Авторы Haven and Hearth подводят итоги первого месяца жизни их проекта в совершенно новом качестве. Игра не только существенно преобразилась внешне, не только обрела все функциональные прелести настоящего 3D, но и кардинально изменила свой статус. Теперь это честная попытка сделать из проекта полноценный платный онлайновый сервис. Вместе с новым статусом появились и совсем другие обязательства перед игроками.
Кажется, что Seatribe, состоящая пока из двух человек, взялась за очень сложную задачу с обязательствами и ответственностью, от которой сегодня стремятся избавиться издатели, оперирующие десятками и сотнями миллионов долларов. Но перед нами очередное обыкновенное чудо, лишний раз доказывающее, что ни миллионы долларов, ни сотни людей не могут автоматически заменить или гарантировать появление желания сделать классную, настоящую MMO. Тогда как желание – главное, что вам нужно. И умение еще, конечно же. Так что давайте посмотрим, что получилось у Seatribe за этот месяц.
Прежде всего поговорим о числах:
В этот первый месяц мы сделали около 2 000 продаж, при этом игроки оформили около 1 000 подписок (разной величины и продолжительности), что вселяет в нас по крайней мере осторожный оптимизм о будущем проекта.
Напомню, что подписка на Haven and Hearth может быть трех видов: бронзовая ($10 в месяц), серебряная ($20 в месяц) и золотая ($50 в месяц). Ни серебряная, ни золотая подписка не даст вам никаких преимуществ, если не считать таковым декоративные шляпы без характеристик. Фактически, серебряная и золотая подписки – это вид добровольных пожертвований. И так как я в пожертвования не верю, я буду исходить из того, что основная масса платежей за подписку была сделана в базовом «бронзовом» формате.
Вторую тысячу платежей можно разделить на три вида.
Поддержка обновления. Разные обновления игры приносят с собой косметические предметы, выпускаемые с ограниченным временем продажи. Можно считать их отчасти коллекционными предметами. Обычно я отношусь к косметическим предметам, как минимум, крайне настороженно. Я боюсь, что разработчики увлекутся их выпуском в ущерб геймплею. Но в этом случае есть важный фактор, смягчающий мою точку зрения. Дело в том, что все коллекционные головные уборы не содержат характеристик, тогда как в игре изготавливается огромное количество их аналогов, которые характеристики дают. И это немалые бонусы.
Верификация учетной записи. Единоразовый платеж, позволяющий играть 14 часов в неделю и не платить подписку. Здесь интересно будет посмотреть, сколько людей останется на этой модели через месяц, а сколько конвертируется в полноценных подписчиков. Единоразовый платеж, как все мы понимаем, имеет краткосрочный финансовый эффект.
Токены. Аналоги PLEX из EVE Online. Вернее, это только внешне Токены в Haven and Hearth – аналоги PLEX. Фундаментальных различий здесь вагон и маленькая. Прежде всего – в H&H нет общепризнанной валюты. Такой токен просто не на что сегодня обменять по какому-то фиксированному курсу. Со временем в игру введут возможность чеканить собственные монеты из добытого серебра, но, как правило, в прежних мирах этой игры процветал бартер. Учитывайте то, что у предметов есть еще и качество, влияющее на характеристики. Так что каждая сделка здесь – предмет внимательного изучения предложения с обеих сторон.
В этом контексте токены могли бы стать той самой универсальной валютой, хотя спрос на нее, напомню, всегда будет ограничен спросом на оплату игрового времени. Но даже если это допустить, нужно признать, что для этого в игровом мире Haven and Hearth должно произойти невероятное: в нем должны возникнуть совершенно безопасные зоны и безопасные пути перемещения грузов к ним. В этом пространстве должны происходить гарантированные и защищенные сделки. Ведь никаких аналогов аукциона или безопасных зон в игре просто нет. Давайте пофантазируем и представим, что это произошло, тем более что защищенные торговые площадки самым успешным игровым коллективам в H&H удавалось создать. Чтобы пятнадцатидолларовые токены стали валютой, ими должно обеспечиваться множество сделок. Сто сделок? Тысяча сделок? То есть в одном месте должны находиться физические аналоги суммы в 1 500 или 15 000 долларов? Я сомневаюсь в такой возможности, даже если не принимать в расчет слишком большой денежный эквивалент такого неделимого предмета, как Токены.
Так что до тех пор, пока в этом мире не существует простых и прозрачных площадок для обмена Токенов на товары (как в той же EVE Online), а товары не стоят в среднем по пятнадцать долларов, эти предметы будут оставаться большой редкостью и, возможно, даже действительно выполнять роль подарка одному из друзей. Дальше жизнь покажет. Не думаю, что сейчас покупки токенов составили какой-то существенный процент.
В итоге по количеству платежей между подпиской и другими формами монетизации мы получили соотношение 50/50. По суммам, возможно, тоже близко, если одноразовые пятнадцатидолларовые платежи заняли здесь львиную долю. Мне кажется, что так и было. Чуть позже мы попробуем выяснить у Seatribe детали.
Конвертируются ли осторожные обладатели «верифицированных учетных записей» в «подписчиков», зависит от разных факторов. Один из них – развитие проекта. Здесь Seatribe показывает впечатляющие результаты, выпуская обновления два раза в неделю. Хотя надо признать, что пока это ввод функционала, который уже был в игре. Тем не менее, ощущения очень приятные. И это на фоне огромного количества разнообразных механик, до которых руки не дошли.
Когда внутри Haven and Hearth я рассказываю своим собеседникам о возможностях этого мира, лежащими за пределами вытянутой руки новичка, то чувствую потенциальное недоверие. Но этот мир действительно обладает невероятным количеством механик и потрясающей детализацией. Каждая из них добавляет не только интерес в игру, но и потенциально может быть причиной уязвимости. Так в прошлую субботу игровой сервер был остановлен для проведения расследования со стороны разработчиков. Поводом для расследования стали бандитские рейды на два крупных поселения. Жертвы утверждали, что злоумышленникам удалось проникнуть на территорию при помощи бага, каким-то образом перепрыгнув стены, которые в итоге остались нетронутыми.
Позже в тот же день с разработчиками связался один из злоумышленников. Он в самых подробных деталях описал баг, который они применили. Вы не поверите, но прыжок через стену осуществлялся при помощи простого деревянного стула. Судя по всему, расчет был на то, что игра находится в состоянии «альфа-версии» и их действия могут трактоваться, как тестирование. Вот только результатом этого «тестирования» стали другие игроки. Для разработчиков настал момент истины. Первый, но далеко не последний. Хотя подобные инциденты случались и раньше, сейчас речь шла о людях, которые платят подписку. Причем с обеих сторон. Решение было следующим:
- Игрок, передавший детали бага разработчикам, был награжден специальным призом. На его учетную запись был отправлен специальный плащ от разработчиков.
- Персонаж этого игрока и другие персонажи, участвовавшие в нападении с использованием бага, были удалены навсегда.
- Поселение этих персонажей было разрушено прямым попаданием астероида. На его месте остались только руины. Часть уцелевших вещей могли подобрать любые персонажи, посетившие место катастрофы.
- Игрокам, пострадавшим от использования бага, был начислен месяц бесплатной игры.
- Баг был, разумеется, оперативно устранен.
Мне кажется, это очень правильное и взвешенное решение, которое довольно оперативно, в выходной день, с полноценным расследованием, выполнила команда из двух человек. Да, нам всем пришлось в выходной день обойтись несколько часов без игры. Да, сервер до сих пор может зависать и находиться в таком состоянии довольно долго. Да, было бы здорово, если бы у Seatribe появился технический персонал, способный реагировать на ситуации оперативнее. Но что невозможно не заметить – это общий очень правильный вектор.
Haven and Hearth 2.0 свалился на нас неожиданно. Пожалуй, эти ребята последние, от кого я ожидал подписки и какой-то серьезности в развитии своего мира после семи лет талантливого, но дуракаваляния. И даже когда мы решили перейти в этот проект, существенным аргументом «против» были опасения в том, что Haven and Hearth – это буквально на несколько месяцев. У меня самого они были. Сейчас лично у меня даже близко нет такого ощущения. Месяц пролетел совершенно незаметно и очень увлекательно. Вокруг в игре уже есть огромное количество удивительного и даже невероятного. Но главное, я целиком и полностью верю в чудо от этих ребят. То, что они сделали, это уже чудо, но нам гарантируют, что это только «базис» и «начало». Я, глядя на то, что и как делает Seatribe, поражая меня не только геймплеем, но и выверенной системой монетизации или очень правильным решением возникшего конфликта между игроками, верю в чудо. У этих ребят оно становится обыкновенным делом.
33 комментария
1) Не очень оперативное на взгляд пользователя сервиса реагирование на краши сервера. Особенно это критично для выходных дней, и разработчики должны сами это понимать. Каждый из нас рассчитывает своё время, когда ему заняться какими делами по дому или съездить куда-нибудь, или поиграть. И очень неприятно, когда расчет упирается в даунтайм сервера в несколько часов.
2) Неизвестность. Статус сервера «crashed» уже час. На официальном форуме в соответствующей ветке тишина. Что происходит? Разбираются ли разработчики в причине краша, проблемы ли у них со связью или хардваре, забили ли они совсем на проект? Два часа — тишина. Три часа — тишина. По-моему, это неправильно.
Прошу не воспринимать замечания как брюзжание, я верю, что ребята сами осознают проблемы. Я просто надеюсь, что они поскорее наймут/примут в команду дополнительных людей, которые помогут им избавиться от подобных неприятностей.
С хорошими шансами в выходные дни разработчики тоже отдыхают, а если что-то упало и на форуме тишина, значит разработчики вполне могут быть не в курсе. Судя по динамике поступлений в первый месяц, средства на дополнительный технический персонал у ребят появятся еще не скоро, а значит подобная ситуация — надолго. Но даже и в этом случае для всех проблем сложнее «передернуть сервер» потребуется участие самих разработчиков.
Эх. У меня первый подход к H&H оказался неудачным — есть в интерфейсе игры что-то такое (не по части оформления, а по части логики), что напрочь отбивает всякое желание в нём разбираться. :(
/me ушёл играть в Dwarf Fortress.
Он не скалируется при увеличении масштаба окна, у меня не самое плохое зрение, но я не могу ничего прочитать если разверну игру на весь экран, приходится играть в окошке (
Я тут вопрос в сторону хочу задать—если одноразовая оплата даёт аж 14 часов в неделю, то сколько ж средний игрок в ММО там может проводить? Я это не троллю и не о «вреде компьютерных игр» гундосю, а действительно интересно, как люди живут. Мне кажется, что 2 часа в день—это почти потолок, если после работы вообще ничегошеньки не делать… да и то не во все дни.
Хотя, если у кого-то свободные выходные, наверное в пару присестов можно значительную часть 14-ти часов скушать…
Если бы EVE предоставила такую единоразовую оплату, наверное я там до сих пор летал бы, и ни разу об темпоральный потолок не стукнулся. Бы.
Учитывая, что в Еву очень многие играют в режиме «поставить скиллы, сгонять пару мисок», ничего удивительного)) В ХаХ скиллы сами не качаются, так что там не пофилонишь.
Ну да, я бы плексы периодически летал, может иногда на стрёме у старателей стоял бы, красотами космоса наслаждался :) Без внутренних угрызений, что «я плачу за этот сервис, поэтому неразумно им не пользоваться», а просто, когда могу зайти поиграть—захожу, играю.
В режиме «без самонапрягов» меня хватает на пару-тройку часов любой игры в неделю.
Да ведь качаются сами как раз. :)
Если ты поставишь изучаться достаточно курьезов, то да — сможешь за полученные LP получить скиллы, поставить новые курьезы и уйти в оффлайн.
— Ага!
— Во-вторых, конфет! В-третьих… ну, загибайте, загибайте! А в-третьих, мороженого…
(«Вовка», если что :))
7-40 подьем, 8-10 выход с подьезда, 8-30 начало рабдня, 17-30 конец рабдня, 18-00 уже дома, 19-00 сытый и довольный запускаю какой то клиент, 5-6ч задротства, сон. Вот такие были у меня 6 дней в неделю, когда я играл в RedSquad'e на GranKain'e, а еще меня лайфером называли…
На самом деле, так я жил порядка 2х месяцев, потом уже начали выгорать сопартийцы потихоньку, в кп появлялись больше выходных, потом вообще 4 дня выходной, потом люди начали ныть про политику Дилвиша (обьединение RS и AM в один клан против RоА), потом на счет нехватки спотов, потом про кач в минус итд… Но ничего, зато эти два месяца были полны яркими положительными эмоциями, вспомнил былое, встряхнул пыль — ничуть не жалею о потраченном времени. А сейчас только краблю в сессионки, прохожу некоторые синглы — Middle Earth: Shadow of Mordor, Saints Row: gat out of the hell, попозже руки дойдут наконец до Ведьмака, тем более вышел большой аддон к нему.