При выходе новой версии Эко я отправился играть на сервер Green Strudel (в народе просто «Штрудель»). Меня он заинтересовал эпохами, которые убирают гонку за сбитием метеорита, исправленными рецептами и активным обсуждением правил игры ещё до старта. Было с десяток голосований, будет ли админская валюта со старта, или её напечатают игроки (по итогам игроки захотели сами), будем ли включать экологию (конечно же, да), меняем ли рецепты, чтобы вместо книги создавалась одна страница (поменяли), какой размер мира (2 кв. км), подходят ли рейты х0,35 (да), и дальше в таком роде.
В первые же минуты после запуска сервера я посмотрел карту и побежал занимать козырное место на стыке трёх биомов — пустыни, тропиков и лугов. Поставил палатку, открываю её, чтобы взять инструменты — а палатка пустая! Спросил голосом в Дискорде, в чём дело. Админ довольно ответил, что топор и кирка у меня в инвентаре, а всё остальное я могу сделать сам. По умолчанию палатка ничего не клаймит, а в инвентаре у меня всего четыре клайма. Вот это хардкор, прямо с самого начала. Срубил пару деревьев, поставил верстак, стол для инструментов и пару костров. Самый популярный вопрос вечера: «Где скрафтить колышек землемера?» (Ответ: в столе инструментов). Сделав колышек, я заклаймил верстаки, костры и пару складов, больше клаймов ни на что не хватило.
На старте ко мне присоединился известный по «Острову Пасхи» maxmydoc (будем называть его Макс). Он взял рудокопа и начал сразу копать шахту в пустыне. А я побежал в тропики собирать папайю, потом в болота за грибами, и пожарил это всё на костре. Дальше принялся строить мастерскую, в девятой версии она важнее, чем дом (если вы не фермер и не повар). Заранее посчитал необходимый объём для верстака каменщика, магазина и стола для исследований и высчитал размеры мастерской. Построил первое помещение, сделал себе страничку и взял специализацию каменщика.
Группы зашли на сервер позже меня, увидели, что моя пустыня уже занята, и поселились в другой пустыне (но хотя бы на том же континенте). Вскоре я понял, что мы оказались далековато от цивилизации, и бегать к магазинам совсем не близко. Быстрый выбор отличного места сыграл с нами злую шутку.
На второй день я хотел купить аррастру и тележку — а инженеры их до сих пор не продают! Куда это годится? Инженеры в группах, естественно, всё накрафтили для своих, а одиночки что-то не спешили торговать. После некоторого ожидания один инженер появился в игре, и я с ним договорился, что нарублю брёвен за телегу и аррастру с вашгердом. Но чтобы эффективно привезти брёвен на телегу, нужна телега. Инженер оказался добрым человеком и выдал мне тележку авансом. А пока я рубил, он ушёл спать, так что аррастру я забрал уже на следующий вечер. В первые дни мы занимались строительством домов, крафтом и покупкой мебели.
На сервере организовалось три больших города. На северо-запад от нас, во второй пустыне, располагается Эребор, там люди из ролеплейного сервера играют в коммунизм.
На юго-западе город Трали-Вали, в нём жители торгуют между собой и почти не прописывают друг друга на своей территории. Из-за этого Трали-Вали развивался медленнее других городов, так как торговать дольше и сложнее, чем брать из общего склада бесплатно. Зато такой способ игры заметно интереснее. А развитая торговля вовлекает в игру одиночек и небольшие группы вроде нас с Максом.
Через несколько дней после старта на сервер пришла новая группа и основала третий город под названием Уганда. Их жителей легко узнать по тёмному цвету кожи персонажей. Имея огромный онлайн и коммунизм, они за два дня накопали в разы больше железной руды, чем Макс почти за неделю. В общем, Уганда быстро всех догнала и перегнала.
Кроме городов, есть ещё кооператив «Озеро», который организовался позже вокруг горного озера.
Также на сервере играли одиночки. Правда, активно торговали всего пара-тройка человек из них. Мы с Максом относили себя к одиночкам и ни в какой город не входили.
Профессии на сервере разделены на эпохи. В первую эпоху входят только начальные профессии: рудокоп, лесоруб, плотник, каменщик, инженер и подобные. Можно строить здания только первого тира. Чтобы перейти на вторую эпоху, нужно развить все профессии первой эпохи до максимального уровня (по одному человеку на профессию) и дождаться подтверждения от админа. Во второй эпохе появляются здания второго тира, выплавка и еда второго тира. А третья эпоха — промышленная. Главный плюс от эпох — игроки не бегут наперегонки, кто быстрее прокачает все профессии и собьёт метеорит, а играют в более расслабленном темпе. Не забывая строить красивые здания, дороги и магазины.
Как-то вечером мы обсуждали планы по введению своей валюты. Макс хотел привязать её к железу, которое появляется во второй эпохе. Проверяя рецепт станка для чеканки монет, мы заметили, что на сервере его забрали у кузнеца и перенесли в капитолий. То есть, мы уже можем его сделать? Чего тогда ждём? Проверив ещё раз, я заметил, что он требует здание второго тира. Тогда ладно, спешить некуда.
На следующий день я зашёл в игру и увидел, что в городе Эребор создали валюту Strudel. Не понял, как это им удалось? Вторая эпоха же ещё не наступила. Оказалось, админ тихонько поменял параметры пресса для чеканки, теперь он требует первый тир. Новая валюта делалась из клаймов, и доступ к прессу был у всех желающих. Мы посмеялись над этой затеей: кто же будет уничтожать драгоценные клаймы ради валюты? Бесплатных страничек-то нет, одна страница крафтится по цене целой книги. И действительно — на неё перешло всего несколько магазинов.
В тот же вечер в городе Трали-Вали создали вторую валюту — Spark. Её сделали из простого угля, чеканит только владелец. Изначально спарки предназначались для торговли внутри города (так как жители торгуют между собой, а не бесплатно кладут на общие склады). Но как только в их магазинах появились полезные товары, в Трали-Вали начали приходить игроки со всего сервера, и валюта быстро разошлась по рукам.
Повар Toster сделал третью валюту — Platinum, и начал продавать за неё еду. Он жил недалеко от нас и Уганды, кушать хочется всем, и валюта получила неплохое распространение в нашем регионе. Вскоре Уганда перешла на Platinum.
Мы с Максом подумали и решили таки не менять свои планы по изготовлению валюты из железа. Не перешли ни на одну валюту и продолжили торговать за мои кредиты. Из-за этого мы фактически выпали из экономики. Также мы не накапливали ни одну из валют, а, по сути, продолжали заниматься бартером, продавая одни товары, когда нужно было купить другие.
Люди прокачали стартовые профессии, построили дома и немного обжились в новом мире. Близилась вторая эпоха…
Продолжение — Вторая эпоха и битва за власть
В первые же минуты после запуска сервера я посмотрел карту и побежал занимать козырное место на стыке трёх биомов — пустыни, тропиков и лугов. Поставил палатку, открываю её, чтобы взять инструменты — а палатка пустая! Спросил голосом в Дискорде, в чём дело. Админ довольно ответил, что топор и кирка у меня в инвентаре, а всё остальное я могу сделать сам. По умолчанию палатка ничего не клаймит, а в инвентаре у меня всего четыре клайма. Вот это хардкор, прямо с самого начала. Срубил пару деревьев, поставил верстак, стол для инструментов и пару костров. Самый популярный вопрос вечера: «Где скрафтить колышек землемера?» (Ответ: в столе инструментов). Сделав колышек, я заклаймил верстаки, костры и пару складов, больше клаймов ни на что не хватило.
На старте ко мне присоединился известный по «Острову Пасхи» maxmydoc (будем называть его Макс). Он взял рудокопа и начал сразу копать шахту в пустыне. А я побежал в тропики собирать папайю, потом в болота за грибами, и пожарил это всё на костре. Дальше принялся строить мастерскую, в девятой версии она важнее, чем дом (если вы не фермер и не повар). Заранее посчитал необходимый объём для верстака каменщика, магазина и стола для исследований и высчитал размеры мастерской. Построил первое помещение, сделал себе страничку и взял специализацию каменщика.
Группы зашли на сервер позже меня, увидели, что моя пустыня уже занята, и поселились в другой пустыне (но хотя бы на том же континенте). Вскоре я понял, что мы оказались далековато от цивилизации, и бегать к магазинам совсем не близко. Быстрый выбор отличного места сыграл с нами злую шутку.
На второй день я хотел купить аррастру и тележку — а инженеры их до сих пор не продают! Куда это годится? Инженеры в группах, естественно, всё накрафтили для своих, а одиночки что-то не спешили торговать. После некоторого ожидания один инженер появился в игре, и я с ним договорился, что нарублю брёвен за телегу и аррастру с вашгердом. Но чтобы эффективно привезти брёвен на телегу, нужна телега. Инженер оказался добрым человеком и выдал мне тележку авансом. А пока я рубил, он ушёл спать, так что аррастру я забрал уже на следующий вечер. В первые дни мы занимались строительством домов, крафтом и покупкой мебели.
На сервере организовалось три больших города. На северо-запад от нас, во второй пустыне, располагается Эребор, там люди из ролеплейного сервера играют в коммунизм.
На юго-западе город Трали-Вали, в нём жители торгуют между собой и почти не прописывают друг друга на своей территории. Из-за этого Трали-Вали развивался медленнее других городов, так как торговать дольше и сложнее, чем брать из общего склада бесплатно. Зато такой способ игры заметно интереснее. А развитая торговля вовлекает в игру одиночек и небольшие группы вроде нас с Максом.
Через несколько дней после старта на сервер пришла новая группа и основала третий город под названием Уганда. Их жителей легко узнать по тёмному цвету кожи персонажей. Имея огромный онлайн и коммунизм, они за два дня накопали в разы больше железной руды, чем Макс почти за неделю. В общем, Уганда быстро всех догнала и перегнала.
Кроме городов, есть ещё кооператив «Озеро», который организовался позже вокруг горного озера.
Также на сервере играли одиночки. Правда, активно торговали всего пара-тройка человек из них. Мы с Максом относили себя к одиночкам и ни в какой город не входили.
Профессии на сервере разделены на эпохи. В первую эпоху входят только начальные профессии: рудокоп, лесоруб, плотник, каменщик, инженер и подобные. Можно строить здания только первого тира. Чтобы перейти на вторую эпоху, нужно развить все профессии первой эпохи до максимального уровня (по одному человеку на профессию) и дождаться подтверждения от админа. Во второй эпохе появляются здания второго тира, выплавка и еда второго тира. А третья эпоха — промышленная. Главный плюс от эпох — игроки не бегут наперегонки, кто быстрее прокачает все профессии и собьёт метеорит, а играют в более расслабленном темпе. Не забывая строить красивые здания, дороги и магазины.
Как-то вечером мы обсуждали планы по введению своей валюты. Макс хотел привязать её к железу, которое появляется во второй эпохе. Проверяя рецепт станка для чеканки монет, мы заметили, что на сервере его забрали у кузнеца и перенесли в капитолий. То есть, мы уже можем его сделать? Чего тогда ждём? Проверив ещё раз, я заметил, что он требует здание второго тира. Тогда ладно, спешить некуда.
На следующий день я зашёл в игру и увидел, что в городе Эребор создали валюту Strudel. Не понял, как это им удалось? Вторая эпоха же ещё не наступила. Оказалось, админ тихонько поменял параметры пресса для чеканки, теперь он требует первый тир. Новая валюта делалась из клаймов, и доступ к прессу был у всех желающих. Мы посмеялись над этой затеей: кто же будет уничтожать драгоценные клаймы ради валюты? Бесплатных страничек-то нет, одна страница крафтится по цене целой книги. И действительно — на неё перешло всего несколько магазинов.
В тот же вечер в городе Трали-Вали создали вторую валюту — Spark. Её сделали из простого угля, чеканит только владелец. Изначально спарки предназначались для торговли внутри города (так как жители торгуют между собой, а не бесплатно кладут на общие склады). Но как только в их магазинах появились полезные товары, в Трали-Вали начали приходить игроки со всего сервера, и валюта быстро разошлась по рукам.
Повар Toster сделал третью валюту — Platinum, и начал продавать за неё еду. Он жил недалеко от нас и Уганды, кушать хочется всем, и валюта получила неплохое распространение в нашем регионе. Вскоре Уганда перешла на Platinum.
Мы с Максом подумали и решили таки не менять свои планы по изготовлению валюты из железа. Не перешли ни на одну валюту и продолжили торговать за мои кредиты. Из-за этого мы фактически выпали из экономики. Также мы не накапливали ни одну из валют, а, по сути, продолжали заниматься бартером, продавая одни товары, когда нужно было купить другие.
Люди прокачали стартовые профессии, построили дома и немного обжились в новом мире. Близилась вторая эпоха…
Продолжение — Вторая эпоха и битва за власть
18 комментариев
Хм… а раньше Штрудель уже применял эти рейты?
Но вообще в 9-ке развитие ограничено не столько базовыми рейтами, сколько количеством ресурсов на книжки. Поэтому изменение рецептов книжек (чтобы одна страничка крафтилась), эпохи и рейты на крафт (в случае ММОзга) влияют на скорость игры значительно больше. Хотя, есть сервера, которые ставят в 10 раз больше опыта на 2-й уровень каждой профессии, тогда тоже заметен более медленный темп игры.
Замедление развития персонажа, как мне кажется, не менее важно, чем замедление технологического развития. Потому что выполняет те же функции, как и критикуемый многими «гринд» при повышенных рейтах на ресурсы: заставляет больше внимания уделять мелочам, принимать решения, которые действительно оказывают большой эффект в долгосрочной перспективе. Без этого замедления часто любая оптимизация теряет особый смысл — что с ней, что без неё это вопрос нескольких дней.
Я радуюсь распространению замедления, потому что не верю в способность игроков справляться с игровым дизайном лучше разработчиков. Да, благодаря своим серверам, мы можем исправить явные (на наш взгляд) ошибки, что и происходит в случае очень высокой базовой скорости игры, но это всё равно очень далеко от осмысленного дизайна со стороны авторов игры. Поэтому надеюсь на то, что разработчики подхватят идею существенного замедления.
Откровенно говоря, при нынешних базовых темпах игры, я уверен, авторы Эко теряют очень много игроков. Потому что я не представляю, как в стандартном игровом цикле человек с двухчасовым онлайном может не почувствовать себя абсолютно беспомощным слоупоком.
Конкретно в этом случае явных признаков махинации я не заметил. Однако, с валютами ещё будет продолжение :)
Это-то как раз и страшно, как мне кажется. Валюта не имеет ценности сама по себе. Она просто чек того, что считается реальной ценностью: ресурсов, товаров, услуг. Удобная прослойка, которая обеспечивает комфорт обмена реальными ценностями. Это не ещё один элемент экономики, а топливо экономики. Но максимально эффективным топливом валюта остаётся только тогда, когда соответствует текущей массе ценностей. Как только у тебя начинается несоответствие, и, например, товарная масса растёт, а объём валюты — нет, твои деньги сами по себе из топлива превращаются в товар, в предмет, набирающий свою ценность. В таких условиях его лучше придержать, ведь завтра на эту же сумму можно будет купить больше. Но, придерживая валюту, ты выводишь её из процесса, ради которого её и создавали — она из посредника в процессе обмена превращается в предмет потенциального обмена.
Вот почему у монетного двора, как мне кажется, всегда должна оставаться возможность допечатать деньги. Причём желательно делать это примерно с той же плавностью, с какой в экономике появляются новые товары и ресурсы. В случае с публичным доступом к монетному двору, это решается законами и квотами. Они могут устанавливаться на глазок, да, но это всё равно лучше статичной денежной массы, с каждым днём отстающей от того, что представляет реальную ценность.
На моём сервере это исправлено с помощью изменения рецепта. Тут вместо книги крафтится одна страничка. И если второй человек захочет взять выплавку или просто 5 клаймов, ему нужно тоже потрудиться и собрать ресурсы. Естественно, эти ресурсы становятся заметно более востребованы, и халявы с клаймами больше нет.
Спасибо!
Да, разумным кажется Ваш сценарий. Но, опять же, странно, что разработчики видят по другому картину. Скорее всего, в разрезе 2х недельного жизненного цикла сервера.
Долго и дорого, это примерно с чем сопоставимо: дом, станок, экскаватор?
На Т2, Т3 книги уже дороже, чем Т1?
Конечно. Т1 книги можно самому сделать. Да, придётся нарубить тележку дерева и накопать камней, но ничего сложного. Для Т2 книг уже нужно несколько профессий. Например, чтобы сделать книгу на кирпич или стекло, нужен каменщик, портной и инженер. Этих всех людей нужно найти и договориться с ними. На Т3 профессии (промышленность, нефть) ещё сложнее, там стоимость книги сравнима со стоимостью погрузчика и экскаватора. То есть, в пару раз дороже современного грузовика.
А как в 9.0 с оптимизацией?
А то на версии 7 или какой-то такой пробовал поиграть на ноутбуке и какие-то дикие фризы были.
i7-8550U / 16Gb озу / GeForce 150MX 2Gb GDDR5
Так же есть стационарный:
i7-7700 / 48Gb озу / GeForce 1050ti 4Gb (тут всё руки не дойдут видео-карту поменять, так как года 2 уже ни одной игры не включал: не могу найти компанию и проект, в котором захочется надолго зависнуть.