Я испытываю смешанные чувства при каждом новом анонсе кроссплатформенной MMO. Возможно, во мне говорят старые предубеждения PC-игрока, тогда как современные консоли по своим возможностям давно существенно продвинулись вперед и все эти проблемы с обновлениями и прочим остались в прошлом. Я понимаю, что текущее поколение приставок может выдавать картинку, ничуть не ранящую мое чувство прекрасного. Да и никогда мои опасения не касались визуальной составляющей. Также я не думаю, что любое управление, подстроенное под в чем-то скованное игровым контроллером, а в чем-то наоборот – раскрепощенное приставочное управление, будет для меня серьезным сдерживающим фактором. И даже самый большой вопрос – «а как общаться с незнакомцами в MMO?» — на приставках давно побежден при помощи специальных контроллеров со встроенной клавиатурой.
Кроссплатформенность дает дополнительную аудиторию, по отношению к которой у меня совершенно точно нет каких-то негативных эмоций или предубеждений. Но чувство того, что при этом такой шаг в определенной степени ведет к примитивизации объекта распятия между платформами не покидает ни на минуту.
Возможно, все дело в том, что процесс разработки таких MMO зачастую не предусматривает кроссплатформенность в своем изначальном базовом замысле. Как ни крутите, но любая платформа имеет свои особенности. Им игра или соответствует, или игнорирует их существование. Эти особенности касаются не только технической стороны, но и игровой философии платформы. Тем не менее, я уверен, что общего между людьми намного больше, чем различного в особенностях платформ. И значит любая хорошая игра может апеллировать к любому человеку, независимо от выбранной им игровой платформы.
Да что говорить, если моя мама при упоминании о компьютерных играх, не разбираясь в квазирелигиозном разделении платформ, каждый раз вспоминает единственную игру, за которой она со своим внуком провела многие часы, наблюдая, сопереживая и подсказывая. «О да! Shadow of the Colossus!».
Одной из первых кроссплатформенных MMO былa Final Fantasy XI, вышедшая, что интересно, сначала на Play Station 2, и лишь спустя полгода появившаяся на PC. С ее идеологической наследницей случилась совсем другая история. Выйдя на PC и получив массу упреков, в частности, из-за неудобного интерфейса, явно изначально рассчитанного на геймпад, она так и не добралась до приставок в свою первую короткую историю. Закрывшись на реконструкцию, Final Fantasy XIV собирается выйти сразу на PC и PS3 27 августа этого года. Также объявлен выход на новенькой Play Station 4.
Ну, и, конечно, нельзя не упомянуть объявленную буквально вчера кроссплатформенность The Elder Scrolls Online, а заодно и перенесенную на весну 2014 дату запуска проекта на всех платформах. Древним Свиткам не привыкать к стремлению успешно распространиться на все игровое.
Отдельно во всей этой истории стоят планшеты. До сих пор не совсем понятная ситуация с безумной популярностью Lineage, по моим ни на чем конкретно не основанным догадкам, может в частности заключаться в ее легком портировании на планшеты, что в совокупности с невысокими на сегодняшний день техническими требованиями, позволят запускать ее на чем угодно.
А вот новая Lineage Eternal уже изначально стремится покорить планшеты. Так многие заклинания явно рассчитаны на быстрые движения пальца по глянцевой поверхности экрана.
И, возможно, в этом находится ключ к успеху кросплатформенных MMO. Если представить MMO, как вершину игростроения, как огромный и глубокий виртуальный мир, то легко вообразить его перекрестком, на котором могут встретиться любые технологии и игровые философии. DUST 514 пример, с одной стороны, явной специализации на платформе и сессионной игре, а с другой – вплетения в большой виртуальный мир, живущий в режиме 24/7, где каждое действие имеет последствия. Что сразу дает куда больше глубины, чем вечный бой непонятно за что.
Отдельные задачи и специализации в зависимости от платформы и ее философии? Почему нет? Всеохватность и доступность мобильных устройств в любое время и в любом месте так и просится в руки торговцев. Активная боевая система в совокупности с геймпадом может быть гремучим коктейлем, тогда как точное прицеливание лучше обеспечит мышь PC. Классы, завязанные на платформы? Почему нет? Я не настаиваю, это просто предположение. Потому что хочется красоты реализации, а не очередного натягивания одной схемы на разные платформы с разной философией, в результате чего кого-то неизбежно придется приносить в жертву. С кроссплатформенностью все в порядке. Ее просто нужно уметь правильно применять.
21 комментарий
Тот же kinect, по-моему сейчас работает и с Xbox и с Windows.
Куда интереснее рассматривать kinect и playstation eye с их motion tracking и микрофонами как потенциальные устройства коммуникации между игроками в MMO. Потенциально эти устройства помноженные на отсутствие клавиатуры могут вывести внутригровую коммуникацию на консолях на совершенно новый уровень.
Как-то мне страшно становится от общего голосового чата с незнакомцами. К буквам более спокойное отношение.
И колдовство жестами. И много много всего.
Вот например. Обратите внимание на соотношение запрошенной и собранной суммы.
Это действительно новый и интересный игровой опыт, сильно отличающийся от PC.