В прошлый четверг был выпущен пресс-релиз о продаже ССР Games создателям Black Desert Online — студии Pearl Abyss. В первые дни после объявления от сообщества EVE Online была получена очень негативная реакция. Большинство игроков восприняли известие в штыки, полагая что создатели Black Desert активно начнут вводить донатные механики в EVE (корабли, слоты, модули за плексы).
Для снятия напряженности, комьюнити-менеджеры CCP провели сессию вопросов и ответов, в рамках которой постарались успокоить сообщество. Помимо этого, свои интервью порталу venturebeat.com дали руководители обеих компаний — Хилмар Петурссон и Робин Юнг. Также, на проходящем на тот момент саммите CSM Хилмар пообщался с представителями CSM после публикации новости, постаравшись снизить накал страстей.
Как видим, волны неодобрения пытаются гасить всеми возможными способами. Но вместе с тем, уже опубликовано достаточно информации над которой достаточно интересно поразмышлять о том, что будет с ССР.
Для начала хотел бы сформулировать главные вопросы, волновавшие игровое сообщество EVE (будем честны, оно мне все же ближе, хотя играю и в BDO, и в EVE). По сути вопросов немного, но они затрагивают саму суть существования EVE как достаточно самобытного проекта. Как показали сессия вопросов и ответов (АМА) на официальном форуме, темы на Reddit и других порталах, больше всего игрокам интересно, будет ли Pearl Abyss принимать участие в разработке EVE, будет ли существенно изменена система монетизации (те самые «золотые рифтеры»), будет ли изменение корневых механик (фуллут/фуллтрейд/свободное ПвП/передачи предметов). По сути, это главное что волнует игроков (да и меня, чего уж скрывать).
Но для начала все же предложу посмотреть на деловую сторону вопроса, благо в своих интервью и Хилмар, и Робин рассказали много интересных вещей.
Почем банкет?
В своем интервью Хилмар озвучил сумму сделки — 425 миллионов долларов (почти 30 млрд. рублей). Что интересно — в эту сумму включены некие будущие выплаты. Как понимаю, это выплаты менеджменту при достижении определенных результатов, в оригинале — up-front payment and an earnout arrangement. Ранее по слухам курсировавшим в 2016-м году, стоимость ССР находилась в районе 900 миллионов долларов. Видимо долго искали покупателя. Но нашли. На фоне новости о покупке становятся понятны увольнения персонала в октябре 2017-го, резкое сворачивание неприбыльного VR-направления, непонятная отмена Фанфеста 2019-го года (в своем интервью СЕО Abyss отмечал, что посещал Фанфест-2018 и остался впечатлен организацией мероприятия).
Второй логичный вопрос — откуда у Pearl Abyss такие деньги? Полмиллиарда долларов на дороге не валяются, и несмотря на то, что магазин BDO приносит хорошие деньги (выручка в 2017 году составила 105 миллионов долларов, а в первой половине 2018-го — 169 миллионов), этого явно недостаточно. Да и сделки на такие суммы это не за хлебом сходить, они готовятся долго.
Быстро погуглив, я нашел интересное сообщение о планах выхода на IPO (публичное размещение акций) в сентябре 2017 года. По данным Bloomberg компания успешно вышла 16-го сентября и собрала около 160 миллионов. И ровно через полтора месяца (31 октября 2017 года) ССР проводят массовые увольнения и объявляют о продаже VR-студии в Англии и закрытии офиса в Атланте. Видимо, в районе августа — июля 2017 года была достигнута принципиальная договоренность и обе стороны начали действовать. Pearl Abyss пошли искать финансирование, а ССР — избавляться от того, что было не нужно потенциальному покупателю.
Зачем банкет?
Конечно, интересна причина такого решения от уже бывших владельцев ССР (Novator Partners). Видимо, на то были свои основания (возможно, компанию стало накладно держать, возможно внутренние политические игры), но о них мы навряд ли узнаем в ближайшее время. Факт остается фактом — ССР проданы полностью (в своем интервью Хилмар отдельно подтверждает — да, продано 100% акций). И это при том, что по словам Хилмара у компании все прям хорошо, замечательно, волшебно, а на счетах в банке аж 40 миллионов долларов живыми деньгами. В чем же интерес Pearl Abyss? В интервью СЕО Абиссов охотно об этом рассказывает.
Первое — Абиссы понимают, что сейчас они являются компанией одной игры (привет, ССР). Осознавая, что рынок компьютерных игр — штука агрессивная, и для достижения успеха необходимо иметь несколько сильных торговых марок и хороших спецов, ими был взят курс на выход на рынок и покупку хорошей, известной студии. Известных студий, оперирующих ММО немного (на Близзард у них явно денег нет), и ССР — практически единственный вариант. Это отдельно отмечается в интервью, и причины интереса просты и понятны.
Обе компании очень похожи — сами разрабатывают и издают свои игры (основной рынок Абиссов — Корея, Европу, СНГ и Америку они отдали местным издателям), игры очень похожи по духу, обе компании создали только по одному выстрелившему проекту (на что очень язвительно в сторону ССР указывает Робин). Что еще могло заинтересовать Абиссов в ССР? Наверняка, это наработки по изданию игры (не удивлюсь если корейцы хотят избавиться от региональных издателей и получать все деньги самостоятельно), серверные наработки (в БДО отсутствуют сервера как таковые, работает система каналов — эдакие мини-сервера, игра идет в общем пространстве), наработки по оптимизации (с этим у БДО ооочень большие проблемы, особенно после Ремастера). Вполне возможно что такие деньги были заплачены именно за технологии, знания (особенно за уникальное умение запарывать любой сторонний проект) и саму марку, а живая игра шла приятным довеском. Плюс — куплена старая и известная компания, которая на слуху и каким-то чудом до сих пор не развалилась. Интерес вполне понятен. Также в интервью отмечается, что Абиссы планируют создать новую вселенную и работать над ней совместно с ССР (что очень хорошо стыкуется с новостями о разработке неаносированной ММО в Лондоне силами ССР).
В общем, советую почитать оба интервью, найдете много интересного.
Что ждет игроков?
Реакцию комьюнити (в основном пользователей EVE) никто не отменял. И у сообщества много интересных вопросов. Учитывая устоявшуюся репутацию разработчиков из Кореи как суровых монетизаторов всего и вся, страхи вполне обоснованы.
Вопрос первый. Будет ли Pearl Abyss принимать участие в разработке EVE и влиять на какие-либо решения?
Из того что я почерпнул из пресс-релиза, двух интервью и АМА, ответ — «пока не планируется». Пока. Но в интервью СЕО Абиссов сквозила живая заинтересованность в привлечении сотрудников ССР к другим проектам. Вполне возможно, что Еву трогать не будут — живет и живет. А вот отвлечение работников ставит под вопрос качество этой жизни. Вполне вероятно, что игру будет поддерживать небольшой штат, выдавая окраски, фиксы, небольшие обновления и раз в год делающий крупные дополнения (в этом году вышло ровно одно большое дополнение и множество мелких). Возможно, все будет зависеть от успеха игры в Китае, и тогда выделят больше ресурсов. Но я абсолютно уверен, что обслуживать EVE будет минимально необходимое число сотрудников. Остальные будут задействованы в сторонних проектах, несмотря на заверения в том что ССР будет функционировать автономно. Уж больно явственно в интервью главы Pearl Abyss сквозит желание бросить спецов ССР на наиболее критические проблемы своего проекта или развитие нового IP.
Вопрос второй. Что с монетизацией и механиками?
Опять же, ничего менять не планируется. Пока. Думаю, Абиссы понимают, что большое число игроков очень сильно негативно отреагируют на попытки ввести нечто, напоминающее корейскую монетизацию по типу премиумов разных уровней а также слоты, корабли, модули, покупаемые напрямую за плексы. Хотя, кто знает. Опять же, зависит от стратегии. Если игру планируют поддерживать на минимальном уровне — то и трогать ничего не надо, все равно выгода будет в использовании сотрудников ССР, их навыков и знаний. А если введут — то тут только голосовать ногами, не более. То же самое говорится насчет игровых механик — ничего не изменится. Пока.
Что будет если ССР не сможет приносить ожидаемой прибыли?
Опять же, в качестве ответов — общие фразы. Здесь надо знать, купили ли ССР как технологическую компанию с кучей наработок, или же приобрели ради EVE. Если честно, я больше склоняюсь к первому варианту. Тратить кучу денег на игру с полумиллионом (в лучшем случае) активных пользователей — так себе мысль на мой взгляд. Когда покупают технологические компании, то обычно делают это ради разработок, ноу-хау и прочего уникального опыта. А уникального опыта у ССР безусловно хватает во множестве областей, это думаю очевидно. И прямые цифры прибыли именно компании тут навряд ли будут кому интересны — если контора окупается, то уже хорошо. Отбивать вложения будут другими проектами (если конечно ССР не передадут свой уникальный опыт по запарыванию сайд-проектов).
Больше интересных вопросов не нашел. Какой-либо информации еще нет, и вполне ожидаемо течет сладкая патока да елей. ССР довольны сделкой, Pearl Abyss — тоже, все счастливы. Игроки задаются вопросами. А на все вопросы ответ один — пока ничего не меняется.
Пока.
Для снятия напряженности, комьюнити-менеджеры CCP провели сессию вопросов и ответов, в рамках которой постарались успокоить сообщество. Помимо этого, свои интервью порталу venturebeat.com дали руководители обеих компаний — Хилмар Петурссон и Робин Юнг. Также, на проходящем на тот момент саммите CSM Хилмар пообщался с представителями CSM после публикации новости, постаравшись снизить накал страстей.
Как видим, волны неодобрения пытаются гасить всеми возможными способами. Но вместе с тем, уже опубликовано достаточно информации над которой достаточно интересно поразмышлять о том, что будет с ССР.
Для начала хотел бы сформулировать главные вопросы, волновавшие игровое сообщество EVE (будем честны, оно мне все же ближе, хотя играю и в BDO, и в EVE). По сути вопросов немного, но они затрагивают саму суть существования EVE как достаточно самобытного проекта. Как показали сессия вопросов и ответов (АМА) на официальном форуме, темы на Reddit и других порталах, больше всего игрокам интересно, будет ли Pearl Abyss принимать участие в разработке EVE, будет ли существенно изменена система монетизации (те самые «золотые рифтеры»), будет ли изменение корневых механик (фуллут/фуллтрейд/свободное ПвП/передачи предметов). По сути, это главное что волнует игроков (да и меня, чего уж скрывать).
Но для начала все же предложу посмотреть на деловую сторону вопроса, благо в своих интервью и Хилмар, и Робин рассказали много интересных вещей.
Почем банкет?
В своем интервью Хилмар озвучил сумму сделки — 425 миллионов долларов (почти 30 млрд. рублей). Что интересно — в эту сумму включены некие будущие выплаты. Как понимаю, это выплаты менеджменту при достижении определенных результатов, в оригинале — up-front payment and an earnout arrangement. Ранее по слухам курсировавшим в 2016-м году, стоимость ССР находилась в районе 900 миллионов долларов. Видимо долго искали покупателя. Но нашли. На фоне новости о покупке становятся понятны увольнения персонала в октябре 2017-го, резкое сворачивание неприбыльного VR-направления, непонятная отмена Фанфеста 2019-го года (в своем интервью СЕО Abyss отмечал, что посещал Фанфест-2018 и остался впечатлен организацией мероприятия).
Второй логичный вопрос — откуда у Pearl Abyss такие деньги? Полмиллиарда долларов на дороге не валяются, и несмотря на то, что магазин BDO приносит хорошие деньги (выручка в 2017 году составила 105 миллионов долларов, а в первой половине 2018-го — 169 миллионов), этого явно недостаточно. Да и сделки на такие суммы это не за хлебом сходить, они готовятся долго.
Быстро погуглив, я нашел интересное сообщение о планах выхода на IPO (публичное размещение акций) в сентябре 2017 года. По данным Bloomberg компания успешно вышла 16-го сентября и собрала около 160 миллионов. И ровно через полтора месяца (31 октября 2017 года) ССР проводят массовые увольнения и объявляют о продаже VR-студии в Англии и закрытии офиса в Атланте. Видимо, в районе августа — июля 2017 года была достигнута принципиальная договоренность и обе стороны начали действовать. Pearl Abyss пошли искать финансирование, а ССР — избавляться от того, что было не нужно потенциальному покупателю.
Зачем банкет?
Конечно, интересна причина такого решения от уже бывших владельцев ССР (Novator Partners). Видимо, на то были свои основания (возможно, компанию стало накладно держать, возможно внутренние политические игры), но о них мы навряд ли узнаем в ближайшее время. Факт остается фактом — ССР проданы полностью (в своем интервью Хилмар отдельно подтверждает — да, продано 100% акций). И это при том, что по словам Хилмара у компании все прям хорошо, замечательно, волшебно, а на счетах в банке аж 40 миллионов долларов живыми деньгами. В чем же интерес Pearl Abyss? В интервью СЕО Абиссов охотно об этом рассказывает.
Первое — Абиссы понимают, что сейчас они являются компанией одной игры (привет, ССР). Осознавая, что рынок компьютерных игр — штука агрессивная, и для достижения успеха необходимо иметь несколько сильных торговых марок и хороших спецов, ими был взят курс на выход на рынок и покупку хорошей, известной студии. Известных студий, оперирующих ММО немного (на Близзард у них явно денег нет), и ССР — практически единственный вариант. Это отдельно отмечается в интервью, и причины интереса просты и понятны.
Обе компании очень похожи — сами разрабатывают и издают свои игры (основной рынок Абиссов — Корея, Европу, СНГ и Америку они отдали местным издателям), игры очень похожи по духу, обе компании создали только по одному выстрелившему проекту (на что очень язвительно в сторону ССР указывает Робин). Что еще могло заинтересовать Абиссов в ССР? Наверняка, это наработки по изданию игры (не удивлюсь если корейцы хотят избавиться от региональных издателей и получать все деньги самостоятельно), серверные наработки (в БДО отсутствуют сервера как таковые, работает система каналов — эдакие мини-сервера, игра идет в общем пространстве), наработки по оптимизации (с этим у БДО ооочень большие проблемы, особенно после Ремастера). Вполне возможно что такие деньги были заплачены именно за технологии, знания (особенно за уникальное умение запарывать любой сторонний проект) и саму марку, а живая игра шла приятным довеском. Плюс — куплена старая и известная компания, которая на слуху и каким-то чудом до сих пор не развалилась. Интерес вполне понятен. Также в интервью отмечается, что Абиссы планируют создать новую вселенную и работать над ней совместно с ССР (что очень хорошо стыкуется с новостями о разработке неаносированной ММО в Лондоне силами ССР).
В общем, советую почитать оба интервью, найдете много интересного.
Что ждет игроков?
Реакцию комьюнити (в основном пользователей EVE) никто не отменял. И у сообщества много интересных вопросов. Учитывая устоявшуюся репутацию разработчиков из Кореи как суровых монетизаторов всего и вся, страхи вполне обоснованы.
Вопрос первый. Будет ли Pearl Abyss принимать участие в разработке EVE и влиять на какие-либо решения?
Из того что я почерпнул из пресс-релиза, двух интервью и АМА, ответ — «пока не планируется». Пока. Но в интервью СЕО Абиссов сквозила живая заинтересованность в привлечении сотрудников ССР к другим проектам. Вполне возможно, что Еву трогать не будут — живет и живет. А вот отвлечение работников ставит под вопрос качество этой жизни. Вполне вероятно, что игру будет поддерживать небольшой штат, выдавая окраски, фиксы, небольшие обновления и раз в год делающий крупные дополнения (в этом году вышло ровно одно большое дополнение и множество мелких). Возможно, все будет зависеть от успеха игры в Китае, и тогда выделят больше ресурсов. Но я абсолютно уверен, что обслуживать EVE будет минимально необходимое число сотрудников. Остальные будут задействованы в сторонних проектах, несмотря на заверения в том что ССР будет функционировать автономно. Уж больно явственно в интервью главы Pearl Abyss сквозит желание бросить спецов ССР на наиболее критические проблемы своего проекта или развитие нового IP.
Вопрос второй. Что с монетизацией и механиками?
Опять же, ничего менять не планируется. Пока. Думаю, Абиссы понимают, что большое число игроков очень сильно негативно отреагируют на попытки ввести нечто, напоминающее корейскую монетизацию по типу премиумов разных уровней а также слоты, корабли, модули, покупаемые напрямую за плексы. Хотя, кто знает. Опять же, зависит от стратегии. Если игру планируют поддерживать на минимальном уровне — то и трогать ничего не надо, все равно выгода будет в использовании сотрудников ССР, их навыков и знаний. А если введут — то тут только голосовать ногами, не более. То же самое говорится насчет игровых механик — ничего не изменится. Пока.
Что будет если ССР не сможет приносить ожидаемой прибыли?
Опять же, в качестве ответов — общие фразы. Здесь надо знать, купили ли ССР как технологическую компанию с кучей наработок, или же приобрели ради EVE. Если честно, я больше склоняюсь к первому варианту. Тратить кучу денег на игру с полумиллионом (в лучшем случае) активных пользователей — так себе мысль на мой взгляд. Когда покупают технологические компании, то обычно делают это ради разработок, ноу-хау и прочего уникального опыта. А уникального опыта у ССР безусловно хватает во множестве областей, это думаю очевидно. И прямые цифры прибыли именно компании тут навряд ли будут кому интересны — если контора окупается, то уже хорошо. Отбивать вложения будут другими проектами (если конечно ССР не передадут свой уникальный опыт по запарыванию сайд-проектов).
Больше интересных вопросов не нашел. Какой-либо информации еще нет, и вполне ожидаемо течет сладкая патока да елей. ССР довольны сделкой, Pearl Abyss — тоже, все счастливы. Игроки задаются вопросами. А на все вопросы ответ один — пока ничего не меняется.
Пока.
5 комментариев
Пока не планируют. Ога. Через месяцок начнут. :) A к новому году всё будет. :)
Неужто кто-то иллюзии питает и надежды всё ещё?