Глава Epic Games — Тим Суини — выступил с громкой речью, изобличающей лутбоксы в игровой индустрии и компании, «которые зарабатывают на том, что вредят своим клиентам», прямо назвав при этом Google и Facebook. Эти слова могли бы стать чем-то действительно важным в истории игровой индустрии, если бы за ними была осознанная позиция и личный пример. Но вместо этого речь Тима Суини больше напоминает известный крик «Держите вора!», сделанный в качестве отвлекающего манёвра. И вот почему.
Если бы Тим Суини действительно хотел решить проблему, уверен, он двигался бы от общего к частному, а не наоборот. Он рассматривал бы причины, а не закономерные последствия процессов. Он бы начал с себя, потому что переключать внимание на Google и Facebook значительно проще, чем вспоминать о том, что в Fortnite до недавнего времени были тонны лутбоксов, на которых компания сделала отличный бизнес. А главной маркетинговой стратегией Epic Games Store до сих пор остаётся бесплатная раздача одних игр и монополия на продажу других. Наконец, если бы Тим Суини действительно хотел встряхнуть игровую индустрию, он указал бы на другие компании именно в игровой индустрии. Да, это было бы некорректно, но куда полезнее для внутренней дискуссии, чем критика Google и Facebook.
Формальные причины говорить о Google и Facebook у главы Epic Games действительно были:
Так глава Epic Games причислил игры к важным социальным платформам. После чего переключился на критику новых партнёров по цеху, назвав их практики «ужасными»:
Ух! Смело. Но давайте попробуем рассмотреть ситуацию без эмоций.
Ничуть не защищая описанные практики Google и Facebook, хочу заметить, что первопричина их возникновения лежит в отсутствии сделки между пользователями и организаторами сервиса.
Но ведь за каждым этим сервисом стоит огромная работа, не говоря уже об элементарной технической поддержке. Изобретённый Google алгоритм индексирования основывается на рутинной работе «краулеров», которые бесконечно шерстят каждую страницу в интернете. Количество страниц увеличивается ежесекундно. Алгоритмы совершенствуются, включая в себя поиск по картинкам, видео и аудио. Мы производим всё больше контента и хотим, чтобы весь он индексировался практически мгновенно. Ведь мы хотим получать самую актуальную информацию.
Мы хотим. И нам дают. Бесплатно. Потому что когда появлялись Google и Facebook, у нас и мысли не могло возникнуть по поводу того, чтобы ещё за это платить. Мы и интернет-то не очень понятно для чего оплачивали тогда, если не считать порносайты. И все эти гуглы с фейсбуками своей деятельностью едва покрывали мотивацию заплатить местному провайдеру. А уж неуклюжие странички, которые что-то там пытаются сделать, но выглядят при этом как плохо свёрстанная школьная стенгазета, точно не могли считаться отдельным продуктом, достойным денег.
Сейчас всё изменилось. Кроме нашей привычки хотеть ещё больше и получать бесплатно. И тут вдруг выясняется, что все эти мощности, все эти алгоритмы, все эти услуги кто-то должен был оплачивать на протяжении десятилетий. Совершенно невероятная ситуация, которую люди, желающие получать всё больше и больше информации, никак не могли спрогнозировать. Они к ней оказались совершенно не готовы. И когда вдруг выяснилось, что эти люди вообще не клиенты сервиса, а сырьё для рекламодателей, их всех обуял страшный гнев.
Вместе с Тимом Суини люди, которые не заплатили ни копейки ни Google за поиск, ни Facebook за социальную сеть, искренне считают себя «клиентами».
Взрослые люди, объясняющие своим детям, что нельзя брать конфеты у незнакомого дяди, потому что дяди вообще-то не раздают конфеты просто так, в упор не видели никакого подвоха годами.
При этом знаете что? И в Google и в Facebook, думаю, прекрасно понимают, что если сейчас покаются и объявят свои услуги платными, выставив справедливый и прозрачный ценник, покрывающий платежи рекламодателей, лет за пять-десять их обойдут построенные с нуля бесплатные сервисы, которые точно так же будут торговать тем же самым, что так возмущает сейчас Тима Суини. Даже если вы верите в его возмущение.
Так как разорвать этот замкнутый круг? По-моему, только примерами честных сделок. И у игровой индустрии для этого есть все шансы. Они, собственно, были во времена старта Google и Facebook. Когда интернет-проекты не могли и помыслить взять деньги с пользователей, игроки разгребали с магазинных полок хиты и спокойно платили 15 долларов в месяц за MMO. Именно поэтому я считаю, что сегодняшняя Epic Games намного хуже Google и Facebook.
Если уж глава Epic Games считает игровую индустрию конкурентом других социальных площадок, стоит признать, что это намного более лицемерная среда.
До недавних пор, пока Google не стал откровенно маскировать рекламу под обычную поисковую выдачу, эта компания всеми силами стремилась соблюдать правила игры в вопросах поиска. Они боролись с накрутками, совершенствовали алгоритмы, пытались сделать результаты как можно более справедливыми. В Facebook, при всём несовершенстве их алгоритмов, насколько мне известно, тоже никто официально «лайками» не торгует, зато активно пытаются противостоять ботофермам и другим способам накрутки. То есть по-своему борются за правила игры. Итого — оба презираемых сервиса с разной степенью успешности пытаются совершенствовать алгоритмы игры даже для тех, кто не является их прямыми клиентами при здравом размышлении.
И только игровая индустрия беззастенчиво торгует правилами, причём делает это со своими же клиентами. Я сейчас не буду разбирать вопросы соблюдения приватности и того, как далеко может зайти маркетинговый отдел в отслеживании ваших действий, чтобы продать вам очередное преимущество. В конце концов, эти вещи не так просто доказать без разоблачений изнутри. Есть куда более явные примеры повсеместной торговли преимуществами в качестве основного тренда на официальных полках игровых магазинов.
Если бы Тим Суини действительно хотел поразмышлять о том, что игры становятся средой коммуникации, средой распространения мировоззрения, ему бы куда больше внимания стоило обратить на ежедневные уроки, которые даёт игровая индустрия многим своим клиентам за их же деньги.
Многие представители игровой индустрии через свои бизнес-модели дают публичные уроки тотальной несправедливости, коррупции и лицемерия. Если это не причинение вреда своим клиентам, тогда что?
О какой серьёзной ответственности может идти речь, если игровая индустрия, имея на руках объективный рост среднего возраста игрока и давнюю готовность платить за этот вид досуга, предпочла не развитие геймдизайна и алгоритмов соблюдения правил игры, а облапошивание своих же клиентов? Дело не в лутбоксах и прочих способах хитрого развода на деньги, а в куда более фундаментальных вещах.
Если задумываться о больших социальных процессах, в которых, безусловно, сегодня игровая индустрия принимает участие, благодаря распространению технологий, увеличению свободного времени и вечной тяге людей к играм, с чем сталкиваются сотни миллионов людей? С тем, что даже в игре сегодня вы не можете рассчитывать на справедливость и соблюдение правил. Никто не хочет поговорить, к примеру, об этом? Ответственно. И спроецировать эти процессы на десять лет вперёд. Глобально так.
Обратите внимание на то, как именно пытаются оправдать официальную продажу преимуществ платные и бесплатные адвокаты этих процессов. Они настаивают на том, что ни правды, ни справедливости всё равно нет. Их главная задача убедить вас в том, что ничего подобного искать не стоит не только в жизни, но даже в глубоко искусственной и формальной среде, контроль над которой у создателей куда выше, чем контроль самого авторитарного правителя над своими гражданами.
Если у вас запрос на справедливость всё же есть, давайте вернёмся к фундаментальному — сделка не может быть ни в вашу пользу, ни в пользу другого. Сделка — это взаимовыгодный обмен.
Из непонимания этого факта, из нежелания задумываться о том, каким образом другая сторона получает свою выгоду, мы приходим к ситуации, в которой разбираемся не в том, какая компания лучше, а в том, какая хуже. Сама эта постановка вопроса нас приведёт только к злости и раздражению. То есть в тупик.
Если мы хотим что-то получить, мы должны что-то дать. Запрос на справедливость не может действовать в одну сторону. А знаете, что на самом деле хотел Тим Суини? О, это очень интересно и показательно.
Неужели в конечном итоге всё дело в том, что Google не дали разместить Fortnite в своём магазине в обход собственной платёжной системы? И в этом Google упрекает человек, навязывающий всем собственную монополию, а теперь призывающий других «перестать выстраивать между игроками стены и устраивать частные монополии»?
Мне кажется, этот поразительный уровень лицемерия — как раз результат процветающего сегодня в игровой индустрии двоемыслия. Происходит это не через десять лет. А прямо сейчас. Социальные процессы — они такие. И касаются далеко не только игроков.
Если бы Тим Суини действительно хотел решить проблему, уверен, он двигался бы от общего к частному, а не наоборот. Он рассматривал бы причины, а не закономерные последствия процессов. Он бы начал с себя, потому что переключать внимание на Google и Facebook значительно проще, чем вспоминать о том, что в Fortnite до недавнего времени были тонны лутбоксов, на которых компания сделала отличный бизнес. А главной маркетинговой стратегией Epic Games Store до сих пор остаётся бесплатная раздача одних игр и монополия на продажу других. Наконец, если бы Тим Суини действительно хотел встряхнуть игровую индустрию, он указал бы на другие компании именно в игровой индустрии. Да, это было бы некорректно, но куда полезнее для внутренней дискуссии, чем критика Google и Facebook.
Формальные причины говорить о Google и Facebook у главы Epic Games действительно были:
На протяжении многих лет мы сталкивались со множеством попыток сформировать базовые правила нашей индустрии. Нам нужно внимательно на них посмотреть и собрать воедино. Потому что в следующем десятилетии будет ещё заметнее, как игры становятся одной из важнейших социальных активностей людей. Они уже не только развлечение, но и среда общения.
<...>
На нас, как на представителях этой индустрии, лежит особая ответственность, к которой стоит относиться очень серьёзно.
Так глава Epic Games причислил игры к важным социальным платформам. После чего переключился на критику новых партнёров по цеху, назвав их практики «ужасными»:
У нас есть бизнес-модели, которые извлекают прибыль, причиняя вред своим клиентам. Лидерами таких практик можно назвать Google и Facebook. Они предлагают бесплатные сервисы, за которые вам придётся расплатиться потерей своей приватности и свободы.
Ух! Смело. Но давайте попробуем рассмотреть ситуацию без эмоций.
Но ведь за каждым этим сервисом стоит огромная работа, не говоря уже об элементарной технической поддержке. Изобретённый Google алгоритм индексирования основывается на рутинной работе «краулеров», которые бесконечно шерстят каждую страницу в интернете. Количество страниц увеличивается ежесекундно. Алгоритмы совершенствуются, включая в себя поиск по картинкам, видео и аудио. Мы производим всё больше контента и хотим, чтобы весь он индексировался практически мгновенно. Ведь мы хотим получать самую актуальную информацию.
Мы хотим. И нам дают. Бесплатно. Потому что когда появлялись Google и Facebook, у нас и мысли не могло возникнуть по поводу того, чтобы ещё за это платить. Мы и интернет-то не очень понятно для чего оплачивали тогда, если не считать порносайты. И все эти гуглы с фейсбуками своей деятельностью едва покрывали мотивацию заплатить местному провайдеру. А уж неуклюжие странички, которые что-то там пытаются сделать, но выглядят при этом как плохо свёрстанная школьная стенгазета, точно не могли считаться отдельным продуктом, достойным денег.
Сейчас всё изменилось. Кроме нашей привычки хотеть ещё больше и получать бесплатно. И тут вдруг выясняется, что все эти мощности, все эти алгоритмы, все эти услуги кто-то должен был оплачивать на протяжении десятилетий. Совершенно невероятная ситуация, которую люди, желающие получать всё больше и больше информации, никак не могли спрогнозировать. Они к ней оказались совершенно не готовы. И когда вдруг выяснилось, что эти люди вообще не клиенты сервиса, а сырьё для рекламодателей, их всех обуял страшный гнев.
Взрослые люди, объясняющие своим детям, что нельзя брать конфеты у незнакомого дяди, потому что дяди вообще-то не раздают конфеты просто так, в упор не видели никакого подвоха годами.
При этом знаете что? И в Google и в Facebook, думаю, прекрасно понимают, что если сейчас покаются и объявят свои услуги платными, выставив справедливый и прозрачный ценник, покрывающий платежи рекламодателей, лет за пять-десять их обойдут построенные с нуля бесплатные сервисы, которые точно так же будут торговать тем же самым, что так возмущает сейчас Тима Суини. Даже если вы верите в его возмущение.
Так как разорвать этот замкнутый круг? По-моему, только примерами честных сделок. И у игровой индустрии для этого есть все шансы. Они, собственно, были во времена старта Google и Facebook. Когда интернет-проекты не могли и помыслить взять деньги с пользователей, игроки разгребали с магазинных полок хиты и спокойно платили 15 долларов в месяц за MMO. Именно поэтому я считаю, что сегодняшняя Epic Games намного хуже Google и Facebook.
До недавних пор, пока Google не стал откровенно маскировать рекламу под обычную поисковую выдачу, эта компания всеми силами стремилась соблюдать правила игры в вопросах поиска. Они боролись с накрутками, совершенствовали алгоритмы, пытались сделать результаты как можно более справедливыми. В Facebook, при всём несовершенстве их алгоритмов, насколько мне известно, тоже никто официально «лайками» не торгует, зато активно пытаются противостоять ботофермам и другим способам накрутки. То есть по-своему борются за правила игры. Итого — оба презираемых сервиса с разной степенью успешности пытаются совершенствовать алгоритмы игры даже для тех, кто не является их прямыми клиентами при здравом размышлении.
И только игровая индустрия беззастенчиво торгует правилами, причём делает это со своими же клиентами. Я сейчас не буду разбирать вопросы соблюдения приватности и того, как далеко может зайти маркетинговый отдел в отслеживании ваших действий, чтобы продать вам очередное преимущество. В конце концов, эти вещи не так просто доказать без разоблачений изнутри. Есть куда более явные примеры повсеместной торговли преимуществами в качестве основного тренда на официальных полках игровых магазинов.
Если бы Тим Суини действительно хотел поразмышлять о том, что игры становятся средой коммуникации, средой распространения мировоззрения, ему бы куда больше внимания стоило обратить на ежедневные уроки, которые даёт игровая индустрия многим своим клиентам за их же деньги.
О какой серьёзной ответственности может идти речь, если игровая индустрия, имея на руках объективный рост среднего возраста игрока и давнюю готовность платить за этот вид досуга, предпочла не развитие геймдизайна и алгоритмов соблюдения правил игры, а облапошивание своих же клиентов? Дело не в лутбоксах и прочих способах хитрого развода на деньги, а в куда более фундаментальных вещах.
Если задумываться о больших социальных процессах, в которых, безусловно, сегодня игровая индустрия принимает участие, благодаря распространению технологий, увеличению свободного времени и вечной тяге людей к играм, с чем сталкиваются сотни миллионов людей? С тем, что даже в игре сегодня вы не можете рассчитывать на справедливость и соблюдение правил. Никто не хочет поговорить, к примеру, об этом? Ответственно. И спроецировать эти процессы на десять лет вперёд. Глобально так.
Обратите внимание на то, как именно пытаются оправдать официальную продажу преимуществ платные и бесплатные адвокаты этих процессов. Они настаивают на том, что ни правды, ни справедливости всё равно нет. Их главная задача убедить вас в том, что ничего подобного искать не стоит не только в жизни, но даже в глубоко искусственной и формальной среде, контроль над которой у создателей куда выше, чем контроль самого авторитарного правителя над своими гражданами.
Из непонимания этого факта, из нежелания задумываться о том, каким образом другая сторона получает свою выгоду, мы приходим к ситуации, в которой разбираемся не в том, какая компания лучше, а в том, какая хуже. Сама эта постановка вопроса нас приведёт только к злости и раздражению. То есть в тупик.
Если мы хотим что-то получить, мы должны что-то дать. Запрос на справедливость не может действовать в одну сторону. А знаете, что на самом деле хотел Тим Суини? О, это очень интересно и показательно.
Что мы все обязаны осознать и принять — это необходимость обеспечить равные возможности для всех наших клиентов, перестать выстраивать между ними стены и устраивать частные монополии. В Fortnite игроки, которые проводят время со своими друзьями, играют в два раза дольше и тратят в два раза больше денег. Поддержка кросс-платформенных решений — это будущее, частью которого все мы должны стать.
<...>
Тим Суини настаивает на том, что мобильные платформы должны быть открытыми для издателей, чтобы те могли размещать свои продукты на своих условиях. По его словам, когда компания попыталась разместить Fortnite в Google Play, они получили отказ из-за того, что использовали не тот метод оплаты, который предполагается этой платформой.
Неужели в конечном итоге всё дело в том, что Google не дали разместить Fortnite в своём магазине в обход собственной платёжной системы? И в этом Google упрекает человек, навязывающий всем собственную монополию, а теперь призывающий других «перестать выстраивать между игроками стены и устраивать частные монополии»?
Мне кажется, этот поразительный уровень лицемерия — как раз результат процветающего сегодня в игровой индустрии двоемыслия. Происходит это не через десять лет. А прямо сейчас. Социальные процессы — они такие. И касаются далеко не только игроков.
49 комментариев
Обидели, не дали финансовый поток пустить в обход общих правил…
Как говорится «Если вы не заплатили за то, что читаете, значит кто-то другой заплатил за то, чтобы вы это прочитали.» Тут принцип тот же самый.
Даже если Гугл продает своих пользователей и свою аудиторию — другим предприятиям (рекламодателям). Он все еще должен создавать комфортные условия или среду для своих пользователей. (иначе они уйдут) И искать баланс между тем, что он может продать и потребностями своей аудитории. Пока баланс будет «соблюдаться», я буду пользоваться поисковиками.
Люди конечно могут критиковать, обзывать пользователей «товаром», «кормовой скотиной», но мне как-то пофиг. Потому что это не совсем так. Пользователи одновременно и клиенты и товар.
Я не вижу ничего плохого в том, что «все в выигрыше». У пользователя бесплатный поиск. У Гугла возможность зарабатывать деньги и развивать сервис. У производителей прекрасная возможность адресной рекламы.
Удивляться этому не стоит, разумеется. И да, ты прав, что лояльность пользователей нужна. Фактически, эта лояльность и есть долгосрочный капитал компании. Ведь клиенты платят за аудиторию. Но при этом странно: а) обижаться на объективное описание того, что пользователи в такой схеме «товар» и б) хоть в каком-то виде считать их клиентами.
Всё, что ты можешь в этом случае сказать — если мне не понравится, я просто уйду. Но это странная и, как мне кажется, недальновидная стратегия. У меня вопрос — ты хочешь получить эффективный поиск или тебе важнее не платить за него? Про приватность, потенциальную слежку, накопление информации и возможное её попадание в чужие руки сейчас говорить не будем. Большинство из нас защищает только то, что мы, по большому счёту, никого не интересуем. Поговорим на совершенно конкретную тему — иметь в своём распоряжении эффективный поиск.
Допустим, просто допустим, что на каком-то этапе гугл начнёт повышать вес в поисковой выдаче за прямые платежи от рекламодателей, не помечая это как рекламу. Качество поиска начнёт падать, но не драматически. А альтернатив на горизонте нет. Тебе даже толком уйти некуда, ведь до этой минуты ты своей лояльностью обеспечивал рост платежей Гуглу, и они вырвались далеко вперёд. То есть даже их искажённый поиск будет в итоге лучше, чем у конкурентов. Но он всё равно хуже, чем мог бы быть при твоей жизни, потому что принципиально преследует две цели: получить деньги от рекламодателей и сохранить твою лояльность. Он не преследует цели «обеспечить при твоей жизни самый эффективный поиск». А ты? :) Ты точно «в выигрыше»?
Я останусь. Если качество поиска не упадет значительно, а я смогу отличить замаскированную рекламу от результатов поиска.
Вообще я уже достаточно терпимо стал относится к нативной рекламе или продакт-плейсменту. (потому что могу их различить) А если я не смогу их отличить — то мне как бы и разницы нет. Остается только поаплодировать тому, кто такую рекламу смог создать. В любом случае если рекламное объявление удовлетворит мой поисковой запрос — меня это устроит.
Кроме всего прочего, не каждый мой поисковой запрос можно «монетизировать».
Альтернативы есть всегда. (скажем так, я чаще гугла пользуюсь Яндексом)
А порой приходится пользоваться менее удобными, но более узкоспециализированными инструментами.
Ну и я готов получать «несколько искаженные результаты поиска» взамен на то, чтобы для меня сервис был бесплатным. Это мой сознательный выбор. А моя лояльность к сервису будет зависеть все равно от качества поиска и степени искажения.
Проще говоря — мне не нужен «самый лучший поиск в мире». Как мне не нужна самая лучшая еда, машина или одежда в мире.
Мне нужно то, что подходит мне, что мне удобно, что удовлетворяет мои потребности. Так что да, я в выигрыше. Когда одна из моих потребностей удовлетворяется на должном уровне, причем не требуя от меня ничего взамен. Меня это устраивает.
Увы, суть сделки ты, как мне кажется, не понял. Нативная реклама не удовлетворяет твой запрос на информацию, зато удовлетворяет запрос на бесплатность. Нативная реклама явным образом пытается тебя обмануть в момент, когда ты куда-то приходишь за информацией. Подсунуть одно вместо другого. То, что ты аплодируешь тем, кому удалось тебя обмануть, немного удивляет, но не очень сильно.
Мне кажется странным утверждать, что в описанном случае от тебя не требуют ничего взамен. Каждый раз от тебя требуют твой мозг, в который пытаются вложить нужную заказчику информацию. И каждый раз за это платят. По непонятным мне причинам ты считаешь такие эксперименты безвредными, удовлетворяющими твои потребности. Не хочу тебя разубеждать, но снова сделаю акцент на том, что единственное, в чём ты можешь быть уверен — твой запрос на бесплатность действительно удовлетворён. В этом можно быть абсолютно уверенным. И это не самая лучшая еда, не самая лучшая одежда или машина. Это бесплатная еда, бесплатная одежда и бесплатная машина.
Ну и тут логичнее равняться не на конфеты, а на телевидение, которое всегда было бесплатным. А Интернет ближе всего к нему, значит, и там должно быть всё бесплатно. Ведь если ты берёшь конфету у дяди, то у дяди становится на одну конфету меньше. А если ты ищешь информацию в Интернете, то ты её ни у кого не забираешь.
Вообще тут проблема более глобальная, так как в Интернете размываются и изменяются понятия реального мира. Например, владение. Если я в реале сшил футболку, я могу её продать хоть за доллары, хоть за конфеты. Она мне принадлежит. А если я в игре сшил футболку, я тоже могу её продать за доллары? Почему она мне не принадлежит, и даже моим аккаунтом и персонажем владею не я, а издатель игры?
Ввести подписку на фейсбуке нельзя, так как критически важно затянуть туда всех родственников, знакомых и друзей. Без них фейсбук бесполезен. А вот в ММО родственники ни к чему, там лучше собрать только реально увлечённых игрой людей, с которых можно брать подписку.
Мне кажется, нет. Потому что игра — это не инструмент для изготовления футболок (мечей, космолётов, питомцев). У неё другая функция. А вот в онлайн-редакторе видео то, что ты с его помощью смонтировал, принадлежит тебе. Потому что функция видео-редактора — помочь смонтировать тебе видео.
насколько я помню, они долго бились в судах за права над Д.О.Т.А. Проиграли (ибо — логика), и решили, что раз так, то вот вам, выкусите. Против еулы не попрешь…
Так на темную сторону окончательно и переходят… 8))
Как я понимаю, там у всех рыльце в пушку?
www.blizzard.com/en-us/legal/2749df07-2b53-4990-b75e-a7cb3610318b/custom-game-acceptable-use-policy
То, что у Рефоржед лажа по многим направлениям — к конкретно к данному топику не относится.
Разве Брендана Грина, который PlayerUnknown, можно привлечь к ответственности за кражу интеллектуальной собственности у компании Bohemia Interactive на основании того, что какая-то итерация его идеи была реализована в качестве мода к ArmA 3?
Чувствуешь бредовость самих по себе помыслов о взыскании с Брендана каких-либо отчислений и предъявлении прав на его идею просто потому что он однажды решил реализовать ее в среде какой-то еще одной игры? :)
Вот точно так же и Blizzard выглядят со своими заявлениями о правах на DotA и Dota 2. Eul показал людям идею, IceFrog и Steve Feak развили ее до всеми полюбившегося режима и положили фундамент для целого жанра. А Blizzard такие смотрят, песочек сквозь пальцы сыпется, и попытались его в руках удержать. Но вышло это бредово и выглядело излишне агрессивно в отношении разработчиков модов.
Зачем предоставлять инструменты разработки модов к своей игре если через лицензионное соглашение о его использовании ты заявляешь свои права на все созданное не тобой? Я бы, лично, за такие ЛС привлекал бы разработчиков к ответственности за недобросовестную конкуренцию.
Про их разборки по поводу ДОТА и ДОТА2 — прочитал. Уяснил. Подробностей не знал. Теперь знаю.
Мне понятна мотивация Blizzard, и я признаю за ними моральное право на то, что бы получать часть прибыли от идей, которые были реализованы, обрели популярность и, собственно, начали приносить деньги с помощью платформы Blizzard. Но не более. И уж точно не присваивать себе исключительные авторские права, включая право решать кто, когда и как имеет право реализовать идею в виде отдельного продукта и зарабатывать на этом деньги. Несогласен?
С Дотой понятно — во времена её создания никто не думал, что кастомная карта может обрести такую популярность. Но сейчас-то чего? Есть идея — иди пили игру в гараже, организуй сбор средств на кикстартере. Редактор карт WC/SC-то тут при чём? :)
Суть карт и модов не в текстурках же и не в названиях. Она в геймплее, в идее. Даже если бы в Доте вместо героев были разноцветные треугольнички, она осталась бы Дотой по большей части.
Кстати, не слышал, чтобы название «Дота» было интеллектуальной собственностью Близзард. А «концепции моделек» — это совсем что-то непонятное. В Доте моделька вторична, первичен персонаж — его имя, способности, описание. И если в рамках карты разработчики были вынуждены подбирать что-то максимально подходящее из имеющихся моделек ВК3, то сейчас они могут нарисовать то, что нужно. Конечно, в каких-то общих смыслах персонаж будет узнаваем, потому что имя, способности и описание остались прежними. Но какая тут использована интеллектуальная собственность Близзард — непонятно.
Это примерно как если бы мы устроили в Эко гонки на бульдозерах и решили брать за это деньги. Возможно, SLG и закрыло бы глаза, но обвинять её в нечистоплотности, если бы она учла подобные случаи в договоре — было бы странно, не находишь?
Это именно нечистоплотность и есть. Кусают локти и закручивают гайки. Ведь Айсфрог даже на поклон к Близам приходил и предлагал с потрохами и себя, и Доту. Отказались и поплатились. Поделом!
Нужно просто разделять концепцию, которую, разумеется, Близзард присваивать не имеет права, и конкретную реализацию — модели юнитов, артефактов, имена/названия и прочее.
А какие в Dota 2 есть украденные названия, имена или модели юнитов? Я вот тоже ничего не понимаю.
Тогда, собственно, в чём проблема? Что, загрузив свои ассеты внутрь редактора карт, вы дарите их Близзарду — так эта практика везде в том или ином виде, от Дропбокса до Гуглдоков.
Например, в первой Доте почти все названия не варкрафтовские. Они придуманы разработчиками карты. Имена героев, предметов и вот это все. И почти все они благополучно перекочевали во вторую часть. А теперь как будет?
Вот значит ты все это придумал, карта твоя стала чуть ли не популярнее самой игры. Ты решаешь создать стэндэлон версию и хоба, а названия-то тебе не принадлежат. Будь добр — придумывай новые, никому неизвестные. А твои названия ловко использует Метелица, которая их себе присвоила.
Удобно.
Да и понять бы, где границы «концепции» и «конкретной реализации». Вот по нынешнему договору, 3 линии и 2 трона — это концепция или нет?
В редакторе что-то свое могли создавать неопытные, но талантливые люди. Которые что-то свое сразу создать не смогли бы, а вот в готовой среде — запросто.
Доту создавали в редакторе карт ВК3 не для улучшения узнаваемости. Очевидно же, что никто тогда об этом и не думал. Да и вряд ли кто-то представить мог, что эта карта породит целый жанр. Однако это не отменяет того, что создатели карты потрудились. И отжимать у них права на названия (ими придуманные), модельки (если бы оные ими создавались в рамках мода) и прочее — это, на мой взгляд, свинство.
Я говорю про тех, кто (теоретически, потому что примеров нет) мог бы создать в Рефорджед карту, ставшую мегпопулярной, и потом эти товарищи захотят повторить путь Доты. И тут, несмотря на то, что это свинство (с этим я согласен) — Близзард поступит совершенно справедливо, либо запретив совсем эту движуху, либо попросив процент. Ведь без готовой среды-то ничего бы не было, не так ли?
А тех, кто просто хочет сделать нечто крутое в виде карты для Варкрафта — эти изменения и не коснутся, в общем-то. Кредитсы-то никто не запрещает и страна будет знать своих героев с последующей возможностью донатов и т. д.
2. Ну теперь вот те, кто мог бы создать карту для Рефорджеда (которая могла бы потом ни во что и не переродиться, а картой могла бы быть годной), хорошенько подумают, а надо ли оно им вообще.
Как итог: я не вижу, кто от этого выигрывает. Только Бобби Котик во влажных фантазиях видит, как своими ручонками загребает чужое творение, которое несет золотые яйца.
Так возмущение вызвано как раз тем, что ни о каком «проценте» речи не идет. Сделал что-то в редакторе WC3 = сделал для Близзарда, ибо по правилам соглашения это СРАЗУ, ВСЁ, ЦЕЛИМКОМ принадлежит им.
ЗЫ. И, Народ, не надо путать авторские права и права на разные виды собственности и реализацию. Авторские права по законам современно мира НЕОТЪЕМЛЕМЫ (нельзя у автора забрать право подписывать свое произведение), а вот все остальные — запросто.
www.blizzard.com/en-us/legal/2749df07-2b53-4990-b75e-a7cb3610318b/custom-game-acceptable-use-policy
Но вообще, они там в погоне за прибылью, настолько всё запутали, что сам черт ногу сломит.
Но, по идее, в РФ (не знаю, как в других странах СНГ) попытка Близзарда забрать моральные права будет считаться незаконной.
Их уже отжали. Вместо сообщества, которое их создало, права принадлежат Valve.
А почему превращать в самостоятельный продукт может только один из тех, кто придумал? Их там много было. Но только Вальв смог подмять торговую марку под себя (ну, то есть под IceFrog'a ;-) ).
Там есть возможность добавлять свои модели, иконки, визуальные эффекты, звуки, тайлы карты, скрипты для навыков, событий, поведения ИИ и еще много чего хорошо и малозаметного.
Карта в WC3 представляет из себя матрешку. Внутри матрешки может быть как просто локация, так и полноценный пак ресурсов, сценарии для синематиков и щепотка программного кода на специальном языке скриптов WC3 — JASS2.
Полностью другую игру с помощью этого редактора, безусловно, построить не выйдет. Однако, функционал редактора был действительно впечатляющим и позволял осень сильно изменить игровой процесс на конкретной локации.
В развили все-таки не на доту 2 должна быть ссылка, а на оригинальную доту. Дота 2 запоздала к созданию жанра. К моменту ее появления были уже League of Legends и Heroes of Newerth
Так что, да, ссылка там вморожена неправильная. Спасибо! :)