Если бы кто-то, не слишком посвящённый в детали, окинул взглядом жанр MMO в 2018 году, он мог бы подумать, что у нас тут настоящая Эпоха Возрождения. Одна MMO анонсируется за другой. Известный ролик Aion Vision, который фанаты мечтательно просматривали много миллионов раз, воплощается в анонсе Aion 2. За ним тут же, не давая набрать в лёгкие воздух, идёт анонс Blade and Soul 2. Нам показывают новую EVE Online от CCP и новый Diablo от Blizzard. Сейчас я перечислил только то, что произошло буквально за пару месяцев. Реально же анонсов многопользовательских миров значительно больше. А многие из анонсированных раньше уже вышли. Вот только они «мобильные».
Это странное уточнение в одно прилагательное, при котором у многих игроков меняется выражение лица. Вот они смотрят ролик. В нём прекрасная трехмерная графика, виды до горизонта, никаких визуальных компромиссов. Но достаточно прозвучать слову «мобильная», как рука тянется к дизлайку на ютубе, либо звучит ставшая буквально за месяц крылатой фраза: «это что, запоздалая первоапрельская шутка?». Но не менее цитируемая сейчас реплика, уже от разработчиков, звучит так: «У вас же у всех есть смартфоны!».
И ведь правда — у нас есть смартфоны. Причём процессоры большинства из них, как мне кажется, простаивают. Сейчас купить что-то ниже восьмиядерника с четырьмя гигабайтами памяти уже кажется неразумной тратой денег на заведомо устаревшую штуку, но у многих всё так же на смартфоне телефонная книга, мессенджер, браузер, плеер да пара простых игрушек. Многие покупают смартфоны, чтобы у них был удобный экран и хорошая камера, но уровень внутренней начинки при этом, как правило, соответствует уровню всего остального.
Так что в карманах, сумках, на тумбочке или возле подушки большинства из нас лежат вполне приличные игровые платформы. Ближе, чем любая другая штука, на которой можно поиграть.
Почему тогда выражение лица такое кислое?
Смартфон действительно невероятно удобная вещь. И дело не только в том, что он всегда под рукой. Я провожу перед стационарным компьютером большую часть дня. Но есть, как минимум, один процесс, который смартфон изменил для меня в лучшую сторону настолько, что я всегда занимаюсь им только на мобильном устройстве. На смартфоне невероятно удобно разбирать огромный информационный поток, который на меня сыпется через сотни rss-подписок. Во-первых, здесь лучше и доступнее визуальная область — взгляд концентрируется на небольшом прямоугольнике экрана и выхватывает за считанные секунды буквально всё необходимое. Во-вторых, как в тиндере, ты избавляешься от ненужного микродвижением пальцев — просто отбрасываешь. Это так круто и естественно, что мышка после этого выглядит чем-то глубоко рудиментарным.
Я всё это рассказываю к тому, что не вижу никакой привычной священной битвы игровых платформ — мы все давно капитулировали перед магией этих замечательных устройств. Нам не нужно куда-то пересаживаться, что-то дополнительно покупать, апгрейдить ящик, смысл которого ускользает даже от большинства ваших близких родственников. Но достаточно вам на семейном празднике достать новый крутой смартфон, как все заинтересованно посмотрят на него. Он красивый, многофункциональный и понятный.
А взгляд при уточнении «мобильная» в адрес MMO всё равно резко тухнет.
Но ведь многие из нас играют в мобильные игры и получают удовольствие. Так что проблема не в платформе, которая у нас есть и которой мы постоянно пользуемся. Дело не в мобильных играх, которые радуют вас в пути или перед сном. Дело в том мгновении, когда встречаются два термина: «мобильная» и «MMO». Облом происходит именно в этот момент.
«Смартфоны есть у всех» — так начинается примерно половина питчей идей, которые сегодня хотят продать. Это бронебойный аргумент. И он точно так же используется в игровой индустрии. Раньше таким аргументом была фраза «интернет есть у всех». После этого MMO начали делать не для тех, кому нужны MMO, а для тех, у кого есть интернет. Потому что такую идею проще продать. Любителям MMO предлагалось подвинуться и не жадничать. Это казалось логичным — мы ж не звери. Но в итоге сегодня подвинувшиеся обнаружили себя буквально на полу, мечтающими о том, чтобы для них сделали отдельную «классическую» табуретку. То есть не что-то новое, продвинутое, удобное, соответствующее 2018 году, а простое, но работающее, хотя бы соответствующее сути концепции. Какой-то неудачный компромисс получился.
Логично указать на азиатский рынок и справедливо заметить, что там, мол, все играют на смартфонах и счастливы. Я не берусь рассуждать, от чего приходят в восторг люди в Южной Корее или Китае. Но хочу поделиться одним наблюдением. Если вы посмотрите на любую презентацию азиатской MMO, то наверняка заметите, как выросла безусловная «героичность» персонажа за прошедшие годы.
Теперь одним взмахом оружия герой должен укладывать минимум десяток врагов. И не просто в CGI-ролике, а в процессе демонстрации базового геймплея.
Достаточно перевести взгляд на MMO-проекты, пытающиеся вернуть дух MMO в жанр, и вы увидите нелепую картину того, как восемь персонажей долго ковыряют одного единственного NPC-врага.
Да, к сожалению, в 2018 году мы всё так же говорим о героических или нелепых сражениях с NPC, но эту проблему не решить, если мечтать о триумфальном возвращении «классической табуретки». А особого выбора у нас нет. Так что предлагаю вернуться к этому самому ковырянию в телах искусственных врагов. При всей нелепости боёв в духе первого EverQuest, главное, что там можно легко заметить — необходимость объединяться с другими. Если уж восемь человек это делают так долго, одиночке здесь не справиться в принципе.
Это и есть очень простая, как табуретка, но такая понятная для любого игрока, который любит и ждёт именно MMO, идея: вам нужны другие игроки. Простите, но я отказываюсь расшаркиваться, снова немного подвигаться, чтобы никого не обидеть и опять оказаться в итоге на полу.
То, что вам нужны другие игроки в MMO — это норма, фундамент, суть концепции.
Но именно поэтому мобильная платформа меньше всего подходит для MMO. Она попросту спорит с концепцией, потому что для синхронизации с другими игроками нужно время. Нужно погружение. Нужны длительные игровые сеансы. Желательно заранее запланированные. У нас есть смартфоны, это правда. Они прекрасное изобретение — это тоже правда. Они просто не годятся для MMO. Не годятся намного больше, чем предыдущие попытки создавать «синглплеерные MMO» для тех, у кого есть интернет, но нет желания играть с другими.
Вот только кто вам сказал, что для всех разработчиков это проблема? То, что работа над MMO — самое сложное, дорогое, рискованное и неблагодарное дело, уже прочно укрепившееся мнение. И вполне справедливое, должен заметить. То, что любителей MMO значительно меньше, чем тех, у кого есть интернет и смартфоны — очевидный факт.
Мало кому хочется быть непонятыми фриками и маргиналами. Мы радуемся, когда наше увлечение разделяет всё больше людей. Когда об играх и в особенности о MMO говорят в непрофильных СМИ, когда о своей страсти можно поговорить с родственником на семейном празднике или с новым знакомым. Правда, при этом из виду может уйти обратная сторона явления — все эти люди необязательно становятся любителями MMO, но автоматически становятся потенциальной аудиторией. После этого разработчикам нужно решать вот какую проблему — на самом деле играть в MMO не менее сложно, чем их делать.
Мобильные игры просты и доступны тем, что в них можно поиграть хоть минуту. MMO сложны и недоступны тем, что они стремятся перерасти в довольно затратный по времени досуг, да ещё и с обязательствами перед другими людьми.
Это два разных полюса. Здесь нечему меняться, не теряя при этом сути. Мобильное устройство лёгкое, небольшое и всегда под рукой. MMO игра — долгий, иногда ежедневный и запланированный процесс, для которого нужны совсем другие условия и предпосылки. А назвать можно что угодно как угодно. Просто некоторые сочетания вызывают сильную негативную реакцию из-за своей слабой совместимости и массы невзлетевших примеров.
Это странное уточнение в одно прилагательное, при котором у многих игроков меняется выражение лица. Вот они смотрят ролик. В нём прекрасная трехмерная графика, виды до горизонта, никаких визуальных компромиссов. Но достаточно прозвучать слову «мобильная», как рука тянется к дизлайку на ютубе, либо звучит ставшая буквально за месяц крылатой фраза: «это что, запоздалая первоапрельская шутка?». Но не менее цитируемая сейчас реплика, уже от разработчиков, звучит так: «У вас же у всех есть смартфоны!».
И ведь правда — у нас есть смартфоны. Причём процессоры большинства из них, как мне кажется, простаивают. Сейчас купить что-то ниже восьмиядерника с четырьмя гигабайтами памяти уже кажется неразумной тратой денег на заведомо устаревшую штуку, но у многих всё так же на смартфоне телефонная книга, мессенджер, браузер, плеер да пара простых игрушек. Многие покупают смартфоны, чтобы у них был удобный экран и хорошая камера, но уровень внутренней начинки при этом, как правило, соответствует уровню всего остального.
Почему тогда выражение лица такое кислое?
Смартфон действительно невероятно удобная вещь. И дело не только в том, что он всегда под рукой. Я провожу перед стационарным компьютером большую часть дня. Но есть, как минимум, один процесс, который смартфон изменил для меня в лучшую сторону настолько, что я всегда занимаюсь им только на мобильном устройстве. На смартфоне невероятно удобно разбирать огромный информационный поток, который на меня сыпется через сотни rss-подписок. Во-первых, здесь лучше и доступнее визуальная область — взгляд концентрируется на небольшом прямоугольнике экрана и выхватывает за считанные секунды буквально всё необходимое. Во-вторых, как в тиндере, ты избавляешься от ненужного микродвижением пальцев — просто отбрасываешь. Это так круто и естественно, что мышка после этого выглядит чем-то глубоко рудиментарным.
Я всё это рассказываю к тому, что не вижу никакой привычной священной битвы игровых платформ — мы все давно капитулировали перед магией этих замечательных устройств. Нам не нужно куда-то пересаживаться, что-то дополнительно покупать, апгрейдить ящик, смысл которого ускользает даже от большинства ваших близких родственников. Но достаточно вам на семейном празднике достать новый крутой смартфон, как все заинтересованно посмотрят на него. Он красивый, многофункциональный и понятный.
Но ведь многие из нас играют в мобильные игры и получают удовольствие. Так что проблема не в платформе, которая у нас есть и которой мы постоянно пользуемся. Дело не в мобильных играх, которые радуют вас в пути или перед сном. Дело в том мгновении, когда встречаются два термина: «мобильная» и «MMO». Облом происходит именно в этот момент.
«Смартфоны есть у всех» — так начинается примерно половина питчей идей, которые сегодня хотят продать. Это бронебойный аргумент. И он точно так же используется в игровой индустрии. Раньше таким аргументом была фраза «интернет есть у всех». После этого MMO начали делать не для тех, кому нужны MMO, а для тех, у кого есть интернет. Потому что такую идею проще продать. Любителям MMO предлагалось подвинуться и не жадничать. Это казалось логичным — мы ж не звери. Но в итоге сегодня подвинувшиеся обнаружили себя буквально на полу, мечтающими о том, чтобы для них сделали отдельную «классическую» табуретку. То есть не что-то новое, продвинутое, удобное, соответствующее 2018 году, а простое, но работающее, хотя бы соответствующее сути концепции. Какой-то неудачный компромисс получился.
Логично указать на азиатский рынок и справедливо заметить, что там, мол, все играют на смартфонах и счастливы. Я не берусь рассуждать, от чего приходят в восторг люди в Южной Корее или Китае. Но хочу поделиться одним наблюдением. Если вы посмотрите на любую презентацию азиатской MMO, то наверняка заметите, как выросла безусловная «героичность» персонажа за прошедшие годы.
Достаточно перевести взгляд на MMO-проекты, пытающиеся вернуть дух MMO в жанр, и вы увидите нелепую картину того, как восемь персонажей долго ковыряют одного единственного NPC-врага.
Да, к сожалению, в 2018 году мы всё так же говорим о героических или нелепых сражениях с NPC, но эту проблему не решить, если мечтать о триумфальном возвращении «классической табуретки». А особого выбора у нас нет. Так что предлагаю вернуться к этому самому ковырянию в телах искусственных врагов. При всей нелепости боёв в духе первого EverQuest, главное, что там можно легко заметить — необходимость объединяться с другими. Если уж восемь человек это делают так долго, одиночке здесь не справиться в принципе.
Это и есть очень простая, как табуретка, но такая понятная для любого игрока, который любит и ждёт именно MMO, идея: вам нужны другие игроки. Простите, но я отказываюсь расшаркиваться, снова немного подвигаться, чтобы никого не обидеть и опять оказаться в итоге на полу.
Но именно поэтому мобильная платформа меньше всего подходит для MMO. Она попросту спорит с концепцией, потому что для синхронизации с другими игроками нужно время. Нужно погружение. Нужны длительные игровые сеансы. Желательно заранее запланированные. У нас есть смартфоны, это правда. Они прекрасное изобретение — это тоже правда. Они просто не годятся для MMO. Не годятся намного больше, чем предыдущие попытки создавать «синглплеерные MMO» для тех, у кого есть интернет, но нет желания играть с другими.
Вот только кто вам сказал, что для всех разработчиков это проблема? То, что работа над MMO — самое сложное, дорогое, рискованное и неблагодарное дело, уже прочно укрепившееся мнение. И вполне справедливое, должен заметить. То, что любителей MMO значительно меньше, чем тех, у кого есть интернет и смартфоны — очевидный факт.
Мало кому хочется быть непонятыми фриками и маргиналами. Мы радуемся, когда наше увлечение разделяет всё больше людей. Когда об играх и в особенности о MMO говорят в непрофильных СМИ, когда о своей страсти можно поговорить с родственником на семейном празднике или с новым знакомым. Правда, при этом из виду может уйти обратная сторона явления — все эти люди необязательно становятся любителями MMO, но автоматически становятся потенциальной аудиторией. После этого разработчикам нужно решать вот какую проблему — на самом деле играть в MMO не менее сложно, чем их делать.
Это два разных полюса. Здесь нечему меняться, не теряя при этом сути. Мобильное устройство лёгкое, небольшое и всегда под рукой. MMO игра — долгий, иногда ежедневный и запланированный процесс, для которого нужны совсем другие условия и предпосылки. А назвать можно что угодно как угодно. Просто некоторые сочетания вызывают сильную негативную реакцию из-за своей слабой совместимости и массы невзлетевших примеров.
26 комментариев
Подумалось вот, а нельзя ли их скрестить, как танка с тараканом? Сейчас на смартфоне я могу показать другим моего персонажа из ФФ 14. Выполняя дейлики в ГВ 2 я могу не отвлекаться на рабочий стол, потому что уже в телефоне настроил таймер ворлдбоссов себе на вечер. Армори из ВоВ вроде как давно есть в смартах. Так может продолжить их совмещать? В ММО последних лет не все хорошо как раз с социалкой, а смарты как раз могут в социалку и новости, по моему им друг друга не хватает, и конечно нас между ними;)
Я смотрю на эту проблему чуть глубже, да-да именно проблему.
При создании мобильной диабло, видимо именно этой фразой они и вдохновлялись, они уже изначально мыслят только в экономическую сторону, им всё равно на глубину геймплея, на дух игры, на её историю, они всего лишь пользуются уже трупом, названием игры, лишь бы собрать как можно больше денег, эти люди работают на количество, на денежные сборы, но никак не на качество, на КАЧЕСТВО в самом сильном смысле этого слова, не всем дано понять что такое всё-таки качественный вкус.
Первооткрыватели, создатели старых игр в Близзард были фанатами своего дела, больными если хотите, заражёнными — только у таких людей получается продукт с душой, без экономической подоплёки. После ухода основателей, которые вкладывали себя в работу — остались экономисты, вот вам и результат — от актуальных их игр бегут назад, в прошлое, в старые игры, где была заложена концепция без лишней мишуры, которую сейчас пытаются впарить для удержания аудитории, но ничего нового не придумывается, так как нету мозгов в компании, нету фанатиков своего дела.
Сейчас получается так, что актуал вов и диабло — трупы от которых осталось доброе название.
Можно говорить что угодно, но фраза китайца со сцены «но ведь у вас есть мобильные телефона» — говорит о многом… Эта фраза сдала всю компанию разом и целиком без права на оправдание. Этой фразой он словно подитожил на данный момент цель компании — собрать как можно больше денег, и это можно сделать самым простым способом — через вещщщщщщицу, которая есть у всех людей в мире, у каждого — мобильный телефон.
Я иногда просто сижу и думаю, насколько разработчик не знает свою аудиторию? Насколько надо быть фанатиком денежных средств? так сильно любить деньги больше чем своё дело? — такие люди никогда не проникнут в наши души, в души геймеров, ищущих свой мир в «онлайн мире». Потому что ТАК осознанно столько времени делать проект на мобильный телефон, для хардкорных 30-летних фанатов — могут только идиоты не знающие своё дело и своих фанатов
Я всегда разделял люедй на ПК и Смарт, смарт люди для меня это те, кто не серьёзно относятся к играм, это «дети браузерных игр» с глупой музычкой, бредовыми звуками, дешёвыми, безвкусными анимациями и ещё тысяча всего чего я не в силах описать.
Пк люди — более серьёзная аудитория — ждущая всегда чего то более сложного от геймплея, чтобы перепрыгнуть через себя, через свои силы, чего-то достигать, это и есть интерес для этой категории игроков.
И тут для фанатов Хардкора выходит мобильная игра, в которой ты без труда как дцп размахиваешь мечём, подпрыгиваешь в воздух как в аниме фильмах и ваншотаешь любого моба… Я пишу это и у меня уже раздражение по всему телу от того НАСКОЛЬКО разработчики ахамели создавая для нас подобное. Они действительно думают что это наш вкус? они действительно думают что хардкорной аудитории нужны эти розовые взмахи анимешных клинков?
Про Lineage 2 примерно та же история, но уже совсем другая (я дикий поклонник самых Первых хроник, где сохранено всё что нужно для ММО мира, от анимаций до травинки на заставке)
Более-менее знают свою аудиторию только инди, потому что они сами часть этой аудитории. Разработчик в крупной компании, даже если он симпатизирует хардкорным геймерам, будет делать только то, что скажет руководящий менеджер. А у нормального менеджера главный приоритет — благополучие компании. Так что, когда в условиях снижения доходов он встанет перед выбором: уволить часть сотрудников или «прогнуться под казуалов», понятное дело, он выберет второе. Тут даже особым фанатиком денежных средств быть не надо.
И про критерии «небольшести» команд тоже хочется узнать. :)
Ну и понятно, что подобная команда изначально будет небольшой. Чтобы так расставлять приоритеты, нужно быть немного чокнутым. :)
Игра ради денег, это как «любовь» ради денег.
А что касается Тодда Говарда и будущих юных мечтателей, которые превратятся в корпоративных руководителей… Ну, кто-то ведь должен производить продукты массового потребления. Главное, чтобы у ценителей более сложного геймплея тоже был свой кусок пирога.
В этом смысле, наверное, нам стоит ждать колебания маятника. Сейчас он снова возвращается в сторону команд энтузиастов, которые хотят делать именно MMO. NCSoft ушли на мобилки, Blizzard — в другие жанры, CCP просто устали, а те, кто держат нос по ветру, побежали в VR, оттуда метнулись в AR, скоро обязательно придумают что-то ещё, пока тема MMO будет неизбежно продолжать остывать. Так что да, в каком-то смысле ближайшее будущее жанра за теми, кому действительно нужны именно MMO. Чего они добьются, какими будут методы, какой будет аудитория, повлияет на ход маятника.
Вот по этому разработчики и решили — а уберем-ка мы «лишние» скилы чтоб не загромождать экран и управление сделать проще, и не понадобятся дополнительные устройства ввода и играть можно будет даже в общественном транспорте.
Моя мечта чтоб на смартфон в MMORPG можно было вывести список квестов, карту, чаты, возможно различную информацию о откате скилов, и переключаться между ними с помощью вкладок, т.е чтоб смартфон был не игровой платформой а опциональным дополнением.
По поводу смартфона как дополнения полностью согласен, непонятно, почему это не мейнстрим.