Продолжаю публикацию перевода замечательной работы участников проекта «Horseshoe», которая посвящена изучению вопроса масштаба массовости в MMO: «Design Practices for Human Scale Online Games». Почему мне кажется, что этот текст важен не только для разработчиков, но и для игроков? Потому что мы, игроки, формируем запрос и выносим вердикты, иногда даже всему жанру. Мы ждём определённых или расплывчатых ощущений от массовости, а когда не получаем их, не понимаем, в чём причина.
Впрочем, дело не только в самом масштабе социума, а ещё и в механиках, в её целях. В предыдущей части очень верно было подмечено, что в хорошем геймдизайне MMO создаются циклы разной интенсивности и продолжительности для укрепления связей и выстраивания дружеских отношений между двумя конкретными людьми. И если вы не наблюдаете такого в какой-то современной игре, которая утверждает, что она MMO, хотя ждёте тех же ощущений, как от раннего игрового опыта в виртуальных мирах, возможно, всё дело не в зелёной траве, которую уже не вернуть, а в том, что в этой конкретной «MMO» нет нужных механик.
Обратите внимание на то, что более крупная группа включает в себя меньшую. Так что ваши лучшие друзья входят в число тех, кого вы считаете обычными друзьями. Привычное заблуждение состоит в том, что вам может показаться, будто человек может иметь 5 лучших друзей и ещё дополнительно 15 друзей. Но 5 близких друзей входят в число 15 обычных друзей.
Эти числа усреднённые и на практике разные люди имеют разные потребности в социальных связях и построении отношений с другими. К примеру, многие мужчины имеют в среднем 3-4 друга, которых они готовы назвать близкими, тогда как у женщин количество таких связей может достигать 7-9. Некоторые люди, которые очень любят общаться, могут поддерживать до 200-250 значимых связей.
Слои Данбара — это эгоцентрическая сеть
Идеальный способ визуализации Слоёв Данбара — сеть связей, а не последовательное перечисление слоёв. В исследованиях такую сеть называют «эгоцентрической».
Есть несколько разных путей использования эгоцентрической сети для анализа отношений:
Близкие отношения напрямую влияют на качество жизни
В целом, большая сеть друзей с крепкими отношениями оказывает очень позитивное влияние на физическое здоровье и ощущение счастья.
С другой стороны, токсичные отношения оказывают негативное влияние на психическое и физическое здоровье человека. Об этом стоит помнить, когда вы сталкиваетесь с откровенным троллингом в ваших играх.
Отношения с высоким уровнем доверия требуют времени и подходящего контекста
Построение отношений требует многих часов взаимодействия. Вот среднее время, необходимое для возникновения связи между двумя людьми:
Если вы встречаетесь с кем-то в течение часа раз в неделю, вам понадобится около года, чтобы между вами возникли хотя бы отношения на уровне «знакомые». Построение отношений — занятие не дешёвое.
Поддержание отношений требует меньше усилий. Ключевые переменные здесь: родство, пол и частота взаимодействий. Родственные связи (связи с членами семьи) требуют меньше усилий, чем отношения на том же уровне, но с посторонними людьми, и не перестают работать на расстоянии. Мужчины в большей степени предпочитают проводить время за общим занятием. Женщины — за разговорами. И, наконец, очевидно, что более близкие отношения требуют большей частоты взаимодействия, чем менее близкие, для поддержания того же уровня.
Вы не можете изменить природу
Один из выводов, который можно сделать из теории Слоёв Данбара — представить, что у вас есть некий запас когнитивных ресурсов, которые вы можете потратить на выстраивание отношений. Физический лимит, который диктуют возможности нашего мозга, говорит о том, что этих запасов вам хватит на построение где-то 150 связей.
Люди разрабатывают разные инструменты, которые позволяют увеличить наши естественные способности по организации людей в группы. В начале двухтысячных люди предполагали, что появление онлайновых социальных сетей поможет обойти ограничение Числа Данбара. Люди надеялись, что, переложив задачи удержания в голове всех наших связей на плечи компьютера, они смогут жить более богатой социальной жизнью с сильными социальными связями, которые включают большее количество людей, чем раньше.
Сейчас у нас есть достаточно данных, чтобы утверждать — этого не произошло.
Мало того, социальные сети наносят вред нашим отношениям. Они предлагают нам возможность почти без усилий сформировать поверхностные отношения и применять мизерное количество энергии для их поддержания, но в итоге ограниченные когнитивные ресурсы человека перераспределяются от более тесных групп в более широкие группы с менее крепкими отношениями. И от этого страдают отношения с действительно близкими людьми. А ведь именно такие отношения больше всего влияют на психическое здоровье и ощущение счастья.
Продолжение следует.
Впрочем, дело не только в самом масштабе социума, а ещё и в механиках, в её целях. В предыдущей части очень верно было подмечено, что в хорошем геймдизайне MMO создаются циклы разной интенсивности и продолжительности для укрепления связей и выстраивания дружеских отношений между двумя конкретными людьми. И если вы не наблюдаете такого в какой-то современной игре, которая утверждает, что она MMO, хотя ждёте тех же ощущений, как от раннего игрового опыта в виртуальных мирах, возможно, всё дело не в зелёной траве, которую уже не вернуть, а в том, что в этой конкретной «MMO» нет нужных механик.
Слои Данбара
Робин Данбар — антрополог, который в восьмидесятых годах двадцатого века выдвинул теорию, согласно которой человек в среднем может иметь до 150 значимых для него социальных связей. Его утверждения базировались на исследованиях мозга приматов. Когда другие учёные решили проверить эту теорию, они обнаружили, что «Число Данбара» действительно присутствует во всех долгосрочных коллективах. Ограничение «Числа Донбара» распространялось на очень большие коллективы, такие как корпорации, религиозные организации, военные формирования и, конечно же, MMO-гильдии.Множественные слои, а не одно число
Однако, как только исследователи погрузились в эту тему глубже, они заметили другие стабильные кластеры внутри Числа Данбара с меньшим числом более прочных связей.Уровни дружбы
Слои Данбара, те самые кластеры меньших размеров, обычно имеют такие средние значения:- 1.5 человека: Интимные или очень близкие отношения.
- 5 человек: Ближайшие друзья или члены семьи. Люди, которым вы можете позвонить в случае беды.
- 15 человек: Друзья. Люди, на сочувствие и симпатию которых вы рассчитываете.
- 50 человек: Приятели. Люди, которые составляют большинство ваших регулярных социальных контактов.
- 150 человек: Знакомые.
Обратите внимание на то, что более крупная группа включает в себя меньшую. Так что ваши лучшие друзья входят в число тех, кого вы считаете обычными друзьями. Привычное заблуждение состоит в том, что вам может показаться, будто человек может иметь 5 лучших друзей и ещё дополнительно 15 друзей. Но 5 близких друзей входят в число 15 обычных друзей.
Эти числа усреднённые и на практике разные люди имеют разные потребности в социальных связях и построении отношений с другими. К примеру, многие мужчины имеют в среднем 3-4 друга, которых они готовы назвать близкими, тогда как у женщин количество таких связей может достигать 7-9. Некоторые люди, которые очень любят общаться, могут поддерживать до 200-250 значимых связей.
Другие слои
За пределами в той или иной степени дружеских связей были выявлены также некоторые другие слои.- 500 человек: Люди, которым вы готовы кивнуть при встрече.
- 1500 человек: Люди, лицо которых вы узнаете, но не более того. 2000 лиц считается абсолютным максимумом, который способен удерживать в голове человек. При встрече с новыми лицами человек замещает ими тех, кого давно не видел, но до этого момента мог теоретически вспомнить.
Значение Слоёв Данбара
На первый взгляд, Слои Данбара — просто любопытная информация. На самом деле, они описывают основу того, как устроена человеческая социализация. Стоит познакомиться с важными аспектами этой концепции, прежде чем пробовать проектировать социальный геймплей.Слои Данбара — это эгоцентрическая сеть
Идеальный способ визуализации Слоёв Данбара — сеть связей, а не последовательное перечисление слоёв. В исследованиях такую сеть называют «эгоцентрической».
- Расположите конкретного человека в центре такой сети.
- Затем обозначьте связи, которые ведут непосредственно к этому человеку. Этих связей как раз будет около 150. Тех, которые можно назвать для человека «значимыми».
- Некоторые связи в этой сети будут значительно более прочными, чем другие. Прочность связи соответствует Слоям Данбара. К примеру, в такой схеме может быть в среднем пять очень сильных связей.
Есть несколько разных путей использования эгоцентрической сети для анализа отношений:
- Пары (Dyads): Связи между двумя людьми, которые описывают две связи вместо одной. Ведь каждая личность имеет своё собственную оценку связи с другим человеком. Вполне возможно и, на деле, вполне распространено, когда оценка степени близости между двумя людьми у пары не идентична.
- Триады (Triads): Сеть друзей, которая анализируется через просмотр связей между тремя людьми с использованием двух связей между каждой парой. Самая прочная сеть — «Тройственная Близость» (Triadic Closure), где все три человека испытывают одинаковую близость в обе стороны.
- Прочные связи: Когда один человек поддерживает отношения с другим человеком, это считается прочной связью. Прочные связи — ключевой атрибут значимых отношений, человеческой поддержки и общего ощущения счастья.
- Слабые связи: Когда у друга конкретного человека есть прочные связи с другим человеком, но у самого человека этих связей нет. Такие отношения считаются слабыми связями. Слабые связи имеют критическое значение для соединения между собой изолированных социальных групп и очень важны для функционирования крупномасштабных экономических и информационных систем. Слабые связи работают в слоях с участием 500 и 1500 связей. Когда ниже мы начнём обсуждение социальных групп, слабые связи будут важным элементом общей концепции.
- Супер-коннекторы: Некоторые люди имеют существенно больше связей, чем среднестатистический человек. Их называют «супер-коннекторами», и они выступают в качестве социальных хабов для объединения множества разрозненных сетей вместе.
Близкие отношения напрямую влияют на качество жизни
В целом, большая сеть друзей с крепкими отношениями оказывает очень позитивное влияние на физическое здоровье и ощущение счастья.
- Недостаток дружеских отношений снижает продолжительность жизни.
- Качественные и постоянные отношения влияют на общую удовлетворённость от собственной жизни.
- Люди, у которых много друзей, реже сталкиваются с депрессией.
С другой стороны, токсичные отношения оказывают негативное влияние на психическое и физическое здоровье человека. Об этом стоит помнить, когда вы сталкиваетесь с откровенным троллингом в ваших играх.
Отношения с высоким уровнем доверия требуют времени и подходящего контекста
Построение отношений требует многих часов взаимодействия. Вот среднее время, необходимое для возникновения связи между двумя людьми:
- Знакомые: 40-60 часов
- Приятели: 90-110 часов
- Друзья: более 200 часов
Если вы встречаетесь с кем-то в течение часа раз в неделю, вам понадобится около года, чтобы между вами возникли хотя бы отношения на уровне «знакомые». Построение отношений — занятие не дешёвое.
Поддержание отношений требует меньше усилий. Ключевые переменные здесь: родство, пол и частота взаимодействий. Родственные связи (связи с членами семьи) требуют меньше усилий, чем отношения на том же уровне, но с посторонними людьми, и не перестают работать на расстоянии. Мужчины в большей степени предпочитают проводить время за общим занятием. Женщины — за разговорами. И, наконец, очевидно, что более близкие отношения требуют большей частоты взаимодействия, чем менее близкие, для поддержания того же уровня.
- Знакомые: достаточно встречаться хотя бы раз в год.
- Приятели: достаточно встречаться хотя бы раз в полгода.
- Друзья: встречи хотя бы раз в месяц.
- Близкие друзья: встречи каждую неделю.
Вы не можете изменить природу
Один из выводов, который можно сделать из теории Слоёв Данбара — представить, что у вас есть некий запас когнитивных ресурсов, которые вы можете потратить на выстраивание отношений. Физический лимит, который диктуют возможности нашего мозга, говорит о том, что этих запасов вам хватит на построение где-то 150 связей.
Люди разрабатывают разные инструменты, которые позволяют увеличить наши естественные способности по организации людей в группы. В начале двухтысячных люди предполагали, что появление онлайновых социальных сетей поможет обойти ограничение Числа Данбара. Люди надеялись, что, переложив задачи удержания в голове всех наших связей на плечи компьютера, они смогут жить более богатой социальной жизнью с сильными социальными связями, которые включают большее количество людей, чем раньше.
Сейчас у нас есть достаточно данных, чтобы утверждать — этого не произошло.
Мало того, социальные сети наносят вред нашим отношениям. Они предлагают нам возможность почти без усилий сформировать поверхностные отношения и применять мизерное количество энергии для их поддержания, но в итоге ограниченные когнитивные ресурсы человека перераспределяются от более тесных групп в более широкие группы с менее крепкими отношениями. И от этого страдают отношения с действительно близкими людьми. А ведь именно такие отношения больше всего влияют на психическое здоровье и ощущение счастья.
Продолжение следует.
18 комментариев
В общем то вполне соответствует теории, учитывая величину тогдашних армий (Консульский легион, который собирали очень редко был то ли 6 то ли 12 тысяч, обычно собирали до 2х и этого хватало). Ну и знал он «солдат своих» не учитывая местных ополченцев и обеспечение.
Есть философская точка зрения, что наша культура письменного слова, пришедшая на смену культуры памяти, сильно снизила наши способности к запоминанию. Нам просто стало не нужно их поддерживать и развивать. Кто сейчас способен помнить наизусть тома философских книг? А до Аристотеля, собиравшего первую такую библиотеку в академии Платона (чем сильно там всех удивлял), все философские труды передавались по памяти. Илиада Гомера пришла из глубин веков в устном виде, а ведь мы десяток страниц печатного текста запомнить можем с трудом. Это естественное следствие развития цивилизации, огромные массивы накопленных знаний мы выгружаем из памяти на внешние носители, снижая личные способности в этом конкретном направлении, но увеличивая общую эффективность.
Данбар же объясняет потолок связей в 1500 человек свойством нашего мозга, недалеко эволюционировавшего от мозга приматов. Но должно быть другое объяснение, т.к. есть исторические свидетельства большей «вместимости» в прошлом, имхо.
Прости, но нет никаких «исторических свидетельств». Есть воспевание правителей — льстивая гиперболизация качеств в эпоху, когда нормальным считалось сказать, что правитель «ставленник божий» со сверхспособностями.
Цитаты далее я не буду даже приводить.
Я не читал само исследование Данбара, но по крайней мере в заметке (в том числе в оригинале) ничего не говорится про «запоминание» — Числа Данбара указывают именно на количество социальных связей с людьми, а не простое их запоминание. Способность запоминать несомненно влияет на на количество социальных связей, но эти два явления явно не находятся в прямой зависимости друг от друга, на что указывают и результаты упоминаемого в заметке исследования влияния соц.сетей на круг общения людей — появление технических средств «запоминания» людей никак не повлияло на количество социальных связей.
Я уж не говорю о научной стороне вопроса, где память рассматривается не как единое целое, а совокупность множества процессов со своими особенностями и классификацией, которая, кроме всего прочего, разделяет краткосрочную и долгосрочную память. А ещё бывают и расстройства памяти, такие как Гипермнезия.
У человека в этом плане никогда не будет идеальных внешних условий. Их не было в прошлом, нет и сейчас. Да, информационного мусора сейчас много. Именно поэтому я считаю недопустимым, к примеру, грузить читателей ММОзговеда чем угодно, только бы сохранять «напор информационного потока». Если интересных новостей и событий в жанре MMO не так много, мы не будем разбавлять их какой-то ерундой. Если мы пишем об интересном в MMO, пускай новостей будет столько, сколько есть. И если их не очень много, пускай когнитивные ресурсы людей разгрузятся для чего-то другого. Это совершенно осознанная позиция, которую мы занимали с самого начала. Но так как мы на объективность не претендуем, площадка предполагает, что другой человек, для которого новость о которой мы не написали, выглядит заслуживающей внимания, может поделиться ею. В итоге это дорога в обе стороны. Человек, производящий информацию, должен быть уверен в её ценности. Человек, потребляющий её — тоже. Поэтому оба должны фильтровать.
Отличие нынешнего времени от прошлого в том, что нам есть что фильтровать. На фильтрацию, конечно, тратится часть когнитивных ресурсов, но всё же это лучше, чем недостаток информации или необходимость дословно запоминать текст в отсутствие других носителей, или естественное запоминание, потому что один и тот же текст ты читаешь множество раз. Мне так кажется.
И ещё мне кажется, что несколько тысяч лиц полководцы не запоминали, простите. Особенно полководцы.
www.youtube.com/watch?v=aPCp6Y_G38s&list=PLTWnQB38Se1t-tHX0VFeFIFimeJOJf7h8
Он профессионально занимается этой областью и подкрепляет свои аргументы ссылками на источники.
Я наверное какой-то очень нелюдимый, но у меня слоты не очень-то сильно заняты — скорее десятки, чем сотни.