… это наши проблемы. В оригинале фраза одного известного футболиста в 2012 году звучала как «Ваши ожидания – это ваши проблемы» и относилась она к футболу, но она как никогда актуальна для мира ММО в наше время. Да и текущий Чемпионат Мира по футболу дал мне лишний повод вспомнить о ней.
Вокруг то и дело, что все обсуждают отсутствие устраивающих их ММО, возлагают надежды на новые проекты, ждут свой условный Star Citizen, снова и снова верят словам разработчиков и издателей. При всём этом, зачастую, люди рисуют у себя в голове не то, о чём им говорят, а только то, что они сами хотят видеть. Есть у меня в голове картина идеальной ММО, я хочу увидеть всё, о чём мечтаю, в очередном анонсе и пропускаю мимо ушей важную информацию об отсутствии ожидаемого функционала. Ну вот такие мы люди.
Анонс – ожидание – покупка НРД — релиз – разочарование – анонс… Схема довольно популярная, и вряд ли найдётся человек, который эту схему не опробовал на себе, но так ли виноваты в этом разработчики? Не уверен. Как я писал выше, и чем дальше, тем больше я в этом убеждаюсь, разочаровывают нас не игры, а наши впечатления об играх.
В одной восточной стране существует такая фраза: «Чтобы ваши желания чаще сбывались, нужно реже желать».
Восток — дело тонкое, загадочное, но что-то в этой фразе есть, что можно применить и к нам. Я, наверное, один из немногих кто приходит в игру не для того, чтобы получить ачивку или убить очередного босса в эпохальном режиме. Я прихожу в игру, чтобы получить в ней отличное от повседневной жизни общение с людьми. Если люди не хотят видеть меня в своей компании, то общение у нас не сложится, если же мы находим общий язык, то уже и не важно во что мы будем играть.
Для меня игра — это графическая оболочка для чата, и не так важно, текстовый это чат или голосовой. Я уверен, что в любой ММО основная составляющая — это люди, причем не те, которые пробегают мимо меня или дерутся со мной, а те, с которыми я наладил общение. С некоторых пор для меня не принципиально, состою ли я в одной игровой формации с этими людьми, куда важнее, что они находятся в моём френд-листе.
Любая игра наполняется гораздо большим смыслом, если это игра с людьми, а не про персонажей.
Я не призываю пересмотреть ваши взгляды на игру, я пытаюсь донести до вас мысль о том, что ожидания от игры не так важны, как люди, с которыми вы приходите играть в очередной проект. Да, порой хочется увидеть что-то и восхититься работой разработчиков, но за поиском механик важно не потерять людей.
В завершении моей небольшой заметки, я хочу напомнить диалог из одного фильма, который находится в моём личном ТОПе, а именно «Брюс всемогущий»:
— Я дал людям всё, чего они хотели!
— Давно ли люди поняли, чего хотят?
Вокруг то и дело, что все обсуждают отсутствие устраивающих их ММО, возлагают надежды на новые проекты, ждут свой условный Star Citizen, снова и снова верят словам разработчиков и издателей. При всём этом, зачастую, люди рисуют у себя в голове не то, о чём им говорят, а только то, что они сами хотят видеть. Есть у меня в голове картина идеальной ММО, я хочу увидеть всё, о чём мечтаю, в очередном анонсе и пропускаю мимо ушей важную информацию об отсутствии ожидаемого функционала. Ну вот такие мы люди.
Анонс – ожидание – покупка НРД — релиз – разочарование – анонс… Схема довольно популярная, и вряд ли найдётся человек, который эту схему не опробовал на себе, но так ли виноваты в этом разработчики? Не уверен. Как я писал выше, и чем дальше, тем больше я в этом убеждаюсь, разочаровывают нас не игры, а наши впечатления об играх.
Восток — дело тонкое, загадочное, но что-то в этой фразе есть, что можно применить и к нам. Я, наверное, один из немногих кто приходит в игру не для того, чтобы получить ачивку или убить очередного босса в эпохальном режиме. Я прихожу в игру, чтобы получить в ней отличное от повседневной жизни общение с людьми. Если люди не хотят видеть меня в своей компании, то общение у нас не сложится, если же мы находим общий язык, то уже и не важно во что мы будем играть.
Для меня игра — это графическая оболочка для чата, и не так важно, текстовый это чат или голосовой. Я уверен, что в любой ММО основная составляющая — это люди, причем не те, которые пробегают мимо меня или дерутся со мной, а те, с которыми я наладил общение. С некоторых пор для меня не принципиально, состою ли я в одной игровой формации с этими людьми, куда важнее, что они находятся в моём френд-листе.
Я не призываю пересмотреть ваши взгляды на игру, я пытаюсь донести до вас мысль о том, что ожидания от игры не так важны, как люди, с которыми вы приходите играть в очередной проект. Да, порой хочется увидеть что-то и восхититься работой разработчиков, но за поиском механик важно не потерять людей.
В завершении моей небольшой заметки, я хочу напомнить диалог из одного фильма, который находится в моём личном ТОПе, а именно «Брюс всемогущий»:
— Я дал людям всё, чего они хотели!
— Давно ли люди поняли, чего хотят?
45 комментариев
А вот ожидать — да не стоит, меньше будет разочарований. И не покупать ранний доступ :)
И хорошо, если у тебя есть фрэнд лист, с которым ты постоянно можешь общаться и всегда есть общие темы, а если нет, то в игре хочется видеть возможности взаимодействия и нахождения новых знакомых, проверенных в доверием в игре.
За это отдельный лайк, когда делают игру по принципу «один игрок — один персонаж» об этом совсем не думают, КМК.
Признаться, вопрос «идеальной ММО» и этой «картинки в голове» занимает меня уже некоторое время. И я представляю, насколько тяжело это будет описать. Как только я пытаюсь эту картинку представить целиком — у меня ничего не получается. Она перед глазами расплывается, где то края расползаются, а где-то штрихи и цвета не сходятся. Поэтому подумываю «идеальную ММО в голове» для начала попытатаься разбить на идеи и концепции, проработать их отдельно, а потом собрать их наподобие «пазла». (хотя не уверен, что я потяну такую задачу)
Собственно говоря, именно поэтому «ММОзговед» привлек мое внимание, поскольку тут есть информация, которую эту «картинку» позволяет хоть чуточку, но сделать яснее.
Ну и по поводу самой статьи, а именно того, что «не надо желать» — я с вами категорически не согласен.
Желать нужно. Но прежде нужно осознать чего именно мы желаем, поскольку это позволит понять как это желание можно осуществить.
Если много людей хотят «идеальную ММО», но никто не знает точно, какой она должна быть, смогут ли разработчики ее создать? Мне кажется, что скорее всего нет.
Поэтому первым шагом на пути исполнения желания, является наиболее его точная формулировка.
Так что для начала нужно хотя бы разработать принципы, идеи и концепции для такой игры, которые всех устроят. (предполагаемых участников)
Это послужит своеобразным фундаментом, с которым уже можно будет работать дальше.
При утрясании и пересмотре идей, на выходе получаем некую довольно стандартную игру, как не странно.
Как быть с ожиданиями этих людей (нас)?
Хотя, геймплей будет сильно отличаться от других, но в итоге, это хорошо.
Более того, я вот не знаю ни одной ММО, в которой запрещали бы играть в одиночества. Поэтому жаловаться тем, кто хочет играть в ММО соло (хотя я искренне считаю, что от людей нужно уходить в синглы, там содержимое в контексте взаимодействия с миром на порядок качественней) вообще как-то странно.
А мы (любители соло-игры) жалуемся только на комментарии в стиле «идите в синглы». На это хочется ответить только «идите в кооперативы».
Ну и кстати, действительно интересно, а чем можно заниматься вместе в БДО?
Ну, вас, любителей соло-игры, не стоит обобщать. ;) И если ты любишь и соло игру, и игру в компании, то это одно. А вот если человек от людей бежит в ММО, то совсем другое, как мне кажется. Ну и кооперативы не позволяют искать новых друзей, да.
В БДО это, конечно же, фарм высокоуровневых локаций, и, что гораздо интереснее, морской контент. Еще даже небольшой гильдией можно поучаствовать в осадах на узлах, у нас в свое время как раз в 10-15 человек получалось взять узел при правильной тактике.
Просто вот эту фразу про синглы слышишь постоянно, а больше-то ни на что жаловаться не получится, в подавляющем большинстве новых игр соло-контента хватает. И это логично: если все будет жестко привязано к групповому контенту, то игра получится про констпати, когда каждый привязан к своей группе с праймом и обязательствами, а это довольно-таки убогая форма социализации, ИМХО, конечно, но слабых мест у неё в любом случае очень много.
Например, в ММО можно наблюдать за другими. Чувствовать свое влияние. Или даже вполне себе отыграть отшельника, осознаваю, что люди есть, но ты ушел от них далеко.
А самое главное — это шанс на нахождение других людей, которые будут близки по духу. И не из-за какой-нибудь принудительной социализации, а просто так, потому что вы оба ушли в красивое место, не нужное эффективным персонажам. Не все ведь хотят вступать в клан, чтобы через пару месяцев понять, что тебе с этими людьми не по пути. А надежда нужна всем.
Поэтому предложение отправлять людей, сторонящихся социализации, в сингл-игры, сродни предложениям отправлять ПвП-игроков в Доту, а ПвЕ-игроков — в Весёлую ферму. То, что мы сводим количество контактов к минимуму, не означает, что нам не хочется и в играх наблюдать за реальным обществом с расстояния.
Другой вопрос, что никогда, ни при каких условиях возможности одного игрока не должны быть сопоставимы с возможностями группы. Это аксиома геймдизайна, которая не требует доказательства. Но, раз уж разработчики всё равно отказываются вводить механизмы группового крафта, то пусть у нас будет хоть такая отдушина. Впрочем, лично для себя мне большего и не надо.
Мне кажется, что в случае, если игрок настаивает на том, чтобы в игре осталось только PvP или только ферма, такой совет может быть уместен. Собственно, обычно аргумент про доту возникает именно тогда, когда меня пытаются переубедить в духе «А чего ты хотел? это PvP-игра». Как верно замечено выше — «нет ни одной ММО, в которой запрещали бы играть в одиночестве», но есть множество MMO, в которой, по-большому счету, нечего делать даже команде из десяти человек, не разбредаясь при этом по углам или не дробясь на микро-группы с изолированным игровым опытом.
Так что вопрос тут не о том, найдется ли место одиночке, а о том, будет ли он удовлетворен своей реальной ролью в общих процессах, доступностью контента и степенью того самого реального влияния «одного из тысяч».
вместерядом игровой мир или заниматься любой другой деятельностью, но не более.Просто мне очень не нравится, когда что-то существенное делается по остаточному принципу. Качество проработки этого чего-то ожидаемо будет находиться ниже плинтуса. Соло охотиться на боссов — это чепуха, разумеется. Боссы для того и есть, чтобы их можно было победить командой. Но исключать любую возможность охотиться соло — чепуха не меньшая. Далеко не все беды какого бы то ни было мира требуют вмешательства группы.
Скан так вообще чудесная штука, если еще немного над ним поработать.
Немалую долю вины в неверных ожиданиях я бы отнес на счет «говорящих голов» (пиарщики, маркетинг и т.п.) — нередки случаи некорректного или недостаточного информирования о проекте, что в итоге и формирует эти самые неверные ожидания, а в последствии разочарование.
В пример могу привести пусть неММО-игру Mass Effect: Andromeda. По горящим глазам различных говорящих голов, всяким интервью и прочим информационным источникам игра по своему качеству должна была показать уровень не слабее ME-1 в свое время… скажу мягко — «не показала». Сейчас, имея на руках большую часть фактов, виновные в произошедшем установлены, а желание тянуться к кнопке предзаказа новых проектов находится где-то на уровне плинтуса. Но со всем, что имеет лейбл ЕА, ты к подобным фортелям должен быть готов по умолчанию. Разочарован ли я? Разве что тем, как круто можно было развить идею игры, прекратив ротацию кадров в студиях, дав еще пару лет на доработку. Я видел проблески прекрасного в сюжете, но закрепиться в памяти надолго, как это было с оригинальной трилогией, им не давало обилие различных тупых дизайнерских и геймплейных решений.
Мультиплеер ME:A — ну не знаю, я играю по вечерам до сих пор (спустя год с небольшим), но кажется больше по инерции, ради закрытия всего хай-тир обвеса, и пожалуй давно бы его бросил, если бы не люди, с которыми интересно поделиться опытом игры в мультиплеер, подсказать что-то в плане тактики и обвеса, порой самому узнать нечто новое, понять стиль игры напарников, и затем как по маслу слаженной командой проходить матчи.