Обвинения игроков в эскапизме слышатся весьма часто: мол, в игре игроки прячутся от реальной жизни, превращаясь в ноулайферов и заморышей, проводя ценное время жизни в погоне за пикселями. Так ли это? Всегда ли так? Давайте размышлять вместе.
Что такое «эскапизм»? – Если совсем по-простому, то «бегство», «убегание». Если скопировать из Википедии, то будет вот такое пояснение: «Эскапи́зм (англ. escape — убежать, спастись) — индивидуалистическо-примиренческое стремление человека уйти от мрачной действительности в мир иллюзий». И что, сразу все стало понятно? – Давайте не будем спешить.
Если посмотреть на последнее определение, то интересным и спорным оказывается деление мира на «действительность» и «мир иллюзий». Что такое действительность? Что такое мир иллюзий? Можно подумать, жизнь человека в вечной социальной игре «кто заработает больше бумажек и при этом не отбросит коньки раньше срока» — это «действительность»? А построение отношений со множеством людей в игре, взаимодействуя через игровых персонажей – это «иллюзия»? Не все так просто. Я думаю, что для человека реальным оказывается тот мир, который он считает реальным. Ведь для нас реально то, что мы воспринимаем нашими органами чувств (и дополняем фантазией), и поэтому то, что для одного человека «иллюзия» — для другого «самая настоящая реальность». И наоборот. Но это отдельная большая тема («что из реальности реально, и что с этим делать»), и этому я посвящу отдельный пост. А пока – об эскапизме.
Так вот, если быть придирчивым, то абсолютно любое телодвижение человека можно назвать «эскапизмом», ибо «рыба ищет где глубже, а человек – где лучше». Вы не пошли темными подворотнями и решили пройти вечером по освещенной и оживленной улице для большей безопаности? – Эскапизм! (что ж вы не захотели столкнуться с реальностью криминального мира, который тоже есть часть жизни?!). Вам надоело ездить на разваливающейся машине и вы решили купить новую и хорошую, которая не ломается? – Эскапизм! (а ведь могли бы не зарывать свою трусливую голову в песок иллюзии «все машины должны работать исправно» и встретились бы лицом к лицу с трудностями отечественного автопрома, с гордостью разрывая на груди прожженную тельняшку, валяясь целыми днями под эстакадой). Вам надоело работать на дядю, просиживая штаны в офисе, и вы придумали свой бизнес, да так, что вам теперь не нужно торчать на работе, а все дела за вас делают квалифицированные наемные работники? – Эскапизм! (настоящие терминаторы не пасуют перед трудностями изнуряющей работы, они, наоборот, ищут себе трудностей дополнительных, чтобы потом можно было похвастаться перед другими героями, мол, «а я не эскапист – встречаю все проблемы с открытым забралом, и, более того, нахожу себе новые проблемы там, где их не было изначально: только чтобы никто не подумал, что я эскапист и беженец!»).
Разумеется, я сейчас ёрничаю :) Но, надеюсь, сквозь это ёрничанье проступает смысл, который я хочу донести: не нужно впадать в крайности, приписывая всему ярлыки и брезгливо отворачиваясь при одном только упоминании о стремлении сделать себе проблем в жизни поменьше. Все гораздо интереснее и разнообразнее.
Но, при всем при этом, люди играют действительно с разными целями. И, действительно, многие люди в игре «прячутся» (порой от себя самих же). А тогда – как отличить «эскапизм» от «неэскапизма». Позвольте, проиллюстрирую свои мысли на этот счет двумя примерами из собственной жизни.
Пример первый: лет пять назад. У меня тогда начались сложности в отношениях с бывшей женой. История долгая, но факт остается фактом: у нас стали расходиться ценности, а я в упор не хотел этого замечать и заставлял себя думать, что это временно, что все наладим, надо просто переждать. Мы тогда вместе играли в Эвеквест, и эта игра стала для нас тем самым «местом бегства»: вместо обсуждения сложившихся у нас отношений мы обсуждали квесты и дела гильдии, в итоге наши персонажи и гильдия развивались, а отношения – рушились дальше, потому что кроме игровых у нас больше общих интересов не было. Были лишь общие проблемы. Занимался ли я тогда «эскапизмом»? – Да.
Пример 2: последние годы. После развода я пересмотрел свои планы на жизнь и на свои занятия, и в том числе пересмотру подверглись мои отношения к игре. Играть я не перестал, но я наполнил игру для себя новым смыслом. Я превратил игру в полигон для своих профессиональных «испытаний» и исследований, и именно благодаря этому за последние два года (в том числе, благодаря игровым исследованиям поведения людей) я разработал две уникальные методики, которые теперь пользуются хорошим спросом и помогают людям жить здраво, счастливо и успешно. Эскапизм ли это? – Совсем нет. Это использование игры как еще одного инструмента для достижения моих глобальных целей, и инструмент весьма мощный.
Так что же такое «эскапизм»?
Эскапизм (в частности, игровой) – это когда человек играет «убегая от» (ему не хочется решать вопросы нависшие, и он идет в игру, где надеется забыться и создать у себя ощущение «решения вопросов» с помощью быстрого выполнения квестов и прочих ачивок, восполняя ощущение «мои усилия приводят к успеху»). При этом количество проблем копится, здоровье – ухудшается (ибо играть тоже надо внимательно, из-за компьютера тоже нужно вставать периодически, чтобы размять тело), отношения портятся (и в жизни, и в игре, если человек и там продолжает воспроизводить одни и те же ошибочные паттерны поведения, настраивающие людей против).
А если человек, играя, понимает, какие задачи более общего плана он этой игрой в своей жизни решает – это уже не эскапизм. Это, в крайнем случае, просто развлечение, после которого у человека прибавляется сил для новых свершений в жизни. А в лучшем случае, это деятельность, которая помогает человеку обзаводиться новыми нужными связями, находить новые способы решения повседневных задач и открывать для себя новые грани своего сознания, потому что человек, понимающий себя – это более осознанный и более свободный человек, выбирающий свой жизненный путь, а не просто «живущий как все нормальные люди».
«Что наша жизнь? – Игра!». Так давайте выбирать игры осознанно и тщательно – и в интернете, и в жизни – причем, выбирать так, чтобы с каждым днем становиться счастливее и здоровее, делать отношения с окружающими качественнее и прочнее, добавлять смысла в каждый свой день, чтобы сил и желания жить становилось все больше и больше. И тогда можно будет сказать – «Я умелый игрок!»
115 комментариев
Я для себя всё пытаюсь запомнить, при попытке осудить чьи-то действия — действия не всегда понятны без мотиваций. Кто-то ломает скамейку, потому что он вандал, а кто-то — для того, чтобы установить новую. Кто-то играет, игнорируя и обедняя свою жизнь, а кто-то так её обогащает. Но ведь осуждать так приятно, поэтому это часто забывается.
В приведенном определении эскапизма, и его расширенном трактовке Дениса (с которым я вполне согласен) говорится об «убегании» в игру, а затем, как противопоставление такому «убеганию» представляется восприятие игры лишь как средство для решения вопросов реальной жизни. Подобное противопоставление мне кажется чересчур однобоким, с уходом в крайности. Продолжая тенденцию личных примеров, я расскажу о своем «видении» игры.
Я никогда не воспринимал игры как способ укрыться от проблем реальной жизни, но в то же время они всегда были для меня гораздо большим, чем просто развлечение. Для меня очень важно максимально полное погружение в мир игры, ассоциирование себя с персонажем, восприятие игрового мира как реального, и соответствие своего поведения игровым условностям. Все это приводит к тому, что эмоции и чувства, испытанные мною в игре, максимально сильны и аналогичны тем, которые могут вызвать события в реальной жизни. Каждая игра для меня это новый опыт, который почти так же ценен, как опыт реальной жизни. Таким образом, игры, для меня, не являются ни заменой, ни частью реальной жизни, а некой параллельной реальностью, личным пространством.
Подведем итог. Возвращаясь к аналогии Дениса, я хотел бы предложить свою. Мир Игры, это Океан: кто-то может, в попытке уйти о реальной жизни, нырнуть в него с камнем на шее, другие с удовольствием поплавают на поверхности для расслабления, перед тем как снова нырнуть в пучину Реальной Жизни, а я выбираю глубокое, но контролируемое погружение, которое обогатит мою жизнь новым опытом, но (увы?) никогда не заменит её.
Спасибо за уточнение! Мне такой подход к игре тоже очень близок.
А я вот до сих пор не понимаю как можно делить эмоции на настоящие и ненастоящие, ведь я их испытываю, значит для меня они реальны, и не всё ли равно от чего я их испытываю — просмотра фильма, событий в игре, рассказа друга за чашкой кофе или событий, которые происходят со мной лично? И почему я не должна радоваться или переживать что-то происходящее в игре так же сильно как если бы это происходило в осязаемом мире?
Какова ваша тока зрения?
Эмоции — все настоящие. А поводы для эмоций — одновременно для кого-то настоящие, а для кого-то пустяковые. Так, мужчина говорит любимой женщине «ну, подумаешь, ноготь сломала, тоже мне проблема! вот у меня машина не заводится, вот это действительно пипец», на что женщина парирует «да твоя машина это просто груда железа, а сломанный ноготь — это больно и плюс что другие люди подумают, у меня же макияж весь к черту и рука изуродована: как я с таким в люди выйду». А третий человек, глядя на них, с улыбкой скажет: «вы живы, вы, в общем-то, здоровы, у вас есть крыша над головой и есть еда на завтрашний день: все ваши проблемы — надуманные».
Так в чем важность и «реальность»? — В том, что человек для себя принял как часть своей жизни и как близкое сердцу. А разные люди «прижимают к себе» — разное, оттого и разные реальности.
Все в нашей голове :) А что за ее пределами — так то ж кому из нас ведомо? :)
Это нормально. Это жизнь :) Предлагаю нам всем относиться к этому спокойно :)
*******************
В качестве ответа от человека который употребляет «Это всего лишь игра» практически через раз.
Эмоции и сопереживания это все таки не бинарная вещь (в смысле есть эмоция или нет эмоции и все). Они могут быть разной силы, в них можно по разному «вкладываться»(тут священники вспоминают про душу, биохимики про сахар, эндорфины и.т.д.). Т.е. на эмоции (и вообще любые напряжения) в игре я выделяю намного меньше себя и своих ресурсов чем в жизни. Если в игре я не достиг чего либо, растройство будет намного меньше — Это игра. Если достиг чего либо «сложного», радость тоже будет короче и меньше — это игра. Если от меня в игре требуется напрячься на уровне жизненных ситуаций, я скорее всего просто брошу это дело — это игра. Она не стоит таких моих затрат.
Речь скорее не о настоящести эмоций, а об их силе и «качестве».
Это к эскапизму, кстати — в игру могут убегать от слишком сильных (негативных) эмоций :)
Кстати, ни для кого, наверное, не секрет, что отношение к смерти — это тоже результат «игровой реальности», которую нам вставили в голову, а не результат самого события? Сама по себе смерть родного человека не является стрессовой ситуацией, так же как и смерть виртуального персонажа.
Я это так вижу.
Даже если не уезжать далеко на Бали, можно взять пример ближе: дети, пока в них не воспитают «правильное» отношения к потерям и смерти (не важно кого: постороннего или родных), тоже вполне нормально воспринимают смерть.
Но это — большая тема, выходящая далеко за рамки нашего обсуждения. Если будет интересно, можем в будущем пообсуждать это на сайте ммозговеда, но уже в другой какой-нибудь, специально созданной для этого теме. Я что-нибудь похожее начну в виде обсуждения :)
Т.е. если жизненная ситуация может породить большой напряг и большую радость, то игровая — нет.
**********
Именно поэтому я стараюсь не играть «с людьми».
И игра которая требует «играть с людьми» для меня перестает быть комфортной и достаточно быстро становится неинтересной (читаем — пропадает желание вкладываться в нее вообще).
А тут мы переходим к вопросу о людях, которые играют в ММО, но не хотят играть с людьми. =) Что тоже обширная тема.
Там перед моим первым ответом был вопрос «Ваше мнение?».
Ну и соответственно это мнение человека «с другой стороны» от здешнего большинства.
Но проблема эскапизма — это совсем не то, есть новый опыт или нет.
Проблема — какой это опыт, игровой или реальный?
Применим ли опыт, полученный в игре, в реальности?
Если рассматривать игру как тренажёр — то да.
Но таких игр очень мало, да и они не позиционируются как «игры» вообще.
В подавляющем большинстве случаем игровой опыт не имеет к реальности никакого отношения.
Опыт игры, опыт чтения художественной литературы, опыт слушания музыки, опыт просмотра кино. Да, пусть получены и знания/впечатления, и определённые навыки.
Но опыт чтения книг не является достаточным для того чтобы стать писателем. Опыт слушания/понимания музыки — достаточным для того чтобы стать композитором. Ключевое слово — «достаточным». Необходимым — да. Но не достаточным.
Да на основе «виртуального» опыта можно что-то получить в реальной жизни. Это и возможность общения на соответствующие темы — т.е. удовлетворение потребности в социализации. Это и удовлетворение творческих потребностей путём создания чего-то своего. Это и зарабатывание материальных благ. Хотя бы, например, путем написания статей-обзоров игр, книг, кино.
Но всё это — всё равно происходит именно в реальном мире, путём реальных действий. И мастерство приходит именно от реального опыта.
В своем первом комментарии, Вы заявили о том, что проводите разницу между опытом «реальным» и «виртуальным», разделяя эти два вида по принципу возможности применения в реальной жизни, и при этом утверждаете, что игры способны давать только «виртуальный» опыт.
В ответ на это, я сравнил игру с книгами и фильмами, подразумевая то, что в моем видении опыт полученный от игры равносилен опыту от просмотра фильма или прочтения книги. При этом, исходя из отсутствия критики на увлечение книгами/фильмами, я ожидаю услышать Вашу оценку опыту полученному из этих источников — считаете ли Вы опыт из книг/игр «реальным» или же «виртуальным».
Для улучшения взаимопонимания, предлагаю поступить так — сформулируйте своими словами, как именно Вы её поняли, «главную мысль» моего изначального комментария, на которую Вы и отвечаете, что бы я мог лучше понять суть Ваших возражений.
Если отбросить абстрактные навыки, помогающие играть, читать, смотреть, (скорость реакции, внимание, развитие логического мышления, памяти), то весь остальной опыт — исключительно виртуальный.
Дальше, виртуальный опыт можно использовать для:
— ускоренного приобретения аналогичного (в идеале) реального опыта;
— использования виртуального опыта как «материала», «сырья», «инструмента» для производства ценностей/благ в реальном мире.
Пример 1. Использовать игру — авиасимулятор для обучения пилотированию можно, но никто не будет утверждать, что без реального опыта он сможет управлять самолётом.
Пример 2. Можно зарабатывать на «киберспорте», но компьютер+игра тут ничем не отличается от реального спортивного снаряда и это не эскапизм.
Пример 3. Можно извлекать выгоду из игры в виде реальных денег (вывод денег, продажа персонажей, продажа вещей), но в этом смысле игра — опять-таки инструмент реального мира.
Короче, ИМХО, эскапизм в играх:
— ничем не отличается от любого другого качественно,
— вред от эскапизма может быть измерен/оценен количественно.
:)
И вот что надумалось: у меня такое впечатление, что эскапизм — слово страшное, вызывающее отторжение в силу своего значения и усилий пресловутых СМИ.
Если позволите, краткая зарисовка: средневековый город, толпы народа на торговой площади. Все куда-то спешат, все заняты делом. И тут на центральном помосте раздается призывный звук — приехали бродячие актеры! Естественно, вокруг сразу собирается толпа, ведь им только что обещали зрелище. Идет спектакль, добро потихоньку побеждает зло (это уж как водится), народ ликует.
Но давайте посмотрим внимательно на нашу толпу. Она делится на 2 категории: тех, кто смотрит представление и тех, кто в это время работает. И если с лавочниками, трактирщиками и воришками все понятно, — они извлекают пользу из процесса, — то чем же занята толпа наблюдающих? Мужчины помогают актерам побеждать, поводя плечами и сжимая кулаки в самых напряженных моментах, женщины задорно делают то же, но уже при помощи острых язычков… Все эти люди сейчас не здесь. Они там, в предложенном им представлении. И при этом кого-то уже обокрали, кто-то забыл покупки на прилавке, а кто-то на радостях купил леденцов окрестной детворе. То есть, люди, которые должны работать, чтобы выжить, потратили часть своего времени на представление, не принесшее им ничего, кроме удовольствия, оторвались от скучной повседневности в ущерб текущим задачам. У них много причин и оправданий, все выглядят весомо и уважительно… Они не боялись говорить, что смотрели спектакль с удовольствием, пересказывали его вечерами тем, кто не смог прийти и переживали те ощущения снова и снова вместе со слушателями.
Что такого страшного в слове «эскапизм»? Ведь его применение не означает моментальную постановку диагноза, это просто термин. Точно так же и курение — форма наркомании, но на этой почве сами курильщики трагедий не устраивают (по крайней мере, я не сталкивалась). Я спокойно признаю, что таки да, ухожу в виртуальные миры с головой, когда играю, иногда даже отодвигая слегка реальные сиюмоментные нужды. Это не мешает жить и выполнять обязанности, потому я и не волнуюсь. Если разумно перемежать такой досуг более материальными развлечениями (например, верховой ездой в моем случае), то не вижу ничего страшного в периодическом уходе от будней :).
Если вы смотрите каждый день по телевизору бразильскую мыльную оперу — никто не скажет что это эскапизм, правда? Или вот мой дед, например, чуть ли не каждый вечер с соседскими мужиками в домино играл. Навылет. Часами. И тоже никто не обзывался :)
А в отношении видео игр вообще и MMO в частности — клеймят сразу.
Так что Ваш пример с сериалами — тоже эскапизм в легкой форме. Насчет домино точно не скажу, но мне кажется, что это немного по другому разряду идет — азартные игры, как карты и т. д.
А вот почему этот термин в современном обществе «навешивают» на ММО так упорно, рисуя ситуацию в черном цвете — это тема отдельная.
Речь шла о том «чем опасен эскапизм, если неправильно с ним обращаться» :)
Просто некоторые пытаются утверждать, что «игры — это нисколько не эскапизм» или «у меня к эскапизму иммунитет» :)
Любые игры(да реально любые даже фермер и flappy bird) это развитие навыков. Тайм-менеджмент, реакция, нервы…
Но как и любой вид деятельности их можно возвести в абсолютные величины и получить хикки.
Это же относится и к рисованию и созданию музыки, и к любому духовному развитию(да да из-за чего там в основном люди отшельниками становились?).
И каждый раз, когда кто-то с улыбочкой идиота тыкает пальцем в любого геймера, анимешника, гота и т.д. и начинают вешать ярлыки, у меня в руках ломается карандаш.
Важно то, какой у него мотив.
Что же касается упорного навешивания ярлыков на ММО — на мой взгляд это просто разница поколений. Наверняка в XX веке точно так же навешивали ярлыки на телевидение, в XVIII на книги каких-нибудь модных французских писатлей, а еще раньше на представления бродячих артистов.
Не совсем пойму, ты хочешь найти пользу? Tan и Gelinger как раз говорят о том, что ее может не быть. И я полностью с этим согласен. Если мой мотив звучит так: «меня это безумно привлекает, иррационально привлекает», мотив достаточен? :)
А если у человека все нормально в жизни и он решил взять отпуск на недельку чтобы поиграть с друзьями в ММО по 20 часов в сутки — это нормально.
А если пользы нет — то это как с финансовыми инвестициями: если время не приносит пользу, то ты уже теряешь, потому что оно могло бы приносить тебе пользу. От этого и знак минус к бесполезным занятиям (но отдых, калорийное общение и т.п., повторюсь, важны).
Мне, как раз, казалось, что у всех вменяемых людей обвинения в эскапизме основывались на «стремлении перестать думать о проблемах в жизни», а не «сделать их поменьше». Собственно, дальше-то в заметке всё верно, в том числе и по данному вопросу, но, на мой взгляд, расхождение и непонимание у людей происходит не в трактовке термина «эскапизм», а в видении ситуации. Грубо говоря, вы ходите в ММО за материалом для методик, а человеку со стороны кажется, что вы профессионально ничего не добились и вместо того, чтобы этим заняться — в игрульки играете.
Всё вышесказанное прошу считать реакцией на путаные аналогии (я помню, помню, «ёрничанье», но тем не менее) и, по-моему мнению, надуманные представления о мотивации обвинений в эскапизме, озвученные в первой части заметки. ;) Развитие темы и выводы — крепки и адекватны. Пусть и очевидны, зато с примерами. :)
Работа, инструментарий, отладка методик, зарабатывание денег, ремонт автомобиля, стирка и глажка, готовка и штопка — это всё «хлеб». Но и зрелища нужны! Не просто желательны, но — необходимы. Пусть даже сам человек не всегда это осознает, но без «зрелищ» он быстро опускается на уровень «рабочей скотинки». Поиграть с ребенком, почитать книгу, пообщаться с друзьями, сходить в рейд — это всё «зрелища», не менее важные, чем «хлеб насущный».
Важно лишь соблюдать баланс. Как говорил один умный (но циничный) флорентиец, «ничто не верно само по себе, но всё — смотря по обстоятельствам».
Но, минутку, в современном развитом обществе человеку нет необходимости тратить на эту самую «базу» так уж много времени. Чай не средние века когда либо ты пашешь от зари до зари, либо умираешь с голоду.
Я вам даже больше скажу, в развитых западных странах для того чтобы удовлетворять базовые потребности даже работать не надо — от голода и холода вам не даст помереть социальная система. И едой обеспечат, и одеждой, и жильём.
Так на что вы тратите это самое «свободное время»? Не знаю как кто, а я трачу на развлечения. И категорически не признаю это эскапизмом, какую бы форму они не принимали.
А знаете почему? — Потому что это и есть реальность современного общества, а не уход от неё.
Вот. :)
Я не настолько подкован чтобы углубляться в около философские дебаты, но здравый смысл говорит мне, что развлечения очень не слабо двигают науку и искусство вперед. Видео играм, в частности, современная наука и около вычислительные технологии очень многим обязаны :) Уверен, вы сами слёту найдете массу примеров.
А что касается самосовершенствования, то хотя до тибетских гуру мне очень далеко, но понемножку я самосовершенствовуюсь — вот, например, ребята из моей MMO гильдии (ака 7C) приучили меня стремиться грамотно и связано свои мысли в комментариях излагать. Получается не всегда, но я старюсь и верю, что понемножку совершенствуюсь :)
Касательно же самосовершенствования в играх — это никто, вроде, не оспаривал :)
**********************
ИМХО уточнение.
Любая деятельность не направленная на удовлетворение базовых потребностей и инстинктов может стать эскапизмом при определенном уровне запущенности.
Т.е. Коллекционирование, пение, туризм, Ролевые игры, чтение, наука (дададада я знаю что говорю я там был), КСП, спорт наконец вполне могут стать таким же эскапизмом как и ММО — просто ММО это новый и еще не отбившийся и не нашедший себе «посылочной отмазки» и «отвлекающих кумиров», род занятий.
Вопрос не в виде вопрос в степени вовлеченности.
PS Плюс, в моём случае двух детей хватает, чтобы свободное время было роскошью :) Приходится выбирать или его, или спать восемь часов. Иногда так выматываешься, что выбора-то и нет.
Когда вы играете, то этой реальности для вас не существует (на первом плане).
В лёгкой форме эскапизма вы возвращаетесь к реальности легко, помните о ней. Например, когда вы в самом разгаре рейда бросаете онлайн игру, чтобы ответить своему ребёнку, помочь жене, или открыть дверь гостю.
В тяжёлой — возвращаетесь к реальности, только чтобы поесть, сходить в туалет, дойти до кровати.
Зайдите на любой женский форум — там тема «муж играет в WoT» очень актуальна.
А также когда читаете, смотрите кино, общаетесь с кем то на отвлеченную тему или просто глубоко задумались. Ну чем «не трогай мои чертежи» по сути отличалось от «Я в рейде!?»
:)
Просто в той цитате
эскапизм отрицается в принципе.
Точно так же, как алкоголик утверждает «я знаю меру» и отрицает «я не алкоголик».
А в части психической зависимости сравнивать с ним можно.
ИМХО.
Полностью фраза звучит так:
Данной фразой автор не отрицает явление эскапизма как таковое, но не соглашается с клеением ярлыка на процесс развлечения как такового.
Вообще, в большинстве дискуссий об эскапизме я вижу проблему не полного понимания определения. Денис сам его привел в заметке:
Так вот, все почему то фиксируются на элементе «иллюзий», но не придают значения слову «уход», что, на мой взгляд, в корне неверно.
Именно это слово описывает грань (согласен, порой весьма тонкую и размытую) между развлечением, когда иллюзии используются для «расширения» реальности, без отрицания её как таковой, и именно эскапизмом, когда происходит непосредственно замещение элементов реальной жизни иллюзиями.
Для кого-то игра, это разложить пасьянс в обеденный перерыв, а кто-большинство на этом сайте играют в игры куда больше и, не побоюсь этого слова, «серьезнее».
Вы, например, играете в среднем по 2-4 часов в день и не называете это эскапизмом?
Ну ради Бога :)
Это Ваше право.
Хм… а сколько у вас свободного времени в среднем в день?
Я имел в виду, что два часа в день — это уже эскапизм.
А если больше — то и подавно.
И...?
«Вы читаете 2-4 часа в день»
«Вы работаете 2-4 часа в день»
В чем разница?
В Японии таких больных на порядок больше хикки, кстати.
это даже я, Казуал больше трачу в среднем.
Или если компанией друзей поиграть на вечеринке во что-нибудь весёлое под хорошее настроение.
А «пара часов в день» — это уже эскапизм.
Дальше — уже вопрос не «качества», а «количества».
ИМХО.
А в форме «посоветовали сериал, скачал сразу несколько сезонов, посмотрел всё за несколько дней» — на это даже создатели сериала не рассчитывали.
Слушать музыку — такую ситуацию попробуй ещё представь, чтобы именно СЛУШАТЬ музыку, а не если она просто играет на фоне другой деятельности или под видео. Слушать музыку, особенно джаз, классику — это хорошая работа для мозгов. :)
А относительно игр — неэскаписты в играх это знаете кто? Те самые, кто бросают пати в рейдах, когда жена попросила вынести мусор, или дочка поднесла показать папе свой рисунок.
Т.е. когда любая игра по умолчанию (в частности ММО) стоит на последнем месте. В том числе, когда нельзя поставить на паузу/сохраниться/попросить чтобы подождали.
И если с точки зрения «серьезно играющих» эти люди портят MMO игру, то всего лишь потому, что для них игра имеет гораздо меньший приоритет по сравнению с тем, чтобы утереть нос малолетнему сыну, принять звонок по телефону от дочери, или спуститься к подъезду, чтобы принять что-то тяжёлое из рук жены.
И, вы знаете, таких людей есть за что уважать.
Попробуйте осознать, что понятие «эскапизм» не подразумевает под собой никаких отрицательных или положительных коннотаций.
Не буду вам портить атмосферу тишины и покоя.
:)
Хотел найти людей, которые способны смотреть не предвзято на игры, на игровую индустрию, на личность и психологию геймера с разных точек зрения.
А оказалось — что это «священная корова». Какие аргументы не приводи, как подробно с примерами свою мысль не поясняй, а «игры — наше всё» и слова против не скажи.
Ну хорошо что на три буквы сразу не послали, и за то спасибо! :)
А идея сайта — отличная!
И задумка, и техническая реализация!
Автору — респект! ;)
я не претендовал на истину в последней инстанции,
и в качестве научного труда свои сообщения не заявлял,
и верить на слово не просил,
разве нет?
:)
Но на основании чего тогда вы предъявляете другим людям, что:
в ответ на их несогласие с Вашей позицией?
Мне показалось, что некоторые суждения логически неверны. Я привёл примеры, изложил то, в чём, как мне показалось, имеется ошибка.
Вот и всё.
:)
P.S. Всем желаю добра! ;)
goo.gl/yWAEfT
Нет, ну серьезно у вас не предвзятое отношение на игры?!
то что я стараюсь рассмотреть явление не только с положительных, но и с отрицательных сторон?
ну… если трезвый взгляд автоматически называть предвзятым… то извините :)
я занимаюсь разработкой программного обеспечения и некоторую часть своей начальной карьеры работал в качестве тестера.
так что объективный и критический анализ — это были как раз те качества, которые были нужно в той работе.
а программисты бесились, да. мол, что придираешься, да ты ничего не понимаешь, да так задумано…
короче известная история.
:)
Предвзятость налицо. Вы однозначно трактуете эскапизм как «патологический уход от реальности», т.е когда он вынуждает пренебрегать некими принятыми на себя обязательствами в реальности. В то время, как термин, ещё раз, не подразумевает под собой никакой оценочной привязки «хорошо-плохо».
Именно это мне не понравилось. Только и всего.
«А относительно игр»… Вы неправы, или, по крайней мере, излишне обобщаете. Люди, которые «бросают пати в рейдах» пренебрегают не игрой, а людьми, вместе с которыми они играют. Конечно, нет ничего предрассудельного в том, что бы ставить свою семью и свои обязанности перед ней выше таковых перед незнакомыми партнерами по игре. Но в такой ситуации вы просто не должны брать на себя обязанности коллективной игры, вступая в группу, которые заранее не имеете возможности соблюдать по причине семейных обязанностей. В противном случае вы совершаете непреступные обман и злоупотребление доверием в личных интересах. Что не говорит о вас с лучшей стороны.
Наверное, смотря какие книги.
Помните у Тимура Шаова песня была про «женские романы»?
:)
Но читать книгу — это не сериал смотреть.
Мозги активнее работают, так что пользы определённо больше. Если конечно, вдумчиво читать…
Однако представить себе такую же степень зависимости от книги, как от компьютерной игры или сериала, я не могу.
Лично я чисто физиологически не могу читать книгу допоздна, просто засыпаю, закрываются глаза. А сидеть полночи за игрой или сериалом — вполне по силам, к сожалению.
:)
То есть представляя зависимость от игр в контексте коллективной игры, пожалуйста, проводите корректные сравнение с книгами. Например, в виде очередного заседания книжного клуба. Смоделируйте там ситуацию, при которой вы развернетесь и уйдете, потому что «все остальное важнее, чем ваши книжки».
От рыбалки и до виртуальной реальности.
Но если выбирать, как проводить время со своим сыном, то я скорее выберу рыбалку, нежели компьютерные игры.
Именно потому, что рыбалка — в реальном мире.
Собственно, какое занятие в таком случае у вас не эскапизм, если на него тратится «более двух часов в день»? Или таких занятий в принципе быть не должно?
спор вокруг слова «эскапизм» мне порой напоминает спор в стиле «А давайте решим, хорошо ли играть в игры или плохо». Причем, порой очень хочется (и я это понимаю) сделать так, чтобы и другие сказали «Да, все, ты доказал: ты играешь в игры, и это в твоей жизни добро, а не зло», но в целом такое желание одобрения со стороны всех — утопично.
Осмелюсь предложить (еще раз, видимо, в самой заметке это невнятно прозвучало) свой подход к оценке игры:
Если в результате того, что я играю, мне становится лучше, мои отношения с окружающими крепчают и в целом моя жизнь становится здоровее, качественнее и лучше — значит, мое увлечение играми — «правильное» (для меня правильное). А если я играю, а мне все хуже и хуже — то либо я играю не в то, либо не так.
Вот такое имхо.
И — вы все правы :) Мы все правы, каждый по своему, и это ценно. Просто давайте слышать правду друг друга, а не цеплятья к различиям. Ведь именно благодаря различиям картинка мира становится объемной, а не плоско-однообразной в стиле «белое-черное».
Мне очень приятно с вами все обсуждать, друзья. Я рад, что здесь у нас собралась компания таких думающих и внимательных людей :)
Если я правильно понимаю, вы пытаетесь одновременно свести определение к субъективному мнению играющего и решить за других, что для них есть «лучше». Надо, наверное, выбрать что-то одно.
Если говорить про «отношения с окружающими крепчают», то здесь нужно свести воедино субъективные ощущения многих людей: меня самого и тех других, с кем я в отношениях. Разумеется, если мне кажется, что отношения крепчают и становятся лучше, а мои родные от меня готовы в окно выпрыгнуть (и отнюдь не от радости) — то это лажа.
Если говорить про «жизнь становится здоровее, качественне и лучше» — то здесь мы вообще говорим про весьма внушительную совокупность субъективных и и прочих параметров, которые я здесь не решусь приводить: это получится целая научная монография, а это много и долго.
Надеюсь, мои пояснения пригодятся :)
была бы возможность — поставил бы плюс.
Но сами тезисы не выдерживают никакой критики.
Идея автора понятна, но проблема в том, что совершенно неправильно используются известные термины.
Реальность — это одно из фундаментальных понятий философии.
Иллюзия — не может быть реальностью просто по определению.
Снова — автор игнорирует устоявшееся и общепринятое определение эскапизма.
Эскапизм — это уход от реальности в «иллюзию». А приведённые примеры — это пути решения проблем в том же реальном мире.
Этот тот же эскапизм, но эпизодический, в мягкой форме.
Если провести аналогию с алкоголем, то:
в мягкой форме — эскапизм — это выпить на вечеринке,
в тяжёлой форме — это запои, алкоголизм.
Т.е. в тяжелой форме «игровой» эскапизм — это возникновение зависимости от всего, что связано с играми: от процесса игры, от новостей об игре, от внутриигровых знаний/мира игры.
А так — видно, что статья написана неравнодушным человеком.
Даёт повод для размышлений. :)
Но, к сожалению, большая часть утверждений — неверна логически.
Тем не менее, вернемся к теме заметки. И тут мне не совсем понятна суть ваших комментариев. Какова именно ваша точка зрения по данному вопросу, вы не согласны только с вышеприведенными формулировками автора, или все же с главной идеей заметки, которая заключается в том, что «Игрок =/= эскапист»?
1. «Основное понятие философии» — кого вообще волнуют академические тонкости.
2. Заведомое отрицательное восприятие эскапизма. Ассоциация с болезнью или еще чем то подобным.
Требует как минимум серьезных обоснований.
А я думал тут серьёзные люди общаются…
А также что есть уход, что есть иллюзия и т.д.
Есть понятие «эскапизм».
Есть статья в вики, одобренная вики-сообществом.
В ней есть куча ссылок на конкретные публикации, словари и т.п.
Это всё не я выдумал. Это всё существует в ОБЪЕКТИВНОЙ РЕАЛЬНОСТИ.
А вы как раз пытаетесь рассуждать в какой-то своей системе отсчёта.
Только для чего? Если алкоголик будет отрицать то, что он алкоголик — это не решит его проблем и проблем того, кто рядом с ним.
Не могу удержаться от цитаты к месту:
Слишком уж все это похоже на вброс.
Аналогично. В принципе здешнее сообщество выдержит любой уровень дискуссии, но…
Все же надо различать стиль разговора и вести себя соотвествено. А не пытаться говорить сверху.
И это вам еще повезло что пришел грубый Шкуурник (ну что с таурена взять), а не умная Кьяра, которая по моему с философией и прикладными ее аспектами работает.Хотя где «верх», а где «низ» каждый, конечно решает для себя сам… :)
Т.е. важен, так сказать, системный и фундаментальный подход.
А уж философия это, или какая-другая область знаний, это уже вторично, на самом деле…
Мне так кажется…
Я же сам не философ по образованию, просто было дело сдавал экзамен :)
«Ролевые игры и эскапизм»
http://www.cogita.ru/analitka/antropologiya/rolevye-igry-teorii-i-praktiki/rolevye-igry-i-eskapizm