Вспомните, как часто мы обвиняем разработчиков в том, что они что-то сделали не так, из-за чего игроки вынуждены ввести себя неправильно. Меня такой подход в разделении ответственности никогда не устраивал, потому что я видел к чему все приходило. Я пытался рассуждать об этом в контексте проблемы возникновения ботов. Я пытался говорить об альтах. О любых других вещах, которые разрушают хрупкую ткань виртуального мира. Где она находится? В нашем воображении. Несмотря на то, что по этому поводу сказано много слов и сломано много копий, я нашел одну очень подходящую цитату, которой хотел бы поделиться с вами. Но не для того, чтобы упрекнуть, а в надежде подтолкнуть к размышлению.
Я выбрал книжку о суде над Адольфом Эйхманом. В памяти смутно маячило
это имя — Эйхман, нацистский преступник, но вообще-то сам он меня мало
интересовал. Просто я увидел книгу и взял в руки. Захотелось узнать, такие
ли уж исключительные организаторские способности были у этого облезлого
эсэсовского подполковника в очках в металлической оправе. Как только
началась война, вожди нацистов поставили перед ним задачу окончательно
решить проблему евреев, иначе говоря — наладить их массовое истребление. Он
всерьез занялся этим делом и разработал план. Сомнений в том, надо его
выполнять или не надо, у него не было. В голове Эйхмана сидела только одна
мысль: как побыстрее и подешевле разобраться с евреями. В Европе он их
насчитал одиннадцать миллионов.
Сколько потребуется вагонов и сколько евреев можно втиснуть в один
вагон? Сколько процентов при перевозке умрет естественным образом? Как
утилизировать трупы, чтобы обошлось дешевле? Сжигать? Закапывать?
Растворять? Он сидел за столом и старательно высчитывал. И когда приступили
к выполнению эйхмановского плана, все пошло по его Расчетам. До конца войны
разобрались с шестью миллионами евреев (больше половины от намеченного). Но
Эйхман за собой никакой вины не чувствовал. Сидя в тель авивском суде на
скамье подсудимых за пуленепробиваемым стеклом, он, казалось, недоумевал, за
что его вытащили на широкий суд и почему вокруг него такой шум в мире. Ведь
он всего лишь технический специалист, предложивший наиболее подходящий
вариант решения поставленной задачи. Разве добросовестные бюрократы во всем
мире не делают то же самое? Почему же он один должен отвечать за то, что
сотворил?
Я читал историю этого «организатора», а вокруг, в тихом утреннем лесу,
щебетали птицы. На заднем форзаце книги Осима оставил запись карандашом. Это
был его специфический почерк.
Все дело — в воображении. Наша ответственность начинается в
воображении. Правильно писал Йейтс: «In dreams begin the responsibilities».
Иначе говоря, если нет воображения, может, и отвечать ни за что не придется.
Пожалуйста, пример Эйхмана.
Харуки Мураками. Кафка на пляже
Поймите меня правильно. Я не сравниваю игроков с нацистскими преступниками и не пытаюсь драматизировать. Рассказанная история, реальная история, это кричащий пример крайнего состояния того, куда может приводить элементарное отсутствие воображения, механистический подход, поиск эффективности во всем. Игроки разделяют ту же ответственность за состояние мира, что и разработчики. На самом деле, я считаю, что они несут даже большую ответственность за все, что происходит в игровом мире, потому что в конечном итоге для разработчиков это вопрос реальных денег, тогда как для игроков — всего-то собственной воли.
Тем не менее, существует очень распространенная философия, снимающая ответственность с игроков за любые их действия, особенно, если что-то не запрещено напрямую и не карается. И это очень недоразвитая философия, простите. Она оскорбляет как разработчиков, так и игроков. Делая из одних тюремщиков, а из других – лишенных собственной воли и морали заключенных в EULA. Да, вы никогда не предстанете перед игровым судом за большинство ваших «серых поступков». Но это исключительно вопрос вашего воображения.
26 комментариев
Жизнь тоже людей ко многому подталкивает, и соревнования в ней хватает, куда более жесткого. Если люди не могут оставаться людьми даже в игре, то что можно сказать о них в жизни? А, знаю: «это я просто в игре такой». Ни разу не встречал подтверждения этих слов в ММО.
Наверное, поэтому они используют ботов, альтов, покупку валюты и прочие прелести, которые мы здесь обсуждаем. :)
В реальной жизни большинство людей не выходит за рамки лишь из-за страха. Если страх пропадает (или появляется страх который перекрывает оной от нарушения законов/общественного мнения — стихийное бедствие, как пример), то и рамки тоже пропадут. Да, есть очень хорошие люди, но их не так много как кажется.
Именно поэтому я всегда, читая что-то в духе «я хочу отыгрывать плохого», думаю «ты бы попробовал отыгрывать хорошего, а то у плохих, как правило, все роли заняты без всякого кастинга». Но мы сейчас все же немного о другом. :)
Что как раз и иллюстрирует то, что ответственность лежит и на игроках. :)
Ты ведь говоришь о средствах. А важны цели, не средства их достижения. И твой пример хорошо это показывает. Скажи, после того, как Эйхман поставил перед собой (или принял к исполнению, неважно) цель — уничтожение евреев, разве важно, более или менее эффективными путями он ее решал? От этого зависело бы, считать его преступником или нет?
А если бы он аналогичными логистическими методами осуществлял не уничтожение, а предполагаемую мечту всех-всех евреев — переселение в Палестину, он бы был преступником?
Так, может, не эффективность и поиск кратчайших путей создают проблему, что-то другое?
Вокруг целей, средств, ответственности игроков/разработчиков и т.п. можно много и интересно говорить, там все неоднозначно. Но конкретно тут, вот с этой цитатой из Мураками — явная подмена понятий. Еще раз — я далек от мысли, что сознательная.
ЗЫ. Атрон, я не знаю, по какой схеме ты читаешь комменты к старым топикам, поэтому на всякий случай: пожалуйста, глянь мой сегодняшний коммент к «Ваше персональное солнце» :)
Но частично я отвечу. Оставим в стороне рабов-китайцев, там надо сложно говорить о сторонних этических факторах. А вот о самих евреях на веслах… знаешь, если бы (при уже поставленной цели) этот метод был самым эффективным, а переселяемые согласились бы добровольно, понимая, что часть не доживет до конца путешествия — я не вижу никаких проблем. Такие примеры в истории есть, и не один. Всякое изменение к лучшему содержит долю риска. Кстати, реальное заселение евреями Израиля примерно в таком духе и происходило :) Только там не нашлось эффективного и хладнокровного логиста, поэтому жертв было куда больше, чем могло бы…
Возможно, мы по-разному воспринимаем цитату, но для меня в ней важным было то, что Эйхман вообще не пропускал свое занятие через призму эмоций и оценок. Он не ощущал ответственности за собственные действия, хотя был частью этого процесса. Для меня цитата именно об этом.
«Я буду это делать, и эффективно, потому что мне нужен результат, но не буду вкладывать душу, потому что процесс мне неинтересен. И постараюсь покончить с этим делом побыстрее» — это ведь тоже и эмоция, и оценка. К примеру, канализацию чистить необходимо, но я сомневаюсь, что есть люди, которым это доставляет удовольствие.
Кстати, если почитать материалы процесса Эйхмана — там тоже все далеко не так просто и однозначно, как попытался представить Мураками.
Тогда я не понимаю, почему так много людей неспособны представить последствия своих поступков. Значит, что-то работает неправильно. Где-то эта информация блокируется и не доходит до эмоций. Где? Мне показалось, что ответ тоже был в цитате: «Наша ответственность начинается в воображении».
Вот смотри. Я не терплю охоту, и не слишком хорошо отношусь к людям, убивающим животных ради развлечения. Но пару раз мне приходилось охотиться исключительно с целью не ходить голодным. Я не стал лучше относиться к развлекательной охоте, но и никаких угрызений совести за бедного олешка у меня не было. Мотивация казалась мне значимой.
А ведь оленю абсолютно все равно, с какими целями я его убиваю, не?
Я так понимаю, что мы обсуждаем сейчас людей, поступающих сознательно. Потому что люди, не способные просчитать последствия своего поведения, и сами от этого страдающие, конечно, есть. Их полно. Но вроде тема была не об этом.
Хм, например в играх это как выражается? Я так сходу ни одной подобной ситуации вспомнить не могу.
[sarcasm]
Эти «козлы» не способны представить, что своими действиями разрушают восприятие другими игроками этого прекрасного мира как единого целого. Они думают, что просто прокачивают маунта, а на самом деле они «неправильно» используют механику игры.
[/sarcasm]
PS: Для ясности картины. Личное отношение. Подобная прокачка маунтов/навыков аля атлетизм в Морровинде не вызывает никакого негатива в сторону тех кто этим занимается. Ботов ненавижу, к альтам отношусь спокойно (хотя сам не могу играть несколькими персонажами).
Цитату в заметке считаю не очень подходящей.
Ну, если все-таки важно мнение автора, то эта заметка написана под впечатлением семи лет игры в MMO. :)
А твоё бережное отношение к ММО мирам и без этой заметки всем посетителям ММОзговеда хорошо известно.
Во морроувинде такая система прокачки забавляла, но через десять лет уже не смешно. Даже интересно, когда уже разработчики перестанут наступать на одни и те же грабли.
Например, Пихта недавно окончил свой эксперимент с боттами в WoW и для него Азерот как единый мир перестал существовать (ну так я понял из его слов о боттинге).
Жить не причиняя другим боли не возможно, что будет принесено в жертву ты выбираешь сам. Готов ли ты пожертвовать своим осязаемым временем и эффективностью группы ради сохранения ощущения «целостности мира» у неизвестно кого? Да еще и этот термин для тебя не несет никакого смысла.
Например я в гв2 часто убиваю всяких бабочек и зайчиков, так как предпочитаю иметь информацию о текущей задержке в игре. Если увижу РП группу, то постараюсь этого не делать. Но я не откажусь от этого занятия только потому, что это может разрушить чье-то представление о игре.
Пихта и без ботов поди не раз нарушал представление других игроков об аукционе и поведении на нем.
Не знаю почему, но к ботам отношусь прохладно. Даже когда в гв2 было по 50 ботов на человека (vabbi) им было далеко до среднестатистического грифера. Которых в свою очередь в ммо и особенно гв2 редко можно встретить.
Негативных последствий пока от этого так и не заметил :)
Сходу могу припомнить только один случай подходящий под это условие. Это объединение топовых кланов в gw2 на одном сервере, часовые очереди на WvW с закономерной и быстрой потере интереса к этой части игры. Но к частью наш сервер эта чума только коснуться успела.
Это вопрос персонального восприятия, как мы уже выяснили. :)
а) Тут реально заныкано что-то сюжетное. То есть так и надо было сделать! Ну или это опциональная ветвь сюжета, в этом случае можно подумать с точки зрения отыгрыша.
б) На самом деле оно «привинчено титановыми болтами». То есть разработчики не реализовали эту возможность. Ну или оно рухнет, но ни на что не повлияет. А ещё есть шанс найти пасхалку.
в) Game Over или что-то в этом роде… Сохраниться никто не забыл?
Слишком многие синглы поощряют весьма сомнительные решения именно с точки зрения «если оно и вправду возможно, нужно хотя бы попробовать». И какое тут воображение: попробуем — увидим, не понравится — Load. А сингл-РПГ для большинства игроков — это «перепробовать всё».