«С понедельника я начну новую жизнь». Говорили себе такое хоть раз? Может, слышали от других? Смешно, правда? Если действительно хочешь ее начать, если ты по-настоящему созрел к этому, то просто будешь жить по-другому с того самого момента, как понял, что прежняя жизнь невыносима. Все остальное – отговорки и самоутешение. «Классика» Lineage 2 — попытка начать новую жизнь, как выяснилось, без всякого желания это делать на самом деле. Бодрое начало, громкие обещания себе и окружающим, а потом через всю эту мечтательную оболочку начинают проявляться они – рефлексы.
И, кажется, ну, ладно, уже понятно, что новой жизни не получится, но хотя бы не скатывайся, пожалуйста, так быстро в то, что тебя уже погубило однажды. Держись. Просто вспомни, какой ты была. Мы же это и любили. Мы же не заставляем тебя быть совсем уж другой, какой-то идеальной. Но рефлексы – часть того знакомого образа, часть генного кода, и в этот раз все будет именно быстро. Поэтому через полгода резкое увеличение золота и трофеев, поэтому еще через месяц бесплатное теневое оружие, заряды души и духа из воздуха и свитки, подозрительно напоминающие «нубобаффера». Ты смотришь на все это без злости, только с жалостью и сожалением, как на того, кого любишь, но кто снова так и не смог с собой ничего поделать: «Ну, что же ты».
Сложно сказать, случайны ли события, происходящие с нами. На прошлой неделе наш товарищ по команде, который играл шаманом, окончательно решил сменить персонажа и прокачать с нуля «танка». Мы переживали, потому что нам нравился его шаман. И хотя танк нам был нужен еще больше (мы все ждали, что к нам кто-то придет с этим классом, что произойдет счастливая случайность), но все равно грустили. Буквально через день после того, как он принял окончательное решение, и шаман ушел в небытие, к нам в команду подали заявку два замечательных человека. Все это время они играли на другом сервере, пока наши миры не объединились. Играли примерно в том же темпе, что и мы. Мы рассматриваем заявку, принимаем их, и что вы думаете? В нашей команде монах и шаман. Причем абсолютно того же уровня, каким был другой шаман, ушедший в небытие.
На этом наши истории о случайностях не заканчиваются. Вчера наш будущий паладин достиг 27 уровня, что позволило ему присоединиться к основной группе. Да, у него выдался период с кучей свободного времени, но вообще лето этим и характерно. Вчера же вышло обновление, в котором всем, включая персонажей сорокового уровня, выдали ящички, из которых на разных уровнях игра достает разные предметы: теневое оружие, свитки с баффами, свитки с бонусом на получение опыта, наборы зарядов души и духа. Я решил обсудить это все со своим другом:
***
Atron: Расскажи, сколько времени у тебя заняло развитие персонажа с нуля до 27 уровня.
Ingodwetrust: Около двух с половиной дней. Это при учете игры часов по 6-8 в день.
Atron: При этом ты использовал ресурсы клана. Верно?
Ingodwetrust: До 14 уровня — нет, в этом промежутке всё и так довольно просто. После, конечно, да. Сначала было куплено магазинное бестовое оружие НГ, а после достижения 20 уровня — топовое оружие Д-грейда. Остальные вещи уже шли из разряда «что было», тем более, что всегда на складах лежит что-то из остатков.
Atron: А заряды души использовались?
Ingodwetrust: Да. На первых порах хватало выдаваемых за квест НГ шотов, правда, на последних уровнях перед 20 пришлось немного докупить в магазине. После 20 при наличии топового оружия шоты Д-грейда в принципе окупались и при этом еще оставались выбитые вещи, которые, при желании, можно было бы тоже пустить на кристаллы и изготовление шотов. Хотелось побыстрее поднять уровень, а накопить при этом большие суммы денег — такой задачи не ставилось. Так что использовал шоты на всю катушку.
Atron: Как тебе кажется, насколько тяжелее было бы догонять других с нуля, не имея клана за спиной?
Ingodwetrust: Мне кажется, что тут надо рассматривать ситуацию немного шире. Не клан, а даже просто наличие друзей в игре. Желание играть вместе с друзьями для меня, и, мне кажется, для большинства игроков, — один из самых главных стимулов для того, чтобы начинать или догонять. Помощь материальная в виде экипировки и денег тут вторична.
Игрокам, которые приходят в игру сами по себе, если они не успевают за короткое время обрести в ней друзей или хотя бы просто встретить близких по духу людей, очень сложно найти для себя равноценный мотиватор.
Atron: Сейчас ты снова посмотрел низкоуровневые локации и провел в них сравнительно много времени. Какие впечатления? Можно ли там встретить друзей или там сейчас пустыня?
Ingodwetrust: Конечно можно. Не в последнюю очередь благодаря довольно качественной борьбе с ботами, я видел много живых людей. Правда, с учетом поднятых рейтов, начальные локации пролетаются очень быстро и довольно самостоятельно, но и при этом всегда есть возможность пересечься с кем-то на фоне взаимовыручки или торговли. Основное взаимодействие между игроками, на мой взгляд, начинается после 20 уровня, когда каждый приобретает свою собственную в каком-то смысле индивидуальность в плане персонажа (первая профессия) и пытается найти для себя оптимальный путь развития дальше. В это время скорость прокачки значительно замедляется, и в большинстве мест не очень удобно качаться в одиночку (или медленно, или опасно). Вот тут и становится актуальной групповая игра, что в свою очередь порождает общение и завязывание социальных связей. За несколько последних уровней я познакомился с тремя различными баферами, которые оказались довольно неплохими ребятами.
Кто-то скажет, что основная масса игроков убежала далеко вперед, и поэтому новичкам сложнее искать себе группу. Да, убежали, но при этом большинство игроков пробует играть не одним, а несколькими различными персонажами и классами. И сейчас вполне реально встретить чьего-то твинка в начальных локациях. Такой вариант может быть тоже хорош для начинающих, так как по сути это — дорожка в какой-то из уже сформировавшихся кланов.
Atron: Мы приходили к тебе в сравнительно низкоуровневую локацию — Лагерь Орков — там было сложно найти свободную полянку. На твой взгляд, имело ли смысл еще больше подстегивать «новичков»?
Ingodwetrust: Ты сам ответил на свой вопрос. Если на популярных местах и так не протолкнуться, то, по-моему, у начинающих игроков всё нормально. Они собирают группы или бегают сами по себе, но вайна в духе «о как же трудно мне качаться, я сейчас умру» нет ни в игре, ни на официальном форуме.
Atron: Какое у тебя отношение к появившимся вчера «Наборам Новичка»?
Ingodwetrust: Резко негативное. От них за версту несет фри-ту-плеем в самых худших его проявлениях и, исходя из вышесказанного, возникает вопрос — зачем? Новички есть, они качаются довольно успешно, так зачем при этом им еще придавать ускоряющего пинка (свитки опыта), почти полностью вычеркивая из игры до 40 уровня экономическую составляющую (даются шоты и дуалы), сводя к минимуму взаимодействие с другими игроками (свитки бафов)?
***
Но сделать уже ничего нельзя – у Инновы, судя по всему, включились рефлексы. Они «спасают» ситуацию, продолжая задаривать оставшихся игроков, пришедших, казалось бы, в игру, не испорченную упрощениями, тем, от чего они, казалось бы, бежали сюда. Впрочем, у Инновы есть статистика, а у меня ее нет. Я понимаю, что вокруг меня собираются люди, у которых мысли, взгляды и восприятие мира схожи с моими. Это естественно. И я понимаю, что какая-то часть людей воспримет подарки с благодарностью. Возможно, даже большая. Только все это – просмотр истории изменения Lineage II на ускоренной перемотке. То есть в итоге все тот же жалостливый взгляд и вопрос, заданный с сожалением: «Ну что же ты опять. Зачем?».
Чего добивается NCSoft мне неведомо. Зато я знаю, чего они делать уже точно не будут. Так что никаких новых откровений от «Классики» не жду. Чего добивается «Иннова», мне также понятно все меньше. Но повторяться и напоминать слова руководителя проекта я не буду. Поговорим о возможных целях. И рефлексах.
Когда игроку выдают все необходимое на начальных уровнях – баффы, заряды, и даже оружие, просто возникающее в инвентаре, и продолжают выдавать через каждые пять уровней, вплоть до двойных C-мечей, в чем именно хотят помочь «новичку»? В полной автономности? То есть пока я поживу так, а с понедельника, или с сорок какого-то уровня – все будет иначе? Я вдруг начну искать друзей, коллектив, командную игру?
За последнее время в нашу команду пришло четыре человека. Из них двое начали играть совсем недавно. То есть вступили в клан с первых же уровней. И мы стараемся помогать им, чем ускоряем их движение к нашим уровням. Они уже в команде. У них уже есть цели. Но для этого они сделали что-то правильное – они нашли нас. Искали, выбирали, подавали заявки. И спасибо внутриигровым возможностям Lineage II, которые позволили прямо внутри игры разместить объявление о наборе. Если бы разработчики во всем действовали не рефлексами, а логикой, то продолжили бы развивать возможности по рекрутингу, объединению людей в коллективы, упрощению вхождения в команду, поддерживали бы тех, кто к этому стремится, а не награждали бы набором самодостаточности тех, кто просто завел нового персонажа или получил определенный уровень.
Когда в прошлый раз «Иннова» резко увеличила шансы получения трофеев и количество денег, выпадающее из монстров, убив тем самым D-крафт, мы сказали себе: «Хорошо, что мы успели скрафтить почти всю D-экипировку, сейчас мы на пороге C-крафта, там и развернемся». Ага, ловите все теперь парные мечи C-грейда с невиданным уроном. Всего на тридцать дней? Так и предыдущий удар под дых мы получили как раз где-то месяц назад. Рефлексы включились. Какую следующую акцию по спасению нас от игры нам ждать через месяц?
На самом деле, неважно. За потраченные деньги мы уже смогли получить то, что хотели получить от ММО – много новых друзей. И продолжаем работать в том же направлении. Даже благодаря шансу увидеть настоящую Линейку, сюда пришло много хороших людей и отличных игроков. Уверен, не все еще встречены. Но все это существует вопреки тем странным рефлексам, которые заставляют локализатора награждать нас за верность все новыми и новыми неприятными сюрпризами, расстраивающими, как мне кажется, любого нормального игрока, рассчитавающего на собственные силы и умения, а не на чудесное появление крутого оружия у себя в инвентаре. Кого-то совершенно другого хотят найти и привлечь разработчики. Раз за разом. Видимо, против природы не попрешь.
42 комментария
То есть, это конечно некоторый буст прокачки, но в целом не такой уж и значительный, чтобы из-за него так расстраиваться.
Чего этим хочет добиться Иннова тоже понятно. Отток пользователей оказался очень большим. (Я, честно говоря, тоже тогда забил на этот нищебродский ужас, что был до увеличения дропа. Считать каждую аденку задолбало.) Сейчас они выдали людям небольшой пинок ко второй профе. Чтобы народ побыстрее прокачался, а там занялся осадами и клановым ПвП. Тогда, по идее, количество пользователей стабилизируется на гораздо большем числе.
Единственное что меня сейчас удручает (кроме туманных перспектив Классика), это мой полумертвый клан из которого ушли почти 85% народа (кто в Теру, кто просто в реал). Играть почти всегда одному откровенно скучно.
Ясно понятно. Если аденки считать не хочется, то тогда возникновение вещей прямо в инвентаре — самое оно, наверное. Один вопрос — а в классику зачем шли? :)
Но вот только где я ни играл, везде я находил способ заработка адены на эквип. А в классике, увы, все способы кроме спойла и дропа (если повезёт) убиты напроч. В С4 я на квестах делал адену. И мне её хватало, чтобы одеться, а квесты урезали напрочь.
Самое смешное, что я ведь оделся в сет знаний, и посох Д купил. Но желание играть дальше пропало почему-то. Может дело в том что от нас последняя наша конста ушла в полном составе в Теру. Не знаю…
А вообще это можно объяснить даже так, что для идеально выверенного баланса двух мечей на них нужно наложить специальные чары, которые не дают их потом использовать отдельно друг от друга.
В игре со спойлом, да.
2. Мне не очень импонирует позиция Атрона по отношению к новичкам — «мы терпели и вы терпите», а также желание всех принудительно засоциализировать, забывая, что за игрой есть еще и реальная жизнь, которая этой самой внутриигровой социализации в желаемом объеме может мешать (как простейший пример — человек работает вахтовым методом).
2. Позиция тут не «мы страдали, пускай и другие будут», а Иннова старается забить последние гвозди в крышку гроба.
2. Иннова старается как раз непохоронить проект — они и так многое из того. что ввели корейцы не пропускают на сервера. Но — им же онлайн надо поднимать — и так осталось 2 полуживых сервера. Вот и ищут способы.
Иннова старается заработать деньги в ущерб духу игры. Да, поднимется онлайн, но от той самой классики уже ничего не остается.
То же самое, кстати, и на серверах ГоДа — там также вроде возродили классы, но у паладина самые отстойные фишки, причем — ДА верпули пантеры, а вот палу феникса никто не вернул, про всякие пати иконы и не говорю — в итоге большинство бывших палов там стали ШК или ДА).
Проблема в том, что РП — это конечно хорошо (хотя РП за паладина и так жутко сложно) но еще и толк же какой-то от персонажа должен быть, он должен чем-то выделяться и не только возможностью нежить бить в ПВЕ чуть более эффективно.
Учитывая, что я со старта классики с восторгом делился впечатлениями об изначальном геймплее, ума не приложу, как мою позицию можно трактовать в виде «мы терпели и вы терпите», еще и в кавычках, как если бы я такое когда-нибудь говорил. :)
Люди, вы зачем идете в классическую Линейку, имея тысячу и один альтернативный проект, а также основной проект этой самой Линейки, в которой социализация давно не нужна? Кто вас принуждает? :)
2. Ну где ж он — тысяча и один альтернативный? Где? Основной проект линейки давно погряз в необходимости тратить круглые суммы вместе с огромным количеством часов онлайна (думаю — не меньше, чем в классике), его же тоже ухардкорили.
Я могу сказать — чем мне конкретно не нравится социализация — социализация в ММО это, в большинстве случаев — КП, КП — это «в игру — как на работу», а если вы еще и живете в регионе с большим + к МСК — то «на каторгу», ибо онлайн пати (а набрать пати из тех же регионов крайне сложно) легко может доходить до 3-4 ночи по вашему времени, а с утра — на работу — и это — не весело (про проекты типа АИОНа, с привязкой внутриигровых событий к 22-23ч МСК даже упоминать не хочу).
Самое печально, что привыкнув к таком режиму отойти от него уже сложно (до сих пор не смог), а здоровье — не резиновое, увы(.
Как я люблю Чипвары в RFO в пять утра.
Как люблю осады в три часа ночи. Хлебнем сейчас сполна.
Ведь «за МКАДом жизни нет».
Дык факт социализации позволяет неплохо так облегчить вхождение в игру. Правда знаешь что? Двое из людей которым я помогал в стартовых локах забили на игру. А один ушел в вартаг и раздел под мобами в составе пачки. Вот такое они, виртуальные знакомства.
Но если ты приходишь в игру к друзьям то точно с голой ж… бегать не будешь.
А на счет для вас каждые три месяца открываются всё новые фришки с разной степенью одоначенности и разными хрониками, а так же всякие официальные ВоВы с 90м уровнем за полторы тысячи рублей если не хочешь качаться и гилдворсы2, где прокачка особо то и не напрягает.
Я искренне не понимаю, что такое «актуальный геймплей» в том виде, в каком его упоминаете вы. Для меня это то, во что человек играет прямо сейчас. И то, во что вы играете сейчас, должно быть интересным, а не легким. Потому что если вы, как разработчик или локализатор, делаете все, чтобы игрок проскочил какой-то участок игры, вы расписываетесь в бесполезности этого куска. Тогда зачем вы его вообще предоставляете? Зачем человек проводит в этом состоянии целые дни? Самое классное ведь, когда игра начинается с первых уровней. Именно это я и хвалил в свое время в классической линейке. И юмор в том, что это могло бы быть так до сих пор. Потому что начальные локации, как показала практика прокачки персонажа моим другом несколько дней назад, довольно заселены. Но прежней игры там уже нет, потому что, как минимум, рынок очень сильно пострадал. А рынок — важная часть осмысленной игры.
Если для вас актуальный геймплей — это осады, то и для этого вам нужно искать людей, схожих по духу. И, опять же, хорошо бы начать этим заниматься с первых дней. Потому что в этом и заключается смысл игры — пришли и играете, а не пришли и ждете, когда начнется игра. Как показывает наш пример, дотянуться до состояния, когда вы сможете бегать с сороковыми уровнями без штрафов, при поддержке этих самых сороковых, можно за три-четыре дня. И при этом вы будете общаться, узнавать новых друзей, какую-то идеологию команды.
Умение создать свой собственный геймплей — одно из важнейших свойств игрока. Но он не может фантазировать и заниматься бесполезной деятельностью. Вы что же, думаете, на старте классики было мало людей, которым геймплей показался скучным и они ушли, несмотря на то, что прекрасно знали, что в игре за геймплей? Но раньше я мог в этом вопросе дискутировать, рассказать, что можно делать, как играть с самого начала, и как люди этого не замечают. А сейчас у меня аргументов поубавилось, увы.
Я не знаю, какие требования к игре выставляете лично вы. То, что я вижу пока — это чтобы было легко и без социализации. Этим требованиям удовлетворяют почти все современные ММО-поделки. Потому что вот это они с легкостью могут обеспечить — кальку с одиночной игры на самом простом уровне сложности. А сделать интересный коллективный и массовый геймплей (что и отличает ММО, как жанр, от тысяч других компьютерных игр) мало кому удается. Но вы приходите в ММО и требуете убрать социализацию, потому что она мешает вам жить реальной жизнью. Ну, не знаю, с тем же успехом можно прийти в бар, где гудит вечеринка, и проклинать всех за то, что они не дают вам поспать за столиком.
Вот с чего вы это взяли, скажите? Никогда не играл в КП и не понимаю такую изоляцию. Мало того, не понимаю, как можно в добровольной среде по отношению к людям, которых ты считаешь своими друзьями, устраивать какую-то обязаловку, расписание и прочую хрень. По-моему, так происходит только в том случае, когда вам нужен не человек, а эльф-лучник восьмидесятого уровня. Бывает и такое. Только, пожалуйста, не называйте это «социализацией».
Не укладывается у меня это в голове, если честно. Зачем самого себя добровольно погружать в такие условия? Если вы это воспринимаете как вторую работу или как каторгу, зачем вы это делаете? Почему считаете это единственным способом играть с другими? А если считаете единственным, то зачем вообще играете в такую ужасную версию ММО? :)
Вокруг полно команд, которые играют в совершенно другом режиме. Да, с вероятностью, близкой к 100%, в вопросе формальных игровых достижений они будут проигрывать, но это логичный обмен, очень полезный для восприятия жизни в целом — ты всегда в чем-то теряешь, в чем-то приобретаешь. Это обмен. Обмен удовольствия от игры здесь и сейчас на формальные достижения мне не был непонятен никогда.
В итоге, похоже, вы упрекаете меня в том, что я вам навязываю «социализацию» в том жутком виде, который вы сами для себя выбрали.
А вот тут полностью согласен:
Ну объективно это так, не интересный скучный геймплей является следствием хренового дизайна. Тут даже спорить не о чем.
Затем что в данном случае модель монетизации — п2п, чем дольше игрок будет добираться до морковки в виде интересного для него геймплея через унылый гринд — тем больше он в результате потратит на абонентку. Если сразу дать всё и рейты х1000 — игрок получит сразу что хотел, наиграется и уйдет через месяц. Но тут главное не перебарщивать, если морковка слишком уж далеко и кажется совсем недоступной — игроки просто плюнут, бросят тянуться за ней и разойдутся по другим играм.
Я надеюсь, что вы отдаете себе отчет в том, что это ваше очень субъективное мнение, да? Очень надеюсь.
Без вот этого унылого посыла никак нельзя было, да? Я сейчас поясню, можно не моргать:
1. Вы не представляете, как сделать интересный геймплей. Это факт.
2. Вы не любите ММО настолько, что не можете найти ни одного примера геймплея, который бы вас увлекал. Это факт.
3. Вы, очевидно, профнепригодны, по двум указанным выше критическим параметрам.
4. Зачем вас слушать? Какой в этом смысл?
Внезапно однако. Я всего лишь сказал что не знаю не одной игры, целиком состоящей из интересного абсолютно для всех геймплея. Везде есть те или иные затычки. Я вполне допускаю что не интересный лично для меня геймплей для кого то представляет интерес. Например медитативное засаживание/сбор пугал в АА или столь же медитативный гринд мобов в библиотеке вполне могут наверно кому то нравиться сами по себе, но такие любители не представляют из себя статистически значимые величины и по сути эти виды геймплея являются «затычками».
Работодатель вроде не жалуется :)
У нас вроде свободная страны, слушать никто никого не заставляет :)
Я думаю вам, как человеку, который по какой-то неведомой мне причине, вещает от лица большинства, должно быть известно, что интересного для всех геймплея не существует в природе. Как и интересных для всех книг, фильмов или музыки. Но выводы, которые вы делаете на этом основании, поражают, вот в чем дело. Типичный пример рассуждений о том, чего вы не понимаете:
Я, как человек, играющий в игры с абонентской платой, на протяжении десяти лет ни разу не играл в то, что будет интересно когда-нибудь потом. На примере линейки абсурдность вашей теории доказывает простой факт — в ней не существует никакого интересного геймплея когда-нибудь потом. Весь интерес в живом рынке, крафте, эффективном развитии персонажа, встречах или столкновениях с другими игроками. Что вы там ждете «потом», совершено непонятно.
Тот самый геймплей линейки, над которым вы потешаетесь, только по официальной статистике подписчиков собирал свыше двух миллионов, это не считая популярности фришардов на нашей территории. Если уж вам хочет говорить о числах.
Так дело же в том, что с тем же успехом я могу дискутировать о MMO со своей мамой. Она точно так же, как и вы, не понимает, зачем нужны ММО, социализация в них, и за что можно брать подписку, потому что не играла в ММО и не увидела в них ничего интересного. Но ей мудрости хватает не вступать в разговоры по тематике, которая ей не интересна. Так зачем же это делаете вы?
Вы там забыли «имхо» добавить :)
Я в линейке? Ничего не жду. Это лучше спрашивать у тех, кто играет. Если они говорят что настоящая игра начинается после второй профы или ещё там когда — то наверно им виднее, когда для них субъективно настоящая игра начинается.
Маленький хинт — если под заметкой поставить галочку «запретить комментарии» то и не придется ни с кем дискутировать…
Вы же сами задаете вопросы «зачем» и «почему». Я всего лишь на них попытался ответить. Вы на будущее вопросы, не требующую ответа помечайте как то, тегом «риторические» например…
Давайте использовать статистику. Я не против. Но статистику, а не ехидство, обливание грязью геймплея, который вы не понимаете, и доводы по поводу игры, которая вас даже не интересует.
Если это лучше спрашивать у тех, кто играет, то зачем же вы говорите от их лица?
Да я готов дискутировать с кем угодно, если есть предмет обсуждения. Но если собеседник не может привести ни одного примера интересного геймплея из истории MMO и не может представить, за какой геймплей MMO могут честно брать деньги, тут я теряюсь — я не понимаю, с кем тут и о чем говорить в таком случае.
Да, но мы ведем разговор в контексте определенной темы, о которой вы совершенно четко говорите, что вопросом не владеете и ничего о геймплее линейки сказать не можете.
Так явите же её, сестра!
Изменение за неделю +160
Изменение за месяц -110
То-есть незначительные колебания онлайна, резкое паления онлайна удалось остановить. Вывод — то небольшое повышение рейтов, которое было сделано NCsoft — сделано совсем не зря и даже немножко помогло старушке :)
Изменение за неделю +210
Изменение за месяц -120
За неделю число пришедших увеличилось, а вот за месяц внезапно уменьшилось, как же так? Люди приходят, а онлайн падает, однозначно верная статистика.
Мда, в ваших руках статистика — страшное оружие. Почему, к примеру, не сделать вывод, что онлайн вырос из-за хреновой погоды?) Тоже вполне правдоподобно же.
Так что нормальное отношение к команде «Парня в горы тяни — рискни».
Я такой подход в играх не разделяю, но это точно не «дедушка терпел теперь и ты терпи, как в цитате».
По-моему вся эта фраза и есть квинтессенция гринда, превращающего любое действие в наказание — «нарабатывай что-то там, а об интересном потом поговорим». Или «давай делай, потом спасибо скажешь».
Вот только если не предоставить толковое дело на этом этапе, до «интересного контента» (если он там реально есть как факт, а не как приманка) можно и не дойти… или в итоге решить, что оно того не стоило.
Нет, я не отрицаю наработку навыков и постепенное развитие. Просто материал должен развиваться так, чтобы постепенно вводить новые элементы и поддерживать интерес. И не позиционировать далёкий результат как единственную ценность. А на «догриндишь до топ-левела — тогда поиграем» далеко не уедешь
А с остальным вполне соглашусь — если увлекается, пусть читает. Главное не отбить всё желание тупой обязаловкой и неподходящей подборкой.
Собственно, это и есть различие между полезным увлечением и гриндом. Можно ведь совмещать приятное с полезным.
Всем нам в школе говорят «это тебе в жизни пригодится». Но по сути диплом нужен для галки о вышке. Часть детей не увлекается учебой потому что она им не интересна, я лично не читал литературу в школе, начал нормально читать книги (научную фантастику) только когда у меня телевизор сдох. Вот тогда я перечитал Хайнлайна и Желязны, потому, что поиграть на SEGA не мог)
А у корейцев в принципе гринд возведен в абсолют. Они очень много трудятся, как и другие азиаты. Постоянно перерабатывают, задерживаются на работе, сама идея привита очень сильно. Поэтому и в играх у них то же самое, никто не жалуется на такой геймплей, для них это нормально.