Пришло время финального эпизода нашей исследовательской миссии. Подводим итоги и смотрим на результаты.
Попробуем составить список из всех важных открытий и выводов, сделанных в входе программы BPSXXI. Начнем с самых значимых.
1. Температурные слои атмосферы
Наверное, главное открытие проекта — наличие температурных слоев в атмосферах небесных тел. Несмотря на странное поведение градусника, мы получили четкие данные о температурных слоях группы KDE (здесь и далее — Kerbin, Duna, Eve).Для сравнения, аналогичная картина для группы Земля-Марс-Венера.
Как мы уже говорили, заметная разница между реальным и KSP графиками находится в самой верхней части, там где термопаузы. Крайне низкая плотность атмосферного (и какого-либо еще) вещества в вакууме не дает такой проводимости тепла, поэтому ингейм термометр просто показывает -200.
Иногда, температурный градиент может указывать на границы тех или иных слоев атмосферы. В случае с Кербином и Землей все слои хорошо видны. У Дюны/Марса и Ив/Венеры «пульс» прощупывается хуже. Самый нижний слой, тропосфера, должен содержать большую часть облаков (которых у нас пока еще нет, как и прочих атмосферных свойств).
2. Теоретические и практические параметры гравитационного поля и атмосферного давления
Эти параметры для определенной высоты можно вычислить по формуле, имея начальные данные, и они будут соответствовать данным ингейм приборов. Для составления графика гравитационного колодца достаточно цифр, указанных в игровой энциклопедии, а для градиента давления нужно сначала на практике узнать давление или на уровне моря, либо в какой-то другой конкретной точке. Во всех трех случаях построенная модель полностью совпадала с экспериментальными данными.
В случае с графиком гравитационного колодца — с его помощью можно создать модель идеального поля, на фоне которого легко будет заметить аномалии, в реальной жизни кричащие «здесь зарыто много вещества большой плотности!», или «здесь огромные подземные пустоты!». Первые имеет смысл добывать (полезные ископаемые), а вторые — эээ… избегать при строительстве? Пожалуй, так. К сожалению, без дополнительных инструментов сделать в игре мы этого пока не сможем. Да и аномалий в идеальных условиях игры наверное тоже нет.
А в случае с градиентом атмосферного давления — на нем хорошо видна общая картина «проходимости». По ней можно решить, на какой высоте стоит начинать гравитационный маневр (когда давление уже почти отсутствует), или прикинуть на глаз сколько будет длиться подъем или спуск, и с какой скоростью. Про скорость подробнее ниже.
3. Влияние высоты и плотности атмосферы на скорость
Довольно очевидный момент, если подумать, но поглядите как красноречиво он показан на сводном графике. Посмотрите на точку пересечения для Ив и Кербина. Высота 38км, скорость чуть менее 2000. Кривая Ив уже давно тормозит, а Кербиновская еще только думает об этом. А как они дальше расходятся? Через пять километров высоты кривая для Ив уже пересекается с Дюной, которая еще даже не начала тормозить. В итоге, имея самую высокую начальную скорость, BPSP-3E спускался дольше всех.
Аналогично все работает и в обратную сторону, при подъеме из атмосферы. Это уже будут т.н. «атмосферные потери» скорости. Для Ив их будет больше, а для Дюны соответственно — меньше.
4. Динамическое давление и ускорение
Динамическое давление является основным индикатором т.н. аэродинамического стресса. Т.е. по нему видно, как сильно воздух злодействует над вашей ракетой или самолетом.
Но, как выяснилось, то же самое можно увидеть более простым способом. Вот что было записано с помощью ингейм акселерометра. Как бонус, видны скачки при раскрытии парашютов. Тоже стресс на ракету.
5. «There is no science to be done in sandbox mode»
Если кто не в курсе, такое сообщение показывалось игроку в предрелизной версии 0.22 всякий раз, когда он пытался проводить эксперименты. Его, конечно, к релизу заменили на другие, более нейтральные слова, но осадок остался. По сему, объявляю данное заявление успешно опровергнутым. Дружно посмеемся ему в ответ.* * *
Вот и все. Для удобства навигации, вот оглавление всего цикла заметок BPSXXI:
(0) BPSXXI — Начало
(1) BPSXXI — Kerbin
(2) BPSXXI — Duna
(3) BPSXXI — Eve
(4) BPSXXI — Итоги
И, отдельно, полная галерея снимков и гугл-докс файл со всеми данными.
Всем спасибо за внимание!
P.S. По традиции, бонус. Брифинг NASA о грядущей беспилотной миссии MAVEN (зонд для исследования атмосферы Марса). Запуск запланирован на 18 ноября, т.е. ровно через две недели.
9 комментариев
А зачем зонду нужен был парашют?
В новой версии, или в каком-то неофициальном патче, вроде как добавили функцию автосохранения данных на диск при уничтожении корабля.