Признаюсь: когда я услышала о новой арт-ММО Occupy White Walls, последнее, о чем я думала — так это о том, какая из этого получится игра (но я подумала об этом позже и решила, что игра должна получиться весьма и весьма неплохая). Зато я тут же поняла — а ведь авторы дело говорят. Кто сказал, что искусство не игровой процесс, и кто сказал, что облечь его в более организованную, и даже высокоорганизованную форму — сложно, дорого и бессмысленно? Это нам, у которых есть (почти) весь Интернет мира?

Вторым мотивом стали галереи на ММОзговеде. Я и раньше считала галереи на большинстве сайтов неудобными, неинформативными и морально устаревшими, и ММОзговед, увы, не стал исключением из правил. Главный недостаток всех этих галерей в том, что они не выполняют всего одну функцию — они не являются галереями.

Хорошо, что авторы Occupy White Walls напомнили нам об этом.

Фотографии и картины, как и другие предметы искусства, не просто стопка визуальных образов, которые можно воспринять где угодно, как угодно и когда угодно. Если это иллюстрация для книги — она должна составлять вдохновленное единое целое с книгой, текстом, дизайном, выбранным шрифтом, обложкой. Если это иллюстрация к заметке на ММОзговеде — она должна стать как минимум информационным целым с текстом заметки — проиллюстрировать, о чем идет речь, поддержать мысль автора, помочь сделать визуальный акцент, связать текст с образами и картинами из конкретной игры. Даже если единственная задача «картинки» — дать нашим глазам передохнуть от стены текста, все равно это важная задача, но сейчас речь пойдет не об этом.
Я хочу вспомнить о том, что виртуальные миры способны дарить нам не только сиюминутные впечатления, которые рождаются и гаснут в нашем восприятии. Иногда от игры остается кое-что еще. И иногда это кое-что еще — чуть больше, чем результат случайно нажатой кнопки PrtScr.
Блог им. Chiarra: #OccupyWhitePage: Революционная статья о том, как захватывать пространство белых сте... страниц
Я помню, как в «Горячем чае» Devina сказала, что мы, сталкиваясь друг с другом в игровом мире, радуемся случайной встрече и часто делаем скриншоты. Подозреваю, для многих это прозвучало как «а что еще вы можете делать с другими игроками в BDO». Но дело тут, видите ли, в том, что игра настолько проработана в визуальной части, что постоянного запечатление этой визуальной эстетики в тысяче вариантов и версий и последующий обмен результатом своих усилий стал для нас еще одним способом коммуникаций. У нас в гильдийском дискорде есть отдельный канал для ежедневных скриншотов, и поверьте, он не простаивает. У нас получаются разные «снимки» — портреты и пейзажи, высокохудожественные и смешные, статичные изображения с выверенной картинкой и почти случайные успехи репортера. Каждый из нас в этой игре испытывает восторг начинающего фотографа, который уже научился извлекать из объектива магию… но пока не знает в деталях, откуда она берется.

И когда я увидела, как ddemch делится невероятными космическими красотами из EvE, я… ну да, немедленно вспомнила NMS, скриншоты из которого часто были так же художественны и так же атмосферны. Совсем разный космос — и одинаковое ощущение того, что перед нами, говоря смело — квази-искусство.
Фотография — это искусство получения фотоснимков, где основной творческий процесс заключается в поиске и выборе композиции, освещения и момента (или моментов) фотоснимка. Такой выбор определяется умением и навыком фотографа, а также его личными предпочтениями и вкусом, что характерно для любого вида искусства.
Как видите, в классическом определении фотоискусства нет ничего, что мешало бы нам воспроизвести его в игре.

А вам никогда не хотелось поделиться с миром тем, что вы обычно храните в специальной папке, созданной для вас игрой? Впечатлениями и воспоминаниями, сохраненными в цифровом виде? Может быть, вы тоже вдохновленный фотограф, репортер или хроникёр, и ваши работы достойны того, чтобы их увидели все — не просто как иллюстрацию к заметке, которой может и не случиться?

Блог им. Chiarra: #OccupyWhitePage: Революционная статья о том, как захватывать пространство белых сте... страниц
Четвертым побудительным толчком, который вынудил меня начать этот бессрочный, не связанный правилами флэш-моб, стала сегодняшняя заметка Devi. Вот правда, я получила не меньше удовольствия, чем от пролистывания фоторепортажей из реального мира, потому что автор проделала ту же работу, которую проделывают в журналах: она собрала материал, выстроила его вокруг собственной концепции, снабдила понятной короткой историей, которая будто провожает нас по ее собственной галерее, и наконец, она просто хорошо поработала, сделав эти снимки — не просто несущими определенную информацию (здесь был водопад), а по-настоящему красивыми.
Руководство по захвату белой стены
Для начала обращусь к вдохновившему меня первоисточнику — тексту, которым Atron анонсировал для всех нас рождение новой, нестандартной ММО.

Здесь вам не нужно будет убивать зайчиков или захватывать замки. Захватить придется только белые стены, в пределах которых вам предстоит разместить произведения искусства на свой выбор, ждать посетителей, получать от их визитов виртуальную валюту, менять или расширять экспозицию и… ходить в другие галереи. Пожалуй, я перечислил практически всё. Но разве этого мало?

Конечно же, нет. Этого более чем достаточно. Но разве это не значит, что «достаточно» мы можем получить не только внутри этой новой и смелой игры? Основной принцип OWW работает с любыми белыми стенами, даже если эти стены — страницы в Интернете.
Что мешает нам просто открыть новое поле для записи, вписать туда название своей галереи — и начать ее составлять?
Блог им. Chiarra: #OccupyWhitePage: Революционная статья о том, как захватывать пространство белых сте... страниц
Ах да, как минимум две вещи: отсутствие сердцевины (говорят, что настоящая частная галерея не может состоять из нелепо и бессмысленно натыканных картин или фотографий, что-то должно быть основной частью, чем-то галерист должен быть увлечен — конкретным автором, темой, трендом в искусстве) и привлекательной, понятной формы. В OWW мы можем построить огромный музей (имени себя), развешать неоновые вывески, расставить вокруг мягкие диванчики и просто занять километры стен полотнами любимых живописцев (а то и собственными картинами). В сети, и тем более на ММОзговеде, все несколько сложнее.

Если у вас нет ни желания, ни цели вести постоянную фоторубрику на ММОзговеде, а вы просто хотели бы делиться чем-нибудь прекрасным и свежим изредка — воспользуйтесь общественной галереей, которую мы создадим сами.

Блог им. Chiarra: #OccupyWhitePage: Революционная статья о том, как захватывать пространство белых сте... страниц
Для этого достаточно к вашей экспозиции со скриншотами добавить два тэга: #OccupyWhitePage и Собрание дивных миров. Вы можете увидеть их под этой заметкой. Конечно, после этого не произойдет чуда: у вас не появится личного музея с неоновыми вывесками и мягкими диванчиками, и дружелюбные роботы не начнут прогуливаться по коридорам, любуясь вашими полотнами. Но кое-какие последствия у этого действа все же будут:

  • по этому тэгу любой сможет найти и увидеть ваши эпизодические фотовыставки, они не затеряются в блоге игры, которая не интересна широкому кругу читателей, и не исчезнут в общей ленте за давностью лет;

  • по этому тэгу вы сами сможете увидеть свои работы среди прочих подобных «фотовыставок», сравнить с другими, зайти к ним на огонек, и может, чем-нибудь вдохновиться;

  • вас увижу лично я и непременно замечу, и если аматаров будет достаточно, даже сделаю обзор. Да черт возьми, если нас будет достаточно — я обещаю вам биеналле. Тематическую ММО-биеналле на ММОзговеде, потому что… а почему бы, собственно, и нет?

  • вы примете участие в каком-то общем художественном проекте, а первый шаг — он всегда и самый сложный, и самый важный. Многие известные фотографы начинали с незаметного углового места на общей выставке — ну знаете, там, где большая надпись «Служебный выход». Они пробились — и вы пробьетесь!
А если серьезно, то да, все вот так просто. Составляйте свою коллекцию фотографий из того дивного мира, где вы сейчас находитесь, и присоединяйтесь к нашему творческому бессрочному флэшмобу. Если один скриншот, по мнению Атрона, уже повод для заметки, то много скриншотов — тем более.
Но что, если ваши амбиции требуют большего, и вы уже чувствуете в себе силы завести собственную галерею, и каждая публикация серии скриншотов для вас — еще одно пополнение в личной коллекции? Я приветствую ваш пыл и вашу смелость. Пожалуйста, возьмите на вооружение наш общий тэг — #OccupyWhitePage, придумайте название для своей галереи, свой собственный тэг, и не забывайте их проставлять. Хорошей галерее понадобится каталог работ — по мере пополнения коллекции не стесняйтесь напомнить о себе, опубликовав специальный мастерпост с каталогом: описанием своих предыдущих публикаций, ссылками на них, сопроводительным текстом. В конце концов, привлечь новых посетителей в галерею — это ваша задача.

Блог им. Chiarra: #OccupyWhitePage: Революционная статья о том, как захватывать пространство белых сте... страниц
У вас есть отличная идея для галереи, но вы никак не можете ее обтесать, отшлифовать и сформулировать в тексте? Напишите мне, я буду рада помочь. Вы пока не определились, но когда-нибудь потом… Начните с малого — с первой пробной публикации, потом, когда идея вас посетит, вы просто можете проставить старым публикациям новый тэг и анонсировать свою галерею уже со ссылками на эти работы. Словом, не бойтесь в своем деле ничего… кроме чистого листа.

Также намекаю вам выразительно и явно: несколько авторов могут вести одну галерею. Вам нравятся лошади? А вы знаете, что есть фотографы, которые специализируются на работе с лошадьми? Объединяйтесь, работайте вместе, придумайте общую галерею и общий тэг, выкладывайте по очереди посты с каталогами, экспериментируйте и договаривайтесь насчет будущих выкладок (и выставок). А может, вы любите море? Маринистика — древнее, серьезное творческое увлечение. А ведь море есть во многих играх, да что там, почти в каждой полноценной MMORPG оно нет-нет да и покажет свой голубой с серебряным отливом бок.

Блог им. Chiarra: #OccupyWhitePage: Революционная статья о том, как захватывать пространство белых сте... страниц
Хотите найти единомышленников, но не знаете, где? Ищите хоть прямо здесь, в комментариях. У меня, например, много идей, но не буду же я одна начинать десяток отдельных проектов. И если сейчас, сегодня или даже завтра желающие не найдутся — это еще не значит, что они не появятся через неделю или две. Тэг ведь стоит на месте, а значит, заинтересованные до этой записи доберутся. И в любом случае, каким бы ни был результат — лучше попытаться и не преуспеть, чем никогда не пытаться.

Я б в художники пошел, пусть меня научат!
Наверное, это мысль, зреющая у многих читателей, которые прекрасно представляют себе, как может работать их собственная галерея, но пока еще не понимают, что повесить на белые стены. Позвольте мне еще одно небольшое отступление с цитатой:

Для игры, вся суть которой — созерцание художественных произведений, картины будут не привычными текстурками невысокого разрешения, нет. Любую выставленную картину можно тщательно рассмотреть, приблизить, получить сведения о художнике, времени и месте создания, используемом материале. То есть получить реальные и совсем не бесполезные знания, помимо чисто эстетического наслаждения.

Иными словами, личная галерея или маленькая экспресс-выставка должны быть полем для творческого самовыражения, а не просто стопкой скриншотов «жал на кнопку, пока интерфейс все равно выключен». Если вы хотите собрать достаточное количество «плюсов», комментариев, вызвать дискуссию критиков или созерцателей и вообще заявить о себе, как о фоторепортере из виртуального мира, вам придется постараться.

Блог им. Chiarra: #OccupyWhitePage: Революционная статья о том, как захватывать пространство белых сте... страниц
Начнем с основ — с той главной темы, вокруг которой могут строиться ваши личные выставки и галереи. Есть несколько направлений, которым могут следовать начинающие любители скринографии — они, конечно же, бесстыдно скопированы из общехудожественной и частнофотографической копилки, но в конце концов — что еще мы тут делаем, если не воссоздаем в виртуальной реальности традиции, которые сложились в материальном мире?

Коллекция
Самое, пожалуй, простое и понятное направление в нашем ассортименте. Возьмем для примера сегодняшнюю прекрасную заметку от Devina . Тут все на месте: тема, скриншоты, короткая история, комментарии автора. Ищите свою тему, собирайте свою коллекцию, фотографируйте виртуальный мир, оформляйте, пишите и делитесь с нами! Напомню, что для участия в творческом сабантуе вам хватит одного только тэга — а в заголовок можно поставить слово «Коллекция», например, чтобы будущие зрители легко могли сориентироваться. А можно и не ставить, творческий порыв — штука такая. Свободная.

Путешествие
Тут, казалось бы, тоже все просто. Но не так просто, как может показаться на первый взгляд. По сути, каждый третий материал о новых и старых играх на ММОзговеде может оказаться своеобразным путешествиям (и да, будущие экспедиции радостно машут и передают нам пламенный привет). Фотопутешествие по дивному цифровому миру игры будет отличаться от просто заметки со скриншотами тем, что его задача — не рассказать, а показать. Ваша история должна быть короткой (нет ничего зазорного в том, чтобы потратить 2/3 текста на описание подготовки к путешествию, тревел-фотографы это любят), а череда иллюстраций — длинной, но не забывайте сопровождать эффектные кадры комментариями. И еще не забывайте, что тема путешествия должна быть раскрыта вами от и до. Лучше пересыпать скриншотов, чем потерять самые важные куски путешествия — зритель просто не поймет, о чем речь, а ваше фотопутешествие — скринопутешествие — просто не удастся, и всё тут.

Блог им. Chiarra: #OccupyWhitePage: Революционная статья о том, как захватывать пространство белых сте... страниц
Скринохроника
Она же фотохроника. И она же, по большому счету, просто хроника, ведь хронику можно вести в разной форме. Это повесть о событиях, которые происходили в течение длительного времени, и если вам есть, чем ее проиллюстрировать… Кстати, фотохроника — единственный, пожалуй, жанр изобразительного искусства, которому прощается даже полное отсутствие художественной ценности у фотографий: тут историческая ценность куда дороже. У вас есть иллюстрации для хроники? Даже не думайте — несите их сюда. История бесценна, и кто, если не вы, может раскрыть ее зрителям?

Репортаж
Нет, это не короткая хроника и даже не короткая история. Репортаж — это всегда какое-то событие. Гильдийский выезд на пикник — это повод для репортажа. Первая осада на сервере — это повод для репортажа. Но не обольщайтесь, в отличие от фотохроники, репортажное фото — это особый вид искусства, и чтобы оказаться на выставке и в галерее, ваша работа должна обладать определенной выразительностью. В конце концов, она должна быть просто хорошо, качественно сделана. Это не так сложно. Делайте множество снимков, и хотя бы часть из них будет хорошей. Секреты мастерства, да.

Блог им. Chiarra: #OccupyWhitePage: Революционная статья о том, как захватывать пространство белых сте... страниц
Иллюстрированная история
Я долго колебалась — писать об этом или нет, ведь так сложно порой разграничить иллюстрированную историю и обычную историю с иллюстрациями. Помните, о чем мы говорили в самом начале заметки? Картинки должны быть единым целым с историей. А в случае, если мы делаем упор на иллюстрации, они должны составлять не менее 50% этой истории. Все изображения должны быть подобраны не только по сюжету, но и по общему стилю, потому что вы не просто предлагаете немного веселых картинок к своим буквам — вы создаете художественное произведение. Для этого придется постараться, но результат чаще всего того стоит.

Сюжет
А теперь от сложного возвращаемся к простому, потому что сюжет — это очень просто. Сюжет — так говорят, когда не могут придумать ничего другого, потому что это единица измерения в фотографии. Когда кадр не один, когда их несколько, когда они объединены чем-то общим, но это не событие, чтобы быть репортажем, недостаточно разнообразно, чтобы быть коллекцией или фотопутешествием… Сюжет — это короткая история. История из фотографий. Из скриншотов, если угодно. Он может быть лаконичным и прекрасным одновременно. Но не думайте, что сделать красивый сюжет легко: именно в его лаконичности и кроется главная ловушка: чем проще и короче ваша подборка скриншотов, тем больше в цель должен бить каждый из них.

Блог им. Chiarra: #OccupyWhitePage: Революционная статья о том, как захватывать пространство белых сте... страниц
Что делать, если ваша подборка скриншотов не подходит ни под одно из упомянутых направлений? Творить! Творчество — территория свободы, а все жанры и каноны даны нам исключительно в помощь.

А чтобы творить было легче, расскажу заодно немного и о жанрах, вдруг это вдохновит вас.

Фотография, как вам известно, бывает портретной — тут ничего не нужно объяснять, пейзажной, архитектурной, маринистической, даже подводной. Но есть и менее известные, хотя и широко распространенные жанры — например, уличная фотография. Если вы ищете вдохновения на площадях Хиделя или Гирана, у фонтана в Штормграде или в квартале троллей в Оргриммаре, где случайное скопление людей (нелюдей) на фоне архитектурных и природных красот создают вам сюжет — да, тогда это оно и есть.

Блог им. Chiarra: #OccupyWhitePage: Революционная статья о том, как захватывать пространство белых сте... страниц
А пикториальная фотография, как по мне, применима ко многим скриншотам из мира GW2. Сами посудите, фотографам из реального мира для этого приходится добиваться сходства фотографии с картиной фильтрами, цветами, мягким рассеянным светом… а в мире GW2 разработчики и дизайнеры львиную долю этой работы уже выполнили, осталось только поймать момент, когда скриншот из игры почти не отличим от хорошей акварели.

Блог им. Chiarra: #OccupyWhitePage: Революционная статья о том, как захватывать пространство белых сте... страниц
Словом, дело официального, «большого» искусства — только подтолкнуть вас, подпитать ваш творческий энтузиазм, а уж дальше — все в ваших руках. Создавайте личные и коллективные галереи или просто выкладывайте свои разовые подборки. Жанровые или внежанровые. Попадающие в «серьезные» направления — или же совсем нет. Какая разница; главное — что белых страниц вокруг все еще слишком много, и наше дело — захватить хотя бы часть.
Вы: симпатичный незнакомец и вы — создатель собственной галереи
— пишут нам разработчики OWW. Ну как? Вы уже почувствовали себя симпатичным незнакомцем?

А, и еще кое-что напоследок…

Вашу персональную галерею можно расширять. Но для этого уже существующая экспозиция должна вам принести определенных доход, благодаря посетителям. Привлечь их можно разными способами. Самый простой лежит на поверхности идеи MMO — социализируйтесь. Ходите в другие галереи, общайтесь, смотрите на другие произведения, расширяйте кругозор, заводите новых знакомых и рассказывайте о своей собственной выставке.

Доход, то есть личный рейтинг фотографов/скринографов и галеристов (или их галерей). Общение увлеченных этим процессом людей в комментариях — ведь увлеченные люди всегда найдут повод для обсуждения, если их интересы сходятся. А главное, самый простой, наивный и отчасти эгоистичный расчет: если я посещаю чужие галереи и чужие выкладки, авторы, возможно, посетят мою. А, да, и выставки. Нельзя забывать о выставках. Которые, если будет достаточно энтузиастов, обязательно превратятся в ММОзг-биеналле, участники которого обязательно получат личную вывеску для галереи, да хотя бы и из моих корявых, но полных энтузиазма рук.

Блог им. Chiarra: #OccupyWhitePage: Революционная статья о том, как захватывать пространство белых сте... страниц
Но не будем пока об этом. Об этом еще слишком рано. Вдруг вам все это не понравится? Согласитесь, глупо заготовить стол для торжественного обеда и сидеть во главе стола в торжественном одиночестве.

Но я надеюсь, вы поддержите меня в революционной борьбе с белыми стенами чистыми страницами. Наше дело правое, и оно обязательно победит!

6 комментариев

avatar
Хотелось на всякий случай уточнить: я не ругаю галереи ММОзговеда как дополнительную возможность (хотя мне лично совсем не нравится, как там выглядят картинки-превью). Я просто считаю, что любые галереи-как-функция в современном веб-дизайне, когда не сайт строится вокруг них, а они встраиваются как опция в дизайн сайта, не создают арт-пространство, а сужают его. Потому что такая у них функция — оптимизировать пространство, сделать его удобно-компактным для просмотра.

Галерея же, в классическом смысле слова — это нечто противоположное.
  • +3
avatar
Хорошая галлерея тоже исскуство. Можно что-то выделить, эмоционально подвести зрителя к самому важному. Элементарно разместить хронику вдоль длинного коридора.
К сожалению, в реальных экспозициях это тоже не применяют, как и на сайтах.

Когда-то я сам хотел заняться похожей разработкой игры, мне хотелось дать возможность кроме обычных залов, создать галлерею-лабиринт, в которой самое важное еще нужно найти.
Комментарий отредактирован 2018-05-04 10:17:02 пользователем ADireWolf
  • +2
avatar
Хм… поставлю-ка я тег к заметке о водопадах. И есть у меня еще пара подборочек… Спасибо за идею!
  • +2
avatar
Надеюсь эта инициатива снимет часть беспокойства у тех, кто и хочет, и не постит заметки из одних скриншотов :)
  • +3
avatar
Превосходные прилагательные у меня закончились еще на предыдущих ивентах, поэтому скажу прямо — в эту заметку укладывается вообще половина моего субъективного видения того, каким должен быть ММОзговед, какими должны быть впечатления о путешествиях по мирам и тем более от неспешной жизни в них. Визуальная часть — одна из самых важных и чуть ли не единственная круто развивающаяся в MMO. Здесь бесконечное поле для творчества и передачи эмоций. Здесь невероятный потенциал для документалистики. Здесь мы иногда можем сохранить то, что навсегда утрачено. А теперь давайте я расскажу несколько историй.

Мне очень нравится делать фотографии и скриншоты. Но это не значит, что я считаю, будто у меня это хорошо получается. Все ведь познается в сравнении, верно? Моя родная сестра обладает потрясающим чутьем на мгновенное схватывание композиции. И когда мы вместе где-то путешествуем — ее и мои фотографии, это небо и земля. Нет, я знаю прекрасно эффект наблюдения за чужим творчеством, но вот серьезно — она находит сюжеты намного лучше меня. Значит ли это, что я забил на фотографии в совместных поездках? Нет! Я все время пытаюсь дотянуться. То, что находясь в одном и том же месте, нам удается разное, исключительно вдохновляет меня на новые эксперименты.

Экспериментировать можно по-разному. Когда-то я прочитал случайный отзыв одного фотохудожника-туриста. Он применял любопытную технику самоограничения — делал в путешествии всего пять снимков. То есть каждый из снимков проходил через фильтр «А оно того стоит?». Для каждого нужно было выверять время, место, свет, композицию. Иногда ждать. Ждать в условиях невероятного искушения «а может, через минуту будет лучше?», «а может, за следующим поворотом будет интереснее?». И мне показалось, что это очень интересный подход. Причем он далеко не только про фотографию, но без фотографии его бы не было.

И, наконец, огромное спасибо, Кьярра, просто за возможность реализовать многое из задуманного. Иногда кажется, что мы все такие гордые и независимые, но на меня лично всегда оказывало влияние мнение других. Если люди говорят, что не понимают заметку из одного кадра, на меня это влияет, как ни крутите. Или вот, к примеру — в голове давно сидел один очень интересный для меня лично проект, вокруг которого мог бы крутиться вообще весь геймплей, но я спрашивал себя — «А это кому-нибудь нужно, кроме меня?». А сейчас я могу просто отозваться на призыв, поддержать совершенно потрясающую и правильную инициативу. Вот это и есть прекрасная иллюстрация того, до чего же мы социальные существа и для чего вообще предназначены коллективные пространства. Тут одного «спасибо» не хватит. Тут можно ответить только откликом на полную катушку. Но начать ведь можно и с малого — СПАСИБИЩЕ! :)
Комментарий отредактирован 2018-05-04 11:56:34 пользователем Atron
  • +2
avatar
Прям вдохновился, полез в папку со скринами и вот… Заметка готова! А всего-то подали идею…
  • +1
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.