Мне предложили задать этот вопрос в ближайшем выпуске еженедельной рубрики, что я и делаю. Только добавлю немного своих пояснений.
Думаю, вопрос не предполагает поиска ответа в базовых вариантах. Если мы рассматриваем прямое состязание, скорее всего, живой противник будет представляет больший интерес и вариативность в реакциях. Если мы рассматривает погружение, то понимаем, что NPC, в отличие от живого человека, никогда не выйдет из роли.
Также мне очевидно, что далеко не все из нас с пол-оборота идут на контакт с другим живым человеком. Хотя бы из желания не беспокоить его почём зря. В этом смысле также понятно, что по умолчанию многим из нас комфортнее самим. Мне, например.
Но бывает момент, когда мы в силу разных обстоятельств перелезаем через забор естественного отчуждения или приглашаем перелезть другого человека к себе. И тогда, за этим забором, может расцвести целый сад эмоций. Может — не значит, что расцветёт. Это тоже понятно, но мы постепенно подбираемся к сути вопроса, который я хотел бы расширить до описания полутонов этого противопоставления, борьбы личного спокойствия, контроля над собственным игровым процессом (не нужно никого ждать, не нужно испытывать неловкость, что ждут тебя), эмоций и разделённых с другими приключений. Может, совместные приключения переоценены, как и люди, стоящие за ними?
Думаю, вопрос не предполагает поиска ответа в базовых вариантах. Если мы рассматриваем прямое состязание, скорее всего, живой противник будет представляет больший интерес и вариативность в реакциях. Если мы рассматривает погружение, то понимаем, что NPC, в отличие от живого человека, никогда не выйдет из роли.
Также мне очевидно, что далеко не все из нас с пол-оборота идут на контакт с другим живым человеком. Хотя бы из желания не беспокоить его почём зря. В этом смысле также понятно, что по умолчанию многим из нас комфортнее самим. Мне, например.
Но бывает момент, когда мы в силу разных обстоятельств перелезаем через забор естественного отчуждения или приглашаем перелезть другого человека к себе. И тогда, за этим забором, может расцвести целый сад эмоций. Может — не значит, что расцветёт. Это тоже понятно, но мы постепенно подбираемся к сути вопроса, который я хотел бы расширить до описания полутонов этого противопоставления, борьбы личного спокойствия, контроля над собственным игровым процессом (не нужно никого ждать, не нужно испытывать неловкость, что ждут тебя), эмоций и разделённых с другими приключений. Может, совместные приключения переоценены, как и люди, стоящие за ними?
17 комментариев
Тот факт, что ММО и одиночные игры принадлежат к классу «компьютерные игры», не означает, что они являются заменой друг другу, и мы можем или должны выбирать между ними, исключая что-то другое.
Такой вопрос звучит для меня равносильно этому: «Нет ли такого ощущения, что вам интересней посмотреть сериальчик, нежели играть в ММО?»
Я люблю играть в одиночные игры, да. Это интересно. А еще мне интересно читать книги, смотреть фильмы, слушать лекции Арзамаса, играть в настолки с друзьями. Означает ли это, что жанр ММО проиграл все эти дуэли? Нет, конечно. Никакой дуэли между ними и не было. Потому как ничто не даст мне того, что может дать ММО. А ММО при этом никак не может заменить мне сингл. Мне в разное время хочется разного. Сегодня поиграть в ММО, завтра в коопе с друзьями выживать в Вальхейме, послезавтра побыть ведьмаком и обустроить свою совместную жизнь с Трисс в Корво Бьянко. А выбирать — это как отказаться от риса и есть только гречку.
Но совместную жизнь лучше строить с Йен хехе))
Помножь это на механики «строго линейного прогресса», «зависимости от тебя других людей» и т.д. Каждый отход от ММО в пользу сериальчиков, книжек и других игр — это пропущенный удар в дуэли. Социальные связи разрываются, прогресс товарищей ушел вперед; ты часто отсутствуешь, тебя постепенно списывают со счетов и ищут замену.
А если у тебя время ограничено, то это именно что дуэль.
В ММО кайф «жить», а не играть. Наибольшее удовольствие от игры я получал именно тогда, когда игра занимала почти все мое свободное время в компании точно таких же увлеченных людей.
Чтобы получать удовольствие от ММО, если не проводить в ней много времени, то играть в нее нужно хотя бы регулярно. Без частых перерывов на несколько недель или месяцев «на строительство жизни с Трисс» или «пока не дочитаю эту серию из 10 книг».
И даже обычная рыбалка или сбор травы уже не так безнадежно скучны как тоже самое, но в сингле.
Не. я участвую в групповых забегах, квесты, ачивки, иснсты, рейды… но те же сюжетные цепочки, честное слово намного приятнее и спокойнее выполняются синглом. в СВОЕМ темпе, так как удобно тебе, ни под кого не подстраиваясь, по не самой оптимальной траектории, но зато с забегом посмотреть на красивое дерево, нырнуть в прудик с под водопадом (я знаю, что там нет ничего ценного, но вот ХОЧЕТСЯ мне посмотреть на него изнутри) и т.д.
все же кроссплатформенность предполагает запуск на различных платформах, в идеале вообще на общем сервере, с близким интерфейсом и т.д., а не портирование.
игры сейчас лепят именно под телефон, то что они идут через всякие эмуляторы андроида или имеют портированную версию ничего не меняет, интерфейсы, сам геймдизайн игры под телефон.
Интересней в плане взаимодействия с игрой и ее механиками (этакий интерес, связанный с интеллектуальной сферой и познанием) — зачастую да.
Но кооперативный режим — дает интерес, связанный с эмоциональной сферой. Других способов предоставления эмоциального интереса в ММО почти нет (это ведь не визуальная новелла или не хоррор).
Причем эмоций от взаимодействия с другими людьми — обычно больше, чем от взаимодействия с игрой.
Поэтому тут не совсем корректно сравнивать. Одиночный режим и «совместная игра» — предлагают совершенно разное «топливо» для нашего «интереса».
Нисколько.
Длинный ответ:
Я тут месяц как забросил бдо в пользу нескольких сингл игр и уютненького сервера майнкрафта на 5 человек. Причем и на сервер мне влом заходить, даже с учетом, что он на моем же компе крутится. И дело тут не в выходе каких-то ожидаемых мною проектов — я тут перепроходил darksiders 1. И не в том, что в майне у нас движуха какая-то.
Просто бдо превратилось (хотя скорее всего всегда было, просто я не замечал) в совершенно бессмысленное времяпрепровождение. Все, что я там делаю — это получаю 0,0001% в час. Неважно чем именно занимаюсь. И появление еще одного «уникального» класса никак игру не улучшает. Ведь я играю в нее один. Находясь в гильдии, я там один. Потому что партийного контента там нет. Ну не то чтобы совсем нет, но на мой уровень и мое время в игре — его нет.
И именно так я в свое время ушел из Lineage 2 — там вся игра свелась к кама-кама-лаба-инст. Изо дня в день. Да даже кач в катах в мини пати в 2 гнома и 2 баффера был разнообразнее. Гм… мы хотя бы сами выбирали кто, как и где качается. А потом игра превратилась в засилье «обязательных» дейликов. К тому же геймплей изменился так, что потрындеть в чатике, вынося мобов уже не получалось — скиллы надо было юзать постоянно, а про автоатаку можно было забыть даже играя баффером.
Как итог: я хотел бы играть в ммо. Но в те ммо, где можно жить, общаться и состоять в ГИ, не боясь, что останешься без прокачки не проходя дейлики. Но я таких не вижу.
Очень тебя понимаю :) BDO до достижения софт-капа очень затягивает. Пока чувствуется профит от каждого вложенного часа фарма/сбора/ремесла не возникает желания усталости. А вот взяв условный 62 уровень, понимаешь что для достижения 63 нужно потратить месяц-два игры, далее начинаешь думать про профит, и понимаешь что геймплей на 63 особо не изменится, но для 64 понадобится уже год… В голове возникает вопрос «А зачем оно мне?» и после чувство что «прошел» BDO.
Единственное что меня заставляет запускать эту игру это «огород режим». Приятно утром встать посмотреть что там выросло/выловилось/продалось, переставить огород и забыть про игру до вечерней пересменки :)
И в то же время, взаимодействие с другими живыми людьми всегда сопряжено с определённой долей ответственности, которая может понизить удовольствие. А так же с риском, что другие люди своими действиями, намеренно или случайно, могут полностью разрушить твоё удовольствие. И хотя это тот риск и та ответственность, с которыми каждый игрок, в целом, соглашается и считает их приемлемыми для получения удовольствия, в частных случаях влияние этих факторов может быть чрезмерным. Основная проблема в том, что условия подобных ситуаций крайне индивидуальны, и могут различаться даже у одного конкретного игрока в зависимости от других событий в его жизни, в связи с чем отсутствует возможность подобрать некий усреднённый, сбалансированный коллективный геймплей, который бы не слишком мешал всем. А значит и без одиночного геймплея совсем не обойтись.
С учётом вышесказанного, мне действительно порой (пускай, наверное, и чаще чем другим любителям ММО) более интересен одиночный режим. Поэтому же я считаю, что любая хорошая ММО должна содержать не только коллективные механики, но и интересный геймплей для одного игрока. Этот элемент не должен быть приоритетным для усилий разработчиков, и в масштабе игрового мира одиночный игрок не должен получать такой же степени внимания и влияния, как коллективы. Но лично для меня качественный и интересный одиночный геймплей — это один из основных столпов, без которого невозможно существование сбалансированного виртуального мнопользовательского мира.