К сожалению, с нашим курсом и в экономических реалиях СНГ $15, помноженные на двоих игроков в семье — уже не так и мало. На это накладывается и тот печальный факт, что многие ММО (почти все) не тянут, в моем личном представлении, на 800+ рублей в месяц. Смешно, но я много раз приходила-уходила в WoW, проводила в нем месяцы, играя с низкой интенсивностью. А когда подписка быстро и сразу подорожала, возвращаться в WoW мы перестали. Для нас это, наверное, хорошо, перестали ждать, надеяться на лучшее, подкармливать маленькую пушистую ностальгию. А вот хорошо ли это для WoW — большой вопрос. И еще больший вопрос — когда на горизонте появится игра, которая в моем восприятии будет без натяжек настолько хороша, что ее не захочется оценивать в параметрах «стоит ли своих денег». Пока что-то не случается такой игры. И даже не предвидится. Вот такие у нас реалии индустрии.
P.S. А вообще я не люблю обобщения «нет проблем» относительно денег. Нехорошее это обобщение. Для кого-то есть, для кого-то нет. Я могу представить себе ситуацию, когда у меня в бюджете не будет денег, чтобы платить 1700 рублей за ММО на нашу маленькую семью. На другие расходы будут, а на игры, кинотеатры, рестораны — нет. Каждый, кто долго живет в СНГ, может себе это представить. Не нужно обобщать в социально-экономических вопросах, плохая это тема.
Кстати, хорошо, что напомнил, система очень интересная, ИМХО, другим игроделам стоило бы взять ее на вооружение. Ну может, добавить к шляпкам что-нибудь еще. Может быть, даже временное, ровно на время этой подписки (вспоминаются какие-то бонусы в GW2). Когда я сама теоретически обдумывала подходящую систему p2p, я думала о чем-то подобном, но H&H оказались большими демократами, чем я :)
А вот тут я бы поспорила.
Если человек знает, что он месяц и больше будет играть в таком режиме, но играть он хочет все равно = это тогда его нормальный онлайн, и платить за него нужно, как за любое обычное развлечение.
Проблемы, ИМХО, возникают, когда человек играть хочет и регулярно играл бы, но знает, что в ближайшие пару месяцев он может прерываться на 2-3 дня, на неделю, то есть игровой режим будет крайне неравномерным. Это уже сказывается на ожиданиях игрока, он начинает думать «а стоит ли платить, если непонятно, буду ли играть». Тут возможность зайти, пробежаться по городу и решить, а вдруг ты все равно хочешь поиграть, пусть и два дня на неделю. Лично у меня бывают периоды, когда оплачивать игру нет смысла, но зайти туда хоть на час раз в неделю иногда хотелось бы. Словом перекинуться с друзьями, по городу погулять, на пейзажи полюбоваться. Мне кажется, это хорошая возможность установить какую-то непрерывность в игровом опыте, а для ММО это очень важный момент.
Но это если привязываться к такой ситуации.
Мне кажется, льготные режимы, возможности посмотреть игру бесплатно и т.д. нужны не тем, кто уже играет, а тем, кто еще только смотрит на игру, или же тем, кто возвращается после долгого перерыва. Первые не должны покупать кота в мешке, вторым нужны впечатления, чтобы разбудить ностальгию и почувствовать тягу к оставленному когда-то игровому миру.
Звучит очень интересно. Я сама обдумывала такой вариант — правда, не в формате протраты ресурса, а как возможность зайти в игру без подписки. Если подписки нет, зайти можно, общаться в чате гильдии, вещи там на склад переносить, костюмы примерять. Но больше ничего — ни крафтить, ни воевать с монстрами и людьми, ни даже писать в глобальный чат. То есть концептуально эти варианты похожи :)
В версии с протратой ресурса меня, опять же, смущает настойчивое тиканье — будет ли комфортно играть в режиме постоянной протраты чего-либо? Не уверена насчет себя, например :)
Вот это да, звучит интересно. Сюда же — возможность заморозить подписку на срок от двух дней до недели, если знаешь, что в игровой активности у тебя будут большие перерывы.
А почасовая у нас, ИМХО, не пойдет. Лично я бы чувствовала нервозность от мысли о том, а не впустую ли я трачу эти оплаченные полтора часа. И даже если нет, «почасовка» — это куда более громкое и настойчивое тиканье таймера :)
Нет, ну я так тоже могу. То есть я могу взять такой же агрессивный тон и рассказывать о том, как я пыталась нагуглить хоть одну планетку в «Элите», чтобы ее хотелось исследовать, а видела километры единообразных текстур, безжизненных и скучных. Время суток, гравитация, день-ночь, а на планете все равно ничего нет. Прекрасное разнообразие :)
А на самом деле всем нравится разное. Любителям настоящего космоса, чужого и реалистичного, наверное, как раз очень нравится «Элита». А меня вот чудеса гравитации не привлекают, если нет живых планет. Мне интересно исследовать мир с рельефом, растительностью, животными. Я видела скрины и видео-обзоры обеих игр, и сразу поняла, что мне больше по душе — и выбрала именно это. Не понимаю, зачем вообще нужно спорить о вкусах.
Да и агрессивность среды — обычная часть песочницы на выживание, где в первые часы ты должен искать способ прокачаться, улучшить свою защиту. Это же совершенно обычный для жанра геймплей. Вас вот невероятно радуют сложные акробатические посадки, это нормально, а агрессивная среда на планетах — нет. Вкусовщина. Просто вкусовщина. Потому что я могу смириться с механикой выживания (и надеяться на то, что прокачаю костюм со временем), а вот «гоняться за планеткой», как вы выразились, у меня нет и никогда не будет желания. Я не очень-то люблю аркады на скорость и ловкость. И никогда не любила.
Все это субъективные пристрастия. Когда люди разносят игру за отсутствие погони за планетами, «варпа» в процедурной генерации и прочую субъективщину, которую лично я видеть в игре не хотела — мне становится неуютно. Это то, чего не хватает лично вам. Это не объективный недостаток. Черт возьми, по моему мнению — это вообще достоинство игры.
Давайте примем как факт, что у разных людей разные вкусы, и то, что какие-то вещи в игре не нравятся лично вам, не значит, что это отстой или «картон». Это значит только то, что это не нравится вам.
Ну вот ты поиграешь, а мне придется вздохнуть, осбрать вещи и уйти из жанра. Потому что я посмотрела на Factorio, да, это интересно, но это не моя игра. Увы. В такие игры я играть не смогу, поэтому я бы очень не хотела, чтобы разработчики в будущем ориентировались на эту модель и смотрели на вещи так же, как ты. Здоровый эгоизм — мне ведь тоже хочется во что-нибудь играть.
И да, книги не создаются процедурной генерацией. Ну правда. Честное слово :( Ну, я как автор, как журналист, как редактор говорю. Книги и истории процедурно не генерируются. Для этого все еще нужен человеческий талант.
почитать, что на стенах написано.
легендарные артефакты, на которых всегда увековечено какое-то знаковое
Это и есть элементы нарратива. Графика тут как раз особо и не нужна.
Исследовать что-то приятное в принципе приятнее. Но неужели нельзя было хотя бы одну такую капельку в генератор засунуть? Что-то вроде влияния варпа из Вархаммера.
Процедурная генерация может размазать этот варп по всей вселенной, так что да, лично мое мнение, как человека, который не любит варп в качестве постоянного обеда — нет, нельзя, ни в коем случае. Меня как игрока они на этом варпе потеряли бы, а вас как игрока — не приобрели, потому что у вас запросы на нечто рукотворное, продуманное и конечное.
Артефактами в таком случае были бы совершенно банальные обломки
Для того, чтобы что-то сломать, нужно что-то создать. Не бывает руин и археологических находок чего-то процедурного и абстрактного, иначе в такой археологии просто нет смысла. Культурный пласт создается цивилизацией, должен отражать особенности их эстетики, а также социального и экономического уклада. Иначе, опять же, нет в этом никакого смысла. Меня как игрока такие процедурные руины точно отвратили бы, и претензии у меня были бы серьезнее, чем отсутствие заката трех солнц.
Ссылку открыла, не нашла ничего даже близко по теме относящегося к процедурной генерации культурного наследия цивилизации, немного удивилась даже — причем тут это? :)
в моём личном восприятии сажать корабль (который здесь по конструкции и есть натуральный флаер) для того, чтобы сорвать цветочек — это дикая несусветная чепуха.
Ну, у меня ровно обратная реакция. Для меня ситуация, когда ты летаешь на корабле и спокойно выпрыгиваешь оттуда и цветы собираешь — диссонанс, хочешь заняться мелким собирательством — выбирайся из корабля, паркуй его, бери свой исследовательский рюкзак и вперед. В моем сегменте НФ оно всегда как-то так было. И в прыжки из космического корабля за незабудками я бы точно не поверила.
Так что нет, дело, конечно, не в развлечениях. Вам скорее нужна иллюстрированная и 3d-анимированная книга с зубодробительными, экзотическим мирами и целыми цивилизациями, в которой будут и нарратив (пусть на объектном, а не текстовом уровне), и сложнейшие системы для исследований, и чисто книжная романтика исследований и полетов. Это не вопрос верибельности, это вопрос внутреннего заказа. NMS — песочница с обычной для песочниц рутиной, с несложной, в принципе, генерацией. Она для тех, кому не скучно торчать в этом мягко покрашенном космосе месяцами и больше. Вы не в ее аудитории уже поэтому :)
А как же ощущение космической романтики? Желание пробраться туда, куда не ступала нога человека?
And it's done.
Посмотреть на закат с тремя солнцами и двумя лунами?
Лучше «живого» заката в более земных мирах все равно ничего нет. Закаты-рассветы — это я ищу где-нибудь в АА.
Найти никем не виданные артефакты и животных?
Животные — да, артефакты — нет. Предметы культа и искусства плохо поддаются процедурной генерации. Им нужна рука автора. NMS не о рукотворной красоте. А вам, похоже, не процедурная песочница нужна, а очень дорогой сингл с очень хорошими дизайнерами. Но таких не делают, по самым очевидным причинам.
Я чистой воды ММО-игрок. За долгие годы NMS вообще единственная сингловая игра, которую мне захотелось попробовать, и когда я попробовала — я не разочаровалась.
И кстати, далеко не все НФ-миры (и даже не большинство) выедают глаза и мозг, многие из них вполне себе уютны/красивы/понятны. А в ужасах Лавкрафта ключевое то, что они — изнанка реального мира, и существуют параллельно с ним. Кстати, есть очаровательная браузерно-текстовая игра, до которой у меня руки не дошли, там пожранный тьмой Лондон, кальмары без лиц, скачки на грибах и неприлично много лавкрафтовского субреального — и она удивительно, ну прямо-таки до ужаса уютная.
А зачем не-визуалам играть в игру, которая на 90% состоит из вдумчивого созерцания? :) Это вроде бы всегда ясно прочитывалось в концепции игры и стояло не на первом, а даже на нулевом места, как реальность, данная нам в ощущениях :)
Да все понимают разницу, но мы живем в таком циничном и местами не самом приятном мире, и рассчитывать на доброту и душевную теплоту других людей в таком важном аспекте, как создание, финансирование и развитие ААА-проекта — так себе развлечение. Я бы, например, посчитала разработчика с такими планами ненадежным мечтателем, от которого черт его знает, что ожидать — доделает ли игру, будет ли она работать нормально или от случая к случаю, и наконец, не упорхнет ли он где-то через год в страну розовых фей на голубом единороге.
Мне бы кого более приземленного и прагматичного, но не барыгу. Для ММОРПГ, тем более ААА-класса — это хороший компромиссный вариант. (Идеальный — когда игра делается на свои деньги от и до и для разработчика престиж стоит куда выше прибыли, но мы все помним про единорога и страну фей).
Это напоминает какой-то расширенный кикстартер :) Если это инвестиции «для общего блага», то это не инвестирование, а чистая благотворительность. Если это возвратные вложения — вот тогда это инвестиции. Возвратные вложения со стороны непрофильных, да и профильных инвесторов зачастую = путь в глубокую выгребную яму. А благотворительность… ну да, неплохо, что есть у нас добрые люди, но мне не кажется, что пойти по миру с протянутой рукой «поможите чем сможите на нашу игру» — это надежный и адекватный способ развития проекта. Я бы на компанию с таким бизнес-планом смотрела бы с большим недоверием.
По сути, вариантов кроме эрзац-инвестирования в стиле «вы нам денег на разработку, а мы вам vanity fair stock» я сейчас не вижу, как ни печально это признавать. Потому что игры, а точнее, именно ММОРПГ — это такой странный бизнес, из которого категорически нельзя делать совсем полноценный бизнес.
Я не знаю, что за сервисы конкретно имеются в виду, но это или странный эрзац, то есть игрок не становится реальным инвестором, или — я первая буду против, с плакатом и одиночным пикетом. Потому что есть два реально работающих способа инвестирования — в чистую прибыль или в развитие проекта. Первый подразумевает получение прибыли, причем именно +++ к потраченной сумме. Второй — влияние на развитие проекта. И оба они губительны для ММОРПГ.
Вообще привлечение любых непрофильных инвесторов губительно для игры. Да и профильных тоже. Лучше тысяча костюмов, чем «реальное инвестирование».
P.S. А вообще я не люблю обобщения «нет проблем» относительно денег. Нехорошее это обобщение. Для кого-то есть, для кого-то нет. Я могу представить себе ситуацию, когда у меня в бюджете не будет денег, чтобы платить 1700 рублей за ММО на нашу маленькую семью. На другие расходы будут, а на игры, кинотеатры, рестораны — нет. Каждый, кто долго живет в СНГ, может себе это представить. Не нужно обобщать в социально-экономических вопросах, плохая это тема.
Если человек знает, что он месяц и больше будет играть в таком режиме, но играть он хочет все равно = это тогда его нормальный онлайн, и платить за него нужно, как за любое обычное развлечение.
Проблемы, ИМХО, возникают, когда человек играть хочет и регулярно играл бы, но знает, что в ближайшие пару месяцев он может прерываться на 2-3 дня, на неделю, то есть игровой режим будет крайне неравномерным. Это уже сказывается на ожиданиях игрока, он начинает думать «а стоит ли платить, если непонятно, буду ли играть». Тут возможность зайти, пробежаться по городу и решить, а вдруг ты все равно хочешь поиграть, пусть и два дня на неделю. Лично у меня бывают периоды, когда оплачивать игру нет смысла, но зайти туда хоть на час раз в неделю иногда хотелось бы. Словом перекинуться с друзьями, по городу погулять, на пейзажи полюбоваться. Мне кажется, это хорошая возможность установить какую-то непрерывность в игровом опыте, а для ММО это очень важный момент.
Но это если привязываться к такой ситуации.
Мне кажется, льготные режимы, возможности посмотреть игру бесплатно и т.д. нужны не тем, кто уже играет, а тем, кто еще только смотрит на игру, или же тем, кто возвращается после долгого перерыва. Первые не должны покупать кота в мешке, вторым нужны впечатления, чтобы разбудить ностальгию и почувствовать тягу к оставленному когда-то игровому миру.
В версии с протратой ресурса меня, опять же, смущает настойчивое тиканье — будет ли комфортно играть в режиме постоянной протраты чего-либо? Не уверена насчет себя, например :)
А почасовая у нас, ИМХО, не пойдет. Лично я бы чувствовала нервозность от мысли о том, а не впустую ли я трачу эти оплаченные полтора часа. И даже если нет, «почасовка» — это куда более громкое и настойчивое тиканье таймера :)
А на самом деле всем нравится разное. Любителям настоящего космоса, чужого и реалистичного, наверное, как раз очень нравится «Элита». А меня вот чудеса гравитации не привлекают, если нет живых планет. Мне интересно исследовать мир с рельефом, растительностью, животными. Я видела скрины и видео-обзоры обеих игр, и сразу поняла, что мне больше по душе — и выбрала именно это. Не понимаю, зачем вообще нужно спорить о вкусах.
Да и агрессивность среды — обычная часть песочницы на выживание, где в первые часы ты должен искать способ прокачаться, улучшить свою защиту. Это же совершенно обычный для жанра геймплей. Вас вот невероятно радуют сложные акробатические посадки, это нормально, а агрессивная среда на планетах — нет. Вкусовщина. Просто вкусовщина. Потому что я могу смириться с механикой выживания (и надеяться на то, что прокачаю костюм со временем), а вот «гоняться за планеткой», как вы выразились, у меня нет и никогда не будет желания. Я не очень-то люблю аркады на скорость и ловкость. И никогда не любила.
Все это субъективные пристрастия. Когда люди разносят игру за отсутствие погони за планетами, «варпа» в процедурной генерации и прочую субъективщину, которую лично я видеть в игре не хотела — мне становится неуютно. Это то, чего не хватает лично вам. Это не объективный недостаток. Черт возьми, по моему мнению — это вообще достоинство игры.
Давайте примем как факт, что у разных людей разные вкусы, и то, что какие-то вещи в игре не нравятся лично вам, не значит, что это отстой или «картон». Это значит только то, что это не нравится вам.
Каждое описание делается человеком, иначе быть не может. «Составляются истории» — трудно представить себе, что сюжет придумывает машина.
И да, книги не создаются процедурной генерацией. Ну правда. Честное слово :( Ну, я как автор, как журналист, как редактор говорю. Книги и истории процедурно не генерируются. Для этого все еще нужен человеческий талант.
Это и есть элементы нарратива. Графика тут как раз особо и не нужна.
Так что я бы убрала абсолют из утверждения о том, что «разработчики так сделали». Может, Близзард или Арена.нет, но они еще не вся индустрия.
Для того, чтобы что-то сломать, нужно что-то создать. Не бывает руин и археологических находок чего-то процедурного и абстрактного, иначе в такой археологии просто нет смысла. Культурный пласт создается цивилизацией, должен отражать особенности их эстетики, а также социального и экономического уклада. Иначе, опять же, нет в этом никакого смысла. Меня как игрока такие процедурные руины точно отвратили бы, и претензии у меня были бы серьезнее, чем отсутствие заката трех солнц.
Ссылку открыла, не нашла ничего даже близко по теме относящегося к процедурной генерации культурного наследия цивилизации, немного удивилась даже — причем тут это? :)
Ну, у меня ровно обратная реакция. Для меня ситуация, когда ты летаешь на корабле и спокойно выпрыгиваешь оттуда и цветы собираешь — диссонанс, хочешь заняться мелким собирательством — выбирайся из корабля, паркуй его, бери свой исследовательский рюкзак и вперед. В моем сегменте НФ оно всегда как-то так было. И в прыжки из космического корабля за незабудками я бы точно не поверила.
Так что нет, дело, конечно, не в развлечениях. Вам скорее нужна иллюстрированная и 3d-анимированная книга с зубодробительными, экзотическим мирами и целыми цивилизациями, в которой будут и нарратив (пусть на объектном, а не текстовом уровне), и сложнейшие системы для исследований, и чисто книжная романтика исследований и полетов. Это не вопрос верибельности, это вопрос внутреннего заказа. NMS — песочница с обычной для песочниц рутиной, с несложной, в принципе, генерацией. Она для тех, кому не скучно торчать в этом мягко покрашенном космосе месяцами и больше. Вы не в ее аудитории уже поэтому :)
Лучше «живого» заката в более земных мирах все равно ничего нет. Закаты-рассветы — это я ищу где-нибудь в АА.
Животные — да, артефакты — нет. Предметы культа и искусства плохо поддаются процедурной генерации. Им нужна рука автора. NMS не о рукотворной красоте. А вам, похоже, не процедурная песочница нужна, а очень дорогой сингл с очень хорошими дизайнерами. Но таких не делают, по самым очевидным причинам.
Так что да, мне нужно, чтобы по-домашнему, вернее, так, чтобы в игре можно было сидеть годами. Получить яркий опыт от чего-то странного, чужеродного и даже неприятного — это не мой стиль игры. Как там у Фрая было? Я не настолько сложный человек, чтобы любить то, чего боюсь ©.
И кстати, далеко не все НФ-миры (и даже не большинство) выедают глаза и мозг, многие из них вполне себе уютны/красивы/понятны. А в ужасах Лавкрафта ключевое то, что они — изнанка реального мира, и существуют параллельно с ним. Кстати, есть очаровательная браузерно-текстовая игра, до которой у меня руки не дошли, там пожранный тьмой Лондон, кальмары без лиц, скачки на грибах и неприлично много лавкрафтовского субреального — и она удивительно, ну прямо-таки до ужаса уютная.
Мне бы кого более приземленного и прагматичного, но не барыгу. Для ММОРПГ, тем более ААА-класса — это хороший компромиссный вариант. (Идеальный — когда игра делается на свои деньги от и до и для разработчика престиж стоит куда выше прибыли, но мы все помним про единорога и страну фей).
Ужас :)
Загуглила Outcast и Unreal.
Совсем не мое.
Видимо, я из особой аудитории картонофилов :)
По сути, вариантов кроме эрзац-инвестирования в стиле «вы нам денег на разработку, а мы вам vanity fair stock» я сейчас не вижу, как ни печально это признавать. Потому что игры, а точнее, именно ММОРПГ — это такой странный бизнес, из которого категорически нельзя делать совсем полноценный бизнес.
Вообще привлечение любых непрофильных инвесторов губительно для игры. Да и профильных тоже. Лучше тысяча костюмов, чем «реальное инвестирование».