В детстве, да и сейчас тоже, меня привлекала идея увидеть в мельчайших деталях то, что находится, казалось бы, у нас под самым носом. То, мимо чего мы можем пройти и, как правило, проходим в обычной жизни. Вот уж никогда не думал, что планеты в Elite: Dangerous окажутся таким «микрокосмосом».
Согласно законам погружения в микродетали, давайте двигаться от общего к частному. Для этого стоит начать с рассказа о том, как здесь зарабатывают на исследовании галактики. Проще всего этот процесс сравнить с профессиональной уборкой бесконечного сада. Если вы когда-нибудь участвовали в сборе плодов в промышленных масштабах, а не у себя на даче, то наверняка знаете, что это труд, романтику в котором можно найти исключительно в высоком темпе и красоте отработанных движений. Потому что это поток. Планеты сыплются в корзину находок через «плодосборник» FSS-сканера, после чего сортируются в зависимости от своей ценности.
На схеме выше много чисел разного цвета возле каждого набора «плодов», это размер вознаграждения, который, как видите, может сильно отличаться. В чём дело? Дело в степени внимания, которую вы готовы оказать объекту.
Присмотревшись к конкретным значениям в размерах вознаграждения, вы заметите, что обнаружение некоторых объектов спектральным сканированием, которое занимает несколько секунд, может принести в десятки раз больше денег, чем возня на полчаса с каким-нибудь газовым гигантом, который, как вы понимаете, из-за своей массы должен находиться на приличном расстоянии от звезды, обладая при этом огромной площадью поверхности. Что вообще картографировать на поверхности газового гиганта — отдельный вопрос, но корпорация Universal Cartographics даёт понять относительную бесполезность этих сведений по-своему — мизерным вознаграждением. Разве что газовые гиганты первого класса могут принести неплохие деньги. Но, опять же, учитывая их удалённость от звезды и огромные размеры поверхности, лучше пройтись сканером по планетам, которые классифицируются как Metal-Rich. По моим наблюдениям, это небольшие планетоиды, которые гоняют на высоких скоростях, недалеко от звёзд.
Впрочем, всё перечисленное меркнет перед обнаружением водной планеты и уж тем более планеты земного типа. Даже за мизерную информацию о факте их наличия в конкретной системе вас вознаградят в десятки раз больше, чем за большинство других астрономических объектов. Некоторые сборщики целенаправленно охотятся именно на эти два типа планет, выбирая более подходящий класс звёзд и настраивая частоту спектрального сканера исключительно на диапазон водных миров и планет земного типа. Результат такой охоты, с моей точки зрения, немного напоминает варварское потребление ресурсов — вы собираетесь тщательно исследовать выбранный участок звёздного сада, но постоянно натыкаетесь на то, что самые вкусные системы и планеты уже исследованы, хотя находящиеся рядом с ними астрономические объекты даже не открыты.
И всё же для внимательного исследователя есть своя статья пускай не пышного, но стабильного дохода — это планеты High Metal Content, пригодные для терраформирования. Они находятся на комфортном для людей удалении от звезды и часто имеют атмосферу. Понятно, почему их подробные карты так ценятся, но вот вам ещё одна причина их полюбить — иногда это очень интересные объекты для приземления на поверхность.
Стоп, машина. Отматываем назад. Возможно, я слишком мягко приземлил вас сюда, и вы не прочувствовали масштаб проблемы.
Вернёмся на уровень звёздного сада галактики Млечный Путь, практически неисследованной, а значит, содержащей бесконечное количество несобранных плодов. Представим будничный день космического разведчика, даже самого добросовестного, стремящегося насыпать в контейнер звёздного атласа как можно больше информации. Время здесь — деньги, в буквальном смысле. Опытный глаз видит вспыхнувшую желтую точку на спектральном сканере и даже не ждёт более детальной картинки. Он и так знает, что это ледяная планета. Кто-то вовсе считает эти плоды сорняками. И я их могу понять. Следующая. Следующая. Перелёт. Сканирование. Следующая. Перелёт.
Я знаю это чувство ещё по No Man's Sky — последнее мгновение перед входом в новую систему наполнено надеждой на открытие чего-то ещё невиданного, уникального. И нет никакого значения, что в этот раз система оказалась заурядной. Будет следующий раз. И следующий. Сложно устоять перед бесконечностью. Разве что при помощи осознания, что вы и ваше время не бесконечны. И вот теперь представьте, что где-то посреди этой реальной для вас бесконечности есть место, где вам необходимо замедлиться до невероятного по космическим меркам масштаба — до человеческого. Вы и есть микроорганизм. Космические скорости, все эти миллионы световых секунд, вдруг сжимаются до ритма дыхания и длины человеческого шага.
Вы посреди микрокосмоса. Сверху на вас смотрят тысячи звёзд. До них, благодаря технологиям, которые перевели человека за границы его естественного пространства, лететь всего несколько секунд. Там вы можете собирать планеты гроздьями в свою корзину. А здесь отмеряете время шагами, рассматриваете прожилки на новом биологическом виде, будто вернулись в прошлое человечества. Из космического божества снова превратились в насекомое, которое может ещё и разбиться о планету при достаточно большой гравитации, как мошка о лобовое стекло несущейся с непостижимой скоростью легковушки.
Необязательная программа для самых любопытных. Роскошь побродить по неизвестному ландшафту. Сколько до горизонта? Час? День? Несколько десятков полностью исследованных звёздных систем? Невероятное открытие, до которого такими темпами вы не доберётесь?
Информация о наличии биологических видов на поверхности планеты будто специально находится на отдельной панели, которую, уверен, у многих просто нет времени открывать. Но здесь целый мир. Я обнаружил одинокое растение на склоне, и оно было прекрасно. Затем я долго брёл по гребню, вглядываясь в даль, и надеясь отыскать его собрата. Так где-то через полчаса я собрал три достаточно разнообразных в генетическом плане образца, чтобы составить полноценное представление об этом растении. Ещё через час я опытным путём узнаю, что этот вид большими колониями растёт в низинах. А то, что я находил на склонах — редкие аномалии.
Проведя целый вечер на этой планете я её полюбил и узнал недоступные с первого взгляда детали. Я видел как длинные желтые пустыни сменялись предгорьями фисташкового цвета, а те опускались в тёмно-серые низины розовыми склонами. Скоро я понял, где для какого растения естественная среда. Это была богатая, по меркам нынешней Элиты, планета — целых семь биологических видов. Если вы выйдете в свой двор, в любой двор, даже сильно заасфальтированный, вы обнаружите там в десять раз больше биологических видов. А может, и в сотни, с учётом того, что нам на новых планетах предлагается искать даже бактерии.
И тогда я думаю — что случилось бы, если бы в Элите была представлена хотя бы тысячная часть земного биологического разнообразия? Даже если вообразить, что кто-то невероятный просчитал, как эта биология будет развиваться в особых условиях локальной гравитации, состава атмосферы и химического состава почвы. Нужно ли это людям, собирающим миры гроздьями, а иногда срывающим исключительно экзотические, уникальные, землеподобные планеты?
Уверен, есть миллионы аргументов в пользу отказа от необязательного. Ведь если в обычной игре мы попытаемся вглядеться в траву, мы не увидим под ней целый мир, свой микрокосмос. И это естественно. Игра — конструкция, подчинённая определённой цели. Но что если бы вы в своей игре обнаружили жизнь в тени травы? Необязательную. Неинтересную многим. Возможно, именно такие вопросы сейчас поднимают трижды элитарные старожилы, критикуя результат. А для меня, неофита, всё это — естественное состояние вещей. Под молочной пеленой атмосферы заурядного High-Metal-Content-мира есть своя история. Пускай простая, но она есть. И я не могу не восхищаться этим.
Чем дольше я нахожусь здесь, тем меньше желания покидать планету, даже не имеющую собственного названия. Просто буква алфавита в виде суффикса к набору символов из звёздного каталога, обозначающего звёздную систему внутри звёздного скопления. Размышляя над тем, сколько таких миров мы пропускаем, я направляю корабль на максимальной тяге в коридор выхода за пределы атмосферы. Избавившись от притяжения и соблазнов здесь остаться, я запускаю прыжок. Три. Два. Один. Следующая. И ещё одна. Сколько их было — уже не помню. Главное словить поток, собирать, выбирать и ждать.
FSS-сканер выдаёт непривычный значок с восклицательным знаком. Затем идёт расшифровка: Notable Stellar Phenomena. Я лечу к обнаруженной точке 20 минут, ничуть не жалея о потраченном времени. В предвкушении. Выныриваю в особом месте между двумя звёздами, которые, вращаясь друг относительно друга, вращаются вокруг третьей. Посреди этого гравитационного вальса есть точки Лагранжа. И здесь свой микрокосмос. Ещё одна необязательная локация, без которой игра бы обошлась. А я, возможно, нет.
Согласно законам погружения в микродетали, давайте двигаться от общего к частному. Для этого стоит начать с рассказа о том, как здесь зарабатывают на исследовании галактики. Проще всего этот процесс сравнить с профессиональной уборкой бесконечного сада. Если вы когда-нибудь участвовали в сборе плодов в промышленных масштабах, а не у себя на даче, то наверняка знаете, что это труд, романтику в котором можно найти исключительно в высоком темпе и красоте отработанных движений. Потому что это поток. Планеты сыплются в корзину находок через «плодосборник» FSS-сканера, после чего сортируются в зависимости от своей ценности.
На схеме выше много чисел разного цвета возле каждого набора «плодов», это размер вознаграждения, который, как видите, может сильно отличаться. В чём дело? Дело в степени внимания, которую вы готовы оказать объекту.
- Красное число: объект обнаружен бортовым FSS-сканером. Это можно делать даже из точки прибытия в систему. Максимум — потратить несколько секунд на то, чтобы подняться над плоскостью эклиптики и убрать потенциальную помеху в виде звезды для объектов, которые находятся за ней относительно вашей точки прибытия.
- Оранжевое число: объект обнаружен бортовым FSS-сканером впервые. То есть вы — первооткрыватель. Напомню, что галактика до сих пор не исследована более чем на 99%, так что шансов у вас… полно.
- Жёлтое число: объект не только обнаружен FSS-сканером, но и закартографирован с орбиты при помощи DSS-сканера. Для этого придётся подлететь к планете достаточно близко, процесс, который может занять много времени, особенно в системах, состоящих из нескольких звёзд — представьте расстояния, необходимые для того, чтобы уравновесить гравитационные поля нескольких звёзд со своими наборами планет. А Элита воспроизводит всё с астрономической честностью. И даже после прибытия на орбиту вам ещё нужно запустить на поверхность разведывательные зонды с ограниченным радиусом картографирования, уложив их так, чтобы накрыть 100% поверхности планеты.
- Зелёное число: объект обнаружен впервые FSS-сканером и закартографирован DSS.
Присмотревшись к конкретным значениям в размерах вознаграждения, вы заметите, что обнаружение некоторых объектов спектральным сканированием, которое занимает несколько секунд, может принести в десятки раз больше денег, чем возня на полчаса с каким-нибудь газовым гигантом, который, как вы понимаете, из-за своей массы должен находиться на приличном расстоянии от звезды, обладая при этом огромной площадью поверхности. Что вообще картографировать на поверхности газового гиганта — отдельный вопрос, но корпорация Universal Cartographics даёт понять относительную бесполезность этих сведений по-своему — мизерным вознаграждением. Разве что газовые гиганты первого класса могут принести неплохие деньги. Но, опять же, учитывая их удалённость от звезды и огромные размеры поверхности, лучше пройтись сканером по планетам, которые классифицируются как Metal-Rich. По моим наблюдениям, это небольшие планетоиды, которые гоняют на высоких скоростях, недалеко от звёзд.
Впрочем, всё перечисленное меркнет перед обнаружением водной планеты и уж тем более планеты земного типа. Даже за мизерную информацию о факте их наличия в конкретной системе вас вознаградят в десятки раз больше, чем за большинство других астрономических объектов. Некоторые сборщики целенаправленно охотятся именно на эти два типа планет, выбирая более подходящий класс звёзд и настраивая частоту спектрального сканера исключительно на диапазон водных миров и планет земного типа. Результат такой охоты, с моей точки зрения, немного напоминает варварское потребление ресурсов — вы собираетесь тщательно исследовать выбранный участок звёздного сада, но постоянно натыкаетесь на то, что самые вкусные системы и планеты уже исследованы, хотя находящиеся рядом с ними астрономические объекты даже не открыты.
И всё же для внимательного исследователя есть своя статья пускай не пышного, но стабильного дохода — это планеты High Metal Content, пригодные для терраформирования. Они находятся на комфортном для людей удалении от звезды и часто имеют атмосферу. Понятно, почему их подробные карты так ценятся, но вот вам ещё одна причина их полюбить — иногда это очень интересные объекты для приземления на поверхность.
Стоп, машина. Отматываем назад. Возможно, я слишком мягко приземлил вас сюда, и вы не прочувствовали масштаб проблемы.
Вернёмся на уровень звёздного сада галактики Млечный Путь, практически неисследованной, а значит, содержащей бесконечное количество несобранных плодов. Представим будничный день космического разведчика, даже самого добросовестного, стремящегося насыпать в контейнер звёздного атласа как можно больше информации. Время здесь — деньги, в буквальном смысле. Опытный глаз видит вспыхнувшую желтую точку на спектральном сканере и даже не ждёт более детальной картинки. Он и так знает, что это ледяная планета. Кто-то вовсе считает эти плоды сорняками. И я их могу понять. Следующая. Следующая. Перелёт. Сканирование. Следующая. Перелёт.
Я знаю это чувство ещё по No Man's Sky — последнее мгновение перед входом в новую систему наполнено надеждой на открытие чего-то ещё невиданного, уникального. И нет никакого значения, что в этот раз система оказалась заурядной. Будет следующий раз. И следующий. Сложно устоять перед бесконечностью. Разве что при помощи осознания, что вы и ваше время не бесконечны. И вот теперь представьте, что где-то посреди этой реальной для вас бесконечности есть место, где вам необходимо замедлиться до невероятного по космическим меркам масштаба — до человеческого. Вы и есть микроорганизм. Космические скорости, все эти миллионы световых секунд, вдруг сжимаются до ритма дыхания и длины человеческого шага.
Вы посреди микрокосмоса. Сверху на вас смотрят тысячи звёзд. До них, благодаря технологиям, которые перевели человека за границы его естественного пространства, лететь всего несколько секунд. Там вы можете собирать планеты гроздьями в свою корзину. А здесь отмеряете время шагами, рассматриваете прожилки на новом биологическом виде, будто вернулись в прошлое человечества. Из космического божества снова превратились в насекомое, которое может ещё и разбиться о планету при достаточно большой гравитации, как мошка о лобовое стекло несущейся с непостижимой скоростью легковушки.
Необязательная программа для самых любопытных. Роскошь побродить по неизвестному ландшафту. Сколько до горизонта? Час? День? Несколько десятков полностью исследованных звёздных систем? Невероятное открытие, до которого такими темпами вы не доберётесь?
Информация о наличии биологических видов на поверхности планеты будто специально находится на отдельной панели, которую, уверен, у многих просто нет времени открывать. Но здесь целый мир. Я обнаружил одинокое растение на склоне, и оно было прекрасно. Затем я долго брёл по гребню, вглядываясь в даль, и надеясь отыскать его собрата. Так где-то через полчаса я собрал три достаточно разнообразных в генетическом плане образца, чтобы составить полноценное представление об этом растении. Ещё через час я опытным путём узнаю, что этот вид большими колониями растёт в низинах. А то, что я находил на склонах — редкие аномалии.
Проведя целый вечер на этой планете я её полюбил и узнал недоступные с первого взгляда детали. Я видел как длинные желтые пустыни сменялись предгорьями фисташкового цвета, а те опускались в тёмно-серые низины розовыми склонами. Скоро я понял, где для какого растения естественная среда. Это была богатая, по меркам нынешней Элиты, планета — целых семь биологических видов. Если вы выйдете в свой двор, в любой двор, даже сильно заасфальтированный, вы обнаружите там в десять раз больше биологических видов. А может, и в сотни, с учётом того, что нам на новых планетах предлагается искать даже бактерии.
И тогда я думаю — что случилось бы, если бы в Элите была представлена хотя бы тысячная часть земного биологического разнообразия? Даже если вообразить, что кто-то невероятный просчитал, как эта биология будет развиваться в особых условиях локальной гравитации, состава атмосферы и химического состава почвы. Нужно ли это людям, собирающим миры гроздьями, а иногда срывающим исключительно экзотические, уникальные, землеподобные планеты?
Уверен, есть миллионы аргументов в пользу отказа от необязательного. Ведь если в обычной игре мы попытаемся вглядеться в траву, мы не увидим под ней целый мир, свой микрокосмос. И это естественно. Игра — конструкция, подчинённая определённой цели. Но что если бы вы в своей игре обнаружили жизнь в тени травы? Необязательную. Неинтересную многим. Возможно, именно такие вопросы сейчас поднимают трижды элитарные старожилы, критикуя результат. А для меня, неофита, всё это — естественное состояние вещей. Под молочной пеленой атмосферы заурядного High-Metal-Content-мира есть своя история. Пускай простая, но она есть. И я не могу не восхищаться этим.
Чем дольше я нахожусь здесь, тем меньше желания покидать планету, даже не имеющую собственного названия. Просто буква алфавита в виде суффикса к набору символов из звёздного каталога, обозначающего звёздную систему внутри звёздного скопления. Размышляя над тем, сколько таких миров мы пропускаем, я направляю корабль на максимальной тяге в коридор выхода за пределы атмосферы. Избавившись от притяжения и соблазнов здесь остаться, я запускаю прыжок. Три. Два. Один. Следующая. И ещё одна. Сколько их было — уже не помню. Главное словить поток, собирать, выбирать и ждать.
FSS-сканер выдаёт непривычный значок с восклицательным знаком. Затем идёт расшифровка: Notable Stellar Phenomena. Я лечу к обнаруженной точке 20 минут, ничуть не жалея о потраченном времени. В предвкушении. Выныриваю в особом месте между двумя звёздами, которые, вращаясь друг относительно друга, вращаются вокруг третьей. Посреди этого гравитационного вальса есть точки Лагранжа. И здесь свой микрокосмос. Ещё одна необязательная локация, без которой игра бы обошлась. А я, возможно, нет.
8 комментариев
Ещё полезно использовать свободную камеру, позволяет осмотреть окрестности как с дрова. Много колоний бактерий уже нашёл таким обзором.
Да, Элита изображает всё намного серьёзнее и масштабнее. Если вспомнить, что авторы NMS хотели воссоздать атмосферу фантастических романов середины двадцатого века (и, по-моему, у них это прекрасно получилось), то Elite, пожалуй, создаёт атмосферу высококачественных современных фильмов с hard sci-fi или даже научпопа с качественной визуализацией. Однако в контексте вопроса объединения, на мой субъективный взгляд, Элита делает ещё меньше No Man's Sky.
Ни там, ни там за пределами первых впечатлений, именно на глобальном геймплейном уровне, не получается представить долгосрочный коллективный эксплоринг в формате «вместе, плечом к плечу», который способен объединять людей конкретными целями. Но его вообще тяжело представить в мирах, где потенциального пространства в миллиарды раз больше, чем хватит времени на его исследование у одного игрока, даже если он посвятит этому всю свою жизнь. С глобальной точки зрения, в обеих вселенных такой процесс напоминает просеивание или фильтрацию огромного массива с постепенным изменением масштаба. И здесь получается, что на глобальном уровне разделиться лучше, чем объединяться. Во всяком случае, для первоначальной фильтрации.
Здесь-то в NMS и возникает то, чего не возникает в E:D — объединяющая цельна глобальном уровне. Какие возможности возникают потом, когда вы находите нечто интересное, прошедшее первоначальный отсев? В No Man's Sky есть, как мне кажется, намного больше точек интереса, привлекательных деталей, пускай и не таких реалистичных, как в Элите. И главное — в конечном итоге вы можете обжить уникальную планету, построив там базу. Я напомню о нашем проекте «Колыбель» — уникальной системе, в которой мы с другими ММОзговедами смогли собраться. Там возникло большое количество баз. Система действительно стала восприниматься обжитой.
Самое обидное, что у Elite эти возможности, как мне кажется, были под носом последние несколько лет, с момента ивента, связанного со строительством станции далеко от пузыря. Напомню, что тогда, ради появления станции в Colonia, игроки привозили какое-то невообразимое количество всяких ресурсов для строительства этой станции. То есть идея совместной колонизации, преображения мира, явно нашла отклик, на который даже авторы не рассчитывали. А дальше — ничего. Такие же рукотворные ивенты там, где авторы решили их сделать, и никакого развития в сторону свободы освоения вселенной на уровне свободных механик колонизации, пускай и требующих огромные вложения ресурсов на строительство одинокой станции посреди космоса. Поэтому и цель эксплоринга, как мне кажется, теряется, потому что результаты можно занести разве что в EDSM, который даже напрямую к игре не относится.
(P. S.: Что-то меня немного в лирическое настроение заносит, даже странно. Обычно я не столь красноречив:))