В блоге Мосигры очередной замечательный пост — о схожести управления корпорацией в Eve и бизнесом в реальном мире:
Есть такой феномен: люди объединяются в большие корпорации и альянсы, при этом ничего не получают за игру материально, но каким-то чудом все вместе делают общие задачи. Уроки управления местами покруче MBA. И первый — понимание, что Eve — это не космическая игра, а, скорее, соцсеть, к которой прикручена игра про космос. И вести себя надо именно как в соцсети.
Рассматривать игру как соцсеть — идея, конечно, интересная. Перекликается с идеей Атрона «люди как ресурс».
Большая часть игроков приходит общаться и за событиями, но делать для этого ничего не хочет. Ждёт ветра внутри игры, а потом подставляет паруса под него и тащится. Если ветра не подвезли — угасает в унынии.
Всё просто: люди платят своим временем и покупают за него интерес.
Соответственно, лидер следит за тем, чтобы всем было интересно, по сути — 1) поддерживает инфраструктуру и 2) создаёт события или предпосылки для них. И культуру, где людям приятно находиться друг с другом рядом.
26 комментариев
Приходят.
С одной стороны — да, с другой — мы устроены так, что чувствуем ответственность перед другими, к тому же можем лишиться прежних игровых достижений. Иррационально ли это? Не знаю.
Штрафы есть, весьма серьезные — отчисление пилота из корпорации или корпорации из альянса.
Доступ к ресурсам. Домашние системы. Все это распределяется внутри альянса согласно заслугам.
Кнут и пряник здесь работают на полную катушку. Я слышал, что Доджер пытался ввести в RA придуманную мной и реализованную ребятами из LEM-alliance на уровне веб-интерфейса систему учета активности. Но и она апеллировала к прянику. Просто у LEM был упразднен кнут.
В целом же в отсутствие зарплаты или премий, урезанием которых можно стимулировать нерадивых работников, многим приходится компенсировать этот рычаг другими вещами: противопоставлением себя другим (ты пвп-пилот, а не каребир), угрозами, претензиями и другими не самыми светлыми моментами. Это не значит, что в игре нет взаимовыручки, ощущения «Братьев по оружию» и всех тех приятных моментов, которые дает совместное противостояние трудностям. Но слишком много во всем этом несовершенного ручного управления. Твои заслуги могут быть не замечены, и напротив — вынужденное отсутствие может попасть под горячую руку раздосадованного лидера альянса.
Мы ведь говорим об управлении людьми. И EVE еще очень далеко до хорошей организации этого процесса. Просто сеттинг и относительная сложность собрали вокруг игры достаточно интересных и взрослых людей, которые за все эти годы адаптировались к трудностям, придумали десятки инструментов и систем, существующих в полном отрыве от игры (пример — «ситизенство»). Но давай посмотрим на ситуацию немного отстраненно:
Что тут описано на самом деле? Пикник? Нет. Они же не на звезды смотрят и не философскими теориями делятся. Они бухают в ожидании жертв. И все бы ничего, я бы не заострял на этом внимание, если бы это до сих пор не оставалось одним из самых ярких развлечений в игре. В игре, где собрались взрослые и неглупые люди.
Меня ЕВА перестала удивлять и я не вижу ничего глобального(уровня вормхолов) на горизонте, вообще подумываю продать акк, хоть и играл много лет.
Ну и есть опасения, что это будет уделом крупных альянсов и только.
Впрочем, до анонса выхода этих врат о них можно только гадать, что на самом деле они будут из себя представлять, это ж CCP.
Как конкретно это будет реализовано — пока не ясно. Но я вижу намеки в дрифтерских unknown wormhole, где можно найти артефакты типа Barbican element, Conflux element и тп., которые весьма не просто достать, но применения которым пока нет. Там вообще много интересного и непонятного, советую посетить при возможности, благо их видно сразу без скана и они появляются в системах, где находятся старые маяки джовиан.
По этой причине я и в Доту2 не играю. Слишком все медленно, уныло и непонятно. И дело даже не в том, что я не могу заморочиться и покурить мануалы — дело в отношении к игрокам от разрабов. Они не хотят, чтобы игра была популярна и доступна другим.
Я в своё время начинал 3 раза играть и только с 3 попытки она меня затянула…
Управление там нормальное в контексте формата игры, просто непривычное и непохожее на основную массу ммо.
Правда, случалось и такое как вы описали «непонятно, не ясно — к черту», но для меня это значит, что игра не зацепила совсем.
Это не твоё, не расстраивайся и не напрягайся по этому поводу.
Вообще я не склонен считать, что игровой опыт управления кланом может перенести на должность CEO даже маленькой конторы. Тем не менее есть моменты схожие с управлением кланом и отделом/управлением:
1. Умение говорить и мотивировать.
2. Умение выстраивать структуру работы и делать планирование.
3. Частично умение решать конфликты. Решать конфликты в игре и в реале — это может быть как общее, так и различное умение. В ПВ у нас был в объединенном клане Faith Владимир Sonik, которые любые конфликты и вопросы решал звонком на мобилу и разговорами. У меня ж были правила (в духе «кто ушел из-за конфликта, тот и не прав») и я вообще не сторонник решать конфликты других людей, максимум обозначить в чем обе стороны не правы и посоветовать забить. Для топового клана это единственный вариант, имхо.
4. Умение распределять задачи и курировать их выполнение в масштабах большого механизма.
5. Умение быстро принимать решения в сложных ситуациях. Тут правда ближе к РЛу.
Я не скажу, что я очень хороший ГЛ (особенно в части экономической эффективности, изучения контента и тд), но я всегда вижу простые и реальные способы в любом проекте добиться эффективности, умею быстро принимать решения, мотивировать людей и создавать интерес в противостоянии. Я не знаю особо чем это мне помогло на работе в управлении коллективом, а вот что точно помогло — умение пофигистически отнестись к любой проблеме и донести это до людей. Не смотря на то, что я гиперответственный по многим направлениям, но я не буду тратить время на идиотизм, а если приходится это делать (а куда без этого), то отношусь к этому просто как к факту и стараюсь из этой ситуации вынести пользу (например, нужно предоставить вышестоящему руководству какую-нить статистику — я ее сделаю так, чтобы мне потом было удобно и самому, а не просто «выполню приказ»). Умение не тратить время на ерунду и заменять все что можно скриптами или более простыми решениями при возможности — то же развилось в играх.
Но, повторяюсь, при устройстве на работу последнее что я скажу интервьюверу, что управляю игровым сообществом с многолетней историей и рядом крупных достижений в орг.структуре. Я вообще не говорю на работе, что играю в ММО.
Но а если серьезно, не смотря на то, что я хочу получить мобильную версию игры, в которую играю на ПК и пишу в последнее время часто об этом, самая хреновая работа (чисто для меня) та, где ты шпилишь в игрули (ставишь EvE, ла2 и тд), у меня в клане миллион таких людей (в основном одминчеги), но я бы лично предпочел сменить работу, если бы от меня требовалось нажимать 2 кнопки, а в остальное время шпилить.
Работаю админом в архитектурной фирме. Недавно наняли интерна. Крепкий середняк, скоростью особой не отличается, но работу сдаёт всегда строго в срок и требуемого качества. С компами он на вы: печатает медленно и двумя пальцами, в работе с прогами клавиатуру и горячие клавиши почти не использует — всё строго мышкой и из менюшки.
Однажды задержался я после работы на 15 минут, иду к выходу, офис пустой. Бросил взгляд на этого парня, который всё ещё сидел за рабочей станцией. Я знал, что ему начальство дало работы до завтра и что ему придётся сегодня часа на 2−3 задержаться, так что особого значения его присутствию не придал.
Но тут я услышал странный шум, который доносился с его стороны. Я остановился и прислушался. Звучит как дождь. Я тихо пошёл посмотреть, что происходит, приблизился к парню, глянул к нему через плечо и оторопел.
Оказалось, это был шорох клавиатуры. Он набирал документ. Все десять пальцев резво прыгали ко клавиатуре. Скорость была такая, что от взгляда на его руки меня начало откровенно укачивать. Потом он резво засейвил документ с клавиатуры, с клавиатуры же его закрыл, развернул одну из прог и начал с бешеной скоростью проходить через чертежи. Чертежи открывались на экране, необходимые исправления появлялись в них за несколько секунд, и они исчезали, освобождая место для новых чертежей и новых исправлений. Через 10 минут он закончил. Я прикинул, что двухчасовой объём работы он раскидал меньше чем за полчаса.
Кто передо мной? Шпион под прикрытием? Пришелец? Потребовал от парня объяснений.
Оказалось, что он бывший Старкрафт-задрот, взявшийся за ум. В игры больше не играет, но вот скорость и реакция остались при нём. На предыдущем месте работы он сразу раскрыл свои таланты и начальство сразу же начало его доить. Ему давали тройную дозу работы за ту же плату, он постоянно оставался допоздна. Но однажды от него потребовали совсем уж нереальной скорости и, когда он не справился, оштрафовали на 5000 р. Эти 5000 р. он приделал степлером к заявлению об уходе. Прямо сказка о золотой рыбке — на владычице морской терпение у рыбки лопнуло.
Очень сильно просил начальству его не сдавать, ему повторение ситуации нафиг не нужно. Я согласился — в конце концов проекты он всегда сдавал строго в срок. Но ни секундой раньше.