Всем привет! Это снова ваш неугомонный лесоруб. Сегодня мне хотелось бы поговорить об очень важном аспекте любой системы, претендующей на организованность — товарно-денежные отношения. Желание это возникло по понятной причине — «Роршах» достиг в своём развитии момента, когда бартерный обмен уступает дорогу чему-то более универсальному, а именно — валюте.
Давно подмечено, что ничто так не разъединяет людей, как денежный вопрос. Не стал исключением и Eco — одно только упоминание этой темы вызвало ожесточённейшую дискуссию.
Именно потому, что единственно верного способа выстроить финансовую систему, связывающую десятки совершенно разных игроков, не существует, я и решил написать эту заметку, в которой напомню, какие возможности управления денежными знаками существуют в Eco, и опишу некоторые варианты развития событий, после чего у вас будет возможность обсудить их, выбрав наиболее подходящий.
Итак, первые дни на «Роршахе» у каждого из игроков была своя валюта, не ограниченная для владельца в количестве. Фактически, получалось, что для функционирования необходимо было сначала отдать вам какие-то товары, получив взамен не обеспеченные ничем фантики, которые можно было потратить только одним способом — купить что-то в вашем магазине (если, конечно, вы продавали что-то, интересное для других). Фактически, это был тот же бартер, но с промежуточным звеном в виде персональных валют, позволявшим каждый раз не встречаться лицом к лицу для обмена. Неудобства, как мне кажется, очевидные — вся конструкция фрагментарна, строится исключительно на доверии и менее интересна тем, кто много продаёт, чем покупателям.
В Eco валюта появляется следующим образом — крафтится Mint, то есть станок, чеканящий монеты (он у нас уже есть), и его владелец после установки выбирает имя валюты, а также материал обеспечения и обменный курс к нему.
Очень важно помнить, что валют может быть несколько и создание новых никак не ограничено.
Сейчас мы находимся в ситуации, когда у большинства игроков на руках много разных персональных фантиков. Что делать с ними в дальнейшем — на данном этапе не ясно (да, есть возможность построить обменный пункт, но это будет ещё не скоро). И вот мы берём и говорим: «Так, ребята — теперь расплачиваемся не фантиками, а вот этим».
Введение общей валюты, обеспеченной чем-то материальным, позволит отказаться от неудобной схемы, но, разумеется, не без новых проблем, которые особенно ярко себя проявят на начальном этапе:
Завершу заметку своим личным мнением, просто для информации, ни в коем случае никого ни к чему не принуждая.
Вот, собственно говоря, и всё — я специально не добавил никакого опроса, чтобы высказать мнение можно было только в виде комментария, желательно развёрнуто. Не хочется делать резких телодвижений, о которых мы потом пожалеем в таком важном вопросе, правда ведь?
Именно потому, что единственно верного способа выстроить финансовую систему, связывающую десятки совершенно разных игроков, не существует, я и решил написать эту заметку, в которой напомню, какие возможности управления денежными знаками существуют в Eco, и опишу некоторые варианты развития событий, после чего у вас будет возможность обсудить их, выбрав наиболее подходящий.
Итак, первые дни на «Роршахе» у каждого из игроков была своя валюта, не ограниченная для владельца в количестве. Фактически, получалось, что для функционирования необходимо было сначала отдать вам какие-то товары, получив взамен не обеспеченные ничем фантики, которые можно было потратить только одним способом — купить что-то в вашем магазине (если, конечно, вы продавали что-то, интересное для других). Фактически, это был тот же бартер, но с промежуточным звеном в виде персональных валют, позволявшим каждый раз не встречаться лицом к лицу для обмена. Неудобства, как мне кажется, очевидные — вся конструкция фрагментарна, строится исключительно на доверии и менее интересна тем, кто много продаёт, чем покупателям.
В Eco валюта появляется следующим образом — крафтится Mint, то есть станок, чеканящий монеты (он у нас уже есть), и его владелец после установки выбирает имя валюты, а также материал обеспечения и обменный курс к нему.
Сейчас мы находимся в ситуации, когда у большинства игроков на руках много разных персональных фантиков. Что делать с ними в дальнейшем — на данном этапе не ясно (да, есть возможность построить обменный пункт, но это будет ещё не скоро). И вот мы берём и говорим: «Так, ребята — теперь расплачиваемся не фантиками, а вот этим».
Введение общей валюты, обеспеченной чем-то материальным, позволит отказаться от неудобной схемы, но, разумеется, не без новых проблем, которые особенно ярко себя проявят на начальном этапе:
- Объект обеспечения. Должен представлять собой нечто относительно редкое и ценное, для того, чтобы не происходило резкого увеличения денежной массы и валюта была устойчивой. Именно поэтому хорошим кандидатом, как в реальном мире, так и в Eco, является золото — оно достаточно редко, и его добыча трудоёмка. Более того, можно законодательно ограничить эмиссию денег, не давая возможности для спекуляций.
- Первоначальное распределение. Безусловно, чтобы валюта заработала, нужно её наличие у контрагентов, но дьявол как обычно кроется в мелочах — можно раздать всем игрокам поровну, но это будет несправедливо по отношению к меценатам, которые выделили начальный пул материалов для обеспечения. Можно вовсе не раздавать ничего, первое выдавая деньги централизованно за контракты правительства. Вариантов масса, жду, что вы поделитесь своим видением в комментариях.
Завершу заметку своим личным мнением, просто для информации, ни в коем случае никого ни к чему не принуждая.
- Золотая руда — хороший вариант обеспечения, а возможные поползновения шахтёров могут быть легко откорректированы законом, ограничивающим эмиссию.
- Золотые слитки также хороший вариант, хоть и более трудоёмкий — но взамен мы получаем дополнительный барьер для избыточной эмиссии в виде закона о выплавке металлов только дипломированными специалистами. Из минусов — игроки не смогут самостоятельно получать валюту, только через кузнецов. Возможны затупления при необходимости оперативного пополнения и злоупотребления со стороны плавильщиков.
- Оптимальным видом распределения мне видится такой — все активные игроки получают некоторую сумму, товарищи, помогавшие в сборе материала, получают от правительства бонус, соразмерный своему вкладу. Далее мы принимаем закон о прогрессивном налоге — чем богаче человек, тем больше он платит (это простимулирует товарно-денежные отношения, станет выгодно не держать у себя большую сумму, а покупать товары). Новым игрокам, также законодательно, будут выделяться из сокровищницы небольшие подъёмные на первое время. Эмиссию во избежание инфляции ограничиваем, как глобально, так и персонально.
- По поводу правительства и возможных неадекватных действий с его стороны — напоминаю, что любой игрок может предложить проект закона, воздействующего на лидера мира, вплоть до снятия с должности. Никаких преференций при голосовании лидер не имеет, у него такой же голос, как у остальных. В данный момент эта должность даёт ровно одну возможность — управление сокровищницей, в которую собираются налоги, только и всего. Обычно эта сумма используется для выплаты каких-либо дотаций и оплаты контрактов, полезных для инфраструктуры. Все транши протоколируются и могут быть легко проверены.
Вот, собственно говоря, и всё — я специально не добавил никакого опроса, чтобы высказать мнение можно было только в виде комментария, желательно развёрнуто. Не хочется делать резких телодвижений, о которых мы потом пожалеем в таком важном вопросе, правда ведь?
15 комментариев
1. Можно выпустить сразу две валюты — привязанных к золотой руде и золотому слитку, с возможностью конвертировать их друг в друга в обменниках.
2. Персональные фантики можно постепенно возвращать владельцам через их магазины, покупая у них товары, либо пусть этим занимается правительство, которое назначит каждому фантику курс в соответствии со статистикой. Эти подходы можно комбинировать.
По-моему, все заинтересованы в появлении общей валюты и нормального рынка, поэтому предлагаю сильно не заморачиваться со стартовым этапом. Нужно лишь вбросить в экономику достаточную сумму валюты, и дальше все завертится.
Если я правильно понимаю, на получение стартового пула золотой руды требуется много трудозатрат шахтеров? Давайте компенсируем им товарами по их выбору.
Чем больше будет стартовая сумма денег на сервере — тем меньше рудокопы будут выделятся своим богатством. (И им придется эволюционировать до постройки экскаваторов :))
Сейчас я нахожусь в другой роли и в другой ситуации, моё отношение меняется, но вот изменится ли отношение других — не знаю.
Меня невероятно радуют местные контракты. Мы уже много раз говорили, что это, по сути, пользовательские квесты. Понятно, что квесты (контракты) должен кто-то создать, и это работа. Но если представить, как на начальном острове стоит доска объявлений с фактически квестами: это офигенно. Другим типом контрактов можно за общую валюту выкупать ресурсы для государственного фонда, держать резервы, компенсировать возможный дефицит, или направлять на глобальные государственные проекты, типа сооружений чудес света. :)
Мне кажется, в Eco того же эффекта можно добиться прогрессивным налогом с регулярным созданием государственных контрактов.