MMO-индустрия: Мыслить как мошенник
У меня был товарищ, который однажды попал в аварию. Если точнее – авария попала в него. Он остановился на светофоре, а в остановившуюся за ним машину врезалась другая, протащив все это уже в чем-то единое целое до его автомобиля. В общем, обидно, досадно, неприятно, но что делать – это уже случилось. Никто из людей в машинах, к счастью, не пострадал, поэтому речь шла исключительно о ремонте поврежденного железа с целью возврата до состояния «как было». Виновник происшествия оказался приятным в общении и очевидно обеспеченным человеком. Ему удалось без особого труда убедить двух потерпевших в том, что, договорившись «по-человечески», он все проблемы решит в лучшем виде и в кратчайшие сроки. Хотя звоночек недвусмысленно прозвучал уже тогда – виновник происшествия был явно не совсем трезвым. Но начались обычные в таком случае объяснения: «с кем не бывает», «все мы люди», «чрезвычайные обстоятельства» и все в таком духе.

У нас с моим товарищем были сложные отношения, мы мало в чем друг с другом соглашались, но чего у него нельзя было отнять – он был честным человеком. Есть такая известная фраза: «Проблема честных людей в том, что они ждут честности от других». Хотя многие трактуют слово «проблема» в этой фразе как «изъян», я совершенно с этим не согласен. Честность не может быть изъяном, но ожидание честности от других может приводить к неправильной оценке ситуации. И вот это может быть проблемой.

Мой товарищ не был бедным человеком, и он легко мог оценить достаток того, с кем имел дело. Также он мог оценить затраты на ремонт и то, насколько несущественными они будут для его нового невольного знакомого. Чего он не мог оценить – как работает мысль в чужой голове. Поэтому он попал в замкнутый круг каких-то невнятных обещаний, переносов сроков, недоговорок, пока не встретил другого знакомого. Мир тесен. Правило «шести рукопожатий» никуда не делось. Этот знакомый хорошо знал виновника аварии и удивленно поднял брови, узнав об условиях их договоренности. Моему знакомому сразу объяснили, что денег он не увидит. Мой знакомый не сразу понял, почему. Это выглядело нелепо – в аварии было две пострадавшие машины, происшествие было зафиксировано на камеру, отъезд виновника можно было выдать за то, что он скрылся с места происшествия. В общем, головняк, который можно было создать для виновника происшествия, явно превосходил, прямо скажем, не самые значительные расходы по компенсации ущерба. В чем смысл?

Моему знакомому объяснили: этот человек мошенник. И дело здесь не в том, что легче и правильнее, а в том, что возмещение причиненного им ущерба – это однозначное поражение в его картине мира.

Моральное поражение, которое в списке приоритетов того, чего нужно избегать, находится на первом месте. Возможно, вам покажется это иррациональным. Но люди вообще не самые рациональные существа.

Многие люди и до конфликта GameNet с клиентами, оплатившими пакет раннего доступа к «премиум-серверу» Black Desert, насколько мне известно, считали попытки других компаний при помощи любых отговорок уйти от взятых на себя обязательств «частью бизнеса». Что, конечно же, к чистому понятию «бизнес» не имеет никакого отношения. Люди часто путают понятие «обман» и «дело», но это говорит лишь о том, что они сами подразумевают под терминами, или что их приучили подразумевать.

MMO-индустрия: Мыслить как мошенник
Судите сами. На скриншоте выше в пылу попытки запутать и запугать своего же клиента представитель GameNet объявляет, как минимум, два интересных факта. Первый факт: то, за что заплатил клиент GameNet, не товар и не сервис. Что же это – не уточняется. Но я хочу, чтобы все, кто пользуется услугами GameNet и перечисляет им деньги, хорошо это прочувствовали. Второй факт: все, что говорят представители GameNet, на своем официальном форуме или в публичных интервью, не имеет никакого смысла и никакой силы. С тем же успехом завтра интервью о планах GameNet можно взять у бомжа на вокзале. Достоверность и убедительность ответов будет примерно такой же. И вот это запомню уже я, как человек, который брал когда-то интервью у GameNet.

Нет, я понимаю, что там фигурирует слово «юридический», но это тоже очень интересная оговорка по Фрейду со стороны GameNet. Видите ли, юридический спор возникает тогда, когда стороны не могут договориться между собой, по-разному оценивают ситуацию и прибегают к услугам третьей стороны для того, чтобы их рассудили. Это называется «переход в правовую плоскость». Тут тоже слова очень важны. В этом смысле мне всегда казалась забавной разница в звучании терминов «Министерство Юстиции» на русском и «Ministry of Justice» (Министерство Справедливости) на английском. Вся система права в изначальном виде занимается восстановлением справедливости, а не чтением буковок в законе.

Но почему сказанное клиенту GameNet – очень интересная оговорка? Потому что еще до перехода конфликта в правовую плоскость, GameNet в лице своего сотрудника утверждает, что будет все отрицать: они будут отрицать, что это товар, они будут отрицать, что это услуга, они будут отрицать, что их слова вообще что-либо значили. Хотя когда они рекламировали свое «нечто» и на основе их слов люди принимали решение о переводе суммы, равной сорока долларам США, никаких таких «сносок» никто не делал даже мелким шрифтом.

Прочувствуйте этот момент: в общении с собственным клиентом компания даже не пытается сделать вид, что находится пускай не целиком на стороне своего клиента, но хотя бы в нормальных с ним отношениях, помогая найти выход. Еще не дойдя до суда, а большинство угроз пользователей, давайте признаем — просто угрозы, GameNet уже издевается над собственным клиентом и запугивает его еще большими суммами, которые он может потерять.

Это рационально? По-моему, нет. Мягко говоря. Но это эмоционально, да. И суть этой эмоции, как и причины, вызвавшие ее, можно попытаться понять. Мне кажется, их не стоит искать в рациональных объяснениях. Если выбранная модель поведения – не возвращать деньги любой ценой, убивать свою репутацию, издеваться над собственными клиентами, заплатившими единоразово, возможно, самую большую сумму в современной истории русскоязычных локализаций ММО, запугивать их, стать для них врагом, заставить испытывать остальных клиентов, мягко говоря, противоречивые чувства в борьбе между желанием все же поиграть в долгожданную игру и отвращением к провайдеру этого… не сервиса и не товара, значит, в головах с той стороны работают совсем другие мотивы и приоритеты.

К слову, если я ничего не путаю, виновника аварии, о которой я рассказал в начале, все же достали, и довольно существенно, но не мой товарищ, который решил не ввязываться в дополнительные расходы, а тот, чья машина пострадала больше. Так что чем больше участников происшествия, тем менее предсказуемый у него финал.

59 комментариев

avatar
самую большую сумму в современной истории русскоязычных локализаций ММО
Ну не самую большую были больше, но со всем остальным согласен.
  • 0
avatar
были больше

Я там осторожно сказал, с применением «возможно», но интересны примеры. Для общего развития.
  • 0
avatar
Neverwinte набор «Герой Севера» Цена набора «Герой Севера»: 4999 рублей.
В Тере тоже вроде 2к стоил самый большой
Комментарий отредактирован 2015-11-09 15:01:17 пользователем grehosh
  • +1
avatar
Думаю, Atron имел в виду общую сумму сборов, а не цену.
  • 0
avatar
Не-не, я имел в виду именно цену за единицу. Но, в то же время, я не имел в виду какие-то отдельные наборы магазинных товаров.
  • 0
avatar
Ну общая в Архе была больше, но просто глаз зацепился.
  • 0
avatar
Все же это набор плюшек из магазина:

neverwinter-ru.gamepedia.com/%D0%93%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%B9_%D1%81%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%B0

Я подразумевал что-то более массовое.
  • 0
avatar
Он так-же давал ранний доступ к игре, просто потом они наборы сохранили навсегда.
  • 0
avatar
Дык, он, наверняка, не был единственным вариантом доступа на определенный сервер. Я, скорее, вот о чем.

Впрочем, я точно не пытаюсь переспорить вас. :) Хороший пример, в любом случае — спасибо.
  • +1
avatar
В Тере тоже вроде 2к стоил самый большой
Перед самым стартом цена до 3к добежала, на момент начала продажи наборов(за несколько месяцев до старта) — 1 800 была.
  • 0
avatar
Ну сильно не следил не помню, так для информации тогда глянул, что цены на уровне и усе.
  • 0
avatar
Для меня всегда было интересно другое. А именно — неужели «сообщество» опять это сожрет?
С реальной стороны получается что GameNet банально прокинули людей, как уже описано в статье — смошенничали, и… им в итоге ничего не грозит? Все так и будет?
  • +1
avatar
опять это сожрет
Да вроде уже не сожрало, ну хотя бы часть людей.
Часть людей (которые шли на f2p) вообще радовалось, что тех кто купил набор, так знатно прокинули.

Все так и будет?
Из истории человечества, да так и будет. Подавляющая часть людей не станет поднимать даже попу с дивана. И это относится ко всем странам, так что менталитет не приплетать.
  • +1
avatar
У меня есть скрин на тему. В статье я так понимаю скрин на шаблонный ответ многим пользователям. На моём, речь про скриншот из группы в ВК vk.com/blackdesertpetition, где адвокат упоминает о судебном процессе с майл.ру
Можно найти в альбомах «ответы адвоката бдо» фото №6
  • +1
avatar
Игра — не товар и не услуга.

Whoa.

Интересно, а как тогда стоящее за всем этим юрлицо определяет характер своей деятельности? Хотя бы на уровне ОКВЭД.
  • +2
avatar
Администрация предоставляет простую (неисключительную) лицензию на использование Игры путем воспроизведения и запуска на ЭВМ Пользователя одного экземпляра программы-клиента Игры. Доступ к Игре с использование одной учетной записи предоставляется только одному Пользователю. Право на использование Игры не может быть передано Пользователем другим лицам.
Как-то так… «Предоставлятор лицензий» :D
  • 0
avatar
Лицензия буквально переводится как «разрешение» (Разрешение на ввоз или вывоз какого-н. товара.). Предоставление права или разрешения — это услуга.
  • +1
avatar
Это ты геймнет скажи =)))
  • 0
avatar
Арендодатель скорей всего.
  • 0
avatar
А я вам расскажу «откуда ноги растут», откуда взялся этот «тон» со стороны локализатора и вольготность в словах. Все дело в том, что в нашей (отечественной) гейм индустрии нет «Кадзим» и тех, кто бы дорожил своим именем. Я конечно могу сказать, что это не так и привести в пример WarGame, но давайте рассмотрим все в целом. Большая часть GameNet состоит из «бывалых», многие из них мелькали в различные махинациях в ММО индустрии. Загубив очередную игру, они приступали к вынашиванию плана захвата новой. В них абсолютно нет страха за то, что они делают. С легкой руки, они переписывают пользовательское соглашение, намекают, что вы «дурак» и вообще не разбираетесь в услугах и продуктах. Вся эта — вольготность является производной того, что никого еще в истории не посадили в тюрьму за махинации в сфере игр и ММО(может и посадили, но отрезвляющего эффекта это не возымело и прошло мимо для индустрии). Скриншот в статье так же может объявиться в не закона, они просто скажут, что аккаунт взломали и написали, тем самым сфабриковав дело. Есть только одно средство — это проверка компании при поддержке МВД. С МВД так хамить и юлить не получится, я очень надеюсь на это.
  • +8
avatar
Я понимаю, что сейчас отхвачу, но все-таки интересно, что будет, если проверка ГН состоится, лавочку прикроют, кого-нибудь посадят, а дальше?

Что будет с БДО? Со временем, которое я там провел?

Одно дело когда мы говорим о личных качествах сотрудников компании, о безответственности и наглости, и совершенно другое, когда речь идет о, в общем-то неплохой, игре.

Я понимаю, что человек, который передумал играть будет рад что справедливость восторжествовала, а остальные? Те, кто не видел этих боев на форумах, те, кто просто гонял котиков и ловил рыбу?

Мне сомнительно, что инициативная группа сможет найти честную компанию для дальнейшей локализации.

И да, это не оправдывает действия ГН.
  • 0
avatar
И да, это не оправдывает действия ГН.

Я смогу ответить на ваши вопросы, если вы опишете свое отношение к действиям GameNet. Кем вы их считаете?
  • 0
avatar
Не готов назвать их мошенниками, но как минимум безответственными обманщиками точно. Для меня это разные вещи. Одно дело недосмотреть/не договориться/неправильно понять корейцев и пообещать и не сделать (обмануть ожидания по собственному раздолбайству) и совершенно другое набрать денег чтобы намеренно всех кинуть — как бы гадко не вели сейчас себя представители компании, я не готов без серьезных доказательств в это поверить.
  • -3
avatar
А превышением полномочий для рисованием вещей за деньги занимаются мошенники или безответственные обманщики?
  • 0
avatar
Не готов назвать их мошенниками, но как минимум безответственными обманщиками точно.

Окей. Это ваша оценка, мне именно она была интересна. Тогда могу ответить на ваш вопрос:

Я понимаю, что сейчас отхвачу, но все-таки интересно, что будет, если проверка ГН состоится, лавочку прикроют, кого-нибудь посадят, а дальше?

Что будет с БДО? Со временем, которое я там провел?

Вы тратите деньги и свое время, играя в игру, которой, на ваш взгляд, управляют безответственные обманщики. В этом случае вы не можете ни в чем быть уверены. Причина именно в этом, а не в том, что кто-то пробует обманщиков вывести на чистую воду.
  • +4
avatar
Не совсем это я хотел узнать. У нас есть ГН, которые кое-как выпустили БДО в России. ГН рухнул, что с игрой? Я не против того, чтобы их выводили на чистую воду, но кто продолжит их дело? Где найти локализатора с чистой репутацией, без сомнительного маркетинга, которому можно доверить свои деньги? Альтернативы-то есть?
  • 0
avatar
Рухнуть-то никто не рухнет, максимум ГН получит неприятный укол. Смысл всего этого больше воспитательный, показать, что легких денег на таких выкрутасах не заработать, чтобы впредь не строили на них бизнес-планы.

Где найти локализатора с чистой репутацией, без сомнительного маркетинга, которому можно доверить свои деньги?
Происходящим методом такой локализатор и создается. Иначе нечестные конкуренты при финансовой поддержке своих жертв их вытеснят. Бесконтрольный «рынок» тяготеет к очень некрасивым вещам, пока клиенты не встанут и не пойдут сражаться за свои интересы.
  • +2
avatar
Бесконтрольный «рынок» тяготеет к очень некрасивым вещам, пока клиенты не встанут и не пойдут сражаться за свои интересы.

Я только хотел заметить то, что замечал уже много раз: далеко не за все в этой жизни люди готовы сражаться. Иногда проще махнуть рукой, сменить форму досуга, забыть об ММО, написав на форуме очередное «я уже вырос». Но по той же причине отсутствие серьезного сопротивления не означает победу, завоевание. Тишина в ответ не означает согласие. А уровень дискуссии на официальном форуме — прямое следствие ставки на тех, кто сопротивляться не будет, потому что не понимает, чему. Рынок может тяготеть к некрасивым вещам, но пока он не находится в вакууме, некрасивые вещи просто выдавливают аудиторию в другие сферы досуга, оставляя тех, кто не очень чувствителен. Вот только не очень чувствителен во всем.

Другими словами, в этой «войне» нападающая сторона, у которой власти и возможностей куда больше, может легко проиграть, празднуя победу за победой.
  • +1
avatar
Иногда проще махнуть рукой,… написав на форуме очередное «я уже вырос»
И вот так «перерасти» можно что угодно. Вплоть до желания лишний раз связываться с людьми вообще.
И чем более монолитной является или пытается казаться (или, что ещё хуже, пытается стать) среда, тем легче худшие проявления переходят в разряд «нормы», попытки борьбы с которой считаются глупостью.

Сюда же коллективизм во всех его проявлениях — как только вместо общения группы независимых действующих лиц, объединённых общими целями и стремлением к взаимовыгодному сотрудничеству, начинается выстраивание отношений каждого по отдельности с абстрактным «коллективом» (который априори гораздо больше и значимей отдельной личности) характер этих отношений легко становится выгодным только для поддержания структуры коллектива, но не для его составляющих.
Не то чтобы бизнес-модель «пипл хавает» была легко искоренима (будем честны — целевая аудитория достаточна), но должны же быть и другие варианты, кроме примыкания к этой аудитории или полного избегания этой среды.
  • +2
avatar
Все верно. Я просто хотел сказать, что если «другая сторона» считает, что в этой войне можно игроков победить, то напрасно это делает. Долгосрочные результаты такой победы будут слишком похожи на поражение.
  • 0
avatar
В общем, индустрия побеждает саму себя. Жаль только, что при высокой стоимости разработки и почти нулевой стоимости тиражирования размер аудитории обычно оказывается на первом месте, а типичная градация ценовых категорий не формируется.

А война такого рода — этот тот случай, когда, пока одни воюют, другие сообща решают реальный источник конфликта и кучу других проблем.
  • 0
avatar
Покупка игроков для своего проекта становится все дороже. Поставщикам некачественных услуг приходится все больше отдавать на привлечение новых игроков (что и формируют прибыль). Вот суть современной войны на рынке f2p игр.

Какие проблемы здесь нужно еще решать я не понимаю. По-моему, все слишком очевидно.
  • 0
avatar
Вероятно, это именно тот тип противостояния, когда проблема действительно решается уходом из плоскости конфликта. То есть развитием рынка более качественной продукции. Только тут и кроется проблема доказать игрокам и разработчикам, что оно работает, а не скатится обратно в то же болото при первой возможности.
  • 0
avatar
ГН рухнул, что с игрой?

Как минимум, не думаю, что даже в ситуации с успешной сменой локализатора, случись такое, базы данных игроков будут сохранены. Вы уже увидели, что этому локализатору не слишком важны обязательства перед своими клиентами.

Где найти локализатора с чистой репутацией, без сомнительного маркетинга, которому можно доверить свои деньги? Альтернативы-то есть?

Российский рынок локализаторов не такой уж большой, но GameNet на нем точно не камень в фундаменте. Когда объявили локализацию Black Desert, мы впервые узнали о существовании этой компании. Ничего заслуживающего внимания до этого в GameNet не выпускали. Если говорить о серьезных локализаторах, то это innova и mail.ru. Мне казалось это очевидным. Другой вопрос, захотят ли они связываться с проектом, который неизбежно с каждым днем будет терять популярность.

Впрочем, это мы в какую совсем уж страну фантазий забрели.
  • +1
avatar
Как минимум, не думаю, что даже в ситуации с успешной сменой локализатора, случись такое, базы данных игроков будут сохранены.
Помнится какая-то история, когда gPotato, западный издатель Аллодов, то ли отказалась от издания, то ли вообще закрылась, и их сервера и поддержку мейл взял на себя. Но утверждать, что точно вспомнил все детали, не буду.
  • 0
avatar
Лол. Ну лол жеж =)) Мавроди, видимо, тоже был безответственным обманщиком. И еще, раздолбаи миллионы не делают.
  • 0
avatar
Ну лол, канеш, но если говорить о Мавроди, то это скорее Крис Робертс — вот уж кто собрал, но до сих пор не дал. И заявы чё-т никто не пишет, а тут и играет и компенс.
  • 0
avatar
Три раза писал ответ и стирал. В итоге понял, что проще «нарисовать», как это сделал пёс Шарик в известной визуальной анимационной новелле: картинка.
  • +2
avatar
Потому, что он собирает деньги на кикстартере. Там нет никаких гарантий для плательщика. А в данном случае мы оплачивали доступ к готовому продукту. Совсем разные вещи вы сравнили.
  • +1
avatar
Что значит не дал? Народ по ангару и станции бегает, в кораблях летает. Потихоньку, но все же дает. Тем более Робертс сроки не озвучивал, в отличии от.
  • 0
avatar
Народ по ангару и станции бегает

Вау…
  • 0
avatar
Ну это уже всяко больше того, что мы получили от Мавроди :D
  • 0
avatar
Видимо, ты не очень знаком с системой развода этого товарища и ему подобных. Там и проценты иногда выплачивались.
  • 0
avatar
Мои знакомые, которые вложились в МММ, никаких процентов не видели. А тут, хоть и немного, выплатили всем вкладчикам.
  • 0
avatar
У меня есть реальный знакомый, чьи родители вовремя забрали деньги и были в очень больших плюсах, но общей картины это не меняет.
  • 0
avatar
Ну то есть Робертс = Мавроди, или нет?
  • 0
avatar
Ну то есть Робертс = Мавроди, или нет?

Ниееет. Да и не я ввел эту аналогию. Я слишком подробно писал о том, что меня не устраивает в подаче SC и в принципах сбора средств, чтобы использовать такие незатейливые аналогии.
  • 0
avatar
Хорошо. Я понял. Спасибо. :)
  • 0
avatar
Тем более Робертс сроки не озвучивал, в отличии от.

  • +3
avatar
Это было до того, как игра сорвала банк, и было решено развить концепцию, разве нет?
  • +1
avatar
Январь 2015 года:

  • 0
avatar
Да уж, лоханулись. Но все равно это не продажа раннего доступа с его последующим отсутствием. Игра-то пока все равно готовится к выходу, а вот раннего доступа игроки уже не получат никак =)
  • 0
avatar
Игра-то пока все равно готовится к выходу, а вот раннего доступа игроки уже не получат никак =)
Если сервер еще окончательно не отменили, то получат. Зайдут в игру на неделю раньше других, все как положено. Вопрос в том, кому этот сервер вообще к тому времени будет нужен, хоть с ранним доступом, хоть без него.
  • +1
avatar
а остальные?
А почему тех кого обманули должны думать о тех кого не обманули, но не наоборот?
  • 0
avatar
Во-во, тут отлично работает логика Принца Персии: пусть мир катится к черту и все сдохнут, но свою любимую я спасу :D Собственно всегда поддерживал такую позицию возвышенного эгоизма.
  • 0
avatar
Что будет с БДО?
А что, на геймнете свет сошелся клином? Подыщут другого издателя. Такие случаи уже бывали — в случае с Дофусом, например. Разработчик отстранил издателя и сам стал курировать игру на пространстве СНГ. Все данные пользователей были сохранены, никто не пострадал, а наоборот, все выиграли (ну, кроме бывшего издателя, конечно).
Комментарий отредактирован 2015-11-10 11:41:22 пользователем Werevolka
  • +2
avatar
Закрытые у нас проекты, которые еще активны, подхватываются разработчиком. Как примеры — рифт и легенды кунг-фу.
  • +2
avatar
4й пункт на скриншоте (переписывать, а текст картинкой и не вставить)
А ведь они, реально, бояться проиграть.

Приличные компании Обычно на угрозы подать в суд не отвечают (подразумевая что наши адвокаты будут объяснять все вашим адвокатам. если что). Максимум соглашаются, в стиле «Это ваше право, конечно..». А такой ответ, я не то чтобы вижу впервые, но совсем не обычный для подобных споров на моей памяти.
  • +4
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.