Сегодняшняя новость о том, что Disney инвестировал в Epic Games полтора миллиарда долларов для создания метавселенной на основе «своих» миров странная и вполне логичная одновременно. Странная она тем, что одна компания вкладывает деньги в ту, которая такие же деньги до недавнего времени не только активно инвестировала в других, но и рассовывала всем подряд по карманам, пытаясь продвигать свой магазин. Во всяком случае до тех пор, пока доходы от Fortnite не стали уменьшаться, что привело к увольнению почти тысячи человек в прошлом году и пересмотру глобальной стратегии.
С другой стороны, именно такое объединение давно напрашивалось. Fortnite с бесконечными Disney-колаборациями считался чуть ли не единственным примером, когда какого-то очередного визионера от метавселенных просили указать на что-то реальное пальцем вместо бесконечного «представьте». Правда, повторюсь, доходы от Fortnine начали падать, так что до сегодняшней новости пример становился всё менее привлекательным. Что изменится после сегодняшнего анонса? Давайте рассуждать.
Я намеренно взял в кавычки слово «свои» в описании миров, которыми сегодня владеет Disney. Не потому что сомневаюсь в правах собственности, а потому что не все из них эта компания изобрела. Сотворение мира, достаточно популярного, чтобы стать заметным культурным явлением, было и остаётся делом непростым.
У Epic не было мира, у Disney миры были, поэтому альянс в целом понятный, но не факт, что жизнеспособный. Во всяком случае, за пределами виртуального Диснейленда.
Согласитесь — если всё, что нам предлагает концепция метавселенных, это виртуальный Диснейленд, такой подход хотя и выглядит куда более реалистичным, на деле бесконечно далёк от футуристических фантазий о пространстве, где люди проводят существенную часть своей жизни. Поездка, экскурсия на выходные — одно дело. Полноценный многолетний досуг? Сомнительно.
Новый альянс не стесняется и прямо заявляет, чего хочет, в слогане: «Играй, Смотри, Создавай, Покупай». Последнее — важнее всего и полностью соответствует тому, о чём грезят все нынешние евангелисты метавселенных: покупай цифровые товары с околонулевой себестоимостью. Опять же — как часть концепции Диснейленда, выглядит реально.
Но есть одна деталь, на которую, по-моему, стоит обратить внимание. Приехав в Диснейленд, вы уже любите представленные там миры и их героев. Диснейленд — следствие, а не причина. Шлейф, а не источник. Источник до сих пор в произведениях искусства. Там творятся миры, там возникает восторг и привязанность.
Думаю, нет смысла объяснять тем, кто приходит на ММОзговед, почему потенциал любого компьютерного мира значительно больше, чем у фильма или книги.
Прежде всего, потому что он, в отличие от фильма, реально мир, а не набор декораций в попытке вызвать иллюзию мира. А, в отличие от книги, с миром можно взаимодействовать. Собственно, тот самый Star Wars Galaxies создавался с целью расширения эмоций, полученных от киновселенной, в попытке ответить на вопрос «А какой могла бы быть жизнь в таком мире?». Потому что даже серия фильмов на этот вопрос не отвечала.
Независимо от провалов или успехов определённых экспериментов, большинство компьютерных миров вынуждены создавать какую-то модель вместо декораций. В этом есть свои сильные и слабые стороны. Слабая сторона заключается в том, что слишком упрощённая модель проигрывает декорациям в фильме, где никто не даёт эти декорации трогать и вынуждает нас включать фантазию, чтобы достраивать целый мир за пределами увиденного. Сильная сторона в том, что если нам действительно предоставят высокую свободу и интерактивность, поверить в такой мир будет вполне реально, даже если перед вами невнятная изометрическая картинка радиационных пустошей и зелёный текст в окне диалога.
Именно поэтому Амазон сейчас вбухивает новые вагоны денег в сериал по Fallout, а никак не по New World, на который они потратили денег больше, чем Disney на объявленную сегодня инвестицию в целую «метавселенную». А я опять вспоминаю первый ролик New World и понимаю, что сеттинг получался очень интересный, вполне кинематографичный и способный зацепить широкую аудиторию. Всё разменяли на собственный затрапезный Диснейленд с закономерным результатом.
Сотворить мир крайне сложно, и его последующая покупка кем-то если что и гарантирует, то лишь инерцию.
Собственно, Тодд Говард, с какого-то перепугу указанный в титрах к сериалу по мотивам мира, который он купил, но который не создавал и точно не улучшил, прекрасное тому подтверждение. Но что-то я далеко ушёл от обсуждения сегодняшней сделки. А она, на мой взгляд, заслуживает самого пристального внимания, потому что никакая Meta не обладает даже десятой частью того, что уже есть у Диснея: коллекцией знаменитых миров.
Нет и в обозримом будущем не предвидится другого такого же крупного коллекционера. Но даже он, даже в союзе с владельцами самого продвинутого игрового движка, по-моему, не может предложить ничего, кроме виртуального тематического парка.
Попытка переложить на плечи энтузиастов задачи создания новых аттракционов в известных декорациях с денежными отчислениями новые миры точно не создаст. И едва ли добавит существующим веса. В целом, даже от двух самых передовых компаний, способных потенциально выжать из концепции метавселенной максимум, мы видим место, где миры не сотворяют, а растворяют. Где от одной границы мира уже видна граница другого, а между ними киоски с виртуальными футболками и сувенирами.
Но природа не терпит пустоты, поэтому миры где-то должны возникать. Сегодня лучшим пространством для этого стали, на мой взгляд, всё-таки игровые миры.
Книги, несмотря на то, что в них действительно можно описать выдуманный мир во всех подробностях, свои позиции теряют. Кино удерживает лидерство по совершенно понятным причинам. Но игры… игры набирают вес. Понятно, что они не могут превратиться в метавселенные, каким-то неизвестным науке способом пропустив этап сотворения непосредственно миров, из которых и должна состоять воображаемая фантазёрами вселенная. Но миры создавать игры вполне способны. Только это сложно. Возможно, сложнее всего изобретённого до этого, но и мощнее во столько же раз в случае успеха.
Что до сегодняшней сделки между Диснеем и Эпиками, она хороша тем, что, рано или поздно, поставит точку в теоретических допущениях о том, что возможно в таком формате, а что так и останется легкомысленными фантазиями авторов книг.
С другой стороны, именно такое объединение давно напрашивалось. Fortnite с бесконечными Disney-колаборациями считался чуть ли не единственным примером, когда какого-то очередного визионера от метавселенных просили указать на что-то реальное пальцем вместо бесконечного «представьте». Правда, повторюсь, доходы от Fortnine начали падать, так что до сегодняшней новости пример становился всё менее привлекательным. Что изменится после сегодняшнего анонса? Давайте рассуждать.
Я намеренно взял в кавычки слово «свои» в описании миров, которыми сегодня владеет Disney. Не потому что сомневаюсь в правах собственности, а потому что не все из них эта компания изобрела. Сотворение мира, достаточно популярного, чтобы стать заметным культурным явлением, было и остаётся делом непростым.
Согласитесь — если всё, что нам предлагает концепция метавселенных, это виртуальный Диснейленд, такой подход хотя и выглядит куда более реалистичным, на деле бесконечно далёк от футуристических фантазий о пространстве, где люди проводят существенную часть своей жизни. Поездка, экскурсия на выходные — одно дело. Полноценный многолетний досуг? Сомнительно.
Новый альянс не стесняется и прямо заявляет, чего хочет, в слогане: «Играй, Смотри, Создавай, Покупай». Последнее — важнее всего и полностью соответствует тому, о чём грезят все нынешние евангелисты метавселенных: покупай цифровые товары с околонулевой себестоимостью. Опять же — как часть концепции Диснейленда, выглядит реально.
Но есть одна деталь, на которую, по-моему, стоит обратить внимание. Приехав в Диснейленд, вы уже любите представленные там миры и их героев. Диснейленд — следствие, а не причина. Шлейф, а не источник. Источник до сих пор в произведениях искусства. Там творятся миры, там возникает восторг и привязанность.
Прежде всего, потому что он, в отличие от фильма, реально мир, а не набор декораций в попытке вызвать иллюзию мира. А, в отличие от книги, с миром можно взаимодействовать. Собственно, тот самый Star Wars Galaxies создавался с целью расширения эмоций, полученных от киновселенной, в попытке ответить на вопрос «А какой могла бы быть жизнь в таком мире?». Потому что даже серия фильмов на этот вопрос не отвечала.
Независимо от провалов или успехов определённых экспериментов, большинство компьютерных миров вынуждены создавать какую-то модель вместо декораций. В этом есть свои сильные и слабые стороны. Слабая сторона заключается в том, что слишком упрощённая модель проигрывает декорациям в фильме, где никто не даёт эти декорации трогать и вынуждает нас включать фантазию, чтобы достраивать целый мир за пределами увиденного. Сильная сторона в том, что если нам действительно предоставят высокую свободу и интерактивность, поверить в такой мир будет вполне реально, даже если перед вами невнятная изометрическая картинка радиационных пустошей и зелёный текст в окне диалога.
Именно поэтому Амазон сейчас вбухивает новые вагоны денег в сериал по Fallout, а никак не по New World, на который они потратили денег больше, чем Disney на объявленную сегодня инвестицию в целую «метавселенную». А я опять вспоминаю первый ролик New World и понимаю, что сеттинг получался очень интересный, вполне кинематографичный и способный зацепить широкую аудиторию. Всё разменяли на собственный затрапезный Диснейленд с закономерным результатом.
Собственно, Тодд Говард, с какого-то перепугу указанный в титрах к сериалу по мотивам мира, который он купил, но который не создавал и точно не улучшил, прекрасное тому подтверждение. Но что-то я далеко ушёл от обсуждения сегодняшней сделки. А она, на мой взгляд, заслуживает самого пристального внимания, потому что никакая Meta не обладает даже десятой частью того, что уже есть у Диснея: коллекцией знаменитых миров.
Нет и в обозримом будущем не предвидится другого такого же крупного коллекционера. Но даже он, даже в союзе с владельцами самого продвинутого игрового движка, по-моему, не может предложить ничего, кроме виртуального тематического парка.
Попытка переложить на плечи энтузиастов задачи создания новых аттракционов в известных декорациях с денежными отчислениями новые миры точно не создаст. И едва ли добавит существующим веса. В целом, даже от двух самых передовых компаний, способных потенциально выжать из концепции метавселенной максимум, мы видим место, где миры не сотворяют, а растворяют. Где от одной границы мира уже видна граница другого, а между ними киоски с виртуальными футболками и сувенирами.
Книги, несмотря на то, что в них действительно можно описать выдуманный мир во всех подробностях, свои позиции теряют. Кино удерживает лидерство по совершенно понятным причинам. Но игры… игры набирают вес. Понятно, что они не могут превратиться в метавселенные, каким-то неизвестным науке способом пропустив этап сотворения непосредственно миров, из которых и должна состоять воображаемая фантазёрами вселенная. Но миры создавать игры вполне способны. Только это сложно. Возможно, сложнее всего изобретённого до этого, но и мощнее во столько же раз в случае успеха.
Что до сегодняшней сделки между Диснеем и Эпиками, она хороша тем, что, рано или поздно, поставит точку в теоретических допущениях о том, что возможно в таком формате, а что так и останется легкомысленными фантазиями авторов книг.
2 комментария
В этом разрезе я готов верить и в метавселенные. Как продолжение бесконечного мерча, диснейлендов, конвентов для фанатов? Да. Перенести всё это в VR на потеху гикам? Конечно да. Это вполне может сработать.
Совсем другой вопрос, стоит ли вообще это обсуждать на ММОзговеде, так как это и не про игры вовсе. Игры начинаются с интересной игровой системы, и не могут начинаться с какой-то внешней шелухи. И в этом, вобщем-то, игры не слишком отличаются от другого творчества. У вас могут быть все известные герои в одном фильме, но если в нём нет интересной истории, то зачем это всё. Правда Дисней это никогда не останавливало…
Бейсбольные карточки и фигурки из ограниченной серии — это коллекционные штуки, которые представляют собой невероятно узкую нишу, представленную в общей экономике… никак. Это интересный информационный повод в духе «какой-то чудак выложил за бейсбольную карточку кучу денег, поройтесь у себя в шкафу». Если, например, сложить сумму всех оплаченных счетов за электричество в небольшом городе на протяжении года и показать её, она будет куда более внушительной, но куда менее интересной и недостойной информационного повода. Экономике же не нужен информационный повод. Ей нужен объём. Ей нужно, чтобы сотни миллионов людей не читали в газете, как один из них купил бейсбольную карточку, а шли и все вместе что-то покупали, каждый день, наслаждались своей покупкой ровно день, а на следующий день хотели что-то новое, шли и покупали.
Как продолжение мерча — возможно. Хотя, опять же, обращаю внимание на важный момент: мерч привозят домой, надевают на себя и выходят «в люди», даже в какой-то мере через него производят самоидентификацию («Ой, у него тоже любимый мульт „В поисках Немо“» или «Ой, ей тоже нравятся Звёздные Войны!»). Но это всё имеет смысл в разнообразном реальном мире, где в соседнем доме коллекция отшлифованных камней. Демонстрировать Микки Мауса в Диснейленде и ждать какой-то реакции от окружающих, по-моему, странно.
В общем, я о том, что в любом случае нужно очень большое сообщество, которое в реальном мире есть «из коробки», как факт, а метавселенной по умолчанию — пустота.
Я всё же рассматриваю виртуальные миры как более широкую сущность. Взять хотя бы Occupy White Walls.