Я горячий сторонник технологии стриминга игр, которая даёт человеку возможность играть на любом экране, а на себя берёт все вычисления и обмен данными. Потому что ничто так не разделяет игроков на ПК, как состояние их собственных компьютеров.
Когда в детстве вам кричали со двора «Эй, давай сыграем!», всё, что нужно было — натянуть кеды, крикнуть что-то неразборчивое маме и весело выбежать на улицу к друзьям. Представьте, что вместо этого вам пришлось бы тщательно собирать постоянно устаревающую экипировку. По пути вниз вы обнаруживали бы, что старые кеды разваливаются, мяч давно сдулся, а вы сами спотыкаетесь на каждой ступеньке. В итоге, доковыляв до первого этажа, вы пытались бы открыть дверь подъезда под ободряющие советы друзей с той стороны, но в итоге смогли только крикнуть в щель: «нет, не могу к вам пройти, давайте без меня». Именно так выглядят для некоторых игроков в компьютерные игры современные реалии.
Google — не первая компания, которая хочет дать в аренду игрокам собственные вычислительные мощности и передавать по интернет-каналу итоговый результат на ваш монитор с нужной частотой. Точно так же, как это делает стационарный компьютер, только по другому проводу. Или даже вовсе без провода. Но Google — компания с огромными ресурсами. Поэтому от Stadia ждали чуть ли не революции.
Возможно, самым запоминающимся видео во время старта Google Stadia для вас стало вот это:
Здесь мы видим однозначный диагноз: неиграбельно. То, по поводу чего высказывались скептики, проявилось на деле — современных скоростей интернета недостаточно, чтобы забирать у вас сигнал, передавать его вычислительным мощностям Google, обрабатывать состояние игровой действительности, и возвращать вам картинку на монитор. Нажатие+Обработка+Передача = Лаг, который мы видим невооружённым глазом. При этом авторы видео утверждают, что всё это запускалось на гигабитном интернет-канале. Расходимся?
Не так быстро. Digital Foundry провели детальное тестирование, включая соединение на скорости 200 Mbps и даже 15 Mbps. Их вердикт — средняя задержка на Google Stadia сравнима с Xbox One X, который подключён к монитору напрямую, примерно на 60% больше, чем у ПК, выдающего 30 FPS, и в два раза больше, чем у ПК с 60 FPS.
Но что нам дают эти проценты, если в итоге речь идёт об очень простой грани: возникает ли у вас ощущение, что игра тупит и медленно откликается на ваши команды? Я нашёл вот такую трансляцию от игрока, который пробует Stadia вживую и остаётся в восторге. Да, у него «очень крутое интернет-соединение», но, в конце концов, в его необходимости никто и не сомневался.
Мне кажется, здесь ситуация в чём-то напоминает смартфоны. Большинству людей они не нужны для того, чтобы в них играть, но, благодаря поддержке других функций, сегодняшние смартфоны — достаточно мощные штуки, чтобы на них и играть тоже. Высокоскоростное соединение с интернетом — понятное вложение, которое нужно не только для игр. А если благодаря ему можно будет забыть о периодических покупках нового компьютера, вообще отлично. Осталось выяснить одну небольшую деталь: во что, собственно, можно играть на Google Stadia? Здесь и начинаются основные сложности нового сервиса.
Дело в том, что Google пошли по странной логической дорожке, в которой они не берут деньги за саму предоставляемую услугу, если только вы не хотите играть исключительно в 4k с 5.1 звуком. Для более скромных запросов в этом году стартует бесплатная подписка на сервис:
Отсюда необходимость делать из сугубо технологической платформы, фактически, ещё один магазин игр, рассчитывая на процент от продаж. А значит, заставляя все эти уже вышедшие игры снова покупать, даже если вы за них уже заплатили. И, вроде бы, куда деваться, верно? Не работать же бесплатно. Но меня каждый раз удивляет, как люди сначала отказываются брать деньги за то, что непосредственно делают, а потом закономерно сталкиваются с последствиями искажения реальности.
Реальность такова, что Google Stadia интересна своей технологией. Да, для неё нужен высокоскоростной интернет, но если он есть, в остальном всё работает. Мы живём в будущем. Ура! А вот в качестве магазина игр Google Stadia не только неинтересна, но и попросту вредна, так как уже собирается строить новые заборы в виде игровых эксклюзивов. То есть технология, которая должна была стирать границы между игроками, сейчас собирается снова их выстраивать, превратившись в ещё одного конкурента других площадок по распространению игр.
Именно для этого в Google вложили деньги в собственную игровую студию, запуск которой анонсировали вчера. И вы можете стать свидетелем того, как Stadia семимильными шагами движется в сторону ещё одной огороженной игровой платформы.
Если с большими компаниями в Google решили договориться, то менее известные разработчики сомневаются в том, что им стоит размещать свои игры на Stadia. Об этом рассказывает свежий материал на businessinsider.com.
Вам может показаться, что EGS с бесплатной раздачей денег за эксклюзивы окончательно испортил «независимых» разработчиков. Может, так и есть. Но дело в том, что в случае со Stadia, игру нужно адаптировать для этой конкретной платформы. Это не простое тиражирование, а работа и дополнительные затраты.
Интересно, что скепсис разработчиков усиливает репутация Google. Компания известна безжалостным отношением к собственным невзлетевшим направлениям, а с Google Stadia ничего пока не решено. Технология работает, но революции не произошло. Да и могла ли она случится на пустом месте без большой библиотеки игр и широкого распространения?
Ситуация довольно парадоксальная, потому что, несмотря на крутую технологию и огромные возможности, Google пристроилась в хвост очереди множества торговых площадок, не имея при этом большой библиотеки и часто вынуждая игроков покупать игру повторно ради возможности поиграть на более крутых настройках. Относится ли всё это к технологии стриминга? Нет. Но ей вполне может достаться при таком оригинальном управлении. Мы это хорошо видели на примере жанра MMO, который сам по себе крут, но его потенциал определяют конкретные реализации.
Когда в детстве вам кричали со двора «Эй, давай сыграем!», всё, что нужно было — натянуть кеды, крикнуть что-то неразборчивое маме и весело выбежать на улицу к друзьям. Представьте, что вместо этого вам пришлось бы тщательно собирать постоянно устаревающую экипировку. По пути вниз вы обнаруживали бы, что старые кеды разваливаются, мяч давно сдулся, а вы сами спотыкаетесь на каждой ступеньке. В итоге, доковыляв до первого этажа, вы пытались бы открыть дверь подъезда под ободряющие советы друзей с той стороны, но в итоге смогли только крикнуть в щель: «нет, не могу к вам пройти, давайте без меня». Именно так выглядят для некоторых игроков в компьютерные игры современные реалии.
Google — не первая компания, которая хочет дать в аренду игрокам собственные вычислительные мощности и передавать по интернет-каналу итоговый результат на ваш монитор с нужной частотой. Точно так же, как это делает стационарный компьютер, только по другому проводу. Или даже вовсе без провода. Но Google — компания с огромными ресурсами. Поэтому от Stadia ждали чуть ли не революции.
Возможно, самым запоминающимся видео во время старта Google Stadia для вас стало вот это:
Здесь мы видим однозначный диагноз: неиграбельно. То, по поводу чего высказывались скептики, проявилось на деле — современных скоростей интернета недостаточно, чтобы забирать у вас сигнал, передавать его вычислительным мощностям Google, обрабатывать состояние игровой действительности, и возвращать вам картинку на монитор. Нажатие+Обработка+Передача = Лаг, который мы видим невооружённым глазом. При этом авторы видео утверждают, что всё это запускалось на гигабитном интернет-канале. Расходимся?
Не так быстро. Digital Foundry провели детальное тестирование, включая соединение на скорости 200 Mbps и даже 15 Mbps. Их вердикт — средняя задержка на Google Stadia сравнима с Xbox One X, который подключён к монитору напрямую, примерно на 60% больше, чем у ПК, выдающего 30 FPS, и в два раза больше, чем у ПК с 60 FPS.
Но что нам дают эти проценты, если в итоге речь идёт об очень простой грани: возникает ли у вас ощущение, что игра тупит и медленно откликается на ваши команды? Я нашёл вот такую трансляцию от игрока, который пробует Stadia вживую и остаётся в восторге. Да, у него «очень крутое интернет-соединение», но, в конце концов, в его необходимости никто и не сомневался.
Мне кажется, здесь ситуация в чём-то напоминает смартфоны. Большинству людей они не нужны для того, чтобы в них играть, но, благодаря поддержке других функций, сегодняшние смартфоны — достаточно мощные штуки, чтобы на них и играть тоже. Высокоскоростное соединение с интернетом — понятное вложение, которое нужно не только для игр. А если благодаря ему можно будет забыть о периодических покупках нового компьютера, вообще отлично. Осталось выяснить одну небольшую деталь: во что, собственно, можно играть на Google Stadia? Здесь и начинаются основные сложности нового сервиса.
Дело в том, что Google пошли по странной логической дорожке, в которой они не берут деньги за саму предоставляемую услугу, если только вы не хотите играть исключительно в 4k с 5.1 звуком. Для более скромных запросов в этом году стартует бесплатная подписка на сервис:
Отсюда необходимость делать из сугубо технологической платформы, фактически, ещё один магазин игр, рассчитывая на процент от продаж. А значит, заставляя все эти уже вышедшие игры снова покупать, даже если вы за них уже заплатили. И, вроде бы, куда деваться, верно? Не работать же бесплатно. Но меня каждый раз удивляет, как люди сначала отказываются брать деньги за то, что непосредственно делают, а потом закономерно сталкиваются с последствиями искажения реальности.
Реальность такова, что Google Stadia интересна своей технологией. Да, для неё нужен высокоскоростной интернет, но если он есть, в остальном всё работает. Мы живём в будущем. Ура! А вот в качестве магазина игр Google Stadia не только неинтересна, но и попросту вредна, так как уже собирается строить новые заборы в виде игровых эксклюзивов. То есть технология, которая должна была стирать границы между игроками, сейчас собирается снова их выстраивать, превратившись в ещё одного конкурента других площадок по распространению игр.
Именно для этого в Google вложили деньги в собственную игровую студию, запуск которой анонсировали вчера. И вы можете стать свидетелем того, как Stadia семимильными шагами движется в сторону ещё одной огороженной игровой платформы.
Если с большими компаниями в Google решили договориться, то менее известные разработчики сомневаются в том, что им стоит размещать свои игры на Stadia. Об этом рассказывает свежий материал на businessinsider.com.
Игры независимых разработчиков становятся критической частью успеха многих новых платформ. Но на Stadia только четыре из двадцати восьми игр можно причислить к такой категории.
Вот что рассказал нам один из независимых разработчиков: «Мы связывались со Stadia. Обычно в таких случаях владельцы платформы предлагают какие-то стимулы для того, чтобы авторы игр к ним присоединились. Но не в этом случае. Здесь ничего такого не было».
Вам может показаться, что EGS с бесплатной раздачей денег за эксклюзивы окончательно испортил «независимых» разработчиков. Может, так и есть. Но дело в том, что в случае со Stadia, игру нужно адаптировать для этой конкретной платформы. Это не простое тиражирование, а работа и дополнительные затраты.
Интересно, что скепсис разработчиков усиливает репутация Google. Компания известна безжалостным отношением к собственным невзлетевшим направлениям, а с Google Stadia ничего пока не решено. Технология работает, но революции не произошло. Да и могла ли она случится на пустом месте без большой библиотеки игр и широкого распространения?
Ситуация довольно парадоксальная, потому что, несмотря на крутую технологию и огромные возможности, Google пристроилась в хвост очереди множества торговых площадок, не имея при этом большой библиотеки и часто вынуждая игроков покупать игру повторно ради возможности поиграть на более крутых настройках. Относится ли всё это к технологии стриминга? Нет. Но ей вполне может достаться при таком оригинальном управлении. Мы это хорошо видели на примере жанра MMO, который сам по себе крут, но его потенциал определяют конкретные реализации.
30 комментариев
И снова извиняюсь, но реальность такова, что нет никакого «высокоскоростного интернета», способного повлиять на отзывчивость потокового гейминга. Есть только длина проводов и оптоволокна до дата-центра гугла и (опционально) задержки на сетевом оборудовании на пути + потери пакетов. Но основную лепту вносит всё-таки конечная скорость распространения сигнала по медному кабелю и скорость света в оптоволокне.
Да, пропускная способность важна, чтобы на изображении не появлялись артефакты — но к времени отклика это отношения не имеет.
И никакой интернет по скорости отклика не сравнится с банальным HDMI-кабелем. В соответствии с законами физики.
Ну и когнитивный диссонанс и сетевые игры неразрывно связаны). Например, можно заметить иногда как чей-то персонаж идет в одном направлении, а потом его резко переносит назад или еще что-то. Вот это и есть предсказание наверное)
Гугл знает, что ты бежишь по полю и ему нужно отправить тебе какую-то картинку. Если дожидаться каждого приехавшего нажатия, то время отклика на любое действие логично начинает равняться, как я уже писал, RTT + время на обработку у гугла. И вот тогда получается то, что мы видим в на первой видюшке из заметки.
www.reddit.com/r/gamedev/comments/8ono3f/multiplayer_clientside_reconciliation_and/
developer.valvesoftware.com/wiki/Source_Multiplayer_Networking:ru
en.wikipedia.org/wiki/Client-side_prediction
www.gabrielgambetta.com/client-side-prediction-server-reconciliation.html
Повторю, что это все мои предположения и я могу ошибаться. А то у меня какое-то плохое чувство:)
Например, нетфликс использует АИ и предикт, в том или ином виде.
netflixtechblog.com/using-machine-learning-to-improve-streaming-quality-at-netflix-9651263ef09f
Но все это возможно только потому, что машина времени оперирует данными игровой сессии, а не картинкой.
С видеопотоком, который пользователь должен получать от Stadia, так работать невозможно. А чтобы так стало возможно, машина времени должна находиться между игрой и выходом к пользователю. У игры должна быть довольно тесная интеграция с такой машиной времени, ведь для игры должно быть возможно мотать вперед да назад локальное игровое время со всеми внутриигровыми процессами, которые зачастую двигаться могут только в одном направлении.
Такие технологии, как в T[mesh]ft или Песках времени, реализовать не так просто даже тогда, когда у тебя есть полный контроль данных, от которых зависит картинка.
Пойдет ли кто из разработчиков на такие титанические переделки своего проекта ради выпуска в среде Stadia?
Но, скорее всего, Stadia не имеет своей машины времени и не обременяет разработчиков большими изменениями в их проектах, ограничиваясь только профилированием под конфигурацию сервера.
Видимо, речь про эту статью www.eurogamer.net/articles/digitalfoundry-2019-stadia-tech-review
В моих замерах вышло побольше, но и условия сильно отличались.
Хочется, конечно, больше технических подробностей. В частности моего любимого — как себя всё это будет вести в условиях деградации пропускной способности, потери пакетов и вайфая, зашумлённого соседями.
10 минут обычно хватает чтобы опомниться и исправить ошибку.
При этом, в следствии редактирования, как ты видишь на примере этого моего комментария, внизу комментария ставится пометка о редактировании.
В целом же, повторюсь, на мой взгляд, стриминговые сервисы существуют не для тех, кто готов тратить на игры и железо довольно много времени и денег. Они снижают порог вхождения. Они едва ли подойдут для тех, кто хочет прямо вот выигрывать, благодаря высокому пингу и прочим штукам.
Возможно, стадия не подойдёт тем, кто хочет соревноваться. Не подойдёт тем, кто жаждет картинку высокого качества. Не подойдёт тем, чьи провайдеры используют не оптимальные маршруты. Вряд ли подойдёт любителям хардкорных соло игр, соулс-лайк и иже с ними. Но кто же остаётся? Очевидно, что маркетологи гугла оценивают свою ЦА куда лучше, чем кто-либо ещё и для них она перспективный продукт, а не мертворожденный проект, как для скептиков, вроде меня.