avatar
Пока нет. Работаем над этим. :)
avatar
Допустим, живёт человек, со временем наполняет эти группы до максимума. Конечно, не все могут дойти до лимита, но я думаю, что со временем так или иначе доходит большинство.
Дело в том, что мы сравнительно вольно поступаем с распределением людей по этим слоям. Приведу реальный пример. У меня есть друг. Я его считаю близким другом во всех представлениях: я сорвусь в любое время суток, если ему что-то будет нужно, он сделает то же самое для меня. Но давай посмотрим на ситуацию чуть внимательнее. Мы познакомились во втором классе школы. И до конца школы проводили времени вместе столько, сколько это вообще было возможно. Иногда только спать домой уходили, даже кушали вместе, либо в его семье, либо в моей. После школы мы пошли в разные ВУЗы, где у каждого появилась уже своя компания, затем немного сошлись в рамках совместной работы, но ненадолго, и снова каждый занялся своим. Мы, разумеется, встречались, ходили вместе в походы, но и это постепенно начало сходить на нет, а затем он вовсе уехал в другой город. Мы не виделись последние пять лет. Но он мой друг. Я в этом убеждён. И он в этом убеждён. Если ты попросишь нас нарисовать слои Данбара и распределить по ним свои связи, этот человек окажется в ближнем круге. Эмоционально. А фактически я с ним не виделся пять лет. Созванивались мы за это время раз десять. Это всё.

Поэтому предлагаю перейти к следующей важной составляющей устройства Слоёв Данбара: связи не только возникают, они нуждаются в постоянном обновлении/поддержании через новые сеансы общения, чтобы не «считаться», а «быть». Важно — это не значит, что мы сами себя обманываем или как-то иначе относимся к людям, которых искренне считаем своими друзьями, которым готовы прийти на помощь в любой момент и «отдать последнюю рубашку». Это лишь значит, что мы по этому каналу перестаём получать то, что получали раньше — реальное общение.

То есть, на мой взгляд, не существует такого понятия, как «одностороннее накопление связей». Мы точно так же эти связи теряем, не имея возможности или поводов для общения. Я уже много раз приводил в пример сериал (то есть вымышленную историю) о крепкой дружбе: «Как я встретил вашу маму». Там компания друзей каждый день собирается в баре, что-то обсуждает и, конечно, потребляет алкоголь. Во всяком случае, у зрителя создаётся такое ощущение. Они должны были уже спиться, но, к счастью, сценаристы могли придумать интересных ситуаций всего на полчаса в неделю. Внимание: специально обученные люди придумывали контента взаимодействия между людьми на полчаса в неделю. А зрители смотрят и думают: «вот есть же у кого-то интересная, насыщенная дружеским общением жизнь».

Давай рассмотрим ещё два подобных примера из современной поп-культуры: «Друзья» и «Теория большого взрыва». В обоих случаях герои буквально живут либо в одной квартире, либо на одной площадке. То есть им не нужно организовывать общение, оно происходит в момент, когда ты, скажем, идёшь делать чай, или Шелдону что-то захотелось спросить, поэтому через секунду он стучит в соседнюю дверь. И нам снова кажется: вот как же дружно люди живут. Но оба сериала о молодых людях, которые рано или поздно так жить закончили. Помимо того, что это вообще вымышленные герои, разумеется. Но они не перестали быть людьми, которым общение всё так же нужно.

Теперь скажи: видел ли ты людей, живущих своей жизнью, которые могли бы, согласно чёткой формуле из слоёв Данбара, удовлетворять следующим условиям в отношении 150 знакомых, 50 приятелей, 15 друзей и 5 близких друзей:

Знакомые: достаточно встречаться хотя бы раз в год.
Приятели: достаточно встречаться хотя бы раз в полгода.
Друзья: встречи хотя бы раз в месяц.
Близкие друзья: встречи каждую неделю.


Я уже не говорю о содержательной стороне этих встреч. Ведь они должны строиться вокруг какого-то контента, который должен возобновлять связи, вызывать новые эмоции и какие-то совместные истории. И этот контент, как правило — еда и напитки. Реже — выезд на природу/сауну/дачу с последующим поеданием и распиванием. Возможно, совместный поход в кино и поедание/распивание, смешанное с обсуждением фильма. В общем всё, что лежит за рамками регулярного совместного хобби, по-моему, в среднем, не самое разнообразное времяпрепровождение. Но другого нет, а мы друзья, так что использует то, что есть. Общаться-то нужно.

И тут возникает интересный вопрос — а как вы стали друзьями? Теория о Слоях Данбара и тут приходит на помощь:

Построение отношений требует многих часов взаимодействия. Вот среднее время, необходимое для возникновения связи между двумя людьми:

Знакомые: 40-60 часов
Приятели: 90-110 часов
Друзья: более 200 часов

Если вы встречаетесь с кем-то в течение часа раз в неделю, вам понадобится около года, чтобы между вами возникли хотя бы отношения на уровне «знакомые». Построение отношений — занятие не дешёвое.


То есть, видишь ли, мы не можем просто «завести» себе друзей. Мы с этими людьми должны оказаться в ситуации плотного и довольно продолжительного общения, которое будет к тому же настолько нравиться обеим сторонам, что захочется продолжить. В реальности это учёба, работа, соседство (намного реже). В общем, какая-то совместная деятельность. То есть друзей ты выбираешь из пространства сложившихся обстоятельств при условии возникновения взаимности. Но даже если взаимность возникла, обстоятельства меняются. Если у тебя нет реальной возможности ежедневно пересекаться с человеком, ещё и заниматься чем-то вместе, всё становится куда сложнее.

И тут, конечно, хобби становится очень важным дополнительным источником человеческих связей. Опять же, возвращаясь к сериалам, есть такой очень милый английский сериал «Detectorists» («Искатели Сокровищ»). Он про любителей-археологов, которые гуляют по окрестностям с металлоискателем в надежде обнаружить древности. У каждого из них очень незатейливая, если не сказать «скучная» работа, и вся их страсть лежит в этом хобби, а также, как потом выясняется, в куда большей степени эта страсть зависит от просто человеческого общения, которое выстраивается вокруг этого хобби. Потому что по факту они ничего такого не находят. Но надеются найти, конечно.

И я закругляюсь, потому что и так понаписал. Теперь представь: за пределами всех этих прекрасных сериалов между выдуманными сюжетами и банальными шашлыками раз в месяц лежат бесконечные пространства виртуальных совместных приключений, которые можно начать, скажем, в десять часов вечера, и закончить в двенадцать, не выходя из дома, не тратя время на дорогу, имея возможность отвлечься на домашние дела и так далее. При этом такое хобби постоянно дарит новые, уникальные, неповторимые, совместные эмоции и впечатления. Скажи, что ещё может подходить для развития и поддержания человеческих связей лучше?
avatar
Ну, а из-за кого все эти нашествия? Не из-за того ведь, что мы тут пришли, лес вырубили, стучим и на монстров охотимся. Всё из-за ведьмы.
avatar
Ну, нормально, всё по классическому сценарию: в деревне о тебе пошли слухи, мол, живёшь на болотах, одна, в крохотной лачуге, странная. Понимаешь к чему всё идёт, да? :)
avatar
И меня туда водил. Я ещё так почесал затылок, мол, дааа… аскетизм. :)
avatar
Забавно… какова вероятность, что в таком огромном мире ты поселишься возле Торговца, который, по идее, мог быть расположен в любом случайном месте мира, где есть Тёмный Лес? :)
avatar
У, я такое по неопытности провернул в первой версии Seven Crafts. Результат был ужасным. Как только закончился конфетно-букетный период, начали вылазить конфликты и несовпадение взглядов, принципов, мровоззрения. Жуть. Не советую.
avatar
Предопределить вообще ничего нельзя. Мне, скорее, интересно порассуждать о каких-то субъективных, но осмысленных подходах к формированию таких уникальных организаций, как небольшие сообщества, в эти сложные для вдохновения времена. Можно, конечно, поговорить и о больших, но, боюсь, там будет много близкого к корпоративной культуре. Всё же слои Данбара никто не отменял, и сообществом с реальными связями будет относительно небольшой коллектив.
avatar
Познавательно. Спасибо за такой подробный взгляд изнутри.
avatar
Ну, в одних играх это гильдия, в других — клан, в третьих — корпорация. Неужели мы действительно будем исходить из первоначального значения слова, а не из того, чем мог бы быть такой коллектив?
avatar
И мы полностью поддерживаем эту идею. :) Просто реализуем в следующей версии. На очереди «гибкая цена» за заметку в импульсах, которую выставляет автор.
avatar
Мне стало удобнее играть небольшой компанией друзей + жена.

Хм… а вот интересно — почему эту компанию ты не считаешь «гильдией» по умолчанию? :)
avatar
Я всё же решил добавить канал Valheim в нашем Дискорде, чтобы помочь ММОзговедам организовать отложенное взаимодействие и координацию.
avatar
Да, ты прав — боссов, хранящие в себе технологии, можно воспринимать квестами, но я, скорее, говорил о более приземлённой практике награждения всем необходимым через выполнение заданий. Технологии здесь, безусловно, вещь ценная и даже необходимая, но они не дают готовых решений в виде предметов экипировки. Я, скорее, об этом.
avatar
Ну, и мне в личные сообщения теперь нужно прислать свой SteamID.
avatar
А зря. Потом забудется и развеется как дым. :)
avatar
Это точно не игра на годы. Но, думаю, совершенно точно не поздно присоединиться, особенно если ребята будут аккуратнее в предоставлении уже открытых технологий. ;) Вообще, это огромный, открытый и очень красивый мир, в котором можно поселиться и жить хоть годы. Но прогресса, если важен в первую очередь он, здесь на месяцы, не на годы.
avatar
Именно белый экран? Другие игры в Steam запускаются нормально?
avatar
Есть хорошие фришарды, с полным набором старых механик и без всякого магазина. Организатор того, где мы играем (https://www.l2-firebird.com), в бесконечное количество раз принципиальнее NCSoft, поэтому перед нами чистая игра без всяких «платных услуг».
avatar
Спасибо за отзыв. Приятно. :)