Игры Разума: Блог им. KaDoy: Желудочно удовлетворены

Уж прошу прощения у всех поклонников GTA и им подобных игр, что, может быть, чем-то задену, но в то же время не могу молчать и хотел бы так же попросить попробовать понять и отстраниться, дабы не осудить и не приговорить, что впрочем всегда ваше право, как моим правом останется возможность высказать свое мнение. И еще одно. Я категорически против попыток агитации запрета продажи таких игр.

Как-то давно я очень полюбил первую Мафию и с той же искренностью не так давно возненавидел вторую. На каких таких разжиженных общественных интересах появился этот убогий гопник с его быдловатым другом, единственным смыслом жизни для которых служат роскошные автомобили, одежда, квартиры и прочая и прочая? С чего кто-то взял, что игра за такого урода стоит хоть какой механики? Первая Мафия отличалась от GTA как раз тем, что история подавалась в духе Крестного Отца. Давала тебе возможность посмотреть со стороны на мир преступности, увидеть все «прелести» такого подхода к жизни, она не была нагружена пиратской романтикой с Робин Гудами и прочими сказочными, далекими от реальностями персонажами. В ней не было и протеже, который имел бы преступный склад ума. Обычный обыватель, по стечению обстоятельств втянутый в круговорот преступного мира и кончивший эквивалентно своим деяниям.

И вот недавно я узнал о еще одном замечательном творении такого же больного мозга под названием Pay Day. Грабим, отстреливаем охранников и других представителей силовых структур. Собственно все. Отличное времяпрепровождение, не правда ли? «Но ведь механика», — скажут мне те, кому понравилось. И будут правы. Механика действительно может увлекать и не важно что вы там делаете — бегаете и пробиваете черепа бейсбольной битой прохожим проституткам или сажаете виртуальные овощи в огороде. Но зачем на обертке изображать большой половой орган, если шоколадка под ней это главное? Чтобы привлечь к продукту неподготовленного покупателя, пытающегося разобраться в природе общественного табу не имеющего собственного мнения, или имеющего, но вполне определенного и порицаемого мной a priori.

И вот если с книгами и фильмами давно уже все говорено-переговорено и там все подлые приемчики паразитического характера распознаются и устраняются воспитанием вкуса, то в игровой среде пока не все так прозрачно. Игры не воспринимаются формой искусства, а занимают промежуточную нишу развлечения. Пожирателям механик не важна начинка, а тем кто убивает время просто все равно. Потакать вкусам умеет и литература, и кино, и живопись, и музыка, но оно все умеет и то, что игры делать пока не научились — учить думать и давить на болячки, бить in medias res. И игры станут искусством тогда и только тогда, когда появятся творцы способные стать совестью игростроения. Ведь компьютерная игра — это глубокий механизм погружения, у игрока есть возможность самому сделать свой выбор и увидеть последствия. Игра дает разработчику набор приемов, которые не возможно использовать ни в каком другом виде искусства, так почему на этом фоне GTA-безобразия не появляется пока ничего острого и задающего игрострою болезненные вопросы одним своим существованием? Хотя бы для начала.

Автор:

«А какой смысл покупать машину, чтобы разъезжать по асфальту? Там, где асфальт, ничего интересного, а где интересно, там нет асфальта».

6
  • Спасибо за вашу оценку!
    Узнайте, на что она влияет.

13 комментариев

avatar
А какие игры GTA-like, кроме самой ГТА и мафии есть? Из известных я ничего не знаю, ну кроме APB, но она уже в жанре ММО.
Так что я вообще не пойму откуда такие страдания нежной души вообще взялись и нисколечко не проникся, читая статью.
  • 0
avatar
Полно… Saints Raw, Total Overdose, Just Cause, Red Dead Redemption и Gun (только вместо машин — лошади), True Crime, Sleeping Dogs, The Godfather и т.д.

Что касается темы… Я лично с удовольствием играл в ГТА именно из-за механики. Открытый мир, тачки, пострелушки, было весело. Но я согласен с неприязнью к тому, что в таких играх частенько заставляют играть каким-то моральными уродами без возможности выбора линии поведения вообще. Да, 1-я Мафия была привлекательна героем, который против воли был втянут в мир криминала, это была очень мощная личная драма. Во 2-й Мафии герой действительно уже не вызывает симпатии, как и большинство протагонистов ГТА, являющиеся матерыми такими бандюганами. Я лично с удовольствием сыграл в ту же ГТА, где бы была возможность выбора на манер РПГ (как в тез же ДА и МЭ). Хочешь перебить вражескую группировку — дерзай. Хочешь договориться с ними — вперед. Хочешь сдать их копам в обмен на крышу — флаг в руки. Хочешь вообще вести относительно законный бизнес без наркоты, оружия и прочих криминальных радостей — что мешает? А в текущем состоянии этот жанр действительно превратился в то еще болото.
  • +1
avatar
Погоди, но ведь в Just Cause (хотя я только вторую часть видел) герой весь из себя патриотично-положительный. :)
  • 0
avatar
Но я согласен с неприязнью к тому, что в таких играх частенько заставляют играть каким-то моральными уродами

Далеко не всегда, конечно. Просто если в таких играх главный герой — член преступной организации, то это, как правило, та еще мразь)))))
  • 0
avatar
Так что я вообще не пойму откуда такие страдания нежной души вообще взялись и нисколечко не проникся, читая статью.

Это не столько о GTA, сколько о играх-уродах с интересной механикой — Ян. И вот Инь пока не вижу. Баланса нету. Морального уродства и безвкусия предостаточно, а нового слова, усиленного возможностями компьютерной игры нету. Была Мору Утопия, но реализация подкачала. Все остальное пока развивается и не работает так, как работает вообще искусство на сознание. Нету своего Чарли Чаплина, Бетховена, Пушкина.
  • +1
avatar
Нету своего Чарли Чаплина, Бетховена, Пушкина.

А они и невозможны в играх. Тут я полностью согласен с Уорреном Спектором — создание игры, это создание диалога. Здесь столько же авторского начала, сколько его у журналиста, сделавшего хорошее интервью. Заданы отличные вопросы, но еще важнее, какие были на них даны ответы. Учитывая то, что диалог этот с каждым игроком происходит отдельно, объективное произведение отсутствует.

Я не люблю все эти катсцены и прочую ерунду в GTA. Но я люблю ее ночной город. Я люблю это чувство свободы, которое она рождала. Люблю радиостанции. Закат. Дождь. Кучу времени в GTA, к слову, я провел подрабатывая таксистом и узнавая город все больше и больше.
  • +3
avatar
Возможно, своеобразным таким Чарли Чаплином станет Сид Мейер, который показал, что игра — это набор возможностей — не больше. Но вот в той же Мор Утопии атмосфера тоже создана потрясающе. Все сделано так, что ты, конечно, можешь на всех забить и выживать любым способом, но что хорошего из этого выйдет? Да ничего. И вроде разработчик не заставляет, но ноги сами идут в сторону страждущего.

Но я люблю ее ночной город. Я люблю это чувство свободы, которое она рождала. Люблю радиостанции. Закат. Дождь. Кучу времени в GTA, к слову, я провел подрабатывая таксистом и узнавая город все больше и больше.
Да, это, помнится, тоже впечатлило. Но сюжет я так и не прошел. Противно. Просто имитация жизни в городе смотрелась гораздо лучше. Можно было жизнь полицейского в таком городе организовать или еще что, но разработчики пошли таким путем каким пошли.
Комментарий отредактирован 2013-09-10 18:38:41 пользователем KaDoy
  • 0
avatar
Это все так, бесспорно. Умом я это понимаю. Но вот в Мор Утопию играть не смог. Именно из-за механики. Не люблю я игры на время, просто не люблю. Я хочу неторопливо ходить по городу, заглядывая в каждый угол. И одно дело, когда речь идет о течении времени на манер КР, где мир живет независимо от тебя, но ты никогда не попадешь в ситуацию, где ты прозевал какой-то квест или какой-то сюжетный момент. И другое дело — Мор Утопия, в которой ты реально можешь пропустить что-то очень важное, а я это физически не выношу, у меня сразу изжога начинается, когда я пропускаю что-то в игре.

А с другой стороны — Far Cry 3, к примеру. Вчера я закончил проходить Blood Dragon. И прошел с неимоверным удовольствием. Особенно Blood Dragon. Такой искрометной пародии на классические боевики я никак не ожидал от какого-то эддона. Я смеялся в голос, не просто хихикал, а смеялся, а со мной такое редко бывает. И плюс механика. Я готов еще 5 игр пройти, где будет другой сюжет, но точно такая же механика. Я даже готов терпеть задолбавший антураж тропического острова. Просто потому, что интересно. Великолепная реализация стелса (лучшая на сегодняшний день, пожалуй), легкое управление, отличная динамика. Есть конечно 2 минуса — туповатые враги и слишком низкая сложность даже на максимальной сложности, но это уже детали…

И вот, с одной стороны: Мор Утопия, бесспорное произведение искусства, которое я не осилил. С другой — ФК3, по сути, типичнейший ААА-ширпотреб, сошедший с конвейера. Но его я прошел с удовольствием вместе с эддоном.
Так что можно сколько угодно ругаться на отсутствие «нового слова», но проблема в том, что это новое слово надо правильно сказать в рамках современного восприятия. Ну не стал бы я сейчас смотреть Чарли Чаплина, даже если бы такой появился. Хоть я и понимаю, что Чарли Чаплин — гений.
  • +4
avatar
Вот это — да. Форма и содержание должны быть гармоничны. Как уродское кино с трясущейся камерой и бликами будет вызывать только спазмы глаз, какие бы там мысли не передавались.
  • 0
avatar
И игры станут искусством тогда и только тогда, когда появятся творцы способные стать совестью игростроения. Ведь компьютерная игра — это глубокий механизм погружения, у игрока есть возможность самому сделать свой выбор и увидеть последствия. Игра дает разработчику набор приемов, которые не возможно использовать ни в каком другом виде искусства, так почему на этом фоне GTA-безобразия не появляется пока ничего острого и задающего игрострою болезненные вопросы одним своим существованием?
согласен, но вообще то такие игры уже потихоньку появляются.
Например МЭ где в конце любой герой остается перед выбором какого цвета лучь таки собьет нормандию пониманием что останавливать Жнецов нужно здесь и сейчас, и что хороших вариантов нет и цена будет и будет немалой в любом случае.
Тот же ДА где вся игра это вообще путь самурая Серого стража к смерти. Потому что остановить демона можно только своей или чужой (и это тоже выбор) смертью.
Те же истории WC3 и SC наконец. Там права больше история чем выбор но все же.
Ну и куча игр где это в более слабом виде от Фаллоутов до скайрима (или цивилизации где тоже выбор как играть и кем в общем то есть).
А шансон, Слепой против Горбатого и ГТА это тоже такая часть культуры. Не более. В играх ее может и не так много. например мне удается без нее очень спокойно обходится
  • +2
avatar
Те же истории WC3 и SC наконец. Там права больше история чем выбор но все же.
Не больше, а в абсолюте. Выбора ноль. Скольким людям хотелось повлиять на решение Артоса присвоить меч и грохнуть батю? =))))
  • +1
avatar
Игры как искусство — интересная тема. Но многое в играх, что можно отнести к искусству, взято извне, сюжет, графика, стилистика, звук, музыка… Собственные, присущие только играм, приемы (геймплейные приемы, интерактивные возможности)пока только развиваются.
  • 0
avatar
Для многих, наверное, соображения странные. Но… именно поэтому я не смог играть ни в GTA, ни в Мафию. Ну невозможно играть главным героем, единственное желание по отношению к которому — отвести к ближайшей стенке и быстренько расстрелять.
  • +3
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.