… и маленькая расчлененка. Кхм, да… В общем, мы переезжаем. Я хотел выдержать паузу, накопить материал и впечатления, но Фокс выпустил джина. А в комментариях к его заметке завязалась дискуссия. Ответы на некоторые вопросы, прозвучавшие там, я изложу здесь. В целом, я буду очень мало говорить о новом проекте, но очень много о процессе переезда коллектива и о том, как это происходит у нас. В общем, немного распахнутых штор, если кому интересно.
Многие игроки в ММО считают, что переход в другой проект дело простое. Что-то промелькнуло интересное, скачал, глянул, погулял, дальше как получится. Но если вы давно и прочно ассоциируете себя с командой, это скорее напоминает попытку развернуть парусное судно средних размеров. Пока оно несется под парусами увлеченной игры, общего интереса, попытка разворота грозит оверкилем. В результате подобных маневров вы можете остаться без корабля и команды. Поэтому смена курса происходит при снижении текущего интереса и при улавливании другого потока увлеченности.
Все эти аллегории хороши, но мы говорим о людях, у каждого из которых есть свои мысли, своя внутренняя шкала интереса, свои предпочтения. Каждый из них приходил со своей историей, мы знакомились, общались, спорили о приеме этого человека, обязательно приходили к консенсусу. Затем человек становился частью моей жизни. Не виртуальной жизни. Реальной. Пускай небольшой частью, но все же. Ежедневное общение. Голос. Поступки. Споры. Рукопожатия. Потеря одного такого человека — это как отрезать кусочек своей текущей жизни. Мягко говоря, ничего приятного.
Но люди все живые, и субъективные предпочтения никуда не денутся. Так я потерял одного из своих самых близких сетевых друзей, уйдя из EQII в EVE-online. Ни я ничего не мог сделать со своим отношением к EQ, ни Жак со своим к EVE. Так тоже бывает. Мы, конечно, периодически общались, вместе ходили в горы, но эти безусловно прекрасные моменты не сравнить с возможностью ежедневных совместных приключений и общего игрового контекста.
Теперь умножьте описанную ситуацию на двадцать и вы сможете приблизительно представить нашу текущую человеческую инерцию.
В комментариях к заметке Сергея я сделал следующее утверждение:
Я за естественную дискриминацию одиночек в ММО, говорю об этом открыто. Это не означает, что я выступаю за то, чтобы одиночка ничего не смог делать в игре. Я выступаю за то, чтобы он все же ощущал свое одиночество и ограниченные возможности по сравнению с группой, как и в жизни.Понимаю, что сама по себе фраза «естественная дискриминация» тот еще оксюморон, но уж очень хотелось выпуклой формулировки. Идея, тем не менее, надеюсь, понятна. И понятно, что такая идея далеко не всех устраивает. Несмотря на то, что Seven Crafts, как сообщество, которое создано далеко не с целью упрощения внутриигровых задач конкретного ММО-проекта, это вообще отдельная история, даже коллектив одной игры требует дополнительных усилий по поддержанию хорошей атмосферы и эффективной жизнедеятельности. Безусловно, мне процесс создания, «выращивания» и поддержания микросоциума интересен сам по себе. Для меня все это уже давно превратилось в парадокс «кто был раньше — яйцо или курица», несмотря на то, что одно неотделимо от другого. Но все же. Люди, которые со мной не соглашаются в приведенном выше тезисе, зачастую давят на справедливость и равные возможности. Но в таком случае, как мы любим говорить, нужно сразу всем на старте игры выдавать кнопку «Пабидил», после нажатия на которую отпускать с миром, одарив равенством и справедливостью.
Андре, Алтро, Рыж, Рин и Фокс, только не спрашивайте кто где, я потом объясню
Seven Crafts, кстати, как команда, едва ли способна похвастаться какими-то крупными внутриигровыми достижениями, и часто это возвращалось к нам в виде упрека от более крупных коллективов, с которыми мы взаимодействовали. Что тут сказать? Мы видим грань во внутриигровых усилиях, которую не хотим переходить. Мы также видим грань в размере команды, перейдя которую мы неизбежно должны будем выстраивать отношения в коллективе совсем иначе, введя иерархию. Но по-другому зачастую не достигнуть того, чего может добиться крупное формирование игроков с военной дисциплиной, иерархией и внушительной численностью участников. Вот мы и не добиваемся этих результатов, ценя то, что имеем. Но, безусловно, теряя в возможностях. Так что градаций и полутонов в ММО намного больше, чем тумблер «одиночка/команда».
Впрочем, давайте вернемся к нашему рассказу о конкретной команде с ее конкретными проблемами, если вам еще интересно. Представьте, перед какой задачей стояли все мы, выбирая следующий этап нашего бесконечного виртуального путешествия. И это на фоне того, что безусловных фаворитов практически нет, к каждому текущему участнику MMO-гонки у нас есть вагон претензий. Все это нужно было увязать так, чтобы постараться сохранить всех людей. Это приводит к тому, что вы руководствуетесь принципом «консенсуса», в котором побеждает не источник самой горячей любви кого-то конкретного, а тот, кто набрал наименьшее количество претензий от каждого из нас. Победителем оказался Aion.
Черепахи-первопроходцы
Кандидат казался весьма спорным. Раньше мы, особо не разбираясь в деталях, наблюдали общий негативный информационный фон вокруг этого проекта. По большому счету, мы просто игнорировали его, доверившись мнению большинства, о чем красноречиво говорило полное отсутствие меток «Aion» на протяжении года жизни блога. Но недавний анонс дополнения 3.0 и найденный в связи с ним ролик о том, каким видят будущее своего проекта его создатели, заставили нас с интересом распахнуть это окно в душной комнатушке известных ММО, где высшей ценностью стало копирование и самоповторение.
У меня лично нет каких-то больших иллюзий по поводу Aion, но выбор в его пользу я действительно нахожу на данном этапе самым интересным и перспективным. Я не знаю, как ситуация будет развиваться на самом деле, сколько у нас на руках домыслов, сколько реальных фактов и сколько открытий, приятных или неприятных. Но путешествие, как и опыт в целом, будут безусловно интересными. Вот почему.
Мне кажется, это попытка того самого скрещивания песочницы с парком развлечений. Когда вышел Аион, мы были в чистой песочнице EVE и гибриды нас мало интересовали. Но теперь, после года путешествий по эталонному парку развлечений, сравнить впечатления будет интересно. Aion, на первый взгляд, это намного более коллективная игра, требующая постоянного объединения, в том числе и ради будней игровой жизни, для защиты своих друзей от нападающих представителей другой фракции. Наконец, по слухам, это место, в котором вокруг крафта может сосредоточиться очень большая часть игровой активности. Как сложится — посмотрим. А пока еще немного о сложности выбора.
Проект распределения ролей на форуме в предвкушении игры
Передо мной лично, как отдельной мыслящей единицей, поначалу выбор двух глобальных параметров был очевиден — европейские серверы Aion, фракция Асмодиане. С Инновой мне связываться совсем не хотелось, так как это показательная квинтэссенция «русского недосервиса». За надменных Элийцев, презирающих Асмодиан лишь за то, что им судьба уготовила жизнь на темной стороне расколовшейся планеты, играть совершенно не хотелось. Напротив, была отчетливая мотивация наказывать этих задравших нос белых куриц в том числе и на их теплых зеленых лугах. «Я ужас, летящий на крыльях ночи» и все такое.
В итоге я играю на серверах Инновы за Элийцев. Согласно авторскому замыслу, сейчас читатель должен подумать — вот он, раб коллективной игры, полностью лишенный персональной свободы, выбирающий зависимое от других положение или компромиссы. Если я угадал — печеньку мне. Впрочем, печеньку при входе вы сайту и так подарили.
На самом деле, как только мы приступили к обсуждению того, на каких серверах играть, в ход пошли различные доводы. Главным аргументом в пользу русских серверов было то, что мы предпочитаем общаться на русском. Нам важны оттенки слов, культура речи. В безопасном режиме интернационального общения всего этого зачастую не разглядеть. И вот в этом контексте выходит так, что большинство русскоязычных не задумываясь выбирают русские серверы Аион. Но чтобы развеять высокопарность социального выбора, добавлю, что последним гвоздем в гроб европейских серверов стала необходимость покупать сначала саму игру за 50 евро. Учитывая, что моя семья играет втроем, для нас нагрузка в 150 евро в виде входного билета показалась совершенно лишней, особенно учитывая общее настороженное отношение к проекту и режим «давайте попробуем».
А вот с Элийцами да, я уступил. Никак не из-за морально-этического выбора. Исключительно из-за эстетического. Жак, который, ура-ура, не только присоединился к нам снова, но и возглавил агитационное движение «За Айон!», убедил нас в том, что с точки зрения визуального дизайна элийские локации удались значительно лучше. Проект он уже видел и мы доверились его опыту. Также часть ребят остро желали «солнца, зелени, свежих овощей» и не желали «фиолетовых лесов в снегах». Я с легкостью уступил, изменив внутреннюю концепцию. Мы — те Элийцы, которые понимают, насколько позорно отношение наших предков к Асмодианам. Но и свою землю в обиду мы давать не собираемся. Поэтому пвп-игра от защиты на своих территориях и благородное, уважительное отношение к врагам. Короче, все в белом. Как оно на деле получится — узнаем.
Для полноты отыгрыша роли нами был выбран сервер, на котором Элийцы находятся в явном меньшинстве. Должно быть весело.
И, наконец, интересный сюрприз мне преподнесли некоторые товарищи по команде. Я всегда с трудом воспринимал аргументы в пользу игры персонажем противоположного игроку пола. Причины этого непонимания происходят из внутренней убежденности в том, что человеку крайне сложно отыгрывать кого-то другого на больших промежутках времени. Когда многие представители мужского пола в Lineage II объясняли свой выбор женского альтер эго незамысловатым «мне на женщину смотреть приятнее», в голове незамедлительно возникала вот эта сценка:
Но там же, на просторах LA2, я когда-то встретил Андре. Изначально я его встретил в мужском облике, но позже, уже на другом сервере, узнал, что он играет женским персонажем. Конечно, у меня уже было очень позитивное отношение к этому человеку, но немаловажным фактором в более лояльном отношении к его выбору послужило то, как именно Андре играл женским персонажем. Это была именно роль. От кроткого поведения целительницы до безупречного применения нужного рода в любой ситуации. Ни одного выхода за пределы роли. Тогда все общение шло через текстовый чат и форма подачи образа была великолепной. С тех пор я как-то свыкся с тем, что Андре может играть женским персонажем. Но когда сейчас несколько ребят переметнулись (чуть не написал «в стан врага») в несвойственный им образ, становится не по себе. В игру все же хочется погружаться, как можно сильнее верить. Пока я просто бурчу, но принимаю их выбор.
О самой игре писать пока рано, не все туда еще перебрались, а те, кто перебрался, играют всего несколько дней. Мне лишь хотелось показать вам немного внутренней кухни довольно редкого, на мой взгляд, явления — полноценной миграции игрового сообщества из проекта в проект. Это можно произносить голосом Дроздова, да. Многие воспринимают внутриигровые социумы как временное объединение. Чтобы убить босса. Чтобы захватить замок. Но ничто не может помешать вам изменить ситуацию так, чтобы игра стала поводом, а сами люди — причиной объединения и дальнейших приключений. В этом случае свойства игры, безусловно важные, становятся фактором, подчиненным атмосфере в команде, которая зависит от человеческих свойств ваших друзей. И хотя люди кажутся самыми непредсказуемыми объектами, это намного более прогнозируемый процесс, чем линия жизни и развития любой ММО.
27 комментариев
Про естественную дискриминацию - всё верно. Лишь бы она была естественной, а не надуманной (троекратный опыт всем при работе в группе! дверь, не пропускающая меньше пяти персонажей! и т.п.)
С новосельем :) Неожиданный выбор.
бегу за короткошерстными кабанами в нуболоке ... ах! какой-то перс севенкрафтс 6го уровня )))
Я долгое время скептически относился к проекту. Но команда решила пробовать.
И вот внутри меня с первых кадров захлестнула линеечная ностальгия. Очень много концептуального и стилистического сходства. А картинка просто прекрасная.
Это первая моя ММО с действительно многопараметрическим редактором персонажа (Еву не считаю, поскольку когда я был там, результатом генерации был портрет и всё).
Наконец и в ММО мне удалось нарисовать близкую к идеалу девушку. ;)
Будем ждать подробных отчётов!
А меня все-таки сбили с пути и я сделал себе здоровенного негра. С дубиной. Лекарь, да... кхм... анестезиолог. ;)
Генератор портретов действительно очень мощный, играться с ним можно часами. Но и результат впечатляет: делается любой образ - от ярко выраженных дворфов и гоблинов до троллей и эльфов.
Вчера я неторопливо дошел до седьмого уровня. Пока хилер не испытывает вообще никаких проблем, чувствует себя очень уверенно, даже отдыхать не приходится. За всё время я помер один раз, наагрив на себя по жадности (и глупости) штук пять мобов одновременно.
Но это все "лягушатник", я понимаю. Самое интересное начнется потом. Поживем - увидим. :)
Хилер рулит в начале, и в пве и в пвп. Вы увидите твинков до ~30 уровня, которые развлекаются дуэлями ;-)
А чего там с первым скрином непонятного - меня опять заслонили! Вернее - мою альер-эго... как говорят в айоне - клер. Кстати. то, что Ат говорит про выбор персонажа противоположного пола - меня коснулось в первую очередь. Это мой первый. сознательно сделанный женский персонаж. И она мне очень нравится :)
И еще - я вот все-таки считаю, что новый движок гораздо симпатичнее. Скрины у себя повешу. Есть даже точно такой же. но на новом движке.
Ежедневный квест на монетки с наставником рекомендуется всем, хоть это и не готичненько. В одежде за монетки (или хотя бы только с оружием за них же) мобы летят незаметно.
Сейчас будет метафора с тавтологией. Парни, пардон, но это же Северная Корея, в худшем проявлении.
Хех, неожиданно, впрочем закономерно.
Играю с ЗБТ руоффа. Могу предложить услуги гида, можно будет познакомимся лично :)
Atron, отдельное спасибо за часть в которой описывается процесс выбора сервера и стороны ;)
>Парни, пардон, но это же Северная Корея, в худшем проявлении.
О, мой любимый спор про Корею. Отлично. Только я, надеюсь, мы говорим все же о Южной. :)
mihael, вам не кажется, что это клише? :) Взять хотя бы расхожий миф о "корейском гринде", который в итоге оказался куда более интересным и куда менее гриндом, чем игровой процесс в WoW. Для меня лично, конечно.
Можно также посмотреть на анонсы политической системы в TERA, абсолютно уникального явления, на мой взгляд. На очень интересную реализации Экспедиционных Армий и Гильдий в Archeage. Да на много чего. На тот же сбор эфира в полете. В Aion. Так что я вполне люблю "корейские мотивы". :) Но, возможно, вы конкретизируете свои претензии и мы сможем провести более детальную дискуссию. :)
Возможно клише, надеюсь АА обелит корейский игрострой (для меня) )). Претензий не много: "кишечность" локаций - нет "ощущения большого мира", "корейский рандом" - не соответствие усилий награде, гринд - гринд в "песочнице", почему-то отличается от гринда в "парке развлечений".
А вообще выглядит как история падения: L2-Eve(как неофит восхищен игрой)-Wow-Aion. ))))))))))
Кадр с "черепахами-первопроходцами" хорош! Ах, хорош! Этакая высадка союзных войск в Нормандии :)
>А вообще выглядит как история падения: L2-Eve(как неофит восхищен игрой)-Wow-Aion. ))))))))))
То есть корейскую L2 вы поставили на вершину игровых достижений, а Aion от ровно тех же разработчиков -- в бездну? :) Ну, значит, падаем. Обещали выдать крылья. :)
>"кишечность" локаций - нет "ощущения большого мира"
Я еще с этим моментом не разобрался, но, как мне показалось, уловил задумку разработчиков с этими коридорными локациями. Мне кажется, это напрямую связано с открытым PvP. Впрочем, рассмотрю поближе, сделаю окончательные выводы.
>"корейский рандом" - не соответствие усилий награде
Сколько слышу этот термин, столько не могу его понять. Может, вы мне его проясните. Рандом есть рандом. Это некая вероятность. Я, конечно, встречал людей в линейке, которые свято верили в то, что вероятность 1/100 означает, что нужное дропнется из сотого моба, но надеюсь эти мифы тех, кто плохо учился в школе, мы развеивать не будем.
>гринд - гринд в "песочнице", почему-то отличается от гринда в "парке развлечений"
Совершенно верно. Субъективно, в песочнице он отличается в лучшую сторону кардинально. Потому что смотреть в сотый раз на скрипт в героике и вообще его проходить ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО для того, чтобы получить ЗАВЕДОМО ИЗВЕСТНУЮ сферу, это какая-то скукота в кубе. То же самое с дейликами. Чтобы получить заведомо известную порцию заведомо известных очков. Все это растянуто на месяцы и в чьем-то воспаленном воображении должно... развлекать.
>>"кишечность" локаций - нет "ощущения большого мира"
>Я еще с этим моментом не разобрался, но, как мне показалось, уловил задумку >разработчиков с этими коридорными локациями. Мне кажется, это напрямую связано с >открытым PvP. Впрочем, рассмотрю поближе, сделаю окончательные выводы.
Первая и вторая локации достаточно коридорны, хотя, конечно, "ощущение большого мира" - вещь достаточно субьективная.
Начиная с Элтенена локации как локации. Убеждайте меня в их коридорности ;-)
>То же самое с дейликами.
А вот дейлики есть и в айоне, увы.
> Могу предложить услуги гида, можно будет познакомимся лично :)
ValeryVS, с удовольствием пересечемся в новом мире. Вот только спадет кутерьма старта слегка и пыль осядет. :) Мы пока даже часть своих же, кого не успели заинвайтить, на дороге не узнаем. :)
Этот комментарий был удален автором.
Прочитал я про Ваш переезд. Действительно неожиданно! Думал что RIFT Вас больше заинтересует! Хотя сам поглядываю на AION тоже. Как игра не знаю, но красиво! Может встретимся в игре и познакомимся:). Одному играть скучно, но теперь в AOIN пришли люди которых я знаю благодаря этому блогу. Буду следить за Вами в Блоге и в игре))). Успехов!
>Ежедневный квест на монетки с наставником рекомендуется всем, хоть это и не готичненько. В одежде за монетки (или хотя бы только с оружием за них же) мобы летят незаметно.
Уважаемый Алиан. Андре сравнил эти вещи с крафтовыми. Они точно такие же, только крафтовые доступны на уровень раньше. Мне кажется, что в условиях дружной команды, которая любит крафтить небесполезные вещи, рекомендация совершенно мимо.
>А вот дейлики есть и в айоне, увы.
Но в отличие от ВоВ здесь их безо всяких потерь можно не делать. :)
>Прочитал я про Ваш переезд. Действительно неожиданно! Думал что RIFT Вас больше заинтересует!
Алеказ! Рифт - точная копия ВоВа. Ту интересную часть, которую они туда заложили - Рифты - они не развили до того уровня, до которого хотели: увы, рифт пропадает, даже если его никто не закрывал. В ВоВ лично я (ну и не только я) уже наигрался по крышечку, поэтому совершенно точно не Рифт. :)
>Уважаемый Алиан. Андре сравнил эти вещи с крафтовыми. Они точно такие же, только >крафтовые доступны на уровень раньше. Мне кажется, что в условиях дружной команды, >которая любит крафтить небесполезные вещи, рекомендация совершенно мимо.
Я подсказал, на мой взгляд, более легкий путь. Каким путем пойдут 7ц выбирать им.
Сравнивая крафт-цещи 15го уровня и за монетки 16, легко видеть, что монетки на оружие 15го делается за одну ежедневку помощи новичкам и миссию 10го уровня. Сколько это займет времени? Ну, пусть, час. Сколько времени займет добыча всех необходимых ресурсов для крафта?
А к следующему тиру, уверен, советы будут уже не нужны.
P.S. Аллиан пишется с двумя л.
Прочитал неделю назад про Айон у Сергея, поморщил лоб и полез на антресоли. И да, таки нашлась у меня коробочка с клиентом. Симпатичная такая, местами фольгированная, да ещё и на липучке. Еще ваучер на десять дней игры обнаружил в каком-то старом журнале. Тоже чтоли заценить, чего там за полтора-то года изменилось.
Ничего не гарантирую, но скорее всего, чем обновлять клиент полуторалетней давности, проще закачать его заново. А вот ваучер, наверное, пригодится ;-)
>Уважаемый Алиан. Андре сравнил эти вещи с крафтовыми. Они точно такие же, только >крафтовые доступны на уровень раньше. Мне кажется, что в условиях дружной команды, >которая любит крафтить небесполезные вещи, рекомендация совершенно мимо.
Уважаемый rigeborod, прошла неделя, за которую вы наверняка прошли первый тир - 15-16 уровни. Интересно, сколько вам удалось раздобыть рецептов на крафтовое оружие 15го уровня? Хотя бы минимальным образом (4 вида оружия) удалось обеспечить всех крафтовым оружием?
Аллиан, я тебя не узнаю. :) Понятно, что Рыжебород подобрал не самые удачные формулировки в духе "рекомендация совершенно мимо", но ты как-то продолжаешь противостояние на новом витке. С крафтом у нас все в порядке. Меня ждет давно сделанное Рыжебородом оружие. Я, правда, выпал из зоны с доступным интернетом, поэтому пока только 14-го уровня. Сейчас нацелились на добычу рецептов кинжала и копья 17-го уровня. В целом с обеспечением всей команды крафтовыми вещами более чем хорошо все. Приятно, что ты о нас беспокоишься. :)
Не люблю, когда мне указывают, что писать, а что нет, в ответ на достаточно дружелюбное сообщение.
Мне за кач не выпало ни одного рецепта на 15е оружия, так что думал, будет проблема достать столько рецептов. Оказывается, их продают нпц ;-) Так что да, вполне можно скрафтить. Был не прав.