В последние годы говоря об играх, часто использовать слово «дофамин». Биохимикам наверняка есть что возразить на такое, но в целом если понимать термин как «чувство удовлетворения при получении награды, свидетельствующей о твоем движении в правильном направлении», то пусть уж лучше и впрямь «дофамин». Вот ради этого самого дофамина многие из нас и играют. Во всяком случае ради него играю я.
В ММОРПГ дофамин поначалу получить просто. Сданный квест, поднятый уровень, продавшийся товар, удачный лут — все дает «дозу». Игра сама дает очень сильное подтверждение. Но по мере продвижения, игра постепенно уступает эру роль игрокам. Приятно наблюдать реакцию на свои действия и достижения. Слышать слова восхищения и благодарности. Ну, хотелось бы так. А вот на практике все сложнее, увы.
Вот, возьмем ПвЕ. Собрали группу, пошли в подземелье, здорово справились, убили босса — но вот вкусный лут достался не мне. Так, какая-то мелочишка, пара лишних монет может быть, может быть немного экспы, а может быть и вообще ничего. Если это гильдия или постоянная группа, то можно порадоваться за товарищей, а если рандомы, которых видишь возможно первый и последний раз в жизни? Где мой дофамин?! Зачем я сегодня логинился вообще?
А вот еще интереснее, ПвП. Встретил противника, подрался, победил. Дофамин?! А вот нет, противник оказался например на несколько уровней младше, один против группы, или еще в каком-нибудь заведомо проигрышном положении. Но было видно, что старался как минимум избежать схватки, оказать хоть какое-то сопротивление, убежать наконец. И вот уже странный привкус у дофамина выходит. Вроде как досада на правила игры, вообще допускающие или тем более поощряющие такое. Я часто бывал и с той и с другой стороны, вкус один и тот же — неприятный.
А бывает и так, что «противник» (тут уж в кавычки беру это слово, ибо какой это противник?) вел себя как овощ, тупо пассивно слился, а потом еще нашел способ написать тебе каких-нибудь гадостей. Тут не то, что дофамин, а вообще омерзение берет. Вот же сволочь, сам играет по-скотски, и людям настроение портит. Я вот в такие момента склонен к рефлексированию… а у других защитная реакция вырабатывается по типу «Мвахахаха, каребиры должны страдать, нуб». А кое-кто начинает воплощать эту идею в жизнь. Мстить. Отыгрываться грифингом, что есть еще большее скотство с моей точки зрения. Но встав на эту позицию, дофамин неожиданно возвращается — каждый новый страдающий «нуб и каребир» дает теперь новую дозу. Биохимия — штука циничная.
Гриферы часто мстят. Или думают что мстят. За времена собственного нубства, за другие игры, за реал. На самом же деле, им просто нужен дофамин. А дофамин не пахнет, не бывает плохой и хороший. Пахнет способ его получения. Должен признаться, я прочитал несколько статей в разделе «Теория ММО» на эту тему, и вот, по-моему Атрон таки смог ухватить правильную идею и разжевать ее доходчивым способом. Спасибо за это.
В ММОРПГ дофамин поначалу получить просто. Сданный квест, поднятый уровень, продавшийся товар, удачный лут — все дает «дозу». Игра сама дает очень сильное подтверждение. Но по мере продвижения, игра постепенно уступает эру роль игрокам. Приятно наблюдать реакцию на свои действия и достижения. Слышать слова восхищения и благодарности. Ну, хотелось бы так. А вот на практике все сложнее, увы.
Вот, возьмем ПвЕ. Собрали группу, пошли в подземелье, здорово справились, убили босса — но вот вкусный лут достался не мне. Так, какая-то мелочишка, пара лишних монет может быть, может быть немного экспы, а может быть и вообще ничего. Если это гильдия или постоянная группа, то можно порадоваться за товарищей, а если рандомы, которых видишь возможно первый и последний раз в жизни? Где мой дофамин?! Зачем я сегодня логинился вообще?
А вот еще интереснее, ПвП. Встретил противника, подрался, победил. Дофамин?! А вот нет, противник оказался например на несколько уровней младше, один против группы, или еще в каком-нибудь заведомо проигрышном положении. Но было видно, что старался как минимум избежать схватки, оказать хоть какое-то сопротивление, убежать наконец. И вот уже странный привкус у дофамина выходит. Вроде как досада на правила игры, вообще допускающие или тем более поощряющие такое. Я часто бывал и с той и с другой стороны, вкус один и тот же — неприятный.
А бывает и так, что «противник» (тут уж в кавычки беру это слово, ибо какой это противник?) вел себя как овощ, тупо пассивно слился, а потом еще нашел способ написать тебе каких-нибудь гадостей. Тут не то, что дофамин, а вообще омерзение берет. Вот же сволочь, сам играет по-скотски, и людям настроение портит. Я вот в такие момента склонен к рефлексированию… а у других защитная реакция вырабатывается по типу «Мвахахаха, каребиры должны страдать, нуб». А кое-кто начинает воплощать эту идею в жизнь. Мстить. Отыгрываться грифингом, что есть еще большее скотство с моей точки зрения. Но встав на эту позицию, дофамин неожиданно возвращается — каждый новый страдающий «нуб и каребир» дает теперь новую дозу. Биохимия — штука циничная.
Гриферы часто мстят. Или думают что мстят. За времена собственного нубства, за другие игры, за реал. На самом же деле, им просто нужен дофамин. А дофамин не пахнет, не бывает плохой и хороший. Пахнет способ его получения. Должен признаться, я прочитал несколько статей в разделе «Теория ММО» на эту тему, и вот, по-моему Атрон таки смог ухватить правильную идею и разжевать ее доходчивым способом. Спасибо за это.
7 комментариев
Вот только если подземелье сложное, и твоя роль там имеет значение, то удовлетворение будет даже если и ничего кроме мелочи не получил.
Говорю это как оттанковавший в классике на 18м уровне Воющие пещеры медведь.
За хила у меня проблемы только с маной были, учитывая что таланты у меня не хиловские, то вообще грех жаловаться(тоже кстати с танком-медведем).
Вообще, пусть и не в контексте ММО, но очень советую вот это посмотреть:
m.youtube.com/watch?v=ik9t96SMtB0&list=PL8YZyma552VcePhq86dEkohvoTpWPuauk&index=1