Сегодня качаем темную магию. Откапываем скелетов в шкафу, а именно мою статью 5-летней давности, основанной на статье 7-летней давности. В ней речь идет о поднятом вопросе морали в играх. Наверное в отличие от недавней заметке "О честных поединках" здесь вы найдете что-то более близкое. Да, 5-7 лет назад я тоже был каким-никаким романтиком.
Наверняка каждому приходилось слышать фразы «не путай виртуал с реалом», «это всего лишь игра» и подобные. Мне бы хотелось поделиться своим мнением по поводу этих самых виртуальных отношений и их следствий.
Я не мудрый старец и ни психолог по образованию, но за свою жизнь много чего видел и немножко разбираюсь в людях. Но это мое личное мнение и оно может не совпадать с мнением вашего соседа/младшего_брата/кореша, ну или с вашим мнением.
Многие говорят (зачастую для самовнушения), что пришли в игру играть и никогда не путают виртуал с реалом. Дескать, в игре я могу быть полным отбросом, делать так, как хочу, а в реале я пушистый розовый зайчик. Но не все так просто. Игра (и вообще инет) дает нам просто больше возможностей. Можно сделать то, на что в реале уйдет больше времени или денег. Люди приходят в игру, говоря, что находят в ней альтернативу реальности и, читая чужие посты часто видишь, что люди пишут «тут все по-другому, я могу делать то, что хочу, всякие рамки пусть остаются в реале». Но попадаешь ты в игру не новым человеком, а тем же, что ходит ежедневно (или не очень) в школу, катается в универ, работает и тп и тд. Меняется площадка, а разум остается тот же. Поэтому в игру ты приносишь свои как свои желания, так и комплекты, привычки, культуру поведения и прочее.
Что же это значит? А значит это то, что виртуал НАПРЯМУЮ зависит от реала и само понятие «путать виртуал с реалом» весьма спорное. Да, g=9.81 м/с2 в игре может равняться 0, а может и 100, но социальные составляющие (т.е. приоритетные для многопользовательских игр) остаются такие же. Вы, возможно, возразите, что игра это игра и это что-то несерьезное. Но само понятие «Игра» всегда подразумевало некую тренировку. Человек познает себя в игре.
«Высшая ценность Игры — не в результате, а в самом игровом процессе. В любой разновидности Игры присутствуют в различном соотношении два первоначала. Первое из них связано с острыми эмоциональными переживаниями игроков и наблюдателей, достижением возбужденно-экстатического состояния; второе, напротив, рационально по своей природе, в его рамках четко определяются правила Игры и строго требуется их соблюдение.»© Новейший философский словарь
В игре есть правила, которые накладывают на играющего какие-то ограничения. То, что не описано правилами человек берет из жизни. Из «реала». Он проецирует свои знания и предубеждения на игру.
Считается, что большинству игр присущи следующие главные черты:© Ру.Википедия
— свободная развивающаяся деятельность, предпринимаемая лишь по желанию, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата.
— творческая, импровизационная, активная по своему характеру деятельность.
— эмоционально напряженная, приподнятая, состязательная, конкурентная деятельность.
— деятельность, проходящая в рамках прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры.
— деятельность имеющая имитационный характер. «Игра не есть «обыденная» жизнь и жизнь как таковая. Она скорее выход из рамок этой жизни во временную сферу деятельности, имеющую свою собственную направленность. Даже малое дитя прекрасно знает, что оно играет лишь «как будто взаправду», что это все «понарошку».
Но уйдем от философии и рассмотрим наши игры. Никогда не поверю, что в игре человек „перерождается“ и становится АБСОЛЮТНО другим. Т.е. если ему нравится оскорблять, унижать других, то в реале он этого не делает. Не верю. Да, необязательно он должен делать это в слух, но „про себя“ он ругает других, оскорбляет их, пытается унизить. В игре это сделать проще, так как последствия будут другие. Можно зайти и облить дерьмом другого игрока. Он не настучит тебе по голове (хотя и такая вероятность есть).
Точно также в игру человек приносит свою зависть, жажду стать первым. Если человек по головам идет в игре, чтобы стать лидером расы, лучшим игроком и тп, то и в реале данный человек сделает также. Другой вопрос „будет ли у него такая возможность за рамками игрового клиента?“. У кого-то будет, у кого-то игра единственный способ удовлетворить свое желание быть „лучшим“.
И моральные принципы будут такие же, как в „реале“. Можно пытаться казаться всем самым добрым и ласковым, но делать это всегда и довольно продолжительное время невозможно. Когда-то ты раскроешься, и все увидят твое истинное лицо. Можно попытаться оправдывать свой мерзкий поступок той же фразой „это игра, не путай виртуал с реалом“, но если тебе нравится доставлять человеку боль, пусть и в виртуале, то ничего хорошего в этом нету. Нельзя полностью вычеркнуть чувства во время игры. Да и нужно ли это кому-то? Ты делаешь человеку гадость, он из-за нее переживает. Если тебе сделают гадость в игре — ты будешь готов порвать этого „мерзавца“ и разорвать его на мелкие куски. Но до этого момента (т.е. до попадания в ранг оскорбленных) ты будешь упорно заявлять, что „не путаешь виртуал с реалом“. Не верю. Все путают, ведь игра только „расширяет рамки“, а разум и чувства остаются те же.
Но не все так утопично, в игре любому есть возможность проявить себя как хорошего человека (заметно делать добро в реале достаточно трудно), как отличного журналиста, как грамотного руководителя, как умного банкира, как хорошего психолога. Ты тренируешь эти качества и игра очень сильно способствует этому. Кто-нить, скажите пожалуйста, ЗАЧЕМ тренировать в себе жестокость? Зачем учится писать гадости, зачем унижать других? Это не тренировка твоих умений, это проявление твоей слабости.
Да, мы пришли в игру играть, мы хотим получать фан. Кто-то для этого проводит бои, кто-то занимается экономикой. Кому-то нравится доказывать всем, что он сильней других. Но ему при этом пофиг на отношение других к игре. Он нападет, оскорбит, начнет диктовать условия. А на ответную реакцию всегда напишет „это всего лишь игра“. Назовет возмущающегося противника ненормальным, так как он не понял этого. Все эти „силачи “НеРЕАЛьщики» мне напоминают Герострата, который для того, чтобы прославится потомкам, сжег храм Артемиды. Много ли дивидендов можно получить с таких вложений? Сделать так, чтобы тебя боялись не так трудно. Трудней сделать так, чтобы тебя при этом уважали, а не ненавидели.
Ценность игры как раз в том, что можно стать лучше, «Свободная развивающаяся деятельность» написано в Википедии. Согласен с этим. Именно с «развивающая». Не считаю смыслом игры деградацию и переход из цивилизованного мира в джунгли.
Еще хотелось бы добавить, что, играя, мы познаем мир. Учимся противопоставлять себя «реальным» трудностям. Тренируйтесь, обязательно пригодится в жизни.
Но те, кто тебе вставляет палки в колеса тоже «полезны». Как говорят панки «Что нас не убивает — делает нас сильнее». Я, поиграв в разные игры, стал немножко сильнее. Мне уже не доставить такой боли, как это было раньше. Вот когда осознаешь, что мало чего из игры может сделать тебе плохо, тогда и понимаешь, что «не путаешь реал с виртуалом» и то, что «это всего лишь игра». Тебя оскорбляют, на тебя нападают, а ты сидишь и понимаешь, что человек зря только тратит время и силы, так как есть люди, которые ценят твое мнение и тебя как личность, а не как персонажа N-цатого уровня. Тренируйся в игре, тренироваться в реале гораздо трудней и болезненней.
44 комментария
*-)
Можешь и отомстить любимой жене, если тебе полегчает, только наврядле получится, ей то по барабану уже :)
*-)
И я нигде не говорил что ганк это ок. Ганг это плохое поведение, но на ганг я могу дать сдачи, а могу сделать еще хуже и наказать ганкера если меня это задевает, оскорбления могу заигнорить, но предательство простить не смогу ни в реале, ни в игре.
А вы мне пытаетесь доказать что оскорбление и предательство это одни и те же вещи и вызывают те же эмоции. Наверное поэтому в такой стране и живем, что большенство с вами согласно, а не со мной.
Я бы не спрашивал, но судя по твоим примерам, ты считаешь, что кто-то обязан вести себя так, а не иначе — по умолчанию. Не потому, что он взял на себя эти обязательства и потом нарушил их, а потому, что так кажется правильным тебе. Вот скажи, я могу, например, добавить в твой список «Любовь, дружба, честь, семья, братство, Родина» слово «религия»? Есть масса людей, считающих именно так.
Так чем это отличается от позиции: всякий ганкер «становится для меня подонком «реальным», а не «игровым», так как морально бьет он по мне в реале»?
А гопники что? Морально меня давно не трогают, ну не удалась у них жизнь в реале, не могут они самоутвердиться по другому, я их даже пожалеть могу, кто-же на убогих обижается.
Да и семья под вопросом. Если семья — это люди, которых ты выбрал сам, то да. А если речь идет просто о кровном родстве, то ты не подисывался быть верным ни своему двоюродному дяде, ни своему брату, ни своим родителям. Просто так родился, это же не обязательство само по себе.
На случай, если непонятно: это не точка зрения. Это я пытаюсь показать, что твоя позиция по отношению к предателям логически не более обоснованна, чем такое же отношение — к гопникам.
Ответьте на вопрос?:
Вы испытаете те же эмоции, когда вас на улице гопнули или побили незнакомцы или когда вас кинул лучший друг с бизнесом всей вашей жизни, или ушла жена к более успешному, хотя вчера клялась в любви, а вы ей по любви еще и все имущество переписали?
Через сколько вы забудете случай с гопниками? И забудете ли вы когда нибудь случай с предательством жены\друга? Что больнее для вас?
В игре эмоции зависят от степени погружения, они меньше, но пропорции те же что и в реале.
Ни через сколько. И если смогу, найду и постараюсь обеспечить максимально неприятную жизнь. Постаравшись при этом не испортить собственную.
А вот бывшей жене я простил со временем сделанные ею без моего ведома колоссальные долги. Тоже предательство своего рода. Люди разные…
Ведь с тем же успехом я могу сопоставить ситуацию, когда побили до степени инвалидности, с изменой не такой уж любимой жены. Степени и крайности мы в дискуссии придумываем сами, и не дай Бог нам столкнуться с чем-то плохим в жизни.
Просто прошу отметить — ваша эмоциональная реакция говорит о том, что вы очень даже чувствительно относитесь к нарушениям собственных моральных норм. Для вас предательство — худшее преступление. Для кого-то в эту категорию попадают и другие нехорошие поступки. Я встречала людей, которые вообще утверждали, что никакого предательства не бывает, есть «кидалово» в бизнесе, но бизнес — это не про доверие, а если «друг оказался вдруг» или жена ушла к другому, ты сам всегда в этом виноват. Я не согласна с этим, если вдруг что, просто видите — бывают люди, которые в это верят и подводят под это теоретическую базу. Теоретически — да, на гопников они обидятся больше. Во встрече с гопниками они-то точно не виноваты :)
Моральные нормы у каждого свои. Но когда наступают на ваши заградительные полосы — смотрите, как вы реагируете. Почему же нельзя возмущаться остальным?
Для меня совершенно наоборот. Жаль что людей с такими же взглядами в наше время меньшинство.
По лицу нынче получить обидно, не то что за Родину умереть. А Родину можно и продать, что-бы не получать по лицу. Так что-ли? Тем более . Это нынешние моральные нормы? Никогда не приму эти нормы, и не по пути мне с людьми их придерживающимися.
И где я таки могу получить свою долю?Вот что мне нравится в таких вот рассуждениях о продаже родины… Вам что это реально предлагали что ли? Вот больше всего рвут на себе рубаху те, кому никто никогда такой вариант сделки не предложит.
легко говорить, что ты чистый и хороший когда ничего такого сделать возможности просто нет.
народ, сначала откажитесь продать а потом рассуждайте. а то пока жареный петух не клюнул мы все крутые патриоты.
Ну кроме меня. я вообще родился в одной стране вырос в другой. живу в третьей. Хотя ни одну не приглось продавать.
Не давали хорошей ценыАга именно поэтому — не возникало вопроса.
Гильдия (клан) в игре для одних Родина, а для других кормушка.
История не знает сослагательного наклонения. Государству полезно иметь таких бойцов, каких Вы описываете. И оно воспитывает их презирать тех, кто думает иначе. Такими массами гораздо легче управлять и каждое государство заинтересовано в том чтобы таких людей было больше.
В этих рассуждениях есть большой изъян. Вы гордитесь, например, Советами, но забываете про то, что на месте солдат фашистской Германии могли оказаться и Вы, уродись Вы в том месте и в то время и точно так же сражались бы не пойми за что. Хотя как не пойми — за Родину видать.
Про фашистов некорректная аналогия, они воевали не за Родину, а за идею, и далеко не все немцы эту идею поддерживали.
Так вот давайте проведем аналогию с играми, замените государство на гильдию и получите:
Да, это моя гильдия, где воспитывается любовь\уважение к согильдийцам, а ресурсы вторичны. Хотя сейчас больше распространены среди топ гильдий — гильдии кормушки, где главное профит для персонажа, а не люди, топ-игроки покупаются, мелкие кланы разрушаются (этакое США). Они обычно сильнее и стремятся к тотальному доминированию.
Такие гильдии мои игровые враги, а люди которые во время войны были перекуплены или сдались под натиском врага — предатели.
Замечание просто на правах мысли для обдумывания. А понятие Родины это не идея или сверхидея сама по себе?
То есть насколько правильно противопоставлять «Родину» и «идею»?
Я даже выношу за скобки, что фашисты воевали не за Родину, а за идею, потому что это довольно неоднозначное утверждение, на мой взгляд.
Раз, и два. Могу еще пару тысяч накидать. Пропаганда работает как у нас, так и у них. Просто так сложилось, что руководство Германии напало первым. Руководство! Со стороны рядового солдата все выглядело совсем по другому.
Вот, пожалуйста, почитай и подумай.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Третья_волна_(эксперимент)
А вот человек, с которым вы росли и дружили, строили планы и боролись за идею, и который вдруг, неожиданно теперь стал твоим врагом. И мне не важно за сколько и за что. Он предатель. Он гораздо страшнее и опаснее врага. Он сдаст все твои планы, обрисует твои слабые места, ведь ты ему доверял, а он твое доверие использовал против тебя.
Это же известный эффект. Например, у любого разведчика/нелегала, вынужденного долгое время играть не того человека, каким является, либо съезжает крыша, либо характер подстраивается под маску. Описано много раз.
Даже актеры, долгое время играющие какую-то роль и вживающиеся в нее — со временем отчасти попадают под влияние персонажа и есть специальные актерские техники, позволяющие выходить из-под этого эффекта. А актеру много проще, т.к. он играет по сценарию, а психологические установки дает в первую очередь целеполагание и принятие собственных решений.
Вы перевернули мой мир.
Я вот наверняка в своей жизни проходил в какой-нить игре миссии за
протосовфашистов, что мне теперь и Дахау припишите?Ты не поверишь…
[Сорри, не смог устоять. :-)]
А вот
протосыфашисты в сингл-игре тут ни при чем. Игры чаще всего и построены так, чтобы персонажи воспринимались как условные фигурки и вживания в роль не предполагают. Кроме ММО. Наверное, можно воспринимать других персонажей и в ММО, как безличные и не имеющие эмоций фигурки, а не как игроков-людей. Но вот таких игроков я почему-то тоже видеть в играх не хочу :)