Надеюсь, что после предыдущей заметки вы уже более-менее ориентируетесь о чем идет речь в данном цикле. Изначально я планировал рассказывать сразу о нескольких играх в рамках одной статьи, но текста выходит слишком много, поэтому пока что я буду вести повествование в режиме одна игра — одна заметка. Сейчас я расскажу вам об игре, которая удивит любого своей детализацией и глубиной симуляции.
Gary Grigsby’s War in the Pacific — Admiral's Edition (2009)
by 2by3games/Henderson Field DesignsЕсли вам показалось, что Carriers at War слишком хардкорна, то WITP AE вас просто испугает. Да ладно, не буду обманывать, она пугает всех, без исключения. У WITP глубокие корни, уходящие в настолки. Потом были Uncommon Valor (2002) и базовая War in the Pacific (2004). Игра усложнялась и усложнялась, росла, как снежный ком. Самостоятельное дополнение Admiral’s Edition вообще чуть ли не “выплеснуло ребенка”. Однако, самые продвинутые фанаты оценили предоставленные им опции и новую глубину, и игра до сих пор популярна в узких кругах, а также получает патчи, пускай и полу-официально. Последний вышел 10 января 2016 года. Семь лет после релиза дополнения, понимаете? Один только этот факт должен говорить о многом.
Режимов игры и опций здесь в достатке. Короткие миссии, полноценная кампания 1941-1945 в различных вариациях и уровнях сложности, Head-to-Head, и сетевой режим в варианте PBEM. Полная игровая карта покрывает территорию от Индии (включительно), до западного побережья США, на севере доходит до Арктики, а на юге до Австралии и Новой Зеландии. Огромнейшая территория для такой детальной игры.
В кампании под вашем контролем одновременно находятся ВСЕ силы Союзников, включая Китай, СССР, США, Канаду, Великобританию, Австралию, Французские и Голландские колонии, и, всех всех всех. Все наземные войска, корабли и авиагруппы вышеуказанных стран. Альтернативно, понятное дело, можно играть за Японию. Самый большой шок приходит после осознания того факта, что передать управление ИИ отдельными странами из числа Союзников просто нельзя. Они реально ВСЕ подчиняются тебе лично. Их юниты можно просто… игнорировать. Что, собственно, я и делаю обычно. Ну, нельзя на людей столько вываливать ответственности, даже в пошаговой игре. Особенно с таким… “специфическим” (as in “Special Olympics”) пользовательским интерфейсом.
О минусах WITP AE можно говорить бесконечно, и многие из них сразу бросаются в глаза, поэтому давайте сразу о приятном. Вы можете формировать флоты, как вам угодно, из всей доступной армады, даже смешивая страны. Можете перемещать и выставлять задачи любой отдельной авиагруппе, вплоть до каждого нещастного гидросамолета на борту старенького легкого крейсера. Хотите возить и “грабить корованы” (куда ж без этого?). Пожалуйста.
К слову, про “корованы”. Это совсем не шутка. Логистика в войне на таких огромных территориях, разделенных океаном, наверное, самый важный фактор. Войскам на островах нужно чем-то питаться, чем-то стрелять. Чем-то прикрывать и вытирать зад, простите. Поэтому перевозка супплаев и горючки — критичный момент, который не стоит недооценивать и забрасывать. Подводные лодки, расставленные в ключевых, узких местах, а также молниеносные рейды на транспортные пути и порты — инструмент доведения противника до логистического коллапса, где до победы лишь один шаг.
Fog of War влияет на достоверность (внимание!) получаемой вами информации о результатах сражений и разведданных, а не просто ограничивает показ противника на карте. Ваши подопечные командиры, моряки и пилоты могут привирать о количестве сбитых ими самолетов, также о потопленных ими кораблях, характере нанесенного им ущерба, и так далее. Экипажи разведывательных самолетов, особенно патрулирующие ночью, могут принимать свои корабли за чужие, неправильно определять их типы, и т.д. В общем, игра симулирует человеческий фактор и неопределенности в процессе получения информации с поля боя. На практике к этому быстро привыкаешь, и учитываешь при планировании собственных действий.
Все, что существует в игре, производится либо заводами на карте, либо вне карты, но так или иначе, имеет количество и частоту производства. Здесь у Союзников преимущество, т.к. их заводы в основном находятся в глубине Северной Америки, и их сложно заставить перестать работать (а в большинстве случаев просто невозможно). Япония же вынуждена строить все в пределах карты, а значит, их заводы и завязанные на них логистические цепочки можно бомбить.
Корабли, самолеты и эвкип наземных юнитов со временем обновляются, и это тоже целый процесс. Если с кораблями и солдатами все просто, то варианты апгрейдов для самолетов заставляют подумать. Тоже самое и с подкреплениями — заменой уничтоженных/списанных единиц. В начале войны заводы Союзников практически ничего не производят, и нужно сильно экономить. Потом новые модели быстро сменяют устаревшие, все в ограниченном количестве, и нужно выбирать, как этим распоряжаться.
Порты, взлетные полосы и укрепления можно строить, насколько это позволяет выбранная вами местность. Самолеты и корабли требуют обслуживания. Дозаправка, пополнение боеприпасов, ремонт, апгрейд — у всего определенные требования к базе, на которой это происходит. Вспомогательные корабли могут помочь с обслуживанием, будь то заправка и ремонт разведывательных самолетов-амфибий на каком-то всеми забытом атолле, или снабжение боеприпасами главных калибров линкоров (не так просто доставлять на фронт снаряды массой 1.2 тонны каждый).
Ну, а теперь, самое главное. Как выглядит бой? Каждый ход, сутки по умолчанию, делится на три фазы: ночную, до обеда, и после обеда (“Режим питания нарушать нельзя!” © Пончик). В каждую из этих фаз может происходить битва, кроме, кажется, наземных. Ночью может случиться авианалет, который могут попробовать перехватить ночные (если есть) перехватчики. Атаки субмарин также довольно часто происходят ночью. Флотовые бои ночью подвержены проценту яркости Луны и наличию радаров на кораблях. Бомбардировка побережья с кораблей и высадки десанта также обычно начинаются под покровом ночи.
Морская битва — схождение флотов с противоположных сторон. В зависимости от шансов обнаружения и агрессивности командиров, корабли могут либо разойтись, либо атаковать друг друга, распределяя огонь по целям, сближаясь, пуская торпеды, уворачиваясь, расходясь, взрываясь, утонув, и т.д. Атаки с воздуха по наземным и надводным целям подвержены противодействию со стороны ПВО и вражеской авиации. На результативность влияют навыки командиров группы, отдельных пилотов, высота полета, повреждения, погода над целью, стресс от длительного полета, и, конечно же, качества самолета — надежность, количество боекомплекта, точность вооружения. С воздушными битвами примерно также, только еще учитываются маневренность, скороподъемность, максимальная скорость и остаток горючки в баке. Наземные битвы — противостояние юнитов разных типов (пехота, бронетехника, артиллерия, инженеры, и т.д.) в пределах одного хекса. Можно пассивно забрасывать противника артиллерийскими снарядами, накапливая силы, можно атаковать, или безбашенно нестись в бой не смотря на потери. Ключевые факторы — сила юнита и его состояние (целостность, стресс, организация).
Что можно сказать? Симуляция слишком подробная. При всей моей любви к деталям, я бы с удовольствием многое упростил или убрал вообще. Но, к сожалению, игровая индустрия не особо балует нас играми такого типа, поэтому выбирать не приходится. Если правильно дозировать, и спокойно, не спеша подходить к процессу игры, то можно получать удовольствие. На данный момент я пытаюсь второй раз пройти кампанию, за Союзников, и остановился на Апреле 1942 года. Когда разбираешься и разгребаешь стартовую мешанину, ходы бегут гораздо быстрее. Если игнорировать не интересующие тебя страны из состава Союзников, и банально забыть про них, то играется еще быстрее. I didn’t want their ships anyway.
Мда. Опять получилось больше текста, чем я планировал. Наверное, эта игра того заслуживает. Продолжим о других проектах в следующей заметке!
PS: WITP AE для меня — самая атмосферная и душевная игра в жанре. Чтобы поделиться атмосферой того времени, настоятельно рекомендую к просмотру данные видео:
1 комментарий
www.matrixgames.com/forums/tm.asp?m=4475283