Посмотреть презентацию Lineage W стоит хотя бы для того, чтобы ощутить, в какой отрыв ушла MMO-индустрия. Я специально выждал несколько дней, чтобы накопилась массовая реакция на то, что было показано NCSoft в прошлый четверг. Как верно заметил коммерческий директор NCSoft, мир Lineage — не одно из направлений студии, а то, что формирует её фундамент, историю и будущее. Это основной мир, стержень компании. И Lineage W, с точки зрения реакции игровой аудитории, стал полным провалом, который впрочем совершенно не заботит компанию. Ведь у неё давно не осталось ничего, что связывало бы доходы с реальной реакцией игроков, их предпочтениями, качеством геймплея и другой утомившей разработчиков ерундой. Выпуская следующую Lineage, NCSoft не ждёт вашей реакции. Она ставит вас перед фактом.
Возможно, в игровой индустрии переборщили с принципом «важно не то, что ты делаешь, важно то, кем ты себе кажешься», и отравились его парами. Усадите коммерческого директора на сцене, немного припудрите его, направьте свет сверху, чтобы это напоминало прямой канал связи с богом, запустите на фоне часы и мелькающие даты, добавьте проникновенной музыки с нотками ностальгии, но и торжества тоже, и вот ваш начальник почувствовал себя небожителем, творцом истории, создателем MMO.
Опытный режиссёр подскажет, что сейчас важно добавить в весь этот пафос немного самокритики. Но лишь в адрес уже отработанного материала. Все готовы? Мотор:
На фоне появляется Омега — последняя буква греческого алфавита. Музыка переходит в кульминационную фазу, чтобы, чуть повысив голос, человек в костюме сообщил нам, что этот проект — кульминация всего, что делала компания в мире Lineage за все 24 года. Специально обученные этому люди приходят на фоне в неописуемый восторг от игры. Человек в таком костюме, да под такую музыку, да с таким освещением, да при таких театральных паузах, просто неспособен нас обмануть. Так что встречайте — Lineage: Wсё… ой, то есть the World. World — это то, что было зашифровано в букве W. Теперь мы знаем.
Вы, наверное, представили мир Lineage, детализированный до такой степени, что высокие стандарты NCSoft вышли из берегов и разлились до горизонта. Возможно, перед вашими глазами начали мелькать знакомые названия топонимов, и даже та местность, которой не довелось дождаться воплощения, потому что прежние Lineage не дотягивали до совершенства, не то что эта. Но, на всякий случай, я напомню, что презентацию проводит коммерческий директор. Поэтому под словом «мир» подразумевается интернациональная клиентская база на всём, у чего есть экран, массовое опыление на всех платформах. Неважно, что вы не представляете, кому это нужно, в мире множество людей, которым сейчас может быть скучнее, чем в вашей игре. Как в той мудрости про бегство от медведя: не нужно быть самым быстрым (интересным), нужно быть просто быстрее самого медленного (скучного). А что игровая индустрия сегодня производит тоннами, так это смертную скуку наперегонки.
В этой истории есть одно забавное обстоятельство: судя по всему, перед нами многострадальная Lineage Ethernal — чуть ли не единственная на моей памяти игра, после первой демонстрации которой я понял, что в неё будет интереснее и удобнее играть именно на планшетах и смартфонах. Хотя игра явно была разработана с учётом управления мышкой, всякие заклинания нужно было рисовать прямо на экране, а сделать это пальцем на сенсорном экране намного проще, чем мышкой, и результат получится куда точнее. То есть это была игра, которая явно использовала возможности конкретных устройств, а не то, что они будут вибрировать у вас в кармане, когда вам очень скучно.
Lineage Ethernal совершенно не была похожа на MMO. Она была копией Diablo. Как экспериментальное ответвление для только набирающих популярность в 2011 году устройств с сенсорными экранами и довольно мощной начинкой, это вполне можно было назвать даже смелым решением. А юмор ситуации в том, что Lineage W — это оно же, только спустя 10 лет, выхолощенное, намного более нелепое, бесцельное и лишённое прежней смелости. Единственной ставкой этого проекта остаётся уже упомянутое распыление по максимальной площади игровой аудитории. То есть выход даже дальше мобильного сектора. И в этом смысле — это действительно Wсё. Омега. Места для расширения аудитории не осталось, а качество упало до предела.
О первой Lineage нам известно не очень много, но мы знаем, что она была Альфой для игрового рынка Кореи, познакомила корейских игроков с самой концепцией MMO и на небольшой, по мировым меркам, территории принесла абсолютно сумасшедшие деньги. То есть она стала культурным явлением для всей страны, искренним увлечением для миллионов людей, которые до этого ничего не знали о подобном развлечении, родоначальником огромной индустрии производства MMO у себя на родине, и абсолютным рекордсменом в плане коммерческого успеха.
Успешные компании неизбежно движутся к своему закату, а для NCSoft, основанной в 1997 году, пришло время печальных процессов, но даже в таких условиях попытка выдать Lineage W за некий прорыв, кульминацию, наивысшую точку, выглядит жестом отчаяния.
Не вижу смысла пересказывать каждый отдельный абсурдный момент помпезной презентации совершенно вторичных игровых составляющих и приёмов заимствования из Diablo, с чего, собственно, и начинала Lineage-Альфа, но смогла уйти значительно дальше Омеги. Замечу только, что нам в очередной раз демонстрируют возможность показать четыре совершенно автономных архетипа, разрекламировать множество ситуаций, в которых контроль у игрока отбирается полностью ради скриптовых сцен, но продолжить настаивать на том, что перед нами не одиночная игра, а MMO, только «современная».
На помощь всему этому непроглядному одиночеству приходит система глобальных сражений, которая при демонстрации выглядит как откровенная пародия. Кажется, до абсурда удалось довести всё, но особенно саму массовость, изображённую здесь по-настоящему бессмысленно и беспощадно. Если вся эта жуткая каша, к тому же выступающая с какого-то перепуга под государственными флагами, единственное проявление массовости, игре явно было бы значительно комфортнее оставаться в роли заурядного клона Diablo.
Система кланов, которая в оригинальной Lineage называлась Клятвой на Крови, была в прошлом ежедневным объединяющим фактором. Нам говорят, что новая механика сильно отличается от того, что принято ждать от гильдий, но вместо объяснений ведущий разработчик говорит что-то вроде «А давайте я вам лучше спою» и показывает ролик про каких-то безумных доноров крови, выливающих её литрами с неясной, но пафосной целью.
Единственным светлым пятном в презентации стал рассказ о механике «фарма информации» — постепенного накопления знаний о монстрах и локации, где происходит охота. Если бы такая механика была объявлена лет десять назад, да в каких-нибудь ранних хрониках Lineage 2, был бы повод для радости. А так она бесследно растворяется в общем мраке показанного.
Мне всегда казалось, что о любом игровом проекте можно рассказать интересно. Фантазия полетит вслед, достроит несуществующие картины, и ты будешь сражаться с этими фантомами, напоминая себе, что одно дело краткий рассказ и заверения, а другое — ежедневная игра. Но у NCSoft получилось сделать абсолютно невнятной и неинтересной даже собственную презентацию. Всё это не заслуживало бы внимания, если бы не относилось к одному из самых известных MMO-миров и не было связано с некогда крупнейшим издателем MMO.
Сделай компания откровенный проходняк, как это было с мобильными адаптациями Lineage M и Lineage 2M, не возникло бы даже особого желания это обсуждать. Но готовность ценой собственной репутации называть показанное вершиной развития вселенной, сделанной на пределе сил компании, заставляет подумать, что это действительно конец. Причём довольно бесславный, учитывая то, что весь нагнетаемый пафос вышел в свисток глобального недоумения. Похоже, в этом и заключается единственная хорошая новость.
Возможно, в игровой индустрии переборщили с принципом «важно не то, что ты делаешь, важно то, кем ты себе кажешься», и отравились его парами. Усадите коммерческого директора на сцене, немного припудрите его, направьте свет сверху, чтобы это напоминало прямой канал связи с богом, запустите на фоне часы и мелькающие даты, добавьте проникновенной музыки с нотками ностальгии, но и торжества тоже, и вот ваш начальник почувствовал себя небожителем, творцом истории, создателем MMO.
Опытный режиссёр подскажет, что сейчас важно добавить в весь этот пафос немного самокритики. Но лишь в адрес уже отработанного материала. Все готовы? Мотор:
Но после каждого релиза я ощущал, что мы не достигли собственных высоких стандартов. <...> Я постоянно чувствовал, что мы не дотягиваем до того уровня совершенства, на который способна Lineage. И я хотел положить конец своей неудовлетворённости. Поэтому мы создали этот проект таким, как если бы он был нашим последним словом в истории Lineage. Мы сделали игру, которая создана на пределе всех возможных усилий. И это Lineage W.
На фоне появляется Омега — последняя буква греческого алфавита. Музыка переходит в кульминационную фазу, чтобы, чуть повысив голос, человек в костюме сообщил нам, что этот проект — кульминация всего, что делала компания в мире Lineage за все 24 года. Специально обученные этому люди приходят на фоне в неописуемый восторг от игры. Человек в таком костюме, да под такую музыку, да с таким освещением, да при таких театральных паузах, просто неспособен нас обмануть. Так что встречайте — Lineage: Wсё… ой, то есть the World. World — это то, что было зашифровано в букве W. Теперь мы знаем.
Вы, наверное, представили мир Lineage, детализированный до такой степени, что высокие стандарты NCSoft вышли из берегов и разлились до горизонта. Возможно, перед вашими глазами начали мелькать знакомые названия топонимов, и даже та местность, которой не довелось дождаться воплощения, потому что прежние Lineage не дотягивали до совершенства, не то что эта. Но, на всякий случай, я напомню, что презентацию проводит коммерческий директор. Поэтому под словом «мир» подразумевается интернациональная клиентская база на всём, у чего есть экран, массовое опыление на всех платформах. Неважно, что вы не представляете, кому это нужно, в мире множество людей, которым сейчас может быть скучнее, чем в вашей игре. Как в той мудрости про бегство от медведя: не нужно быть самым быстрым (интересным), нужно быть просто быстрее самого медленного (скучного). А что игровая индустрия сегодня производит тоннами, так это смертную скуку наперегонки.
В этой истории есть одно забавное обстоятельство: судя по всему, перед нами многострадальная Lineage Ethernal — чуть ли не единственная на моей памяти игра, после первой демонстрации которой я понял, что в неё будет интереснее и удобнее играть именно на планшетах и смартфонах. Хотя игра явно была разработана с учётом управления мышкой, всякие заклинания нужно было рисовать прямо на экране, а сделать это пальцем на сенсорном экране намного проще, чем мышкой, и результат получится куда точнее. То есть это была игра, которая явно использовала возможности конкретных устройств, а не то, что они будут вибрировать у вас в кармане, когда вам очень скучно.
Lineage Ethernal совершенно не была похожа на MMO. Она была копией Diablo. Как экспериментальное ответвление для только набирающих популярность в 2011 году устройств с сенсорными экранами и довольно мощной начинкой, это вполне можно было назвать даже смелым решением. А юмор ситуации в том, что Lineage W — это оно же, только спустя 10 лет, выхолощенное, намного более нелепое, бесцельное и лишённое прежней смелости. Единственной ставкой этого проекта остаётся уже упомянутое распыление по максимальной площади игровой аудитории. То есть выход даже дальше мобильного сектора. И в этом смысле — это действительно Wсё. Омега. Места для расширения аудитории не осталось, а качество упало до предела.
О первой Lineage нам известно не очень много, но мы знаем, что она была Альфой для игрового рынка Кореи, познакомила корейских игроков с самой концепцией MMO и на небольшой, по мировым меркам, территории принесла абсолютно сумасшедшие деньги. То есть она стала культурным явлением для всей страны, искренним увлечением для миллионов людей, которые до этого ничего не знали о подобном развлечении, родоначальником огромной индустрии производства MMO у себя на родине, и абсолютным рекордсменом в плане коммерческого успеха.
Успешные компании неизбежно движутся к своему закату, а для NCSoft, основанной в 1997 году, пришло время печальных процессов, но даже в таких условиях попытка выдать Lineage W за некий прорыв, кульминацию, наивысшую точку, выглядит жестом отчаяния.
Не вижу смысла пересказывать каждый отдельный абсурдный момент помпезной презентации совершенно вторичных игровых составляющих и приёмов заимствования из Diablo, с чего, собственно, и начинала Lineage-Альфа, но смогла уйти значительно дальше Омеги. Замечу только, что нам в очередной раз демонстрируют возможность показать четыре совершенно автономных архетипа, разрекламировать множество ситуаций, в которых контроль у игрока отбирается полностью ради скриптовых сцен, но продолжить настаивать на том, что перед нами не одиночная игра, а MMO, только «современная».
На помощь всему этому непроглядному одиночеству приходит система глобальных сражений, которая при демонстрации выглядит как откровенная пародия. Кажется, до абсурда удалось довести всё, но особенно саму массовость, изображённую здесь по-настоящему бессмысленно и беспощадно. Если вся эта жуткая каша, к тому же выступающая с какого-то перепуга под государственными флагами, единственное проявление массовости, игре явно было бы значительно комфортнее оставаться в роли заурядного клона Diablo.
Система кланов, которая в оригинальной Lineage называлась Клятвой на Крови, была в прошлом ежедневным объединяющим фактором. Нам говорят, что новая механика сильно отличается от того, что принято ждать от гильдий, но вместо объяснений ведущий разработчик говорит что-то вроде «А давайте я вам лучше спою» и показывает ролик про каких-то безумных доноров крови, выливающих её литрами с неясной, но пафосной целью.
Единственным светлым пятном в презентации стал рассказ о механике «фарма информации» — постепенного накопления знаний о монстрах и локации, где происходит охота. Если бы такая механика была объявлена лет десять назад, да в каких-нибудь ранних хрониках Lineage 2, был бы повод для радости. А так она бесследно растворяется в общем мраке показанного.
Мне всегда казалось, что о любом игровом проекте можно рассказать интересно. Фантазия полетит вслед, достроит несуществующие картины, и ты будешь сражаться с этими фантомами, напоминая себе, что одно дело краткий рассказ и заверения, а другое — ежедневная игра. Но у NCSoft получилось сделать абсолютно невнятной и неинтересной даже собственную презентацию. Всё это не заслуживало бы внимания, если бы не относилось к одному из самых известных MMO-миров и не было связано с некогда крупнейшим издателем MMO.
Сделай компания откровенный проходняк, как это было с мобильными адаптациями Lineage M и Lineage 2M, не возникло бы даже особого желания это обсуждать. Но готовность ценой собственной репутации называть показанное вершиной развития вселенной, сделанной на пределе сил компании, заставляет подумать, что это действительно конец. Причём довольно бесславный, учитывая то, что весь нагнетаемый пафос вышел в свисток глобального недоумения. Похоже, в этом и заключается единственная хорошая новость.
4 комментария