В самом конце декабря, через год после начала продаж Elite Dangerous для PC, авторы отрапортовали о пересечении отметки 1.4 миллиона проданных копий для всех платформ ( PC, Mac и Xbox One). Перед нами не только очевидный финансовый успех представителя жанра космосимов, казалось бы, сброшенных на свалку истории издателями игр, но и повод заняться “элитной арифметикой”.
Напомню, что заочно в проект поверило 25 681 человека, поддержавших его на Кикстартере и обеспечивших разработчиков начальной суммой в размере 2 270 000 долларов США. Это значит, что количество поверивших в проект до его запуска было меньше двух процентов от количества тех, кто купил игру после ее выпуска.
Сама кикстартер-кампания была проведена в ноябре 2012 года. Пре-релизная тестовая версия была доступна участникам кикстартер-кампании уже в декабре 2013 года. А финальная версия вышла спустя год. Впрочем, сегодня уже нельзя назвать игру, вышедшую в 2014 году, “финальной”. В течение всего 2015 года Elite Dangerous активно развивалась при помощи бесплатных обновлений. А 15 декабря вышло новое платное дополнение: “Horizons”. Или не дополнение? Хотя об этом чуть позже.
Frontier Developments собственным примером доказали жизнеспособность не только кикстартер-кампаний, но и формулы “начинаешь с малого, развиваешь дальше”. В 2013 году в компании работало 13 человек. В декабре 2015 продюсер проекта сказал, что над игрой трудится 100 человек. То есть по структуре и своим задачам перед нами полноценная MMO-команда.
Пока я сомневаюсь по поводу того, может ли стать система buy-to-play рабочей для постоянно развивающихся миров, Elite Dangerous показывает, что, в принципе, может. Но для этого нужно выпускать новые платные дополнения довольно часто. Из-за чего в Frontier Developments даже изобрели “Сезоны”, закрепив тем самым принцип посезонного платного доступа в игру.
Достаточно посмотреть на русскоязычные отзывы об игре в Steam, чтобы понять — не все пришли в восторг от этой идеи.
Действительно, в основном ЧаВо Elite: Dangerous встречается такое объяснение:
Какие основные отличия между «Elite: Dangerous» и «EVE Online»
Elite: Dangerous — это игра, распространяющаяся по модели “заплати один раз и играй вечно”, тогда как в EVE Online нужно периодически оплачивать игру.
Это не единственное отличие, описанное в ЧаВо, но именно это заявление интересно для нас сейчас, потому что позже появилась идея “сезонов”, которая на официальном сайте объясняется так:
Elite Dangerous предлагает огромное количество богатого геймплея, а процесс разработки базируется на амбициозном долгосрочном видении развития проекта. Наряду с постоянно развивающимся при помощи игроков сюжетом и активностью игроков, мы постоянно добавляем новые возможности и контент, чтобы развивать геймплей.
Каждый платный сезон Elite Dangerous — это набор нового контента в форме больших дополнений, каждое из которых содержит, буквально, сотни исправлений и новых возможностей.
В данный момент наши дополнения разделены на две сезона. Мы обеспечиваем совместимость между ними так, чтобы игроки разных сезонов находились в одной галактике вместе. Игроки первого сезона будут получать часть обновлений постоянно, даже если они не станут покупать второй сезон.
Узким местом при таком подходе всегда будет необходимость обеспечить с одной стороны совместимость сезонов, а с другой — разницу между клиентами, обладающими разными сезонами. И такие ограничения всегда будут проигрывать единому миру, предлагающему все свои возможности в любой момент. Более того, хотя формально действительно получается так, что, купив один сезон, можно играть вечно, уверен, авторы предполагают, что настоящий поклонник игры будет покупать все сезоны. Примерно так же чувствуют это и поклонники, понимая, что полноценной игрой будет только сборник всех сезонов.
Сейчас, в качестве временной акции, Frontier Developments предлагает тем, кто купил оригинальную версию, скидку, но, думаю, это не слишком сильно успокаивает тех, кто к фразе “заплати один раз и играй вечно” относился слишком буквально. Конечно, не очень понятно, серьезно ли эти люди ждали, что кто-то будет годами бесплатно развивать игру. Стало бы им легче, если бы, к примеру, после года бесплатных обновлений разработчики вынужденно переключились бы на новый проект? Сложно сказать. Но эффектное обещание действительно отчасти ввело людей в заблуждение.
Игроки уже поняли, что каждый сезон будет стоить примерно 60 долларов США на старте. Кто-то этим возмущен, кто-то смирился, кто-то считает вполне нормальным. И мы снова можем включить калькулятор, подсчитав, что это равно 5 долларам в месяц, если бы игра распространялась в формате ежемесячной подписки.
Казалось бы — круто! Пять долларов против привычных пятнадцати в ММО по подписке! Но вместе с информацией о продаже 1 400 000 копий, Frontier Developments поделилась еще одной интересной статистикой: средняя продолжительность игры в оригинальную Elite Dangerous составила 60 часов. Авторы после этого умножили 60 часов на 1 400 000 копий, и получили астрономическое число общих часов геймплея. Но мы не умножать будем, а делить. Тем более, что даже самым большим противникам считать в уме калькулятор для этого не понадобится: если разделить 60 долларов на 60 часов, мы получим, что в среднем игроки заплатили один доллар за каждый час игры. И если представить, что сезон покрывает целый год, то в среднем это получается 5 часов в месяц.
Разумеется, Elite Dangerous не претендует на звание MMO (хотя в том же Steam находится именно в этом жанре), но вот какая мысль меня беспокоит: чем дальше от точки старта будет находиться эта игра, тем тяжелее и дороже будет новому игроку оценить геймплей целиком. Недавно я размышлял об информированном выборе в отношении MMO и о необходимости его облегчать, вплоть до снятия любых барьеров. Но в случае даже безупречно реализованного buy-to-play от Frontier Developments (а здесь все действительно, похоже, безупречно, посмотрите на тот же игровой магазин, в котором только шкурки кораблей и продаются, или на четко обозначенные сезоны), такая модель с каждым годом будет нагромождать все больше барьеров, продолжая при этом, по сути, быть игрой с периодической оплатой для тех, кто был с ней с самого начала.
Людям хочется чудес. Но чудес не бывает. Потому что если вы хотите получить постоянно развивающуюся игру, за нее постоянно придется платить. Ведь как и у вас, у авторов игры существуют постоянные потребности. Впрочем, есть в этой истории 485 человек, которые получили вечный доступ ко всем обновлениям Elite Dangerous по минимально возможной цене: 114 долларов. Но для этого нужно было вложить эти 114 долларов в кикстартер-кампанию еще в ноябре 2012 года.
8 комментариев
Ох. :/
Ну пока чем больше все меняется, тем больше все меняется. Различные бустеры мы вот крафтить уже можем. Может быть мечтать и о производстве собственного корабля не такая уж и глупость.