Вторая часть рассуждений Рафа Костера о том, почему дополненная реальность — это та же ММО, посвящена еще более жестким и противоречивым темам — PvP, переходящее в реальный мир, использование уязвимостей или незапланированных возможностей и, наконец, ответственность создателей игры за поведение игроков и последствия, к которым приводят ситуации в виртуальных мирах.
Игрок против игрока
Противостояние игроков — привычный элемент классических ММО. Pokémon GO пробует пойти дальше в этом вопросе, следуя модели, которая уже использовалась в предыдущем их проекте дополненной реальности — Ingress, а также в ранних играх с этой технологией. Суть ее заключается в захвате места прокачки покемонов одной командой у другой.Но… помните — вы же и есть клиент. Что мешает заблокировать какое-то помещение? Например, просто закрыть дверь. Или использовать форму физического устрашения хозяина смартфона.
Учитывая недавние события, случившиеся с убийством двух чернокожих мужчин полицейскими без явных на то причин и последующую стрельбу снайпера в полицейских, появляются справедливые опасения в том, что игра в Pokémon GO и “странное поведение” с точки зрения стороннего наблюдателя может стать реальной угрозой для жизни или здоровья игрока. К счастью, есть совершенно противоположные истории о том, как к мультирасовой группе людей, которая могла быть принята за драгдиллеров, учитывая, что дело происходило в парке посреди ночи, подошел полицейский и, поняв, что происходит, присоединился к игре в Pokémon GO.
Так что получается — опасения преувеличены? Не думаю. Ведь вы клиент, и в реальной жизни не существует переключателя режима PK. Когда в 1998 году Ultima Online стала доступна в Гонконге, мы столкнулись с очень серьезной проблемой. Реальные представители триад организовали внутриигровые гильдии и включились в PK-войны. А затем очень быстро перенесли их на реальные улицы. Насколько мне известно, в Pokémon GO нет кнопки “вызвать админа”… ой, простите: “вызвать полицию”. Будьте уверены, разделяя людей по командам, вы в той или иной степени стимулируете агрессивность представителей команд по отношению друг к другу. Единственная надежда разработчиков игр в том, что эта агрессия будет заключена в формате, разрешенном игрой, и не выйдет за его пределы.
То, что не произошло… пока
Не поймите меня неправильно — социальные элементы в этой игре одни из самых мощных. У Pokémon GO лучшая из возможных систем передачи эмоций — человеческое тело. Наиболее элегантная и общедоступная система коммуникиции: смартфон для общения на расстоянии и ваш собственный голос с полноценным присутствием при локальном общении. У этой игры самая детализированная и максимально реалистичная игровая карта. Спасибо реальному миру. Мы видим потрясающую социальную активность, огромный выброс радости и удовольствия от игры по всему миру.Но нам стоит ожидать всего того, что происходило в ММО, потому что дополненная реальность — это MMO. Каждый баг, каждая незапланированная возможность в игровой механике, которые вы можете вспомнить из истории WoW или EVE Online, обязательно случатся и здесь, но в вашем местном парке или (о святые небеса!) в вашей церкви.
Приятно видеть, что через несколько дней после запуска проекта в Niantic решили, что неплохо бы начать поиск комьюнити-менеджера.
Но, откровенно говоря, приходить на этом этапе к мысли, что было бы неплохо управлять жизнью своего сообщества, немного поздновато. Это должно было быть очевидно давно. Ведь у всех игроков есть реальные аватары. Которые говорят. Которые будут торговать. Которые путешествуют по миру. Которые покупают какие-то вещи. Которые взаимодействуют с другими людьми. Которые оказывают влияние на карту. Которые оказывают влияние на реальную экономику. Вскоре, вот увидите, кто-то обязательно подаст в суд на игру за то, что она отслеживает их перемещение. И, скорее всего, еще за многое другое. Не в этой игре, так в другой подобной.
Это форма управления людьми
У нас есть специальный термин для сущности в реальном мире, которая имеет доступ к вашей приватной информации, которая контролирует экономику, которая, к сожалению, может напрямую влиять на стоимость вашей недвижимости, и которая может вводить правила, по которым люди взаимодействуют между собой. В виртуальных мирах мы говорим что те, кто имеет подобную власть над миром — боги.Facebook, Google и да, с этого момента — компании, управляющие игрой Pokémon, после того, как она перешла в формат дополненной реальности, имеют полномочия, схожие с полномочиями правительства. Как только они переходят в публичную сферу жизни, приходит время начать серьезно думать о последствиях того, что они делают.
В городе O’Fallon, штат Миссури, злоумышленники планировали вооруженные нападения при помощи инструмента “Pokémon lures”. Это прямые последствия игровой механики. Возможность, которую дала игра, и которой не было до этого.
Мы уже видим изображения, скомбинированные при помощи Photoshop, где покемоны изображены на вооруженных полицейских подразделениях SWAT в Baton Rouge, где сейчас происходят волнения. Что может случиться, если инструменты, которые доступны в этой невинной игре, кто-то использует в совершенно другом социальном контексте?
И мы снова возвращаемся к цитате из текста, который, похоже, с каждым годом только набирает актуальность:
Однажды не останется никаких отдельных “админов”. Однажды это будет вашим банковским счетом, вашим продуктовым магазином, вашей налоговой декларацией и да — вашей виртуальной домашней страницей с данными, которых больше нигде нет. Однажды “Лавина”, “Нейромант” и “Otherland” сольются, и будет очень сложно написать в Службу Поддержки. В профиле вашего аватара может оказаться ваша кредитная история, ваше резюме и диссертация, рядом с информацией о полученном игровом опыте.
Когда это случится, я хотел бы, чтобы у нас было чуть больше прав перед лицом очень большого распределенного сервера анархического виртуального мира, в котором очень сложно сменить поставщика услуги.
Не так давно я говорил с очень влиятельным человеком из Кремниевой Долины. Я спросил у него об этических последствиях социальной виртуальной реальности и дополненной реальности. Он посмотрел на меня непонимающим взглядом и спросил “какие еще этические последствия?”. Честно говоря, это напугало меня до чертиков. Вы проектируете сообщество, намеренно или ненамеренно своими решениями влияя на то, как именно люди будут там себя вести.
Для самостоятельно изучения
Есть несколько интересных фантастических произведений, которые вам стоит изучить.- Полноценное исследование игр с дополненной реальностью Vernor Vinge’s Rainbows End [Amazon].
- Для размышлений о том, как пересекаются реальные и виртуальные миры, я рекомендую Cory Doctorow’s For the Win [Amazon].
- Также советую прочитать Charles Stross’ Halting State [Amazon] — хорошее исследование взаимопроникновения реального и виртуального мира.
Если вы работаете в сфере социальной виртуальной реальности или дополненной реальности, пожалуйста, пожалуйста, пожалуйста — познакомьте с историей виртуальных миров. Осознайте, что ваши пробелы в знаниях могут привести к хорошо известным и довольно неприглядным проблемам, но в этот раз с куда более серьезными психологическими и физическими последствиями. Когда вы это сделаете, вы поймете, что ответственность полностью на вас.
- Julian Dibbell’s “A Rape in Cyberspace”, или даже лучше всю книгу My Tiny Life [Amazon]. Возможности виртуальных миров, описанные там, пока недоступны в дополненной или виртуальной реальности, но они там появятся довольно быстро.
- The Black Rose Incident — иллюстрация психологии игрока в виртуальном мире и того, насколько быстро и легко мы можем терять человечность там.
- Упомянутый уже выше текст Rights of Avatars, если позволите не проявлять излишнюю скромность, фундамент для вашего понимания того, что может поглотить вашу жизнь.
- Dr Richard Bartle’s Designing Virtual Worlds [Amazon] должен открыть глаза на весь спектр того, о чем вам стоит задуматься при создании виртуального мира — любого вида.
В качестве альтернативного варианта могу предложить обратиться к одному из множества специалистов, имеющих опыт в этой сфере, и просто их послушать.
25 комментариев
Дополненная реальность отлично подходит для соцсетей, навигации, справочной информации и прочего, что является отражением и продолжением невиртуальной среды в виртуальном пространстве — здесь слияние одного с другим является естественным прогрессом. Но вытягивание игры в неограниченную внешнюю среду (тем более, если по оставшейся от заведомо отделённых виртуальных миров привычке сознательное ограничение допустимых действий не очень оговаривается — там-то большинство этих ограничений задано механикой) чревато непродуманными со стороны игроков последствиями.
Ральф приводит примеры из EVE или Ультимы, а надо смотреть на Angry birds или Clash of Clans. Ну или тот же Ingress. Это совсем другие игры и совсем другая аудитория.
Представьте две группы подростков весело играющих в Pokemon Go, которые противостоят друг другу. Одна группа проигрывает и обижена, но дам подростки на 2-3 года постарше и они просто навешивают люлей в отместку группе «победителей». При следующей встречи такого рода, они могут навешать люлей уже примитивно. Младшие в свою очередь либо заручатся поддержкой взрослых, либо поищут вокруг палки и камни, чтоб более успешно противостоять агрессии. Возможно в голову одного из них придет идея захватить кухонный нож.
Подростки, так любящие казуальные игры и сам образ покемонов, должны быть весомой частью аудитории, как мне кажется. Кроме того, за счет богатого воображения, для них дополненная реальность существует допустим не на 50%, а на все 90-95%. Это для них действительно реальный мир и проигрыш в игре реальному живому противнику, который стоит рядом и усмехается, для некоторых из них может стать смертельной обидой.
Нет смысла сравнивать уровень самосознания среднестатистического игроков в покемонов, и игроков в EVE, где существенный порог вхождения и нет ярких няшных зверушек для привлечения эмоциональной аудитории. В EVE чаще играют люди способные контролировать свои эмоции и просчитывать действия наперед.
Люди выходят из дома, конечно это всегда более рисковано чем сидеть дома за компом.
Казаки-разбойники — это сессионка, результаты которой никак не влияют на следующие игры.
Pokemon Go нифига не сессионка. В ней ваши победы и проигрыши имеют результат, отражающийся на конкретных параметрах, которые имеют значение для новых игр. Это виртуальный мир живущий по своим правилам и существующий непрерывно. Тут нет понятия «конец игры», обнуляющий достижения.
Игра тут не всего лишь вскроет уже существующую криминогенную обстановку, не более. Ничего нового она не создаст.
Как бы чего не вышло! Хех. Будем посмотреть.
Тут, конечно, всё проще, но всё равно очень даже ММОшно. Именно благодаря геолокации и тому, что остальные игроки влияют на тебя, в том числе и физически.
Много лет назад когда я общался с представителями ру-локализаторов, то предположил что следующим этапом игр будут игры, в которые ты можешь играть дома с компа, а потом в дороге со смартфона. Следующими играми я считал уже, как сейчас называется, игры дополненной реальности. В итоге сейчас играю в Альбион, доступный на планшетах так же и в покемонов. Будущее наступило быстрее моих ожиданий.
Главная опасность покемонов — невнимательность на дороге. Зато игра заставляет вас двигать попой
записи в базе данныхпокемоновЛюди ловят покемонов.
Картинка криво режется, так что ссылка =)
Полная галерея