Что случилось с TESO?

MMO-индустрия: Что случилось с TESO?
Обожаю современную информационную среду. Судя по ней, с TESO произошло все сразу. Судите сами. gamesindustry.biz: Elder Scrolls Online goes free-to-play. themittani.com: Elder Scrolls Online goes buy-to-play. rockpapershotgun.com: The Elder Scrolls Online Drops Subscription Fees.

В книге Роберта Хайнлайна «Чужак в чужой стране» был эпизод, который врезался мне в память. У главного героя спросили, какого цвета дом перед ним. Он ответил: «С этой стороны он белый». Роль Валентайна в нашей истории сыграли журналисты rockpapershotgun.com, давшие единственный правильный ответ.

В TESO отменили подписку. Это единственное, по большому счету, что случилось с проектом. Потому что он точно не стал «free-to-play», а «buy-to-play», то есть оплату коробки, требовал изначально. Скажете занудство? Ведь формально он действительно теперь стал «buy-to-play», но в контексте донесения информации важны детали.

Детали таковы. Издателям очень нравится MMO. Ну, во всяком случае, нравились, пока с каждой новой попыткой прокатиться на былой славе жанра желающих становилось все меньше. И нравились MMO издателям тем, что свою игру под видом ММО можно очень интересно продавать, включая в цену как стандартный чек за коробку, так и стандартную величину подписки плюс микротранзакции через магазин. Вопросы о том, зачем TESO стала именно MMO, возникали давно. Да и после выхода не раз звучало мнение, что проект очень старается казаться одиночной игрой. Но, по-моему, казаться одиночной игрой не представляет вообще никакой сложности, потому что единственное, что для этого нужно – не изобретать никаких новых коллективных механик.

Каких-то серьезных попыток переосмысления ММО в сторону кооперативной игры, взаимодействия с живыми игроками, хоть с ближним кругом, замечено не было. Если совсем упростить ситуацию, то к одиночной игре были прикручены стандартные ММО-атрибуты, повторив при этом путь SWTOR с вариациями. Судьба SWTOR к тому моменту была всем хорошо известна, так что «ошибка» в выборе системы монетизации могла быть случайной в той же степени, в какой в свое время «ошиблись» с этим в Bioware.

В итоге мы уже не в первый раз получаем хитрый маневр с попыткой продать на старте, по сути, одиночную игру с формальными ММО-признаками сначала в виде коробки с такой же ценой, какую в свое время просили за Skyrim, а затем и с просьбой оплачивать подписку и предложением покупать интересное в игровом магазине.

В этих условиях возвращение к схеме «берем деньги только за коробку с контентом» выглядит возвращением в рамки разумного тогда, когда все иллюзии по поводу проекта развеялись. Особенно учитывая, что на том же cad-comic.com выходят вот такие комиксы о TESO:

MMO-индустрия: Что случилось с TESO?
След в истории совсем не на уровне Skyrim, прямо скажем.
Читайте также

8 комментариев

avatar
Пройдет еще какое-то время и TESO станет фритуплей. Так издатели снимут максимум денег.
— Этап первый. Продаем коробку и подписку, снимаем деньги с тех, кто хочет «честной» монетизации.
— Этап второй. Продаем коробку или подписку, подключаем к системе тех, кто не любит платить много, но уже готов расстаться с разумной суммой.
— Этап третий. Переход на фритуплей. Подключаем к системе тех, кто платит мало, зато их будет много, и китов, которых будет мало, но зато они заплатят много.

Первые два этапа доступны только крупным издателям и проектам с раскрученным именем (SWTOR, TESO — отличные примеры), чтобы на этих этапах было достаточно игроков.

Интересно лишь одно — когда?
avatar
Да в общем даже уже и не интересно…
У меня складывается впечатление, что мы стоим на пороге кризиса, аналогичного приставочному в середине 80-х. Напомню, тогда продолжающееся падение качества продуктов вызвало коллапс рынка и смерть динозавров вроде ATARI.

Сейчас может произойти тоже самое, мамонты вымрут. Возможно, на смену им придет новое поколение. Еще не зажравшиеся, они будут готовы работать с аудиторией и за счет этого некоторые из них смогут выпускать нишевые продукт малыми силами и не банкротясь.

А ведь большинству их нас именно это и нужно. Нишевый продукт, в котором будет тусоваться десяток-другой тысяч единомышленников. Без претензий на лавры WoW с его многомиллионной аудиторией и попытками угодить всем.
Комментарий отредактирован 2015-03-18 18:45:10 пользователем Avicorn
avatar
Приставочный кризис 80-х и смерть АТАРИ. А можно поподробнее?
avatar
Дык гуглится банально.:)
avatar
Особенно козырно выглядит на фоне того, что под соусом перехода на новый режим оплаты они убрали региональные цены для коробок, и стандартное издание теперь для россиян стоит 4000 рублей. Ага. Отличный ход.
avatar
На то могут быть объективные причины. Зачем городить огород из серверов и монетаризации на территории резко победневшей России (помним про западные санкции с одной стороны и закон о хранении персональных данных с другой?), если можно вытянуть несколько десятков тысяч преданных пользователей на нормальные европейские сервера за среднюю европейскую цену и в итоге не потерять по деньгам?
Если конечно вытянут, но в любом случае сейчас это скорее стратегия «как не потерять».
avatar
Аргумент частично понятный, частично нет.
У меня вот проблема с пониманием в том, что с персональными данными и их обработкой применительно к ММО пока что ничего не ясно. Масса игр не спешит открывать отдельные российские серверы. Опять же, до отмены подписки региональный ценник вполне себе сохранялся.
avatar
Закон о хранении персональных данных и русские сервера никак не связаны. В плане реализации — логин-сервер должен будет искать по базе данных с пользователями лежащей где-то в России если не нашел в обычной.

Оставить комментарий