Недавно вышла русская версия Lineage II: Revolution для мобильных устройств (отсюда «революция» в названии заметки). И тут люди, которые раньше играли со мной в Aion, Guild Wars 2 и ArcheAge, внезапно отправились играть в мобильную игру. Что же они там забыли?
В своём блоге Джолли пишет, что у мобильной линейки больше интересных возможностей, чем у многих современных MMORPG! Особенно развиты гильдии: есть гильдийные квесты, баффы, уровни гильдии, кланхоллы, войны кланов, а также гильдийные боссы и осады. Действительно, редко какая компьютерная игра может похвастаться таким набором функций.
Получается, мобильные игры с простенькой графикой и боевой системой начинают догонять и перегонять классические ММО по социальным механикам. Может, именно поэтому они быстрее развиваются, что не тратят годы разработки и миллионы долларов на крутую графику и анимацию? А вместо этого занимаются механиками. Где меньше бюджеты, там меньше риски — значит, люди не так бояться экспериментировать. Тенденция это или нет — время покажет, один пример уже есть. Но если так и дальше будет продолжаться, то есть вероятность, что через пару лет мы будем играть не в Ashes of Creation (который, скорее всего, к этому времени ещё не выйдет), а в мобильный ArcheAge Revolution или Haven and Hearth Mobile.
На этом фантазия понесла меня ещё дальше. А что, если кто-то сделает мобильный Ashes of Creation раньше оригинала? Пойдём ли мы туда играть? Скорее да, чем нет. Мы ведь играем в ММО не столько из-за графики, сколько из-за механик, правда? Узлы могут работать одинаково на мобильниках и компьютерах. Ничто не мешает сделать в мобильной игре таверны, строительство домов, четыре типа узлов, гражданство, караваны и всё остальное, что нам обещали. Если политика вообще будет работать с игровыми сессиями длиной по 5-20 минут.
Вернёмся обратно к «линейке». Обычно, когда люди взрослеют, появляется работа, семья и дети, то остаётся меньше времени на игры. Джолли считает, что взрослым часто некогда играть за компьютером. А на мобильнике можно играть, когда есть свободное время. Например, по дороге на работу и домой, пока чего-то ждёшь, стоишь в пробках и очередях. Когда появилось время или нужно сходить на боссов — играешь руками. Когда нет времени, то включаешь встроенного бота — персонаж сам бьёт монстров и делает задания. Качаться вручную, естественно, эффективнее, чем на боте.
Такая схема преподносится как важное преимущество мобильных игр. Если у человека мало времени — не страшно, всего за полчаса-час в день можно качаться с нормальной скоростью. Главное, сделать основные дейлики, фармить ежедневный получасовой бафф х8 на опыт, а также пройти подземелье. Если есть больше времени — прекрасно, персонаж будет развиваться быстрее, ещё и успеешь покачать твинков (которые слегка усиливают основного персонажа).
Читая всё это, я представил себе ситуацию. Сижу в маршрутке, пошёл с друзьями в данж, и разговариваю на пол-автобуса: «оббегайте ловушки, а тут перепрыгивайте, разворачивай босса спиной к группе». А потом посреди подземелья: «ой, моя остановка, всем пока, дальше как-нибудь без меня». Что за бред получился? Какой может быть голосовой чат в автобусе.
На самом деле, всё будет не так. В маршрутке можно играть в одиночку. Сделать ежедневку, ещё пару заданий, начать прохождение соло-данжа. Когда приближается нужная остановка, то поставить на бота, и пусть персонаж продолжает сам. А вечером всё так же можно собраться с друзьями в тимспике на часок и отправиться на сложного босса. То есть, мобильная игра не отказывается от ММО-составляющей, а дополняет её возможностью качаться тогда, когда есть свободное время вдали от компьютера.
На этом я задумался, в чём же суть MMORPG и их главные отличительные элементы? Сходу вспомнил два — совместная игра с другими людьми и постоянно существующий мир, который не сбрасывается после каждой сессии. С точки зрения совместной игры, дейлики и битьё монстров в автобусе не добавляют ничего полезного. Зачем заниматься ерундой, когда есть Guild Wars 2 без обязательных дейликов и бесконечной прокачки? Также есть EVE Online с изучением умений в реальных днях и месяцах независимо от онлайна. Аж два отличных способа убрать обязательную ежедневную прокачку и не заставлять игроков постоянно догонять остальных. Но нет, некоторые люди упорно идут в игру с долгой прокачкой, чтобы компенсировать это во время дороги на работу и домой.
Если игра рассчитана на взрослых людей, но при этом наказывает за то, что целую неделю нет времени поиграть, а играя через день, человек отстанет от остальных в силе персонажа — это неправильный геймдизайн, а не повод переносить игру на мобильные телефоны.
С постоянным миром мобильные игры дружат лучше. Когда игровой мир живёт непрерывно, иногда так и хочется заглянуть и проверить, что интересного там происходит. Нет ничего страшного в том, чтобы утром сделать одно задание, в обеденный перерыв — пару других, а вечером ещё несколько. Наверняка, кому-то нравится чувствовать, что его полчаса не пропали зря, а продвинули персонажа вперёд на целых 10% уровня. Ну и ладно, каждый может играть, как ему хочется (если при этом не мешает другим людям).
Получается, даже с точки зрения постоянного мира я могу понять мобильные игры только с позиции игрока «хочу убить по полчаса утром и вечером, желательно с хоть какой-то пользой». С позиции геймплея всё сводится к предыдущему пункту про правильный геймдизайн — не надо постоянно затягивать людей в игру под страхом наказаний и отставания.
Кстати, мобильные игры можно запустить и на компьютере, через эмулятор Android. С первого взгляда выглядит странно, но кое-кто так играет. Всё же, у компьютера экран побольше.
В общем, как раньше я не собирался в мобильные игры, так и теперь не собираюсь. У меня нет проблемы убить время, а наоборот — не мешало бы добавить пару часов в сутках, чтобы писать статейки на ММОзг и заниматься другими делами. Однако, если раньше я считал игры на мобильниках совсем примитивом, то теперь не исключаю варианта, когда интересные социальные механики могут в первую очередь появиться именно тут. Особенно, пока компьютерные ММО будут буксовать или снова пробивать дно.
В своём блоге Джолли пишет, что у мобильной линейки больше интересных возможностей, чем у многих современных MMORPG! Особенно развиты гильдии: есть гильдийные квесты, баффы, уровни гильдии, кланхоллы, войны кланов, а также гильдийные боссы и осады. Действительно, редко какая компьютерная игра может похвастаться таким набором функций.
Получается, мобильные игры с простенькой графикой и боевой системой начинают догонять и перегонять классические ММО по социальным механикам. Может, именно поэтому они быстрее развиваются, что не тратят годы разработки и миллионы долларов на крутую графику и анимацию? А вместо этого занимаются механиками. Где меньше бюджеты, там меньше риски — значит, люди не так бояться экспериментировать. Тенденция это или нет — время покажет, один пример уже есть. Но если так и дальше будет продолжаться, то есть вероятность, что через пару лет мы будем играть не в Ashes of Creation (который, скорее всего, к этому времени ещё не выйдет), а в мобильный ArcheAge Revolution или Haven and Hearth Mobile.
На этом фантазия понесла меня ещё дальше. А что, если кто-то сделает мобильный Ashes of Creation раньше оригинала? Пойдём ли мы туда играть? Скорее да, чем нет. Мы ведь играем в ММО не столько из-за графики, сколько из-за механик, правда? Узлы могут работать одинаково на мобильниках и компьютерах. Ничто не мешает сделать в мобильной игре таверны, строительство домов, четыре типа узлов, гражданство, караваны и всё остальное, что нам обещали. Если политика вообще будет работать с игровыми сессиями длиной по 5-20 минут.
Вернёмся обратно к «линейке». Обычно, когда люди взрослеют, появляется работа, семья и дети, то остаётся меньше времени на игры. Джолли считает, что взрослым часто некогда играть за компьютером. А на мобильнике можно играть, когда есть свободное время. Например, по дороге на работу и домой, пока чего-то ждёшь, стоишь в пробках и очередях. Когда появилось время или нужно сходить на боссов — играешь руками. Когда нет времени, то включаешь встроенного бота — персонаж сам бьёт монстров и делает задания. Качаться вручную, естественно, эффективнее, чем на боте.
Такая схема преподносится как важное преимущество мобильных игр. Если у человека мало времени — не страшно, всего за полчаса-час в день можно качаться с нормальной скоростью. Главное, сделать основные дейлики, фармить ежедневный получасовой бафф х8 на опыт, а также пройти подземелье. Если есть больше времени — прекрасно, персонаж будет развиваться быстрее, ещё и успеешь покачать твинков (которые слегка усиливают основного персонажа).
Читая всё это, я представил себе ситуацию. Сижу в маршрутке, пошёл с друзьями в данж, и разговариваю на пол-автобуса: «оббегайте ловушки, а тут перепрыгивайте, разворачивай босса спиной к группе». А потом посреди подземелья: «ой, моя остановка, всем пока, дальше как-нибудь без меня». Что за бред получился? Какой может быть голосовой чат в автобусе.
На самом деле, всё будет не так. В маршрутке можно играть в одиночку. Сделать ежедневку, ещё пару заданий, начать прохождение соло-данжа. Когда приближается нужная остановка, то поставить на бота, и пусть персонаж продолжает сам. А вечером всё так же можно собраться с друзьями в тимспике на часок и отправиться на сложного босса. То есть, мобильная игра не отказывается от ММО-составляющей, а дополняет её возможностью качаться тогда, когда есть свободное время вдали от компьютера.
На этом я задумался, в чём же суть MMORPG и их главные отличительные элементы? Сходу вспомнил два — совместная игра с другими людьми и постоянно существующий мир, который не сбрасывается после каждой сессии. С точки зрения совместной игры, дейлики и битьё монстров в автобусе не добавляют ничего полезного. Зачем заниматься ерундой, когда есть Guild Wars 2 без обязательных дейликов и бесконечной прокачки? Также есть EVE Online с изучением умений в реальных днях и месяцах независимо от онлайна. Аж два отличных способа убрать обязательную ежедневную прокачку и не заставлять игроков постоянно догонять остальных. Но нет, некоторые люди упорно идут в игру с долгой прокачкой, чтобы компенсировать это во время дороги на работу и домой.
Если игра рассчитана на взрослых людей, но при этом наказывает за то, что целую неделю нет времени поиграть, а играя через день, человек отстанет от остальных в силе персонажа — это неправильный геймдизайн, а не повод переносить игру на мобильные телефоны.
С постоянным миром мобильные игры дружат лучше. Когда игровой мир живёт непрерывно, иногда так и хочется заглянуть и проверить, что интересного там происходит. Нет ничего страшного в том, чтобы утром сделать одно задание, в обеденный перерыв — пару других, а вечером ещё несколько. Наверняка, кому-то нравится чувствовать, что его полчаса не пропали зря, а продвинули персонажа вперёд на целых 10% уровня. Ну и ладно, каждый может играть, как ему хочется (если при этом не мешает другим людям).
Получается, даже с точки зрения постоянного мира я могу понять мобильные игры только с позиции игрока «хочу убить по полчаса утром и вечером, желательно с хоть какой-то пользой». С позиции геймплея всё сводится к предыдущему пункту про правильный геймдизайн — не надо постоянно затягивать людей в игру под страхом наказаний и отставания.
Кстати, мобильные игры можно запустить и на компьютере, через эмулятор Android. С первого взгляда выглядит странно, но кое-кто так играет. Всё же, у компьютера экран побольше.
В общем, как раньше я не собирался в мобильные игры, так и теперь не собираюсь. У меня нет проблемы убить время, а наоборот — не мешало бы добавить пару часов в сутках, чтобы писать статейки на ММОзг и заниматься другими делами. Однако, если раньше я считал игры на мобильниках совсем примитивом, то теперь не исключаю варианта, когда интересные социальные механики могут в первую очередь появиться именно тут. Особенно, пока компьютерные ММО будут буксовать или снова пробивать дно.
99 комментариев
Прошу считать этот пост выражением глубочайшего шока.
В конце концов, пытался найти смысл происходящего, и не противоречит ли это самой сути ММО. Оказалось, частично противоречит, но не совсем.
Любой совместный геймплей невозможен. Соло игра — по большей части тоже. Не только другой игрок, но и вполне себе нпц медведь не будет ждать, пока вы в реале передаете деньги за проезд или переходите на другую ветку. Ведь ММОРПГ не ставится на паузу.
Хотя по телефону или с другого мобильного устройства вполне можно проголосовать, за мэра своего города или главу гильдии, к примеру, дать доступ члену команды в корпоративный ангар и др., чтоб ради этих действий не входить специально в игру и реагировать на политическую и экономическую ситуацию в виртуальном мире очень оперативно. Но это — редкое исключение из единого правила — ММОРПГ не подходят для мобильных устройств.
Проблема в том, что, как я понимаю, ты не видел Lineage II: Revolution. В этом случае не очень понятно, о чем мы говорим. Вот если бы та зашел в мобильную версию любимой MMO, сравнил бы ее с PC-версией и сказал о том, что «мобильные игры с простенькой графикой и боевой системой начинают догонять и перегонять классические ММО по социальным механикам», тогда у нас появился бы предмет для разговора. :)
Я ничего не имею против других платформ и простоты доступа в любой момент времени. Но «зашел на пять-двадцать минут» — это вообще не про социальные механики.
Даже в моём воображаемом примере мобильная Ashes of Creation не обгоняет обычную по механикам, а только может выйти раньше основной.
А с мобильной АА можно представить, что ты покупаешь лицензию и делаешь мобильную АА по тем принципам, по которым хотел видеть обычную АА. Тогда я уверен, что твоя АА переплюнет оригинал.
Так мы не обсуждаем то, что есть. Тут вообще непонятно, что происходит. Ты не видел Revolution. Я видел только двадцать минут геймплея и меня стошнило, но я не берусь по видео ставить диагнозы. Тогда что мы тут обсуждаем? :)
Вот именно, хотя бы попытаться разобраться, что здесь происходит.
Мобильные игрушки — закономерный этап «развития» для гильдии. Это ИМХО.
Ну, я не знаю, что тебе ответить на этот вопрос. Разве что можешь спросить у Джолли, как там EVE Online, в которую он совсем недавно пошел и которая к его приходу наполнялась механиками семнадцать лет (с учетом времени разработки до старта). А потом спроси себя, стоит ли для таких игроков делать сложные миры, глубокие механики и пилить игру годами, если срок их интереса к чему-то измеряется в лучшем случае парой месяцев. И еще один риторический вопрос — о какой реальной социализации можно говорить в таких условиях?
Реальная социализация может быть, если вечером специально собираться поиграть. А дневные сессии по 20 минут — это для дейликов, работы с интерфейсами гильдии/склада/аукциона и т. д. И чата, но чат есть и в Дискорде, для этого мобильная игра не нужна.
Если перефразировать известную поговорку: когда кто-то уходит из классических ММО в мобильные, средний IQ выростает в обеих играх.
В реве есть — гильдквесты, бафы, насчет уровней не помню, кланхоллы есть, войны есть, гильдбоссов тоже не помню, осады есть. Отдельно надо выделить кланхолл — это целая игра в игре, там столько всего прокачивается и строится.
Ну поживем увидим. Пока ничего хорошего на мобилках не мелькает :(
Просто попробуй проанализировать факты. Тебе кто-то говорит, что да, MMO на мобилках примитивные, но это лучше, чем большинство того, что есть на ПК. При этом тебе известно, что тот, кто это говорит, несколькими месяцами ранее пошел в EVE Online. И не смог. То, что не смог — дело такое, ничего страшного. Просто страдает логика. Человек очень неловко пытается скрыть тот простой факт, что сложное и требующее время ему не нужно, а нужно простое и по дороге на работу. Вот и вся история. В этом смысле — да, мобильные игры вполне.
Речь шла не о тебе, а о твоем утверждении, что, мол, виноваты PC MMO, в которых глубины меньше, чем в мобильных… кхм… «аналогах». Ты попытался рассказать, что ты жертва объективной реальности, а не собственных довольно поверхностных предпочтений, которые ты прекрасно демонстрировал в прошлом, порхая от одной MMO к другой. И вот эта попытка некоего анализа недостатка сложных механик в PC MMO, особенно на фоне твоего бегства из EVE Online в мобильные самоиграйки, выглядит попросту комично.
Твое мнение о EVE меня не интересует вообще. Зачем оно мне? У меня есть собственное. Разве что, пользуясь случаем, хочу передать привет CCP. Как вам ваша новая фокус-группа, на которую вы променяли принципы? Нравится? :) Добрали онлайн?
Ну, а теперь можешь снова забиваться в свой угол и обсуждать там со своими друзьями мои фотографии, длину носа, гражданство, жизненные взгляды и обливать грязью ММОзговед. В общем, заниматься именно той «аналитикой», на которую реально способен.
Аутотренинг рулит :)
Вот, если интересно
Нет. Это ответ на необоснованное обвинение в выдумывании цитат. Со ссылкой-пруфом. А вот для того, чтобы увидеть связь, придется смотреть кино. Хотя это совершенно необязательно, ведь мое мнение ничтожно, правда? :)
Ничуть. Это исключительно Ваше восприятие. Я не опровержением занималась, а аналогию усмотрела. А уж какое у читателя возникнет ощущение насчет Вашей личности и поведения, зависит не от моих комментариев, а от Ваших.
Иной раз мне кажется, что я сюда на ММОзг как в лепрозорий хожу. Людей посмотреть и взбодриться.
Вот это воображение! Прям завидки берут. И, кстати, это — хороший пример выдуманной цитаты, да.
На этом ресурсе каждый имеет право комментировать то, что сочтет нужным. И так, как сочтет нужным. Только в ходе этого сеанса общения Вы мне уже и диагноз поставили, и необоснованные обвинения выдвигаете, и заткнуть пытаетесь… Имеете право, хоть я Вас об этом не просила и точно такого не ждала.
После этого я должна заботиться о Вашем имидже? Нет, серьезно?
1. У нас Атроном старый (и не добрый) конфликт.
2. Атрон в свойственной ему привычке пишет дичь в мой адрес. Это не нормально, так как я не могу писать НИЧЕГО в его адрес, ибо получаю кучу минусов и перестаю иметь возможность тут публиковаться, хотя и сейчас не особо могу этого делать.
3. Я пишу ЕМУ в ответ, нормальный текст о том, что он снова приплел меня не там и не за то.
4. Врываетесь вы и начинаете своей «фразочкой» оценивать меня, при этом подряд располагаете 2 цитаты, которые вроде как должны меня характеризовать. Но вторая придуманная вами цитата из советского кино — не имеет ко мне отношения, так как больше ЧСВ, чем у Атрона я редко у кого встречал, но вы пишите о ЧСВ мне, а не ему.
5. Прекращайте так делать, если хотите быть порядочным человеком в моих глазах. Хотя тут уже ваше дело, но я оставляю за собой право отвечать на наезды в мой адрес.
Да упаси меня все боги от такого внезапного происшествия. Чем дальше за Вами наблюдаю, тем больше убеждаюсь, что у нас в корне разное понимание слова «порядочность». Вашему мне соответствовать совершенно не хочется. Если, конечно, Вы сами себя считаете порядочным человеком.
Джолли, проблема в том, что конфликт — это обоюдосторонний активный процесс. Я не пишу в своем блоге заметки о тебе. Ты мне совершенно не интересен. Мне интересен нормальный уровень дискуссии на ММОзговеде. Есть не очень умные люди, но они здесь не пишут или пишут безобидное. Ты же пишешь здесь откровенные глупости с такой помпой, что я прекрасно понимаю — вот придет нормальный человек, почитает все это и сделает вывод не о тебе, нет, а об этой площадке. Об уровне аргументов здесь. Да и пойдет дальше. Так я человека, который прекрасно видит все эти глупости, разменяю на Джолли, который не замечает написанной им откровенной ерунды. Зачем это мне? Поэтому я пытался указывать на какие-то совсем уж откровенные ляпы. Но учитывая, что ты, судя по всему, физически не мог допустить возможность сморозить ерунду, в привычной тебе манере форумных войн ты все это трактовал исключительно как личный наезд на тебя и какой-то там конфликт, а не аргументы в дискуссии.
Вся эта грустная история вяло протекала с перерывами на обед из заслуженных минусов, которые ты в очередной раз трактовал как заговор против тебя лично, специально собранную команду, созданных альтов и что там еще подсказывают тебе любимые конспирологические теории, вызывая приступы смеха у наблюдателей, пока ты не родил вот это. После этого уже стало понятно, что единственная подходящая эмоция — это презрение к подобному быдлячеству. Это эмоция, да. Когда-нибудь я, возможно, стану мудрее, но пока моя текущая позиция предельно простая — нельзя не замечать эту грязь, нельзя делать вид, что ничего не произошло, и дальше продолжать общаться как ни в чем не бывало. Если я буду такое не замечать, то косвенно стану потакать подобным ситуациям в будущем. Я точно так же испытывал бы к тебе презрение, если бы это схаркивание было не в мой адрес, а в адрес любого другого человека. Для меня бы ничего не изменилось. Земля круглая (только давай не спорить).
Единственное, что меня, откровенно говоря, обезоруживает, так это то, как ты, вылив всю эту грязь в своем углу и посмаковав ее с друзьями в комментариях, моешься, причесываешься и снова приходишь сюда. Это настолько унизительно, что даже в чем-то мило. Как если бы ты искренне не понимал, как выглядишь при этом со стороны. Тут с презрением действительно происходит пробуксовка, и я могу быть не очень последовательным. За что прошу прощения. Но не надо, пожалуйста, выставлять меня своим противником, который находится с тобой в каком-то там конфликте.
Я немножко минусанул всех троих. Не надо так делать, это не уровень дискуссии ММОзговеда.
Даже странно, но мне почему-то твое предложение совсем не понравилось. И заметь, я в этой дискуссии не участвовала — до сих пор.
Ну кому знать, как не тебе, что здесь его «заминисуют», только если он начнет нести совсем уж откровенную дичь или с кем-то ругаться. А до тех пор он может совершенно спокойно болтать о выдающемся опыте в мобильных ММОРПГ с заинтересованной аудиторией. Людей, которые способны минусовать автоматически, «потому что Джолли», здесь мало.
З.Ы.: Для меня вот это оправдание про давний конфликт — не аргумент. Если уж некто считает себя порядочным, имеет смысл конфликты разруливать приватно, а не выносить на всеобщее обозрение в некрасивых формах, нет?
З.З.Ы.: Судя по всему, оппонент так и не понял, что я имела в виду. А ведь мог просто спокойно спросить. Но нет.
Мне сложно представить, чтобы я даже в горячечном бреду кого-нибудь троллил, да еще и с целью, чтобы этот кто-то потроллил меня. Я могу быть несдержан — это другое дело. И ты можешь мою несдержанность оценивать негативно. Для меня это сигнал. На самом деле. Но давай без диагнозов, пожалуйста.
По мне, уже после фразы «О хоспади, Атрон, прекрати рефлексировать.» было понятно, что дальше будут или сплошные взаимные наезды, или минуса и тишина.
И тут я снова не соглашусь :) Здесь на ММОзговеде происходили и происходят множество разных сбытий, которые становятся темой для обсуждений. Видимо я на это смотрю несколько иначе чем ты.
Я не спорю с тем, что для создания отношений требуется время. Но я не уверен, что для этого требуется ежедневная непрерывная сессия по несколько часов. Главное — вовлечение, а не непрерывность. Непрерывно можно вообще ни с кем не контактировать, и наоборот, можно социализироваться в перерывах от работы. Для этого не подходят знакомые мне примеры, но я не верю в их теоретическую невозможность, учитывая что уже давно существуют форумы и соцсети.
Где там игре хвастаться таким набором функций?
То есть саппортов нет? :) Хотя это наивный вопрос в игре-самоиграйке. :)
Еще есть:
— lineage M
— lineage 2M
— black desert mobile
— Aion Tempest Moblie
— etc
Я не хотел писать отдельную заметку по поводу мобильных игр и LA2R, но раз Элей упомянул меня, то распишу.
I. Lineage vs La2R
Я не утверждал и не утверждаю, что La2R — это мобильная версия «линейки». Но я не согласен даже с тем что данная игра паразитирует на «знаменитой» Lineage II. Тем не менее, основу взяли из Ла2. Это не только адена, классы, клан холлы и тд. Здесь есть дух игр времен Ла2 — обязательная игра в клане, получение нужных бафов, РБ и тд. Да, все предельно упрощено, но как цитировал меня Элей — это зачастую лучше, чем у многих современных игр для ПК. Лог действий клана, клан-бафы, клан-квесты, осады и тд и тп.
Это не клон и не «продолжение», но то, что за основу игры взяли Ла2 и краем глаза срисовывали ее идеи — лучше, чем если бы взяли Икарус или Блесс.
II. Сама Lineage 2 Revolution
Мне игра нравится, так как в нее интересно играть. Она в меру задротская, но можно и без задротства играть. Она зарабатывает кучу денег на донате, но и без доната можно жить. Принцип в подобных играх простой — стоимость доната растет в геометрической прогрессии, в то время как профит в игре за эти деньги растет в арифметической прогрессии. Условно говоря, за 100 кристаллов ты получишь х2 опыта. За еще 200 — х3 (х2 + х1). За еще 500 — х5. Топ-донатеры вырываются вперед, но их ограничивает как механика игры, так и то, что каждый следующий этап «вырваться вперед других» стоит баснословных денег и какой-нибудь задрот с эмулятора Андроида догонит тебя по развитию и будет дышать в спину уже через несколько недель после того как ты, слив десятки тысяч долларов, «достигнешь капа». А через 2 месяца тебя догонят и игроки, уделяющие игре 1-2 час в день.
Безусловно игре далеко до полноценной ММО, то же ПвП здесь скорее номинальное (правда ввели сегодня осады, там уже полноценное ПвП), но это существенный прогресс по переводу мира ММО на мобильные устройства.
Если же кому-то кажется это не ММО игрой и вообще слишком упрощенной, то для меня лично важно в любой игре — игровой процесс. Если мне интересно, то я играю в игру, а не рассуждаю правильная ли она, богатая ли она в плане возможностей и тд. Даже донат дело десятое. Здесь я купил за 775 рублей месячную подписку на кропаль ежедневной адены (30к монет, а на ежедневках бесплатных я зарабатываю порядка 200-300к), но только для того, чтобы поддержать разработчика. В том же Stormfall я оставил порядка 80к рублей и там игровой процесс был куда более скудный, а разница между донатором типа меня и играющим бесплатно — колоссальная. Как между мной и действительно серьезными донатерами.
Ощущения и эмоции от игры не должны зависеть от каких-либо стандартов. Вот пинг-понг куда проще любой ММО, но в него все равно интересно играть. Как и в покер тот же. Хотя я не фанат ни пинг-понга, ни покера.
III. PC games vs Mobile games
В 2009 году я стримил гвг в Perfect World, когда никто не знал про Twitch. Последние лет 5-6 я постоянно говорю, что будущее за играми, продолжать играть в которые мы сможем в дороге. Это я не к тому, чтобы похвастаться. А к тому, что если бы в 2009 году вам кто-нибудь сказал, что вы будете смотреть на ПК за тем как играют в игры ДРУГИЕ люди — вы бы покрутили у виска: «Зачем смотреть, если можно играть?». Также и сейчас — в сознании большинства PC игроков недоумение «как можно играть в эти донатные огороды на мелком экране с убогим управлением?».
Но на самом деле мобильные игры уже сейчас, в том числе благодаря La2R сделали огромный прыжок вперед в плане разнообразия игровых миров, возможностей и тд. Совсем скоро PC перестанут быть персональными и станут рабочими компьютерами, как было до прихода в Apple I и Apple II. На компьютере вы будете работать на работе, а дома за все будут отвечать приставки (я не говорю «консоли» не из-за неграмотности, а из-за того, что скорее всего даже консоли умрут и их заменят TV-приставки, в которых будет все, что нужно для развлечения) и мобильные устройства. После мобильных устройств мир с нами будут Google Glass, AR и VR.
Конечно книга лучше фильма. Ла2 на компе лучше Ла2Р на айфоне. Но если апеллировать к простоте мобильных игр, то вместо ММО лучше читать книжку, там мир интереснее расписан. Вместо кино — читать книжку, так как фильм слишком короткий, чтобы понять задумку писателя. По моему скромному мнению лучше книги может быть только реальность с твоим участием. Мир, который вокруг тебя. И в ММО мы как раз окружаем себя миром, который вокруг нас, в котором мы создаем события и не только в своей голове, а оперируя взаимодействием с сотнями, тысячами и миллионами игроков по всему миру.
Мобильные игры далеки до идеала, но и Pong со Space Invaders были далеки от GTA и GW2. Возможно упомянутой выше мной TV-приставкой будет сам телефон, к которому можно будет подключать клавиатуру, мышку и геймпад.
Но все же пока то что ты описываешь не тянет на норм игру для меня. Может кому-то и зайдет, но я пока продолжаю ждать.
А вот статью было бы классно, думаю многие бы хотели узнать подробное мнение «инсайдера».
Знаете, наблюдение такого меня в последнее время завораживает.
Взгляд зацепился за фразу и вся цепочка рассуждений до и после для меня рассыпалась. Просто потому, что этот вопрос я задала себе (еще раз прошу прощения, я помню, что все сообщение в целом обращено к другому человеку, очень невежливо с моей стороны влезать в разговор) и получила совершенно однозначный ответ: я сейчас, в 2017, тоже покручу пальцем у виска и скажу эти же слова. В то время, как существует огромное количество стримеров. И многие получают за свою деятельность деньги. И некоторые сделали это своей профессией, живут на эти деньги. То есть, сейчас для многих поклонников игр вполне естественна ситуация, когда они платят кому-то за то, чтобы смотреть, как играет другой человек. В то время, как могли бы играть сами.
Для меня наблюдать нечто подобное — довольно дико. Для многих это не просто нормально, но и весьма увлекательно.
Для чего я тут все эти рассуждения развожу? Ах да — иллюстрация. В моем понимании вышеописанное — хорошая иллюстрация значительных различий в жизненных ценностях. В частности в в том, что каждый отдельный человек хочет получить от игры. Самостоятельное участие в игровом процессе, развитие персонажа, наблюдение за сюжетом, прохождение каких-то игровых испытаний и в дополнение к этому возможность общения и кооперации с окружающими. Или же в первую очередь общение, знакомства, объединение в коллективы и где-то рядом на фоне картинка игрового процесса.
В моем понимании первый случай — это игра, второй — наблюдение за стримом игры и общение в прилагающемся чатике и комментах. И л2: р, опять же — в моем сугубо личном понимании, — это чуть более интерактивная версия стрима. Пока игрок наблюдает за ботом, играющим вместо него, он может замечательно общаться с другими такими же игроками. И соревноваться, чей бот лучше. И платить, чтобы твой бот был лучше других. Живой стример уже не нужен. Как скоро перестанет быть нужен живой наблюдатель?
Вот в этой, казалось бы незначительной, разнице в том, что игрок хочет получить от игры, и заключается, имо, кардинальная разница в отношении к играм, подобным мобильной линейке. Из-за чего и возникают споры.
Но само наличие споров — это уже хорошо. Это значит, что есть те, кому интересны «интерактивные стримы», и те, кому интереснее делать, а не смотреть. Это просто… разные виды деятельности?
В качестве примера приведу карточную игру Hearthstone. Я регулярно смотрю как играют другие, но у самого желания поиграть ни разу не возникло.
Жаль но целевая аудитория у мобильных игр пока другая. Будем ждать.
Кайз, я прошу прощения, но вот то, что мы все время обходим стороной собственно предмет обсуждения меня бесконечно вымораживает. Автор написал об игре, которую не видел, комментаторы тоже мягко обходят стороной саму L2:R, на всякий случай предполагая, что, может, что-то там и есть. А между тем перед нами мобильная игра по лицензии от NCSoft, где из Lineage 2 взяты буквально все ассетсы (модели, звуки, всё!), а также игровые сущности (кланы, кланхоллы, замки и прочее). Я не знаю, как еще более открыто можно поиздеваться над словом Revolution, если честно. При этом совершенно точно известно, что игра в любой момент может продолжить играть сама. Сама! Без твоего участия вообще. Не то что без команды, без твоего персонального участия, повторю.
Поэтому предлагаю простую формулу — или нам здесь рассказывают, что мы такого упустили в сути этой «игры», или мы заканчивает обходить стороной тот простой факт, что это глубоко вторичная адаптация когда-то крутой MMO под суть мобильных игр.
По мобильной линейке мне сказать нечего, но вот о мобилках в целом я вполне могу рассуждать.
Все таки, тема больше вообще о мобильных играх и тут у многих есть что сказать.