands. Прямо в игре ты можешь игровую валюту перевести на свой электронный кошелек уже в реальной валюте. РМТ это просто механика транспорта между игровыми деньгами и реальными. А кто там с кем торгует, это уже дело десятое.
  • +1
avatar
почему RMT — это торговля только между игроками?
Наверное потому что торговля игровыми ценностями между игроками появилась вместе с созданием виртуальных миров и задолго до того как вообще была придумана продажа разработчиком/издателем игровых ценностей напрямую. И этот термин исторически предполагал именно это, а не то, что пытаются впихнуть в него сейчас.
  • +2
avatar
Real Money Trading — это определенный термин, описывающий процесс, а не участников. Мы можем дискутировать о том, работает ли Real Money Trading в одну сторону (именно продажа добытых виртуальных товаров (виртуальной валюты) за реальные деньги) или в обе (также и покупка виртуальных товаров за реальные деньги), но он точно не описывает участников. Именно поэтому я и привожу пример Entropia Universe, в которой есть возможность вывода игровых благ (фишек) в реальные деньги в любой момент. Как в казино. Это RMT?
  • +2
avatar
Я и не спорю об лексическом значении этого словосочетания. Потому что оно и указывает именно на процесс, а не на участников. Я лишь говорю о том как исторически сложилось его использование. Например в той же EvE.
  • 0
avatar
А я не могу понять, почему мы держимся именно за старое значение термина, описывающего процесс, в котором сегодня участвуют новые действующие лица. И какие! Те, которые кричали о недопустимости RMT, о том, как RMT разрушает виртуальный мир. И были абсолютно правы как в словах, так и в жесткой борьбе с этим. Именно то, что разработчики сегодня участвуют в RMT, показывает абсурдность того, что они делают. Характеризует состояние индустрии и нравов, которые здесь сейчас царят. Так почему мы не можем сказать открыто — разработчики спокойно занимаются RMT (в выгодном для них формате — нарисовал-продал), но при этом продолжают запрещать заниматься им игрокам.
  • +3
avatar
Терминов «донат» и P2W вполне достаточно. Добавлять к ним третий термин, который имеет свое устоявшееся значение — зачем? Чтобы путаницы добавить?
  • +1
avatar
Терминов «донат» и P2W вполне достаточно.

«Донат» — это пожертвование, и слово «donation» продолжает использоваться в жизни людей по назначению. Дворовые сокращения англицизмом без понимания сути значения слова не могут быть оправданием. Виртуальная вещь может не гарантировать вам победы, то есть не будет элементом P2W, но может продаваться. У меня вопрос — почему разработчик может нарисовать модель шляпы и продать ее в магазине, а игрок не может скрафтить шляпу в игре и продать ее за реальные деньги другому игроку?
  • 0
avatar
Ну вот зачем спор о терминологии уводить в проблематику?

А по поводу «доната» и его лексического предка «пожертвования» существует разное понимание не только в мире ИТ и ММО но и IRL. Когда с одной стороны этот термин сводят к добровольной благотворительности, а с другой к обязательно-принудительному взносу.

И вот именно обязательность и принудительность «доната» более точно описывает ситуацию с «шопиком» в мире ММО чем простое RMT как процесс.
Комментарий отредактирован 2015-09-30 12:19:12 пользователем Lavayar
  • 0
avatar
Вокруг меня куча совершенно добровольных акций пожертвований, нигде никакого принуждения я не видел, да оно и невозможно. Мало того, именно в игровой и софтверной индустрии остается этот термин — donation — совершенно определенным, пускай и неэффективным способом сбора добровольных пожертвований на поддержку продукта.
  • 0
avatar
Да ну?
Открываем кикстартер.
Первой сотне задонативших — «меч тысячи истин»
Первой тысяче — «шапку со статами»
А с теми, кто задонатил over9000$ обсудим ваш бонус в при личной встрече/переписке.

Я конечно утрирую, но принцип думаю понятен.
  • 0
avatar
Открываем кикстартер.

Давай. Найди там слово «donat». Там официальный термин «backer».
  • 0
avatar
Открываем примитивнейший переводчик Гугл.

donation — something that is given to a charity, especially a sum of money.

backer — a person, institution, or country that supports something, especially financially.

Не вижу вообще никакой разницы в лексической нагрузке.
  • 0
avatar
Благотворительность — это безвозмездная поддержка.
А во втором термине ничего о безвозмездности нет.
  • +1
avatar
Нет всё же «нарисовал-продал» это не РМТ. Участие разработчиков в РМТ это аукцион в Diablo 3.
И я лично всё же привязываю участников к термину. Считаю что термин подходит только под отношения «игрок-игрок». Энтропия использует заведомо известные механики, в то время как РМТ есть нарушение правил и именно в негативном смысле появившийся термин.
  • +1
avatar
в то время как РМТ есть нарушение правил и именно в негативном смысле появившийся термин
Так продажа валюты или вещей на официальном уровне — тоже нарушение когда-то установленных правил. Некоего общественного договора. И то, что делают сегодня производители ММО, заслуживает термина с не менее негативным смыслом. Так почему бы ему не быть тем же RMT? Ведь, опять же, я понимаю, о чем вы говорите, я понимаю, как оно было раньше, но, по сути-то, Real Money Trading. Как процесс — то же самое. Зачем облекать это в нейтральный термин «игровой магазин», заменяющий суть процесса обозначением места, где это все происходит. Так ведь и RMT по-старинке можно называть ebay.
Комментарий отредактирован 2015-09-30 18:49:01 пользователем Atron
  • +2
avatar
нет игровой магазин был для меня и для многих другим термином, ГМшоп
  • 0
avatar
Нет всё же «нарисовал-продал» это не РМТ.
Мне это чем-то напоминает «Это не спекуляция, это бизнес». Т.е. раньше, когда админы рисовали шмотки и толкали за реал — это считалось именно РМТ и было нелегально. А когда этим стали заниматься официально, то это резко перестало быть РМТ и стало донатом, зашибись :D
  • 0
avatar
Я имел в виду именно официальный шоп под словами «нарисовал-продал». Потому что это по сути как раз «рисование».

Под РМТ я всегда понимал торговлю добытыми игровыми способами виртуальными ценностями между игроками в обход правил игры. Вот так будет наиболее сформулированно. Т.е. плексы и сертификаты в ла2 для меня не РМТ, а донат.(официальными способами — донат, неофициальными в обход правил — РМТ)
  • +2
avatar
то есть разница в том, что одно делают официально, а другое нет. Хотя последствие такого одинаковые.
  • 0
avatar
RMT разрушает виртуальный мир
RMT не разрушает, потому что является естественным порождением виртуального мира, точнее, тех «виртуальных миров», которые сейчас мы имеем. Как рефлексы у человека. RMT нарушает герметичность мира — да. Но причина в том, что герметичность изначально «проткнута» людьми, сидящими в одном мире, а тратящими время своей жизни на другой.

Бороться и подавлять RMT можно, но говорить, что это отдельный сторонний процесс, разрушающий нечто рожденное идеальным — странно. Идеальный мир придется воспитывать, как и культурного человека.
Комментарий отредактирован 2015-10-08 16:03:12 пользователем Agrikk
  • 0
avatar
Если мы будем геймшоп (даже такой, как в Entropia Universe) называть РМТ, то как тогда называть «торговлю между игроками за реальные деньги»?
  • 0
avatar
Хочу обратить внимание на то, что вывод игровых благ в Entropia Universe осуществляется не через «геймшоп», а через обменник. Ты просто обналичиваешь виртуальную валюту.
  • 0
avatar
Кто владеет обменником?
  • 0
avatar
Владелец игрового сервиса.
  • 0
avatar
Значит это геймшоп, разве что он работает не в одну сторону, как в других играх, а в две.

РМТ — термин, относящийся к игрокам, так же, как и термин «внутриигровая торговля». Иначе, если считать, что эти термины описывают только процесс, но не участников, получится, что геймшоп — это и РМТ, и внутриигровая торговля.
  • +1
avatar
Значит это геймшоп
Ох ты ж йожик… как процесс вывода виртуальных денег в реальные вообще можно назвать «геймшопом»? :) «Геймшоп» — это место, имя существительное. «Торговля» (Trading) — это процесс, глагол.

По сути, в давние махровые времена никому в голову не приходило, что владелец MMO может продавать игровые ценности. Поэтому такая продажа существовала только нелегально. И, по очевидным причинам, только в одну сторону — из игры наружу, а оттуда снова в игру. Потому что не было и быть не могло ни у кого, кроме владельца MMO, реальных возможностей нарисовать вещь из воздуха. Но была возможность прокачать персонажа, продать через E-bay виртуальный меч, продать игровую валюту заинтересованному лицу. Все это процесс, независимо от участников.

Понимаете, греки считали атом неделимой частицей. Поэтому «атом» на греческом значит «неделимый». Что же из-за этого отменять всю ядерную физику?
Комментарий отредактирован 2015-09-30 11:35:41 пользователем Atron
  • +2
avatar
«Торговля» — это глагол.
Ой, спасибо, мне достаточно.
  • 0
avatar
Уф, да, тут я затупил, конечно. :) Но показательно, чего именно из моих слов вам достаточно.
  • 0
avatar
Понимаете, греки считали атом неделимой частицей. Поэтому «атом» на греческом значит «неделимый». Что же из-за этого отменять всю ядерную физику?
Несмотря на то, что атом делится, его никто переименовывать не собирается. Так же и с РМТ — этот термин уже означает весьма определенное понятие, и менять его под «новые условия» никто не будет. Называть геймшоп «РМТ» так же глупо, как называть электрон атомом — «электрон же не делится, а атом означает неделимый».
Комментарий отредактирован 2015-09-30 11:49:55 пользователем Damaten
  • 0
avatar
Несмотря на то, что атом делится, его никто переименовывать не собирается.

Нет, дорогой собеседник, я тоже не предлагаю переименовывать RMT. Я говорю о том, что вы продолжаете утверждать, что атом, по сути, неделимый. Хотя это не так и всем известно, что это не так. Атом предполагал раньше неделимую частицу. Никто не стал переименовывать атом, просто поняли, что теперь он значит другое.
  • +1
avatar
Чего я жду от человека, у которого торговля — глагол, и «Греки считали атом неделимой частицей»? Что я пытаюсь объяснить?
Пусть все будет RMT.
  • -6
avatar
Дк в том то и дело, что сейчас РМТ приобрело больше значений, чем раньше, и его как раз уже изменили. Тут вон, некоторые ребята из соседней заметки вообще напрочь сломали мои представления о п2п. Пройдет некоторое время, может другие подхватят эту политику и значение термина поменяется.
  • +2
avatar
Во-во, таким макаром лет через 10 п2п вообще будет предполагать обязательное наличие магазина, а на заявления, что раньше п2п вообще было подпиской, будут крутить у виска и называть хипстером =)))
  • +2
avatar
Вообще изначально РМТ — обмен игровых ценностей на реальные деньги, как упомянул выше (или ниже, хз, куда этот коммент запулит) Ат. Просто изначально, опять же, никому и в голову не могло прийти, что этим будут заниматься сами разработчики, рисуя ништяки автоматом, а не добывая их в игре. Так что по факту, нет никакого доната в ММО (так как донат — это пожертвования), а есть РМТ, подмятое разработчиками под себя. Так-то =)))
  • +1
avatar
Подписка, шоп, донат, плексы — это все описывает то, как игроки тратят деньги.
А РМТ, драйверы — это про то, как игроки получают деньги.
  • 0
avatar
А РМТ, драйверы — это про то, как игроки получают деньги.

От кого получают? :)
  • 0
avatar
От игроков, от кого же еще! Ты хочешь сказать, что РМТ и драйверы тоже относятся к тому, как игроки тратят деньги?
Тогда считай, что первое мое предложение относится к способу заработка игр разработчиком. Различные схемы монетизации и получения прибыли игроделами. А вот РМТ и драйверы — это способы эксплуатации игры для заработка денег игроками.
  • 0
avatar
Ты хочешь сказать, что РМТ и драйверы тоже относятся к тому, как игроки тратят деньги?
А ты хочешь сказать, что нет? Что не одни игроки покупают у других игроков? И что не столько же, сколько заработано на RMT одними игроками, потрачено другими игроками? Если вдруг ты со мной внезапно согласишься, то твое утверждение о том, что RMT — это про то, как игроки получают деньги, в корне неверно. Это просто способ обмена реальных денег на игровые ценности, что и предполагает термин, если его просто взять и прочитать, без вывертов и «я так вижу».

А вот РМТ и драйверы — это способы эксплуатации игры для заработка денег игроками.
С целью продажи игровых благ другим игрокам. :) Цель всегда одна и та же — заработать реальных денег, продав игровые блага игрокам. Так какая разница, кто осуществляет эту продажу?
Комментарий отредактирован 2015-10-01 10:21:39 пользователем Atron
  • 0
avatar
Так какая разница, кто осуществляет эту продажу?

Если ты смотришь на все исключительно с точки зрения покупателя игровых благ, то разницы никакой. Но если хочется смотреть на игры и игровые сообщества более широко, то разница ощутимая.
  • 0
avatar
расширения кругозора для — небольшая статья про RMT на примере Diablo3
  • +1
avatar
Хорошая статья, особенно часть про Корею.
  • 0
avatar
Какая разница, с какой стороны я смотрю, если твое определение — «это про то, как игроки получают деньги» — не проходит элементарной проверки? Тогда как признание того факта, что RMT — это просто обмен игровых благ на реальные деньги, независимо от участников сделки, проходит любую проверку, на мой взгляд.

Что такое PLEX? Это официально введенная внутриигровая сущность, позволяющая одному игроку передать игровую валюту другому игроку без всяких рисков. При этом компания-разработчик круто устроилась. Она берет реальные деньги у одного игрока, а другому отдает игровое время. И это вдруг волшебным образом уже не RMT! Почему вдруг? Особенно если учесть, что PLEX'ы позиционировались многими, именно как «RMT, взятое под контроль».

То же самое со шмотками в магазине. Причиной возникновения RMT является спрос на получение игровых благ без игровых усилий. Без этого спроса не было бы кому продавать игровые блага. И тут точно так же — опа, да лучше мы сами отдадим вам деньги, шмотки, баночки, тем более, что нам проще — мы их просто нарисуем. Что? RMT все равно существует и демпингует нас? Так, постойте — торговать вам нельзя, то, что в магазине, вы скрафтить не можете, то, что можете скрафтить, мы привяжем к вам, но вы, главное не смейте называть то, чем мы занимаемся, RMT! Мы не разбойники, мы благородные… владельцы игрового магазина.
Комментарий отредактирован 2015-10-01 10:41:39 пользователем Atron
  • +5
avatar
Как бы мы не ненавидели RMT, возможно, что PLEX именно то, что до сих пор позволяет CCP держаться на воде и развиваться.
  • 0
avatar
Это просто способ обмена реальных денег на игровые ценности, что и предполагает термин, если его просто взять и прочитать, без вывертов и «я так вижу».
Ага, только почему его нужно читать именно в таком порядке-то? РМТ ровно в той же мере и «способ обмена игровых ценностей на реальные деньги», как и писал Kaizer .
Так какая разница, кто осуществляет эту продажу?
Разница в том, кто и какую роль может в этой торговле играть: покупателя, продавца или посредника. В РМТ изначально подразумевалась относительная свобода: сегодня ты купил, завтра продал. Но издатель никогда не согласится с ролью покупателя, в лучшем случае — посредника.
  • 0
avatar
Ага, только почему его нужно читать именно в таком порядке-то? РМТ ровно в той же мере и «способ обмена игровых ценностей на реальные деньги», как и писал Kaizer.

С этим я не спорю. Термин работает в обе стороны, это правда.

В РМТ изначально подразумевалась относительная свобода: сегодня ты купил, завтра продал. Но издатель никогда не согласится с ролью покупателя, в лучшем случае — посредника.

Издатель/разработчик и не должен у вас ничего покупать. Он дает вам игровой мир, поддерживает в нем порядок и соблюдение правил. Он должен следить за тем, чтобы любой человек, мечтающий о «свободе продать свои вещи» был максимально быстро приведен в состояние не только несвободы, но и полного лишения достигнутого.
  • 0
avatar
Издатель/разработчик и не должен у вас ничего покупать.
Он и продавать то, что сейчас продает, не должен был бы.
  • 0
avatar
Именно об этом и надо говорить, называя то, что он сейчас делает, своими именами.
  • +1
avatar
Он должен следить за тем, чтобы любой человек, мечтающий о «свободе продать свои вещи» был максимально быстро приведен в состояние не только несвободы, но и полного лишения достигнутого.

Надеюсь, что это был сарказм.
  • 0
avatar
Почему это? Я категорический сторонник пермабанов RMT'шников. Представителей обеих сторон сделки. CCP, к слову, делает это очень жестко и эффективно. А потом продает PLEX, да.
  • +1
avatar
Ты удачно описал принцип действия диктатуры:

«Он должен следить за тем, любой человек, мечтающий о свободе слова/совести/передвижения был максимально быстро приведен в состояние не только несвободы, но и полного лишения достигнутого.»

Настолько удачно, что меня передернуло. Извини.
  • 0
avatar
только у нас человек мечтает не о свободе слова, совести и передвижения, а нарушает соглашение, насколько я знаю, и пытается извлечь из этого выгоду.
Так что это скорей сравнимо с неминуемостью наказания для преступника, что является основополагающим для построения любого общества.
  • +2
avatar
О как! Соглашение запрещает нам мечтать. Правда?

Борьба с RMT, ведется в том числе и путем ограничения возможности взаимодействия преступников… э-э, игроков друг с другом. Скоро нас в отдельные инстансы посадят, превентивно, для нашей же пользы конечно :)

PS. В современных ММО, MRT конечно же зло. Тут я с Атроном согласен полностью.
PSS. Право мечтать об ММО, возможно с RMT, где последствия борьбы с ним не будут мне мешать играть, я оставляю за собой.
Комментарий отредактирован 2015-10-02 11:08:50 пользователем Tuorlion
  • 0
avatar
Я всегда поддерживал и продолжаю поддерживать запрет на сделки, обеспечивающие обмен реальных денег на виртуальные предметы или валюту. Потому что это ведет к разрушению игры. И неважно, кто это делает. Вася, которому на школьные завтраки не хватает, или его папа-разработчик, который не может дать Васе денег на нормальный школьный завтрак.

Как я уже говорил, в сути RMT лежит запрос на получение игровых благ без игровых усилий. Этот спрос будет всегда. Как, черт возьми, всегда будет спрос на получение чего-то без усилий в реальном мире — украсть легче, чем заработать. Что не дает повода властям в реальном мире узаконить воровство или сделать его контролируемым. Впрочем, нет, у некоторых это получается, но эти страны справедливо называют отсталыми, и они по сути своей ничего, кроме разворовывания друг друга, предложить не могут, что, конечно, ведет в тупик. Точно так же в тупик ведут любые попытки узаконить RMT, потому что «странным» образом из игры вымывается все самое интересное и передовое, что могут дать игроки игре, а остается только бахвальство срезающих углы друг перед другом. И их абсолютная власть. Ну, точно как в реальном мире.
  • +5
avatar
Потому что это ведет к разрушению игры.
Естественно, ведь мир игры не предполагает наличие нашего мира и любое материальное вмешательство извне подобно магии. А тысячи ламп Алладина могут погубить любой мир, включая наш.
Что не дает повода властям в реальном мире узаконить воровство или сделать его контролируемым. Впрочем, нет, у некоторых это получается, но эти страны справедливо называют отсталыми,
Помню, что некоторые страны также ограничивали свободный обмен валют, вплоть до уголовного преследования. Их тоже передовыми не называли.

PS. Возможно, только ВОЗМОЖНО, то для того чтобы RMT не оказывал негативного влияния на игру, она должна являться частью нашего мира. Пусть виртуальной, но частью. Правда, много ли в таком случае в ней останется от игры, я не знаю.
  • +1
avatar
Все проблемы от игрового баланса и механики.

Не знаю, может я что-то не понимаю, но, на мой взгляд, в таких играх все зависит не от системы оплаты, а от конкретной игры в нее деталях\механике и степени преимущества одетого персонажа\танка\самолета\крейсера над средним (что бы уж не брать бомжа), т.е. если в игре одеть хорошо персонажа очень дорого и долго, а преимущество в разнице экипировки\уровня\етс. очень высоко(т.е. один такой может разбить лица 3 и более противникам), то независимо от системы оплаты, те кто захочет купить преимущество — его купят(будь то игровая валюта, шмот, кач или просто готовый акк) и именно этот момент будет ключевым.

Вывод — с точки зрения массового потребителя, идеальным, на мой взгляд, вариантом является фритуплей, с премом и низким влиянием всяких «заточек», шмота и оверLvLов на геймплей, а так же относительно легким получением этого преимущества по деньгам\времени, без заточек в 0,00001% шанса и таким же дропом шмота и дикими бустами. При этом важно, что бы буст персонажа и вообще упор его в потолок развития был невысок не только в плане геймшопа, но и игровой механики в целом, что бы исключить или минимализировать негативные проявления от РМТ.

Конечно тут надо больше думать, чем занять игроков, но играют же люди в простые многопользовательские игры, где они вообще стремятся только к фактическому успеху за счет своего скилла и умения (всякие рейтинги и т.д.) и будущее хороших ммо, я хотел бы верить, что в этом ключе.

пс — уже 2й пост про систему оплаты от меня. просто странно что о таких деталях мало говорят, ведь они очевидны.
Комментарий отредактирован 2015-09-30 11:06:30 пользователем Rise
  • 0
avatar
После прочтения первой половины, там где идет сравнение с реальным миром, поняла, что похожим образом можно объявить абсолютныи злом большую часть привычных уже в ММО вещей. Игровую валюту и нпс-вендоров в любом виде, например. Лут с мобов(за исключением сдираемых шкур и отрезаемых хвостов). Бесконечный спавн мобов и ресурсов, особенно в одном и том же месте. Возрождение персонажа, несколько персонажей на аккаунте. И все эти претензии, как и озвученные в заметке, будут справедливо только для одного, очень узкого круга виртуальных миров, максимально подражающих реальному. А это ой как немного.

По поводу стилистики вообще посмеялась. Конечно, все дело в геймшопе, а вовсе не в том, что чувство прекрасного у игрока и разработчика не совпадают:)
  • +3
avatar
осталось узнать, что такое правильное РМТ.
  • 0
avatar
Лучше не надо. :)
  • +1
avatar
ИВ онлайн, если я правильно помню вкусы автора заметки.
  • 0
avatar
Автор заметки «Еву» теперь ни в грош не ставит. Оказуалили, etc.
  • 0
avatar
ИМХО — любое, где не участвует разработчик или админ. Вообще я раньше очень негативно относился к РМТ в принципе. Ну т.е. купить за реал, а не выбить или нафармить на карту в РО для меня казалось кощунством. Но «спасибо» современному ф2п. Теперь я считаю, что такое РМТ — это вообще рай и сказка (главное сделать хороший антибот).
Комментарий отредактирован 2015-10-01 05:23:05 пользователем Kaizer
  • 0
avatar
ИМХО — любое, где не участвует разработчик или админ.
А в чем разница? :) Только в том, что для получения шмотки или валюты игрок должен запустить бота или китайцы должны нажимать на кнопки 24/7? По сути, это приведет к тому же — к покупке другим конкретным человеком за реальные деньги игровых благ, которые не стали результатом его игровой активности.
Комментарий отредактирован 2015-10-01 08:52:45 пользователем Atron
  • 0
avatar
Ну тут я могу не согласиться. Сейчас на Гран каине идет война с РМТ кланом и это делает огромную движуху на сервере. Как показала практика, с ботами можно успешно бороться. А как показали реалии классика, чтобы что-то заработать или кого-то выкачать, нужно приложить недюжинные усилия, так что некоторые люди действительно «подрабатывают» в игре, а кто-то конкретно работает. Очень много украинцев, кстати.
  • -2
avatar
Очень много украинцев, кстати.

Вот это вот говно зачем делать здесь?
  • -1
комментарий был удален
avatar
Просто твои слова выглядят так, как будто проецируешь свой опыт на всю нацию. Независимо от того, что хотели сказать — предлагаю закрыть эту тему во избежание ненужных никому конфликтов.
  • 0
комментарий был удален
avatar
Еще одна попытка рассказать здесь о любой национальности закончится отдыхом на неделю. Для начала.
  • 0
avatar
Еще одна попытка рассказать здесь о любой национальности закончится отдыхом на неделю. Для начала.
Пока Rigeborod не забанен за свой пост про майдан — твоя «праведная ярость» стоит ровно «ничего». Увы.
  • -1
avatar
Во-первых, кто здесь забанен? Во-вторых, ссылку можно?
  • 0
avatar
Да пожалуйста.

Еще одна попытка рассказать здесь о любой национальности закончится отдыхом на неделю.
  • +1
avatar
А, до свидания, товарищ. Майдан и национальность он там увидел.
Комментарий отредактирован 2015-10-02 00:09:04 пользователем Atron
  • 0
avatar
Даже при отсутствии ссылок на Майдан и национальность та заметка является политической и абсолютно некорректна. Высказываются свои политические взгляды, а затем «давайте не будем это обсуждать» и «сайт остается аполитичным». Т.е. отменили аполитичность на одну заметку и вернули обратно.

ЗЫ. И да, несмотря на то, что я имею свою позицию по этому вопросу, давайте больше его не обсуждать (постскриптум в духе той заметки, если что).
Комментарий отредактирован 2015-10-02 13:06:58 пользователем Shauni
  • +8
avatar
Заметка, на которую дана ссылка, опубликована Рыжебородом, но написана и поддержана всей редакцией, в которую в тот момент входила и Chiarra . Сообщаю это для тех, кто до сих пор не смог прочитать в тексте слова «мы» и «редакция», искренне считая, что это какой-то выданный карт-бланш конкретному человеку.

Что до корректности. Я не знаю, как описать наше состояние тогда, когда все это начиналось. Это было настолько чудовищно и невообразимо, что, прямо скажем, я лично не мог писать об играх, делая вид, что ничего не происходит. Мы не могли. Рыжебород публиковал ту заметку в том числе и для меня, чтобы я мог продолжить хоть как-то работать. Мы считали себя обязанными прокричать «Остановитесь, это война». Насколько это было корректно? Примерно настолько же, насколько корректна война в двадцать первом веке между нашими государствами, объявленная или не объявленная. На этом, пожалуй, закончим. Я просто пояснил, если были какие-то вопросы к нам, а не к политической ситуации или нашей ее оценке. Вы можете это оценивать так, как вам угодно. Имеете право. Но в наших правилах ничего не меняется, а я ничуть не жалею о том, что мы выпустили ту заметку. Для нас это было необходимо. Надеюсь, я пояснил, почему.
  • +2
avatar
Но в наших правилах ничего не меняется
Что верно то верно…
Как применяли по желанию, так и продолжаете.
  • +2
avatar
Насколько это было корректно? Примерно настолько же, насколько корректна война в двадцать первом веке между нашими государствами, объявленная или не объявленная.

-_- Оправдания. Одни оправдания. Еще и Кьяррой прикрылись. Финиш.

Либо сайт аполитичный, либо политичный. Та заметка сказала в полной мере о ее авторах.
  • -1
avatar
Возможно, в вашей системе координат у вас могут быть либо бравады, либо оправдания. В моей могут быть объяснения. Но они явно предназначались не для вас.
  • 0
avatar
Ну все таки в момент появления заметки ситуация была еще не так накалена и многое что сейчас становится политикой, было еще психологией или эмоциями.
Так что не стоит искать поводов лишний раз.

Мы и так иногда держимся на пределе. Не стоит срывать оппонента лишний раз.
  • 0
avatar
Но раз та заметка не срыв и нарушение собственных правил?
  • 0
avatar
ответил в ЛС. А то боюсь вызову срач уже окончательный. Я тоже в общем то не равнодушный и совсем не на стороне авторов заметки, если что.
  • -1
avatar
А в чем разница? :) Только в том, что для получения шмотки или валюты игрок должен запустить бота или китайцы должны нажимать на кнопки 24/7?

По поводу бота: я в конце не просто так сделал ремарку про хороший антибот. Ну а если китайцы нажимали на кнопки 24/7, то это неплохое достижение и почему бы им за него не заплатить? Лучше я заплачу истощенным китайцам, чем лопающимся от жадности разработчикам)))

По сути, это приведет к тому же — к покупке другим конкретным человеком за реальные деньги игровых благ, которые не стали результатом его игровой активности.
Ат, вот тебе в ХаХ подарили портки. Это не было результатом твоей игровой активности, так? Разница лишь в эмоциональной окраске действия. От души или ради денег. Тут имхо тоже самое. Ну да, вовлечены реальные материальные блага, но с игровой точки зрения разница лишь в мотивации отдать эти блага. Но это не меняет того, что игровые усилия имели место с другой стороны (т.е. работали боты или китайцы).
  • +2
avatar
Вот как-то да. Последнее время я начинаю более терпимо относиться к РМТ, если оно не ставит на колени всё комьюнити, как на том же Кадмусе. Мне не нравится, что у некоторых людей и сообществ это поставлено на поток и становится клановым бизнесом. Но это лучше, чем рисующий пушки админ.
  • 0
avatar
Последнее время я начинаю более терпимо относиться к РМТ, если оно не ставит на колени всё комьюнити, как на том же Кадмусе.

А оно поставит вас на колени, как только большинство начнет относиться к нему терпимо. Потом будет примерно так же поздно, как с фритуплеем.
  • +1
avatar
Ты видимо не понимаешь, или не хочешь понять. На кадмусе никто не борется с РМТ, локализатора видимо устраивает такое положение вещей.
На Гран каине такое положение не устраивает как минимум одно из больших сообществ. Как на счет администрации — не знаю. Но судя по тому, что каждый второй из обеспеченных персонажей бегает в магазинной шапке (которые продают свободно по 3500-4000р, кто бы это мог быть?) администрации глубоко по барабану что там админы рисуют и что там игроки продают за реал.
  • 0
avatar
Ты видимо не понимаешь, или не хочешь понять. На кадмусе никто не борется с РМТ, локализатора видимо устраивает такое положение вещей.

Я не понимаю? Это же ты выше пишешь «Последнее время я начинаю более терпимо относиться к РМТ». Опять кто-то другой — администрация, локализаторы, техническая поддержка, но не ты — должен относить к этому нетерпимо?
  • 0
avatar
Я могу относиться нетерпимо, но я не могу ничего делать. Не могу никого контролировать. Администрация может, но не делает. Так кто виноват?
  • 0
avatar
Я могу относиться нетерпимо, но я не могу ничего делать.

Ты можешь относиться к этому терпимо или нетерпимо. Очевидно же.
  • 0
avatar
все это появляется по-щучему велению, мгновенно и без каких-либо видимых усилий
Вот только деньги на кредитке появляются совсем не по щучьему велению, и для этого надо приложить усилия. Это не всё равно, что просто нагенерировать себе миллионы.
  • 0
avatar
Ну очевидно же, что автор говорил об игровых усилиях. С точки зрения мира игры — это именно по щучьему велению и не важно, сколько олигархов ты обворовал в реале =)))
  • +2
avatar
РМТ — это обмен (торговля) игровой валюты и предметов на реальные деньги.
Кто именно этим занимается, игроки или сами владельцы «заведения» — сути дела не меняет.

А то интересно у вас, господа, получается. Вот магазин, вот вещи из игры на его полках, под каждой вещью — ценник. Но это, оказывается, не РМТ, то есть не продажа игровых предметов за реальные деньги?

То, что владельцы игры монополизировали эту торговлю и сделали ее официальной — не меняет самого механизма явления.

Какая то странная логика. По вашему получается, к примеру, что если наркотиками барыжит рядовой гражданин — то это как бы одно, а если тем же самым занимается должностное лицо или даже государство — то совсем другое?
А я вам скажу, что суть у наркотиков одна, их химические свойства и влияние на организм человека вряд ли меняются в зависимости от того, кто именно ими торгует и насколько это официально.
Комментарий отредактирован 2015-10-03 01:58:53 пользователем Orgota
  • 0
avatar
А я вам скажу, что суть у наркотиков одна, их химические свойства и влияние на организм человека вряд ли меняются в зависимости от того, кто именно ими торгует и насколько это официально.

Т. е. наркотиками торговать просто плохо?
  • 0
avatar
В большинстве случаев — да. Бывают, наверняка и исключения. Например — это может быть единственный способ успокоить сильные боли.

Однако, владельцы игр, как мы все прекрасно видим, товарищи не слишком социально ответственные. Поэтому наивно говорить о том, что вот их официальная торговля идет только на благо игрокам. А весь вред исходит якобы только от «контрабандистов».
Комментарий отредактирован 2015-10-03 02:16:08 пользователем Orgota
  • 0
avatar
В большинстве случаев — да.

Понятно, спасибо.
  • 0
avatar
Не за что. Я не являюсь категоричным противником РМТ.

Но вот лицемерие владельцев игр, которые барыжат вовсю игровыми ценностями, но при этом, видите ли, они совсем не барыги — у меня вызывает отвращение.

Лучше бы сразу признались. «Да, барыжим, да бодяжим свою собственную игру!» Меньше бы тошнило от их лицемерия.
  • 0
avatar
Один человек продает другому морфий.
Есть наркоторговец и фармацевтическая компания, есть наркоман и пациент, хотя, казалось бы — один и тот же процесс…
Разные термины подчеркивают нюансы происходящих процессов. Можно конечно все подвести под одну гребенку — но так теряется много важных деталей.
  • 0
avatar
В вашем примере официально = добропорядочно. Вы сравниваете фармацевтическую компанию и игровой магазин по признакам, что то и то официально, то и то добропорядочно.
Когда в реальности официальная торговля игровыми предметами отнюдь не всегда добропорядочна. Да, торгуют владельцы игры, но эта их деятельность далеко не всегда идет игрокам на пользу.
По сути, и официальная торговля разработчики-игроки и нелегальная игроки-игроки, приводят к одинаковым негативным последствиям в мире игры. Поэтому тут я не вижу разницы.
Комментарий отредактирован 2015-10-03 10:56:54 пользователем Orgota
  • 0
avatar
Поэтому тут я не вижу разницы.

Разница будет всегда. Потому что любая аналогия пытается уравнять две разные сущности. И вот уже сюрприз — вы спорите о наркотиках, а не о торговле виртуальными предметами за реальные деньги.
  • 0
avatar
Неа, не сравниваю. Лишь показываю, что от смены участников процесса меняется многое, и не всегда стоит вешать один ярлык на один процесс.

По сути, и официальная торговля разработчики-игроки и нелегальная игроки-игроки, приводят к одинаковым негативным последствиям в мире игры. Поэтому тут я не вижу разницы.

Вот тут спорно — потому что разработчики заинтересованы не только в сиюминутной прибыли, но и в процветании своей игры и долгой её жизни (хотя бы потому что за полгода не отбить расходы на разработку). RMT-шников же волнует только сиюминутная выгода, ведь затраты на смену игры несущественны. Даже если игра живет, но есть более прибыльная — они переметнутся туда. Разработчики ограничены в шопе, им все-таки нужно соблюдать баланс, хоть какой-нибудь, РМТ-шникам на это плевать. Та же CCP продает плексы не только из-за денег, наличие плексов в игре существенно увеличивает игровое сообщество и вливания в экономику игры, что улучшает игру. RMT-шником интересует только своя выгода, на экономику игры и сообщество им плевать.
  • 0
avatar
К сожалению, производителям далеко не всегда выгодно продавать высококачественный продукт. Бывают и такие бизнес стратегии, при которых качество продукта сознательно приносится производителем в жертву ради финансовой прибыли.

Поэтому общество и контролирует деятельность производителей через государственные структуры. Существуют различные сертификаты качества продукции.
Но вот в игропроме такой контроль хоть и существует кое где местами, но до крайности неуклюж и неэффективен. Что дает владельцам игр возможность наживаться на продаже низкокачественного продукта игрокам (клиентам).

Вариант игрового магазина я рассматриваю, как сознательную бизнес стратегию игроделов по продаже игрокам низкокачественного продукта. Пусть игра и не будет существовать десятилетия, разработчикам таких проектов это совершенно не важно. У них, по существу, принцип — быстро сгрести денежки с игроков и смыться. Поэтому они не так уж и заинтересованы в качестве игры, как вы описываете.
  • 0
avatar
Пусть игра и не будет существовать десятилетия, разработчикам таких проектов это совершенно не важно.

Lineage II работает с игровым магазином уже 4 года, русская версия работает с игровым магазином — 7 лет. SWTOR, Tera работают с игровым магазином три года.
Игры с магазином живут, и живут долго. Игроки в них задерживаются ненадолго, это факт — но сами игры живут годами.
  • 0
avatar
Да. Но это говорит скорее не о высококачественном продукте, а об отсутствии запроса со стороны покупателей на высококачественный продукт.

Или кто то скажет, что магазины идут этим проектам на пользу? Тут я не имею в виду финансовую сторону вопроса, а говорю именно о качестве игр.
Комментарий отредактирован 2015-10-03 11:59:40 пользователем Orgota
  • 0
avatar
Или кто то скажет, что магазины идут этим проектам на пользу? Тут я не имею в виду финансовую сторону вопроса, а говорю именно о качестве игр.

Качество игры и магазин? На мой взгляд, Lineage 2 была качественной игрой. Но если бы она вышла f2p, а в магазине были бы шоты, заточки, алакрити, ghp, книжки заклинаний, кланхоллы, а чуть позже Камаэльки — то её бы на этом портале назвали жутким разводиловом на деньги, порезанной ради сиюминутной прибыли разработчика. Взять левелкап на любой из современных f2p игр без единой транзакции в разы легче, чем на p2p Lineage II, не говоря уже о Lineage I.
  • 0
avatar
А чем так камаэльки то не угодили?
  • 0
avatar
Камаэльки клевые, к ним никаких претензий! Просто они появились позже, и если бы L2 была F2P, то поначалу они были бы за деньги, известная схема.
  • 0
avatar
На мой взгляд, Lineage 2 была качественной игрой.

Lineage 2 игра не из прошлого времени. Она до сих пор существует. Но, на мой взгляд, Lineage 2, как качественная и интересная игра — это из прошлого времени. И, удивительное совпадение, в то время она была по подписке.

Но если бы она вышла f2p, а в магазине были бы шоты, заточки, алакрити, ghp, книжки заклинаний, кланхоллы, а чуть позже Камаэльки — то её бы на этом портале назвали жутким разводиловом на деньги

Что значит «на этом портале назвали бы»? :) А объективно она не была бы разводиловом на деньги, если бы «в магазине были бы шоты, заточки, алакрити, ghp, книжки заклинаний, кланхоллы, а чуть позже Камаэльки»? :)

Взять левелкап на любой из современных f2p игр без единой транзакции в разы легче, чем на p2p Lineage II, не говоря уже о Lineage I.

А, так цель в том, чтобы взять левелкап? В линейе? :)
  • 0
avatar
А объективно она не была бы разводиловом на деньги?

Была бы, еще как! Но качество игры то осталось бы тем же, она не была бы «порезанной ради сиюминутной прибыли». Здесь любят говорить, что f2p игры порезанные, но им настолько далеко то старых корейских P2P гриндилок, вроде Lineage, Lineage 2 и Aion, что смешно про это читать.

А, так цель в том, чтобы взять левелкап? В линейе? :)
Одна из целей, да. Взять кап, одеться в Ы грейд, отпинать Антараса, взять Аден. Правда вот, ни Аден, ни Гиран, ни даже Глудио в шопе купить нельзя… А через RMT — можно!
  • 0
avatar
Игры с магазином живут, и живут долго. Игроки в них задерживаются ненадолго, это факт — но сами игры живут годами.

Это значит, что для отдельного игрока игра совершенно недолговечна, что обнуляет все предыдущие доводы о заинтересованности разработчика в ее долговечности. С тем же успехом нелегальные RMT'шники переключаются на следующего клиента. И нет ни одного примера в истории ММО, когда нелегальные RMT'шники убивали бы игру при достаточных усилиях по борьбе с ними со стороны хозяев сервиса. Мало того, есть куча примеров, когда хозяева сервиса, не занимающиеся RMT, делали свою MMO для отдельного игрока игрой на многие годы.
  • 0
avatar
Это значит, что для отдельного игрока игра совершенно недолговечна, что обнуляет все предыдущие доводы о заинтересованности разработчика в ее долговечности.
Не обнуляет, особенно если помнить, что большинство игроков не играют в одну игру годами. Задав игровой процесс на полгода, можно создать игру, которая будет не унылой гриндилкой, а качественным развлечением.

есть куча примеров, когда хозяева сервиса, не занимающиеся RMT, делали свою MMO для отдельного игрока игрой на многие годы.
А еще есть EVE Online, игра на многие годы, в которой продаются Плексы. И что?
  • 0
avatar
Задав игровой процесс на полгода, можно создать игру, которая будет не унылой гриндилкой, а качественным развлечением.

Отличный план для ММО. :)

А еще есть EVE Online, игра на многие годы, в которой продаются Плексы. И что?

И то, что плексы по сравнению с магазинами корейских ММО влияют на геймплей конкретно Евы, как легкий ветерок на курс парусника. Этот ветерок плохо пахнет, не не является чем-то существенным для курса.
  • 0
avatar
Отличный план для ММО. :)

План как план. Идея «ММО должна быть игрой на годы» — она не единственная, имеющая право на жизнь.
  • -1
avatar
Эх, грустно осознавать, что игробизнес — это уже больше бизнес, чем игро…
  • 0
avatar
С другой стороны он может выдавать более качественный продукт в том числе.
Ну как блокбастеры невозможны без киноиндустрии, например. Что не мешает существовать артхаузу. Так что это не грустно. Это эволюция.
  • 0
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.