avatar
Плекс стал премиумной валютой, как в любом подзаборном фритуплее. Да, был аурум, но он был отделен от плекса. Именно поэтому реально упразднили плекс, а не аурум. Плекса, в своем изначальном виде, на который игроки когда-то согласились из-за четкого функционала, связанного с подпиской, больше не существует. RMT-вентиль открыт на полную мощность. Ты больше не покупаешь лицензию пилота, которую должен купить другой пилот, чтобы ты получил от него игровую валюту. Ты покупаешь премиум-валюту и готов передать ее пилоту за иски. А зачем она нужна, помимо оплаты омега-клонов, экстракторов, шкурок, фишек в казино EVE-вегас, билетов на фанфест? CCP придумает. Или ты сомневаешься? :) Или опять «давайте подождем и посмотрим»? :)
avatar
avatar
Из ада. :)
avatar
Что и требовалось доказать. :)
avatar
Без проблем. :)
avatar
Где гарантия, что всё это в конечном итоге не закончится уничтожением всего жанра MMORPG?

Гарантия в твоем и моем интересе к жанру. В достаточном количестве нас.

А потом, когда потенциальная аудитория ещё уменьшится, жанр объявят официально мёртвым.

Кем? Жанр нельзя объявить мертвым. Можно не делать игр в этом жанре. Или делать их такими, что лучше бы не делали.

Я больше всего боюсь того, что жанр выжмут досуха и похоронят останки.

Ну, так государство в этом вопросе может только организовать похороны и помочь прикопать покойника.
avatar
Друзья, обращение ко всем — уважайте труд других авторов. Если вам понравился чей-то текст, не стоит его копировать полностью, делайте это в виде ссылки на оригинал.
avatar
Писал в спешке, поэтому получилось немного самонадеянно — «я все это спрогнозировал еще в прошлом веке». Нет, конечно же. Речь о прогнозах на небольшие промежутки времени, когда мне, как и многим другим стало понятно, к чему дело идет. Но в целом такой этап для жанра не то, что плох или хорош, он необходим. По этой дорожке нужно было пойти, чтобы хорошо и многократно усвоить, куда она ведет. Многие из нас, включая меня, в целом довольно лояльно относились к фритуплею на заре его массового зарождения. Практических историй успеха у нас не было, но не было и каких-то явных реальных историй вообще. И вот за десять лет у сторонников мысли «может же быть и хороший фритуплей» остались все те же козыри на руках: LoL и PoE, которые к MMO как не имели отношения, так и не имеют.

Да, очевидно, что мы все еще находимся внутри болезни. И это очень неприятное состояние. Но странно было бы говорить, что «организму» это нравится. Нет никаких объективных признаков для такого утверждения. Даже те, кто соглашается, выбирают «меньшее зло» и аргументируют все это доводом «ну, а что делать?». Так и организм вынужден жить и даже предпринимать какие-то усилия в условиях болезни. Но очевидно, что, во-первых, ни на что особо заметное он в таком состоянии не способен, а, во-вторых, силы в таком состоянии будут объективно заканчиваться, а не накапливаться.

Достаточно представить сегодня человека, не зараженного прежней любовью к MMO, выбирающего объективно среди разных видов игровых развлечений. Зачем ему выбирать эту лихорадочную оболочку? Ради чего? Ради долгосрочного геймплея? Нет его. Ради новых механик? Нет их. Ощущение игры, настоящего виртуального мира, намного реальнее получить в одиночной или кооперативной игре на собственном сервере. Этот организм попросту ничем не может привлечь. Массовость условна, а встреча с незнакомцами, если она что-то значит — развод на заведомое получение преимуществ, чтобы компенсировать потенциальные купленные преимущества незнакомца. Вот и получается, что эксплуатировать приходится тех, кто был уже внутри этого организма. Их инерцию, воспоминания о прошлом, надежды на повторение прежних эмоций.

Понятно, что у любого жанра будет своя аудитория. Просто потому, что людей на земном шаре довольно много. Но именно для MMO критически важно — какая она, эта аудитория. Дело не только в массовости, которая неизбежно падает из-за отсутствия конкурентных преимуществ. Дело в том, что за люди там. Кого потенциально ты там можешь встретить. Надеяться на что-то интересное в игре, которая превратилась в магазин, точно не стоит. Если что-то и возникнет здесь, то исключительно вопреки.

И, конечно, можно говорить друг другу, как это делают сейчас многие игроки EVE Online — «это просто игра», но именно Ева всегда нажимала на то, что это «не просто игра». Потому она стала особенной и даже, как это сейчас модно говорить — «феноменом». И если сказать, что это «просто игра», давайте заодно признаем, что это просто таблицы в космосе. Потому что тот, кто видел интерфейс Евы, может многое рассказать о том, когда он последний раз видел «звездное небо» за нагромождением открытых окон интерфейса.

Так вот. По этой дорожке нужно было пойти. Как бы ни было хреново внутри болезненного тельца, которое скукожилось до бледного, непривлекательного, высохшего комка прежних восторгов. Этому комку самому лучше других понятно, насколько большой контраст между «было» и «стало». Если описание две тысячи третьего года может вызвать у вас прилив восторга, значит, в две тысячи семнадцатом перед нами совсем не прогресс. И тело это ощущает всеми своими органами. Даже если убеждает себя перед зеркалом с клоком волос в расческе «Все не так и плохо, зато сейчас научились делать отличный макияж».

И никакое государство этого никогда в жизни не прочувствует. Никто и никогда из-под палки не станет выздоравливать и становиться лучше. Это нужно осознать и захотеть. А для этого нужно пережить тот этап, в котором мы находимся. Избавиться от иллюзий. И от неисправимых паразитов.
avatar
Лично я очень далек от таких пессимистичных прогнозов, а прогнозами я занимался довольно давно. Можете посмотреть на то, что из этого сбылось. На мой взгляд, практически все. Как и неизбежный возврат к p2p, который виден в подавляющем большинстве готовящихся проектов. Фритуплей успешно уничтожил репутацию жанра, очень серьезно зачистил аудиторию и сделал это направление полностью непривлекательным для больших денег. Не очень похоже на успех. Это и есть нормальное поведение экосистемы, которая куда круче, чем странные фантазии о сильной руке государства.
avatar
Во-первых, Геймнет называют свой сервер «Премиум», а п2п его прозвали сами игроки, только на основании того, что там есть подписка.

Это не так. С момента объявления двух видов серверов, наша редакция принципиально боролась с название p2p-сервер, которое навязывалось именно на официальном уровне. Мы постоянно просили не называть этот сервер pay-to-play, потому что это дискредитирует схему монетизации. Вот ответ продюсера локализации в одном из наших интервью:

Сергей Герасимов: Я понимаю, что не всех устраивает такая схема P2P сервера. В привычном понимании многих это «играй за подписку и все». Но, так или иначе, ты не сможешь купить себе сразу костюм в игровом магазине, который придаст тебе «буст» в развитии. Со временем — да, когда экономика на севере будет сформированной, появление таких же костюмов, то есть с такими же, а не лучше, характеристиками, но более красивого внешнего вида, не исключено. Питомца можно будет купить со старта, но я не верю, что с помощью них можно будет заработать много денег через аукцион. Хотя, безусловно, соглашусь, что это поможет сэкономить время на сбор лута и немного ускорит твое развитие.

mmozg.net/bd/2015/09/03/sergey-gerasimov-o-premium-servere-i-chestnoy-igre.html
avatar
И как это противоречит тому, что я сказал? :) Были лаги. Это что, проблема локализатора? Нет. Локализатор все, что может сделать, врать во время стрима: «Лаги?! Какие лаги?! Нет никаких лагов!». Что они честно и делали, как я понимаю. Так они точно так же честно говорят, что не будет продажи преимуществ и вообще. Если верить одному, нужно верить и другому. Но даже если были лаги, факт в том, что никто в эту игру уже не играл. То есть наносить ущерб попросту некому было. А вот пыточная от геймнет для VIP-клиентов — это изобретение эксклюзивное, ручной сборки, со своим Глебом Вячеславовичем, выкручиванием рук, угрозами и шантажом. Ну, и скажите, кто тут чемпион? :)
avatar
Ну, мне, как минимум, не совсем фиолетово. Но в данном случае я не считаю воссоздание при помощи эмулятора несуществующей в лицензионном виде игры, пиратством. Как и воссоздание сервера SWG, к примеру.
avatar
тут дело даже не в личности собеседника
Просто для меня это тема действительно дискуссионная, и я бы мог подискутировать, но не с этим человеком. Потому что он в любой момент может ввернуть вышеперечисленное. То есть, ну, какой смысл? И рассматривать его точку зрения на эти вещи совсем не хочется. Кроме как в контексте Бродского: «Значит, я за колхозы».
avatar
Кайз, обычно в разговорах вокруг копирайтов я противник даже довода «не украл я, а просто скопировал». Мой аргумент простой: давай представим, что у нас есть прибор по физическому копированию любого предмета. И вот Intel выпускает новый процессор. Я не краду его. Я просто копирую при помощи этого прибора. И ты копируешь. И все мои друзья копируют. В итоге мы ничего не украли у Intel формально. Но реально у них нет денег на разработку следующего поколения процессоров. Ну, и кто из нас в дураках?

Но. В данном случае мы говорим с автором вот этих комментариев:

1. Если бы у бабушки был бы дополнительный орган — она была бы дедушкой. Пока что вымирает абонентка :)
Этичность в бизнесе и политике — это такое лох-несское чудовище, все о нем говорят, но никто никогда её живьём не видел.


2. Не надоело ещё, один и тот же плач из года в год? Может конечно когда-нибудь и появится благотворительная организация, которая сделает бесплатную и равную для всех игру (по аналогии с Армией Спасения, делающей бесплатные обеды для нищих и бомжей). Ну или коммунизм наступит и деньги вообще отменят. Оба события примерно равновероятны :)

Так вот у меня вопрос — это вот это вид мы хотим уберечь? Одно дело интел, а другое — эти ребята. Все, что их убивает, делает нас сильнее.
avatar
Логика у вас закончилась, так, увы, и не начавшись. Что и у кого я угнал, остается загадкой. В принципе, я всегда был на стороне правообладателей в этом вопросе, и тому есть масса подтверждений. Можно было бы довольно интересно об этом поговорить. Но вы со своим «потому что могу» никогда на интересный диалог не претендовали. Этот случай — не исключение.
avatar
А должны вообще?

Нет, не должны. Тогда я возьму там, где оно есть. В чем проблема с логикой?
avatar
В этот раз мы растянули пресловутый квант времени до квартала/полугодия, смотря как будут выходить эти дополнения.
Это сравнение в сути своей ошибочно, согласно описанным в заметке доводам. Если бы так было, не было бы никаких проблем. В случае с монетизацией через обновления, вы покупаете не доступ к сервису, не квант, а обновление с конкретным списком возможностей.
avatar
На каких условиях мне предоставляют Lineage 2: Interlude? И я правильно понимаю, что вы хотите завести разговор о морали? Вы. О морали.
avatar
Я вот как рассуждаю. Bless был закрыт из-за того, что тупо закончились… хм… игроки. Ну, не магазинчик же там перестал работать и не стало же оно работать хуже, чем в начале. Если я прав, то зверушку просто усыпили и никто особо не плакал. Если бы желающих продолжать… хм… играть было бы достаточно, зачем бы Bless закрывали? Нет, понятно, что игра убита не в последнюю очередь дикой монетизацией, но ведь большинство понимало, что так и будет. И на ММОзговеде уже много раз говорили, что модель фритуплея рассчитана на очень короткий цикл. Вот эти циклы сокращаются все больше. Не оправдывая этих… хм… игроделов, я хочу сказать, что именно закрытием сервера они особо никого не задели, как мне кажется.

Теперь посмотрим на то, что сделали в геймнет. НРД «премиум-сервера» был самым дорогим предложением в принципе среди всего спектра предложений тем, кто с нетерпением ожидал долгожданного старта MMO. Реально у локализатора не было этого премиум-сервера в том состоянии, билеты на которое активно продавались. И тут выясняется, что такого сервера тупо нет. По каким причинам — неважно. Его просто нет. И когда будет — неизвестно. «Не раньше весны следующего года». Что тут нужно делать? Какие есть варианты? Ну, конечно же «денег мы вам не вернем», после чего игроков ставят на счетчик, им начинают угрожать, их начинают шантажировать. Выкручивают руки и добиваются своего.

Но даже если ты считаешь, что все же ситуация с Bless хуже, что, может, так и есть, все это вкладывается в прогноз, сделанный в октябре 2015 года:

Нам может показаться, что все случившееся – это провал конкретного локализатора. Непредсказуемая случайность. Но вы сами разве не чувствуете, что дикость происходящего с каждым годом только нарастает? И вот уже далеко не самые пушистые поступки прежних локализаторов кажутся вам более-менее безобидными по сравнению с сегодняшней новостью. Подождите немного — вот эта совершенно дикая ситуация, которой сейчас все хотят выдавать призы за самый громкий провал, через время просто займет свое место в ряду последовательных событий.

«Эффект бабочки».
avatar
Ладно, справедливо влепили мне минус за эту реплику. Потому что я действительно слишком эмоционально реагирую. Тема для меня очень болезненная. Но попробую объяснить спокойно.

Тебя, меня, всех нас ставят в ситуацию отсутствия выбора. Где разница не в том, чего мы хотим, а в том, где у кого из нас находится собственный порог чувствительности. И я совершенно не настаиваю на том, что он у меня в правильном месте, а у тебя — нет. Но, давай начистоту, разве ты и я отказались бы играть в других, куда более справедливых условиях, если бы нам дали такую возможность? Разве не встретились бы мы с тобой на pay-to-play сервере Archeage? Разве был бы я против, если бы Bless, Revelation, Black Desert, Albion Online были чистыми играми, построенными именно на игровых принципах? Может, Джолли был бы против такого? Не думаю. И все тут исключительно в этом чертовом пороге, в этих методах, в этих магазинах, на которые мы либо должны согласиться, либо, ха-ха, где там ваш рассвет?

Да, его все еще нет. Это правда. И мы, как организаторы, инвесторы, разработчики ММОзговеда, страдаем от этого, возможно, намного больше других. Сами виноваты? Слишком принципиальные? Ну, это исключительно потому, что по-другому мы не можем. Это личное. Нет тут героизма, самопожертвования или еще чего. По-другому просто не получится писать обо всем этом. И о том, что так будет, я написал три года назад. Дело просто в том, что я все еще верю в естественный возврат маятника. Который все еще не возвращается, тут ты права.

Знаешь, на нас же постоянно выходят с приглашениями и прочими штуками, и мы спокойно и очень вежливо каждый раз объясняем, что на уровне редакции мы игнорируем фритуплей MMO (кстати, находит в большинстве случаев искреннее понимание). Признаем (искренне), что можем быть не правы, но вот такая редакционная политика. Вместе с тем говорим о том, что всегда будем содействовать описанию любых игр на ММОзговеде со стороны их энтузиастов. Тоже искренне. И, надеюсь, ты помнишь, что для всех игр, и для Bless, и для Revelation, и для Icarus, мы мгновенно создавали миры. Мы также помогаем с оформлением материалов по фритуплей-MMO нашим ММОзговедам. Никакой предвзятости в этом у нас нет. И также могу привести массу примеров.

А то, что кто-то критикует… ну, дык, важно же то, во что ты веришь сам. Что ты сам чувствуешь по этому поводу. Уж сколько я наслушался на ММОзговеде о том, что Ева — это космический эксель, Линейка — беспросветный гринд, а ХиХ — вы просто посмотрите на этот ужас. Но сам-то я чувствую иначе. И пишу об этом.

Столкновение интересов, взглядов и порогов чувствительности будет всегда. Говорить «давайте обойдемся без этого» на общей дискуссионной площадке — эдакая утопия. Но если ты веришь, что все хорошо, или, по крайней мере нормально, то не думаю, что тебе стоит этого стесняться. Личного мнения и искренности стесняться точно не стоит.