Пожалуй, я один из самых преданных поклонников Криса Робертса. Так как его творение — Privateer — входит в мой личный пантеон великий игр всех времен, занимая, буквально, первое место. В то далекое время отсутствия интернета и всеобщей неинформированности Крис представлялся мне в грезах бесстрашным покорителем далеких космических миров, с которого рисовали главного героя моей любимой космической игры. В светло-коричневой кожаной куртке, конечно же. Затем он перевоплотился в Клайва Оуэна, так как я не знал, покупая на последние деньги четыре CD-диска Privateer 2 и новую видеокарту, что вторую часть уже делал его брат. И еще позже, чуть ли не в Билла Гейтса, когда Робертс пытался запустить проект Freelancer, о котором мечтать было лучше, чем в него играть, под крылом Microsoft.
И вот совсем недавно я увидел Криса таким, какой он есть. Пересказывать историю скитания и возвращения блудного сына космосимов не буду, так как это уже сделал Scorch на очень достойном уровне. Также этой темы коснулся Irondust в своей свежей заметке «Моя прогулка по Кикстартеру». Меня же во всей этой истории заинтересовал личная реакция, когда прозвучала фраза «Вы можете быть боевым пилотом, пиратом или торговцем».
«Да! Да! Да!» — сказал бы я двадцать лет назад. «У!» — сказал бы десять лет назад. Сейчас я поднимаю брови и говорю: «Э?». Я вдруг осознал в одно мгновение, насколько изменились игровые миры за прошедшее время. Не знаю, понимает ли это Крис. Не знаю, понимают ли это люди, пытающиеся словить за хвост ностальгию. Хотя, если им это удастся, оно уже того стоило. Но я лично ощутил эту разницу между восторгом того меня, осваивающего безбрежные просторы вселенной игры Privateer, и нынешним мной, выставляющим совсем другие требования к игровым мирам.
Причем требования эти возникают не от скуки или пресыщения, а от понимания того, что на деле может быть иначе. Индустрия ушла далеко вперед. Ее фронтир, на котором, абсолютно точно, когда-то стоял Крис Робертс, ушел настолько далеко, что попытка именитого разработчика сделать то, от чего я лично прыгал в восторге раньше, вызывает только удивление. Сегодня мы обладаем совершенно другими технологиями и представлениями о том, какой должна быть идеальная игра. И все это исключительная заслуга MMO.
А ностальгия… ностальгия мощная штука, да.
19 комментариев
Компьютер у меня появился слишком поздно для описанной здесь классики, и первым симулятором для меня стала Elite в рамках интереса к истории игр. Кажется, она занимала 700 Кб, из которых 250 — текст инструкции, а остальное — MIDI-звук, миллионы звёздных систем и околоньютоновская физика кораблей. Оставленные след был глубок.
Я искал посовременнее. И везде находил одно и то же. Астероидные поля, где не протолкнуться. Корабли, лихо облетающие планеты, как им хочется. Смешные скорости на спидометре. Кубики ограниченного пространства вместо бескрайнего космоса. Погружаться в такое я не мог.
Единственная, на мой вкус, приличная реализация в рамках стандартных упрощений — вселенная Evochron. Возможно, я не видел ещё каких-то достойных творений.
А потом я
встретил Лулунашёл Kerbal Space Program. Но это уже другая история.Вообще мне казалось, что эта его игра еще не закончена. Кого она там уделает еще совершенно не понятно. Или я не прав? ;) В общем, я не чувствую пока настолько серьезного скепсиса. :)
К тому же, многих EVE не принимает «благодаря» наличию в ней живых людей (которых ещё и постоянно науськивают друг на друга). Крис, вроде бы, планирует опыт, более сфокусированный на игроке. Это может оказаться ценным. Другие люди присутствуют, но дозированно, под каждые 50-100 пилотов свой инстанс. Да, он идёт в сторону от того, куда идёт (пришла?) EVE. Но существует же множество направлений, а не одно.
PS Но вообще выезжание на легендарном «мы 30 лет назад сделали вам интересно, придумав ПакМена, и вот — мы вернулись, и перевернём индустрию!» — это абсурд. Только на это нельзя вестись. Но у Криса ещё и графика в игре крутая будет, так что может и получится ;o)
Если получится ММО с возможностью управлять своим кораблем, я с удовольствием буду там летать. Очень ждал Black Prophecy, но увы.
А потом случилась EVE. Которая нет, не экономический симулятор, а намного более сложный виртуальный мир, с намного более широким спектром действий. Мы все время говорим, кстати, недостаточно широким, вспоминая мирную деятельность, подчиненную боевой. И в этот момент сегодняшний эксперимент Криса превращает приватир-серию, которая была на передовой, в пострелушку, которой всегда был Wing Commander.
Это не проблема. Но меня это привело к интересным наблюдениям, которыми я и поделился. Понимаешь, я млею от ностальгии по приватиру. Эта штука должна была попасть мне прямо в сердце. Потому что это и есть приватир на новомодном движке. Но с играми постепенно происходили изменения, которые из-за их плавности были не очень заметны. А здесь это выстрелило именно потому, что чувствуется разница моделей. Я не ругаю Криса, повторюсь, я его люблю и безмерно благодарен за все, что он делал. Но я вдруг отчетливо понял, куда ушла индустрия от той игрушки, под звуки которой я даже засыпал, не выключая музыку на станции в колонках.
Это как мои эмоции от покупки 8 mb оперативной памяти в свой первый ПК. В тот момент мне казалось, что этого хватит на всю жизнь. И только вспоминая это именно сейчас, чувствуешь, куда все ушло.
Это как разница между водителем и пассажиром на заднем сиденье — ты можешь указывать, на какую улицу и на этаж какого дома тебя доставить, но ты не чувствуешь, как под тобой напрягается вся несущая конструкция, когда ты вписываешься в крутой поворот на большой скорости.
Совсем ведь разные вещи!
Поэтому, для меня, сравнение с EVE притянуто за уши. Я не хочу играть в EVE, например. Там интересно с хорошей компанией, некоторое время, но это не игра о космических полётах. А вот в игру о космических полётах я бы с удовольствием сыграл. И эти вот полёты я мог бы осуществлять и в виде боевого пилота, и в виде тор… ну, ты понял :)
Что из этого внезапно делает EVE вехой на пути к космическим полётам? Она совсекм о другом.
PS Ты бы лучше его критиковал за дурацкие названия игр. “Star Citizen”, really??!
Я не вижу, чем Ева принципиально не вписывается в шаблон «можешь быть кем захочешь». Да, он не перечислил, наверное, двадцать разных профессий, а назвал только три. Но даже если допустить, что он перечислил вообще все доступные занятия (и их оказалось всего три), не ты ли сам являешься ярым сторонником постепенного развития игр, чтобы не было очередного «яркого старта и быстрого перегорания»? Роды деятельности в игру можно добавлять постепенно.
Я это к чему? К тому, что я не вижу в его словах никакого откровения. Может ли он сделать игру, опаздавшую на пару десятков лет? Может. Может ли сделать что-то современное, конкурент Евы по глубине? Сразу точно нет, а после кучи итераций…