World of Warcraft: Реверсивная хроника событий
Мне сложно судить о глубинных достоинствах WoW, так как его внутренние стимулы никогда не были для меня по-настоящему близкими. Но данные нового финансового отчета от Blizzard, судя по всему, разделили аудиторию на две части. Первая, оставаясь в игре, не очень понимает, что происходит, тогда как вторая, судя по всему, разделяет чувства и модель поведения покинувших палубу MMO-исполина. Независимо от занимаемой стороны, информация о потере еще миллиона с лишним подписчиков и прогнозы Blizzard о продолжении этой тенденции как минимум до конца 2013 года — простая констатация того, что произошло в прошлом году.

Diablo 3
2012 год стал для Blizzard годом начала ухода с олимпа, и первой ласточкой был Diablo 3, неожиданно для поклонников оказавшимся… третьей частью давно известной им игры. Судя по всему, от Blizzard ожидалась какая-то магия, которая сумеет отмотать время назад, превратив прожженного игрока в юношу с восторженными глазами и представлениями о достижениях игростроя десятилетней давности. Этого не произошло. И вдруг оказалось, что, как и с Mist of Pandaria спустя несколько месяцев, Blizzard выпустил что-то простое и обычное, без магии от «самого лучшего производителя самых качественных игр». Была ли магия раньше? Не мне судить. Меня в эту веру обратить не удалось. Но в 2012 году стало ясно, что Blizzard спокойно может выпускать продукты на уровне «ниче так», что, конечно же, послужило сильным фактором десакрализации.

Сессионные игры
Бывшее когда-то козырем World of Warcraft свойство – «легко вошел и легко вышел» – формирующее возможность ненапряжной игры в квази-ММО, позволило сессионным играм, набравшим большую популярность в прошлом году, сильнее всего ударить именно по детищу Blizzard. Фактически, в момент набора своей популярности у авторов WoW не было конкурентов в этом плане, если не считать Counter Strike. Сессионки сегодня оказались очень интересным и эффективным фильтром, забирающим на себя тех, кто «без онлайна уже не может», но и в ММО не видит особого интереса для себя.

Счастья всем
Как ни странно, желание удержать как можно больше людей, привело Blizzard к шагам, которые, напротив – разрушили важные мотивационные алгоритмы, заставляющие людей оставаться в игре или возвращаться для «еще одной попытки». Любой социум, и игровой – не исключение, держится на разности полюсов, на внутренней иерархии и осознании своего места в ней, собственного прогресса движения по этой лесенке. Делая ступеньки этой лесенки все ниже и ниже, Blizzard низвели все это если не до состояния плоскости, то до состояния эскалатора, на котором достаточно подождать, чтобы ступени сами сложились и довезли. Герои, еще недавно вышагивающие в редких доспехах, превратились в донов кихотов, штурмующих мельницы на спор и на время. Именно в 2012 году был введен LFR, который окончательно стер разницу между теми, кто способен выстраивать и поддерживать внутриигровые отношения, и теми, кто не хочет этим заниматься.

Страх
Ведущий отличается от ведомого тем, что за первым остается инициатива, умение удивлять и поднимать планку. WoW приличное время был однозначным ведущим для многих, но ключевые успешные свойства, которые копировали другие, относились, скорее, к ранней стадии развития проекта, когда на разработчиков еще не свалился груз миллионов подписчиков. Как только это произошло, ушла легкость, драйв, а на их место пришел страх. Представьте себе циркача, который держит на голове десять вертящихся тарелок. Здесь уже не до танцев и не до экспериментов. Напряженное лицо, капельки пота, минимум движений и постоянный взгляд вверх, на тарелки.

Одновременно с этим информационный фон вокруг проекта стал меняться. Именно в 2012 году в интервью и рассуждениях представителей MMO-индустрии WoW перестает быть примером для подражания. Мало того, тот же Джон Смидли начинает приводить в пример WoW в качестве современного набора изъянов MMO, основанных на контенте и его потреблении.

Слухи о смерти
Но, несмотря на все вышесказанное, многие делают странные выводы из сложившейся ситуации. Самый распространенный из них – WoW уже старый проект и пришло время ему уходить на покой. Слышать это странно с учетом пышного празднования десятилетнего юбилея EVE-online, которая точно ни на какой покой не собирается, и совсем уж невероятной ситуации вокруг Lineage, которая была выпущена за шесть лет до World of Warcraft.

Проект однозначно столкнулся с кризисом. Кризис этот наступил не с публикацией финансового отчета. Эта констатация факта, произошедшего с проектом раньше. Возможно, теперь разработчики лишатся установки «удержать» и перейдут к установке «возвращать», «привлекать». А это уже совсем другая модель поведения.

И главный вопрос – не являлся ли размер аудитории, служивший долгое время поводом для гордости даже тех, кто к дележу денег от этой аудитории никакого отношения не имел, для World of Warcraft откровенно лишним весом? Сброс этого веса может быть совсем не знамением смерти, а признаком возвращения прежней здоровой формы.

62 комментария

avatar
На данный момент, WOW напоминает мне в определенном смысле очень толстого человека, который стареет и от этого начинает испытывать трудности со своим весом. Он уже начал худеть и скинул уже около 5 миллионов подписчиков, но это является и так же катализатором того, что что-то уже не в порядке.
Почему? Наверно потому-что 9 лет уже крайне почтенный возраст для MMO. Грубые ошибки, направленность не на ту категорию игроков, и начало потери той опоры которая служила на протяжении более 6-8 лет.
И самое страшное — Метелица готова к оттоку подписчиков, она признает это, не собирается менять курс, мотивируя это тем, что все в пределах нормы. Возможно уже сами разработчики устали поддерживать нынешний WOW, хотя именно он и кормит Blizzard…
Домыслов по поводу будущего данного проекта много, но точных знаний нет. Будущее этого мамонта онлайн индустрии остается неизвестным…
  • +1
avatar
Наверно потому-что 9 лет уже крайне почтенный возраст для MMO.

Именно поэтому я привел пример EVE, которая я не представляю кем может восприниматься, как «старая MMO», и lineage, которая является действительно старой ММО в визуальном плане, но по каким-то неведомым мне причинам продолжает увеличивать свою долю в доходах NCSoft.

Грубые ошибки, направленность не на ту категорию игроков, и начало потери той опоры которая служила на протяжении более 6-8 лет.

Грубые ошибки можно хотя бы попытаться исправить. Примером служит покаяние NCSoft в вопросе просчетов при развитии Lineage 2. Именно для этого нужно десакрализация, которая может в итоге привести к диалогу с игроками, которым WoW не безразличен, но которые не готовы «кушать, что дают».


И самое страшное — Метелица готова к оттоку подписчиков, она признает это, не собирается менять курс, мотивируя это тем, что все в пределах нормы.

А вот это и есть ключевой момент. То есть не снижение числа подписчиков может явиться причиной увядания проекта, а нежелание разработчиков им действительно заниматься. Причем дай любой другой ММО-компании доходы от половины той аудитории, которая остается у Blizzard после потерь, они бы жили в своих кабинетах и работали бы не покладая рук.
Комментарий отредактирован 2013-05-13 19:53:51 пользователем Atron
  • 0
avatar
Грубые ошибки можно хотя бы попытаться исправить. Примером служит покаяние NCSoft в вопросе просчетов при развитии Lineage 2.
Посмотрим, что будет на этом Близзконе. По крайней мере, главкраб признал, что разрушение старого мира было ошибкой, и это радует (еще больше меня бы обрадовало, если бы вернули все назад, хехе).
  • 0
avatar
Может имелось ввиду не разрушение старого мира, а то, что этот новый мир снова предназначался игрокам 1-60? То есть новичкам, для которых эта реконструкция и производилась.
  • +1
avatar
Возможно, теперь разработчики лишатся установки «удержать» и перейдут к установке «возвращать», «привлекать».
В общем-то, привлекать новых игроков и было у Близзард задачей #1 в последних дополнениях. Именно ради новичков крутая прогресса стала очень крутой, а в ближайшем патче грозится превратиться в отвесную в связи с уменьшением необходимого опыта 85-90 и снижением цен на фамильные вещи на 60%. Как раз сейчас Б наоборот собираются брать курс больше на удержание «старичков».

А резкий отток игроков они объясняют китайцами — мол у них там слишком много конкурентов завелось. Возможно это и правда.
Меня больше тревожит твит одного из сотрудников, в котором он сообщает, что Близзард совершенно не рассчитывали на такую популярность проекта и что игра продержится так долго, добавив, что отток их не очень то беспокоит.

Чувствуются нотки усталости от проекта «А надо ли нам вообще игру развивать?». При самом плохом сценарии ВоВ сможет их кормить еще года полтора-два, плюс Д3, плюс СК2, плюс казуальный ХС — до релиза Титана протянут. Только вот выстрелит ли этот Титан, как это было с ВоВ.
Комментарий отредактирован 2013-05-13 18:32:14 пользователем hitzu
  • 0
avatar
Ну… мне как раз кажется что именно новичков очень сложно привлечь в WoW — вид не товарный совсем, на сегодняшний день
Комментарий отредактирован 2013-05-13 18:36:07 пользователем Gmugra
  • 0
avatar
Именно поэтому от него и решили отказаться. Даже красочная картинка Пандарии не привлекла поклонников край энджина.
  • 0
avatar
А что в замен? У Blizzard из MMO ничерта кроме WoW нет. Темпы потери подписчиков, если они что-то кардинально серьезно не изменят, будут скорее всего только расти. Уходят с рынка? :)
Комментарий отредактирован 2013-05-13 18:54:59 пользователем Gmugra
  • 0
avatar
Звучит так, будто ты бы этого очень хотел.
В любом случае трудно обсуждать сейчас судьбу ВоВ — слишком много «если» и «бы». Посмотрим.
Но в любом случае, кроме ВоВ, у Б. казуальный (а значит скорей всего очень доходный) «спин-офф» и еще 2 активные франшизы, а глубоко под землей за семью замками куется еще одна.
  • 0
avatar
Да, хотел бы. Я хейтер и этого не скрываю :)
Комментарий отредактирован 2013-05-13 19:57:35 пользователем Gmugra
  • 0
avatar
Как будто бы от исчезновения ВоВ тебе будет какая то выгода. Странная логика.
  • 0
avatar
Да будет. Этот дурной пример перестанут копировать. Это дурной пример издатели перестанут навязывать разработчикам. IMHO, но WoW своим случайным коммерческим успехом нанёс развитию индустрии MMO сильнейший вред.
  • +1
avatar
Его итак уже перестали копировать. По крайней мере достаточно сообразительные разработчики.
В любом случае плохой клон вов ничем не лучше и не хуже плохого клона линейки (или что там у тебя в почете). Или ты думаешь что вместо плохого клона эта же студия выпустила бы шедевр игростроения? Пфф
  • +1
avatar
В любом случае плохой клон вов ничем не лучше и не хуже плохого клона линейки. Или ты думаешь что вместо плохого клона эта же студия выпустила бы шедевр игростроения?
Не забывай о действительно профессиональных студиях, которые вместо самобытной игры выпустили откровенный клон ВоВа. Вархаммер Онлайн к примеру мог бы стать чем то оригинальным, вместо этого вышел ВоВклон, который вся пресса расхваливала именно за то что это ВоВклон, но пипл не схавал. По такому пути пустили бы и Дарк Миллениум, сделав «светлый» и «темный альянсы» что в реалиях сорокатысячнка(где все воюют против всех) полнейший бред и ересь.
  • 0
avatar
Я думаю раз у них самих не нашлось подходящих самобытных идей для своей игры, то и без наличия ВоВа как образца для подражания, они бы нашли другой пример.
В любом случае винить ВоВ за то, что с него берут пример, а не студии, которые слепо его копируют по меньшей мере некрасиво. Не надо перекладывать с больной головы на здоровую, как говорится.
  • +5
avatar
Но ведь «Титана» не существует. Он пока лишь в воображении. О разработке ГВ2 знали за пять лет до выхода, АА разрабатывали, кажется, ещё дольше и три года тестировали. Уже почти два года активно рекламируют Вайлдстар. Это активная реклама и работа с сообществом. Что делает Близзард? Титан? Правда?
  • +3
avatar
Несколько твитов о нем все же было от Б.
  • 0
avatar
Несколько твитов? Это все меняет. :)
  • +3
avatar
Я не знаю ни одного примера серьёзного MMO-проекта о котором не было много чего известно за, как минимум, пару лет до релиза. Так что Титана в природе не существует.
  • 0
avatar
А кто сказал, что релиз Титана будет через пару лет? Отсутствие большого объема информации о проекте не значит что его не существует. Близзард могут позволить себе делать новую ММО довольно долго именно за счет ВОВ, и перекидывать на новую игру нужные ресурсы также за счет ВОВ. Где-то в сети был анализ информации о кадровых перемещениях внутри Близзард, о которых было известно из открытых источников, и сделан вывод что Титаном таки занимаются. Причем сначала там довольно долго работала небольшая группа, а после выхода Ульдуара ее хорошо усилили.
  • 0
avatar
А кто сказал, что релиз Титана будет через пару лет?

Тогда о чем говорить? Вот когда расскажут о проекте и о сроках выхода, тогда и поговорим.

Отсутствие большого объема информации о проекте не значит что его не существует.

Нет, речь идет не о большом объеме, а о какой-либо информации, кроме пяти букв: «Т И Т А Н». У вас есть хоть какая-то информация от Blizzard на этот счет? Какой сеттинг? Какой жанр? Хоть что-то конкретное.
  • +1
avatar
Известно, что нас ждет что то вроде путешествий во времени. Сеттинг — современность, окромя этих штук с путешествиями во времени. Ну и известно, что в 2014 игра не выйдет. Подробности скорей всего будут на близзконе.

Твиттер у Б. — это официальный канал новостей, так что не доверять твитам бессмысленно, особенно учитывая, что основной поток инфы от разрабов теперь идет именно через него.
  • 0
avatar
А ты официальные твитты с «утечкой» не путаешь?

titanfocus.info/_/news/rumors-leaks/project-titan-info-leak-esports-jay-wilson-blizzcon-2013-and-more-r65
  • 0
avatar
Известно, что нас ждет что то вроде путешествий во времени. Сеттинг — современность, окромя этих штук с путешествиями во времени. Ну и известно, что в 2014 игра не выйдет. Подробности скорей всего будут на близзконе.
В приличном обществе, такие заявления принято подтверждать линками на официальные источники.
  • 0
avatar
Ладно ладно, хватит, запинаете же сейчас; вдвоем на одного. Я вас верить ни в титан ни в сметан не принуждаю, а свое слово о варкрафте и близзард я уже сказал.

Но мне вполне хватает и ликов, и твитов, и ютрубы с приличными блоггерами, и блоггеров обыкновенных, как постсоветских, так и зарубежных. Да, мое убеждение основано почти полностью на вере, да, эти убеждения подкреплены чужими, но нет, я титан не жду и не считаю, что он де откровением от ММО будет. Франшиза варкрафта мне важнее/роднее/милее whatever.
  • 0
avatar
Про информацию большого объёма речь не идёт. Её вообще нет, информации этой.

IMHO — ничего не может Близзард себе позволить — их ждать никто не будет, не 2004 год уже. В 2004 они конкурировали только с EQ, сейчас ситуации совсем другая. И учитывая практически нулевое количество инновационных идей которые демонстрировала их игра, за всё время своего существования, нету никакого повода ждать от нового проекта революцию.
  • 0
avatar
Кроме того не только близзы делают анонс игры незадолго до релиза. Например только на днях Максис объявили о разработке Симс4, который обещают уже к 2014, хотя слухи о нем были уже порядка трех лет. Симсити тоже пиарить начали только за год, когда было что показать.
Комментарий отредактирован 2013-05-13 19:47:41 пользователем hitzu
  • 0
avatar
Мне вспоминается только это
  • +7
avatar
Ну в скорой кончине пациента я точно сомневаюсь. Сброс китайкой части аудитории (если верить официальному заявлению) меня мало волнует.
Я скорей придерживаюсь варианта, что коровопускание варику как раз скорее пойдет на пользу. =)
  • +1
avatar
Что меня поражает в этой истории с «китайцами», так это одновременное жонглирование ими в статистике в то время, как их число всегда было больше половины всей аудитории, и «нам все равно не нужны эти китайцы», когда запахло жареным. Причем это в сознании игроков. В официальном отчете сказано о том, что и европейская аудитория также существенно уменьшилась.
  • 0
avatar
Стоит ли мое личное мнение принимать в качестве «сознания игроков»?
Но вообще-то меня тоже смущает эта деталь про китайцев. Тем более, что точно так же Б. говорили про предыдущий отток в катаклизме.
  • 0
avatar
Не-не, я это объяснение читал в нескольких источниках.
  • 0
avatar
Там фишка в том что китайцев на пике было больше половины, но потом статистку давать перестали. Начиная с 2010 ни черта не известно о том как размазана аудитория между востоком и западом. Но я сильно подозреваю что восточная аудитория схлопывается намного быстрей чем западная. У них выбор больше. :)
  • 0
avatar
У западной аудитории тоже ведь появился GW2, не забывай.
  • 0
avatar
ГВ2 это ВОВ в квадрате. Не просто казуальность, а сверхказуальность. Думаю, ее разработчики явно выбрали не ту дорогу и еще бежали по ней сломя голову, чтобы только обогнать старичка ВОВ. Посему ГВ исчезнет весьма скоро.
  • 0
avatar
ГВ2 это ВОВ в квадрате.

Да хоть в кубе. :) GW2 — это выверенный самостоятельный продукт с идеей, с концепцией, с огромным количеством интересных и свежих решений. Я в него не играю? Не играю. Но это не мешает мне хвалить его. :) Разработчики выбрали не «не ту дорогу», а «не твою дорогу». Разница принципиальна.
  • +6
avatar
Что то я не понял всех этих концепций. Вижу разве что концепции упразднения уровней и сгущения пространства, по принципу — каждый клочек земли должен быть занят горками с качелями до полной невозможности.
Путей развития на самом деле не так уж и много. В реальном мире вот вообще один — техногенная цивилизация. Кто по нему не пошел — давно погиб. Кто свернул слишком поздно — влачит сейчас жалкое существование. Думаю, с ММО происходит примерно тоже самое.
  • 0
avatar
У них и спрос больше.
  • 0
avatar
ИМХО, Близы были на олимпе в 90-ые годы, когда действительно создавали что то новое, развивали игропром. Обе Дьяблы и СтарКрафт как роз того периода. А потом уже репутация стала работать на фирму, игра будет шедевром потому что это Близард.
  • 0
avatar
До самых недавних пор в ММО была явная тенденция — все упрощать. Издатели, владельцы и другие заинтересованные лица думали, что в этом ключ к успеху. Чем проще — тем лучше.
Оказалось не так. Между казуальным геймплеем и хардкором существует золотая середина, перекресток, который в погоне за игроками проскочили все почти ММО гиганты. Теперь эти «танки» тяжело разворачиваются, кто может, конечно. Особо «бронированные» не имеют такого шанса и просто продолжают движение в никуда.
  • +2
avatar
Забавно :) Текст типа «мне очень хочется так думать». А на самом деле:

Diablo 3
Diablo III set a new record for fastest-selling PC game by selling over 3.5 million copies in the first 24 hours of its release, and was the highest selling PC game of 2012, selling more than 12 million copies during the year. ©
Вот уж действительно уход с Олимпа :) Типичное «ничо так»…

Сессионные игры
Никогда козырем ВоВ не была концепция «легко вошел — легко вышел», сколько ни называй его «квази-ММО». Расскажите эту концепцию гильдиям, рейдящим семь дней в неделю по четыре часа в строго назначенное время. Со штрафами за опоздание. Большую часть истории ВоВ успешно играть в него по схеме «легко вошел — легко вышел» было нереально, разве что на совсем казуальном уровне. А на этом уровне так можно играть в любую ММО.
Другой вопрос, что развитие сессионных (и еще социальных) игр оттянуло часть аудитории от ММО вообще. Но именно от ММО вообще, а не именно от ВоВ.

Счастья всем
В этом пункте есть рациональное зерно — в том смысле, что развитие ВоВ действительно шло именно так. Включая отсутствие необходимости (не возможности) выстраивать социальные отношения. Ужасный минус для игроков, которым позарез нужна палка, из-под которой с ними будут общаться. Плюс для тех, кто умеет общаться без этой палки или тех, кому постоянное общение в игре даром не нужно. Надеюсь, это направление и дальше будет развиваться в играх :)

Страх
Чисто эмоциональная оценка. За исключением информационного фона — он действительно изменился. Чем-то мне он напоминает вечный ор на тему ужасного мастдайного Windows, что не мешает «глючной, кривой и ламерской винде» занимать подавляющую часть рынка. Людям определенного типа вообще свойственна нелюбовь к лидерам — начиная от глав государств и кончая играми.

Представьте себе циркача, который держит на голове десять вертящихся тарелок. Здесь уже не до танцев и не до экспериментов. Напряженное лицо, капельки пота, минимум движений и постоянный взгляд вверх, на тарелки.
Угу. Возможно. Но при этом — именно он профессионал. А не весельчак, жонглирующий тремя шариками перед четырьмя приятелями по пиву. Циркач тоже будет экспериментировать — но на тренировке, а не во время работы.

Слухи о смерти
Тут подходит только картинка. Но ее уже запостил(а) Kitsune чуть выше, стоит ли повторяться.

с учетом пышного празднования десятилетнего юбилея EVE-online, которая точно ни на какой покой не собирается, и совсем уж невероятной ситуации вокруг Lineage, которая была выпущена за шесть лет до World of Warcraft.
EVE — нишевая игра, которая в самых мокрых своих снах не достигала даже одной десятой популярности ВоВ. Тогда можно вспомнить еще много игр — начиная от до сих пор прекрасно себя чувствующей и выпускающей экспаншены UO и заканчивая выпущенной за два года до старта EVE и до сих пор более популярной Anarchy Online (к слову, устраивающей очень масштабные фанфесты, куда там EVE). Можно еще несколько игр вспомнить. И не надо путать популярные игры и игры, известные среди русских геймеров — у них своя специфика.

Про Lineage и прочие старые азиатки вообще говорить нет смысла — они популярны в основном в Азии, где гейм-динамика совершенно другая. Ни одной внятной статьи по анализу этой динамики я не нашел, хотя искал. Может, плохо искал.

Я не отрицаю кризис ВоВ, а возможно — и концепции в целом. В основном — потому что технические возможности и сети, и компьютеров переросли те предпосылки, на основе которых был построен геймплей ВоВ. Что это — кризис роста или поворот на совсем другие рельсы — мы, я надеюсь, увидим.
Комментарий отредактирован 2013-05-14 00:08:41 пользователем Algori
  • +2
avatar
Объяснительная записка по поводу моего минуса: за «на самом деле».
  • 0
avatar
Объяснительная записка по поводу моего минуса: за «на самом деле».
Имеешь право :) Надо сказать, что если бы я ставил минусы, чего я никогда не делаю, и если бы движок это позволял — я бы поставил минус за исходный текст. Причем это первый на моей памяти текст на ммозговеде, вызвавший у меня такое желание.
  • 0
avatar
Да, ММОзговед принципиально не дает ставить минусы за материалы. Это значит, что в качестве возражения недостаточно просто нажать кнопку, нужно написать заметку или комментарий. А вот комментарий потенциально уже объект обсуждения или просто оценки, если понимаешь, что спорить бесполезно или не хочется. Мне вот не хочется, хотя по каждому пункту, от разницы между рекордами по раздуванию ожиданий и реальным эффектом от самой игры до смешных сравнений Anarchy Online, которая «до сих пор более популярна, чем EVE» (ага, 60k на пике при старте и дальше в среднем 30k), я мог бы найти возражения. Но слишком уж негативный, раздражительный фон у твоего текста, что вообще не способствует дискуссии.
  • 0
avatar
до смешных сравнений Anarchy Online, которая «до сих пор более популярна, чем EVE» (ага, 60k на пике при старте и дальше в среднем 30k)
Около 2 миллионов подписок. Это насчет фактов. Ну и по динамике популярности — в той же статье. Последние годы идет медленное падение онлайна — но, насколько я знаю, они рассчитывают перейти на новый движок. Впрочем, о непопулярной у русских геймеров АО говорить нет особого смысла.

А негативный фон — да, не спорю. В отличие от других твоих текстов, обычно сдержанных и аргументированных — этот, как мне кажется, насквозь спекулятивен и полон передергиваний. Мне это неприятно.
  • 0
avatar
Насколько я понимаю, тебя ввели в заблуждение хитрой манипуляцией: total number of subscriptions created since launch. А ежемесячная статистика по живым аккаунтам, согласно mmodata.net именно такая: 30 000 в среднем. Если бы у AO было хотя бы 200 000, она бы не пропадала с первых полос, не говоря уже про два миллиона подписчиков. :)
  • 0
avatar
Насколько я понимаю, тебя ввели в заблуждение хитрой манипуляцией… Если бы у AO было хотя бы 200 000, она бы не пропадала с первых полос
Она и не пропадала. Что касается манипуляций:
— рост с 150.000 до 700.000 «total» за полтора года. И около 400.000 за первые 10 месяцев перехода на f2p. И так далее. Если считать эти цифры верными, то никак 30к живых аккаунтов в среднем не выйдет. Но и двух миллионов подписчиков единовременно у них, конечно, никогда не было.
Я действительно не хочу спорить об AO, по которой у меня довольно мало информации и не очень интересно заниматься ее поиском. А с ходу я цифр по реальному онлайну АО не нашел.

EVE — действительно очень долгоживущая игра. И действительно (к сожалению) единственная на рынке сносно сделанная игра песочной идеологии. Но это (в том числе и причины этого) мы уже обсуждали много раз и вряд ли скажем сейчас что-то новое. Ты мою точку зрения знаешь, я твою тоже…
  • 0
avatar
Я действительно не хочу спорить об AO

Вот в частности поэтому не стоит начинать свои комментарии со слов «на самом деле». Когда это фраза-паразит, я ничего против не имею, но когда слова собеседника выставляются как домыслы, а свои собственные акцентированно — как истина, часто получаются подобные конфузы. В будущем проверить реальное положение дел, особенно в прошлом, всегда можно на сайте mmodata.net.
  • +1
avatar
Весьма фанбойская аргументация. Такими текстами особенно пестрит нуб-клаб.ру
  • 0
avatar
Весьма фанбойская аргументация. Такими текстами особенно пестрит нуб-клаб.ру
Нубклаб, если что — один из самых толковых русских геймерских сайтов. Но я не фанбой. Хотя бы потому, что в ВоВ не играю аж с середины Катаклизма — надоело. А по сути возражения будут?
  • 0
avatar
А суть в публикации Атрона
  • 0
avatar
А суть в публикации Атрона
Понятно, вопрос снят :)
  • 0
avatar
Нубклаб, если что — один из самых толковых русских геймерских сайтов.
Ну так ведь и на безрыбье рак — рыба. Чего там стоят только парочка шизофренических постов за последние пару месяцев про теорию заговора в игрострое.

Но, в общем-то, и вцелом, согласен почти со всем, что сказал. Особенно заметно, когда Ат говорит «всегда» про историю ВоВа, то имеет ввиду видимо «пока играл в него Катаклизме».
Комментарий отредактирован 2013-05-14 06:00:54 пользователем hitzu
  • 0
avatar
а что за теория заговора в игрострое? Если про то, что игры используются как средство манипуляции созананием, то это вполне оправданная теория. ТВ и интернет же давно используют.

А по поводу ВОВа — думаю, он еще долго протянет, пусть близзарды иногда и лажают, но таки, стоит признать, что они делают хорошую и качественную работу. Качая альта в Катаклизме, дабы поглядеть на новые лолкации, я просто поразился тому объему работы, которую они провернули.

За все время игры в вов я встретил всего один баг — это был квест в БК, который почему то нельзя было сдать.
К слову, за все время игры в еву, я тоже лично повстречал один баг, когда моя тенга летала задом наперед и с дыркой посередине корпуса.
  • 0
avatar
Теория мол о внушении прозападных ценностей, а в некоторых случаях фактически вербовка в ВС США. Вообще, любая теория заговора не соответствует критерию Поппера, а значит является ненаучной, следовательно на нее смело можно забить. Да и принципу Оккама она не следует, что является еще одним камнем в ее огород. Так что лучше уж эту тему не затрагивать имхо.
  • +3
avatar
ну, если взять игры типа Цивилизации, то на лицо, что там рулит демократия и тд. Чем не пропаганда? Любое СМИ есть инструмент внушения.
На счет вербовки, это, конечно перебор.

тут проскакивал безумный слух, что ФСБ уже качает нубочаров в еве, чтобы завладеть тикером РА =)
  • 0
avatar
ну, если взять игры типа Цивилизации, то на лицо, что там рулит демократия и тд. Чем не пропаганда?
Пропаганда чего? :) Жизнью доказанного факта? А еще рулит колесо, ага. Пропаганда колеса?
Комментарий отредактирован 2013-05-14 14:10:42 пользователем Atron
  • 0
avatar
ну, если взять игры типа Цивилизации, то на лицо, что там рулит демократия и тд. Чем не пропаганда?
А если бы разрабы игры жили в государстве с абсолютной монархией, то вероятнее всего именно этот тип правления приносил бы больше профита в их игре. Это не вопрос внушения кому-либо чего-либо, а вопрос привычки, патриотизма, психологии и т.п.
Комментарий отредактирован 2013-05-14 14:20:45 пользователем hitzu
  • 0
avatar
ну в циве то как раз демократия рулит совсем не всегда.
Там и от фашизма в принципе можно эффективно играть.
Особенно для военной победы.
  • +2
avatar
тут проскакивал безумный слух, что ФСБ уже качает нубочаров в еве, чтобы завладеть тикером РА =)
Это будет самое бессмысленное вложение государственных денег. :-D
  • 0
avatar
Почему же, спецслужбистам тоже иногда хочется поиграть.
  • 0
avatar
Видимо с ногебанием в реале у них напряги, вот и пытаются самоутвердиться в игре, аки школьники :D

З.Ы. Надеюсь пативэн ко мне не выдвинулся =))))
  • 0
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.