В No Man’s Sky есть две детали, которые вызывают у меня чистый восторг. Первая деталь — это возможность зайти в игру через восемь месяцев после старта, выбрать маршрут, лететь по нему и в этом ожерелье звездных систем видеть в подавляющем большинстве случаев надпись “Не исследовано”. Наверное, нет более наглядной демонстрации бесконечности, чем этот простой факт, строго противоречащий всему, что мы знаем об общем игровом пространстве. Вторая деталь — каждый раз, когда я открываю планету, исследую ее, называю, любуюсь, я понимаю, что когда-нибудь кто-нибудь, презрев вероятности и победив бесконечность, может здесь оказаться.
Несмотря на то, что поначалу в мире Ничейного Неба люди могли взаимодействовать исключительно через названия открытых небесных тел, животных или растений, а издатели спешно заклеивали на коробках значок “Multiplayer”, No Man’s Sky была единым виртуальным миром и, в какой-то степени, куда большей MMO, чем многие из тех, кто гордо клеит на себя этот ярлык, не заморачиваясь соответствием.
Мы привыкли к тому, что MMO должны обладать какими-то базовыми чертами. Что это? Чат в левом нижнем углу? Возможность увидеть другого человека? Возможность в него выстрелить? Возможность объединиться с ним в группу? Я не уверен. Все это просто формы привычного взаимодействия с другими игроками. Мы точно готовы к новому, а не к бесконечному повторению старого?
Разумеется, я не пытаюсь сейчас убедить вас в том, что No Man’s Sky — это чистая MMO. Хотя бы по той простой причине, что не могу прийти туда со своими друзьями. И если бы даже смог, что бы мы там делали?
С другой стороны, а сколько нужно людей, чтобы вселенная ожила? Десять? Сто? Не меньше тысячи? А может, нужно иначе задать вопрос? Например: Какие именно люди для этого нужны?
Дальше я ничего не буду говорить. Вам решать.
55 комментариев
Сделали другое.
Это другое понравилось нескольким процентам изначальной аудитории.
Не понравилась тем кто ждал того, что было обещано и много раз подтверждено на камеру.
Они мошенники, ровно такие же как и издатели которое обещают платные сервера, не ввод банок на sp и остальное.
Отсутствие разбирательств по факту обмана и вручение наград данной компании, это провал всего игрового сообщества.
mmozg.net/elitedanger/2016/11/21/ohotniki-na-inoplanetyan.html
Вот меня лично страшно не порадовала картонность мира: одни и те же ресурсы на любых планетах, одна и таже гравитация, одни и те же летающие горы, невозможность нормально полетать на корабле прямо над планетой и выбираться на поверхность по верёвке, торчащей из грузового люка парящего корабля, руины древних цивилизаций (а не одинокие базовые модули с геками на каждой планете) и т.д. При этом да, Мюррей позиционировал свою игру как НФ-книгу. Так в какой это НФ-книге всё перечисленное мной на таком же прискорбно низком уровне? Брэкетт, Нортон, Азимов, Гаррисон, Брэдбери — список можно продолжать бесконечно. Вот с ними я сравнивал игру. Результат совершенно не в её пользу. Старенькие Unreal и Outcast и то гораздо лучше справлялись с передачей такой атмосферы, хоть там и было существенно меньше возможностей.
Да, я понимаю, что тут всё отдано на откуп генератора, что в последнем патче (спасибо Франку, это было интересно) многое починили, но первое впечатление два раза не произведёшь, а генератор можно было бы и дополнить. Вот что могут рисовать нейросети. Вот это действительно виды то ли далёких планет, то ли воспалённого сознания.
No Man Sky же на мой взгляд может дать игроку только исследование ради исследования, причём ему нужно либо мириться со статичностью и повторяемостью, либо искренне её не замечать, будучи занятым другим (как ты писал в заметке про фотоохоту). Это игра для визуалов, мне с моим абстрактным мышлением там делать совершенно нечего.
Ужас :)
Загуглила Outcast и Unreal.
Совсем не мое.
Видимо, я из особой аудитории картонофилов :)
Что из этого, кроме трех солнц, не доступно в игре? :)
Лучше «живого» заката в более земных мирах все равно ничего нет. Закаты-рассветы — это я ищу где-нибудь в АА.
Животные — да, артефакты — нет. Предметы культа и искусства плохо поддаются процедурной генерации. Им нужна рука автора. NMS не о рукотворной красоте. А вам, похоже, не процедурная песочница нужна, а очень дорогой сингл с очень хорошими дизайнерами. Но таких не делают, по самым очевидным причинам.
А на самом деле всем нравится разное. Любителям настоящего космоса, чужого и реалистичного, наверное, как раз очень нравится «Элита». А меня вот чудеса гравитации не привлекают, если нет живых планет. Мне интересно исследовать мир с рельефом, растительностью, животными. Я видела скрины и видео-обзоры обеих игр, и сразу поняла, что мне больше по душе — и выбрала именно это. Не понимаю, зачем вообще нужно спорить о вкусах.
Да и агрессивность среды — обычная часть песочницы на выживание, где в первые часы ты должен искать способ прокачаться, улучшить свою защиту. Это же совершенно обычный для жанра геймплей. Вас вот невероятно радуют сложные акробатические посадки, это нормально, а агрессивная среда на планетах — нет. Вкусовщина. Просто вкусовщина. Потому что я могу смириться с механикой выживания (и надеяться на то, что прокачаю костюм со временем), а вот «гоняться за планеткой», как вы выразились, у меня нет и никогда не будет желания. Я не очень-то люблю аркады на скорость и ловкость. И никогда не любила.
Все это субъективные пристрастия. Когда люди разносят игру за отсутствие погони за планетами, «варпа» в процедурной генерации и прочую субъективщину, которую лично я видеть в игре не хотела — мне становится неуютно. Это то, чего не хватает лично вам. Это не объективный недостаток. Черт возьми, по моему мнению — это вообще достоинство игры.
Давайте примем как факт, что у разных людей разные вкусы, и то, что какие-то вещи в игре не нравятся лично вам, не значит, что это отстой или «картон». Это значит только то, что это не нравится вам.
Я к тому, что в НМС можно эти полеты в космосе просто взять и вырезать, игра ничего не потеряет. Вместо этого сделать порталы какие-нибудь, а космические станции сделать наземными сооружениями. И все, тогда вопросов бы не было. Отличная атмосферная гулялка с выживанием и генерацией красивых пейзажей. А вот если игра начинает лезть в небо, ну… Назвался груздем, полезай в лукошко. А так космос просто пришит белыми нитками. У меня просто вопрос, а тебе лично нравится летать вот «картоне» (без обид), или лучше бы разработчики сосредоточились только на планетах?
Потеряет же. :) Цветной космос NMS — это часть пути, часть путешествия. Выскакивающие из варпа грузовики. Пираты. Погоня за кем-то над поверхностью планет. Астероиды. И даже сам перелет между планетами, который длится несколько минут — все это нужно. Не забирайте. :)
Так что да, мне нужно, чтобы по-домашнему, вернее, так, чтобы в игре можно было сидеть годами. Получить яркий опыт от чего-то странного, чужеродного и даже неприятного — это не мой стиль игры. Как там у Фрая было? Я не настолько сложный человек, чтобы любить то, чего боюсь ©.
И кстати, далеко не все НФ-миры (и даже не большинство) выедают глаза и мозг, многие из них вполне себе уютны/красивы/понятны. А в ужасах Лавкрафта ключевое то, что они — изнанка реального мира, и существуют параллельно с ним. Кстати, есть очаровательная браузерно-текстовая игра, до которой у меня руки не дошли, там пожранный тьмой Лондон, кальмары без лиц, скачки на грибах и неприлично много лавкрафтовского субреального — и она удивительно, ну прямо-таки до ужаса уютная.
Угу, у них там своя атмосфера. Даже пугать немного начинает, когда втягиваешься.
Не-не, я сейчас не об этих артефактах. Меня в первую очередь интересовали именно руины для исследования. Артефактами в таком случае были бы совершенно банальные обломки — то же самое, что сейчас сделано в виде одинаковых цилиндров (или что там у них словам учит). И тут процедурная генерация прекрасно справилась бы: Dwarf Fortress показывает нам, как это делается на текстовом уровне, а древнющий Daggerfall — как делаются сами подземелья (ну или так). Увы, нет. Ну какая космическая романтика без зависающего над лугом флаера? Выпрыгнул, потянулся, огляделся. Да, мне сейчас праведливо возразят, что так оно там и есть. Но в моём личном восприятии сажать корабль (который здесь по конструкции и есть натуральный флаер) для того, чтобы сорвать цветочек — это дикая несусветная чепуха. Честное слово, только эскалатора для удобства не хватает.
Короче, повторюсь. Это мелочи моего личного восприятия, но они доказывают, что дело совсем не в том, чтобы меня развлекали. Это я могу сделать и сам, большое спасибо. Мне бы только мир, в который верить хочется.
Для того, чтобы что-то сломать, нужно что-то создать. Не бывает руин и археологических находок чего-то процедурного и абстрактного, иначе в такой археологии просто нет смысла. Культурный пласт создается цивилизацией, должен отражать особенности их эстетики, а также социального и экономического уклада. Иначе, опять же, нет в этом никакого смысла. Меня как игрока такие процедурные руины точно отвратили бы, и претензии у меня были бы серьезнее, чем отсутствие заката трех солнц.
Ссылку открыла, не нашла ничего даже близко по теме относящегося к процедурной генерации культурного наследия цивилизации, немного удивилась даже — причем тут это? :)
Ну, у меня ровно обратная реакция. Для меня ситуация, когда ты летаешь на корабле и спокойно выпрыгиваешь оттуда и цветы собираешь — диссонанс, хочешь заняться мелким собирательством — выбирайся из корабля, паркуй его, бери свой исследовательский рюкзак и вперед. В моем сегменте НФ оно всегда как-то так было. И в прыжки из космического корабля за незабудками я бы точно не поверила.
Так что нет, дело, конечно, не в развлечениях. Вам скорее нужна иллюстрированная и 3d-анимированная книга с зубодробительными, экзотическим мирами и целыми цивилизациями, в которой будут и нарратив (пусть на объектном, а не текстовом уровне), и сложнейшие системы для исследований, и чисто книжная романтика исследований и полетов. Это не вопрос верибельности, это вопрос внутреннего заказа. NMS — песочница с обычной для песочниц рутиной, с несложной, в принципе, генерацией. Она для тех, кому не скучно торчать в этом мягко покрашенном космосе месяцами и больше. Вы не в ее аудитории уже поэтому :)
Моя самая любимая игра за весь мой долгий стаж — Dwarf Fortress. Та не то что иллюстрированности, там и графики-то нет. Всё, абсолютно всё там завязано на процедурной генерации. Она создаёт королевства и историю, руины, даже книги, написанные жителями. В ней появляются исторические фигуры, которых в их время можно было даже встретить. Заброшенную мной крепость могут заселить какие-нибудь монстры, а я могу прийти туда одиноким приключенцем и почитать, что на стенах написано. Там есть легендарные артефакты, на которых всегда увековечено какое-то знаковое по мнению их создателей событие в истории крепости. В этой игре я действительно месяцами торчал безвылазно. Сейчас-то не играю только потому, что она меня затягивала так, что утром садишься, глубокой ночью встаёшь. Не могу себе пока такого позволить :(
И да, книги не создаются процедурной генерацией. Ну правда. Честное слово :( Ну, я как автор, как журналист, как редактор говорю. Книги и истории процедурно не генерируются. Для этого все еще нужен человеческий талант.
Это и есть элементы нарратива. Графика тут как раз особо и не нужна.
Ну, я сам к этому имею определённое отношение как переводчик (в том числе худлита по молодости и в качестве диплома), так что прекрасно понимаю. Но у Тоади это получилось. Там каждый персонаж и предмет могут иметь описание, из которых потом и составляются истории. Они очень сухие, без подробностей, но с учётом того, что нам известны характеры персонажей, воображение спокойно дорисует всё остальное.
Каждое описание делается человеком, иначе быть не может. «Составляются истории» — трудно представить себе, что сюжет придумывает машина.
Упд. После обновления странички все оказалось как надо. Но сперва ответ уехал на коммент ниже, к Киарре. Это как? :)
Я не спорю, что части людей хватило того, что разработчики сделали и они наслаждаются игрой. Точно так же как донатеры наслаждаются очередной f2p ммо вливая деньги и получая преимущество. Но вы против таких ммо.
Так почему ваше отношение к намеренному обману игроков в этих случаях разное?
Вы же не станните отрицать, что серьезная часть обещаний разработчиков не была реализована и не реализованная до сих пор(обсуждение на reddit).
А вы не передергивайте, пожалуйста. Вот если бы вы показали такую креативную движуху во фритуплей-игре с покупкой достижений и преимуществ, у нас бы мог состояться разговор со сравнениями. Вы же взяли и сравнили божий дар с яичницей.
Потому что даже не с первого дня выхода этой игры, а за год до ее появления, я понимал, о чем именно будет игра, и говорил об этом:
22 июля 2015
Вы со мной спорили? Нет. Кто-то со мной спорил? Нет. Я получил ровно то, что и ожидал. О чем говорил автор. Что было понятно даже при беглом анализе всего, что нам показывали.
Я буду отрицать, что вокруг проекта велась серьезная дискуссия, а не детсадовский хайп. У вас к ММОзговеду есть претензии в плане освещения проекта? То, что большинство не сможет в это играть, потому что игра заставляет быть наедине с самим собой, использовать свою фантазию, свой игровой потенциал, мне было понятно. Я об этом предупреждал.
И как пример простого внутригрового канала представь себе что было бы если бы в NMS была например «Галактическая сеть», с мониторами на станциях, форпостах, кораблях — где игроки могут размещать свои воззвания, манифесты, или просто рассказы о путешествиях.
Одно не поглощает, не исключает и не обесценивает другое. То, что игра побуждает игроков создавать что-то на мета-уровне — это прекрасно. Без всяких дополнительных «а если бы». То есть если бы было и что-то еще, было бы круто. Но крутизны того, что уже есть, это не отнимает, и творчество появляется не вопреки (бедные игроки, которых выжили из игры на форумы), а благодаря. Благодаря тому, что игра их вдохновляет. Это я как несчастный, гонимый разработчиком на мета-уровень автор фан-материалов по WoW говорю :)
Моё «вопреки» относится к тому что не-ММО статус NMS не помешал игрокам обращать свои воззвания к невидимым «соседям» в этом мире. Это слишком сильно отличается от того, когда игроки просто делятся своими переживаниями в мирах синглов.
Для сравнения, Андромеда прошла волной гифок испорченной анимации… и тишина.
Т.е. дело не в сингловости или ммошности, просто чему-то свойственна омнипотентность, чему-то нет.
Мир физически единый. Какое тут «вопреки»?
Как мы можем сравнивать это с четвертым Фоллаутом или третьим Ведьмаком? Здесь у нас изначально общий мир. Да, мы не видим друг друга. Это правда. Но люди объединились и развивают Хаб. Это происходит в реальности, не в фантазии.
Оставим песню про «невыполненные обещания», если уж британский суд(или что там) решил, что недобросовестной рекламы не было, то кто они, а кто я.
Касательно ММО, то НМС не может даже близко считаться им по очень просто причине — один игрок никак не может повлиять на другого игрока, абсолютно(мой личный критерий ММО, да). Ну обозвал кто-то очередного несуразного монстрика «Sir Buttface», для игрока это ничего не меняет, он по прежнему может «исследовать» этих монстров и получить за это вознаграждение.
Для примера, в elite dangerous тоже есть одиночный режим игры, и в нём вселенная тоже одна на всех, но если другой игрок продал ресурсы на какой-либо станции, то цена на них упадёт для всех играющих, если какая-то группа игроков решила поддержать экспансию одной из множества фракций, то изменения повлияют на всех играющих в виде других заданий на станциях системы и вознаграждения за них, по мере укрепления этой фракции в системе её патрули будут встречаться всё чаще.
Пример с Dark Souls есть выше.
Что до НМС в целом, то лично для меня всё погружение в шкуру исследователя убил тот факт, что на каждой планете есть разумная жизнь и её базы, на каждой планете есть некие роботы «смотрители», в каждой звёздной системе есть одна станция и флот грузовых кораблей. Ну и ещё я просто не смог серьёзно воспринимать это «пластиковое» и пёстрое нечто, которое создатели почему-то назвали космосом.