Вы не могли не заметить бума вокруг Pokémon GO — игры в дополненной реальности, где люди толпами бегают по реальной местности. А если даже вы не заметили, рынок свое слово уже сказал — акции Nintendo за пять дней, прошедших с запуска игры, выросли более чем на шестьдесят процентов. В общем, успех, популярность, новое слово, передовые технологии… или все это что-то очень сильно напоминает? Раф Костер решил поделиться своими наблюдениями на эту тему.
Я говорил об этом раньше, но в связи с вирусным ростом популярности Pokémon GO стоит об этом сказать снова. Дополненная реальность — это такой же виртуальный мир, как многие другие, такой же MMO-мир, со всеми их проблемами в дизайне, к которым теперь добавится еще несколько новых.
Искаженные Очки
Для некоторых, особенно тех, кто знаком с онлайновыми виртуальными мирами давно в разных их проявлениях, это очевидно. Но, мне кажется, что среднестатистический представитель компании, работающей с технологиями дополненной реальности, или социальной виртуальной реальностью, положение вещей так не воспринимает. Мы уже видим подтверждение того, что большинство уроков прошлого просто не учитываются при создании этих игр.Но есть и те, кто считает, что речь идет о принципиально других технологиях. Самый распространенный аргумент в защиту такой точки зрения я лично называю “искаженные очки”. Очки или, как демонстрирует Pokémon GO, смартфон, это просто транслятор. VR-шлем — это тоже транслятор. Но, как я объяснял уже раньше, «виртуальность» мира не определяется типом транслирующего устройства. Я буду использовать ММО в качестве базового термина, так как именно они наиболее известны широкому кругу.
- У World of Warcraft есть сервер, который создает игровое пространство. Для этого он использует карту, которую кто-то придумал.
- У Pokémon GO есть сервер, который создает игровое пространство. Для этого он использует карту реального мира.
- У World of Warcraft есть сервер, который отслеживает индивидуальные подключения и позиционирует их на общей карте.
- Pokémon GO делает то же самое.
- У World of Warcraft есть алгоритм появления монстров, с которым можно взаимодействовать.
- У Pokémon GO тоже.
На самом деле, если вы попробуете сравнить оба сервера без конкретизации данных, которыми они оперируют, вы, скорее всего, обнаружите, что они занимаются одним и тем же.
Сторонники идеи, что клиент оказывает определяющее значение на опыт погружения, испытываемых эмоций и эффекта присутствия, возможно, забывают, на каком хламе возник термин “Телеприсутствие”. ММО-миры, зеркальные миры и дополненная реальность используют одну и ту же основу. Уверен, что создатели Pokémon GO знают об этом, потому что их CEO участвовал в разработке одной из первых MMO — Meridian 59, так же, как и Keyhole — одного из первых и самых известных зеркальных миров, ставший впоследствии Google Earth.
Клиент — это вы
Держа в руках смартфон, мы думаем, что “клиент” — это небольшой экран, на который мы смотрим, пытаясь поймать покемона. Но это не так. Посмотрите на список разрешений на доступ к различной информации, который запрашивает игра. Это не самодостаточное приложение. Pokémon получает доступ к вашей почте и может посылать вам письма. Pokémon знает, где вы находитесь. Pokémon может подключиться к вашей машине. Ему известно, кто ваши друзья.Вы и есть клиент. Вы — аватар. Ваша реальная жизнь — то, что будет использоваться для формирования списка друзей, локации или чата… ошибка считать, что все это существует за пределами вашего аватара. Конечно, смартфоны постепенно съедают вашу приватность, чтобы помогать вам лучше ориентироваться, предупреждать о пробках или повышать ваш комфорт в другой сфере. Это началось не вчера. И поэтому да:
Никто не отменял справедливость старого железного правила: “никогда не доверяй клиенту”. Поэтому первый глобальный вопрос: “можно ли вам доверять, раз уж так получилось, что вы клиент?”.
Ответ: скорее всего, нет. Потому что, к примеру, тысячи людей скачали зараженный Pokémon GO и полностью потеряли контроль над своим телефоном.
Но это только маленькая начальная причина, почему вам не стоит доверять.
Мир под управлением пользователей
База данных Pokémon GO — это, фактически, копия базы данных Ingress — предыдущей игры компании Niantic. Нужно заметить, что эта база данных в основном наполнялась силами энтузиастов. Это уже сегодня заставляет думать предприимчивых игроков о том, как они могут использовать игру Ingress для того, чтобы повлиять на расположения мест прокачки покемонов в Pokémon GO. Кроме того, появились жалобы о том, что огромные участки на Земле, где есть фанаты игры, остались без таких площадок, потому что игроки в Ingress не уделяли этим регионам внимания.В любом случае, у нас уже есть интересные ситуации. Вот человек, который живет в доме, предположительно помеченном пользователями Ingress как зал для тренеровок покемонов. Какие последствия? Помимо вполне реального риска постоянных вторжений, мы видим, как дополненная реальность может быть использована непосредственно для того, чтобы изменить стоимость дома или условия жизни, без контроля за этим процессом со стороны жильца.
К чему это может привести? Давным давно, в Star Wars Galaxies, мы позволили игрокам строить дома и даже города в абсолютно любом месте. Владение городом давало игрокам возможность устанавливать свои правила на их территории. В том числе и те, что определяли, кто и кого может атаковать. Некоторые хитрые игроки возвели свои города окружив или просто накрыв часть игрового контента, сделанного разработчиками. После чего занялись вымогательством или простым убийством тех, кто хотел добраться до этого контента. (Вы не можете убивать других игроков в Pokémon GO, но… вы клиент. Мы вернемся к этому вскоре.)
Влияние реальной экономики
Итак, у нас неожиданно появилась возможность влиять на ценность реальной недвижимости. Но Pokémon GO может также изучить несколько уроков из прошлого о влиянии на экономику в ММО. В свое время мы осознали через ряд болезненных уроков, насколько мощное влияние на экономику могут оказывать наши ошибки. Например, однажды в UO мы своими руками случайно создали параллельный рынок и установили курс обмена виртуальных вещей на реальную валюту. Ууупс. Это ведь точно не может произойти с Pokémon, правда?Вообще-то, мы уже видим объявления в кофейнях, где вам предлагают скидку для тех, кто принадлежит или готов присоединиться к конкретной команде. А сегодня вышла статья в Forbes, где дают бизнес-советы, как использовать игровой контент для привлечения клиентов. Не сомневайтесь — это первые шаги в направлении торговли за реальные деньги. И еще один способ влияния на экономику. Уже сейчас идут дискуссии о том, как будет осуществляться обмен покемонами с явными ожиданиями того, что это сразу выйдет за рамки игры. В конце концов, в тексте Ренди Фармера все это было довольно четко изложено еще в 2004 году:
Вот перечень шагов на скользком склоне виртуальной экономики:
- Свободная передача предметов ведет к Твинкам
- Свободная передача предметов плюс Чат плюс Доверие ведет к Торговле
- Торговля минус Чат минус Доверие плюс Автоматизация ведет к Надежной Торговле
- Надежная Торговля плюс Дефицит плюс Ликвидность ведет к Внешней Торговле (eBay)
- Внешняя Торговля минус Доверие плюс Автоматизация ведет к тому, что Виртуальная Экономика окончательно становится частью Глобальной Экономики.
Помимо этого, есть еще и вполне реальный вопрос справедливости. Если одна кофейня или бар обозначены как Pokéstop, а другие — нет, Niantic или Nintendo прямо влияют на то, у кого из них будет лучше идти бизнес на отдельно взятой улице. Если игра продолжит процветать, ждите момента, когда люди поймут, что их реальный бизнес зависит от расположения на игровой карте.
В следующей части: Игроки против Игроков, То, что пока не произошло, Правительство.
53 комментария
www.youtube.com/watch?v=kYQ_PHOCjyg
www.youtube.com/watch?v=TJG4aEtKeUw
играидея (концепция, технология… да вообще — все это всё и сразу) совсем не нравится… 8-\Никак жителю виртуальных миров (но это ще не так страшно), ни как жителю реального мира.
Это если коротко.
А подробно — Раф Костер в оригинальной статье как раз и пишет (правда, не очень понятно).
Что касается лично меня, у меня просто шерсть на загривке встает дыбом от этой идеи «дополненной Игрой реальности». Скорее всего — это уже мой психологический барьер какой-то. Я такж, например, не перевариваю сенсорные интерфейсы, которые теперь везде пихают, лишая меня возможности поьзоваться тактильными ощущениями
Когда вместе играет много незнакомых людей по правилам, установленным третьими лицами, такую ситуацию я с трудом могу сравнить с зарницей, организованной приятелями.
А вообще кто нибудь слышал о крупных скандалах связанных с той же Ingress? А то тут все пишут так будто у нас нет примера достаточно крупной игры в дополненной реальности.
P.S. Повторюсь еще раз — покемоны это казуальная мобильная игрушка, примеры из EVE или Ультимы работают тут куда меньше чем хотелось бы. В другую сторону надо смотреть.
А вот к городским играм, (не)периодически организовываемых ролевым сообществом это вполне близко. Только на более техничном и профессиональном уровне.
Иллюстрация к тому что аксиомы «вы-аватар» и «вы-клиент» вполне могут стать неотъемлемой частью жизни. И риски. Да, множество рисков! Социальных, экономических, государственных.
Ну, как сказать…
Главное отличие хорошего инфоповода от плохого — за его публикацию даже в самом «крутом» профильном издании не надо платить, потому что инфоповод сам по себе интересен аудитории издания.
Two words. Just two words. Social media.
ИМХО, уже ожно воспроизвести (только вот насчёт ускорения, имхо, фантазия автора.).
PS: обработка скриптов через .NET framework — зло и даже в Accel World на нём залагивали систему.
Да и не только он. Есть довольно много аниме, где эксплуатируется идея «локальной ММО». Т.е. онлайн-игры, где ты натыкаешься не на рандомных игроков, которых больше никогда не увидишь, а людей, которые находятся с тобой по соседству. По большому счету схожий экспириенс мы испытывали, когда играли на внутресетевых шардах линейки или РО, где игроки с высоким шансом были соседями по улице или району.
И это действительно классный концепт. Хоть текущее развитие подобных игр на зачаточном уровне, но он открывает для геймеров новые горизонты. Как раньше тебя из окна могли позвать «Давай в футбик, нас число нечетное», так сейчас вполне возможно появление на игровом форуме сообщений типа «Народ, собираю рейд на покемонов, район такой-то». Т.е. люди будут в реале собираться не только на оффлайн-сходки, но и в непосредственно игровых целях.
И на этом фоне неимоверно бесят те идиоты, которые пытаются это запретить. Я конечно понимаю, что убрать покемонов из церквей и школ было бы неплохой идеей(хотя на самом деле ничего плохого тут нет, если смотреть глубже), но запрещать такой прорыв в игровой сфере могут только скудоумные кретины.
И вот блин скажите мне, что здесь фоном не подходит какая-нить тема из Игры престолов. =))))
Жаль правда нет способа связаться с другими игроками и скооперироваться. Системы личных сообщений игре крайне недостает. Но потенциал, повторюсь, практически неограниченный.
Просто женский персонаж высокого уровня =))
Единственный (опять же, надеюсь, что пока единственный) способ взаимодействия с другими игроками. Местные «арены», раскиданные по карте, которые надо захватывать и оборонять.
Захватывать гимы в этом направлении)
«Лидеры» — обладатели покемона самого высокого уровня на арене. У красных в кажддом гиме были разные лидеры, плюс игроки все были примерно равного уровня.