Вчера в EVE Online в рамках обновления была добавлена механика розыгрыша пользовательских товаров через лотерею. Хотя конкретно для CCP — это ещё один способ залезть в карман игрокам, которых они были «так рады видеть бесплатно», меня заинтересовал теоретический вопрос: если в MMO лотерея — чисто внутриигровая механика, основанная исключительно на внутриигровой валюте, имеет ли она сегодня право на жизнь?
Поясню свой вопрос. Английская версия википедии сообщает нам следующее:
В общем, имеем однозначную классификацию лотереи, как разновидности азартных игр. Имеем явно неоднозначное отношение к широкой доступности лотерей не только для детей, но в целом. Имеем виртуальное пространство, которое, вроде как, изолировано от реальной жизни и живёт по своим законам.
Я не предлагаю вам примерять бейджики проверяющих государственных органов. Предлагаю рассуждать с точки зрения демиургов виртуального мира, которые могут чему-то позволить случиться в своём мире, а чему-то — не позволить. Или с точки зрения жителей виртуальных миров, которые хотят с чем-то сталкиваться, или не хотят.
У меня нет однозначного отношения к лотерее. Но, возможно, это потому, что я всегда скептически относился к иррациональной мысли о том, что из тысяч или миллионов повезти может именно мне, и деньги свои на такое никогда не тратил. Тем не менее, разного рода лотереи я постоянно встречаю в маркетинге, и не могу сказать, что прямо всегда избегаю их. Есть в этом забавный момент — «почему бы не попробовать?», когда разыгрывают номер на твоём чеке или предлагают выбрать скретч-карту со случайной скидкой перед покупкой. И я до сих пор не могу до конца нащупать, где это развлекательный момент, а где потенциальный источник проблем. Поможете?
Поясню свой вопрос. Английская версия википедии сообщает нам следующее:
Лотереи — это форма азартных игр, которая основана на выборе случайного числа ради получения приза. Лотереи запрещены правительствами некоторых стран, тогда как другие одобряют их и даже проводят на национальном уровне. Чаще всего лотереи подпадают под то или иное регулирование со стороны правительства. Самые распространённые ограничения: запрет продажи лотерейных билетов несовершеннолетним и обязательное получение лицензии на такую деятельность. Несмотря на то, что лотереи получили большую популярность в США в XIX веке, в начале XX века большинство форм азартных игр, включая лотереи, были запрещены в США, в большинстве европейских стран, а также во многих других странах. Ситуация изменилась в шестидесятых годах XX века, когда казино и лотереи снова стали появляться.
В общем, имеем однозначную классификацию лотереи, как разновидности азартных игр. Имеем явно неоднозначное отношение к широкой доступности лотерей не только для детей, но в целом. Имеем виртуальное пространство, которое, вроде как, изолировано от реальной жизни и живёт по своим законам.
Я не предлагаю вам примерять бейджики проверяющих государственных органов. Предлагаю рассуждать с точки зрения демиургов виртуального мира, которые могут чему-то позволить случиться в своём мире, а чему-то — не позволить. Или с точки зрения жителей виртуальных миров, которые хотят с чем-то сталкиваться, или не хотят.
У меня нет однозначного отношения к лотерее. Но, возможно, это потому, что я всегда скептически относился к иррациональной мысли о том, что из тысяч или миллионов повезти может именно мне, и деньги свои на такое никогда не тратил. Тем не менее, разного рода лотереи я постоянно встречаю в маркетинге, и не могу сказать, что прямо всегда избегаю их. Есть в этом забавный момент — «почему бы не попробовать?», когда разыгрывают номер на твоём чеке или предлагают выбрать скретч-карту со случайной скидкой перед покупкой. И я до сих пор не могу до конца нащупать, где это развлекательный момент, а где потенциальный источник проблем. Поможете?
45 комментариев
Хочешь продать целый замок? Заплати типографии за печать билетов и прими на себя риск того, что их не раскупят полностью. Разумеется, механика не должна давать «провернуть фарш обратно» — даже, если купили три билета из тысячи, лотерея должна состояться, несмотря на слёзы организатора, получившего 0.3% от запланированного дохода.
Это если разбирать конкретную схему. Но, разумеется, лотерея может быть просто такой штукой, в которой ты покупаешь билет за какую-то смешную сумму в игровой валюте и потом смотришь на результаты розыгрыша. Скажем, в той же Lineage 2, в которую я сейчас играю, встроены сразу две азартные игры — еженедельная лотерея и скачки, которые проводят на ипподроме каждые, кажется, 15 минут с участием NPC-«бегунов». Можно, конечно, сказать, что всё это никак не связано с реальными деньгами (и это правда), но, по-моему, это связано с реальными процессами в голове игрока, для которого реальность игровых денег в плане затрат своего времени не сильно отличается от реальности суммы в государственной валюте.
Кажется, даже больше. Было еще два однотипных квеста, где можно было поиграть в игру с НПЦ, принеся ему 50 квест-итемов. Можно было выиграть 4.3ккк (может, сумма менялась в разных хрониках). Не помню, когда эти появились, но в Интерлюде уже были, кажется.
Было весело. Шанс там был умопомрачительно мал, но случаи выигрыша мне известны. По-моему, вот такие безобидные азартные игры не вредят игре.
На ипподроме я и вовсе делал ставки, потому что любил коневодов и всегда ставил на лошадку из солидарности, если она участвовала.
В играх вроде как норм, так как тут никакого реала, хоть все потрать, может научишься думать о том, как транжиришь. Так что, игра есть игра, почему бы не добавить азарта?
Но на деле нужно смотреть на цели. Для чего игроки будут использовать лотереи, с учетом того, что они стоят реальных денег? Для заработка игровой валюты, то есть, легальное, неограниченное РМТ. Просто оплачивать это будут не те, кто хочет бесплатно продлить подписку, а жаждущие халявы. А халявщики — это бездонный источник!
Так что, я был бы против.
Если кто-то, обладая ценным ресурсом, решает обменять его на внутриигровую валюту — он разве, чтобы получить этот самый ресурс, не выполнял игровых действий? Все участники лотереи, чтобы купить билеты, разве не игровыми действиями накопили денег?
То, что в последнее время лотерею ассоциируют с «легальным RMT» из-за CCP — не делает саму механику какой-то плохой или хорошей, всё дело в отсутствии или наличии выхода процесса за пределы виртуального мира. Да, это никакой не аналог прозрачной предсказуемой сделки «заплатил-получил», но лотерея, в общем-то, и не претендовала никогда на это звание. Процесс — увлекателен и потенциально полезен для экономики, как любое перераспределение ценностей. Чахнуть над златом, не имея возможности его ни на что обменять — намного хуже, имхо.
Лотерея — это ведь социальная механика, придуманная людьми. Это и способ распорядиться частью своего имущества. Это риск и азарт.
Единственное условие, которое должно быть в лотерее в ММО, чтобы она могла признаваться игровой механикой:
1) взносы — только игровыми ценностями;
2) призовой фонд формируется из внесенных игровых ценностей (или стоимость призов эквивалентна стоимости собранных ресурсов на проведение лотереи);
3) лотерея должна быть честной. Условия и шансы выигрыша понятны.
Также ничего плохого не вижу в азартных играх в ММО (естественно в отношении игровых ценностей).
Вот представьте, заходите Вы в таверну квест поискать. Ну и решаете сыграть в одну из карточных игр (по типу какой-нить ККИ, типа Гвинта там) с одним из завсегдатаев. Ну и выставляете свой запасной волшебный кинжал против его зачарованного колчана для стрел.
Тут тебе и приключение и азарт и социальное взаимодействие в одном флаконе.
Поэтому я не против любых азартных игр в рамках ММОРПГ. (Но они должны касаться только игровых ценностей)
Ведь мы зачастую идем в игры ради этого самого чувства «риска и приключения» (но не рискуя при этом взаправду своим здоровьем и имуществом)
Поэтому пусть будет.
Пока не попробуем — не увидим. Но на реальных деньгах это однозначно будет попытка сформировать зависимость.
Как-то так получилось, что я играл в Lineage 2 и в то же время на работе нам приехал заказ на слот-машину, или, как у нас чаще это называют, однорукого бандита. Человек, играя не на реальные деньги, а на фантики, дёргает рычаг (в нашем случае, нарисованный), и получает обычно ничего, но с небольной вероятностью какой-то маленький выигрыш, и с ничтожным шансом большой выигрыш. В линейке же, из убитого моба обычно падает адена или малоценные ресурсы, пореже ресурсы подороже, и совсем уж редко — целая шмотка. В обоих случаях, как затраты, так и выигрыш чисто эфемерные, какие-то игровые ресурсы, не существующие в реальном мире. По сути, игрок тратит лишь своё время. И вот тогда, таблица выигрышей в нашем агрегате очень уж мне показалось похожей на таблицы дропа в Lineage 2 Prima Guide. Я не писхолог, и даже, не гейм-дизайнер, но подозреваю, что это совсем не случайное совпадение, но, что эти два игровых процесса вызывают те же процессы в мозгу.
Нет, я не думаю, что дизайнеры в ncsoft сознательно копировали казино, ведь таблицы лута были и в однопользовательских играх, и даже ещё в первых настольных rpg. Это уже несколько лет после выхода l2, на волне бума free-to-play на социальных платформах, игровая индустрия поставила психологию на службу тёмной стороне монетизации и пустилась во все тяжкие.
Да, в чистом виде разница между дропом из убитого моба и рулеткой очевидна, но опять же, время игрока в любой ММО, где есть экономика, можно конвертировать в деньги. Даже когда разрабы сами ничего не продают и банят за RMT, в ход идут нелегальные торговцы золотом, и уравнение остаётся в силе. Да сейчас скорее многие разработчики сами добиваются, чтобы нельзя было провести чёткую линию, вводя всякие промежуточные валюты. Вы же не на деньги играете, а тратите кристалы, чтобы выиграть арбалет, — и не надо взрослых людей законодательно регулировать!
Конечно, нажать одну кнопку на слотах, чтобы выбрать ставку и вторую, чтобы закрутить барабаны требует немножко меньше навыков и стратегии, чем надо для того, чтобы убить моба, но и азартные игры есть такие, где нужно применение какого-то навыка: покер, пачинко. И точно так же, как из моба падает меч, который можно продать за миллион адены, которые потом можно сбагрить на ebay за пару баксов, в пачинко можно выиграть пригорошню шоколадок, которые можно сдать в киоск, который никак не относится к притону, но случайно стоит на соседней улице.
Но не смотря на всё сходство, это всего лишь инструмент, и главное отличие в том, для чего его применяют. Используют ли особенности того, как человеческий мозг реагирует на случайность для того, чтобы сделать игру более интересной, или играют на тех же струнах, но чтобы увеличить прибыль. И какие усилия предпринимаются, чтобы второе замаскировать под первое.
Там, где мы начинаем время, проведённое за добровольным досугом, конвертировать в деньги, по-моему, начинаются логические натяжки.
Первый элемент рандома (лотереи) — небольшой шанс того, что маунт вообще выпадет.
Второй элемент рандома (лотереи) — шанс того, что если выпадет, то получишь именно ты (если, конечно, не рейдлидер решает, а система), а не прибившийся последним дпсер, умерший в первые 10 секунд боя.
Но, игра идет на валюту казино, которая тратится ток на покупку карт для для внутриигровой ККИ Triple Triad и покупку вещей для гламура (местное название изменения внешнего вида шмота).
— Простите, но осёл подох.
— Ну, тогда верните мои сто долларов!
— Не могу — я уже их потратил.
— Хорошо, тогда просто оставьте мне осла.
— Но что вы будете с ним делать? — спросил старик.
— Я разыграю его в лотерею.
— Но вы не можете разыграть в лотерею дохлого осла!
— Могу, поверьте. Я просто никому не скажу, что он дохлый.
Месяцем позже крестьянин встретил Мойшу.
— Что случилось с тем дохлым ослом?
— Я разыграл его, как и говорил. Я продал пятьсот лотерейных билетов по два доллара за штуку и в результате получил 998 долларов прибыли.
— И что, никто не возмущался, никто не ругался?
— Только один парень. Тот, который выиграл осла. Он просто взбесился. Ну так я просто вернул ему его два доллара.
Дошло до того, что мы периодически даже выходили в плюс по деньгам, когда кроме шмоток нам самим, оставались ещё дополнительные, которыя я на правах барыгана продавал по цене золотого паровоза :)
Эх, хорошие были времена…
.
Я считаю, что лотереи — не генеральная линия развития ММОРПГ. В ММОРПГ конечно могут быть гоночные автомобили, азартные игры и прочий дополнительный контент, но только тогда, когда ММОРПГ и так богата контентом, а тут еще добавили до кучи. И все это, разумеется, должно быть четко вписано в атмосферу, лор, механику игры, чтоб не быть в ней инородной нашлепкой.
Когда же ММОРПГ бедна контентом и вместо того, чтобы развивать саму игру, разработчики вводят какие-то лотереи и прочую постороннюю шелуху — хочется сказать им — Займитесь делом наконец!