Albion Online: Блуждание в трех соснах монетизации
С момента старта начавшегося первого августа финального бета-теста Albion Online, самый популярный вопрос: “так какая у игры модель монетизации”? Потрясающее многоголосие в ответах и мгновенно вспыхивающие споры среди отвечающих — прекрасная тема для троллинга. Ведь вы можете разжечь небольшой пожар без спичек и бумаги, просто произнеся вслух волшебные слова. Я решил подробно рассказать вам о том, что знаю. Рассказ будет непростым. Дело в том, что сегодня на вопросы о бизнес-модели Albion Online не могут толком ответить даже авторы. Будущее еще более туманно. И все же мы попробуем.

Начну с первого появления Albion Online на свет. Как всем хорошо известно, “система pay-to-play умерла”. Во всяком случае, нас не перестают в этом убеждать. В то время — особенно. Мол, люди не хотят платить ежемесячно, как раньше. Поэтому Albion Online позиционировался как free-to-play проект… монетизация которого базировалась на ежемесячных платежах за премиум-статус.

Окей, пока не очень логично, но в целом уже тогда было понятно, что речь идет не совсем о “free-to-play”, как вещали разработчики, а о “freemium”. Модель, в которой игру можно легко попробовать, и если понравилось — заплатить. Простота доступа к игре без предоплаты, чтобы понять, нравится она вам или нет, пожалуй, главное преимущество, которое однозначно дает “freemium”, растягивая демонстрационный период до бесконечности. В то же время, для любого человека, желающего заглянуть дальше своего носа, понятно, откуда разработчики будут брать деньги и в чем их кровный интерес.

Albion Online: Блуждание в трех соснах монетизации
Правда, при этом мы получаем классическую дилемму фримиума — для того, чтобы новый игрок оценил игру, ему желательно дать попробовать все игровые возможности. Но если любой человек может создавать неограниченное количество бесплатных учетных записей, персонажи на которых будут обладать всеми игровыми возможностями, это рай для ботоводов.

В декабре 2015 года разработчики Albion Online приходят примерно к такой же мысли. Мало того, они понимают, что бизнес-модель оказывает прямое влияние на игровой дизайн. Поэтому они выступают с нашумевшим заявлением:

Подготовка игры к модели F2P займет огромное количество времени, которое разработчики могут потратить на значительное улучшение самой игры. Также, free-to-play модель может благоприятствовать распространению ботоводства и спама, которые отнюдь не украшают игру.

“Free-to-play”, а если точнее — “Freemium”, отменен. Но что у нас теперь? Разработчики не говорят, остановившись на скромном “Игра не будет бесплатной (free-to-play) после релиза (вначале, как минимум)”. Авторы игровых СМИ легко интерпретируют полученную информацию, заявляя о том, что Albion Online — это игра, которая распространяется по модели buy-to-play и не требует ежемесячной подписки.

Albion Online: Блуждание в трех соснах монетизации
Окей. Возвращаемся к тому, с чего начали. Как именно игра не требует ежемесячной подписки:

Albion Online: Блуждание в трех соснах монетизации
В общем, никакого прессинга. Просто “предлагает улучшить”. Но можно посмотреть на ситуацию иначе. Как выглядит игра без подписки:

  • Вы получаете 33%-й штраф к славе и медленнее развиваете свои навыки.
  • Вы не восстанавливаете очки обучения и медленнее продвигаетесь по Доске достижений.
  • Вы получаете на 33% меньше серебра и добычи за мобов.
  • Вы медленнее учитесь крафтингу.
  • Вы не можете стать великим собирателем, получая штраф 33% к собранным ресурсам.
  • Ваш урожай и приплод животных уменьшены в два раза
  • Вы не можете стать великим торговцем: все рыночные налоги для вас повышаются на 100%.

Да, я просто отзеркалил бонусы. Но подумайте, в расчете на кого создается механика игры и баланс в ней? Неужели в расчете на тех, кто не платит?

Знающие люди говорят, что накопить в игре серебра и купить на него подписку довольно легко. Но это не отменят факта необходимости подписку оплачивать тем или иным способом. Знающие люди точно так же и в EVE говорят, что оплатить подписку игровой валютой легко. Но это не отменяет того факта, что подписка в игре есть. Никто не называет EVE buy-to-play. Возможно, исключительно потому, что она не требует начального платежа за факт доступа?

Давайте посмотрим, что входит в минимальный buy-to-play-пакет за $29,95:

Albion Online: Блуждание в трех соснах монетизации
  1. Доступ к игре.
  2. Подписка на 30 дней
  3. Золото в эквиваленте 10 долларов

Зачем нам золото? Потенциально для любых товаров в магазине, но сейчас их нет, поэтому:

Albion Online: Блуждание в трех соснах монетизации

Перед нами незамысловатая схема с неограниченным RMT, где свою игровую валюту вы отдаете тем, кто вводит реальные деньги в игровую экономику. Но да, следует признать, что товары не продаются в магазине и, соответственно, не рисуются из воздуха.

Хотя постойте:

Albion Online: Блуждание в трех соснах монетизации
В самом дорогом buy-to-play-комплекте ($99,95) мы видим Быстрого Коня, Мощного Быка и Готовый Дом. А заодно — прототип ассортимента игрового магазина, ведь, внимание: “Животное может быть убито или украдено”, “Предметы могут быть повреждены или украдены”. Да и пришедших позже обделять некрасиво.

Учитывая соревновательный дух игры, знающие люди советуют не останавливаться на самом дешевом комплекте, а покупать самый дорогой, дающий изначальное преимущество в виде того же коня.

Но, возвращаясь к вопросу базовой версии за $29.95, что мы получаем при оплате этой buy-to-play-игры, если предметов из будущего магазина нам не выдают? Мы получаем доступ к бета-тесту и подписку. Подписка закончится через тридцать дней. В силу вступят штрафы. Для любого в этой игре они будут однозначными штрафами, так как начать играть без подписки, насколько я понимаю, нельзя.

И тут мы натыкаемся на объяснение модели монетизации от самих разработчиков:

Albion Online: Блуждание в трех соснах монетизации
То ли эти данные устарели, то ли разработчики окончательно заблудились, но buy-to-play игра не может работать по типу “мягкой подписки”. Ведь нет возможности “полноценно играть в игру, не приобретая премиум-статус”, который включен в сам факт оплаты доступа к игре — любой пакет этот статус включает в себя. Но и называть buy-to-play игру, в которой вы через тридцать дней превратитесь в оштрафованную тыкву, тоже странно. Мало того, за реальные деньги в Albion Online преимущества продаются, о чем прямо написано здесь же, на сайте:

Albion Online: Блуждание в трех соснах монетизации
Так к чему мы пришли, блуждая вместе с разработчиками во всех известных вариантах монетизации? К полной неразберихе. Подписка, которую одной рукой хоронят, а другой — добавляют практически в любой “free-to-play”-проект, никуда не ушла. Продажа предметов и золота на главной витрине. Мало того, разработчики явно готовы в любой момент снять плату за вход, как только интерес к проекту немного упадет, о чем честно предупреждают.

Перед нами безумный калейдоскоп всего возможного при крайне противоречивых заявлениях с разных сторон. В букет собраны все недостатки и невольно отрезаны преимущества. Нет никакой простоты доступа freemium-модели или “мягкой подписки”, нет преимущества buy-to-play — “заплатил и забыл”, но нет и преимуществ подписки, при которой вы можете надеяться на то, что авторы будут получать свой доход от предоставления игрового сервиса и развития геймплея, поддерживая интерес к ним.

В принципе, заинтересовавшиеся игрой, или просто заскучавшие, ничего особо не потеряют. Ценник в тридцать долларов для того, чтобы попробовать еще одну игру на месяц, ни для кого не преграда сегодня. Но тем, кто хочет увидеть в Albion Online перспективу долгой игры и развивающегося мира, придется нелегко. И это обидно, потому что по своей открытости, гибкости и правильному уровню коммуникации команда Albion Online приблизилась к той же CCP. За несколько лет Sandbox Interactive создали репутацию толкового разработчика стильной европейской ММО, которых так сильно не хватает сегодня в жанре. Даже несмотря на детские болезни в геймдизайне, Albion Online легко выезжает на контрасте с остальными предложениями и имеет потенциал развития. Но контраста или хотя бы ясности в системе монетизации, мягко говоря, не хватает. Слишком много шишек набито в очень похожих ситуациях. Игроки стали опытнее. Идти бродить в этих трех соснах для многих означает ни что иное, как собирать новые шишки.

Автор:

Автор и основатель проекта «ММОзговед». Сейчас также веду телеграм-канал «Путеводитель по Мирам»: t.me/worlds_guide

22
  • Спасибо за вашу оценку!
    Узнайте, на что она влияет.

29 комментариев

avatar
%) Запуталосо!
На ум пришла американская поговорка: «Если ты не понимаешь о чем идет речь, то речь идет о твоих деньгах...»
  • +11
avatar
Вы получаете 50%-й штраф
Штраф 33% получается. Было 100%, бонус 50%, получается 150%. А если взять 150% за базу, то 50%/150% = 0,33 = 33%
  • +3
avatar
Верно. Спасибо.
  • 0
avatar
Там ещё будет магазин украшательств. Я точно в это играть не буду!

Будет ли магазин, где можно купить игровые предметы за реальные деньги?

Нет. Sandbox Interactive никогда не будут продавать предметы за реальную валюту, которые предоставляют преимущество в бою. У нас будет реализован магазин, в котором мы планируем продавать предметы роскоши, оказывающие косметический эффект. Оружие, броня, здания и другие предметы могут быть созданы только в самой игре и обменены между игроками.
  • 0
avatar
«Косметический эффект „Сверкающая броня“ ослепляет ваших врагов яркими бликами от доспехов, снижая точность врага на 25% при атаке на вашего персонажа»
  • 0
avatar
Вообщем, ворвался я вчера в Альбион. А там мама не горюй! В начальном городе толпы, словно на старте очередного аддона к ВоВу. Аж подлагивало. Ну я побегал так, докачался до т3 шмота. На удивление ни разу не умер в пве.
Вроде бы игра и не то чтобы супер, но как пролетело время до пол второго ночи я не заметил.
Из минусов. 1) Саундтрэк не завезли. В чате мелькало, что должен быть позже.
2) Нелогичность локаций. Вот я бегаю по снегу, а соседняя уже жаркие прерии или болота. Без каких либо плавных переходов. Но этим многие игры грешат. В том же Вове заснеженные просторы спокойно себе соседствуют с жаркими джунглями, без всяких средних полос.
3)К Графике претензий нету, но локации можно было б сделать чутка покрасивей. Но за отражение звездного неба в каждой луже огромное спасибо — это божественно.
4) Гринд с последующим крафтом — это все игровые механики?

И есть еще пара вопросов — 1) завезли ли дуалы? А то охото по мечу в каждую руку. Понты же дороже денег :)
2) И еще что за очки крафта? Про них еще написано, что у према они восстанавливаются даже в офлайне. Я так понял, они дают какой-то бонус к крафту.
3) Стелс только 30 секундный скил с кожанной брони? Нету такого стелса как у роги в вове или у бобра в еве, чтоб нажал и ушел спокойно на кухню дожаривать ужин?
  • +1
avatar
Джолли же руководство для новичка публиковал: mmozg.net/albion/2016/06/08/albion-online-gayd-novichka-chast-1.html. :) Там есть часть ответов.
  • 0
avatar
Почитал, но так и остались два вопроса про дуалы и стелс. На оффсайте что-то писали про дуалы, но я вчера. разглядываю доску так и не нашел на ней ничего похожего.
  • 0
avatar
А я от игры заскучал уже на 15 минуте. (((
  • 0
avatar
Это buymium какой-то.

Есть платная игра с возможностью дальше не платить, но так же и с шопом. Это не фримиум и не ф2п. Причём как в по критерию «не нужно бабок, чтобы начать играть", так и по критерию „имба-шоп, делающий донатеров сильнее“. Здесь нет преимуществ для донатеров, кроме стартовых. За серебро реально купить премиум и не отставать в дальнейшем от донатеров. Но сколько бы ты не вдонатил в игру — стать имбой не выйдет без задротства. Более того, все бонусы кроме премиума, прокачки и денег — с тебя могут легко полутать или они могут сломаться при смерти. В общем, нет плеча, с которым донатор становится сильнее тебя.

Помимо этого действительно стартовая сумма за пакет ограничивает число читеров (хотя без кликера активно играть было малореально на прошлом тесте, но щас получше), но скоро пакеты будут баксов за 10 и это мало как заменит анти-чит/анти-бот систему, которой нет.

Но в целом не все так плохо.
Комментарий отредактирован 2016-08-04 11:15:43 пользователем Jolly
  • 0
avatar
Мне совсем не хочется тебя переубеждать. Мало того, я и сам сейчас столкнулся с выбором «меньшего зла», в итоге играю в MMO, где есть и узаконенное RMT, и другие неприятные моменты монетизации. Так что мои слова — не попытка рассказать, в какую неправильную игру ты играешь. Оставаясь игроками ММО-жанра, мы вынуждены выбирать из того, что есть, или ставить точку в этой истории навсегда. Если ставить точку, это означает не только прощаться с досугом, который нравится, но и прощаться со всеми теми людьми, с которыми общаешься каждый день, благодаря ММО. Поэтому мне не хотелось бы, чтобы люди принимали на свой счет то, что я пишу о монетизации тех игр, которые они вынуждены выбирать. Но если мы спорим по существу методов, то здесь мне есть что сказать.

Есть платная игра с возможностью дальше не платить, но так же и с шопом.

Возможности «не платить» нет. Ее нет ни в EVE, ни в Albion Online. Может, разве что в AO с этим мягче, если рассматривать возможность играть без премиума. Но, вроде, ее никто не рассматривает. И если мы говорим об оплате подписки игровыми деньгами, это значит, что ты все равно платишь — платишь своим временем, платишь игровыми возможностями, лишаясь части игровых денег.

Мне очень не нравится тенденция, уходящая корнями в бедные страны, в том числе бедные азиатские страны, когда «возможность не платить реальные деньги» (довольно смешные деньги — давай прямо), ставится выше личного времени, на протяжении которого ты отрабатываешь «игровую повинность» перед разработчиками, а, фактически, снабжаешь игровыми ресурсами донатера. В этом случае мы платим все равно, но в куда более унизительной форме. Потому что позже «неизвестный донатер», затарившийся ресурсами того, кто «играет бесплатно», придет «нагибать» его за его же средства.

Здесь нет преимуществ для донатеров, кроме стартовых.

Мы сейчас рассматриваем состояние старта. И стартовые преимущества есть, еще какие. Мы не можем утверждать, что завтра не будет другой продажи преимущества. Опыт EVE Online это прекрасно демонстрируем. Так что на старте преимущества есть. Аудитория ситуацию приняла. И нет никаких причин этой ситуации меняться в будущем.

Но сколько бы ты не вдонатил в игру — стать имбой не выйдет без задротства.

И здесь мы возвращаемся к знаменитой ловушке «или/или». Выбор «или время, или деньги» существует только в теории при умасливании игроков. Реальные деньги, которые можно практически неограниченно вливать в игру, это тот самый рычаг, которым ты можешь усилить свое присутствие через «и» («и время, и деньги»), а также компенсировать любые потери, став к ним нечувствительным. Одна и та же сумма представляет для разных людей разную ценность, а вот время — нет. Опять же, в хитрых фантастических картинках разработчиков тебе нарисуют одинокого бизнесмена, который абсолютно серьезно приходит в EVE или в AO на полчаса, чтобы без сил упасть лицом в клавиатуру и заснуть. Наивно считать, что основной поток реальных денег идет от вот таких безобидно спящих на клавиатуре людей. Он идет от тех, кого развели на сильные эмоции, на серьезные амбиции, на большое противостояние. И здесь всегда будет формула «и/и», а не «или/или».

Разработчики уловили одну простую штуку, спроси у Ричарда Гэрриота — в играх с живыми людьми можно стать «Лордом» за 12 000 долларов. А в реальности ты за эти деньги можешь купить только малолитражку, которой никого не впечатлишь. В итоге, как мне кажется, разработчики заинтересованы собирать вокруг таких «лордов» людей, для которых даже 10-15 долларов в месяц становятся предметом размышления «платить или не платить» при вкладе в игру, по самым скромным подсчетам, от 60 часов в месяц. Именно они — отличная массовка, восхищенно смотрящая на человека, который сорит деньгами и снабжающая его же игровыми ресурсами.
  • +6
avatar
Ничего не понял из твоего поста.

В Альбионе не обязательно платить за игру ежемесячно как в Ив онлайн.

В Альбионе человек с 100500 миллиардами бабок будет хуже одет, чем студент шараги, в которой не нужно появляться для «учебы». Нельзя взять и купить буст, чтобы получить овер9к фейма и одеться в т8.6, когда все в т4.1. Нельзя за Донат купить Титан через день игры.

Более того, шмотки с тебя выбьют тут же за углом.

Единственное что донатер может купить — студента, который за него будет качаться 24/7.

На фоне монетизации игр от мылору или той же ла2 с заточками и скиллами за донат — в Альбионе нормальная монетизация. Во всяком случае пока не ввели бустеры на фейм
  • +1
avatar
В том то и дело:
в Альбионе нельзя
а) неограниченно пробовать, не заплатив денег (т.е. нет достоинства ф2п)
б) нельзя комфортно играть, заплатив только за коробку (нет достоинства б2п)
в) нельзя рассчитывать на то, что в шопе не появится что-то эдакое (нет достоинства п2п).

Как-то так. :) Но я не спорю, что пока что это всё равно очень мягко. Меня, правда, смущает вот это заигрывание с будущим шопом…
  • +6
avatar
нельзя рассчитывать на то, что в шопе не появится что-то эдакое (нет достоинства п2п).

В шопе уже «эдакое» — лошадка, дом, бык, экипировка, без учета косметики. Да, это стартовый набор. Но он есть. Это вещи, которые уже продаются, пускай пока и в виде «пакета».
  • 0
avatar
А у меня вообще две лошади, бык и ослик. Вторая лошадь и ослик за инвайты друзей. Как и 24к золота дополнительного. Имбаланс! Фиксить!

Лошадь решает ровно 3 дня. Потом её можно легко купить с аука, а до этого нужно либо стащить у врага, либо купить стащаную на ауке дорого. Куда больший бонус от старта более раннего, но этот гандикап можно любому задроту догнать.
  • 0
avatar
А я с этим не только на спорю, но и согласен. Но тут просто две стороны медали. Для кого-то стакан наполовину пуст, для кого-то полон. В любом случае это новая баймиум модель и нужно посмотреть что получится в итоге. Есть проекты с куда более хреновой монетизацией.
  • 0
avatar
Есть проекты с куда более хреновой монетизацией.
Всё будет зависеть от итогового содержимого шопа, но пока это, безусловно, так.
  • 0
avatar
человек с 100500 миллиардами бабок будет хуже одет, чем студент шараги

Более того, шмотки с тебя выбьют тут же за углом

студента, который за него будет качаться 24/7

Это какой-то привет из 90-х
Время «безмозглых» донаторов уже в прошлом.
Сейчас донатор это опытный инвестор. Он не купит «бесполезных» вещей. И уж поверь инвестирует свой капитал в актуальный тир «обвеса» для своего персонажа.
Да и схемы работы большинства ф2п моделей работают так, что они четко указывают где нужно вложить деньги. Разработчику/издателю показывать это сейчас уже не «стыдно», а наоборот жизненно важно.
  • +1
avatar
Какой он тут обвес купит? Он не может купить топ-обвес, так как не сможет его надеть.

Единственное правильное вложение — легендарный пак за 100 баксов с маунтами и ранним стартом. И человек с 1к баксов никак не уделает владельца акка за 100 баксов.

Проблема ф2п в том, что условный Вася может вдонатить в игруху лям рублей и быть на +16 заточен, соло убивая всех вокруг. Здесь он оденется в такой же как и все т4 или т5 и просрет шмот, выйдя в пвп локу с шансом 50% (либо встретит ганкеров, либо нет). Тут даже залить героя как в ла2 нельзя. А разница между тирами по мощи низкая, но по прокачке в разы бОльшая
  • 0
avatar
Единственное правильное вложение
Пока. Сравниваем с тем же Аркэйдж на момент до старта и…
  • 0
avatar
Ну пока кроме буста фейма тут ничего не может повлиять на баланс между донаторами и простыми смертными. Разве что куклы, защищающие от дропа вещей или платные телепорты за Голду. Более того, здесь по концепции всякие куклы и телепорты не подходят. Как и сундучки штатные из других игр. Ну вытащишь ты из сундучка мега-маунта — такой уже есть в игре и так. Даже если не будет — тебя обуют и будут бегать пацаны с твоим мега-маунтом. Купишь ту кучу голды — а куда её тратить кроме как на прем и обмен на серебро некуда. И в хз что должны ввести разрабы, чтобы игроки схавали и не ушли
  • 0
avatar
Очень просто — введут страховку для вещей. И эти убердонатеры внезапно перестанут все терять.
  • 0
avatar
Какой он тут обвес купит? Он не может купить топ-обвес, так как не сможет его надеть.
Купит прокачку.

Единственное правильное вложение — легендарный пак за 100 баксов с маунтами и ранним стартом. И человек с 1к баксов никак не уделает владельца акка за 100 баксов.
Не нужно рассматривать все через призму «на старте». Но даже если так, условное «равенство» тут теряется с каждым днем, да что уж там — для некоторых ММО с каждым часом жизни сервера.

… просрет шмот...

Это не есть проблема. Эта мантра «Ха-ха вот дурачек слил вникуда NNNN $» поднимает настроение только вначале. Но когда эта особь начинает надоедать тебе постоянно, несмотря на свои сливы, это уже не так смешно.
У таких людей нет чувства потери, а значит психологический эффект от его поражения = 0.
  • 0
avatar
Купит прокачку.

Э! Ну, это не аргумент. Мы же говорим об официальных каналах получения преимуществ.

С остальным согласен.
  • 0
avatar
Пассивно накапливающееся LP, за которое можно прокачивать скиллы без фейма, есть уже сегодня. Что будет дальше посмотрим.
  • 0
avatar
Пассивно накапливающееся LP, за которое можно прокачивать скиллы без фейма, есть уже сегодня.

Это такая же уравнивающая разницу в онлайне механика, как медитация в Darkfall и прокачка скиллов в EVE Online. Я повторюсь, что не считаю правильным рассматривать базовой игровой версией игру без премиума, поэтому пассивная прокачка — это не бонус, а базовая механика. Отсутствие пассивной прокачки — одно из ограничений демо-режима.
  • 0
avatar
Ты слабо предоставляешь себе Альбион, если считаешь что очень богатый Буратино будет выходить в мир и когда-то его перестанут сливать из-за скуки. Не перестанут, так как тут в пвп-локах весь сервер твои враги, кроме пати, клана и союзников
  • 0
avatar
Я играю в EVE, где по одному клику восстанавливают слитые флоты. А законы спроса и предложения не меняются.
Одиночка всегда может досадить даже сильной организации. Хотя я бы все-таки рассматривал в контексте участия донатеров в общих социальных процессах.
  • +1
avatar
очень богатый Буратино будет выходить в мир и когда-то его перестанут сливать из-за скуки
Не думаю, что он будет одиночкой.
  • +1
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.