Crowfall вообще странная штука. Я в курсе только по паре видосов и оф рекламе, так что могу и не понимать чего-то. Концепт с «телами» похож на корабли в Еве. При этом цельного мира из евы там нет. Какие-то королевства в альт-реальностях.
Такое ощущение, что это очередная попытка помирить хардкор-PVPшников с PVEшниками за счет периодического обрушения миров. Вопрос только в том: с какой скоростью разрабы будут штамповать эти миры? Я более чем уверен, что игроки буду качаться (читай: загаживать мир) быстрее.
в груниле, и специально скрывала внешку, потому что внешний вид брони мне нравился больше.
Есть исключения и вкусовщина, не без этого.
Не очень понятно, чем магазин партийное взаимодействие заменил. Я могу только петов за уши притянуть)
Палатка с банками вместо алхимика. Горничная вместо гонца на склад. Бонус к размеру инвентаря вместо того же конца. Есть наверняка еще примеры, но мне лень.
Идти в БДО ради игры с другими игроками я бы не советовала
Я искал игру, где были бы клановый скиллы как в ла2. Варианта кроме ла2 было ровно 2: роял квест и бдо. Насколько мне известно ситуация не изменилась. А гм… появился Revelation, но тут или хорошо или никак.Я как-то ожидал, что наличие возможностей развития гильдии как-то должно символизировать общую работу в клане. Но я заблуждался. А пока я в этом разбирался сработали уловки маркетологов. И даже прекрасно понимая как они работают (я, наверное, могу курсовую написать по теме маркетологических уловок в бдо) — я попался. И очень долго не мог слезть.
Тру-ммошникам же тут делать нечего, кроме как расстраиваться по поводу того, что нет нормальных игр (с хорошим социальным взаимодействием) с подобной проработкой мира.
А что же вы посоветуете тру-ммошникам? Судя по нынешним тенденциям разве что идти и пилить свое ммо с экономикой и социалочкой. Я бы присоединился к команде какой как программист. Но пока мне попадались только ребята, желающие запилить еще-одну-по-три-в-ряд-с-типа-сюжетом. А на такое у меня рвотный рефлекс, а клавиатуру жалко.
Забавно, как работают алгоритмы гугла и ютуба. Моему другу Валхейм не понравился (жаль, что он не может сформулировать почему, я бы сюда написал), но ему вещали про игру из каждого утюга минимум месяц.
Я же узнал об игре случайно, просто из заметок на ММОзговеде, потому как искал что-то, нашел тут с месяц назад и так и остался читать ваши (сообщества) заметки. Ни одной рекламы или стрима я не видел, ни в предложках ютуба, ни гделибо еще. Единственный стрим я гуглил сам, чтобы понять, хочу я расстаться с 10,5$ или нет. Притом, что весь мой игровой опыт так или иначе можно к валхейму привязать. Все, во что я играю или смотрю прохождения похоже на валхейм.
Не все игры заточены на стандартную классовую систему.
О, да сколько угодно. Я поклонник прокачки от использования, как в Валхейме или тес.
магазин тут вообще не при чем
Магазин всегда причем. Как верно заметили в разборе — стандартные костюмы просто ужасны. Внешний вид босс-брони древня настолько плох, что его вообще никто не носит — большинство ставят хоть какую, но внешку.
или петы игроков других заменяют?
Вот тут не понял претензии.
Так что просто, видимо, не ваш жанр.
Наверное поэтому я раскачался до 62, провел в игре 3 года и шмот +19, ага.
На деле же стиль боя у классов отличается, и как по мне, за большинство классов играть интересно. А тут это, пожалуй, самая главная часть игры.
А я-то, наивный, думал, что идя в ММО я иду играть с другими игроками. А оказывается — я пришел за разные классы поиграть. За разные классы это я могу в NWN1-2, в Pathfinder, в Дьябло 1-3, да еще в кучу других игр поиграть (хотя в NWN и дьябле есть сетевой режим, так что о ужас, даже в позиции ммо эти игры с бдо могут соревноваться).
Если проводить аналогию с автомобилями, то странно приходить в игру про гонки и жаловаться на отсутствие самолетов и кораблей
Если проводить аналигию, то я жалуюсь не на отсутствие кораблей и самолетов а на то, что у каждой машины тут отдельный трек, причем у донаторов уклон направлен сверху вниз, а в остальных — вверх.
Они тут просто не к месту, как и полноценные саппорты или танки в БДО.
Саппорты и танки в последнее время не к месту в любых ММО. Я давно не играл в Вов и Линейку, но в ла2 тенденция на соло игру явно пряовлялась, когда я оттуда уходил.
Прошу извинить за язвительный тон, я понимаю вашу точку зрения и некоторую субъективность моих претензий. Моя претензия не к вам (и даже не совсем к бдо) и оставлена вероятно, не в той ветке. Но поймите и вы меня — когда в ММО тебя удерживает только чатик гильдии, а самих согильдийцев (персонажей) видишь раз в неделю стоящих афк на рыбалке — это не ммо. Когда вместо нормальной экономики насмерть зарегулированый аукцион — это не ммо. Когда вместо слаженной команды на босса прилетает толпа людей, даже не собранных в рейд и успешно убивают его — это не ММО.
БДО это очень красивый проект (перед дизайном локаций и многих предметов я прям снимаю шляпу). Это отличная попытка примирить солоигроков и ммошников. Но попытка неудачная. И боевка за разные классы там действительно отличается, я знаю:
Но какой смысл в разной боевке, если можно подточить шмот и убивать мобов просто на ЛКМ? Какой смысл в профессиях, если толком поделиться их плодами нельзя ни с кем, кроме аукциона?
Все гораздо хуже. Там все классы — это самодостаточные вещи в себе. А все, что можно было сделать с помощью партийного взаимодействия заменяет магазин. И ввод еще одного класса (3-го за год, между прочим), просто показывает, что их поставили на поток ради увеличения ассортимента магазина.
Это что, вот когда мой кораблик тролль догонял по шею в воде… Я его пристрелили конечно, но как достать шкуру со дна, если персонаж нырять не умеет? :))) Десяток прыжков с лодки помог, но это было сложно.
Я сильно сомневаюсь, что успех валхейм это про «упрощение вызовов». Я этого упрощения вообще не заметил. Все враги, встреченные вовремя — опасны, но не смертельны. Встреченные слишком рано — смертельны, но убиваемы. Встреченные слишком поздно — слабые и назойливые, но не сказать, что совсем бесполезные.
1. Персонаж не умрет сам по себе. Система голода и комфорта сделана гениально. Тут все просто и интуитивно понятно: поел разного — стал сильнее и выносливее. Проголодался — ты задохлик. Круче еда — круче персонаж.
2. Враги — их много, они довольно опасные. Но, начинает игрок на равнинах, где есть только условно агрессивные кабаны и дохлые грейлинги. Игрок успевает отработать тактику боя, попробовать атаки, блоки, уклонения, стрельбу (оленя без стрельбы или багов не поймать — значит луком точно научишься пользоваться до первого босса).
3. Постепенное улучшение шмота. Оно достаточно плавное, но, при этом, заметное. И вот уже спустя пару декад персонаж одет в троллиную броню и пинает первых врагов ногами, чтобы не ломать бронзовый топор.
4. Ремонт — тут я бы хотел чуть хардкорнее, чтобы ресурсы все же тратились. Но подход разработчиков понятен: здания и постройки разбираются без потерть, шмот разобрать нельзя, зато и потерять окончательно крайне сложно. В итоге необходимость ремонта держит в тонусе во время боя, но игрок точно не останется у разбитого корыта из-за того, что сломал последнюю бронзовую кирку и теперь придется идти убивать эйкитюра, чтобы добыть роговую кирку, чтобы добыть медь… ну вы поняли мысль.
5. Апгрейд. система апгрейдов просто уникальна для выживачей. Как правило в них просто меняется одна шмотка на другую. Тут не так. Можно сделать дорогой апгрейд или относительно недорогой следующий тир. Выбирать игроку.
6. Навыки — вот чего мне не хватало в майнкрафте. Прокачки навыков, которые бы отражали рост персонажа. Причем сами навыки никак не ограничивают игрока. Можно убивать крутых мобов и без них — но сложно. Бой со вторым боссом без подготовки… уй… я буду помнить это унижение и слив навыков вдвое еще долго.
7. Уровень производства. Я сначала не понял этой фишки в игре. Я просто строил то, что позволяла система. Потом, когда я перевез базу дважды с места на место — я оценил бесконечно прекрасную идею и реализацию. Да, можно поставить верстак хоть в чистом поле и построить там что угодно. Но вот быстро построить верстак+навес+что-то еще для ремонта дорогого оборудования не выйдет. Придется сходить домой. Игрок привязывается к базе, но не насмерть. Можно иметь одну основную базу и несколько классом пониже по всему миру. Эту систему можно долго описывать, но кто поиграл и так все знают, а кто не играл — не поймут.
8. Боевая система. Она проста и сложна одновременно. Тут не нужно заучивать жесткие тайминги как в дарк соулс, но и бездумно махать оружием (особенно на холоде) тоже не выйдет. Блоки, отходы, удар. Выстрелы из скрытности в спину… Немного возможностей, но достаточно.
9. Атмосфера. Когда ты идешь в тумане в темноте по лесу и видишь тролля, который готов замахнуться… а нет, это камень, на котором лежи бревно. И ты идешь вздрагивая от каждого шороха дальше, ведь в следующий раз это и правда может быть тролль. И в лесу, в темноте — задолбаешься ты с ним воевать :).
10. И главное: Эмерджментность и бритва оккама. Это когда простые механики сами собой складываются в сложные. Тут этого добра хоть отбавляй. По отдельности все эти механики мы уже где-то видели: и деревья, падающие тебе на голову, и врагов, спавнящихся в темноте, и плавное нарастание кривой сложности, и крафт и строительство и терраформинг и апгрейды. А боссы так вообще со времен денди нам известны, если не раньше. Но все эти механики тут обрезаны так, что сами по себе были бы скучны и бесполезны. Но собираясь вместе они создают сложную механику и живой мир, в котором хочется находиться. Будь каждая из механик немного сложнее — результат был бы слишком сложным и взрывал бы мозг. А так — да, можно кабана убить тремя ударами кулака в лоб, но это почему-то не кажется недостатком реалистичности. Просто тут так заведено.
11. Интерфейс. Внезапно ВСЕ инди игры и большинство выживалок обладают крайне неудобным и недружелюбным интерфейсом. Я это видел и в римворлде и в арке и в озирисе — там все неудобно. В валхейме интерфейс не идеален. Я бы хотел получить дополнительных фишек типа отслеживания навыков, описания навыков, отключения интерфейса для скриншотов, но… Но и так хорошо. Я не могу назвать интерфейс плохим или недоработанным. Его можно улучшить, но им уже можно пользоваться не ломая пальцы, голову и не кроша зубы в поисках очередной кнопочки. Вначале мне казалось, что он топорный. По после 72 игровых дней уже не кажется.
12. Точно, забыл про кооп. Но это потому, что я тут один. Если вам нужен нелюдимый угрюмый тип, иногда начинающий трещать в чате как сорока, то я бы поучаствовал в развитии поселения.
Уточню как я играю во многие игры с прокачкой: я ломаю их до максимального уровня. Иногда выше максимального. Перс ф2 со всеми характеристиками по 10 и побежали. А еще и гайды люблю, чтобы ничего не упустить. Валхейм не вызывает у меня желания делать так. Я не читал гайдов (кроме гайда по управлению кораблем, когда дрейфом в океан уплыл, а сам так и не разобрался), не пытался прокачаться на максимум — мне удобно и приятно играть и так.
SE игра весьма своеобразная. Я в нее наиграл 35 часов, но так и не понял: это выживалка, конструктор, или ничего из этого. Все ИМХО конечно. Как выживалка она ужасна — шансы выжить первый час в космосе равны примерно нулю (если конечно вам не повезет и уран будет прям в соседнем астероиде). Как конструктор она интересна, и обладает кучей всяких интересных штук, но зачем конструировать сложную штуку в творческом режиме? Никакой цели.
Интерфейс игры не особенно удобен. Некоторые вещи — типа сменить колеса машины не сломав раму требуют фантастических усилий. В космосе этой проблемы нет, но утешает слабо. Добыча ресурсов сделана максимально неудобно, особенно для новичков. Как сделать сканер — гуглите сами, подсказок не будет. Да и радиус сканера такой себе. Может быть это реалистично, но крайне неудобно. Дичайшие системные требования (возможно оправданные — графика приятная) и резкий их скачок без предупреждения — однажды игра просто не запустилась, сказав: «упс ваш GeForce 750 уже отстой». 80% времени вы смотрите на сварку (да, глазам не вредит, но все равно раздражает). Еще крайне субъективный минус — меня укачивает до тошноты — причем даже на планете.
Из плюсов — совершенно фантастическая работа с гравитацией. Я не знаю легко ли это реализовать в коде, но в самой игре это просто прекрасно. Грамотная система крафта с сырами ресурсами, переработаннными ресурсами, промежуточными запчастями. Отличная физика разрушений и ремонта (сначала ломается корпус — его починить дешево, потом внутренности — дорого). Отличные возможности по механике всякого — вплоть до скриптов, сенсоров и камер. В теории можно и звездный разрушитель построить и даже управлять им толпой, но как это чудо будет лагать неизвестно даже разработчикам.
Поиграть стоит, но сначала ознакомьтесь с демоверсией с известных ресурсов, хотя бы для проверки на укачивание и соответствие компа системным требованиям :).
Интересно почитать чужой опыт. Я играю соло (у чебурашки нет друзей) и у меня два дня (50 игровых) ушло на то, чтобы прикончить второго босса. После первого и пачки расстрелянных троллей я не ожидал большого подвоха, и в модном наборе из шкуры троллей отправился на битву. Я был очень самоуверенным, выходя из двухэтажного дома, забитого станками и даже порталом на предыдущий остров.
Битва закончилась выкошенным лесом и сломанными камнями метров на 200 в каждую сторону от капища и кучей потерянных навыков. Наверное так себя чувствую супергерои марвел, осматриваясь после после драки. У меня теперь от упоминания боссов в Валхейм руки несколько подрагивают. А ведь их там еще штуки 4… А я еще даже каменные строения не умею строить…
Интерлюдия, ИМХО, это один из самых неоднозначных апдейтов линейки. Там ввели много мелочей, которые еще не убивали баланс исходной игры, но делали игровой процесс приятнее. С другой стороны именно он начал тенденцию оваркрафчивания. Так что трудно сказать.
Тем не менее, там еще сохранялась старая механика и не было прокачки до 75 за неделю. (сейчас уже и до 85, как видно по коменту ниже). Это был этакий тонкий баланс между новым и старым. Но он был очень недолго, а дальше игра перестала быть сама собой окончательно. И первый звоночек в уничтожение экономики был кажется завезен именно в интерлюдии: первые теневые вещи.
Спасибо за разбор. Многие моменты в развитии некогда любимой игры стали до боли очевидными.
то он с высокой долей вероятности бы не докачался до минимального лвла основной массы игроков
Я вот не могу говорить за то, что было до С4, но после при наличии шмота и/или денег набор опыта не был проблемой. Мы, помнится, частенько сливались в уровнях, чтобы нафармить адены на шмот по уровню. Причем сливались на 40 и 60. Дальше я не бывал до выхода ГоД, где 75 был лишь началом игры.
Все эти выпадающие банки, теневое оружие и новая система кланов в ц5, имели одну цель — дать возможность новым игрокам влиться в тусовку тех кто уже давно играет.
Но они плохо помогали. Прокачка ускорялась, но денег из-за этого становилось меньше, чем было. И опять слив уровней и/или пачка твинов.
Занятно, что популярность л2 в снг больше обусловлена как раз наличием миллиона пираток с различными рейтами: от х1 до х99999..99. При этом они открывались и закрывались как грибы после дождя. И там, в этих мирах (которые, благодаря сливам кода и простоте механики не сильно отличались от оригинала), можно было влететь, поучаствовать в политике, может быть даже захватить замок, не становясь ноулайфером надолго. Потом благополучно прос… слить все полимеры истинным ноулайферам и свалить на следующий шард. Многие мои знакомые делали именно так. Воруй, убивай, своруй замок, умри молодым.
А с приходом руоффа пришла стагнация оригинальных серверов — миры больше не вайпались — даже объединение серверов быстро возвращало баланс сил тем же самым альянсам только с новыми именами и слегка перетасованным составом игроков. А еще энергия, банки и магазин. И игроки, насмотревшись, уходили даже не в вов, а назад на пиратки.
А вов в это время вызывал ВАУ-эффект (название попало в тему, ага) гораздо лучшей проработкой диалогов и квестов, скоростью и плавностью прокачки, узнаваемым сеттингом и многими другими плюшками. Но также и отвергал раздражающей несерьезностью ивентов. Меня он заинтересовал где-то на год (считая пиратки, одну из которых я даже держал и офф). А потом приелся — там было скучно. Были привязанные шмотки, которые потом заср… заполонили все ммо, включая ла2. Что кстати и бросило меня в еву, где не было всего этого. Но ева была слишком… холодной что ли. Но экономика была и остается только в двух ммо: в еве и в ла2. Сейчас, наверное, еще в альбионе, но не берусь судить.
А сервера руоффа, несмотря на весь трэшак что там творился (про яд, регенерирующий здоровье, и висящий час, наверное помнят многие), показали игрокам снг, что экономика держится (хоть и с инфляцией). Что мир может быть цельным, пускай и удерживают его полтора альянса. Но это не ценилось тогда, поэтому начались инсты, попытки «догнать и перегнать вов» и прочие упрощения. А потом пришла ГоД, которая очень многим пришлась не по вкусу.
И вот тут я хотел бы указать на изъян вашего разбора (действительно эпохального). Исправить его невозможно, но и не замечать нельзя. На этих всех графиках не видно был ли этот миллион игроков в ГоД хотя бы наполовину состоящим из игроков, которые помнят с2-с4? Все мои знакомые ушли именно из-за ГоД, вскоре после меня. Выборка у меня небольшая — человек 15 всего. Но может кто-то знает статистику лучше.
Что-то мне подсказывает, что в ГоД пришли не те, кто ушел в с3. А те, для кого вов был первой игрой, но показался слишком простым.
Кроме этого всего есть и куча других проблем: «нельзя прыгать» (это вообще былинная причина выбрать вов), устаревшая боевая механика, убогие питомцы и куча других мелочей. Но глобальной причиной было то, что разработчики похоже просто не вывезли свою механику на долгоживущий сервер с большим количеством игроков. В л2 было интересно ровно до тех пор, пока мир не оказывался поделен между топовыми кланами. А после этого вся политика там превращался в болото, где замки изредка переходили из рук в руки, но чаще по договоренности, чем по боевым причинам. И во времена ГоД, которые я немного застал это не особенно изменилось. Крепости слегка разбавили это все, но они частенько были захвачены твинко-кланами — то есть теми же, кто держал и замки. И кланхоллы, которые продавались с аукциона — в целом тоже оказались поделены. И крайне редко случалось так, чтобы кто-то из топов забыл внести платеж. И тогда у кого-то ненадолго появлялся шанс подержать кх у себя.
Я в общем сам не был в топовых кланах — я тогда был подростком и секс меня интересовал больше чем линейдж (и слава всем богам на самом-то деле). Так что могу ошибаться в кухне «топов». Но я читал форумы и мировой чат, так что более или менее видел кто правит этим виртуальным миров, пусть и в пределах сервера.
Вот этого как раз я избегаю. Круглосуточно включенный комп мне совершенно не нужен. Это вредно для сна (комната одна, а он шумит), и я не хочу, чтобы игра подменила жизнь. А для достижения 64 (у меня 62,5) скорее всего придется. Оно того не стоит. Я лучше правда в валхейм поиграю, тем более, что бдо уже высосала из меня намного больше стоимости того же валхейма :)
Короткий ответ: Да даже от скайрима (пройденного раза 4) я получаю больше ММО опыта, чем от современных ММО.
Длинный ответ:
Я тут месяц как забросил бдо в пользу нескольких сингл игр и уютненького сервера майнкрафта на 5 человек. Причем и на сервер мне влом заходить, даже с учетом, что он на моем же компе крутится. И дело тут не в выходе каких-то ожидаемых мною проектов — я тут перепроходил darksiders 1. И не в том, что в майне у нас движуха какая-то.
Просто бдо превратилось (хотя скорее всего всегда было, просто я не замечал) в совершенно бессмысленное времяпрепровождение. Все, что я там делаю — это получаю 0,0001% в час. Неважно чем именно занимаюсь. И появление еще одного «уникального» класса никак игру не улучшает. Ведь я играю в нее один. Находясь в гильдии, я там один. Потому что партийного контента там нет. Ну не то чтобы совсем нет, но на мой уровень и мое время в игре — его нет.
И именно так я в свое время ушел из Lineage 2 — там вся игра свелась к кама-кама-лаба-инст. Изо дня в день. Да даже кач в катах в мини пати в 2 гнома и 2 баффера был разнообразнее. Гм… мы хотя бы сами выбирали кто, как и где качается. А потом игра превратилась в засилье «обязательных» дейликов. К тому же геймплей изменился так, что потрындеть в чатике, вынося мобов уже не получалось — скиллы надо было юзать постоянно, а про автоатаку можно было забыть даже играя баффером.
Как итог: я хотел бы играть в ммо. Но в те ммо, где можно жить, общаться и состоять в ГИ, не боясь, что останешься без прокачки не проходя дейлики. Но я таких не вижу.
Такое ощущение, что это очередная попытка помирить хардкор-PVPшников с PVEшниками за счет периодического обрушения миров. Вопрос только в том: с какой скоростью разрабы будут штамповать эти миры? Я более чем уверен, что игроки буду качаться (читай: загаживать мир) быстрее.
Палатка с банками вместо алхимика. Горничная вместо гонца на склад. Бонус к размеру инвентаря вместо того же конца. Есть наверняка еще примеры, но мне лень.
Я искал игру, где были бы клановый скиллы как в ла2. Варианта кроме ла2 было ровно 2: роял квест и бдо. Насколько мне известно ситуация не изменилась. А гм… появился Revelation, но тут или хорошо или никак.Я как-то ожидал, что наличие возможностей развития гильдии как-то должно символизировать общую работу в клане. Но я заблуждался. А пока я в этом разбирался сработали уловки маркетологов. И даже прекрасно понимая как они работают (я, наверное, могу курсовую написать по теме маркетологических уловок в бдо) — я попался. И очень долго не мог слезть.
А что же вы посоветуете тру-ммошникам? Судя по нынешним тенденциям разве что идти и пилить свое ммо с экономикой и социалочкой. Я бы присоединился к команде какой как программист. Но пока мне попадались только ребята, желающие запилить еще-одну-по-три-в-ряд-с-типа-сюжетом. А на такое у меня рвотный рефлекс, а клавиатуру жалко.
Я же узнал об игре случайно, просто из заметок на ММОзговеде, потому как искал что-то, нашел тут с месяц назад и так и остался читать ваши (сообщества) заметки. Ни одной рекламы или стрима я не видел, ни в предложках ютуба, ни гделибо еще. Единственный стрим я гуглил сам, чтобы понять, хочу я расстаться с 10,5$ или нет. Притом, что весь мой игровой опыт так или иначе можно к валхейму привязать. Все, во что я играю или смотрю прохождения похоже на валхейм.
Заговор какой-то просто :).
Магазин всегда причем. Как верно заметили в разборе — стандартные костюмы просто ужасны. Внешний вид босс-брони древня настолько плох, что его вообще никто не носит — большинство ставят хоть какую, но внешку.
Вот тут не понял претензии.
Наверное поэтому я раскачался до 62, провел в игре 3 года и шмот +19, ага.
А я-то, наивный, думал, что идя в ММО я иду играть с другими игроками. А оказывается — я пришел за разные классы поиграть. За разные классы это я могу в NWN1-2, в Pathfinder, в Дьябло 1-3, да еще в кучу других игр поиграть (хотя в NWN и дьябле есть сетевой режим, так что о ужас, даже в позиции ммо эти игры с бдо могут соревноваться).
Если проводить аналигию, то я жалуюсь не на отсутствие кораблей и самолетов а на то, что у каждой машины тут отдельный трек, причем у донаторов уклон направлен сверху вниз, а в остальных — вверх.
Саппорты и танки в последнее время не к месту в любых ММО. Я давно не играл в Вов и Линейку, но в ла2 тенденция на соло игру явно пряовлялась, когда я оттуда уходил.
Прошу извинить за язвительный тон, я понимаю вашу точку зрения и некоторую субъективность моих претензий. Моя претензия не к вам (и даже не совсем к бдо) и оставлена вероятно, не в той ветке. Но поймите и вы меня — когда в ММО тебя удерживает только чатик гильдии, а самих согильдийцев (персонажей) видишь раз в неделю стоящих афк на рыбалке — это не ммо. Когда вместо нормальной экономики насмерть зарегулированый аукцион — это не ммо. Когда вместо слаженной команды на босса прилетает толпа людей, даже не собранных в рейд и успешно убивают его — это не ММО.
БДО это очень красивый проект (перед дизайном локаций и многих предметов я прям снимаю шляпу). Это отличная попытка примирить солоигроков и ммошников. Но попытка неудачная. И боевка за разные классы там действительно отличается, я знаю:
Но какой смысл в разной боевке, если можно подточить шмот и убивать мобов просто на ЛКМ? Какой смысл в профессиях, если толком поделиться их плодами нельзя ни с кем, кроме аукциона?
1. Персонаж не умрет сам по себе. Система голода и комфорта сделана гениально. Тут все просто и интуитивно понятно: поел разного — стал сильнее и выносливее. Проголодался — ты задохлик. Круче еда — круче персонаж.
2. Враги — их много, они довольно опасные. Но, начинает игрок на равнинах, где есть только условно агрессивные кабаны и дохлые грейлинги. Игрок успевает отработать тактику боя, попробовать атаки, блоки, уклонения, стрельбу (оленя без стрельбы или багов не поймать — значит луком точно научишься пользоваться до первого босса).
3. Постепенное улучшение шмота. Оно достаточно плавное, но, при этом, заметное. И вот уже спустя пару декад персонаж одет в троллиную броню и пинает первых врагов ногами, чтобы не ломать бронзовый топор.
4. Ремонт — тут я бы хотел чуть хардкорнее, чтобы ресурсы все же тратились. Но подход разработчиков понятен: здания и постройки разбираются без потерть, шмот разобрать нельзя, зато и потерять окончательно крайне сложно. В итоге необходимость ремонта держит в тонусе во время боя, но игрок точно не останется у разбитого корыта из-за того, что сломал последнюю бронзовую кирку и теперь придется идти убивать эйкитюра, чтобы добыть роговую кирку, чтобы добыть медь… ну вы поняли мысль.
5. Апгрейд. система апгрейдов просто уникальна для выживачей. Как правило в них просто меняется одна шмотка на другую. Тут не так. Можно сделать дорогой апгрейд или относительно недорогой следующий тир. Выбирать игроку.
6. Навыки — вот чего мне не хватало в майнкрафте. Прокачки навыков, которые бы отражали рост персонажа. Причем сами навыки никак не ограничивают игрока. Можно убивать крутых мобов и без них — но сложно. Бой со вторым боссом без подготовки… уй… я буду помнить это унижение и слив навыков вдвое еще долго.
7. Уровень производства. Я сначала не понял этой фишки в игре. Я просто строил то, что позволяла система. Потом, когда я перевез базу дважды с места на место — я оценил бесконечно прекрасную идею и реализацию. Да, можно поставить верстак хоть в чистом поле и построить там что угодно. Но вот быстро построить верстак+навес+что-то еще для ремонта дорогого оборудования не выйдет. Придется сходить домой. Игрок привязывается к базе, но не насмерть. Можно иметь одну основную базу и несколько классом пониже по всему миру. Эту систему можно долго описывать, но кто поиграл и так все знают, а кто не играл — не поймут.
8. Боевая система. Она проста и сложна одновременно. Тут не нужно заучивать жесткие тайминги как в дарк соулс, но и бездумно махать оружием (особенно на холоде) тоже не выйдет. Блоки, отходы, удар. Выстрелы из скрытности в спину… Немного возможностей, но достаточно.
9. Атмосфера. Когда ты идешь в тумане в темноте по лесу и видишь тролля, который готов замахнуться… а нет, это камень, на котором лежи бревно. И ты идешь вздрагивая от каждого шороха дальше, ведь в следующий раз это и правда может быть тролль. И в лесу, в темноте — задолбаешься ты с ним воевать :).
10. И главное: Эмерджментность и бритва оккама. Это когда простые механики сами собой складываются в сложные. Тут этого добра хоть отбавляй. По отдельности все эти механики мы уже где-то видели: и деревья, падающие тебе на голову, и врагов, спавнящихся в темноте, и плавное нарастание кривой сложности, и крафт и строительство и терраформинг и апгрейды. А боссы так вообще со времен денди нам известны, если не раньше. Но все эти механики тут обрезаны так, что сами по себе были бы скучны и бесполезны. Но собираясь вместе они создают сложную механику и живой мир, в котором хочется находиться. Будь каждая из механик немного сложнее — результат был бы слишком сложным и взрывал бы мозг. А так — да, можно кабана убить тремя ударами кулака в лоб, но это почему-то не кажется недостатком реалистичности. Просто тут так заведено.
11. Интерфейс. Внезапно ВСЕ инди игры и большинство выживалок обладают крайне неудобным и недружелюбным интерфейсом. Я это видел и в римворлде и в арке и в озирисе — там все неудобно. В валхейме интерфейс не идеален. Я бы хотел получить дополнительных фишек типа отслеживания навыков, описания навыков, отключения интерфейса для скриншотов, но… Но и так хорошо. Я не могу назвать интерфейс плохим или недоработанным. Его можно улучшить, но им уже можно пользоваться не ломая пальцы, голову и не кроша зубы в поисках очередной кнопочки. Вначале мне казалось, что он топорный. По после 72 игровых дней уже не кажется.
12. Точно, забыл про кооп. Но это потому, что я тут один. Если вам нужен нелюдимый угрюмый тип, иногда начинающий трещать в чате как сорока, то я бы поучаствовал в развитии поселения.
Уточню как я играю во многие игры с прокачкой: я ломаю их до максимального уровня. Иногда выше максимального. Перс ф2 со всеми характеристиками по 10 и побежали. А еще и гайды люблю, чтобы ничего не упустить. Валхейм не вызывает у меня желания делать так. Я не читал гайдов (кроме гайда по управлению кораблем, когда дрейфом в океан уплыл, а сам так и не разобрался), не пытался прокачаться на максимум — мне удобно и приятно играть и так.
Интерфейс игры не особенно удобен. Некоторые вещи — типа сменить колеса машины не сломав раму требуют фантастических усилий. В космосе этой проблемы нет, но утешает слабо. Добыча ресурсов сделана максимально неудобно, особенно для новичков. Как сделать сканер — гуглите сами, подсказок не будет. Да и радиус сканера такой себе. Может быть это реалистично, но крайне неудобно. Дичайшие системные требования (возможно оправданные — графика приятная) и резкий их скачок без предупреждения — однажды игра просто не запустилась, сказав: «упс ваш GeForce 750 уже отстой». 80% времени вы смотрите на сварку (да, глазам не вредит, но все равно раздражает). Еще крайне субъективный минус — меня укачивает до тошноты — причем даже на планете.
Из плюсов — совершенно фантастическая работа с гравитацией. Я не знаю легко ли это реализовать в коде, но в самой игре это просто прекрасно. Грамотная система крафта с сырами ресурсами, переработаннными ресурсами, промежуточными запчастями. Отличная физика разрушений и ремонта (сначала ломается корпус — его починить дешево, потом внутренности — дорого). Отличные возможности по механике всякого — вплоть до скриптов, сенсоров и камер. В теории можно и звездный разрушитель построить и даже управлять им толпой, но как это чудо будет лагать неизвестно даже разработчикам.
Поиграть стоит, но сначала ознакомьтесь с демоверсией с известных ресурсов, хотя бы для проверки на укачивание и соответствие компа системным требованиям :).
Битва закончилась выкошенным лесом и сломанными камнями метров на 200 в каждую сторону от капища и кучей потерянных навыков. Наверное так себя чувствую супергерои марвел, осматриваясь после после драки. У меня теперь от упоминания боссов в Валхейм руки несколько подрагивают. А ведь их там еще штуки 4… А я еще даже каменные строения не умею строить…
Тем не менее, там еще сохранялась старая механика и не было прокачки до 75 за неделю. (сейчас уже и до 85, как видно по коменту ниже). Это был этакий тонкий баланс между новым и старым. Но он был очень недолго, а дальше игра перестала быть сама собой окончательно. И первый звоночек в уничтожение экономики был кажется завезен именно в интерлюдии: первые теневые вещи.
Я вот не могу говорить за то, что было до С4, но после при наличии шмота и/или денег набор опыта не был проблемой. Мы, помнится, частенько сливались в уровнях, чтобы нафармить адены на шмот по уровню. Причем сливались на 40 и 60. Дальше я не бывал до выхода ГоД, где 75 был лишь началом игры.
Но они плохо помогали. Прокачка ускорялась, но денег из-за этого становилось меньше, чем было. И опять слив уровней и/или пачка твинов.
Занятно, что популярность л2 в снг больше обусловлена как раз наличием миллиона пираток с различными рейтами: от х1 до х99999..99. При этом они открывались и закрывались как грибы после дождя. И там, в этих мирах (которые, благодаря сливам кода и простоте механики не сильно отличались от оригинала), можно было влететь, поучаствовать в политике, может быть даже захватить замок, не становясь ноулайфером надолго. Потом благополучно прос… слить все полимеры истинным ноулайферам и свалить на следующий шард. Многие мои знакомые делали именно так. Воруй, убивай, своруй замок, умри молодым.
А с приходом руоффа пришла стагнация оригинальных серверов — миры больше не вайпались — даже объединение серверов быстро возвращало баланс сил тем же самым альянсам только с новыми именами и слегка перетасованным составом игроков. А еще энергия, банки и магазин. И игроки, насмотревшись, уходили даже не в вов, а назад на пиратки.
А вов в это время вызывал ВАУ-эффект (название попало в тему, ага) гораздо лучшей проработкой диалогов и квестов, скоростью и плавностью прокачки, узнаваемым сеттингом и многими другими плюшками. Но также и отвергал раздражающей несерьезностью ивентов. Меня он заинтересовал где-то на год (считая пиратки, одну из которых я даже держал и офф). А потом приелся — там было скучно. Были привязанные шмотки, которые потом заср… заполонили все ммо, включая ла2. Что кстати и бросило меня в еву, где не было всего этого. Но ева была слишком… холодной что ли. Но экономика была и остается только в двух ммо: в еве и в ла2. Сейчас, наверное, еще в альбионе, но не берусь судить.
А сервера руоффа, несмотря на весь трэшак что там творился (про яд, регенерирующий здоровье, и висящий час, наверное помнят многие), показали игрокам снг, что экономика держится (хоть и с инфляцией). Что мир может быть цельным, пускай и удерживают его полтора альянса. Но это не ценилось тогда, поэтому начались инсты, попытки «догнать и перегнать вов» и прочие упрощения. А потом пришла ГоД, которая очень многим пришлась не по вкусу.
И вот тут я хотел бы указать на изъян вашего разбора (действительно эпохального). Исправить его невозможно, но и не замечать нельзя. На этих всех графиках не видно был ли этот миллион игроков в ГоД хотя бы наполовину состоящим из игроков, которые помнят с2-с4? Все мои знакомые ушли именно из-за ГоД, вскоре после меня. Выборка у меня небольшая — человек 15 всего. Но может кто-то знает статистику лучше.
Что-то мне подсказывает, что в ГоД пришли не те, кто ушел в с3. А те, для кого вов был первой игрой, но показался слишком простым.
Кроме этого всего есть и куча других проблем: «нельзя прыгать» (это вообще былинная причина выбрать вов), устаревшая боевая механика, убогие питомцы и куча других мелочей. Но глобальной причиной было то, что разработчики похоже просто не вывезли свою механику на долгоживущий сервер с большим количеством игроков. В л2 было интересно ровно до тех пор, пока мир не оказывался поделен между топовыми кланами. А после этого вся политика там превращался в болото, где замки изредка переходили из рук в руки, но чаще по договоренности, чем по боевым причинам. И во времена ГоД, которые я немного застал это не особенно изменилось. Крепости слегка разбавили это все, но они частенько были захвачены твинко-кланами — то есть теми же, кто держал и замки. И кланхоллы, которые продавались с аукциона — в целом тоже оказались поделены. И крайне редко случалось так, чтобы кто-то из топов забыл внести платеж. И тогда у кого-то ненадолго появлялся шанс подержать кх у себя.
Я в общем сам не был в топовых кланах — я тогда был подростком и секс меня интересовал больше чем линейдж (и слава всем богам на самом-то деле). Так что могу ошибаться в кухне «топов». Но я читал форумы и мировой чат, так что более или менее видел кто правит этим виртуальным миров, пусть и в пределах сервера.
Длинный ответ:
Я тут месяц как забросил бдо в пользу нескольких сингл игр и уютненького сервера майнкрафта на 5 человек. Причем и на сервер мне влом заходить, даже с учетом, что он на моем же компе крутится. И дело тут не в выходе каких-то ожидаемых мною проектов — я тут перепроходил darksiders 1. И не в том, что в майне у нас движуха какая-то.
Просто бдо превратилось (хотя скорее всего всегда было, просто я не замечал) в совершенно бессмысленное времяпрепровождение. Все, что я там делаю — это получаю 0,0001% в час. Неважно чем именно занимаюсь. И появление еще одного «уникального» класса никак игру не улучшает. Ведь я играю в нее один. Находясь в гильдии, я там один. Потому что партийного контента там нет. Ну не то чтобы совсем нет, но на мой уровень и мое время в игре — его нет.
И именно так я в свое время ушел из Lineage 2 — там вся игра свелась к кама-кама-лаба-инст. Изо дня в день. Да даже кач в катах в мини пати в 2 гнома и 2 баффера был разнообразнее. Гм… мы хотя бы сами выбирали кто, как и где качается. А потом игра превратилась в засилье «обязательных» дейликов. К тому же геймплей изменился так, что потрындеть в чатике, вынося мобов уже не получалось — скиллы надо было юзать постоянно, а про автоатаку можно было забыть даже играя баффером.
Как итог: я хотел бы играть в ммо. Но в те ммо, где можно жить, общаться и состоять в ГИ, не боясь, что останешься без прокачки не проходя дейлики. Но я таких не вижу.