The Elder Scrolls Online: Блог им. Albedo: Любовь и ненависть в Тамри
по немногочисленным заявкам

На последних выходных прошла сессия ЗБТ The Elder Scrolls Online. Я наблюдаю людей, оставляющих множество как гневных комментариев, так и восторженных. Я скорее отношусь ко вторым. Несмотря на множество технических проблем, об игре у меня сложилось исключительно положительное мнение. В этой заметке я постараюсь поделиться своими впечатлениями с вами. Но все же, не рекомендую читать это фанатам серии TES, ибо здесь местами будут написаны абсолютно крамольные вещи об играх их любимой серии.

Начну издалека.

Хотелось бы задать базу для дальнейших своих рассуждений в этой заметке. Дать понять читателю, что творится у меня голове. Можете смело пропускать, если не хотите грузить себя лишний раз.

Я люблю ММО, люблю мультиплеер в синглплеерных играх. Не только потому, что мне нравится показывать свое превосходство над другими (хотя не без этого). В большей степени наоборот — по натуре своей я ПВЕшник. И онлайн я люблю прежде всего потому, что мне не приходится взаимодействовать исключительно с тупым и предсказуемым компьютером в качестве союзника (если вы фанат TES и все еще читаете — виноваты сами). Я играл в TES 4 и 5. Что бы ни говорили поклонники — мир в игре мертв. Совершенно. Без реальных игроков иначе быть не может. Как не программируй NPC — они были и останутся глупыми болванчиками. Более того, игры серии TES заставляют меня чувствовать себя полубогом, который занимает руководящие посты, где только можно, на маленькую кошачью задницу которого сваливаются все самые невероятные приключения. Ах да, естественно, я еще и спаситель мира. И знаете что? Мне это не нравится. Мне не нравится, когда все вертится вокруг меня по умолчанию. И то, что я ценю в ММО – возможность чувствовать себя среди таких же, как я сам. Без всего этого супергеройского пафоса.

Собственно, два главных проекта в моей геймерской жизни — WOW и в куда меньшей степени RIFT, хотя именно там я познакомился со своими теперешними сопартийцами. Конечно, я пробовал другие проекты, но, учитывая, что WOW был у меня первым (гусары, молчать!), чему-то еще зацепить меня было очень трудно. Основным моим занятием был рейдинг, но и в PvP развеяться я не был против.

Ну, думаю, я примерно обозначил, каковы были мои ожидания от TESO.

Положительные впечатления
Первое, что бросается в глаза – графика. Она чрезвычайно хороша. Правда, от первого лица все же видно, что текстурки-то…89 гоооод…воооот…Но не суть – в целом игра выглядит просто шикарно.

Дизайнеры постарались на славу. Когда я зашел в игру, то увидел, что все, начиная с персонажей и заканчивая интерфейсом, выполнено прекрасно. Игра очень целостна стилистически, что не может не радовать. Нет каких-либо неуместных и режущих глаз деталей. Все как надо и все уместно. Это создает определенное чувство комфорта.
Все вышеперечисленное дополняет шикарная музыка и звуки окружающего мира.

Налюбовавшись и подобрав челюсть, я двинулся по квестам. Квесты, естественно, те же самые, что и везде. Сходи-убей-принеси. Но они закутаны в тонны диалогов и интересных историй. И хотя с высо жирноты моей манчкинской сущности я рассматриваю квесты как что-то, что надо быстрее пробежать и набрать лвлкап, это меня зацепило. Более того, выборы, которые мне приходилось совершать в ходе квестов, меняли не только внешний вид мира (да-да, фазирование мы знаем, проходили), но и отношение NPC ко мне. Например, когда я <спойлер>, вместо <спойлер>, кое-кто стал меня ненавидеть, кто-то любить, что отразилось в диалогах. Конечно, по сути, это не меняет ничего, но добавляет глубины всему происходящему.

Далее я скажу пару слов о боевке. Естественно, когда я узнал, что в игре будет всего 6 скиллов на панели, меня это расстроило. Однако, через какое-то время ко мне пришло понимание, что 1) при данной классовой системе по-другому нельзя 2) это ни разу не мало, ведь мы можем менять оружие по ходу боя. Итого 12 скиллов. Игра ставит нас перед выбором небольшого количества скиллов из огромного их числа. По сути, скиллы на панели быстрого доступа и являются нашим билдом. Более того, у нас же есть обычные и сильные атаки с мыши, увороты, сбитие каста, блоки… в общем, динамично и весело. Бой против нескольких мобов не превращается в прожимание двух-трех кнопок. Жизненно важно кидать контроль, блокировать сильные удары (враг при этом станится), сбивать касты. Научиться правильному менеджменту стамины/маны – вопрос жизни и смерти.

Под самый конец сессии мне со своими сопартийцами удалось попасть в данж. Было ли трудно? Скорее нет. Интересно? Определенно.
Боевка накладывает определенный отпечаток на то, что происходит в битвах с боссами и трешем. Уже не получится стоять на месте и заливать все, что движется. Танкование работает совершенно по-другому, поэтому 100% по пати будут бегать мобы. И вот здесь нужно укрывацо-перекатывацо, демонстрировать свое мастерство уворота-контакта-ухода. Серьезно, это куда динамичнее и интереснее, чем обычно. Когда эффектно разберешь накинувшихся на тебя мобов, чувствуешь себя просто Рембо. Одного в стан, другого откинул, удар третьего заблокировал, атака, кувырок, еще атака, с первого снялся стан, атака, кувырок, откинул, блок, снова стан, снова атака…Более того, во всей красе проявляют себя синергитические абилки. Например, моя роговская абилка, помимо урона, позволяла пати подхилиться. Абилка мага наносила просто бешеный дамаг. В целом, если в обещанных рейдах на 24 человека я увижу что-то подобное, но сложнее, я буду просто счастлив. Кстати, в данжах (как и по миру) запрятаны сундуки, которые можно вскрыть – в них обычно лежит неплохой лут.

Про крафт и ПВП мне сказать особо нечего. Что касается крафта, он более глубокий, чем в вовоподобных играх, но в то же время простой. От количества затраченного материала зависит уровень шмотки, при наличии определенных ресурсов можно придать вещи определенный внешний вид и трейты. В ПВП же я практически не поучаствовал, но то, что я увидел, оставило неплохое впечатление. Кстати, доски с приказами на базе фракции выдают квесты на захват пограничных крепостей, что должно стимулировать игроков заниматься именно этим.

Что не понравилось
Несмотря на то, что я в предыдущей части нахваливал дизайн интерфейса, это касалось только его внешней стороны. Информации он не выдает абсолютно никакой. Первый вопрос моего сопартийца в игре: «А как увидеть, сколько у врага хп, какие баффы и дебаффы на нас навешаны?». У меня же был другой вопрос: «наношу ли я вообще урон врагу?». В присутствии множества других игроков вокруг и в отсутствии цифр дамага над головами мобов мне было совершенно непонятно, что происходит. Но, к счастью, игра поддерживает аддоны, и они уже есть (по крайней мере один). Я установил аддон (не помню название), который показывал дамаг, хил, баффы-дебаффы, точное количество хп/стамины/маны. После этого я сразу почувствовал себя комфортнее. Конечно, фанаты TES скажут, что это убивает все погружение и какую-то там атмосферу, но MMO лично для меня – это не про погружение. Это про конкуренцию и кооперацию. А уж если учесть, что с нерезультативным игроком кооперироваться никто не будет, остается только конкуренция. Имея перед глазами все те данные, которые давал аддон, я мог понять, насколько я эффективен, когда мне нужно обновлять мои доты и т.п.

Следующий пункт – непонятное фазирование. Находящиеся на разных стадиях квестов видят друг друга. Учитывая, что мир у них как бы разный, очень часто наблюдаются группы людей, стоящие вокруг пустого места или использующие что-то в пустоте перед ними. Не понимаю, почему нельзя распределять людей по разным каналам в зависимости от их прогресса по квестам. Я надеюсь, что это лишь издержки беты.

Еще один небольшой минус связан с камерой и прицеливанием. Если смотреть со средней дальности, при которой камера смотрит из-за плеча, прицел на самом деле не совсем там, где он нарисован. Конечно, в бою это незаметно, но подбор чего-либо прямо у себя из-под носа это несколько усложняет, так что проще переключаться на вид от первого лица.

Ну и последний минус – это инвентарь. Списочный вид не позволяет окинуть хозяйственным взором сразу все его содержимое, что замедляет работу с хламом из сумки.

Что же в итоге?
Как уже сказано в начале статьи, отзывов о TESO много и они разные. Очень многие отрицательные отзывы я слышу от фанатов серии (хотя от них же есть и положительные), которые кричат о том, что игру испортили, что это не свитки и т.п. Я их, честно говоря, не понимаю! Что мешает им спокойно ждать шестую часть франшизы? Как можно было искренне ждать от ММО опыта, аналогичного синглплеерному? Это равнозначно тому, что они покупают мотоцикл BMW и кричат: «У него два колеса, где еще два? Ведь у машин BMW их 4!!!». Я все же надеюсь, что дело в недостатке информации, ведь некоторые всерьез думают, что TESO – последняя игра серии.
Я очень надеюсь, что игра станет популярной. У нее есть самое главное – чрезвычайно проработанный мир и глубокий лор. Это дает игре душу. Мое мнение таково, что WOW никогда не занял бы свое место на троне, если бы в основе не лежала вселенная Warcraft со своими эпическими персонажами и историями, с огромной фанатской базой.

Кстати, раз уж я снова заговорил о WOW. Есть отрицательные отзывы, основанные на том, что это — «обычная ммо как вов». Тех, кто говорит подобное, я тоже не понимаю…Во-первых, что должна сделать ММО чтобы стать «необычной»? Во-вторых, я не вижу настолько сильного сходства между двумя играми. Отличий столько, что игра ощущается по-настоящему новой и свежей. Но при этом их не настолько много, чтобы я чувствовал себя потерянным. Я чувствую себя дома. Так что TESO, скорее всего, станет следующей для меня игрой, в которую я погружусь с головой.

47 комментариев

avatar
Подкину немного сумбура.
1. Я ожидал, что картинка будет все же получше, а оптимизация похуже. Получилось наоборот. Для ММО картинка достойная, но ощущается некий недостаток еще одной ступени вверх в настройках. Запас оптимизации позволяет, а красивостей маловато.
2. Лично для меня «атмосферы хватает». Тем более, что «моя атмосфера» осталась в Морровинде. И Обливион, и Скайрим уже отличаются, но по-своему хороши.
3. Интерфейс меня не раздражал, но все же он ужасен. Будем надеятся на мододелов.
4. Многоходовая комбинация из эквипа, классов и механики боя действительно радует. После таргетного ВоВ-лайк боя хотя бы только эта часть игры мотивирует меня купить ее. Поначалу казалось, что это сплошной хаос и закликивание. Но вникнув в процесс, стал добиваться лучших результатов в спорах с несколькими мобами и квестовыми мини-боссами.
5. Прокачка умиротворяет. Нет желание лететь по левелам до капа. Иногда помощь друга все же необходима. Некоторые классы хуже справляются с элитными мобами в конце квестовых цепочек. Хотя слабо представляю игру с друзьями в 5 человек.
6. Процесс сбора эквипа немного странный. Нет возможности выбирать награды. Моему воину выдавали магические посохи несколько квестов подряд. Плохо получается собрать комплект брони одного класса. Банально может не «падать» шапка/плечи/… несколько левелов, и по итогу надеваешь, что попадется.
  • +4
avatar
Самое простое — разбирать тот зеленый шмот, который тебе дают и надеятся на то, что выпадут улучшалки, а потом уже крафтить самому. Набрать ресурсов очень легко.
  • 0
avatar
Просто проигнорировал крафт — все-таки это занятие не для бета-уикенда на 3 дня. А сбор ресурсов в игре действительно незатейливый. Никаких ограничений — подошел и подобрал
  • 0
avatar
достигнуть 10 уровня в любом из ремесел все же было одним из «заданий» на эту сессию ;) Если заморочиться, прокачивается довольно быстро, если честно.
  • 0
avatar
Шел на тест «вслепую». Хотел увидеть максимум абилок, локаций и квестов. Только потом я узнал, что на 13 левеле квесты заканчиваются. Поэтому успел и магом другой фракции побегать. А если заморочится, то, подозреваю, что кап возмется быстро. После релиза как всегда будут уникумы, которые удивят скоростью прокачки.
Комментарий отредактирован 2014-02-11 22:58:32 пользователем Adamart
  • 0
avatar
да, на самом деле прокачка довольно быстрая. Мне сначала показалось, что долго, но… на самом деле при желании очень быстро идет. Кстати, когда у меня на 14 уровне закончились все квесты, я начал фармить мобов, чтобы взять 15 и получить возможность переключить оружие. В результате половину левла добрал минут за 15…
  • 0
avatar
Спасибо за статью.
  • 0
avatar
А почему не в блоге TESO? Автор, ты же мир рейтинга лишаешь, жалко же :)
  • 0
avatar
Все вышесказанное напоминает мне фразу одного обзорщика: ТЕСО должна быть ф2п или б2п, потому что как ММО по подписке она не тянет. =)
  • +3
avatar
Я в общем тоже не заметил ничего такого, за что можно было бы отдать немалую сумму за коробку да еще потом и подписку оплачивать.
п2п пусть и была бы но покупать коробку… После ВоВ я на такое больше не куплюсь ))
Комментарий отредактирован 2014-02-12 07:59:28 пользователем hajiit
  • 0
avatar
Получил от беты почти такие же впечатления, что и автор. У меня не было шанса сравнить TESO с предыдущими синглплеерными частями серии, ибо я играл в них, начиная с Морровинда, не более часа, дальше скучал и шел обратно к своим любимым изометрическим рпгешечкам.
Кстати, про квесты, в начальной локации я не встретил ни одного квеста откровенно жанра «убей-принеси», а это уже успех по сравнению с «наши войска нуждаются в поставках продовольствия, поэтому убей 100 кабанов/волков, если убьешь десяток троггов — мы их тоже с удовольствием сожрем».
Не согласен по поводу фазирования, помню, сколько было с ним проблем в WoW, когда отстающий на пару квестов товарищ переставал видеть своих друзей, также это доставляло трудности тем, кто вообще игнорирует квесты, как часть геймплея.
Неинформативность интерфейса — это был просто плач души. Как, кстати, называется аддон отображающий дамаг и прочее, и где его лучше отыскать, на будущее?
И еще вопрос, некоторые друзья жаловались на то, что в сундуках и бочках всегда лежит один и тот же фиксированный лут. Правда ли это, а то я что-то не обратил внимания?
Отдал деньги за имперское цифровое издание и готов оплачивать подписку, если только пара моих рпг-друганов попрутся в проект в релизе.
  • +2
avatar
что касается аддона, я в статье же написал, что не помню…
а про лут в сундуках — мне не показалось, что он один и тот же. Возможно, я просто не обратил внимания…
  • 0
avatar
Жаль, я вот тоже натыкался на темы, что есть аддоны, но сам так ни один и не смог отыскать :(
  • 0
avatar
Лут в сундуках при каждом взломе разный.
  • 0
avatar
Игра понравилось недостатков много но надо учесть что это демка еще раз 100 все поменяют, но я думаю что она сейчас 500 рублей того не стоит )
  • -1
avatar
Есть большие сомнения, что до 4.4.14 можно многое из увиденного поменять. Максимум, что они успеют сделать к релизу так это исправить баги, сделать более стабильной нагрузку на сервера, ну и возможно подправить что-то по мелочам. Но на выходе игра кардинально не поменяется.
  • 0
avatar
Я таки поиграл немного у товарища. В качестве несомненного плюса отмечу: это наконец-то точно НЕ клон WoW. Но точно «парк», куда несомненно вошли какие-то удачные находки именно из этого жанра, чуждого серии TES. Впрочем много чего такого было и в Скайриме, так что хз.
Не понравилось, что даже вводные квесты можно пройти вообще не читая текст, просто по значкам на HUD. Таким образом синглплеерный игрок низводится примерно на уровень крысы, выдрессированной нажимать на разноцветные кнопки, чтобы получить плюшку.
  • 0
avatar
Гы. Это во всех парках. Я очень хорошо помню как в бетах Rift игроки подняли вой и заставили разработчиков изменить дизайн окана общения с NPC чтобы его можно было более удобно проскакивать не читая. А там были тексты весьма не плохие, к слову.

Показательный случай.
  • 0
avatar
Дык лишний аргумент в пользу отделения мух от котлет, в смысле сингл-плеера от ММО. ММО-игрокам квестовой контент на практике нафиг не нужен, он только мешается на пути к капу, эквипу и прочим ценным в мультиплеере плюшкам.
  • +1
avatar
Квесты суть сингл плейерный контент. В полноценном MMO-мире их просто нельзя сделать красиво. В принципе невозможно, на мой взгляд. По крайне мере пока мы не дожили до полноценных искусственных интеллектов :)
  • +2
avatar
До полноценных естественных к сожалению тоже.
Поэтому искусственные миры потрясающе несовершенны. В частности, моя основная претензия — в них нечего делать в удобном для меня режиме времени (из того, что мне же интересно, разумеется). Квестовой контент рассматривался и продолжает рассматриваться как способ компенсации, но успех того же Скайрима показывает что полноценный и бескомпромиссный сингл лучше непонятно чего ММО.
  • 0
avatar
Как вариант нужно отказываться от левельной системы, а исследование локаций и квестинг делать отдельным куском эндгейма. Т.е. получается, что эндгейма то не будет. Персонаж создается сразу в «актуальном» контенте. А дальше выбирайте рейды/арена/крафт/торговля/исследование локаций и квестинг/… Базовый обязательный набор квестов будет для прокачки профессий/класса/доступ к контенту/… Вот тогда только заинтересованные будут делать квесты и бродить по миру. В таком случае можно и челлендж сделать хороший, а соответственно и профит. Да и не будет необходимости пилить тонны нелепых квестов в духе геноцида кабанчиков для многократного заполнения полоски опыта.
Комментарий отредактирован 2014-02-12 15:08:06 пользователем Adamart
  • +5
avatar
как вы залезли ко мне в голову?)
  • +3
avatar
Суровый ММО опыт залез к нам в головы:) Вот бы еще к «китам» залез
  • +2
avatar
RPG == прокачка. Пока что это так, насколько бы это ни было тупо в ММО
  • 0
avatar
Прокачка =/= левелы.
  • 0
avatar
Поэтому я говорю о прокачке вообще а не левелах :)
  • 0
avatar
А убирать прокачку вроде бы никто не предлагал))
  • 0
avatar
Я предлагаю. Только кого эти предложения инетерсуют?
  • 0
avatar
Ну кого-то может и интересует… А я лично считаю, что убирать прокачку нельзя))
  • 0
avatar
Как вариант нужно отказываться от левельной системы
Давно пора) Левелы — самые страшные костыли для любой РПГ. Джвадцать джва года жду, когда кто-нить подхватит и доработает систему Евы =))
  • 0
avatar
Ну есть ещё как минимум безлевельная система Salem. Тоже весьма интересная.
  • 0
avatar
Она настолько же интересная, насколько странная)) Но наверное в этом тоже ее очарование. Прокачка собирательством… ну почему бы и нет)
  • 0
avatar
Система Евы не единственный вариант. В FireFall тоже нет «прокачки». Да там даже второго персонажа нет резона создавать, если только имя не разонравилось :)
  • +2
avatar
Ну… с ФайрФоллом нет смысла сравнивать, так как там система совсем не РПГ-шная и сильно упрощена, ТПС же =))) Я говорил именно о skill-based системах с бесконечным потенциалом развития, но отсутствием левельного ограничения роста. Но действительно интересную систему подобную придумать — что-то утопическое))
  • 0
avatar
В Evequest Next нет левелов, и прокачка линейная будет. Лэндмарк — то же.
  • 0
avatar
Лэндмарк — то же.
В Лэндмарке зато есть своеобразная прокачка станков и эквипа. :)
  • 0
avatar
А если что, то адамантитовую кирку и вон тот алмазный станок можно отдать товарищу.
  • 0
avatar
Я бы не сказал, что поиск новых классов и способностей — это линейная прокачка.
  • 0
avatar
Кажется, сами разработчики назвали это горизонтальным развитием. Линейная — не самое удачное слово… Линия — я имела в виду — горизонт.
Комментарий отредактирован 2014-02-12 18:18:55 пользователем Devina
  • 0
avatar
и прокачка линейная будет
Что такое «линейная прокачка»?)
  • 0
avatar
В полноценном MMO-мире их просто нельзя сделать красиво.
Поправочка: их нельзя сделать настолько же красивыми, как в сингле. Но просто красивыми сделать можно, чтобы не было желания прокликивать))
  • 0
avatar
В целом, совсем согласен.
Добавлю от себя. Карты большие, но горы, которые там есть, в не которых местах закрывают довольно большие участки карт, и фактически визуально карта вроде большая, а мест для исследований не много, а из-за того что горы не проходимы, то бегать приходиться много, не потому что карта большая, а просто искусственно сделано так.
Места для исследований, пару раз хотел дойти/доплыть до острова, нарисованного на карте или просто в целях исследований проплыть по кругу землю, мне это не удалось, меня тут же съедали рыбы убийцы, это очень печально, так как в TES, мне очень нравиться ходить по миру и что-то находить.
Лучник меня очень опечалил, отсутствием стрел, да и вообще по отношению с милишником, играть им было совершенно не интересно, на первом уровне дот, потом аое а потом пришлось его бросить, и сделать мили.
После теста осталось очень не понятное впечатление, к примеру на ОБТ свотра, я отыграл 5 уровней и сразу стало ясно не мое, тут что-то все же есть.
  • 0
avatar
Да, невозможность доплыть до островов и отсутствие ныряния очень печалит и разочаровывает (
  • 0
avatar
Насколько я понял из отзывов людей, принявших участие в бета-тесте, эта игра — такой же низкобюджетный и заурядный проект, как и Невервинтер без пользовательских квестов
Комментарий отредактирован 2014-02-13 17:47:59 пользователем Molena
  • 0
avatar
лично для меня, лучше нво, что в ней все же есть, но вот однозначно сказать не могу
  • 0
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.