Братьев Стругацких больше нет с нами. В привычном физическом понимании этого слова. Это, безусловно, очень печально. Но что если они могли бы поучаствовать в наших жарких дискуссиях о том, как нужно поступать разработчикам ММО с сообществами своих миров? У нас есть много советов, идей, предложений. Нам кажется, что нас не слышат. Но в далеком 1963 году был написан вот такой диалог.
***
– Вы задаете странные вопросы, дон Румата, – сказал он. – Забавно, что те же вопросы задавал мне благородный дон Гуг, постельничий нашего герцога. Вы знакомы с ним? Я так и подумал… Борьба со злом! Но что есть зло? Всякому вольно понимать это по-своему. Для нас, ученых, зло в невежестве, но церковь учит, что невежество – благо, а все зло от знания. Для землепашца зло – налоги и засухи, а для хлеботорговца засухи – добро. Для рабов зло – это пьяный и жестокий хозяин, для ремесленника – алчный ростовщик. Так что же есть зло, против которого надо бороться, дон Румата? – Он грустно оглядел слушателей. – Зло неистребимо. Никакой человек не способен уменьшить его количество в мире. Он может несколько улучшить свою собственную судьбу, но всегда за счет ухудшения судьбы других. И всегда будут короли, более или менее жестокие, бароны, более или менее дикие, и всегда будет невежественный народ, питающий восхищение к своим угнетателям и ненависть к своему освободителю. И все потому, что раб гораздо лучше понимает своего господина, пусть даже самого жестокого, чем своего освободителя, ибо каждый раб отлично представляет себя на месте господина, но мало кто представляет себя на месте бескорыстного освободителя. Таковы люди, дон Румата, и таков наш мир.
– Мир все время меняется, доктор Будах, – сказал Румата. – Мы знаем время, когда королей не было…
– Мир не может меняться вечно, – возразил Будах, – ибо ничто не вечно, даже перемены… Мы не знаем законов совершенства, но совершенство рано или поздно достигается. Взгляните, например, как устроено наше общество. Как радует глаз эта четкая, геометрически правильная система! Внизу крестьяне и ремесленники, над ними дворянство, затем духовенство и, наконец, король. Как все продумано, какая устойчивость, какой гармонический порядок! Чему еще меняться в этом отточенном кристалле, вышедшем из рук небесного ювелира? Нет зданий прочнее пирамидальных, это вам скажет любой знающий архитектор. – Он поучающе поднял палец. – Зерно, высыпаемое из мешка, не ложится ровным слоем, но образует так называемую коническую пирамиду. Каждое зернышко цепляется за другое, стараясь не скатиться вниз. Так же и человечество. Если оно хочет быть неким целым, люди должны цепляться друг за друга, неизбежно образуя пирамиду.
– Неужели вы серьезно считаете этот мир совершенным? – удивился Румата. – После встречи с доном Рэбой, после тюрьмы…
– Мой молодой друг, ну конечно же! Мне многое не нравится в мире, многое я хотел бы видеть другим… Но что делать? В глазах высших сил совершенство выглядит иначе, чем в моих. Какой смысл дереву сетовать, что оно не может двигаться, хотя оно и радо было бы, наверное, бежать со всех ног от топора дровосека.
– А что, если бы можно было изменить высшие предначертания?
– На это способны только высшие силы…
– Но все-таки, представьте себе, что вы бог…
Будах засмеялся.
– Если бы я мог представить себя богом, я бы стал им!
– Ну, а если бы вы имели возможность посоветовать богу?
– У вас богатое воображение, – с удовольствием сказал Будах. – Это хорошо. Вы грамотны? Прекрасно! Я бы с удовольствием позанимался с вами…
– Вы мне льстите… Но что же вы все-таки посоветовали бы всемогущему? Что, по-вашему, следовало бы сделать всемогущему, чтобы вы сказали: вот теперь мир добр и хорош?..
Будах, одобрительно улыбаясь, откинулся на спинку кресла и сложил руки на животе. Кира жадно смотрела на него.
– Что ж, – сказал он, – извольте. Я сказал бы всемогущему: «Создатель, я не знаю твоих планов, может быть, ты и не собираешься делать людей добрыми и счастливыми. Захоти этого! Так просто этого достигнуть! Дай людям вволю хлеба, мяса и вина, дай им кров и одежду. Пусть исчезнут голод и нужда, а вместе с тем и все, что разделяет людей».
– И это все? – спросил Румата.
– Вам кажется, что этого мало?
Румата покачал головой.
– Бог ответил бы вам: «Не пойдет это на пользу людям. Ибо сильные вашего мира отберут у слабых то, что я дал им, и слабые по-прежнему останутся нищими».
– Я бы попросил бога оградить слабых. «Вразуми жестоких правителей», – сказал бы я.
– Жестокость есть сила. Утратив жестокость, правители потеряют силу, и другие жестокие заменят их.
Будах перестал улыбаться.
– Накажи жестоких, – твердо сказал он, – чтобы неповадно было сильным проявлять жестокость к слабым.
– Человек рождается слабым. Сильным он становится, когда нет вокруг никого сильнее его. Когда будут наказаны жестокие из сильных, их место займут сильные из слабых. Тоже жестокие. Так придется карать всех, а я не хочу этого.
– Тебе виднее, всемогущий. Сделай тогда просто так, чтобы люди получили все и не отбирали друг у друга то, что ты дал им.
– И это не пойдет людям на пользу, – вздохнул Румата, – ибо когда получат они все даром, без труда, из рук моих, то забудут труд, потеряют вкус к жизни и обратятся в моих домашних животных, которых я вынужден буду впредь кормить и одевать вечно.
– Не давай им всего сразу! – горячо сказал Будах. – Давай понемногу, постепенно!
– Постепенно люди и сами возьмут все, что им понадобится.
Будах неловко засмеялся.
– Да, я вижу, это не так просто, – сказал он. – Я как-то не думал раньше о таких вещах… Кажется, мы с вами перебрали все. Впрочем, – он подался вперед, – есть еще одна возможность. Сделай так, чтобы больше всего люди любили труд и знание, чтобы труд и знание стали единственным смыслом их жизни!
Да, это мы тоже намеревались попробовать, подумал Румата. Массовая гипноиндукция, позитивная реморализация. Гипноизлучатели на трех экваториальных спутниках…
– Я мог бы сделать и это, – сказал он. – Но стоит ли лишать человечество его истории? Стоит ли подменять одно человечество другим? Не будет ли это то же самое, что стереть это человечество с лица земли и создать на его месте новое?
Будах, сморщив лоб, молчал обдумывая. Румата ждал. За окном снова тоскливо заскрипели подводы. Будах тихо проговорил:
– Тогда, господи, сотри нас с лица земли и создай заново более совершенными… или, еще лучше, оставь нас и дай нам идти своей дорогой.
– Сердце мое полно жалости, – медленно сказал Румата. – Я не могу этого сделать.
***
И все-таки Стругацкие все еще с нами.
47 комментариев
Я, признаться, и забыл уже, откуда была эта фраза. Не знал, что есть российская экранизация. Или знал, но забыл…
Да, но диалог же как раз был в контексте возможностей Руматы и его коллег.
Странно то, что они самоустранились и жили (удивительно) изолировано. Тогда как им надлежало быть катализаторами развития для остальных.
скатываются в срачпринимают непредсказуемое направление :)И потом, обсуждение впечатлений от хорошей книги ничем не хуже фантазий о «пути ММО».
В книге имеется линия борьбы с местными учеными, сжигание книг и отупление толпы.
Кстати можно провести определенные параллели с игростроем — навязывание упрощений в мэйнстриме.
Вот этот момент мне не нравится:
Странный путь. Направление верное, но зачем делать это единственным смыслом жизни для всех насильно?
Это одна из часто встречающихся проблем, в том числе и в игрострое, когда хорошую идею дискредитируют посредственной реализацией, а после бросают саму идею.
Вокруг куча людей, чей жизненный путь живо напоминает детскую считалочку-игрушку «Идет бычок, качается». Их просто поставили на наклонную доску и они идут потому, что их влечет гравитация.
Позитивная реморализация… может быть это не так уж и плохо. Человек не чувствует себя ограниченным в чем-то, если он не видел иного.
А что выбрали бы вы, если бы шел выбор между ментальными кандалами, которые не ощущаются и исподволь заставляют человека быть добрым, щедрым, работать от души, верить в любовь, поступать правильно, быть счастливым и т.п. (как я себе представляю позитивную реморализацию) и между свободой быть подонком и сволочью?
P.S. И что она счастлива со мной, со своим реальным спутником, а не орбитальным. :)
Не потому ли, что они могли запустить цепную реакцию?
Если вокруг «бычки» какая опасность в книгах?
Просто кто-то устал медленно но верно, и хотелось «простимулировать» лучами. Нетерпение это еще одна ошибка.
И не понимаю.
ГВ2, между прочим, такую реморализацию провела, максимально ограничив на уровне правил игры возможность сделать плохо своему ближнему. И мир там получился очень позитивный, окрашенный взаимопомощью, кооперацией, но не принуждающий к объединению тех, кто этого не хочет.
Иначе можно получить бабушку, которая жалела собачку и поэтому купировала хвостик по частям.
В GW2 это означает, что нужно разбирать игровую механику и тактики, а то вместо добра получится медвежья услуга.
Спорно, за рмт будущее социальных игр.
Не надо утрировать. Общество в развитии делает именно это — заставляет человека быть «хорошим». В среднем. Буквально на наших глазах этика общества (например в отношении к детям или во взаимотношении полов) стала лучше, чем была. Да и в отношении к насилию тоже.
Хотя результат от этого лучше не стал, хоть и по иной причине.
Странно, что тут никто не вспоминает Лема — «Возвращение со звезд» с его бетризацией (отключение агрессии на биохимическом уровне). Лем тоже пытался рассказать, как это плохо-плохо. Именно пытался. Потому что в результате у него получился очень симпатичный мир. Тяжело воспринимаемый главными персонажами — людьми из прошлого. Но и наш мир XXI века какой-нибудь альбигойский рыцарь не понял бы и не принял… что с того.
А почему он должен быть удавшимся? о.О
Потому что все пугаловки луддитов обычно связаны с «что-то пошло не так». А-а-а, автомобили убьют всех человеков. А-а-а, машины обретут разум и восстанут. А-а-а, ГМО-продукты превратят нас всех в мутантов, а сами научатся ходить и станут плотоядными. И так далее.
Это неправильный способ оценивать перспективность. Чего угодно. Способ мышления «как бы чего не вышло» — смертельный враг любого прогресса, если речь не идет о конструировании более теплого сортира. И то…
Поэтому единственный способ что-то толком оценить — прикинуть, как оно сработает в случае удачи, а не как в «Серенити» — «мы распылили газ без предварительных тестов, а оно не так сработало».
Вот «Возвращение со звезд» и есть единственная известная мне попытка описать такое же нововведение, но «соответствующее техзаданию». Лем очень старался показать, как мир с его «бетризацией» будет плох. У него не вышло.
А кто будет заниматься распределением ресурсов? Ведь что бы что-то получить это что-то надо отнять.
2. «Покалечат» — нет такого в рамках закона. Если не говорить о встречной реакции на попытки насилия aka самооборона.
Сопротивление аресту — яркая форма самообороны, с разным исходом. От насилия никуда не деться, его можно только держать от себя подальше. Но не дай бог оказаться на слабой стороне.
Твоя логика — логика жителя государства, где доверять закону не принято. Этот подход культивируется и воспитывается поколениями. У меня — другая логика. Но я и писал о цивилизованном мире.
Ок, я не вижу смысла в дальнейшем споре. Потому что мы живем в несколько разных мирах. И в моем кушать и плодиться можно всем. Ты не поверишь, мы тут действительно так живем :) А несогласные будут всегда. И способов решать эту проблему намного больше, чем «убирать»
Даже у полдня, если вспомнить были Комкон2 и прогрессоры.
А в нашем цивилиованный первый мир очень сильно отделен границами от необходимого ему, но нецивилизованного третьего.
Поэтому скорее соглашусь с Вашим оппонентом — границу насилия можно отодывинуть, но вот убрать совсем…
Разве что прогрессом насилие вывести в насилие над материей.
Одной фразой описано то, что происходит сейчас со многими играми и игроками. Все стало намного проще, игроки приелись, их сложно удивить и удержать.
Кто виноват? Может и разработчики, которые пошли по пути наименьшего сопротивления и выдавали игрокам настолько завершенный и наполненный продукт, что игроку в нем почти не было места. Достаточно было прийти, усвоить очередную порцию контента и уйти в спячку в ожидании очередного кормления.
Может быть поэтому в последнее время прошли анонсы стольких игр-песочниц. Разработчики пытаются найти равновесие между объемом готового контента и того, который игроки создадут сами, придя в мир игры.
Жаль, что пропала последняя фраза: «И тут он увидел глаза Киры. Кира глядела на него с ужасом и надеждой.»
Мне показалось, что она находится немного вне контекста того, что хотелось обсудить. Может, я не прав. :)
Помимо прочего, это ещё и к вопросу об «охвате максимальной аудитории» против «нишевых игр».