Я достаточно осторожно захожу на чужую территорию, обсуждая Elite: Dangerous и Star Citizen. Вернее, эта территория стала для меня чужой со временем, когда я понял, что ищу в играх другое, поэтому пришел в ММО. Тем не менее, я рад тому, что оба виртуальных мира представлены на ММОзговеде. Потому что эти проекты хотя и не стали в чистом виде ММО, могут подарить многое из того, что есть в моем любимом жанре. Главное – сегодня они стремятся подарить полноценный коллективный геймплей, разделение эмоций, совместные приключения. В то же время они могут подарить привычный одиночный геймплей. Тот самый, по которому мы знаем классическую Elite или предыдущие проекты Криса Робертса – Privateer и Freelancer.
В принципе, по структуре и корням этих проектов очевидно, что дальше расширения геймплея до состояния коллективного обеим виртуальным мирам едва ли удастся уйти. Понять это очень просто даже из беглого анализа геймплейных основ, которые в обоих проектах намертво завязаны на схему «игрок(и) — игра», а не «игрок(и) – игрок(и)». Это не упрек и не обвинение в каком-то «неправильном» конструировании. Наоборот – я хочу рассказать об игре, которая очень профессионально организовала собственное восхождение к мечте. Эта мечта, наверное, не может быть универсальной. Она ограничена естественными пределами базовой механики. Она не претендует на то, чтобы стать самым амбициозным виртуальным миром в истории для всех без исключения. Но она здесь – ее уже можно пощупать, поперебирать бесконечное ожерелье планетарных систем, пускай пока только осмотреться в кабине своего корабля, но живого и способного пролететь сотни систем. Мечтать о новых возможностях, используя существующие.
Не так давно разработчики Elite: Dangerous объявили о том, что в скором времени, кроме высадки на планеты в игре появится коллективное управление кораблями. Пока нам показывают только эскизы. Но давайте пробежимся по тому, что уже реализовано в игре и чем могут воспользоваться игроки уже почти год:
- Огромная, практически бескрайняя вселенная
- NPC-экономика, на которую может влиять игрок
- Интересная боевая система
- Добыча руды
- Нетривиальная система межзвездных путешествий
Это если совсем по вершкам. Окей, игроки получили базовый функционал очень высокого качества с встроенным мультиплеером. Первое же обновление приносит коллективные цели в виде строительства новых станций.
Второе обновление дает возможность объединяться в звенья и действовать совместно.
Третье обновление добавляет в песочный геймплей к привычным занятиям «торговать» / «копать» / «стрелять» динамическую систему противостояния NPC-фракций. Вы можете оказывать поддержку одной из фракций, и эффект от этой поддержки будет виден всем остальным игрокам. Как и вам будут видны действия других.
Все перечисленные дополнения очень точно расширяют возможности игры не только в сторону непосредственной коллективной игры, но и в сторону непрямого коллективного взаимодействия с разными знаками – как кооперация в строительстве, так и возможное противостояние в поддержке разных фракций.
Здесь чувствуется очень хорошее понимание целей и границ. И из-за этого следующие цели – высадка на поверхность планет и командное взаимодействие на уровне одного корабля – выглядят вполне реалистичными.
Поэтапное добавление элементов игры в процессе развития проекта хорошо еще и тем, что разработчики могут отслеживать реакцию игроков, менять приоритеты в развитии. Так выход в открытый космос отложен на неопределенное время, но, возможно, благодаря этому ближе стали более «вкусные» элементы игры. Кроме того, в отличие от попытки ввести все и сразу, постепенное внедрение не обрушивает на разработчиков тонны неизбежных ошибок и нестыковок между разными элементами геймплея.
Мне кажется, что Elite: Dangerous демонстрирует основное отличие виртуального мира от пускай самой разрекламированной, но игры. Виртуальный мир живет и развивается. Он не пытается вас очаровать всем сразу. Потому что все сразу невозможно. Может быть, вы, как я, не были очарованы Элитой в момент ее старта, но сегодня это уже совсем другая игра, с большим количеством возможностей. Завтра этот мир расшириться до поверхности планет. Послезавтра – до больших кораблей, для полноценного функционирования которых понадобятся команды, а в их ангарах будут еще и отдельные легкие истребители.
Сегодня обо всех базовых элементах геймплея Elite: Dangerous можно рассказать со всей определенность. И не думаю, что в будущем что-то в основании этого мира станет принципиально другим. Мир будет обрастать новыми деталями, но не изменится в главном. Это вас может устраивать или нет, это может быть вашим геймплеем или нет. Но вот он – берите его и пробуйте.
Я не знаю, выполнит свои обещания Star Citizen или нет. На его фоне Elite: Dangerous выглядит, с моей точки зрения, куда беднее. Нет того размаха, как в суммах, так и в обещаниях. Но зато есть результат. И если вам скажут, что Star Citizen может дискредитировать краудфандинг, вспомните об Elite: Dangerous, которая его, уже, на мой взгляд, давно оправдала. А проекту Star Citizen хочется пожелать успеха. Потому что два конкурента на таком рынке – это что-то совершенно невероятное, о чем игроки могли только мечтать.
40 комментариев
Если они каждый год будут выкатывать по настоящему серьезные и хорошие обновления — то вполне себе адекватная цена. Вопрос скорее в контенте, который они будут предоставлять за эту цену.
Ведьмак сначала оконсолился по графике чуть ли не в разы, а потом получает патчи десятками гигабайт.
Elite на аппарате вертит своих собственных фанатов и выпускается заново вместо аддона или просто патча.
Ватман вообще говном облил всех пекарей оптом.
Frontier Developments не обещали что обновления будут бесплатны до конца времен. Каждый следующий патч было удивительно слышать что за него не придется доплачивать.
Когда я чем-то занимаюсь, меня прежде всего интересует результат, а не процесс.
Если я крафчу или торгую в играх, то отнюдь не ради самого процесса крафта и торговли, а ради результата — игровой валюты, которую я на этом заработаю. А валюта, соответствено, дает мне ощущение прогресса в игре.
Если я в ММО воюю, то не ради самого процесса боя, а ради результата — трофеев с противника, захвата земель, если я состою в гильдии.
Нет, конечно и сам процесс может быть интересен, но процесс никогда не был для меня самоцелью. Например, я не пойду в игру только ради «хорошей боевки», зная, что за этой боевкой ничего не стоит, то есть она безрезультативна по факту.
А вот в Элите и ей подобных играх я вижу процесс, но не вижу результата. Можно сражаться. А зачем сражаться? Можно торговать с нпц. А зачем торговать с нпц?
Вполне возможно, я просто не врубился в геймплей этих игр, поскольку я в про них только слышал, но сам никогда не играл. Однако, пока мне в них ничего не понятно.
Я решил попробовать начать играть в игру с выводом валюты — Энтропию онлайн или Май Ландз. Не из-за жадности, конечно, я хорошо понимаю, что в реале в разы легче заработать деньги. А просто по тому, что в этих играх я вижу конкретный результат своих стараний свою победу или поражение. Ну и кроме того, я считаю, что игра на реальные деньги — внутренне дисциплинирует. В таких играх, как я ожидаю, все действия игроков будут рациональны и взвешены.
В своем стиле, да.
А ММО, по вашему мнению, это исключительно пикник с друзьями?
При наличии друзей или хотя бы желания/способности их завести — да, «пикник», т. е. совместное времяпрепровождение, целью которого является получение удовольствия.
Вы мне сейчас высказываете свое мнение на счет игр, только и всего. Вы. Ваши интересы в играх. Как вы видите хорошую игру.
А я вот вижу хорошую игру совсем по другому.
Кошелечке?
Ева, вообще-то, не только игра про пиу-пиу в космосе. Это еще и военно-экономическая стратегия. Самая развитая экономика из всех ММОРПГ!
Поэтому в Еве очень важно, сколько нулей у суммы в вашем кошелечке!
Вы некоторое время состояли в команде ССР. Могли бы Вы, опираясь на ваш опыт, сказать, почему некоторые игроки выбирают EVE online, а не, к примеру, Ворлд ов Варкрафт или ГВ2?
Но все таки принципиальная разница между Евой и ВОВ есть. Игрок, приходящий в Еву, соглашается на потенциальные риски стать жертвой других игроков.
А игрок, приходящий в ВОВ — нет.
Вы то никогда не перепутаете Скайфордж с Даркфолом.
Только поправка. Для Вас интересный геймплей.
Здрасьте приехали. А с чего вы взяли, что знаете какой геймплей интересен для меня? Я и сама как бы не знаю, пока не попробую. Так что поправка ваша полностью бессмысленна.
Могу сказать, как я ищу интересные для себя игры. Все очень просто.
Во-первых сразу отсеиваю все парки развлечений.
Во-вторых смотрю на такой сверхважный показатель игры как «штраф за смерть» персонажа. Штраф нулевой — отсеиваю игру.
В третьих — очень важно, как именно разработчики позиционируют свою игру. Если текст пестрит такими словами как: фан, веселые осады, питомцы, у нас вам будет весело и т.д. если игра делает акцент на халяве — отсеиваю игру.
Потом выбираю из оставшегося. А выбор то уже и совсем небольшой))
Как я ищу интересные для меня игры? Я в них играю:)
По счастью у меня очень рано, как ни странно даже, до знакомства с ММОРПГ, появилось точное представление о своей игре, той которая почти обязательно мне понравится.
Во-первых мне нравится серьезный, ответственный геймплей, без всяких хиханек-хаханек и натужных попыток от разработчика развеселить.
Да, первая моя игра была ВОВ. Но я и начал то в нее играть после того, как увидел Саус Парк.Одна серия мультфильма была про непобедимого персонажа, который убивал всех игроков на право и на лево и потребовался особый меч и месяцы стараний чтоб с ним справится. Была еще одна серия, в которой персонажа в ВОВ убиали и только какой-то сверхредкий эликсир способен был вернуть его к полноценной жизни.
Вот после этого я и попробовал играть в ВОВ и… разумеется, сразу же обломался. Ничего похожего, даже близко.
Ну больше я таких глупых ошибок не делал никогда. Прежде всего ключевые аспекты геймплея и только если они мне подходят — скачиваю игру.
И сами же себе отвечаете
Валюта, даже только игровая, в моем понимании должна добываться в жесткой конкурентной борьбе с другими игроками. Если она достается мне в результате каких-либо формальных действий — типа торговли с нпц, то валюта перестает для меня быть ценностью. А сам процесс ее заработка, соответственно, становится скучен.
Ради валюты, ценностей, земель, за которые происходит жесткая борьба между игроками — я вижу смысл сражаться, торговать, производить. Тогда, когда ресурс ограничен.
И не вижу смысла заниматься чем-то подобным, где ресурс неограничен, поскольку игра генерирует ценности по нуждам игрока.
На счет казино. Я понимаю, что в играх деньгам неоткуда взяться, кроме как из карманов игроков. Тем не менее принципы у казино и у игр с выводом валюты, на мой взгляд, несколько различны. В казино все основано только на удаче, на шансе, тогда как в играх нужно еще и умение.
Такое чувство, что вам остроты конкуренции в жизни не хватает — устройтесь работать в крупную фирму с хорошими зарплатами и подковерными интригами, поселитесь в «неблагополучном» районе… я прям не знаю.
Ну а по сути конкуренция есть пвп — почему бы тогда не переключиться на чистые пвп игры типа сессионок и всяких DOTA или шутеров — недостаточно велики потери в случае поражения? Вы не будете удовлетворены количеством слез противника? Играйте в пермадес типа Haven and Hearth или EVE (не так жестоко, но все же ощутимо).
А насчет казино — там тоже можно применить умение до определенной степени. Но как и в казино, в играх с выводом денег всегда присутствуют элементы рандома и удачи и ВСЕГДА контора в плюсе и не выплачивает больше, чем получает.
Ну может в играх человек ищет как раз то, чего ему не достает в реале. В реальной жизни я совсем не хардкорщик и не хочу им быть. Извините, слишком большие ценности на весах. Жизнь, здоровье, состояние. Пропасть между РЛ и самой хардкорной игрой — поистине колоссальна.
В игре человек, на самом деле, не рискует и одной тысячной частью того, чем он рискует в реале, даже ведя самую тихую и скромную жизнь.
Поэтому зачем крайности? Мне не нужен криминальный район в реале, мне нужна хорошая хардкорная игра и только.
Вот именно. Процесс есть, а результата нет. Нет настоящего поражения и нет настоящей победы.
Спасибо. Я как раз играю в Салем. Играл и в Еву и очень любил эту игру. До тех пор пока не изменилась ее идеология.
В казино — в очень ограниченном виде. В играх с выводом денег успех игрока все же гораздо больше зависит от его действий.
И потом, я же не собираюсь зарабатывать на этих играх. Мне нужен просто символ успеха, даже если я сведу свои денежные потери в них к нуля — уже буду счастлив.
Кхе-кхе.
Вы считаете, что только ПвПешер имеет право называться хардкорным игроком?
А как же мирный игрок, живущий в хардкорном мире? Который на своей шкуре ощущает все его риски и опасности?
В данном конкретном комменте, кстати, я говорил о своей специализации в игре. О том, что я мирный игрок и не собираюсь брать в руки дрын и раззявив рот бежать на приступ какой-то-там звездной системы.
Эти вопросы должны для мирного игрока решаться через товарно-денежные отношения с другими игроками. Заплатить наемникам. Заплатить хозяину системы. Заплатить пиратам, в конце концов.
Очень наивно полагать (если это, конечно не шутка), что я сбежал из Евы из-за риска и опасностей. Каких именно опасностей? Покажите мне их хотя бы.
Игра, к сожалению, была, к моему уходу, устроена так, что в практически абсолютной безопасности хайсеков, я мог бы зарабатывать не меньше чем в нулях. И при желании я мог бы легко сменить место жительства на какую-нибудь хайсечную систему, не потеряв при этом в заработке.
Так от чего же я «сбежал» из Евы?
жил обычный сканерщик на нуллифаерной тенге, японец. Контактов с местными у него не было, ловить его пытались очень много раз, но не получилось. Жил, ломал радарки и магнитки, вывозил добытое и спокойно уходил от преследования местных жителей.
Это так, к слову о хардкорности, наличии фантазии и мозгов.
Я между прочим боевые сайты регулярно делал в чужом космосе, а не только «радарки и магнитки» (которые, между прочим, в отличии от боевых сайтов делаются на раз-два и почти без риска быть на них сбитым).
Вы, как бы не поняли, что в этом комменте я говорю как раз о том, что отнюдь не мифические трудности заставили меня уйти из Евы, а кое-что другое.
Cпорить о том, кому что в играх нравится — так вообще неблагодарное занятие. У каждого будет свой интерес и каждый будет по-своему прав. Но честно признаюсь, что мне не нравятся такие игроки как вы — ваше удовольствие всегда кому-то стоит нервов и совсем не игровых, а очень даже реальных.
Это к слову о том, что в плане психологии и взаимодействии игроков (как реальных людей, а не субъектов игры) граница между реалом и играми ну ооочень размыта, если вообще существует.
Но о своих интересах я все же буду писать всегда, поскольку считаю их вполне достойными и адекватными, и они точно не хуже интересов других игроков.
А чем, по вашему мнению, мои игровые интересы могут повредить нервы другим игрокам?
А потому победа любой ценой (и это порой переходит все разумные границы) и превентивное уничтожение слабых противников (чтобы никогда не могли стать сильными), которое со временем входит в привычку. Ну как я это вижу.
Очень ожидал именно выхода в космос. Думал что он появится раньше посадок на планеты и т.п. Но коллективное управление конечно же гораздо интереснее и лучше, хоть разговоры о добавлении этой возможности в разработку и стали большой неожиданностью.
Вообще Frontier Developments никогда не раскрывает все карты сразу. Крупицы информации о следующих обновлениях приходится ждать месяцами.