После вчерашней дискуссии по поводу монетизации пошел и я посмотреть на всякое. Наткнулся на крайне любопытное видео для современных игроделов от одного из спецов Варгейминга. Мое внимание привлекла последняя часть курса по геймдизайну — монетизация.
Для ленивых
Изложу основные тезисы монетизации с точки зрения геймдизайнеров.
Подписка — это хорошо и постоянно, но free-to-play намного выгоднее.
Подписка дает только фиксированую сумму каждый месяц.
Free-to-play (далее f2p) может давать деньги:
Небольшая интерлюдия
В свое время был у меня крайне любопытный курс в инстититуте — «Введение в системную инженерию». Я, может быть, мало бы и запомнил из этого курса, если бы не одна крайне поразившая меня лекция. Лекция называлась «Теория очередей» и четко показывала, что если ты в крупной торговой сети долго ждешь на кассе (ну, или долго ждешь на по телефону провайдера) — это вовсе не фатум, удача, судьба, а холодный расчет хозяина сети или провайдера. Это они решили, сколько точно ты будешь ждать, исходя из набора крайне простой статистики. Чистая математика: зарплата кассиршам и телефонным операторам против того, сколько точно ты ждешь в очереди или на линии. Результат до обидного прост: клиент платит своим свободным временем, владельцы сетей на этом экономят немало денег.К чему я веду
Далее в этом ролике есть рассуждения об отрицательной экономике. Послушав их, ты четко понимаешь — цикл жизни f2p-игрока ограничен специально организованной для него отрицательной экономикой. Ты не сможешь играть без премиума дольше n месяцев, ты не сможешь играть без расходников больше k недель, ты не сможешь играть без «трусов со статами» дольше m дней.Причем сами геймдизайнеры считают такое положение честным: они вам «игру бесплатно на ознакомление» — вы им деньги «после ознакомления».
И, вы знаете, они правы — это честно. Если уж стадо баранов… извините, «сообщество игроков» повелось на фразы «В нашем f2p все честно — можно играть, не платя денег», то лучшего они и не заслуживают.
Если без сарказма
Это таки честно. Просто игроку, если он видит f2p, нужно четко понимать, что он видит p2w. Даже если в данную единицу времени он никакого p2w не видит. Пoявится (точнее, станет явным) позже. Исключения если и есть, то не ищите их среди «преуспевающих» MMORPG. Повторюсь, если p2w там не видно — это не значит, что его там нет. Приглядитесь получше.Другое дело, если игру анонсировали как buy-to-play или pay-to-play, а проект в итоге пошел в p2w. Это уже явное мошенничество. Именно этим возмущены европейсие игроки BDO.
И во что играть? Да играйте во что угодно! Просто четко представляйте себе последствия. «Вы пошли играть в f2p» тождественно равно «Вы пошли играть в p2w».
50 комментариев
Вся лекция — бред. Так нельзя монетизировать игры. После просмотра мне захотелось уйти из ММО обратно в одиночные и кооперативы, и не возвращаться.
Это крайне мерзко, но нам, игрокам нужно знать как это выглядит с изнанки.
Я буду заходить в подобные ММО как турист.
Но получив понимание как это выглядит со стороны игродела, это не те миры в которых я останусь надолго.
Я надолго останусь в ВоВе, я точно зависну в будущем в FF, возможно в очередной раз на год зависну в ЕВЕ (пока ее окончаетелно не испортили), но я не вижу себя долго играющим f2p…
Последней игрой, которая крупно развела меня на деньги, была АА. Ну, подписку в Финалочке мы не считаем))
Короче, обман, дым и зеркала.
Т.е. по сути разработчики ф2п игр взяли основное правило «казино всегда в выигрыше» и возвели его до уровня абсолюта, который настоящим казино и не снился. =)))
деньгифишки!»Незнайка на Луне. Остров дураков.
Играешь бесплатно, а под тобой крутится денежная махина, и ты не можешь не играть. Выйти из порочного круга можно только заплатив взятку.
Ну ок, ты купил этот мечик в магазине для того чтобы что? Сразиться с другим игроком, у которого мечик подороже? Обидеть игрока у которого мечик подешевле?
Я еще могу понять такую монетизацию в мобильных простеньких игрушках, где у тебя все взаимодействие с людьми — это лайки и посылка энергии, но в ммо?
В общем, бред и есть — дорога в никуда.
Ну, хотя бы честно говорит, чем занят. А то у нас любят расписывать, что на баланс ничего не влияет.
А диплом тоже предлагаете в переходе покупать? И по какой специальности?
1. В самом начале появляется плашка: «образовательный проект». Без комментариев.
2. С обсуждением достоинств подписки — очень смешно, потому что раскрывает суть мышления «учителя». Цитата: «С подпиской для разработчиков все более-менее стабильно, они могут спокойно работать с игровым балансом». Простите, но нет. Если вы работаете исключительно с игровым балансом, вам не за что брать деньги. Работа с балансом — исправление того, что было плохо сделано раньше. Если ваша игра статична и все, что в ней нужно менять, это баланс — это вообще не игровой сервис. Я понимаю, что человек говорит не об ММО, а об абстрактной «онлайн-игре», подразумевая те, которые делал, но даже в этом случае нужно для начала объявить срок, через который игрок в среднем покидает конкретную онлайн игру. Если это, к примеру, два года, то статистика по подписке будет одна, а если две недели, то совершенно другая. Какой смысл вводить ежемесячную подписку, если средний игрок в вашей игре не проводит и месяца? Начинать нужно с этого, а не с абстракций.
3. Реплика в той же теме о подписке: «в случае подписки нам не нужно ничего продавать за реальные деньги». Ну, вообще-то это фундамент понятия «игра». Если вы торгуете игрой, то предмет вашей торговли как раз игра или игровой сервис. Если вы торгуете чем-то другим за реальные деньги, заканчивайте называть себя «разработчиками игр», как правильно просят выше. Вы ими не торгуете, вы их не продаете, соответственно — вы их и не делаете. Вы под видом игры торгуете чем-то паленым. Такая вот работа. И не забываем, что это образовательный проект. Мне вот интересно, а когда в интернете будет образовательный проект фальшивомонетчиков, продавцов поддельных брендовых женских сумочек и изготовителей паленых сигарет. А главное — когда все это будет делаться настолько же открыто — да, вот мы такие, делаем паленое, причем стоит оно дороже.
4. «Не возмущайтесь и других отговаривайте возмущаться» — это шедевр сам по себе. Я понял, какую установку взяли себе большинство игровых СМИ. Именно эту.
Во-первых, негативный фон явления, который признает даже оратор — объективная реальность, естественная реакция на схему. «Не возмущайтесь и других отговаривайте возмущаться» очень напоминает советы при изнасиловании. Типа, будет только хуже. В пропаганде такого поведения заинтересованы только две категории — насильник и рекламист насильника. То есть разработчики фритуплея и игровые СМИ, активно помогающие им в борьбе с естественной реакцией на схему, вызывающую явно отторжение по умолчанию. Вот только попытка покрывать эту схему — краткосрочная стратегия для СМИ, приводящая в тупик.
Во-вторых, возмущение вызывает не обман со словом «free», это слово уже давно никто всерьез не воспринимает, а непрогнозируемые условия сделки. Возвращая пример с диваном, на котором free-to-play «дает поспать месяц, а только потом заплатить», в реальности схему следует продолжить: «вы можете месяц поспать на диване бесплатно, потом за него заплатить, потом еще раз заплатить, потом еще раз, а потом у вас его заберут и увезут». Это то, что получает клиент фритуплея в реальности. Вот с этой самой улыбочкой «оратора».
5. «Премиум-аккаунты — это возможность не попадать в отрицательную экономику», другими словами — оставаться на плаву. Это и есть подписка за пределами урезанного демонстрационного периода. Но по понятным причинам она не называется подпиской, иначе станет понятно, что противопоставляется не подписка и фритуплей, а развод на деньги помимо подписки. Хотя учитывая тот факт, что перед нами «образовательная программа», ведущий мог бы быть более откровенен в обучении неопытных пока шуллеров.
6. «Расходка — самый любимый вариант, потому что игрок платит за нее постоянно». Другими словами, перед нами вторая подписка. Мало того, «учитель» открывает нам великий секрет бизнеса — «все хорошие бизнесы делаются на том, что тратится и что нужно постоянно — это еда, это туалетная бумага...» ну… продолжай же… нет? Не сможешь? Это абонентская плата, которую ты же три минуты назад сравнил с маленькой и смешной пенсией. Но есть одно «но». Еду люди покупают, потому что хотят есть. Базовый вариант. Более продвинутый, когда появляется конкуренция — потому что хотят есть вкусное. Вот он уже ближе к подписке. Люди должны хотеть заплатить за следующий месяц игры. Именно игры, а не «серебряной убер-пули, которую можно продать за большие деньги», волчина ты позорная.
Нет, все, нужно прерваться. Меня хватило на три минуты тридцать секунд.
7. А, стоп. Еще одно наблюдение — у видео, которому пять месяцев, 337 просмотра 9 лайков и 5 дизлайков. Погодите, сейчас кликну — 6 дизлайков. Это успех.
Ну-ка, ну-ка…
Схема махровых ф2п (процентов 90 от общего числа), как я ее вижу: выпускаем проект с расчетным сроком жизни 1-3 года, за это время задача как можно больше срубить денег.
Магазин всегда на первом месте и игра выступает в роли хитрых декораций для него, не более (отсюда и отрицательная экономика и тп). Задача декораций — запутать и привести правдами и неправдами как можно больше денег клиента в магазин, а не предоставлять сервис развлечения как таковой, в отличие от «нормальных» ммо, которые в первую очередь как сервис развлечения и зарабатывают на сервисе, а следовательно и беспокоятся о качестве сервиса.
P2W элементы прячутся и поначалу не должны быть слишком очевидны, чтобы у клиента было время увлечься и появилась психологическая зависимость. Люди охотнее отдают деньги за то, что им стало дорого. Так же надо максимально эксплуатировать психологическую уязвимость людей на почве соревновательных элементов, когда игроки платят за победу «любой ценой». Через полгода основная масса казуалов отваливается, донат крепчает и доит уже тех, кто по настоящему залип. Через 2-3 года игра закрывается или переходит в летаргическое состояние. К этому моменту уже на подходе следующий проект — начинается накачка хайпа через рекламу и игровые сми. И все по новой.
Вот такая незамысловатая мошенническая схема. А теперь вспомните локализованные/выпущенные на пространстве СНГ игры за последние 5± лет — исключений из этого правила я не припоминаю. Особенности «национального геймдева»..? Хотя, локализуем мы как правило азиатские ммо, у азиатов p2w во многом даже покруче, и всегда был нормой. Вот такой вот обмен культурой ;)
зы: у Галенкина было что-то похожее на это видео…
А зачем ограничиваться пресловутым «СНГ» и особенностями национальной чего-то там? Можно и весь мир вспомнить попробовать… результат не будет сильно отличаться.
Вспомним массу западных ммо с вполне себе вменяемой подпиской и без подвохов. Вы мне назовите, какие у нас из сделанных/локализованных игр имеют нормальную подписку, без прикрутки магазина? Я вот только WoW вспомнить могу (который, неожиданно!, локализован силами самой Близзард).
Ну и ф2п бывает разный — вот играю сейчас в Path of Exile на европе и в сравниваю с ф2п в наших Скайфорджах, Аллодах, АА, БДО и прочее. Разница огромна — руки никто не выкручивает, не возникает ощущения, что я жертва очередных остапов бендеров.
Не хочу сказать, что в мире все гладко в этом плане. Но хотя бы есть разные альтернативы, в отличие от…
Впрочем, всякие АА, БДО и другие азиатские ммо и при локализации на западные рынки не слишком отрываются от корней. По поводу чего мы периодически слышим вопли возмущенных игроков.
Для меня приятным сюрпризом стала FFIV с подпиской, но это скорее исключение.
С другой — у больших дядек «там» что-то как-то прям вот ощущается желание «туда же и столько же», да еще и вопрос немой читается: «а что, даже так можно было?...»
И дело-то (лично мне) кажется, не в том, что «у нас — издатели плохие, а у них — хорошие и честные». Просто там «иммунная система» в виде сообщества игроков — постарше, да по-избирательнее.
Но и ее лозунг «халява-взять-взять!» уже во всю действует. Ну а если спрос на «халяву» есть — предложение всегда найдется.
так что я просто не согласен, что это всё — наша или там — азиатская — болезнь. Мир болен весь. Где-то сильнее это заметно, где-то — слабее. Но — весь. И не только игрострой и ммо-мир, к сожалению. Просто тут, за счет простаты, это — сильно легче и быстрее.
Будьте последовательны, ну же :)
Я уверен наш конкурент так сильно по этому поводу переживать будет, аж спать не сможет :)
Я действительно слегка разозлился от такого наглого передергивания. Ну, уж такие эмоции вызывает образовательный урок. Извините.
Я считаю нашу команду достаточно последовательной. Вы не увидите у нас рекламы услуг по продаже золота, прокачке персонажей или заказных материалов. Хотя все это нам многократно предлагали.
Мы активно думаем в направлении patreon, но это точно не будет чистой подпиской на материалы. И я чуть ниже объясню почему. В любом случае, мы сделаем это не раньше, чем обсудим с авторами в «Подсознании» все детали и не запустим новую версию дизайна.
Наша основная дилемма в том, что мы, мягко говоря, не стопроцентная редакция. Если бы весь контент на этом сайте создавался силами отдельного коллектива, вопросов бы не было — мы давно были бы на подписке. Но дело в том, что в контексте ММО я верю в совершенно другой подход. В подход, при котором люди, играющие в ММО, делятся своим опытом, своими мыслями, да хоть скриншотом. Никто лучше них не расскажет о конкретном проекте, не покажет его. Ни один откомандированный туда профессиональный журналист. Потому что для того, чтобы рассказывать о виртуальном мире, нужно в нем по-настоящему жить. Такая концепция была выбрана нами изначально, и мы от нее ни разу не отошли, если говорить о последовательности. Проблема оказалась только одна — жанр ММО активно торпедируется такими вот «образователями», превращая ММО в место, где никто особо не задерживается, не считает их домом и не готов по полной программе вписываться, чтобы потом не чувствовать стыд, когда его «любимая ММО» всех внезапно разведет. Мы верим в то, что это пройдет и пытаемся пережить эту лажу. Но мы не применяем ни одного нечестного приема, списывая все на тяжелые времена.
Выпад так себе, и я имел полное право его проигнорировать, но предпочитаю общаться со всеми здесь, как со взрослыми людьми. Так что объясняю все как есть, насколько могу.
Показательные.
Но в целом — удивляться такой реакции — это все равно, что придти на форум веганов и удивляться, что они протестуют против индустрии мясных продуктов.
А курс, бтв, отличный для желающих ПОНЯТЬ, как сейчас делаются игровые продукты (ок, не Игры. продукты и сервисы).
Так разрабатывается БОЛЬШИНСТВО игровых продуктов и сервисов, направленных на получение прибыли на большинстве платформ и в большинстве стран.
Может быть — не очень красиво. Может быть — «не этично и бессовестно». Но это как упомянутые выше казино или лотереи.
А мифы про «честную сделку»… это мифы.
А кто у нас «мясоеды», не поясните? :)
Напомните, пожалуйста, какие игры вы делаете?
Интересно стало. Веган придет в супермаркет и увидит обмазанные в мясе салатные листья что ли? Никто бы и не подумал обсуждать тут f2p, если бы людям давали альтернативу. «Учитель» из видео же не говорит, что подписка не зарабатывает. Он говорит, что она зарабатывает меньше. Но почему-то отдельного сервера по подписке не существует ни для одной игры, чтобы вот вообще без магазина. Хотя, казалось бы, полезно окучивать разную аудиторию. Хмм, с чем же это связано и какой сервер для оплаты выберут люди, когда им дадут такую альтернативу? Я даже не знаю. Удобно, наверное, сидеть в мясной лавке среди мясных лавок и поплевывать на окружающих.
Продажа коробки BDO в одной только Европе принесла денег столько, что можно нанять две команды на развитие проекта. Я придерживаюсь мнения, что никому вообще не нужен будет этот магазин, если радом с ним будет соседствовать сервер, на котором все это можно получить в прозрачной форме без калькулятора и гаданий, что же еще там такого придумают чтобы играть было неудобно. А если кому-то и нужно будет, то доходы f2p сервера уж точно упадут.
Да еще и неиллюзорные риски падения дохода с f2p серверов.
Учитывая недвусмысленное и вполне заслуженное сравнение игроков, ведущихся на f2p-развод, со стадом баранов в заголовке к этому тексту, мне все же безумно интересно, кто в этой схеме «мясоед». :)
Если для вам знакомы названия «Бойцовский клуб» и «Time Zero» (вообще десятки их), то вы понимаете о чём я.
Ещё тогда наши
игроделы обкатали фритуплей + донат вдоль и поперёк. Аппетиты этих разработчиков были (и остаются) безграничны, а вот клиентоориентированность отсутствует принципиально.Вот вам пара примеров:
— Тезис «Это не игра, это сервис» было нормально прочитать на форуме от разработчика. Причем сервис не был направлен на ваше развлечение ни коим образом) Вы могли вдонатить пару тысяч долларов на цацку с читерскими параметрами, которая после очередного патча, перетряхнувшего «баланс» становилась рухлядью. Ну и словить пермабан за возмущения на форуме.
— Чудо поделка Апеха (APEHA online) вообще шла запакованная практически со всеми образами и дисками того времени. Вроде даже галочки не было никакой, но стартовая страничка браузера менялась на вход в это недоразумение.
Популярное развлечение кого именно? В том-то и дело, что этот горе-разработчик абсолютно серьезно делает свои выводы о поведении аудитории по социалочке под названием то ли «Панда-Лось», то ли еще как-то. Все эти браузерки, социалочки и казуалочки честно жили в щели за плинтусом, и не отсвечивали. Сейчас под этот плинтус хотят утянуть всю аудиторию, включая тех, кому о большинстве браузерок было все понятно за минуту еще пятнадцать лет назад.
Вкусы формируются постепенно, понимание сути вещей не приходит из пустоты. В моем родном Новосибирске нормальный интернет появился даже в центральных районах очень поздно. Что уж и говорить про средние и маленькие города. Из онлайн игр были браузерки, MUD, Ультима. Ультима требовала подписки (которую мы не представляли как платить) и хороший коннект. Играли на фришардах, со всеми вытекающими. Мады вообще вещь специфическая, не удивлюсь, если те кто играл тогда, делают это до сих пор).
Так что на свободный рынок упали браузерные мморпг. Не стоит недооценивать их аудиторию, снобство и презрительное «казуалочки» не к месту совершенно. Это был мейнстрим, завлекало и взрослых и детей. И обратите внимание, это было ДО издателей\локализаторов или собственных разработок отечественных девелоперов. Именно оттуда родилась нелюбовь к мейл.ру, оттуда появилось понятие «анальный донат». Именно эти люди были первопроходцами рынка. В тот момент они прекрасно поняли как именно нужно зарабатывать денюжку.
Вообще это печально, что наибольшую прибыль приносят не те проекты, в которые вкладывают душу разработчики и игроки, а сессионки и мобильные игры((
А в сессионки и мобильные — механизмы «для большинства» (тот самый аргумент «это игроки такие») и они и превращают игру — в сервис.
Вот эта непосредственность мышления ребенка, который просто еще не сформировался как личность и не может сказать, почему он что-то делает, во взрослых, казалось бы, людях, разрабатывающих игры, убивает наповал. Это ребенку достаточно стадного мотива и настолько же искреннего объяснения «все так делают», просто из-за естественных пробелов в еще не до конца сформировавшемся характере, хотя даже среди детей это не стопроцентное явление. Чуть выше в комментариях к этому тексту взрослый человек пишет, судя по всему, и о своей работе тоже: «Может быть — не очень красиво. Может быть — «не этично и бессовестно». Но...». А какое тут может быть «но» для взрослого человека, сознательно выбравшего большую часть бодрствования заниматься тем, что не очень красиво, неэтично и бессовестно?
Да, где-то когда-то были все эти браузерки и прочее. И да, это не новый метод развода на деньги. Удивляемся мы не тому, что не знали о таком, а тому, что подобная наглость стала нормой и распространяется на крупные проекты. В остальном абсолютно с вами согласен.
Потом нормально что все игры ф2п, а кто жалуется тех прально банят на форуме.
Про браузерки очень черно выше заметили. Мне вот дико повезло, тока сейчас это заметно стало. Когда у меня был плохой инет в городе я играл в соло рпгшки которые брал на дисках напрокат. А первой ММО для меня стал ВоВ, в котором я долго жил. Когда вышли танки было круто и еще они были бесплатными, вау! Но уже тогда я увидел жирный намек, хотя не сразу всерьез его воспринял. По подписке ВоВа я получал всю игру, полностью. Все локации, лвл, данжи, классы, навыки. Все услуги за время подписки. А в танках даже покупая прем на месяц я не мог играть на премиум машинах пока их отдельно за деньги не куплю, не могу поставить расходники, камуфляжи, пробивные патроны, пока Отдельно за них не заплачу сверху уже оплаченного премиума на месяц. И даже нет такой опции, все отдельно, все за свою деньгу.
А уже потом я увидел браузерки, когда полез расширять совой кругозор геймера, не помню что была за игра, какая то фентези, но 25 баксов за аватарку героя меня убили наповал.
А теперь инет есть много где, хроший инет есть наверно во всех городах от миллиона человек и выше. И доступ ко всем играм и ММО и ф2п очень легок. И привыкнуть играть (для кого то жить) в таких шарашкиных играх доилках очень легко просто на раз два. И не все они мало то живут вон Аллоды со всем донатом прекрасно себя чувствуют, как и барузерки (бойцовский клуб еще играют то) и сессионки.
База доверчивых игроков все больше и больше, а этим «бизнесменам» от игр только того надо.
ИМХО, если уж до конца широко раскрывать глаза, со слов «рыцари» и «бизнесмены» кавычки можно снять.
«Рыцари» и рыцари — и грабили и убивали. И своих и не своих.
«Бизнесмены» и бизнесмены — можно писать без кавычек. По той же причине, что и оба варианта рыцарей.
Проще говоря:
Ибо зачем тратить лишние знаки
То есть сначала зовут поиграть. Далее оказывается, что это игра про то, как лучше работать. Это еще нормально — крупномасштабная игра. Однако богом быть трудно, правильно расставить награды за действия — это целая наука. А «игра в работу» оказывается воплощена разработчиками таким образом, что награда очень и очень криво связана с качеством произведенных действий. Проще говоря, поощряется поведение, вредное для игрового мира и коллектива игроков. Например, выдачей накапливающихся наград за примитивные, но длительные действия. В реальности человек либо может совершить некое достижение, либо не может. Если же дать возможность каким-то образом более простыми действиями получить ту же похвалу, это создает искуственное воздействие, меняющее (есть какой-нибудь точно подходящий русский аналог?) установки общества. Не мотивирует способных, превращает общество в ровное болото.
Вторая часть ошибки — измерение как можно большего количества игровых успехов в обмениваемых ценностях, в итоге в деньгах. Это начинает «учить» общество, что ключевой метод оставаться конкурентоспособным и чувствовать себя хорошо — зарабатывать как можно больше. Не важно, чем, всё можно обменять. Казалось бы, невидимая рука рынка должна расставить всех по способностям. Однако лишь в реальности то, что нужно — то и лучше, а в игре множители спроса — в руках разработчиков. И общая идея, которой бесконечные переделки баланса учат игроков, остается в рамках «делай что угодно, пока это выгодно».
После этих шагов получается игра «в работу», где игроков поощряют не различать достижения и максимизировать прибыль. Остается лишь позволить людям обманываться, слегка перескакивать крайне близкую границу игры понарошку и начинать упорно работать вместо игры «в работу». Развод работать завершен. Дальше можно надстроить взаимообмен плодов пиксельной работы и реальной, но это будет лишь вишенкой на торте.
Поиграл и БК, и в TZ именно в довольно ранние времена. Не чувствую от этого никакого ущерба, до вопроса доната в них даже не дошел, потерял интерес раньше.
Аллоды плохо себя чувствуют. Позавчерашняя цитата из флудилки на форуме гильдии:
А сервер, открытый к запуску игры в Steam, уже объединили с одним из старых.