World of Warcraft — одна из старейших MMORPG, если, конечно, брать во внимание живые игры, которые не успели переродиться, радикально омолодиться или выпустить себя самое во второй или третьей версии. Нет, WoW — монолит, а монолиты не тонут в песках времени. Как и положено прочным ископаемым структурам, со временем он оброс ракушками и мхом, присыпался известняком и сейчас все больше кажется незнакомым с игрой людям этакой вещью в себе. Туристы-неофиты и опытные путешественники, которые заходили на огонек давным-давно, но не задержались надолго, задаются одним и тем же вопросом: как оно вообще, неужели еще живое? Как в это вообще играют? И главное — зачем?
Миллионы игроков — вот, наверное, первый аргумент для желающих попробовать, что это вообще такое, этот ваш WoW. Но не решающий. В последние годы все больше игроков идут сюда, потому что WoW кажется им непотопляемым и вечным. На фоне игр, которые меняются до неузнаваемости, теряют игроков и потенциал к развитию или и вовсе закрывают сервера, WoW манит своей надежностью.
Кто бы мне сказал, что в 2018 году моя игра будет выглядеть вот так...
Увы, все парадные вывески о 10-15 миллионах подписчиков давно уже в прошлом. Компания Blizzard в последние годы отказалась от публикации статистики по числу игроков, так что нам остается только гадать, сколько их на самом деле осталось. Возможно, реальные показатели WoW к концу аддона не так уж отличаются от показателей его ближайших конкурентов. В этом есть своя темная и светлая стороны; темная — вам уже не удастся почувствовать себя игроком беспрецедентно популярной и невероятно массовой игры, а светлая… WoW больше не убийца жанра. Собственно, уже давно не. И теперь в него можно просто играть, а разработчики могут просто делать добротную игру, не пытаясь сражаться с собственной тенью.
За последние 15 лет WoW переживал взлеты, падения и кризисы роста от аддона к аддону. Что это дает нам, обычным игрокам? Осознание того, что все это он уже пережил.
Если оценивать WoW как коммерческий проект, то он значительно опережает конкурентов по общему уровню сервиса. Прежде всего, это западная игра, которая локализуется и издается самим разработчиком. Качество локализации, хоть и вызывает вопросы у самых переборчивых, аналогов на рынке ММО просто не имеет. И конечно же, вам не придется ждать, пока к вам «доедут» новые аддоны и патчи.
Добавим к этому подписочную модель монетизации — конечно, не без модных нынче жетонов, и магазин, в котором представлен весьма скромный ассортимент из питомцев (с точки зрения функционала они больше не уникальны), маунтов (напомню, что все маунты в WoW имеют одинаковую скорость, а в игре их сотни и ценятся игровые, особенно редкие, гораздо больше), и нескольких предметов для кастомизации (ни одному из них я так и не нашла применения). Зато никаких «преимуществ» в виде банковских ячеек, мест в сумке, мобильных банкиров и торговцев, как это нынче модно в b2p-играх. Все это придется потом и стертыми пальцами зарабатывать внутри игры, как в старые добрые времена.
Монетизация WoW — это p2p с элементами b2p и жетонами, такой себе дружелюбный Франкенштейн с честными глазами. Всем своим видом он как бы говорит нам: я не ваш идеал, но разве вы найдете в этом городе кого-нибудь получше?
В отличие от современных гибридных игр, WoW устроен просто и понятно. Это парк. Без всяких «квази-» и «полу-». Это игра, которая развивается по вертикали, от аддона к аддону. И это игра, в которой основная ставка сделана на серьезное, «хардкорное» PvE. Устраивает? Или, может быть, хотя бы интересно? Тогда мы можем продолжать.
Система развития персонажа предельно проста и абсолютно линейна. В начале игры вы можете выбрать одну из двух фракций — Орду или Альянс. В каждой фракции представлено несколько рас, которые никак не пересекаются, у каждой расы своя история, своя культура… а еще свой набор уникальных «фишек» кастомизации, от внешности до озвученных эмоций и даже отдельных расовых способностей. Выбор классов ограничен расой, которую вы предпочтете, но не фракцией — времена, когда в Орде не было паладинов, а в Альянсе — шаманов, остались в далеком «ванильном» прошлом.
У каждой расы своя стартовая зона и набор начальных квестов, которые раскрывают ее историю и место в большом мире Азерота. Нежить начинает свой (без)жизненный путь в подземных помещениях Лордерона, среди каналов, заполненных зеленой слизью, дренеи — на островах Калимдора, где потерпел крушение их космический (вы не поверите, но это все еще фэнтези) корабль. Воргенам придется сражаться с древним проклятием, стихийными бедствиями и вторгшимися на их земли войсками Орды, троллям Черного копья — отвоевывать свои острова у наг.
Редактор создания персонажей вас ничем не поразит — всего по нескольку вариантов причесок, лиц, цвета кожи, украшений, типичных для конкретной расы. Кстати, мелочь, а приятно: сегодня парикмахерские Азерота оказывают полный спектр услуг по изменению внешности. Вы можете подпилить рога, перекрасить волосы, сменить разрез глаз и даже осветлить кожу, и все это — за игровое золото.
Игра предложит вам выбрать фракцию, расу и класс персонажа. Обратите внимание, что у каждой расы есть свой список доступных классов.
И за каждым выбором, будь то раса или класс, стоит своя небольшая история.
А теперь можно просто настроить внешность персонажа по своему вкусу… в рамках не самых богатых настроек, конечно же.
Опыт набирается классическими способами — квесты, убийство мобов и сбор ресурсов «с земли». Квестам — абсолютный приоритет, и в основном убивать мобов вы будете не просто так, а по заданиям общительных НИПов. Отличным подспорьем в развитии будут подземелья, которые можно проходить, начиная с самых ранних уровней, причем подземелья — главная «фишка» WoW, так что не сомневайтесь, они будут весьма разнообразными. Способности в последних аддонах учатся автоматически, по мере роста уровней, а вот таланты (дополнительные перки для усиления или изменения скиллов) вы сможете настроить по своему выбору.
Классовая система тоже фундаментально-классическая: святая троица из танков, ДД и хилеров, причем в серьезных PvE-испытаниях вам понадобится помощь всей троицы.
Чисто теоретически, у некоторых классов есть специализации для всех трех ролей. Практически — такие «спеки» серьезно отличаются друг от друга, нуждаются в дополнительном одевании, да и универсалов среди игроков не так уж много.
Охотник (справа) может быть только ДД, а вот паладин (слева) способен и танковать, и наносить урон, и лечить. Впрочем, этот паладин лечить не способен.
В общем, перед нами совершенно обычный скелет классической ММО паркового типа, да еще и страдающий от отложения солей на суставах. Здесь все настолько типичное, что аж зубы сводит. И ради чего играть в WoW, если все это можно найти в любой другой парковой ММО, посвежее?
Магия WoW в том, что он доводит классические механики парковой RPG до абсолютного экстремума, так что, если вам нравится классика, WoW — это то, что вам нужно.
WoW — самая большая игра с драконами и рыцарями в мире, и это не шутка.
Вы, может, и не догадываетесь пока, почему это важно, но есть изрядное количество людей, которые приходят в RPG вообще и WoW в частности именно потому, что там на коробке написано — стань героем, спаси… я хотела сказать, убей дракона. И что-то еще о принцессе в другой башне. И в WoW вам придется десятки раз убивать драконов, чуть реже — спасать, и уж точно вы узнаете о драконьей доле больше, чем когда-либо хотели знать.
Герои и подвиги в WoW эпичны донельзя, а истории полны пафоса. Проверенная временем традиция.
Здесь все соответствует нашим классическим представлениям об игре и щедро приправлено такими же классическими RPG-фантазиями, и прежде всего это касается — не сочтите за каламбур! — системы классов. Паладины здесь суровы, благородны и несут слово Света, разбойники орудуют кинжалами, ядами, пистолетами и скрываются в тенях, шаманы полагаются на верные молоты, силу стихий и помощь тотемов (и время от времени устраивают всем вокруг щедрый дождь из лягушек и жаб), друиды превращаются в кошек, птиц медведей, оленей и даже тюленей, и весь этот зоопарк отлично танкует, дерется в ближнем и дальнем бою и лечит сопартийцев. За каждым классом стоит какой-то лор, богатая классовая фантазия, наконец, своя философия игры. В WoW я встречала идейных паладинов, которые не изменяют этому классу вот уж более десяти лет, убежденных магов или шаманов, которые меняют чаще расу, чем класс. Но видела и тех, кто кочует по классам в каждом аддоне, или заводит по десять персонажей, чтобы поиграть ими всеми.
Типичный квест в WoW. Настолько типичный, что даже добавить нечего.
Квесты в WoW, которые прекрасны столько же, сколько ужасны — часть общей картины мира. Квесты тут есть разные: героические и комичные, сюжетные и бессмысленные, квесты, которые рассказывают историю целой локации или отдельные маленькие приключения, без которых вы спокойно можете обойтись… но с ними как-то веселее. В массе своей они отлично проработаны, их интересно читать и выполнять, но их так много, что количество превращается в качество, причем не лучшее: монотонность.
Мир WoW тоже завернут в приятную пелену RPG-фантазии — локаций без истории и предыстории в игре просто нет, как и нет ничего для галочки (или для сбора древесины). Везде что-то было (и есть прямо сейчас), каждое место с чем-то связано, и запомнится вам не только рельефом и набором полезных ископаемых, но и стоящей за ним игровой историей или приключениями, которые вам довелось здесь пережить.
Потому что приключения — это лучшее, что подарит вам WoW.
И этих приключений будет до неприличия много, ведь WoW — это большая игра. Возможно, последняя в своем роде Большая Игра в нашем быстро меняющемся мире. В основном мы говорим о «больших» играх иносказательно, имея в виду, что для многочисленной аудитории WoW остается единственным и неповторимым пристанищем. Но и в буквальном смысле слова WoW… большой.
Почти 15 лет своей жизни WoW только и делал, что копил контент, почти ничего не выбрасывая и не забывая. Вы можете только представить себе, сколько удалось накопить, если каждый аддон выходил как маленькая новая игра — с новыми территориями, механиками, (иногда — классами и расами).
Что это означает сегодня? То, что вам просто не удастся проглотить весь WoW целиком, даже если вы опытный пожиратель контента. Прочие игры кажутся вам слишком короткими? Вам нечего делать на капе? Попробуйте WoW. Он долгий. очень долгий. Если он вам не понравится, это вам вряд ли поможет. Но если понравится… представьте, как хорошо, когда любимого блюда много.
В WoW вы узнаете, что PvE — это серьезный бизнес.
Все слышали, что WoW — игра «про подземелья». Что ж, в каком-то смысле это действительно так. Подземелья, будь то испытания на пять человек или рейдовые подземелья с энкаунтерами, рассчитанными на 20 опытных игроков, — значительная часть игры. В WoW подземелья значат больше, чем осады в иных PvP-играх, и я это серьезно: осады даже в популярных MMORPG редко удостаиваются колонки новостей на крупных игровых порталах, внимания сотен тысяч зрителей или читателей, всеобщей шумихи и фанфар, которые едва-едва скрывают зубовный скрежет зависти.
Нет игры, в которой ваши достижения будут такими общественно значимыми, как в WoW.
Просто потому, что… миллионы игроков, вы же помните. Внимание игровой прессы. Целая культура, которая сформировалась вокруг ваших — в том числе — игровых подвигов.
Рейдовый дизайн в WoW — помимо прочего, это действительно… дизайн.
А еще причина в том, что WoW в своем PvE предлагает, пожалуй, максимально спортивное состязание с механиками, которое просто невозможно сломать внешними способами. Деньги в этой игре (почти) ничего не решают. Даже честно заработанные. Потраченное время поможет вам в освоении рейдов, но существует целый ряд заслонов и препятствий, которые не позволят выигрывать, просто проводя в игре 24 часа в сутки. Более «чистой» победы, чем победа над сложнейшими рейдовыми энкаунтерами в WoW, вы не найдете.
WoW-сообщество выработало десятки инструментов, которые позволяют оценить свои и чужие результаты: recount, WoW Logs, списки первых-десятых-сотых, и наконец — Зал Славы от Blizzard, в котором и осядут лучшие из лучших. Забудьте о спорах насчет того, кто лучше и кто в какой лиге играет — в WoW этот вопрос можно решить чисто математически.
Даже если рейдовый прогресс не для вас, в WoW вам будет, чем себя занять. На капе вам будут доступны подземелья на пять человек, «нормальной» и «героической» сложности, для самых упорных — эпохальные, а если вам хочется большего, Blizzard предусмотрели и это — с недавнего времени в подземельях появились испытания, которые повышают сложность, добавляют дополнительные препятствия, включают для героев гонку на время. Эти испытания даже продвигаются как внутренняя киберспортивная дисциплина.
Еще в игре есть случайный поиск рейда, по аналогии со случайным поиском подземелий, где 20+ игроков пытаются осилить облегченные версии рейдовых механик. Есть «нормальный» режим рейда, где число участников может быть произвольным, от 10 до 25 человек. И наконец, PvE на локации никто не отменял — мировые боссы, локальные задания, все те же сюжетные квесты потребуют от вас размять руки и вникнуть в механику класса.
WoW — совсем не «PvP-игра», но PvP в нем есть и чувствует себя неплохо.
И даже больше, чем просто неплохо. В WoW едва ли не лучшее «инстансированное» PvP во всем жанре, и обходит его на этом пути разве что BnS (каковой игре в принципе в этом равных нет). Нет, дисбаланс бывает ужасным, а лиги, в которых состязаются игроки, построены слишком линейно, зато тут оно самое демократичное и массовое. И Blizzard как-то ухитрились сделать процесс фановым и простым для понимания. Если вы никогда раньше не пробовали, WoW создан для того, чтобы стать вашим первым. Попасть на поле боя можно на самых ранних уровнях. Конечно, большую часть времени вы будете лежать плашмя, потому что именно на самых ранних уровнях вас ждет встреча с одетыми в «наследные» вещи твинками, но главное на БГ — умение делать что-то сообща, и если ты хоть немного вкладываешь в победу — это всегда весело. Только не забудьте перед боем почитать, что нужно делать на каждом поле боя. Вы даже можете оказаться единственным человеком, кто будет играть правильно на Варсонге или Арати.
Полей боя в игре много, у каждого своя тактика, свои задачи и свои приоритеты. И главное — везде вы можете как следует подраться в центре… преимущественно этим и занято большинство игроков, пока преданные своему делу тактики самоотверженно таскают флаги. Увы.
Если вы освоились с местными полями боя, на капе вы можете найти себе напарника и попытать счастья на арене. А потом — найти команду друзей и попробовать себя на рейтинговом поле боя. Все это — уже состязательный процесс, вы будете получать рейтинг или терять его за проигрыши, а самые упорные, ловкие, «скилловые» могут войти в крошечное число лидеров гонки и стать Претендентами, а может, и Гладиаторами. А заодно — войти в местный зал славы, в «топы» по PvP. Вы же помните, в WoW ваши достижения просчитываются математически.
А вот с традиционным мировым PvP, которое привычно любителям жанра, тут дело обстоит куда сложнее. В WoW даже специальное определение для него придумали — W(orld)PvP. Или «аутдор», если говорить на сленге отечественного сообщества. Этим увлекаются отдельные коллективы, найти единомышленников реально, побегать и побить противоположную фракцию — тоже. У каждого персонажа есть личный счетчик почетных убийств (те самые ХК, или honor kills), есть и целый список PvP-достижений, которые касаются не только арен и БГ, но и открытого мира. Но будьте готовы к тому, что в WoW всё это, что называется, фор фан: никакого материального результата вы не получите, кроме эмоций победителя или проигравшего.
В новых аддонах Blizzard добавили PvP-таланты, охоту за головами, гильдию дуэлянтов, и может, «аутдор» получит свои долгожданные плюшки от разработчика, но пока что это жанр для любителей драться стенка на стену в чистом поле — просто потому, что это весело.
Но есть в WoW такие характерные особенности, которые можно назвать спорными даже для его убежденных фанатов.
Графика. На первом месте в списке. Устаревшая графика WoW, устаревший, некрасивый интерфейс, который буквально кричит о том, что игра появилась на свет еще в нулевых. Если по одежке встречают, то встреча с WoW вызывает как минимум недоумение.
Как можно такое терпеть в 2018 году, особенно если речь идет не о безумно концептуальном инди?
И тут кроется первая неоднозначность игры: на самом деле графика в WoW не так уж плоха, а если брать последние аддоны — так и вовсе прекрасна. Да, она сделана нарочито нереалистичной, полигонов тут мало, красок — много, и текстуры могут привести в ужас ценителя графики в BDO, но… у новых локаций и новых моделей персонажей прекрасный дизайн, игровой мир атмосферный и яркий, и играть в WoW можно с удовольствием и в 2018 году.
Серьезный качественный скачок дизайн игры совершил еще в 2011 году, с выходом Mists of Pandaria.
С тех пор качество проработки локаций неуклонно росло. Мир Дренора предстал перед нами в новых тонах и красках.
Legion во всем великолепии цветущей Азсуны. Разве это плохая графика?
Battle for Azeroth не побил рекорда прошлых аддонов, но зато достойно закрепил его достижения.
Увы, новичков встречают самые первые, «ванильные» локации, и вот они ужасны… ну ладно, скажем — на любителя. На редкого ценителя. На профессионала. Потому что оценить и полюбить такую графику сложно. Мелкие изменения на локациях все же произошли — например, обновили текстуры зверьков, которых можно приручить, чуть обновили фасады игровых столиц, а вот «классические» расы изменились радикально. Но объяснить новоприбывшим игрокам, что им осталось потерпеть каких-то 80 уровней, и жизнь засияет яркими красками… хм. Сложно. Уж поверьте мне, я пыталась.
Это подводит нас к еще одному спорному моменту: дружелюбие к новичкам. В WoW оно выражено настолько слабо, что диву даешься, как новые игроки умудряются сориентироваться в игре. Конечно, сам по себе WoW прост, а вертикальная прокачка оставляет не так много шансов заблудиться по пути. Но ничего, кроме туториала, WoW новичкам не предлагает.
Графика начальных локаций — это какой-то триумф консерватизма над чувством прекрасного, об этом я уже упоминала. Интерфейс WoW ужасен — громоздкое древнее чудище. Опытные игроки ставят аддоны для изменения интерфейса, но новички об их существовании не знают. А какой хаос творится с временной линией игры? Стартовые локации — это эпоха Катаклизма. Следом за ней игроки попадают в прошлое — в Запределье или Нордскол, где еще живы Иллидан и Король-лич. Потом их ждет Пандария и война с Гаррошем, бывшим лидером Орды, а потом — Дренор, который представляет собой альтернативную версию Запределья из прошлого! И все это время на нашем пути возникают герои Шредингера, которые в одной версии живы, а в другой мертвы, но они дают нам квесты, участвуют в сюжетных событиях, и разобраться в этом винегрете можно только на самых последних уровнях.
Все это не делает игру сложной или малопонятной. На самом деле WoW — это игра, в которую вы можете смело привести приятеля с работы, маму и малолетнюю племянницу. Главное — не бросайте их там, иначе они сбегут раньше, чем успеют проникнуться игрой.
Третий враг WoW, который одновременно его друг или хотя бы верный товарищ — это повседневная рутина. Данжи, рейды, дейлики, переобувшиеся в локальные задания. Фарм репутаций. Фарм ресурсов. Да, WoW настолько огромен, что вы можете найти любые занятия себе по вкусу. Но они а) будут укладываться в эту же схему и б) тут вам понадобится умение развлекать себя самим. Если вы пойдете строго по рельсам, которые продолжил разработчик, и не втянетесь в PvE-приключения с головой, вам скоро может стать скучно. А вертикальная система развития только усугубляет эффект выгорания игроков.
Повседневная жизнь игроков в WoW привязана к тактической карте, как будто нас всех призвали на службу, только «дембель» впереди даже не маячит.
Просто представьте себе: с началом нового аддона ваши материальные достижения буквально превращаются в тыкву. Прокачивать уровни и одеваться вам каждый раз придется заново, а ваши рецепты алхимии или кулинарии будут годны разве что для развлечения.
И наконец, помните, что WoW — это парковая MMORPG. Я не напоминаю об этом постоянно, потому что для меня это давно уже не проблема, но для некоторых парк — это и есть главный и решающий недостаток.
Игру делает не мейнстрим, а маленькие мелочи, атмосферные моменты, все те крючки, за которые вы зацепитесь и потому останетесь в ней надолго.
Основатель портала Гоха когда-то писал о том, как его задела за живое стартовая локация дворфов — Холодная долина. Огромные ели, заснеженные холмы, луна и следы ног, которые остаются на снегу. Такие мелочи всегда индивидуальны. И все же я рискну перечислить атмосферные особенности, которые делают WoW не культовым, а просто живым.
Лично для меня одной из самых привлекательных механик в WoW, о которой удивительно мало говорят, стало коллекционирование. Игра развивается больше десяти лет, контент накапливается — и вместе с ним копятся всякие вещи, полезные и не очень, которые вы можете коллеционировать.
Всего пару лет назад Blizzard даже добавили в игру специальную вкладку — Коллекции. Там можно найти всех ваших маунтов (в игре их сотни), маленьких питомцев, а еще — вещи для трансмогрификации и игрушки — преимущественно смешные, хотя среди них встречается и полезные.
Вот так в WoW выглядит коллекция средств передвижения. Кстати, там порой встречаются весьма любопытные экземпляры:
Боевые питомцы на самом деле не могут сражаться с мобами. Только друг с другом. А еще они ужасно милые и могут сопровождать вас в путешествиях по Азероту (и не только):
И наконец, отдельная вкладка отдана игрушкам:
Что такое игрушки? Это всякие безделицы, среди которых встречаются и полезные вещи. Например, плот, который позволяет рыбачить в труднодоступных местах:
Но чаще всего они нужны для веселья. Например, как вам камера для селфи?
Или смешной птенец Пепе, который каждый аддон облачается в новую одежку, чтобы посидеть у вас на голове? Вот это, например, Пепе из Боралуса. Он в шлеме для подводного плавания!
А вот я, в окружении доски для Хартстоуна, бочонка с пивом и корзинки для романтического пикника — дожидаюсь друзей в рейде.
Зачем люди забивают коллекции таким бессмысленным хламом? Наверное, за тем же, за чем играют — это просто весело.
Но ограничивать себя предустановленными коллекциями не стоит! Лично мой банк забит вещами, которые дороги мне как память (побрякушки с дарственными надписями), золотыми монетками из даларанского фонтана, устаревшими, но забавными аксессуарами (как вам кружка, которая может вызвать подающую пиво дворфийку? а когда-то это был предмет экипировки с неплохими статами!). И даже письма. Да-да, в игре вам часто будут писать письма неигровые персонажи. Эти письма могут напоминать вам о заданиях и приключениях, которые остались в прошлом.
Впрочем, письма от игроков тоже вполне можно сохранить. На долгую память.
Составной частью коллекционирования и дополнительной возможностью сделать своего персонажа уникальным стала трансмогрификация. Это возможность изменить внешний вид брони на броню подходящего вам класса с помощью обликов, которые сохраняются в отдельной вкладке Коллекций.
Казалось бы, ничего нового. Ремодел мы видели давным давно, еще в Aion. Но вы же помните, WoW — большая игра. За годы существования он накопил тысячи вещей разного стиля, от восточно-пандарийских одеяний до пиратских камзолов и шляп Кул-Тираса.
Вы получаете новые облики всякий раз, когда примеряете на себя новую вещь, подходящую вам по стилю. Все облики сохраняются в отдельной вкладке, так что хранить их в банке, к счастью, уже не нужно.
Выбрав подходящий вид для всех частей одежды, от шлема до сапог, вы можете полностью преобразить персонажа:
Это, конечно, просто смена костюма по настроению. Трансмогрификация позволяет намного больше. Вы можете стать пафосным героем в блеске и сиянии дорогой и громоздкой брони, головорезом в обносках, безумным ученым и веселым трактирщиком. Все в ваших руках… если в вашей коллекции достаточно одежды на любой случай.
И еще одна притягательная (лично для меня) механика — это имитация песочных механик, жалкая, если так посмотреть, попытка перенести их на территорию парка. Я говорю о личном пространстве для игроков, которое мы можем хотя бы относительно обустроить по своему вкусу. Гарнизоны в Warlords of Draenor вызвали заслуженное возмущение игроков, но базово они были отличной идеей. И даже ферма в Пандарии, хоть я и не сразу к ней привыкла, сегодня вызывает у меня теплые чувства. Legion подарил нам оплоты классов, они были атмосферными местами, были тесно связаны с классовой фантазией, но увы, настроить их под себя было уже нельзя.
Но мой рассказ о WoW-2018 будет неполным, если я не вспомню кое о чем еще. WoW — унылый мастодонт, который даже не пытается понравиться новичкам, и это его слабая сторона, но если он уже чем-то привлек вас и заманил в свои сети, вы рискуете стать частью огромного сообщества, которое объединяет интерес к этой игре. Составители гайдов для WoWhead и разгадыватели загадок, косплееры и артеры, стримеры и блоггеры — с одной стороны. Длинный, невероятно ветвистый, но составленный с явной любовью к делу лор — с другой. Об этой игре пишут, рисуют, поют и снимают фильмы для большого экрана, и да, в таком единении миллионов есть что-то особенное. Почти магическое.
Раз в два года WoW, как феникс, перерождается в пламени, чтобы стать (почти) новой игрой. Это значит, что многое из вашего накопленного скарба превратится в пепел, но с другой стороны — вы сможете начать все сначала. Каждые два года. Этой игре не нужны новые сервера. Вы всегда можете «ворваться» на старте аддона, ну, если, конечно, вы достаточно хороши для этого.
И если вам не нравится нынешний WoW, вы можете поступить с ним, как англичанин из анекдота о погоде — просто подождать. Он скоро изменится.
Нужно всего-то дождаться очередного «Близзкона» и почувствовать себя частью сообщества, которое волнуется, ждет, гадает, впадает в уныние или торжествует, в зависимости от услышанного.
Знаете, если WoW — это кофе, то подается он обычно горячим, с пылу и с жару, прямо со жгучего медиа-огня. А еще — с крупинкой соли и зефирками, так что не слишком в него влюбляйтесь и, пожалуй, не относитесь к нему слишком серьезно; для однозначной оценки, для любви или ненависти WoW к 2018 году слишком противоречив.
Миллионы игроков — вот, наверное, первый аргумент для желающих попробовать, что это вообще такое, этот ваш WoW. Но не решающий. В последние годы все больше игроков идут сюда, потому что WoW кажется им непотопляемым и вечным. На фоне игр, которые меняются до неузнаваемости, теряют игроков и потенциал к развитию или и вовсе закрывают сервера, WoW манит своей надежностью.
Кто бы мне сказал, что в 2018 году моя игра будет выглядеть вот так...
Увы, все парадные вывески о 10-15 миллионах подписчиков давно уже в прошлом. Компания Blizzard в последние годы отказалась от публикации статистики по числу игроков, так что нам остается только гадать, сколько их на самом деле осталось. Возможно, реальные показатели WoW к концу аддона не так уж отличаются от показателей его ближайших конкурентов. В этом есть своя темная и светлая стороны; темная — вам уже не удастся почувствовать себя игроком беспрецедентно популярной и невероятно массовой игры, а светлая… WoW больше не убийца жанра. Собственно, уже давно не. И теперь в него можно просто играть, а разработчики могут просто делать добротную игру, не пытаясь сражаться с собственной тенью.
Если оценивать WoW как коммерческий проект, то он значительно опережает конкурентов по общему уровню сервиса. Прежде всего, это западная игра, которая локализуется и издается самим разработчиком. Качество локализации, хоть и вызывает вопросы у самых переборчивых, аналогов на рынке ММО просто не имеет. И конечно же, вам не придется ждать, пока к вам «доедут» новые аддоны и патчи.
Добавим к этому подписочную модель монетизации — конечно, не без модных нынче жетонов, и магазин, в котором представлен весьма скромный ассортимент из питомцев (с точки зрения функционала они больше не уникальны), маунтов (напомню, что все маунты в WoW имеют одинаковую скорость, а в игре их сотни и ценятся игровые, особенно редкие, гораздо больше), и нескольких предметов для кастомизации (ни одному из них я так и не нашла применения). Зато никаких «преимуществ» в виде банковских ячеек, мест в сумке, мобильных банкиров и торговцев, как это нынче модно в b2p-играх. Все это придется потом и стертыми пальцами зарабатывать внутри игры, как в старые добрые времена.
Ваша чашка кофе
Если вы спросите меня прямо, достоин ли WoW внимания сегодня, когда игр на рынке много, хороших и разных, я скажу — да. Вопрос в том, можете ли вы это сделать.Как говорят в таких случаях, ваша ли это чашка чая, хотя WoW я скорее сравнила бы с простым черным кофе.В отличие от современных гибридных игр, WoW устроен просто и понятно. Это парк. Без всяких «квази-» и «полу-». Это игра, которая развивается по вертикали, от аддона к аддону. И это игра, в которой основная ставка сделана на серьезное, «хардкорное» PvE. Устраивает? Или, может быть, хотя бы интересно? Тогда мы можем продолжать.
… классический черный
Все, что можно сказать о WoW одним словом — он совершенно классический. Абсолютно во всем. Конечно, за годы жизни игра обросла кое-какими инновационными механиками, но по большей части это внешние новообразования на древнем монолите.Система развития персонажа предельно проста и абсолютно линейна. В начале игры вы можете выбрать одну из двух фракций — Орду или Альянс. В каждой фракции представлено несколько рас, которые никак не пересекаются, у каждой расы своя история, своя культура… а еще свой набор уникальных «фишек» кастомизации, от внешности до озвученных эмоций и даже отдельных расовых способностей. Выбор классов ограничен расой, которую вы предпочтете, но не фракцией — времена, когда в Орде не было паладинов, а в Альянсе — шаманов, остались в далеком «ванильном» прошлом.
У каждой расы своя стартовая зона и набор начальных квестов, которые раскрывают ее историю и место в большом мире Азерота. Нежить начинает свой (без)жизненный путь в подземных помещениях Лордерона, среди каналов, заполненных зеленой слизью, дренеи — на островах Калимдора, где потерпел крушение их космический (вы не поверите, но это все еще фэнтези) корабль. Воргенам придется сражаться с древним проклятием, стихийными бедствиями и вторгшимися на их земли войсками Орды, троллям Черного копья — отвоевывать свои острова у наг.
Редактор создания персонажей вас ничем не поразит — всего по нескольку вариантов причесок, лиц, цвета кожи, украшений, типичных для конкретной расы. Кстати, мелочь, а приятно: сегодня парикмахерские Азерота оказывают полный спектр услуг по изменению внешности. Вы можете подпилить рога, перекрасить волосы, сменить разрез глаз и даже осветлить кожу, и все это — за игровое золото.
И за каждым выбором, будь то раса или класс, стоит своя небольшая история.
А теперь можно просто настроить внешность персонажа по своему вкусу… в рамках не самых богатых настроек, конечно же.
Опыт набирается классическими способами — квесты, убийство мобов и сбор ресурсов «с земли». Квестам — абсолютный приоритет, и в основном убивать мобов вы будете не просто так, а по заданиям общительных НИПов. Отличным подспорьем в развитии будут подземелья, которые можно проходить, начиная с самых ранних уровней, причем подземелья — главная «фишка» WoW, так что не сомневайтесь, они будут весьма разнообразными. Способности в последних аддонах учатся автоматически, по мере роста уровней, а вот таланты (дополнительные перки для усиления или изменения скиллов) вы сможете настроить по своему выбору.
Классовая система тоже фундаментально-классическая: святая троица из танков, ДД и хилеров, причем в серьезных PvE-испытаниях вам понадобится помощь всей троицы.
Чисто теоретически, у некоторых классов есть специализации для всех трех ролей. Практически — такие «спеки» серьезно отличаются друг от друга, нуждаются в дополнительном одевании, да и универсалов среди игроков не так уж много.
Охотник (справа) может быть только ДД, а вот паладин (слева) способен и танковать, и наносить урон, и лечить. Впрочем, этот паладин лечить не способен.
В общем, перед нами совершенно обычный скелет классической ММО паркового типа, да еще и страдающий от отложения солей на суставах. Здесь все настолько типичное, что аж зубы сводит. И ради чего играть в WoW, если все это можно найти в любой другой парковой ММО, посвежее?
… но особой прожарки
Как я уже писала выше, бессмысленно ждать от WoW того, что дает вам ваша нынешняя игра, поскольку почти каждый проект ушел в своих фантазиях дальше этого респектабельного ветерана. С ним вы будете как на свадьбе, только не с, а без: ничего ультра-нового, ничего «песочного», ничего гибридного. Только старая добрая парковая RPG с квестами, инстами, коллекциями и уровневой системой прокачки. И как, спросите вы, это вообще может быть хорошо? А я знаю, что вам ответить.WoW — самая большая игра с драконами и рыцарями в мире, и это не шутка.
Вы, может, и не догадываетесь пока, почему это важно, но есть изрядное количество людей, которые приходят в RPG вообще и WoW в частности именно потому, что там на коробке написано — стань героем, спаси… я хотела сказать, убей дракона. И что-то еще о принцессе в другой башне. И в WoW вам придется десятки раз убивать драконов, чуть реже — спасать, и уж точно вы узнаете о драконьей доле больше, чем когда-либо хотели знать.
Герои и подвиги в WoW эпичны донельзя, а истории полны пафоса. Проверенная временем традиция.
Здесь все соответствует нашим классическим представлениям об игре и щедро приправлено такими же классическими RPG-фантазиями, и прежде всего это касается — не сочтите за каламбур! — системы классов. Паладины здесь суровы, благородны и несут слово Света, разбойники орудуют кинжалами, ядами, пистолетами и скрываются в тенях, шаманы полагаются на верные молоты, силу стихий и помощь тотемов (и время от времени устраивают всем вокруг щедрый дождь из лягушек и жаб), друиды превращаются в кошек, птиц медведей, оленей и даже тюленей, и весь этот зоопарк отлично танкует, дерется в ближнем и дальнем бою и лечит сопартийцев. За каждым классом стоит какой-то лор, богатая классовая фантазия, наконец, своя философия игры. В WoW я встречала идейных паладинов, которые не изменяют этому классу вот уж более десяти лет, убежденных магов или шаманов, которые меняют чаще расу, чем класс. Но видела и тех, кто кочует по классам в каждом аддоне, или заводит по десять персонажей, чтобы поиграть ими всеми.
Типичный квест в WoW. Настолько типичный, что даже добавить нечего.
Квесты в WoW, которые прекрасны столько же, сколько ужасны — часть общей картины мира. Квесты тут есть разные: героические и комичные, сюжетные и бессмысленные, квесты, которые рассказывают историю целой локации или отдельные маленькие приключения, без которых вы спокойно можете обойтись… но с ними как-то веселее. В массе своей они отлично проработаны, их интересно читать и выполнять, но их так много, что количество превращается в качество, причем не лучшее: монотонность.
Мир WoW тоже завернут в приятную пелену RPG-фантазии — локаций без истории и предыстории в игре просто нет, как и нет ничего для галочки (или для сбора древесины). Везде что-то было (и есть прямо сейчас), каждое место с чем-то связано, и запомнится вам не только рельефом и набором полезных ископаемых, но и стоящей за ним игровой историей или приключениями, которые вам довелось здесь пережить.
И этих приключений будет до неприличия много, ведь WoW — это большая игра. Возможно, последняя в своем роде Большая Игра в нашем быстро меняющемся мире. В основном мы говорим о «больших» играх иносказательно, имея в виду, что для многочисленной аудитории WoW остается единственным и неповторимым пристанищем. Но и в буквальном смысле слова WoW… большой.
Почти 15 лет своей жизни WoW только и делал, что копил контент, почти ничего не выбрасывая и не забывая. Вы можете только представить себе, сколько удалось накопить, если каждый аддон выходил как маленькая новая игра — с новыми территориями, механиками, (иногда — классами и расами).
Что это означает сегодня? То, что вам просто не удастся проглотить весь WoW целиком, даже если вы опытный пожиратель контента. Прочие игры кажутся вам слишком короткими? Вам нечего делать на капе? Попробуйте WoW. Он долгий. очень долгий. Если он вам не понравится, это вам вряд ли поможет. Но если понравится… представьте, как хорошо, когда любимого блюда много.
В WoW вы узнаете, что PvE — это серьезный бизнес.
Все слышали, что WoW — игра «про подземелья». Что ж, в каком-то смысле это действительно так. Подземелья, будь то испытания на пять человек или рейдовые подземелья с энкаунтерами, рассчитанными на 20 опытных игроков, — значительная часть игры. В WoW подземелья значат больше, чем осады в иных PvP-играх, и я это серьезно: осады даже в популярных MMORPG редко удостаиваются колонки новостей на крупных игровых порталах, внимания сотен тысяч зрителей или читателей, всеобщей шумихи и фанфар, которые едва-едва скрывают зубовный скрежет зависти.
Просто потому, что… миллионы игроков, вы же помните. Внимание игровой прессы. Целая культура, которая сформировалась вокруг ваших — в том числе — игровых подвигов.
Рейдовый дизайн в WoW — помимо прочего, это действительно… дизайн.
А еще причина в том, что WoW в своем PvE предлагает, пожалуй, максимально спортивное состязание с механиками, которое просто невозможно сломать внешними способами. Деньги в этой игре (почти) ничего не решают. Даже честно заработанные. Потраченное время поможет вам в освоении рейдов, но существует целый ряд заслонов и препятствий, которые не позволят выигрывать, просто проводя в игре 24 часа в сутки. Более «чистой» победы, чем победа над сложнейшими рейдовыми энкаунтерами в WoW, вы не найдете.
А как же покупка игровых достижений за золото, которая с помощью жетонов мягко конвертируется в покупку достижений за реальные деньги? Что ж, это все еще актуально. Но проблемы, о которых я в свое время писала на ММОзговеде, более-менее утряслись. Лучшего слова я даже и не подберу. WoW — древний исполин, и его желудок способен переварить то, на чем современные игры давятся до полусмерти. Игровое сообщество просто перестроило свои критерии оценки чужих достижений с учетом «паравозов». Стали больше смотреть на даты, в логи и запоминать названия и имена. Теперь форсануть ачивкой вот так просто уже не получится.
WoW-сообщество выработало десятки инструментов, которые позволяют оценить свои и чужие результаты: recount, WoW Logs, списки первых-десятых-сотых, и наконец — Зал Славы от Blizzard, в котором и осядут лучшие из лучших. Забудьте о спорах насчет того, кто лучше и кто в какой лиге играет — в WoW этот вопрос можно решить чисто математически.
Даже если рейдовый прогресс не для вас, в WoW вам будет, чем себя занять. На капе вам будут доступны подземелья на пять человек, «нормальной» и «героической» сложности, для самых упорных — эпохальные, а если вам хочется большего, Blizzard предусмотрели и это — с недавнего времени в подземельях появились испытания, которые повышают сложность, добавляют дополнительные препятствия, включают для героев гонку на время. Эти испытания даже продвигаются как внутренняя киберспортивная дисциплина.
Еще в игре есть случайный поиск рейда, по аналогии со случайным поиском подземелий, где 20+ игроков пытаются осилить облегченные версии рейдовых механик. Есть «нормальный» режим рейда, где число участников может быть произвольным, от 10 до 25 человек. И наконец, PvE на локации никто не отменял — мировые боссы, локальные задания, все те же сюжетные квесты потребуют от вас размять руки и вникнуть в механику класса.
WoW — совсем не «PvP-игра», но PvP в нем есть и чувствует себя неплохо.
И даже больше, чем просто неплохо. В WoW едва ли не лучшее «инстансированное» PvP во всем жанре, и обходит его на этом пути разве что BnS (каковой игре в принципе в этом равных нет). Нет, дисбаланс бывает ужасным, а лиги, в которых состязаются игроки, построены слишком линейно, зато тут оно самое демократичное и массовое. И Blizzard как-то ухитрились сделать процесс фановым и простым для понимания. Если вы никогда раньше не пробовали, WoW создан для того, чтобы стать вашим первым. Попасть на поле боя можно на самых ранних уровнях. Конечно, большую часть времени вы будете лежать плашмя, потому что именно на самых ранних уровнях вас ждет встреча с одетыми в «наследные» вещи твинками, но главное на БГ — умение делать что-то сообща, и если ты хоть немного вкладываешь в победу — это всегда весело. Только не забудьте перед боем почитать, что нужно делать на каждом поле боя. Вы даже можете оказаться единственным человеком, кто будет играть правильно на Варсонге или Арати.
Полей боя в игре много, у каждого своя тактика, свои задачи и свои приоритеты. И главное — везде вы можете как следует подраться в центре… преимущественно этим и занято большинство игроков, пока преданные своему делу тактики самоотверженно таскают флаги. Увы.
Если вы освоились с местными полями боя, на капе вы можете найти себе напарника и попытать счастья на арене. А потом — найти команду друзей и попробовать себя на рейтинговом поле боя. Все это — уже состязательный процесс, вы будете получать рейтинг или терять его за проигрыши, а самые упорные, ловкие, «скилловые» могут войти в крошечное число лидеров гонки и стать Претендентами, а может, и Гладиаторами. А заодно — войти в местный зал славы, в «топы» по PvP. Вы же помните, в WoW ваши достижения просчитываются математически.
А вот с традиционным мировым PvP, которое привычно любителям жанра, тут дело обстоит куда сложнее. В WoW даже специальное определение для него придумали — W(orld)PvP. Или «аутдор», если говорить на сленге отечественного сообщества. Этим увлекаются отдельные коллективы, найти единомышленников реально, побегать и побить противоположную фракцию — тоже. У каждого персонажа есть личный счетчик почетных убийств (те самые ХК, или honor kills), есть и целый список PvP-достижений, которые касаются не только арен и БГ, но и открытого мира. Но будьте готовы к тому, что в WoW всё это, что называется, фор фан: никакого материального результата вы не получите, кроме эмоций победителя или проигравшего.
В новых аддонах Blizzard добавили PvP-таланты, охоту за головами, гильдию дуэлянтов, и может, «аутдор» получит свои долгожданные плюшки от разработчика, но пока что это жанр для любителей драться стенка на стену в чистом поле — просто потому, что это весело.
На самом деле вас ждут привычные три рейда их против одного рейда нас, взаимное обливание грязью на форумах, и бонусом — прослушивание вашего ТС шпионами во время боя и слив уморительных роликов с вашим «войсом» после. Всегда хотели стать звездой Youtube в устном жанре? Теперь вы знаете, как.
С крупинкой соли
Конечно, все, что мы перечислили выше, нельзя считать однозначными достоинствами игры. Некоторых эти подробности, напротив, только оттолкнут, а кого-то — по крайней мере, не привлекут. Этот классический черный кофе — напиток на любителя.Но есть в WoW такие характерные особенности, которые можно назвать спорными даже для его убежденных фанатов.
Графика. На первом месте в списке. Устаревшая графика WoW, устаревший, некрасивый интерфейс, который буквально кричит о том, что игра появилась на свет еще в нулевых. Если по одежке встречают, то встреча с WoW вызывает как минимум недоумение.
Как можно такое терпеть в 2018 году, особенно если речь идет не о безумно концептуальном инди?
Когда-то давно у меня спросили, как я играю в WoW, при всей моей любви к красивой графике? Через фейспалм, ответила я тогда. И я почти не шутила, такой момент в моей игровой жизни действительно был. На самом старте, когда от «великолепия» графики я испытала неконтролируемые эмоции и была вынуждена буквально прикрыть глаза рукой. Тогда я принципиально решила перетерпеть и проверить, что из себя представляет эта игра — за пределами ее ужасной визуализации. И перетерпела. Хорошо ли это? Да черт его знает. Но на дворе уже 2018 год, а я все еще здесь.
И тут кроется первая неоднозначность игры: на самом деле графика в WoW не так уж плоха, а если брать последние аддоны — так и вовсе прекрасна. Да, она сделана нарочито нереалистичной, полигонов тут мало, красок — много, и текстуры могут привести в ужас ценителя графики в BDO, но… у новых локаций и новых моделей персонажей прекрасный дизайн, игровой мир атмосферный и яркий, и играть в WoW можно с удовольствием и в 2018 году.
С тех пор качество проработки локаций неуклонно росло. Мир Дренора предстал перед нами в новых тонах и красках.
Legion во всем великолепии цветущей Азсуны. Разве это плохая графика?
Battle for Azeroth не побил рекорда прошлых аддонов, но зато достойно закрепил его достижения.
Увы, новичков встречают самые первые, «ванильные» локации, и вот они ужасны… ну ладно, скажем — на любителя. На редкого ценителя. На профессионала. Потому что оценить и полюбить такую графику сложно. Мелкие изменения на локациях все же произошли — например, обновили текстуры зверьков, которых можно приручить, чуть обновили фасады игровых столиц, а вот «классические» расы изменились радикально. Но объяснить новоприбывшим игрокам, что им осталось потерпеть каких-то 80 уровней, и жизнь засияет яркими красками… хм. Сложно. Уж поверьте мне, я пыталась.
Это подводит нас к еще одному спорному моменту: дружелюбие к новичкам. В WoW оно выражено настолько слабо, что диву даешься, как новые игроки умудряются сориентироваться в игре. Конечно, сам по себе WoW прост, а вертикальная прокачка оставляет не так много шансов заблудиться по пути. Но ничего, кроме туториала, WoW новичкам не предлагает.
Графика начальных локаций — это какой-то триумф консерватизма над чувством прекрасного, об этом я уже упоминала. Интерфейс WoW ужасен — громоздкое древнее чудище. Опытные игроки ставят аддоны для изменения интерфейса, но новички об их существовании не знают. А какой хаос творится с временной линией игры? Стартовые локации — это эпоха Катаклизма. Следом за ней игроки попадают в прошлое — в Запределье или Нордскол, где еще живы Иллидан и Король-лич. Потом их ждет Пандария и война с Гаррошем, бывшим лидером Орды, а потом — Дренор, который представляет собой альтернативную версию Запределья из прошлого! И все это время на нашем пути возникают герои Шредингера, которые в одной версии живы, а в другой мертвы, но они дают нам квесты, участвуют в сюжетных событиях, и разобраться в этом винегрете можно только на самых последних уровнях.
Третий враг WoW, который одновременно его друг или хотя бы верный товарищ — это повседневная рутина. Данжи, рейды, дейлики, переобувшиеся в локальные задания. Фарм репутаций. Фарм ресурсов. Да, WoW настолько огромен, что вы можете найти любые занятия себе по вкусу. Но они а) будут укладываться в эту же схему и б) тут вам понадобится умение развлекать себя самим. Если вы пойдете строго по рельсам, которые продолжил разработчик, и не втянетесь в PvE-приключения с головой, вам скоро может стать скучно. А вертикальная система развития только усугубляет эффект выгорания игроков.
Повседневная жизнь игроков в WoW привязана к тактической карте, как будто нас всех призвали на службу, только «дембель» впереди даже не маячит.
И наконец, помните, что WoW — это парковая MMORPG. Я не напоминаю об этом постоянно, потому что для меня это давно уже не проблема, но для некоторых парк — это и есть главный и решающий недостаток.
И зефирными подушечками!
Ладно, все это понятно. Самая большая, по объемам мира и контента — и по объему постоянной аудитории (возможно) игра. Игра с серьезным PvE-прогрессом и всеми классическими приметами RPG. Ветеран, мастодонт и все это вот. Банально, не правда ли? Вы ведь не просите в библиотеке самую толстую книгу, которая входит в списки мировой классики и школьной программы одновременно.Основатель портала Гоха когда-то писал о том, как его задела за живое стартовая локация дворфов — Холодная долина. Огромные ели, заснеженные холмы, луна и следы ног, которые остаются на снегу. Такие мелочи всегда индивидуальны. И все же я рискну перечислить атмосферные особенности, которые делают WoW не культовым, а просто живым.
Лично для меня одной из самых привлекательных механик в WoW, о которой удивительно мало говорят, стало коллекционирование. Игра развивается больше десяти лет, контент накапливается — и вместе с ним копятся всякие вещи, полезные и не очень, которые вы можете коллеционировать.
Всего пару лет назад Blizzard даже добавили в игру специальную вкладку — Коллекции. Там можно найти всех ваших маунтов (в игре их сотни), маленьких питомцев, а еще — вещи для трансмогрификации и игрушки — преимущественно смешные, хотя среди них встречается и полезные.
Боевые питомцы на самом деле не могут сражаться с мобами. Только друг с другом. А еще они ужасно милые и могут сопровождать вас в путешествиях по Азероту (и не только):
И наконец, отдельная вкладка отдана игрушкам:
Что такое игрушки? Это всякие безделицы, среди которых встречаются и полезные вещи. Например, плот, который позволяет рыбачить в труднодоступных местах:
Но чаще всего они нужны для веселья. Например, как вам камера для селфи?
Или смешной птенец Пепе, который каждый аддон облачается в новую одежку, чтобы посидеть у вас на голове? Вот это, например, Пепе из Боралуса. Он в шлеме для подводного плавания!
А вот я, в окружении доски для Хартстоуна, бочонка с пивом и корзинки для романтического пикника — дожидаюсь друзей в рейде.
Зачем люди забивают коллекции таким бессмысленным хламом? Наверное, за тем же, за чем играют — это просто весело.
Но ограничивать себя предустановленными коллекциями не стоит! Лично мой банк забит вещами, которые дороги мне как память (побрякушки с дарственными надписями), золотыми монетками из даларанского фонтана, устаревшими, но забавными аксессуарами (как вам кружка, которая может вызвать подающую пиво дворфийку? а когда-то это был предмет экипировки с неплохими статами!). И даже письма. Да-да, в игре вам часто будут писать письма неигровые персонажи. Эти письма могут напоминать вам о заданиях и приключениях, которые остались в прошлом.
Впрочем, письма от игроков тоже вполне можно сохранить. На долгую память.
Составной частью коллекционирования и дополнительной возможностью сделать своего персонажа уникальным стала трансмогрификация. Это возможность изменить внешний вид брони на броню подходящего вам класса с помощью обликов, которые сохраняются в отдельной вкладке Коллекций.
Казалось бы, ничего нового. Ремодел мы видели давным давно, еще в Aion. Но вы же помните, WoW — большая игра. За годы существования он накопил тысячи вещей разного стиля, от восточно-пандарийских одеяний до пиратских камзолов и шляп Кул-Тираса.
Выбрав подходящий вид для всех частей одежды, от шлема до сапог, вы можете полностью преобразить персонажа:
Это, конечно, просто смена костюма по настроению. Трансмогрификация позволяет намного больше. Вы можете стать пафосным героем в блеске и сиянии дорогой и громоздкой брони, головорезом в обносках, безумным ученым и веселым трактирщиком. Все в ваших руках… если в вашей коллекции достаточно одежды на любой случай.
И еще одна притягательная (лично для меня) механика — это имитация песочных механик, жалкая, если так посмотреть, попытка перенести их на территорию парка. Я говорю о личном пространстве для игроков, которое мы можем хотя бы относительно обустроить по своему вкусу. Гарнизоны в Warlords of Draenor вызвали заслуженное возмущение игроков, но базово они были отличной идеей. И даже ферма в Пандарии, хоть я и не сразу к ней привыкла, сегодня вызывает у меня теплые чувства. Legion подарил нам оплоты классов, они были атмосферными местами, были тесно связаны с классовой фантазией, но увы, настроить их под себя было уже нельзя.
Всегда подается горячим
Вот мой «топ» достоинств, недостатков и приятных мелочей, которые вызывают привыкание. Является ли что-то из перечисленного — объективно — достаточной причиной, чтобы попробовать WoW в 2018 году? Этого я не знаю. Я уходила из WoW много раз, по таким же объективным причинам, и возвращалась снова, потому что в этом мире есть что-то такое, что притягивает и манит, и думаю, это что-то кроется в длинном перечне выше.Но мой рассказ о WoW-2018 будет неполным, если я не вспомню кое о чем еще. WoW — унылый мастодонт, который даже не пытается понравиться новичкам, и это его слабая сторона, но если он уже чем-то привлек вас и заманил в свои сети, вы рискуете стать частью огромного сообщества, которое объединяет интерес к этой игре. Составители гайдов для WoWhead и разгадыватели загадок, косплееры и артеры, стримеры и блоггеры — с одной стороны. Длинный, невероятно ветвистый, но составленный с явной любовью к делу лор — с другой. Об этой игре пишут, рисуют, поют и снимают фильмы для большого экрана, и да, в таком единении миллионов есть что-то особенное. Почти магическое.
Раз в два года WoW, как феникс, перерождается в пламени, чтобы стать (почти) новой игрой. Это значит, что многое из вашего накопленного скарба превратится в пепел, но с другой стороны — вы сможете начать все сначала. Каждые два года. Этой игре не нужны новые сервера. Вы всегда можете «ворваться» на старте аддона, ну, если, конечно, вы достаточно хороши для этого.
Нужно всего-то дождаться очередного «Близзкона» и почувствовать себя частью сообщества, которое волнуется, ждет, гадает, впадает в уныние или торжествует, в зависимости от услышанного.
Знаете, если WoW — это кофе, то подается он обычно горячим, с пылу и с жару, прямо со жгучего медиа-огня. А еще — с крупинкой соли и зефирками, так что не слишком в него влюбляйтесь и, пожалуй, не относитесь к нему слишком серьезно; для однозначной оценки, для любви или ненависти WoW к 2018 году слишком противоречив.
59 комментариев
А вот тезис, что в ВоВ надо уметь развлекать себя самому — неоднозначен. Обычно такое говорят про Еву, но про вов? Особенно сейчас, когда туда добавили кучу роликов на игровом движке, а все квесты заботливо отмечены на карте? Спорно
Не скучно тем, кто идет дальше по верткали — осваивает сначала нормалы, потом героики, потом врывается в эпохальные рейды. Или занимается PvP активно и серьезно. Казуальным игрокам приходится самим ориентироваться в том, чем им заняться сегодня, коль скоро испытания и арены не вариант.
Прочитал с большим удовольствием.
Спасибо!
Неужели Пандария была уже 7 лет назад?? Для меня — совсем недавно.
Часть армора добавится в коллекцию автоматически, даже могут добавиться побочные варианты из квестов, которые ты выполняла, но не выбрала соответствующую награду. Я сразу после обновления дивные вещи в коллекции находила :)
Сейчас уже нет того хардкора. Картинка очень приятная, стильная, нужно просто привыкнуть к дизайну, в этой общей нереалистичной концепции. Я же известный графо… люб. В картинке я знаю толк :)
Графика — она достаточно самобытна. И на хороших машинах даже красива. Наверное не БДО и не Айон. Но, к примеру, мне хватает. Да что там, даже графики WoW Classic вполне хватает. На нее обращаешь внимание первые пять минут.
Вов — это в первую очередь коммьюнити. Да, оно живет по своим законам, отнимает львиную толику времени. Но оно одержимое. И эта одержимость передается тебе. Почему Сильвана сожгла Тельдрасилл. Куда заведет Альянс златокудрий Андуин. Кто прав, кто виноват? О чем думал Артас убивая своего отца. Они знают все и про всех. Да что там, кое-где еще слышны крики Гаррош истинный вождь. И призывы воскресить Волджина.
Вов — это еще и история. Мир меняется и ты часть этих изменений. Нашествие Легиона, заточение Иллидана, падение Саргераса, возвращение Джайны. В Варкрафте много поворотов сюжета. Это завораживает, заставляет перечитывать истории любимых героев, отыгрывать их в игре.
Ну и конечно, Варкрафт — это толика удачи при должном задротстве. Выбить лучший в слоте шмот, выдать хорошие цифры, ворваться в оранжевые логи, покрасоваться на Неубиваемом. В общем, есть чем заняться. Вопрос, что именно вам надо от ММО?
А по поводу сумок — я имела в виду эксклюзивные ячейки/места, которые в принципе можно получить только через магазин, как в GW2, например. Понятно, что с появлением жетонов WoW уже перестал быть классическим p2p-проектом, и теперь можно вкладывать в игру и реальные деньги. Но покупать придется все равно за игровое золото, да еще и пошитые игроками сумки. Все это очень приятно… особенно если именно ты шьешь эти сумки :)
Я больше скажу, графика новых локаций WoW, разлива Дренора и Легиона, уже превзошла по качеству графику Айона. До BDO WoW никогда не дотянется, да. Но какая вообще игра до нее дотянется? Пока что это абсолютный эталон игровой графики в ММО. Тем не менее, остальные игры как-то живут. У отличной графики есть своя оборотная сторона — я вот из-за нее не играю в BDO. Жду, пока починят графику ремастера.
О да. Безусловно, это так. Опосредованно я писала об этом и в последней части, и в рассказе об игровых достижениях и гонке прогресса. Но это не та часть игры, которую новичок может познать и прочувствовать по заметке. Это можно прочувствовать только постфактум, если получится вжиться в игру. Так что я не могу уверенно сказать, что новичкам стоит идти в WoW именно ради коммьюнити. Но вот когда они уже будут там… Тогда сами все поймут :)
С другой стороны, это было сравнительно не требовательно к ресурсам: WoW у меня не плохо работал там, где, скажем, EQ2 безбожно тормозил — и это таки плюс.
А во времена Дренора WoW попросту отказался запускаться на встроенной видеокарте ноутбука, которой хватало для GW2. Так что… все течет, все меняется. Даже графика в WoW.
Но сильно сомневаюсь, что Айон технически лучше GW2.
Они действительно есть. Если прикрепляешь аутентификатор. Я не знаю, можно ли его прикреплять бесплатно. Вроде есть приложение. Но у меня это физический брелок (с севшей батарейкой) за реальные деньги дающий 4 ячейки к основной сумке. В общем, ерунда. Просто как факт.
На самом деле наши мечты о прогрессе всякий раз разбиваются о суровую реальность — как найти еще 18 человек, с которыми будет комфортно и приятно общаться. С ликвидацией уютных десяток нам не оставили шансов. Если в этот раз останемся в WoW надолго, попробуем хотя бы на М+ найти подходящую компанию.
А, нет-нет, это совершенно бесплатно. Да, можно купить физический брелок, но можно просто поставить приложение на телефон. Еще и милого пета пришлют.
Так что пока внятного решения этой проблемы мы не нашли, хотя желание наконец-то взяться за рейдинг у нас зреет давно.
Меня вполне устраивала ситуация в который мы бы просто раз в неделю в приятной атмосфере пробегали нормал до выхода нового рейда, но в реалиях ВоВ таких людей очень мало и единомышленников я не нашёл. Закончилось всё постепенным распадом статика.
Хороший прогресс и уютный рейдинг вещи не совместимые (есть наверняка исключения только подтверждающие правила), а обычный игрок не видит смысла в рейдинге, который закончится не на прохождении максимальной сложности. Это система с огромным изъяном.
Так что с точки зрения челленджа и прогресса — 20 человек хорошее решение. Хардкорное, каким и должен быть серьезный рейдовый контент. Проблема в том, что со своим гибким составом, тяготеющим скорее к 20, чем к 10, они убили возможность небольших групп социализироваться и осваивать рейды. Видимо, М+ был задуман как замена, но в итоге полноценной заменой не стал, поскольку он а) все равно не рейдинг и б) очень часто требует специфического состава группы, чтобы пройти далеко и высоко.
Это всё не в упрек Метелице. Я понимаю, что серьезные достижения в любой сфере почти невозможно получить, оставшись на 100% в зоне комфорта. Прогресс в чем угодно требует, чтобы игрок думал прежде всего о прогрессе, а не о личном удобстве. Просто объясняю, почему лично мне теперь жалко, что десяток больше нет, и почему у нас есть проблемы с тем, чтобы вписаться в рейдинг в нынешних реалиях :)
1. Близзард балансируют рейды под 20 человек. Да они скалируют хп и урон в зависимости от количества игроков в рейде, но механики все равно рассчитываются на большее количество игроков. И босс, сложный для убийства для рейда из 10 игроков, становится элементарным уже при 15 людях в рейде.
2. При малом количестве игроков (10-12) для комфортного убийства боссов желателен хотя бы средний уровень владения своим классом от каждого игрока. Даже один вагончик является значительной нагрузкой для всего остального рейда.
При этом, весь Легион мы справлялись с поставленной изначально задачей. Правда самым сложным в моральном плане для нашего статика оказался последний рейд. Нормал прошли достаточно быстро, а вот героик режим, в особенности, последние 3 босса заставили помучиться, как раз по двум вышеприведенным причинам и из-за большой текучки состава рейда.
В принципе, если есть желание собрать статик из 10-12 человек и походить в рейды таким составом. То это вполне выполнимая задача, и не такая уж сложная. К тому же, для нормала и героика сейчас не важен сервер, да и, в основном, все общение статика обычно идет в дискорде.
1) стоит задача собрать не просто 10-12 человек, с которыми можно рейдить (потому что при таком раскладе можно сразу и 15 собирать, и больше). Стоит задача найти игровых как минимум приятелей, с которыми у нас будут совпадать интересы помимо рейдинга, которые будут играть вместе с нами за пределами рейдов, с которыми нам будет комфортно общаться, в конце концов. И с возрастом лично моя терпимость к людям сильно пошла на спад — что в юности было окнорм, сегодня заставляет брезгливо морщить нос и вспоминать, что я в игру играю для удовольствия, а в социализации со всякими вот удовольствия точно нет;
2) людей, с которыми нам обеим комфортно общаться, много не бывает. Я до сих пор удивлена, что у нас получилось собраться в гильдию в BDO, и боюсь, в WoW этот фокус мы не повторим;
3) если ищешь прежде всего друзей, ты с большой вероятностью найдешь не про-игроков, а вовсе даже наоборот. Даже наша дружная парочка не сбалансирована :) я типичный казуал, который умеет работать головой, но руки за ней страшно опаздывают, а вот Сьютта прекрасный игрок с прекрасной же реакцией, и не будь на ней прицепа вроде меня, уже давно мифики бы закрывала. Десять таких игроков, как Сьютта, может, и одолели бы дисбалансные механики малым числом, но как минимум пять таких игроков, как я, уже не дали бы им этого сделать;
4) за последнее время число желающих рейдинга казуалов как-то плавно превратилось в рейдящих не-таких-уж казуалов. Даже если посмотреть на тех, кто теоретически хочет играть вместе с нами, то обычно обрисовывают себя как «нет-нет, я 100% казуал, до 13+ ключей только добрался, и в этом сезоне еще ни разу в мифике не был!» И вот таких казуалов нынче в WoW две трети :) Мои знакомые милые-юные девочки щелкают героики, как орешки. Так что аудиторию, где люди бы были, как мы — неофитами в рейдинге и сторонниками уютных гильдий с дружеским общением — трудно нащупать. Она наверняка есть, потому что в WoW можно найти черта лысого. Но искать их ох как непросто. На ММОзге их днем с огнем, например, не найдешь. То ли дело казуалы из BDO, вот они нашлись без проблем :))
Это если развернуто объяснять, почему я считаю наши планы реальными, но крайне сложновыполнимыми. По сути, нам нужно много-много удачных стечений обстоятельств, а с этим в любой игре непросто.
Что делают в игре все остальные, я честно не могу понять. Есть игроки, которых в игре удерживает факт того что это Warcraft, но лично я считающий себя ярым фанатом этой вселенной думаю, что WoW это худшее что случилось со вселенной Warcraft и для меня развитие вселенной остановилось на TFT, хотя в WoW и есть удачные наработки.
Blizzard в последние годы пытается внедрить множество систем, которые либо противоречат самой сути своей же игры, либо не достигают своих целей (или делают это очень неудачно), проявляет крайне неуважительное отношение к игроку манипулятивного характера и вообще паразитируют на вселенной и своём некогда добром имени.
Единственные два отдела, которые нынче отлично делают свою работу, это отдел дизайна (художественного, те кто свыкся с техническими ограничениями движка заметят насколько красивее игра становится со временем) и PR отдел, который на данный момент наверное ключевой для игры и проделывает невероятную колоссальную работу.
P.S. Каждый раз, когда кто-то называет WoW RPG без приставки MMO мне начинает икаться, ибо он настолько плохо делает вещи с которыми у меня ассоциируются RPG, что лично я бы постеснялся её так называть.
P.S.S. Всё вышесказанное — моё личное мнение, если я кого-то обидел то простите, но накопилось.
Я сама могла бы так сказать о WoW, если бы была в другом настроении. Например, в момент разочарования. Но вот я: я не рейдер, и я несколько раз уходила из WoW, далеко и надолго. Да и один свой аккаунт со всем, что в него было вложено, я уже потеряла. И все равно я по-прежнему здесь.
Что не отменяет изрядной доли справедливости в сказанном. Хотя я бы поспорила насчет Legion — там все отделы сработали просто отлично. На удивление качественное дополнение в лучших традициях и не без некоторой присыпки инновациями. В BfA компания снова разленилась и продолжает, хммм, эксплуатировать честное имя и все такое. Хотя концепция Кул-Тираса мне нравится, на том и держится мой интерес.
Уточню только насчет RPG. Разумеется, я имею в виду такую RPG, которая неотъемлемая часть ММО. Классические сингловые RPG, как я поняла, стоят на довольно странных слонах, и мне они не близки.
А вы за Орду играете в BfA или за Альянс, кстати?
Страдаете вдвойне, за Альянс и за элемов :) Вы же не рейдер, как я поняла?
На фоне всех вас я чувствую себя жалким казуалом :) Уйти, что ли, в PvP, да классы у нас опять неподходящие :)
Если посмотреть на основные нововведения Legion в долгосрочной перспективе, то они уже не покажутся такими удачными. Я например совсем не вижу положительных мнений о локальных заданиях, в основном мнения разнятся от нейтральных до крайне негативных. Мифик+ заинтересовал определённую аудиторию, но для очень многих это очень изнурительный режим, в который они ходят просто чтобы отбить там еженедельные капы (сундук), то есть действительно самостоятельным режимом он стал лишь для очень небольшой доли игроков. Артефакт также не был исключительно положительным нововедением, а его BfA итерация как я вижу вообще мало у кого положительные впечатление вызывает (я если честно и вспомнить таких не могу).
Я сейчас не пытаюсь что Legion был плох, но я думаю значительная часть его восхваления основана на контрасте с WoD.
Так серьезное PvE всегда было контентом для части игроков. Это нормально. М+ и не должны были привлечь к этому процессу казуалов. Единственное его назначение — добавить контента (хардкорного контента) для игроков, которые хотят играть в малых группах.
Артефакт на самом деле понравился подавляющему большинству игроков. Были недовольные единообразием оружия (особенно если конкретно их спеку с артефактом не повезло, как не повезло ВВ-монку, уж я-то знаю), были протестующие голоса насчет фарма АП. Но эти голоса звучат регулярно. Слишком много гринда! — говорят они обычно. ВоВ не корейская ММО! Но я люблю гринд. Многие воверы любят гринд, даже если не отдают себе отчета в этом. Так что с артефактами все было в порядке, они очень явно освежили геймплей. Были недостатки и недоработки, жаль, что Близзард не стали шлифовать идею, а просто выплеснули ее вместе c Legion.
А ожерелье в BfA как замена… ну да, оно ужасно. Хуже просто некуда. Тут мне скорее странно было бы видеть людей, которым оно понравилось.
Лично я пришла в Legion после долгой паузы от WoW, на свежую голову. Пришла изрядно предубежденной после событий на старте аддона (убийство Вариана Ринна идеологически просто уничтожило Альянс, возвращение Даларану нейтрального статуса зацементировало положение вещей). Но в итоге Legion меня затянул. Да и чисто математически, такого количества контента, таких качественных и больших промежуточных патчей я в WoW не припомню и до WoD.
К сожалению, поддерживать ритм в новом аддоне Blizzard не смогли. Уже не смогли, так что это свершившийся факт.
Трейты артефакта странные, в большинстве своем недоступные (требуется высокий уровень ошейника). Т.е. проявят себя когда-то. Плюс еще поди нафармь нужные куски с правильными трейтами. В м+ они не падают.
Локалки как локалки. Репутацию гриндить никто не заставляет. Можно делать, можно нет. Но как обычно многие решили что это обязаловка. Ага, сюда же мы еще острова добавим, кап завоеваний. И приплыли. Надо расставлять приоритеты, вот и все.
Кстати М+ вполне себе самобытный контент для кучки друзей. Ходить с пугами, оно на любителя. А вот для маленьких групп развлечение.
А вот подземелья там мне совершенно не понравились, арены, кстати, тоже. За всем этим я обычно прихожу именно в WoW.
Честно, я понятия не имею, смогла бы я играть в нынешний ВоВ, если бы только что пришла новичком. Речь даже не об игровых механиках, а о лоре, истории мира. С годами Азерот превратился в такого странненького кадавра, в котором разные локации наполнены контентом из разных временных отрывков. Играя много лет, я привыкла к тому, что история развивается на моих глазах, и лично мне-то все понятно! Но если взглянуть со стороны, то все так, как ты пишешь: в этой локации герой N жив, а в следующей по уровню — мертв, некоторые сюжетные квесты даются лидером фракции, который уже и не лидер (до сих пор помню, как в Дреноре давно сверженный Гаррош прибегал в свою бывшую крепость, чтобы вручить игроку Орды какой-то старый катаклизменный квест). Рамкахены мирно живут в Ульдуме и дают квесты времен Катаклизма, в то время как над всеми ними зловеще нависает тень от меча падшего титана Саргераса, в последнем аддоне пронзившего соседнюю локацию и чуть не расколовшего планету… ааа! )
Но для меня, как для старого игрока, ВоВ по-прежнему привлекателен, хоть и далеко не идеален. Боевая система в нем просто ужасна -_- Однако ни в одной другой игре мне не хотелось RPшить так сильно )
Старая слоупочная таргетная боевка? А ты похиль, и тебе динамики хватит надолго =) А если серьезно, то у нее есть свои плюсы — она позволяет выстроить какую-то синергию ролей и классов, когда одни полезны другим. Ураганная современная боевка синергию даст только ну очень быстро реагирующим. И еще с идеальным пингом. Так что для святой троицы, как ни крути, неспешный таргет лучшее решение.
… и ни в одной больше игре не было таких развесистых историй о персонажах и такой мощной сцепки с ними, да. И за это нужно спасибо сказать как раз лору, квестам, возможности прочувствовать выбранный образ в меняющемся мире. Правда, в Метелицы это получилось скорее случайно, чем преднамеренно. Но получилось же!
Графика, конечно, не сравнится с БДО, но для меня она какая-то более уютная. И вряд ли в какой другой игре я бы так легко сменила жреца-эльфийку на тролля-друида, но черт побери, он так вписывается в этот мир! Я от него в восторге.
Единственное, что огорчает — ощущение того, как много было упущено. Книги навыков, которые больше не нужны, итемы, которые должны давать квест, но больше не дают, НПС которые то ли живы, то ли уже нет… Но это ложка дегтя в бочке меда, которым я готова весьма серьезно настроена наесться до отвала)
О да. А какая у него кошачья форма… =)
Как я Вас понимаю, качала своего первого персонажа и прокачивала алхимию по старым рецептам, собирая старые травки, кто же знал, что в реалиях проф легиона этого уже не требуется %)
Но всякий раз, когда я слышу, что кому-то так легко сменить расу, я вспоминаю о том, что лично мне это гибельно сложно… и к вопросу о дискуссии выше, именно поэтому мы никогда не наберем эту чертову уютную компанию для рейдов. Потому что игровые приоритеты. Они определяют, с кем ты будешь играть, в конечном итоге.
Вот не могу удержаться от совета. Не торопитесь. Ни у коем случае. Если играете в первый раз на верхний уровень нужно идти медленно. Лучше даже очень медленно. Сам качался до 70го (Да, тогда это был верхний уровень, да такой я древний) полгода и надо сказать это был один из лучших периодов игры в ВоВ (второй это ульдуар в очегь хорошей гильдии и десятке).
И я даже наверно ворвалась бы в Азерот на пару месяцев снова, но моя видюха мне не позволяет :(