В этой заметке я, как увлекающийся игрок с многолетним стажем, хочу определить и зафиксировать, почему уже долгое время у меня не возникает желания задерживаться ни в одной ММО. И почему, несмотря на положительную тенденцию в игрострое, я ожидаю, что этот период затянется еще надолго.

В прошлом году я для себя решила сходить в университет за высшим образованием. К своему ужасу, я обнаружила, что большинство моих однокурсников пришло туда не за знаниями, а за корочкой. Нет, я знала, что так часто бывает, но чтоб прям массово, чуть ли не все? Это стало неприятным сюрпризом. Мне оставалось только ограничить свой круг общения в тех стенах преподавателями и редкими интересующимися хоть чем-то студентами. Не беда, ибо общения мне хватает и в других местах.

Преподаватель экономической теории, базовой дисциплины моей специальности, начал свою лекцию с объяснения (в моем случае — напоминания) изначального значения слова «стимул» — это палка с морковкой перед носом осла, принуждающая животину двигаться за ней в нужном направлении. По окончании лекции, которая мне была крайне интересна и полезна, у меня с одногруппниками состоялся такой диалог:

Я: — Ну как вам новый преподаватель? Как лекция?
Они: — Да ничего непонятно, мы только что-то про морковку запомнили
*Дружный хохот


Это я все к чему: за последнее десятилетие я все чаще наблюдаю, что мои видения, цели, приоритеты идут вразрез с общей массой как общества, так и игроков в ММО. Не случайно тут вставлен и пример с университетом, ибо 15 лет назад я так же училась в высшем учебном заведении и не наблюдала массовых контрольных списываний, которые сейчас заменили зачеты и экзамены. Оглядываясь вокруг внутри большинства ММО, я вижу привлеченную «целевую» аудиторию, с которой мне, как и в университете с теперешними одногруппниками, и поговорить-то не о чем. И точно так же у меня остается всего два варианта: играть изначально с кем-то знакомым, либо играть в сингл под шильдой ММО.

Последний успешный (в моем понимании) опыт игры в ММО состоялся много лет назад на руоффе ЛА2. Тогда получалось играть с большим количеством людей как само собой разумеющееся, без приложения усилий заводились знакомства и налаживались долгосрочные связи в игре. После того периода я могу назвать положительным только свой опыт игры в команде по изначальной договоренности, например, в составе 7С.

Я не перегорела, как это может показаться. Мне все еще хочется и ждать, и надеяться. Но больше, гораздо больше мне хочется играть и жить в виртуальном мире без постоянного закрывания глаз на множественные недочеты. Так хочется, что в прошлом году из меня целая серия заметок про ИММ вылилась, и прекратить мне этот поток удалось только титаническим усилием воли. Так хочется, что вот недавно, услышав магическую фразу «7С снова играет в ЛА2», я 2 часа убеждала мужа помочь мне установить клиент того же шарда (были сомнения, не задвинет ли игра в угол все мои другие активности).

И, наконец, к сути: стимулы и антистимулы. Просто на примере волшебной фразы «7С снова играет в ЛА2». Ребята нашли шард с очень жесткими ограничениями для хамов и гриферов. Их натурально банят. Пиковый онлайн, который я наблюдала на сервере — 82 человека, закономерное следствие политики местного админа. Но это для меня как раз стимул, ибо прямо у меня под носом человек спокойно выложил на землю кучу добра для передачи другому персу. На мое удивление такой смелостью, товарищ пояснил, что тут не принято брать чужое. Я думала, на руоффе в свое время было хорошо. Оказалось, бывает еще лучше.

Я просто не вижу, во что можно было бы мне поиграть сейчас, кроме вот такого варианта. Пробовала TESO, но это не ММО в моем понимании. Имела принадлежность аж к пяти гильдиям (2.500 человек). Что они мне дали? Прилавки для торговли и возможность быстрого перемещения между локациями. На этом все. Ожидаю от социализации гораздо большего, но там она просто не нужна. Нет целей, кроме драки, для группы. А подраться можно и в рандомной пати, и вообще без нее.

Варианты игр с возможностью покупки преимущества в любом виде я не рассматриваю. Таким образом отвалилась Chronicles of Elyria, на которую возлагались большие надежды. И все, что предлагается сейчас на рынке игр, для меня просто сквозит антистимулами:

— В нашу игру можно играть бесплатно!
Антистимул. Не верю в качественный продукт без соответственного ценника. Давно не верю. Даже в случае фришарда ЛА2, где вообще не принимаются пожертвования, цена вопроса — низкий онлайн и нестабильность (уже пару дней как сервер лежит, потому что у хозяина объективно нет времени им заниматься, обстоятельства таковы).

— Мы дадим возможность развлекаться всем, нам важен каждый игрок!
Антистимул. Не верю. Как только такие обещания пытаются выполнить, получается или ганкбокс, или ферма, или вообще не пойми что. Но точно не живой виртуальный мир (или я о таких успешных проектах просто ничего не знаю). Это как ситуация с образованием (на примере моего теперешнего ВУЗа), когда на выходе есть люди с корочкой, но крайне мало людей со знаниями. И зачастую не благодаря системе, а вопреки. Суррогат и обман.

— Мы умеем красиво давать обещания!
Антистимул. Про это уже столько говорено, что не буду даже разжевывать. Сюда подпадает большинство ситуаций последних лет с преданными ожиданиями игроков, моими в том числе.

— В нашу игру можно играть как одному, так и в команде!
Антистимул. Если мне не нужны другие игроки, то и я им не нужна. Пойду в сингл поиграю или любимым делом займусь, что ли… Крафтить я и в реальности могу, из лука стрелять могу, в ивентах участвовать могу. Зачем мне тогда такой продукт? Для антуража? Не верю, в РИЖД я его получу в разы больше и качественней. Да и сама антураж создаю регулярно.

— Мы развиваем игру в соответствии с пожеланиями игроков!
Антистимул. Не верю. Такое может иметь место или как отмазка для введения шопиков и прикрытия ошибок, или когда игру пытаются удержать на плаву любой ценой. По мне — пусть лучше тонет, пробуйте еще, пока не выйдет хорошо. Или не пробуйте вовсе. Такое я могу понять только на начальных этапах для сбора дополнительных идей у небольших команд энтузиастов (ХиХ, например)

Продолжать можно долго, вдаваясь во все более мелкие детали и подробности. Получается так, что на данный момент я не вижу годного для меня проекта даже в перспективе. Вот очень хотелось потянуться разумом за новой анонсированной «Ashes of Creation»… Она в идейной части местами даже перекликается с ИММ. Но на странице кикстартера я нахожу очередную некрасивую замануху, даже две.

Антистимул, однозначно. Я понимаю, что так принято сейчас. Понимаю, что денег они собрали много. Все понимаю. Но, когда я вижу в бонусах за пожертвования хоть что-то, кроме форумных титулов и предоплаченного времени игры, у меня начинает дергаться глазик. Или эти преимущества будут только у участников кикстартера (неравенство с самого начала), или в игре введут шопик, чтобы остальные не ныли. Пожалуй, еще с доступом на ЗБТ в этом ключе я могу согласиться. Но не более. И узнавать о новых механиках в игре я бы хотела из очередного дополнения, а не из вехи на кикстартере. Просто потому, что сразу все впихнуть в релиз не выйдет. То есть, вместо интереса от очередного дополнения в момент его выхода, у меня будет подмена эмоции на требовательное долгосрочное ожидание выполнения уже данных обещаний. Мне такое неприятно, ибо убивает элемент новизны и восторг новых открытий.

Очень неприятно чувствовать себя тем самым осликом, которому морковку даже не на палочке спереди подвешивают, а пытаются запихнуть в неестественные отверстия, убеждая, что так и надо питаться современным осликам. Все, что от меня остается в таком раскладе:

Зеркало для героя: Стимул и антистимул
Я терпеливая. Я подожду. И с радостью буду платить соответствующую цену за качественный продукт, как только он выйдет на рынок. Как жду уже несколько лет. А пока… ЛА2 в компании 7С, как только сервер снова заработает.

Читайте также

27 комментариев

avatar
Все метания и терзания очень хорошо понимаю, сама побывала в этом затруднительном положении. Но один момент для меня после прочтения остался неясным. Вот эта ситуация с тем, что невозможно найти точку соприкосновения с сообществом в ММО (очень близкая мне проблема, кстати). Она ведь не решена, так? Люди остались людьми. На лакрафтере просто слишком мало людей, чтобы это действительно можно было считать ММО — тут просто нет массовости для первой «М». То есть если решение проблемы — это игра в проект с пиковым онлайном до 100 человек, получается, что все тлен и на рынке нет для вас ни одной ММОРПГ.

Кстати, полностью согласна насчет кикстартера как такового. Действительно, все эти вехи и прочие «достижения»… так и хочется спросить — а что, все это не задумывалось изначально? Вы допускали возможность выпустить игру без таких важных механик? Но… а зачем?
  • +3
avatar
Она ведь не решена, так? Люди остались людьми.

Я не зря написала про свой удачный опыт в ЛА2 на руоффе. По моим наблюдениям, там наиболее эффективно фильтровалось сообщество в силу ограничений гриферов и хамов. Сама игра создавала такую атмосферу, что не было ожидания подвоха от первичного контакта с людьми. Было обычное знакомство, как в жизни. В реальности я так же выбираю места и заведения не в последнюю очередь по их контингенту :) Конфликт и там, и там — скорее редкость, чем исключение, если намеренно его не искать.
  • 0
avatar
Вот это странно. Я играла на руоффе, на старте и потом еще раз — какое-то время спустя. Там в чате писали такое, что вяли все органы чувств по очереди. Хамы там как раз клубились просто толпами. Уникальный ламповый сервер?
  • 0
avatar
О_о Да нет, ничего уникального. Возможно, я их просто не слишком замечала за игровой активностью, но это тоже говорит само за себя, кмк :)
  • 0
avatar
Я просто все еще слежу за «линейкой» и местным сообществом. Там каждый сезон первые темы — «топ кидал сервера», обсуждают все возможные виды «развода», а также ненаказуемый грифинг (например, ставят петов в городах рядом с важными NPC) и изредка — обилие обсценной лексики от отдельных товарищей, которых все никак не забанят. Видимо, или повезло, или игра заслонила все негативные моменты жизни сообщества :)

Ну и отсутствие общего чата — если его не ввели, конечно — обычно не дает увидеть всю грязь сразу.
  • 0
avatar
Вот что там сейчас — понятия не имею, я играла давно. Был короткий период возврата, когда запустили классику, но и только. Нововведения принесли неизбежную смену аудитории, с нынешней мне не по пути :(
  • 0
avatar
На старте я играла еще :) Аудитория все та же, «фришная». С «мамками» и прочими радостями жизни, увы. Нет, были вменяемые, хорошие люди, но хамства, обмана, агрессии тоже хватало. То есть на самом деле аудитория не особо изменилась за это время. Может, выросла критичность восприятия, или игра перестала заслонять социальную тень?
  • 0
avatar
игра перестала заслонять социальную тень

Вот скорее в этом дело. Не получается найти среди текущих предложений такую игру, за которой будет не очень важно, кто и что там в чатике написал. Да и не главное это. Слова — это просто слова, я скорее имела в виду хамское поведение, чем сотрясание воздусей. То ли меня оно не коснулось (повезло), то ли тоже игра заслонила напрочь :)
  • 0
avatar
А, если хамское поведение, а не просто словесная грязь, то тогда да. Такого на руоффе было не так уж много.

Вообще я с агрессией и хамством, причем безосновательными, сталкивалась в последнее время как раз в АА. В остальных играх оно как-то получше будет. Даже в относительно свежих и изрядно азиатских RevO и BDO я не сталкивалась с неадекватным, агрессивным или хамским поведением. Т-т-т, конечно.
  • 0
avatar
А мне в этом смысле повезло в TESO. И со словесным общением тоже. Но там этот бонус никак не перекрывает остальных минусов
Комментарий отредактирован 2017-06-22 18:23:12 пользователем Tan
  • 0
avatar
Как ни странно, если игра не явный ганкбокс, шансы столкнуться с агрессией и хамством в личном общении невелики. RevO, BnS, BDO, WS, Rift, Aion. Везде в этом плане было все благополучно :) Даже если и попадались неадекватные игроки, я с ними просто не сталкивалась. Мне кажется, игр с агрессивным сообществом не так и много. На самом деле.
  • 0
avatar
Верю, ибо Вам, объективно, виднее :) У меня только стаж игры немаленький в ММО, а вот разнообразие проектов хромает
  • 0
avatar
Да я тут просто все бегаю с нерешенным вопросом. Да, не ганкают. Да, не убивают. Да, не хамят лично и адресно. Но ведь и сообщество на этом не слепишь. Остаются другие проблемы — возраст, общее хамовитое, пусть и безобидное поведение. Другие ценности. Другой подход к жизни. То, что описано в заметке. Но руофф «линейки» был в основном сервером подростков. Там были соответствующие ники, соответствующее поведение людей. И даже если это все было не со зла, трудно было с ними… кооперироваться.

Так и сейчас в BDO. Меня никто и пальцем не тронул. Активность людей в чате колоссальная, все засыпано объявлениями о наборе. У нас морской контент. У нас слоны и осады. У нас баффы для ремесленников! На любой вкус. И каждая первая гильдия называет себя «ги». Ну как, как можно вообще играть в «ги»? Как можно написать в приват человеку с ником «Дуськамилаяпуська», даже если он свой коллектив называет-таки «гильдией».

Простите, это крик души, конечно. Но заметка разбередила — все же там ставятся созвучные вопросы.
  • +6
avatar
возраст, общее хамовитое, пусть и безобидное поведение

Поэтому я ставлю один из акцентов на обязательной платной основе проекта, который мне может подойти. Это мощный фильтр по таким параметрам :)
  • 0
avatar
Увы, нет, многократно доказано кириллическими серверами WoW.

Да и «линейка» была p2p-игрой в те времена, когда Стивен Шарифф еще не был надеждой всего игропрома, а его клан устраивал грязные провокации на абсолютно платном западном сервере Лионна. Кстати, до такого уровня редко какой фришард опускался, у ребят действительно был свой стиль.
  • 0
avatar
Тогда сформулирую так: у меня есть большая надежда, что при теперешнем обилии фри-ту-плея и специально под таких ребят заточенных игр, их будет сильно меньше там, где против их безобразного поведения будут созданы механики хотя бы уровня ЛА2 и введена подписка.
  • 0
avatar
Так мы возвращаемся опять к тому же вопросу о разных типах безобразного поведения :) Ганкеров и «нагибателей» карма действительно неплохо останавливает, и системы с кармой существуют сейчас и в RevO, и в BDO, причем в последней есть еще и гильдийская карма, и на ее количестве завязана, к примеру, возможность объявить войну. Тут понятно. Агрессию можно ограничить.

А вот хамство чисто бытовое, в чате, неадекватное поведение и т.д. — это все платностью не отсеять. И часто неадекватно ведут себя великовозрастные «детки», когда-то таким был и Стивен, и таких сейчас очень много в WoW. В общем, сомневаюсь, что платность как-то повляет на «Милыхпусек», «ги» и общую безграмотность населения. По большому счету, это не их грех. Это наша неспособность смириться с реалиями современного общества. Когда-то на моей первой фришке я воспринимала это, как нечто само собой разумеющееся, а сейчас вот — постарела. Теперь от «гишек» коробит, а от ников с «нагибатор» в корне — просто мутит. Но подписка таковым не мешала и не мешает. И никакой кармы на них не придумать, и нет механики, которая это может ограничить. Это же не их проблемы. Это — наши.
Комментарий отредактирован 2017-06-22 19:43:56 пользователем Chiarra
  • 0
avatar
Я бы просто признал, что процент «чужих» в любом сообществе будет довольно высоким. На то оно и сообщество, а не закрытый клуб. То есть смотреть нужно исключительно на то, сколько в таком сообществе «своих». И тут понятно, что чем больше условий мы выставляем, тем их меньше. В «классике» по этому параметру сообщество было хорошим. Жаль, игровых перспектив было немного.
  • +2
avatar
У меня проблема чатикового фона менее остра, я его легко фильтрую, пока ко мне лично не обращаются. На это, считаю, реагировать не стоит, как на трамвайных хамов в реале. Хотя, конечно, с удовольствием играла бы на сервере, где их нет, даже в порядке резервации (этакий вариант РП), если не найдется метод с ними эффективно справляться в целом.
  • 0
avatar
цена вопроса — низкий онлайн и нестабильность (уже пару дней как сервер лежит, потому что у хозяина объективно нет времени им заниматься, обстоятельства таковы).
Нисколько не споря с сутью сказанного, хочу заметить две важные детали. В ситуации с лакрафтером низкий онлайн связан не в последнюю очередь с полной неинтуитивностью всего, что там происходит даже из хороших и правильных побуждений. «Это PvE-сервер» в описании, закрытый форум, неочевидный источник клиента, автоматические баны на 10-15 минут за WASD или просто из-за наведенной ошибки при логине, да просто даже дизайн сайта. Это к вопросу о том, что энтузиазм бывает разный, но да — без денег он в любом случае может закончиться в любой момент. Нет никакой уверенности.

И тут мы переходим ко второй детали. Юмор ситуации в том, что позавчера я написал вдохновенный текст о своем очередном возвращении в Lineage 2. Как предложила Chiarra — в рамках "#CameraLucida". И вот текст готов, мне осталось сделать ровно один скриншот в определенное время суток, я запускаю игру, а зайти на сервер не могу. Выяснилось, что, несмотря на то, что у сервера бывали технически сбои и прежде, в основном связанные с провайдером, такого не было никогда за всю историю — повредилось что-то в самом сервере. Впервые за пять лет. Такое вот наше счастье. :) А процесс этот долгий, как ни крути. Начиная от доступа к телу железяки и заканчивая, собственно, ремонтом или заменой, которые могут оказаться довольно дорогими, учитывая, что там непростая машина стояла. В общем, тут я немного хотел заступиться за человека, а то из твоих слов могло показаться, что ему просто недосуг сервер перегрузить. :)

И, наконец, самое главное. В случае с судьбой лакрафтера перед нами рассказ о том, как все мы живем поодиночке. Сколько из нас хотело бы классической линейки с функционалом на уровне интерлюдии, и сколько пробовали за эти пять с лишним лет лакрафтер? Да даже мы в 2012 году прошли мимо, хотя видели и пробовали его. Тоже посмотрели так — маленький онлайн, какая же это ММО и все такое. В итоги пошли на серверы, которых, оглядываясь по сторонам, давно уже нет. С онлайном, сиюминутным, и прочими прелестями фришардов, типа того же ладваизи. В этой связи я думаю, что такое «ммошность» не в буквальном, а в эмоциональном смысле. Если есть выбор недолго проехать на волне высокого онлайна или встретить в том же мире тех же людей спустя пару лет, причем этот выбор именно «или/или» в силу объективных причин, что я выберу?
Комментарий отредактирован 2017-06-22 18:36:03 пользователем Atron
  • +1
avatar
Если есть выбор недолго проехать на волне высокого онлайна или встретить в том же мире тех же людей спустя пару лет, причем этот выбор именно «или/или»

Вот это меня и приводит в состояние длительного ожидания. Надо, чтобы и онлайн, и люди, и именно этого я готова ждать до посинения :) А в этом случае — люди, ибо они важнее процессов :)

из твоих слов могло показаться, что ему просто недосуг сервер перегрузить

Никого не хотела обидеть, спасибо, что конкретизировал :)
  • 0
avatar
К слову о ТЕСО… я тоже думала, что гильдия только для торговли в основном, пока сегодня в моей не приключился очень смешной и длинный разговор между согильдийцами, который явно был проспонсирован Шеогоратом, про подвязывание коз и канадских комаров в кирзовых сапогах. Это было веселое коллективное безумие. :) Вернулась в начало 2000-х и чат «Таверна» прямо.
  • +1
avatar
Позитив, однозначно :) Вопрос: это все же приятный неожиданный бонус или функционал? Просто для меня такие диалоги — норма общения с друзьями, и ни к каким гильдиям не привязана :)
  • 0
avatar
Это неожиданное открытие: и с этими ребятами можно так.
Порой людей надо растормошить, чтобы они открылись с другой стороны. Все-таки за каждым ником скрывается человек. Да, со многими не будет ничего общего, но среди 2500+ людей обязательно найдутся интересные)
Но я вообще в людей верю и молодежь люблю. :)
Да, а еще более удивительным оказалось то, что в гильдии больше половины игроков играли в АА. Вот тебе и европейский сервер, и западная игра на английском…
Комментарий отредактирован 2017-06-22 20:09:51 пользователем Devina
  • +1
avatar
Это неожиданное открытие: и с этими ребятами можно так.

Сильно повезло, есть с чем поздравить :) Я столкнулась с полным непониманием, когда в последний раз попыталась такое запустить наудачу в новом коллективе :)
  • 0
avatar
Да, эксперименты не всегда бывают удачными, он это не повод для того, чтобы перестать пробовать, я считаю. :)
  • 0
avatar
Так-то оно так, но посмотришь порой на весь этот рекрутинг и все эти «ги»… было бы где эксперименты ставить :(
  • +2
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.