По сути «цифровые товары с околонулевой себестоимостью» — это как раз натуральное продолжение таких же реальных «товаров». Какова себестоимость бейсбольной карточки? Фигурки из ограниченной серии? Действительно ли она сотни тысяч долларов, как хотят за неё на амазон? Могу ли я её легко скопировать в ближайшей полиграфии или на 3д-принтере? Т.е. виртуальные или нет, такие товары что-то стоят, пока есть коллекционеры которые считают это значимым.
В этом разрезе я готов верить и в метавселенные. Как продолжение бесконечного мерча, диснейлендов, конвентов для фанатов? Да. Перенести всё это в VR на потеху гикам? Конечно да. Это вполне может сработать.
Совсем другой вопрос, стоит ли вообще это обсуждать на ММОзговеде, так как это и не про игры вовсе. Игры начинаются с интересной игровой системы, и не могут начинаться с какой-то внешней шелухи. И в этом, вобщем-то, игры не слишком отличаются от другого творчества. У вас могут быть все известные герои в одном фильме, но если в нём нет интересной истории, то зачем это всё. Правда Дисней это никогда не останавливало…
Имеете ввиду, что это торг с Unity «а вот если вы не, то мы уйдем в X»?
Наверное так, но я скорее о том, что в других секторах ПО из-за подобных выкрутасов рынок совсем перестроился и теперь нельзя, например, просто внезапно попросить за 3ds max вдесятеро, так как лидер рынка — опенсорсный blender и всегда есть альтернатива.
Думаю, что и тут мы дождёмся open-source лидера.
На фоне потерь тех людей, кого война напрямую коснулась физически, наверное, глупо ныть что «ММОзговед не почитать». Игры всё равно не играются, как и праздники в этом году не празднуются. Какое там. Но я всё равно не могу избавиться от чувства, что стоп такого проекта — это потеря. Разве одни ММО нас не балуют? А интернет-журналистика балует? Много интересных авторских сайтов? Это место — приют для единомышленников, ММО-таверна для недовольных. Вы вот не скучаете?
Убедитесь, что рядом с вами лежат ручка и бумага, чтобы записывать подсказки и секреты, с которыми вы можете столкнуться. Игра не сделает этого за вас
А может еще перо и чернильницу иметь? Не поймите неправильно, я всецело за подход, когда игра не играет за вас. Я согласен записывать подсказки и связывать события воедино в уме (и записях)… Но что такое ручка? Я такой предмет вижу только когда подпись надо поставить (и то когда нельзя через ЭЦП). Почему я в игре-то не могу записи делать? А еще лучше, зачем мне 3 (три, Карл!) блока под автобиографию моего персонажа и ни одного под записи моих приключений. Я уже писал про то как я «люблю» кармашки, а как же прекрасна постоянная путаница с окнами, какие-то из которых можно закрыть Esc, а какие-то нет и весь интерфейс закрывается вместо нужного окна. Зато есть кнопка скриншота отдельным элементом на экране! Кто делал этот UI? Срочно вкачайте ему Sociality!
де вы их видите, как они играют и почему, самое главное, вы видите в этом какую-то закономерность и норму?
Ну потому что «быстрые» закончили за 3 дня со старта, можете погуглить. А дальше уже простая экстраполяция.
И еще поясните, что в вашем понимании «растягивать удовольствие» в контексте видео-игры. И почему удовольствие от игры внезапно стало чем-то с негативной окраской?
Увольте, какой негатив? Напротив! Просто… объективно в любую игру можно играть бесконечно, поэтому из уравнения «скорость освоения PvE контента» это всё-таки надо исключить, и брать тех, кто его осваивает, а судя по вашим же заявлениям про «в данжах не был», вы занимаетесь другой частью геймплея.
Я вот вообще занимаюсь прыганием по горам и похищением сундуков у нежити на 20 уровней выше меня (просто из любви к искусству), но себя я тоже не учитываю.
Уфф, ну кармашки и бесят. Хоть бы сделали Shift+B как в WoW для открытия всего сразу, банально же забываешь что где-то что-то есть, не говоря уже, что меньше чем за 3 клика не открыть.
Зато это наверное первая игра где можно увидеть невероятно реалистичный эффект «залез в старую куртку и нашёл 5000».
Красиво, конечно. Очень красиво. Вяжем узлы и ходим по травяным морям.
А я вот как раз имел ввиду, что у меня сложилось впечатление, что уже не только красноглазные «фастраннеры», но и вполне обычные активные игроки (ну если они только специально не растягивали удовольствие) уже на капах и победили все 2 самых сложных подвала. Настолько всё быстро происходит.
«Джекичанить» не будем. Вообще, всерьёз критиковать не вышедшую технологию — это что-то из Дон Кихота.
Вместо этого я немножко набросил самому Рафу, так децентрализованный контент — вопрос даже не технологий, а взгляда в будущее на пользовательское участие в такой метавселенной. Игнорировать опыт Decentraland, имхо, глупо.
Вот что ответил г-н Костер:
This is actually a far more complex topic than most realize. «Centralized server» oversimplifies the question of real time sync interaction vs data sources vs data schema source vs rules vs data ownership. All of those are different, and all of those can be centralized or not.
Т. е. (если это не отписка) планируется нечто смешанное. Посмотрим.
Это же надо в 2021 году грезить о централизованном, зависимом от каждого чиха Playable Worlds, сервере для метавселенной. Ну а пока Раф изобретает велосипед, я погуляю (в своём браузере, не скачивая обновлений, хаха):
Гм-гм. И что же мне сделать…
Сходить на концерт? Поиграть в одну из игр? Сделать свою? Продать может скинчик для персонажей на аукционе?
Сначала хочется помянуть добрым словом секреты и метагейминг. Когда WoW внезапно ввёл секреты (настоящие, сложные, не пасхалки какие-то или спрятанные сундучки) в Legion, то первые искатели даже «подвергались гонениям», потому что никто банально не верил, что вот это может быть частью гигантской загадки. А потом всё-таки энтузиасты откопали всю последовательность для Косумота и пошло поехало. Я тогда немало провёл общаясь в дискорде WoW Secrets (там и сейчас весело, забегайте), обсуждая секреты, отгадывая и делясь находками… И это… Знаете, это было лучшее время за всю историю WoW. Спасибо разработчикам.
Если же говорить о классах и секретах, то какие, собственно, есть варианты?
Допустим, этот «скрытый» класс сильнее остальных. Минусы этого решения очевидны — игроки сразу же сделают из «тропки к секрету» широкое шоссе, так как «секретность» явно не является труднодоступным, заслуженным достижением.
Второй вариант — «скрытый» класс слабее остальных — этот вариант также плох, так как, во-первых, не даёт хорошей награды за разгадку, а во-вторых, может еще и сверху негатива добавить, так как неиграбельный класс — это то ещё удовольствие.
Тогда что насчёт сбалансированного класса? К сожалению, это тоже не вариант, так как баланс — одно из самых сложных, муторных, да еще и непрекращающихся занятий разработчика. И тратить время на постоянный баланс дополнительного, малодоступного класса в дополнение к основным ради одного секрета — дело крайне глупое.
Резюмируя, проблема именно в теме секретов. Конкретно классы, на мой взгляд — не лучший выбор для дополнительного контента такого рода. Значит ли это что «секретные классы» не по мне? Как раз напротив. Просто вся классовая система изначально должна быть «секретной» и строиться на действиях и выборах игрока. Но это уже совсем другая история.
Важно понимать, что с технологической точки зрения разные по геймплею игры очень, эээ… разные. Где-то нужны минимальные сетевые лаги и оптимизация под точную стрельбу, где-то понадобится сложное скалирование нод под большое кол-во игроков. И так не только в сети, но в каждой детали построения проекта. Учесть это всё в одной платформе? Сомнительно.
Так Раф еще упоминает, что работать будет даже на телефонах (a device is just a window), то есть по-видимому там еще и стриминг управления, аки Google Stadia. Жуть.
Мы сделали мета-платформу… Не то чтобы сделали, но основа работает, а займет еще возможно годы…
Общая сеть серверов, любые миры из одного клиента, сможете прыгать из мира в мир не меняя клиент и аккаунт. Геймплей в мирах может быть любой, в том числе дадим позже разрабатывать собственные миры...
Бумеры изобрели стим, ахаха. Речь похоже всё-таки идёт про технологическую платформу, а не какую-то «мультивселенную» в lore-смысле.
Сейчас мы делаем первую игру-«песочницу» на этой платформе.
Больше подробностей особо никаких, кроме бла-бла-бла. Пока не вижу преимуществ ни как игрок, ни как разработчик. Мы уже всё это видели со SpatialOS и это весьма спорная технология (если не сказать провальная).
Раф там приводит в пример навигаторы, где аватар машины уже катается в виртуальном мире приложения; и Pokemon Go, где монстров можно увидеть в камеру телефона. А metaverse — это типа нечто (сервис), объединяющее всё и сразу. Вот только причем здесь ММО?
Если речь просто о совместимости MMO-проекта с какими-то мобильными сервисами, то это довольно прозаично и скучно. Если же речь о MMO + дополненная реальность, то проблема в том, что насколько VR и AR перспективны для бизнеса реального сектора (всякая там реклама в дополненной реальности), настолько бесперспективны они для MMO. AR вообще для серьёзной игры неприменим, если вы не хотите умереть под машиной или упав с моста, а VR — по крайней мере до тех пор, пока его не переизобретут в формате опять же того же Sword Art Online («сонный паралич» на время игры в VR-шлеме).
Мне кажется, суть передать не удалось. Ведь Раф называет Ready Player One «мультивселенной», а дальше говорит, что ему куда более интересна «метавселенная» (которую он определяет как «мультивселенную», которая играет с реальным миром). Скорее это ближе к Sword Art Online: Ordinal Scale, где AR-девайс давал как возможность поиграть, так и получить скидочки на тортик в ближайшем кафе и всё это было совместимо (и возможно с общей валютой).
Рецепт «синдрома утёнка»:
1. Запускаем Everquest II
2. Берём расу громадных огров, доступную только «тёмной стороне»
3. Делаем его альбиносом для пущей комичности
4. Проходим после 20 уровня квест на предательство фракции и поступаем на службу «добру»
5. Так как старенькая машинка нещадно лагает, и в данжах мы подвисаем на беге в стену по 10 секунд — притворяемся ооочень тупым
6. Играем и наслаждаемся реакцией милых эльфиков, которые не привыкли ходить вместе с огромным злобным огром-альбиносом-берсерком, который бьется в стены, и мычит что-то нечленораздельное.
Не понимаю, почему это смелое заявление. Потому что Skyrim хорошо продался?
Утверждать, что Skyrim буквально паразитирует на наследии Морровинд, а не является логичным в развитии идей
Я думаю это зависит от отношения к тому, что считать идеями.
Вот что я считаю идеями Morrowind:
1. Неизбранность. Morrowind: Да, в Morrowind мы играем роль «воплощения Неревара», но Клинки честно говорят, что используют местное пророчество, а Эшлендеры таких воплощений видели уже с десяток. За всю игру мы так и не узнаем, избранный мы, нет, или это не так уж и важно. Oblivion: Здесь нас Император уже видел во сне. Здесь всё ещё пытаются развить идею, так как спаситель — Мартин, а не мы. Skyrim: Ну вот мы и стандартный избранный.
2. Чужой, оригинальный мир. Morrowind: Без комментариев. Oblivion: Лесочки, цветочки, привет стандартное толкиеновское фентези. Skyrim: А теперь еще и дракончики)
3. Всё имеет причину. Morrowind: Почему ни на одном местном нет металлического доспеха? Потому что нет на острове металла и дешевле делать из хитина и костей) Почему шлемы закрытые? Потому что моровые бури. Почему в телваннийских башнях нет лестниц? Потому что магам они не нужны. И так далее. Всё в Morrowind имеет причину и несмотря на то, что здесь куча уникальной флоры, фауны, материалов, событий — всё происходит вполне органично. Oblivion/Skyrim: Я даже не знаю, что сказать, честно говоря. Я даже не смог вспомнить ни одной вещи или события, которое дало мне тоже чувство — «о, вот это здесь потому, что так здесь заведено и это имеет смысл».
4. Серый сюжет. Morrowind: Я думаю те, кто внимательно играл, вряд ли и сейча могут уверенно сказать, правильно ли мы поступили вообще. Моды с игрой за Шестой Дом не зря есть в нескольких экземплярах. Oblivion: Вторжение демонов, как оригинально и двусмысленнно. :/ Skyrim: Злой дракон.
5. Безклассовость — И в Morrowind и далее безклассовость есть, и она как была сломанная и имбалансная, так и осталась. Развитием это конечно не назвать, но думаю это что наименее пострадало.
6. Банка с пауками — Morrowind: Фракционные квесты тут всегда давали классное ощущение политической игры, почти Игры Престолов, где все всех ненавидят. Храм ненавидит Культ, Имперские гильдии — Дома, Камонна ненавидит всех, Хлаалу играет со всеми, а Морагу вообще плевать. Конечно, реальных столкновений, когда тебе приходилось выбирать паука в банке не так много, но ощущение сохранялось. Было весело. Oblivion/Skyrim: опять же, как и с п. 3 даже сказать нечего, абсолютно безликие и скучнейшие фракции.
7. Исследование мира. Это идея серии еще с первых частей и в Morrowind всегда было весело залезть к черту на рога и всегда можно было встретить что-то новое. Oblivion: Авто-скалирование сделало исследование ужасно скучным, предсказуемым с неприятным скрежетом «это он вместе с тобой вырос, этот бандюга в даэдрике» на зубах. Skyrim: Добавим теперь еще гениальнейшие загадки три-в-ряд, чтобы ты чувствовал, что тебя не только развлекают, но ты еще и тупой.
В этом разрезе я готов верить и в метавселенные. Как продолжение бесконечного мерча, диснейлендов, конвентов для фанатов? Да. Перенести всё это в VR на потеху гикам? Конечно да. Это вполне может сработать.
Совсем другой вопрос, стоит ли вообще это обсуждать на ММОзговеде, так как это и не про игры вовсе. Игры начинаются с интересной игровой системы, и не могут начинаться с какой-то внешней шелухи. И в этом, вобщем-то, игры не слишком отличаются от другого творчества. У вас могут быть все известные герои в одном фильме, но если в нём нет интересной истории, то зачем это всё. Правда Дисней это никогда не останавливало…
Наверное так, но я скорее о том, что в других секторах ПО из-за подобных выкрутасов рынок совсем перестроился и теперь нельзя, например, просто внезапно попросить за 3ds max вдесятеро, так как лидер рынка — опенсорсный blender и всегда есть альтернатива.
Думаю, что и тут мы дождёмся open-source лидера.
А может еще перо и чернильницу иметь? Не поймите неправильно, я всецело за подход, когда игра не играет за вас. Я согласен записывать подсказки и связывать события воедино в уме (и записях)… Но что такое ручка? Я такой предмет вижу только когда подпись надо поставить (и то когда нельзя через ЭЦП). Почему я в игре-то не могу записи делать? А еще лучше, зачем мне 3 (три, Карл!) блока под автобиографию моего персонажа и ни одного под записи моих приключений. Я уже писал про то как я «люблю» кармашки, а как же прекрасна постоянная путаница с окнами, какие-то из которых можно закрыть Esc, а какие-то нет и весь интерфейс закрывается вместо нужного окна. Зато есть кнопка скриншота отдельным элементом на экране! Кто делал этот UI? Срочно вкачайте ему Sociality!
Увольте, какой негатив? Напротив! Просто… объективно в любую игру можно играть бесконечно, поэтому из уравнения «скорость освоения PvE контента» это всё-таки надо исключить, и брать тех, кто его осваивает, а судя по вашим же заявлениям про «в данжах не был», вы занимаетесь другой частью геймплея.
Я вот вообще занимаюсь прыганием по горам и похищением сундуков у нежити на 20 уровней выше меня (просто из любви к искусству), но себя я тоже не учитываю.
Зато это наверное первая игра где можно увидеть невероятно реалистичный эффект «залез в старую куртку и нашёл 5000».
Красиво, конечно. Очень красиво. Вяжем узлы и ходим по травяным морям.
Извините, навеяло. :/
Вместо этого я немножко набросил самому Рафу, так децентрализованный контент — вопрос даже не технологий, а взгляда в будущее на пользовательское участие в такой метавселенной. Игнорировать опыт Decentraland, имхо, глупо.
Вот что ответил г-н Костер:
Т. е. (если это не отписка) планируется нечто смешанное. Посмотрим.
Гм-гм. И что же мне сделать…
Сходить на концерт? Поиграть в одну из игр? Сделать свою? Продать может скинчик для персонажей на аукционе?
Если же говорить о классах и секретах, то какие, собственно, есть варианты?
Допустим, этот «скрытый» класс сильнее остальных. Минусы этого решения очевидны — игроки сразу же сделают из «тропки к секрету» широкое шоссе, так как «секретность» явно не является труднодоступным, заслуженным достижением.
Второй вариант — «скрытый» класс слабее остальных — этот вариант также плох, так как, во-первых, не даёт хорошей награды за разгадку, а во-вторых, может еще и сверху негатива добавить, так как неиграбельный класс — это то ещё удовольствие.
Тогда что насчёт сбалансированного класса? К сожалению, это тоже не вариант, так как баланс — одно из самых сложных, муторных, да еще и непрекращающихся занятий разработчика. И тратить время на постоянный баланс дополнительного, малодоступного класса в дополнение к основным ради одного секрета — дело крайне глупое.
Резюмируя, проблема именно в теме секретов. Конкретно классы, на мой взгляд — не лучший выбор для дополнительного контента такого рода. Значит ли это что «секретные классы» не по мне? Как раз напротив. Просто вся классовая система изначально должна быть «секретной» и строиться на действиях и выборах игрока. Но это уже совсем другая история.
Важно понимать, что с технологической точки зрения разные по геймплею игры очень, эээ… разные. Где-то нужны минимальные сетевые лаги и оптимизация под точную стрельбу, где-то понадобится сложное скалирование нод под большое кол-во игроков. И так не только в сети, но в каждой детали построения проекта. Учесть это всё в одной платформе? Сомнительно.
Так Раф еще упоминает, что работать будет даже на телефонах (a device is just a window), то есть по-видимому там еще и стриминг управления, аки Google Stadia. Жуть.
Больше подробностей особо никаких, кроме бла-бла-бла. Пока не вижу преимуществ ни как игрок, ни как разработчик. Мы уже всё это видели со SpatialOS и это весьма спорная технология (если не сказать провальная).
Если речь просто о совместимости MMO-проекта с какими-то мобильными сервисами, то это довольно прозаично и скучно. Если же речь о MMO + дополненная реальность, то проблема в том, что насколько VR и AR перспективны для бизнеса реального сектора (всякая там реклама в дополненной реальности), настолько бесперспективны они для MMO. AR вообще для серьёзной игры неприменим, если вы не хотите умереть под машиной или упав с моста, а VR — по крайней мере до тех пор, пока его не переизобретут в формате опять же того же Sword Art Online («сонный паралич» на время игры в VR-шлеме).
1. Запускаем Everquest II
2. Берём расу громадных огров, доступную только «тёмной стороне»
3. Делаем его альбиносом для пущей комичности
4. Проходим после 20 уровня квест на предательство фракции и поступаем на службу «добру»
5. Так как старенькая машинка нещадно лагает, и в данжах мы подвисаем на беге в стену по 10 секунд — притворяемся ооочень тупым
6. Играем и наслаждаемся реакцией милых эльфиков, которые не привыкли ходить вместе с огромным злобным огром-альбиносом-берсерком, который бьется в стены, и мычит что-то нечленораздельное.
Я думаю это зависит от отношения к тому, что считать идеями.
Вот что я считаю идеями Morrowind:
1. Неизбранность. Morrowind: Да, в Morrowind мы играем роль «воплощения Неревара», но Клинки честно говорят, что используют местное пророчество, а Эшлендеры таких воплощений видели уже с десяток. За всю игру мы так и не узнаем, избранный мы, нет, или это не так уж и важно. Oblivion: Здесь нас Император уже видел во сне. Здесь всё ещё пытаются развить идею, так как спаситель — Мартин, а не мы. Skyrim: Ну вот мы и стандартный избранный.
2. Чужой, оригинальный мир. Morrowind: Без комментариев. Oblivion: Лесочки, цветочки, привет стандартное толкиеновское фентези. Skyrim: А теперь еще и дракончики)
3. Всё имеет причину. Morrowind: Почему ни на одном местном нет металлического доспеха? Потому что нет на острове металла и дешевле делать из хитина и костей) Почему шлемы закрытые? Потому что моровые бури. Почему в телваннийских башнях нет лестниц? Потому что магам они не нужны. И так далее. Всё в Morrowind имеет причину и несмотря на то, что здесь куча уникальной флоры, фауны, материалов, событий — всё происходит вполне органично. Oblivion/Skyrim: Я даже не знаю, что сказать, честно говоря. Я даже не смог вспомнить ни одной вещи или события, которое дало мне тоже чувство — «о, вот это здесь потому, что так здесь заведено и это имеет смысл».
4. Серый сюжет. Morrowind: Я думаю те, кто внимательно играл, вряд ли и сейча могут уверенно сказать, правильно ли мы поступили вообще. Моды с игрой за Шестой Дом не зря есть в нескольких экземплярах. Oblivion: Вторжение демонов, как оригинально и двусмысленнно. :/ Skyrim: Злой дракон.
5. Безклассовость — И в Morrowind и далее безклассовость есть, и она как была сломанная и имбалансная, так и осталась. Развитием это конечно не назвать, но думаю это что наименее пострадало.
6. Банка с пауками — Morrowind: Фракционные квесты тут всегда давали классное ощущение политической игры, почти Игры Престолов, где все всех ненавидят. Храм ненавидит Культ, Имперские гильдии — Дома, Камонна ненавидит всех, Хлаалу играет со всеми, а Морагу вообще плевать. Конечно, реальных столкновений, когда тебе приходилось выбирать паука в банке не так много, но ощущение сохранялось. Было весело. Oblivion/Skyrim: опять же, как и с п. 3 даже сказать нечего, абсолютно безликие и скучнейшие фракции.
7. Исследование мира. Это идея серии еще с первых частей и в Morrowind всегда было весело залезть к черту на рога и всегда можно было встретить что-то новое. Oblivion: Авто-скалирование сделало исследование ужасно скучным, предсказуемым с неприятным скрежетом «это он вместе с тобой вырос, этот бандюга в даэдрике» на зубах. Skyrim: Добавим теперь еще гениальнейшие загадки три-в-ряд, чтобы ты чувствовал, что тебя не только развлекают, но ты еще и тупой.
Вот как-то так я это вижу.