Сегодня ночью закончился ЗБТ русской локализации Bless. Хочу немного описать ту неделю с копейками, что я играл в эту игру.
Конечно первое, что мне напомнил Bless — корейская игра-франкенштейн, хотя саму игру я не видел. Просто что корейцы сейчас, что китайцы всегда — делают игры, в которые впихивают все из других проектов, успешных и не очень. Собственно, чуйка не подвела и оказалось, что Bless — это именно тот случай, когда ощущаешь, что уже все это видел в любой другой ААА-игрухе. Плохо это или хорошо, и что своего добавили разработчики — мы сегодня и обсудим.
Началось мое знакомство с Bless на фоне подготовки к ЗБТ2 Albion Online, как многие знают, я давно (даже больше, чем «джва года») жду Albion Online и не хочу пока размениваться на другие проекты, но разрабы Albion Online
Хотя у нас состав в Bless ведет Форли, прилетать в Мск из Крыма он не решился, и знакомиться с локализаторами отправились мы с Яной (R1noa). Не сказать, что было все просто супер, но халявная хавка, пивасик, возможность пощупать игру на мощных ноутах от MSI и фаер-шоу с эльфийками присутствовали. Шоу прошло на уверенные 4+, но пока Mental Games с их сходкой в Серебряном Бору вне конкуренции. Там реально были не просто бухач и выступления продюсеров игры в РФ, но и свободное общение, солнечная погода, игры, конкурсы для всех, этакая атмосфера классной тусы. У 101xp (издатели в РФ) получилось немного сумбурно, но тоже круто. Не знаю, то ли я стал слишком старым, то ли слишком требовательным, но прям «ВАУ-эффекта» не было, поэтому не участвовал в конкурсе лучших описаний мероприятия.
В любом случае было интересно, хорошо организовано и весело, что для неизвестной любителям 3D MMO в России конторы было явно выше планки ожиданий. У Mail.ru сходки были поскучнее явно.
Да, 101xp — издатель браузерок. Что по опыту DDestiny при издании 3D MMO не сулило ничего хорошего. Браузерки — это браузерки, клиентские 3D MMO — это другие мощности, проблемы и другое комьюнити, проблемы взаимодействия с разработчиками, живущих хз где, говорящих на корейском и кладущих на остальной мир. Единственное, что меня подкупало в этом издателе изначально — наличие «101» в названии. Это моя личная слабость, так как уже лет 15 один из моих ников «101», он даже указан у меня в ВК в имени. Не знаю, что означает 101 в названии издателя, у меня это со времен контры (типа 101HP, при максимуме 100) и от записанного на литспике слова «LOL».
Тем не менее, издатель заморочился, организовал грамотный пиар игры среди гильдий, среди остальных игроков (Игромир) и не пожлобился выдать овердофигищу ключей на доступ к игре. Это вам не Мэйлру, раздающий по 50 ключей на клан, и не Sandbox Interactive, продающий уже 3 года по 30/50/100 баксов ключи на бесконечный ЗБТ. Каждый, кто купил пакет основателя, получил дополнительные ключи для ЗБТ для друзей, плюс куча конкурсов было на раздачу. В итоге уже на стадии ЗБТ было 3 заполненных сервера и огромное число людей на сервере. По мне, это очень крутой старт для «издателя браузерок».
Теперь перейдем к самой игре. Это штатные 6 классов — маг, паладин, лук, син, танк и воин. Я играл за мага, так что расскажу на примере мага о том, что скрывается за классом в Блессе:
Есть три вида стоек (во всяком случае на ЗБТ их было три) — огонь, лед и ветер. Есть восемь активных скиллов. Есть четыре пассивки. Есть две комбо-активки. Плюс еще есть «Shift-умение». Ты сам выбираешь, какую стойку в текущий билд установить (можно менять почти на ходу, главное — выйти из боя), какие из порядка 25-30 активных скиллов установить на панель, какие выбрать пассивки и комбо-активки.
Пассивки и сама стойка дают дополнительные бонусы к активкам, плюс есть комбинации скиллов. Например, ставишь огненную стойку, она дает дополнительный метеорит в активный скилл метеорита, плюс перед метеоритом юзаешь другой скилл, который к метеориту добавляет еще и эффект стана, а за счет пассивки на +3% к криту — есть шанс выдать серьезный дамаг. Ну и в том же духе по остальным скиллам. Я лично за ЗБТ пока не выбрал идеальный билд для ПвЕ, ПвП и для батл-граундов.
Конечно, многие просто воруют билды у корейских геймеров, но хотя все до одного пиарили исключительно ледяного мага для арен — я неплохо бегал и обычным фаир-магом, выдавая тонны дамага на аренах.
«Shift-умение» это какое-то уникальное для каждого класса умение, которое активируется нажатием шифта. У магов это скачок вперед, который снимает дебафы (стан/слип/замедление). У паладинов это самоотхил. Ну, и так далее. Приходится пианинить по клавиатуре в активном бою, но в то же время для ПвЕ хватает небольшого числа скиллов. По мне, это идеальная система.
Есть несколько разных рас, плюс 2 стороны для игры. Так как мы Insane Empire, то логично, что мы играем за Империю Гирон (север). Какие там расы еще есть, я не знаю, вы легко это найдете на сайте и на всяких порталах, но я выбирал между человеком и эльфом. Из-за размера сисек пришлось взять особь человеческого рода и накастомайзить самые большие груди из доступных + стандартную (для меня) средне-короткую прическу золотистого цвета (че-то в последние годы всегда такой цвет волос выбираю).
После входа в игру осознал, что управление немного странное. В чем конкретно это выражается не могу точно сказать, по совокупности это немного кривые движения персонажей/маунтов, подлагивание игры и необходимость кастовать в противника/моба повернувшись к нему лицом персонажа.
Умер в игре я от первого же моба, пока разбирался с управлением. После смерти можно реснуться с дебафом на кладбище, либо прибежать к своему трупу и реснуться без дебафа там. Что я говорил выше про игру-франкенштейна?
85-90% игры уже переведено на русский. Озвучены все cut-сцены!!! По мне, это нереально круто, даже учитывая, что в играх я все кат-сцены пропускаю (забавно, но именно из-за этого я не прошел свою любимую игру — Half-Life 1, не мог дождаться пока вагон доедет до старта игры, поэтому играл только по сети), но из той части лора игры, что я не пропустил — очевидно, что сюжет в игре есть и он полон интриг и приключений. Об этом Eley писал уже в своей заметке. Там даже были любовные сцены, поэтому не зря при старте написано, что игра строго для 18+.
Кстати, чтобы далеко от Элея не уходить, могу сказать, что в игре есть, пусть и в небольшом количестве, джамп-паззлы.
Что касается остальных квестов, то они стандартные:
- Убей
- Собери
- Отнеси
- Принеси
- Передай привет
Иногда для обучения просят что-то скрафтить или затаймить. Ну это так, разово, чтобы вы с системой крафта и тайминга познакомились.
Есть квесты монстропедии, когда убиваешь незнакомого моба, дают квест убить таких 8/10/12 штук. Убиваешь — дается награда за первый этап. После этого если продолжить бить, то выполнишь второй этап, а затем и третий. Причем второй и третий этапы не видны, пока не выставишь отображение их на экране. За выполнение квестов монстропедии даются плюшки гильдии.
Гильдия имеет уровни, и от каждого уровня зависит, сколько людей в нее помещается. Поэтому прокачивать гильдию нужно постоянно. Плюс помимо опыта гильдия имеет очки влияния, за которые берется раз в две недели одна из семи территорий вашей расы. Это аукционная система, так что у кого больше очков — тот лучше сидит. Плюс владельцы терр могут участвовать в битвах за столицу. Один клан защищается и может нанять другие кланы для помощи.
Гильдия дает разные бонусы — к дамагу/опыту и так далее. Поэтому чем лучше развит твой клан, тем сильнее ты.
Помимо этого есть очки, за которые клан-мемберы могут покупать топ-шмотки, для этого ГЛ должен отсыпать им эти очки через меню гильдии.
Вернемся к приручению питомцев. Они бывают ездовые, летающие. Животные и гуманоиды. Последних (гоблинов каких-нить) можно направлять делать квесты (типа рабов в АО). Они там что-то приносят в виде очков каких-то, но я не понял до конца. Питомцы (всякие попугаи, зомби и так далее) следуют за вами. Некоторые в декоративных целях, а некоторые дают бафы (например, бонус к получению опыта за убийство врага). Летающие питомцы выбиваются из мировых боссов и ограничены сутками для использования, либо топовые — на неделю.
Ну, а ездовые это — стандартные маунты. В зависимости от грейда животного, они могут иметь различную скорость вызова (штатно — 2 секунды, некоторые шоповские 1.5), либо скорость движения, либо доп. пассивка или даже активка (я активок не видел пока).
Так как натаскали из всех игр понемногу, то есть как таргетный, так и нон-таргетный режим.
Кач в целом ненапряжный, я дней пять, правда, брал 35 лвл (кап), но он берется за сутки игры.
Что радует — очень живописные и уникальные локации, даже замок в столице Гирона сделан так, что, взлетев на самый верх, можно найти башенки и комнатки, в которые можно зайти. Конечно, нет такого, что с первого этажа можно по лестнице подняться наверх, но в любом случае замок — это не просто шкурка поверх непроницаемой оболочки.
Деревеньки, в которых стоят NPC, раздающие квест — все уникальные.
Мобы 30+ находятся в общей локации, так что случается довольно часто ПвП. Это напомнило мне времена Этера в RF Online, либо бездну в Aion'е.
Боевка довольно динамичная, если бы не лаги. В целом игра очень напоминает окореенный GW2.
Из ивентов доступно несколько:
- Баттлграунд в 16:00, 19:00 и 22:00 по Мск. Битва в стиле MOBA-игры 100х100. Обычных мобов нет, но можно убивать древнее дерево и респавнить энтов, которые идут сносить вражеские ворота и босса за ними. По центральной линии есть кристалл. Кто владеет кристаллом — держит непроходимый щит у врат соперника в неактивном состоянии, плюс падают очки за владение кристаллом по таймеру.
- Арена — битва 3х3 с весьма простой картой (круг + в центре трехлучевая лестница)
- Осада столицы — только для владельцев территорий и внутри расы (арена и БГ — только против другой расы).
- Мировые боссы (в 20:00) — с них падают летающие петы на сутки. Боссы каждый день разные, некоторые простые, некоторые сложные, я так на них и не попал, так как гонял аренки, либо не был онлайн.
Все классы, разве что кроме луков, довольно востребованы во всех ивентах. Луки в меньше степени, это скорее соло-плееры. На арене и БГ тебя апают сразу до 50 лвла и игра идет совершенно одинаковых чаров, на осадах и питах — в чем одет, в том и воюешь.
Давайте еще немного плюсов, а потом уже поговорим о минусах:
- Безусловно качество перевода для ЗБТ стадии очень высокое
- Интересный мир (как по картинке в целом, так и по графике, лору и так далее)
- Важность присутствия в гильдии
- Много ПвП
- 800 различных питомцев, которых можно приручить, это число растет с каждым патчем
- Ненапряжный кач, как по скорости, так и по отсутствию необходимости как в BDO мучаться с фармом мобов, прыгая в стороны и комбинируя умения для нормального кача
- Неплохая динамичная механика ПвП/ПвЕ
Но есть у игры и минусы:
- Игра занимает 55 гигов, из них 37 гигов установленная игра и 18 гигов — инсталлятор. Разнести инсталлятор и игру не получается (можно конечно попробовать через символические ссылки)
- Игра на обычном HDD очень долго грузится (минут 5 загрузка из 101xp ланчера до выбора персонажа), так что ставить ее желательно на SSD, поэтому важно 37 гигов или все 55 гигов
- Ланчер кривой, так что приходилось на ЗБТ мне лично несколько раз скачивать 18 гигов, чтобы перенести игру с HDD на SSD и закончилось это все переустановкой винды, чтобы освободить место на 120Гб SSD.
- На БГ на моих GTX660, i5 3570k и 16Гб ОЗУ FPS в р-не 20-25. Это мешает комфортно воевать, учитывая необходимость смотреть на врага лицом. Я перепробовал кучу советов из этих ваших интернетов, разгонял проц, видюху — монопенисуально. Даже на SSD диске. Вариант с докупанием 16Гб ОЗУ в 4 слота и перенос папки с игрой на RAM диск не стал уже пробовать, хотя 8Гб заменил на 16 за небольшие деньги. Лагает у людей даже на GTX1060 и i7. Хотя у меня видюха и проц — как рекомендуемые для игры. Снижение настроек с топовых на минимальные — не влияют кардинально на FPS, когда на максималке 25 FPS, а на минималке — 30, считайте нет разницы.
- На осаде замка (мы атаковали в 130 человек 240 противников) — вообще скиллы не прожимаются, FPS в районе 10. Хорошо, что на аренах FPS — стабильные 60. Собственно, на аренах я много времени и проводил.
- Очевидно, что игруха хреново нагружает видюху, у многих вообще встроенную использует вместо nvidia, какой-то баг.
- Кач быстрый, что делать на хай-лвле — непонятно.
- На арене баланс кривой, пати с хилом убить можно только если ты тащун и пати такая же, а вражеский хил — криворукий.
В целом я лично попробую на ОБТ и, судя по всему, Insane'у игра понравилась, так что будем активно набирать людей.
24 комментария
Вот сама тема на форуме Bless
Целая куча косяков и в переводе умений. Иногда совершенно невозможно понять, что же оно на самом деле делает! Оно может вешать дот с одним названием, написано с другим, другое умение изменяется в какой-нибудь стойке и продляет действие этого дота, но как это можно понять, если названия разные? И я говорю не об одной ошибке, их множество.
К тому же, знаете, как переведён раздел ездовых питомцев? Маунт. Шедеврально! Это вообще не перевод, а транскрипция. И такого в клиенте тоже ещё встречается =) Даже в Black Desert, не к добру помянут он будет, к переводу подходили более творчески!
Элементы интерфейса привязаны к своим местам и имеют фиксированный размер. У меня нестандартный монитор с разрешением 2560х1440 и всё очень мелко. Можно увеличить шрифт чата и всё. Сама игра через свой интерфейс других возможностей не даёт. Просто играть неудобно.
К косякам перевода добавлю ещё эти строки ?RUS.HUGUY$%^%$*()$&, вылезающие везде — в названиях, именах, строках диалогов, на миникарте. Я думал, что это непереведённые части игры, но оказалось, что те же строки в тот же момент времени другие игроки видят нормально! Зато видят абракадабру в других местах… От чего это зависит в итоге — непонятно =) Очень надеюсь, что это понятно хотя бы локализаторам…
Настроек графики в игре немного, длинный ряд ползунков с дальностью отображения и детализацией и выбор разрешения — больше ничего нет. Всё сделано в пространстве DX9, новые технологии просто не работают, поэтому старые видюхи отрабатывают не хуже новых. Графика выглядит устаревшей даже по сравнению с ArchAge, оно и понятно, там помимо 9-го ещё DX11 был, шейдеры, свет и прочее. В принципе, это не только плохо, но и хорошо — меньше лагать будет.
В общем, к самой игре и её ошибкам вопросов немного — косяки с видеодровами, неизвестная защита, кривоватая геодата, старенькая графика. Игра достаточно хороша, чтобы сгладить негативные впечатления, в неё хочется играть. Но к локализатору множество вопросов, и не только у меня. Просто язык не поворачивается называть всё это нормальным переводом, хорошей локализацией. Хочется верить, что хотя бы основные косяки будут исправлены к ОБТ. Но чёрт возьми, уже хочется не верить, а быть уверенным хоть в чём-нибудь в очередной ММО ~_~
Я называю данный перевод хорошим.
К слову говоря когда я увидел дату первых отзывов о Bless(конец 2012). Я понял почему игра вызвала у меня отвращения. Потому что это старичек, ему дали красивую одежку, но играется он как Аион с помесь наверно Вова.
Меня абсолютно выбысило управление:
Режим псевдо нонтаргет, в котором цель просто выбирается автоматически. При этом мне приходится напрягаться и держать в «мушке» моба который активно крутится и движется, как в лихом шутере.
Режим таргета, в котором мне предлагается щелчком мышки или табом выбирать цели, уже лучше. Только вот кто придумал невозможность выключения курсора, чтобы крутить камеру мне нужно постоянно держать зажатой правую кнопку мыши…
Других режимов не предусмотрено. В итоге игра ощущается помесью ла2 и Аиона с принципом, смешаем всё в кучу и там посмотрим чего получится. Плавно переходим от этого дальше:
Не знаю по какой причине, но твоё расположение никак не влияет толком на происходящие, как бы я не прыгал вокруг мобов, какие бы уловки не применял. Решает одно — ШМОТ. Статистики твоего персонажа это всё в игре, нету никаких способов избежать урона, понизить его. Билды… возможно к концу прокачки, что то бы и изменилось, но если судить по тому что я читал:
Попытка намешать классам универсальности, привела к простой банальной ошибке. Классы не чувствуются. Ты не ощущаешь себя действительно танком, консервной банкой. Лукарь страдает от отсутствия полноценного кайтинга в механике игры.
После существования Теры, с отличной механикой нонтаргета. После Black Desert с отличной механикой боевки. После Аиона, времен п2п когда каждый класс был уникален и приходилось долго учится каждым играть.
Гильдии, пвп контент, интересный контент? Зачем всё это? Если играть в это трудно, неприятно и просто неинтересно, да и повсюду требуют заплатить деньги… Платный дроп… Лично я прохожу мимо, всем спасибо за внимание.
Ну а платный дроп и тд — тут уже нужно смотреть реализацию. Возможно 2500 рублей, на которые геймнет кинули игроков в БДО тут до скончания веков хватит люменов на платный дроп с боссов (там часть платная, часть бесплатная)
Это скиллы,(сам уворот реализован через скилл, который как бы сбрасывает таргет для текущих скиллов противника, а они ограниченны откатом) само позиционирование класса ничего не даёт. И это после ла2 в котором дагеры били в спину сильней, а скиллы бьющие сверху игнорировали щит. Я уж молчу о боевке ВОВа, где позиционирование очень сложно и выверено. Или о балансе классов в Аионе, в котором доскональное изучение класса противника его стиля боя и билда позволяла вытаскивать бой. Я блин молчу про теру и БДО, представителей современной экшн боевки, где решали руки а не шмот.
Проблема игры строится на всём этом, она вторичная, она как бы пытается взять механики и совместить их, но получается из рук вон плохо. Как бы не были ужасны Тера и БДО они привнесли новые механики боя в ММО. Тера свой полный нонтаргет, а БДО экшоновую механику боя с нормальным удобным псевдо-нонтаргетом
BDO вызывал у меня эпилепсию от бесконечной движухи при фарме мобов. Я готов терпеть 100500 комбинаций на пвп, но в пве мне хочется спокойного и размеренного кача, а не игры на пределах возможностей (слишком я стар для этого дерьма =).
Тера это бесконечное количество инстантных данжей, что там делать любителю пвп я не знаю.
В этих двух вещах Блесс куда комфортнее мне, чем БДО и Тера, плюс есть более-менее реальный профит от нахождения в гильдии, что утыкает за нос ГВ2 и Айон.
Это не ла2 и даже не ПВ, но лучше, чем большинство современных поделок.
А отдельно боевка. Для меня тоже Тера осталась тут эталоном. Много контроля, много позиционирования, много тактики и почти нет типичного ДПС-чека по шмоту (тут конечно живучесть хилов в шмоте все зафейлила).
Например, сорка имеет 5 (ПЯТЬ) скилов которые кроме нанесения тупого урона позволяют одновременно быстро или медленно сменить свою позицию уклонившись от атак противника (такое двойственное назначение скиллов я вообще в первый раз увидел только в Тере). Не говоря уже о простых штифтах влево-вправо.
С Верой и Надеждой, пока без Любви xD
возмущаться насчет доната, тут же приводя в пример Теру, БДО и Аион, как-то очень странно, вот правда :)
Люмены это ведь валюта покупаемая за реальные деньги, как удобно ведь не хватило люменов, докупи. Они же так замечательно уже вплетены в игру, я даже не знаю как это дальше комментировать, это уже не раз обсуждалось на ММОЗГЕ, удачно вплетенный донат в игре, нельзя называть замечательной идеей…
Абсолютно не понимаю, причем там донат в тех играх. (Насчет Аиона я вообще молчу во времена п2п там его просто не было, а с Black Desert и премиум сервером, я бы с вами еще поспорил отдельно). Bless ощущается динозавром в современных реалиях по боевке и механике классов. Он достаточно красив, но сама по себе это пустая игра, она вторично во всём. При этом многие элементы смотрятся просто неуместно и сделаны просто потому что: «а давайте сделаем как вот там было». Без детального анализа и уместности.
Атрон недавно упоминал, что даже в ЕВЕ есть спорные механики, которые не совсем однозначны (Войны корпораций). То здесь механики игры просто представляют из себя венегрет намешанные на скорую руку.
Есть объективные причины нелюбить донат, но не любить донат за то, что он существует — это странно. Играйте в одиночки или бай2плей игры, во фритуплее всегда будет донат и одно дело когда это дополнительные скиллы как в Аллодах, а другое дело когда это просто буст опыта (аля премиум). Я не знаю что будет в итоге у 101хр в Блессе, но надеюсь все будет не так хреново, как бывает у Мэйлру или других издателей.
Конкретнее нужно спрашивать знающих людей.
8 скиллов в каждой стойке, 8 скиллов на все три, или как-то совмещено?
Это как?
«таймить» у меня вызывает четкие ассоциации с «time» — время. В первую очередь, «тайминг» — это своевременное выполнение определенных действий. Приручить, по-моему, скорее «тейм».
Не в курсе — что за MOBA 100х100?
Так кап — 35 или 50?
Имеется ввиду карта с тремя направлениями. Я так понял.
Воин это воин. Высокий мили-дамаг, мало хп. Имеет пассивку Ревкием, бьет после смерти 10 секунд (аля Сион в LoL'е), потом умирает.
Страж — танк, таунт, контроль, много выживаемости.
Ассассин — инвиз, бэкстеп и тд.
Скиллов всего 20-30 штук активных, дюжина пассивок, если не больше. Стойка у тебя 1, другую переключить можно только выйдя из боя. Ты сам набираешь профиль текущий из набора скиллов. Фаир маг у меня бегал с частью скиллов из ветки ветра, например.
От MOBA игр это карта из 3 дорог.
Кап на ЗБТ был 35, на Корее щас 50й. На аренах и тд апает тебя автоматом под 50 лвл, чтобы даже 10 лвл мог участвовать. Но многие скиллы тока на 30-м выучиваются.
грубо говоря, вся альтернативность сводится к 3м стойкам и сетам скилов к ним.
Ого, а я не видел( Правда, только до 22 уровня докачался.